- Фрикционные диски в автоматической коробке передач: замена, стоимость
- Фрикционные диски
- Причины выхода из строя фрикционов
- Признаки неисправности фрикционных дисков
- Замена фрикционов АКПП
- Замена фрикционов в автосервисе
- Срок службы автоматической коробки передач
- Фрикционы АКПП — Замена пакетов | Неисправности | Советы
- Принцип работы фрикционов в акпп
- Типы фрикционов акпп
- Диагностика и проблемы
- Замена фрикционов АКПП
Фрикционные диски в автоматической коробке передач: замена, стоимость
В автоматической коробке передач также есть сцепление, как и в механической трансмиссии, но вместо корзины и диска установлены фрикционы АКПП.
Фрикционные диски
Автоматическая коробка передач – сложное устройство, состоящая из множества различных деталей:
- корпуса;
- гидротрансформатора;
- шестерен (в том числе и главной передачи);
- селектора;
- масляного насоса;
- пакета фрикционов;
- входного и выходного валов;
- фильтра;
- гидроблока (еще его называют гидравлическим мозгом).
Фрикционные диски (ФД) работают вместе со стальными дисками (СД), принцип работы здесь такой же, что и в сцеплении с механической коробкой передач. Если фрикционы не прижаты к стальным дискам, входной и выходной валы разъединены, и автомобиль стоит на месте. Когда гидравлический поршень прижимает фрикционы к СД, вращающиеся валы АКПП соединяются, и если включена передача, машина начинает движение. Все передачи собраны в пакет (в одном корпусе вставлены друг в друга), и они имеют разные размеры – чем ниже передача, тем крупнее шестерни.
Фрикционы бывают двух типов – 1-сторонние и 2-сторонние, односторонние ФД имеют с одной стороны поверхности стальной слой, с другой – специальный картон. В автоматических коробках нового типа применяются двухсторонние ФД, они изготавливаются из очень прочного металла с накладками из графита. Современные фрикционы способны выдерживать высокие температуры – графитовое волокно отлично поглощает тепло, и ФД не горят при достаточно сильном нагреве.
Причины выхода из строя фрикционов
Приблизительно 50-60% всех поломок в АКПП связано с выходом из строя ФД, еще часто говорят, что фрикционы горят. Основные причины сгорания фрикционов:
- естественный износ деталей;
- недостаток трансмиссионной жидкости в коробке передач;
- перегрев дисков из-за недостаточной силы прижатия или неисправной системы охлаждения (например, засорен радиатор АКПП);
- несвоевременная замена ATF масла в трансмиссии.
Если при переходе с одной скорости на другую ФД могут проскальзывать, возникает дополнительное трение, и фрикционы горят.
Признаки неисправности фрикционных дисков
Проблемы со сцеплением в автоматической коробке передач можно определить по следующим признакам:
- при переключении в положение «нейтраль» автомобиль продолжает двигаться, и это означает, что ФД приварились к СД;
- при переключении скоростей ощущаются толчки;
- на работающем двигателе слышен металлический звук в коробке передач, когда автомобиль стоит на месте;
- от трансмиссионной жидкости исходит горелый запах;
- пропала задняя передача, и машина может двигаться только вперед;
- скорости переключаются с трудом или перестали включаться вовсе.
Если появились подозрения, что фрикционы сгорели, в первую очередь необходимо посмотреть уровень масла в АКПП, проверить его на запах. Если трансмиссионной жидкости недостаточно, гидравлические поршни не прижимают с достаточным усилием фрикционы к СД, происходит проскальзывание, перегрев деталей. Также недопустимо попадание антифриза в масло автоматической коробки – на некоторых типах АКПП (у более ранних выпусков) в составе фрикционов имеется специальный картон, который под воздействием тосола разрушается.
Замена фрикционов АКПП
Замена фрикционных дисков – работа сложная, требует от мастера высокой квалификации, поэтому обсуждать вопрос, как заменить ФД своими руками, не будем, рассмотрим только общий принцип работы. Замена фрикционов АКПП производится примерно в следующем порядке:
- ставим автомобиль на автоподъемник или яму;
- сливаем трансмиссионную жидкость;
- снимаем коробку передач;
- производим разборку АКПП;
- меняем пакеты фрикционных дисков;
- производим сборку агрегата;
- устанавливаем КПП на автомобиль, заливаем масло, проверяем работу трансмиссии.
При замене фрикционов возникает немало нюансов, некоторые из них известны только опытным мастерам. В частности, рекомендуется производить замену всех пакетов, чтобы в скором времени не делать ремонт АКПП повторно.
Замена фрикционов в автосервисе
Замена ФД приравнивается к полному ремонту автоматической коробки передач, стоимость работ зависит от уровня автосервиса, региона, сложности КПП, модели автомобиля. В Москве цена ремонта АКПП в среднем начинается от 15 тысяч рублей, замена агрегата – от 6 тыс. руб., но на многие модели автомобилей цены дороже, и в некоторых случаях значительно.
Стоимость пакета фрикционов тоже разная, она зависит от конкретной модели коробки передач. Еще следует заметить, что пакетов ФД в АКПП обычно несколько – от трех до семи, и если менять их все, ремонтировать коробку передач получается дорого.
Например, ремонт коробки-автомат под ключ на автомобилях марки Chevrolet (модели Cruze, Epica, Aveo) в столичном регионе обойдется в среднем в 50-60 тысяч рублей, дополнительно еще нужно заплатить за снятие и установку АКПП (8-10 тыс. руб.).
Как правило, замена фрикционов обходится заметно дороже замены коробки передач на бу или контрактную, поэтому для не новой и недорогой машины разумнее купить агрегат на авторазборке или по объявлению. Хотя в этом варианте тоже есть свои минусы:
- нет 100% гарантии на АКПП бу;
- даже если коробка окажется работоспособной, неизвестно, сколько она «проживет».
Срок службы автоматической коробки передач
Фрикционные диски в автоматической трансмиссии могут прослужить очень долго в отличие от обыкновенного сцепления, устанавливаемого с механической коробкой передач. Все дело в том, что сцепление на «механике» работает «на сухую», и средний срок службы корзины и диска – от 50 до 100 тыс. км в зависимости от модели авто и условий эксплуатации. На АКПП фрикционы работают в масле, и они могут проходить от 350 до 500 тыс. