Ремонт аккумуляторной батареи автомобиля камаз
Разборку аккумуляторной батареи или отдельных неисправных аккумуляторов производят в следующей последовательности:
— отсоединяют от выводных штырей межэлементные соединения при помощи трубчатых сверл, которыми высверливают кольцевую канавку;
— нагретой лопаткой удаляют мастику после предварительного нагрева ее под нагревательным колпаком;
— снимают крышки аккумуляторных батарей при помощи съемников;
— удаляют блоки пластин из баков при помощи захватов;
— блоки разъединяют на полублоки и промывают в проточной воде;
— промывают пластмассовые сепараторы при отсутствии в них повреждений;
— промывают банки аккумуляторных батарей и проверяют их целостность.
Рис. 1. Оборудование для отливки деталей аккумуляторных батарей:
1 —тигель; 2 — ковш; 3—форма для отливки межэлементных соединений; 4 — готовая деталь; 5, 6 — формы для отливки бареток; 7 — баретка; 8 — шаблоны для отливки бареток; 9 — мастиковарка; 10—электроплита
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
После дефектации деталей аккумуляторной батареи негодные пластины заменяют новыми.
Баретки, межэлементные соединения и выводные штыри изготовлены из свинца. При разборке аккумуляторной батареи они повреждаются, поэтому их изготавливают заново отливкой в формы. Оборудование для отливки деталей аккумуляторных батарей показано на рис. 1.
Вновь изготовленные и отремонтированные детали поступают на комплектовку и сборку аккумуляторных батарей.
Источник
Запчасти КАМАЗ
ИП Гараев Г. М.
Тел.: 8552 77-60-30
ООО БашТехАвто
Тел.: 347 233-94-99
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
При сервисе 1 проверьте уровень электролита в аккумуляторных батареях . Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долейте дистиллированную воду. Доливайте воду непосредственно перед выездом автомобиля КамАЗ на линию.
Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки — трещины моноблока, а также отслоения и трещины мастики.
При сервисе 2 выполняйте следующие операции:
- очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытрите чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смажьте техническим вазелином;
- проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия;
- смажьте выводы и перемычки аккумуляторных батарей ;
- проверьте состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей);
- доведите до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях , при этом измерив плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует снижению емкости батареи на 5. 6%, поэтому степень разряженности батарей можно определить по табл. 53 , учитывая температурную поправку.
Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см3. Если разность превышает указанную величину, батарею снимите с автомобиля и поставьте на заряд. В конце заряда проведите корректировку плотности.
Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.
Батареи, разряженные зимой более чем на 25 %, а летом более чем на 50 %, снимите с автомобиля и зарядите на зарядной станции.
Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батареи продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Поэтому помните, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.
Таблица 53 .Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита (при 15°С)
Плотность электролита, приведенная к температуре 15°С, г/см3
Полностью
заряженная батарея
Ремонт аккумуляторных батарей
Перед ремонтом аккумуляторной батареи очистите от пыли и грязи жесткой волосяной щеткой и протрите влажной ветошью. Затем тщательно осмотрите моноблок, заливочную мастику, межэлементные соединения и полюсные выводы, проверьте уровень и плотность электролита в аккумуляторах , измерьте ЭДС.
Трещины в заливочной мастике устраните электрическим паяльником со специальными насадками. При работе с паяльником герметизирующие пробки должны быть ввернуты в заливочные горловины крышек. Не пользуйтесь для этой цели открытым пламенем. Если в мастике имеются глубокие трещины или отслоения от моноблока, то ее удалите и залейте поверхность батареи новой расплавленной мастикой. Мастику для заливки приготовьте в мастиковарке на электрической плитке. Температура расплавленной мастики должна быть 190. 220 °С.
Перед заливкой мастики поверхность батареи очистите ветошью, смоченной раствором соды, от электролита и протрите насухо. После заливки удалите излишки мастики и выровняйте поверхность нагретым паяльником.
Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.
Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протрите ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протрите насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.
Сульфатация — это образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца.
Признаками сульфатации пластин являются:
- быстрое повышение температуры электролита при заряде из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов;
- плотность электролита при зарядке почти не повышается или повышается очень медленно;
- газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко начинается при включении аккумулятора на заряд);
- при заряде напряжение аккумуляторов в начале держится повышенным, а затем очень медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы, около 2,3 В против 2,6. 2,7 В у исправных аккумуляторов;
- при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно ниже гарантированной.
Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение в начале заряда сульфатированных батарей иногда приводят к неправильному определению окончания заряда батарей.
Сульфатация возникает вследствие:
- длительного нахождения батарей в разряженном состоянии;
- систематического недозаряда батарей;
- снижения уровня электролита в аккумуляторах ниже верхнего края пластин;
- применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для климатических условий эксплуатации.
Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления пластин, можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжайте до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5. 6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядите аккумулятор током 19 или 9,5 А, до напряжения 1,7 В (при 10- или 20-часовом режиме соответственно) на аккумуляторе, слейте из батареи электролит, промойте аккумуляторы дистиллированной водой и проверьте, нет ли короткого замыкания. При обнаружении замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор разберите. Затем залейте в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядите батарею током, сниженным наполовину от нормального. Заряжайте до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5. 6 часов, затем доведите плотность до нормальной и проведите контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторите указанные операции.
Отстающий аккумулятор — это аккумулятор, снижающий емкость батарей более чем на 10%. Отстающие аккумуляторы можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах.
Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.
Отстающие аккумуляторы дозаряжайте отдельно, по окончании заряда исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям отстающего аккумулятора подсоедините провода через дополнительный реостат и заряжайте тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем проведите контрольный заряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядите его отдельно, как указано выше.
Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера. Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину ЭДС, а под нагрузкой низкое напряжение. Причинами обрыва могут быть расплавление или облом полюсного вывода батареи, обрыв блоков пластин, нарушения межэлементного соединения. Внутренние обрывы электрической цепи могут стать причиной разрыва моноблока из-за взрыва гремучего газа от искры.
Нарушение пайки межэлементного соединения устраните приваркой нарушенного соединения угольным электродом. При наличии внутреннего обрыва аккумулятор разберите, затем отремонтируйте блок пластин с полюсными выводами.
Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) состоит:
- из предварительного полного заряда;
- контрольного разряда;
- окончательного полного заряда.
Предварительный полный заряд проводите зарядным током, указанным в технической характеристике батареи.
Перед началом контрольного разряда температура электролита, замеренная в среднем аккумуляторе батареи, должна быть в пределах 20. 30°С. Величину разрядного тока устанавливайте равной зарядному току и поддерживайте в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.
Напряжение на аккумуляторах и температуру электролита замеряйте при включении на разряд и далее через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения проведите через каждые 15 мин, а при снижении до 1,75 В контролируйте непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумулторе напряжение упадет до 1,7 В, отключите батарею от разрядной цепи.
При контрольном разряде записывайте время включения батарей на разряд и начальную температуру электролита, также время окончания разряда и конечную температуру электролита. Полученную при разряде емкость в ампер-часах приведите к температуре 30°С по формуле
С 30 = С р / 1 + 0,01 (t° -30)
где С 30 — емкость аккумуляторной батареи, приведенная к 30°С, Ач; С р — емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, Ач; t° — средняя температура электролита батареи во время разряда; 0,01 — температурный коэффициент емкости.
Емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если батарея при разряде отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется; она должна быть сдана в эксплуатацию.
Окончательный полный заряд проводите нормальным зарядным током с соблюдением всех правил и доводкой плотности электролита в конце заряда.
Не допускайте перерыва между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда более 12 ч.
Источник
Поверка и зарядка аккумулятора Камаз
Закрепить электропровода на выводах стартера.
Моменты затяжки – 55-59 Н м (5,6-6,0 кгс/м).
Довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях.
Для приведения сухозаряженных батарей в рабочее состояние необходимо:
Снять защитный кожух и крышку батареи (при их наличии); очистить поверхность батареи от пыли, а болты выводов – от смазочного материала; вывернуть пробки и срезать выступы на них; залить небольшой струей электролит плотностью, указанной в таблице 3.
Уровень электролита должен быть не ниже торца тубуса горловины.
Электролит для заливки батарей готовят разведением аккумуляторной серной кислоты (ПО ГОСТУ 667-73) в дистиллированной воде (ПО ГОСТУ 6709-72) согласно таблице 4.
Для заливки одной батареи необходимо 12 л электролита.
Температура заливаемого в батареи электролита должна быть 15-30’С.
После пропитки пластин, не раньше, чем через 20 мин, и не позже, чем через 2 ч, следует измерить плотность электролита. Если плотность понизится более чем на 0,03 г/смз, надо зарядить батареи.
Перед зарядом батареи температура электролита должна быть не выше 35 °С.
Сила зарядного тока батареи должна составлять 19 А. Заряд батареи необходимо проводить до начала обильного газовыделения во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.
В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 «С. При достижении этой температуры следует уменьшить силу зарядного тока наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30-35 «С.
В конце заряда, если плотность электролита, измеренная с учетом температурной поправки по табл. 5, будет отличаться от нормы, указанной в табл. 3, надо провести коррек
Тировку плотности электролита. Это достигается доливкой дистиллированной воды при плотности электролита выше нормы и доливкой раствора кислоты плотностью 1,4 г/смз, когда она ниже нормы. После корректировки нужно продолжить заряд батареи в течение 30 мин для полного перемешивания электролита.
Через 30 мин после окончания заряда следует:
Необходимо проверить уровень электролита и, если необходимо, довести его до нормы (не ниже торца тубуса горловины); ввернуть пробки и протереть поверхность батареи ветошью, смоченной в 10% растворе амиллиметраиака или кальцинированной соды.
В процессе эксплуатации аккумуляторных батарей на автомобиле необходимо не реже 1 раза в две недели проверить:
Надежность крепления батарей в гнездах, плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. При необходимости очистить батарею от пыли и грязи , прочистить вентиляционные отверстия; уровень электролита во всех аккумуляторах и при необходимости долить дистиллированную воду до торца тубуса горловины.
В холодный период времени, во избежание замерзания, воду надо доливать непосредственно перед пуском мотора.
Не реже 1 раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного пуска мотора следует проверить степень заряженности батарей по плотности электролита в соответствии с таблицей 6. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, нужно снять с автомобиля камаз и поставить на заряд.
Хранение аккумуляторных батарей. Новые сухозаряжен – ные аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в закрытых помещениях при температуре до минус 50 °С.
Батареи следует установить в один ярус крышками вверх, при этом должна быть обеспечена защита от попадания прямых солнечных лучей.
При хранении батарей герметизирующие пробки должны быть плотно ввернуты в заливные горловины крышек.
Аккумуляторные батареи, приведенные в рабочее состояние и не установленные на автомобили или временно снятые с них после небольшого периода работы, надо полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району. Эти батареи по возможности устанавливают в помещении при температуре не выше нуля. Минимальная температура должна быть не ниже минус 30 «С.
Время нахождения батарей в таком состоянии – период бездействия.
Если батареи в период бездействия находятся при температуре выше нуля, то ежемесячно нужно производить их подзаряд. При температуре ниже нуля следует ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только при снижении плотности более чем на 0,04 г/см3.
Примечание. При измерении плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры на 1 ‘С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении температуры на 1 ‘С – увеличивается на 0,0007 г/см3. Внимание! При приготовлении электролита нужно вливать кислоту в воду, а не наоборот. Таблица 5
Примечание Если температура электролита выше 30(С величина поправки прибавляется к фактическому показанию денсиметра. Если 20 ‘С – вычитается. При температуре электролита в пределах 20-30 ‘С поправка на температуру не вводится.
Срок хранения залитых электролитом батарей при температуре ниже нуля не более 1,5 лет, а при температуре выше нуля – не более 9 мес. в пределах гарантийного срока эксплуатации.
Источник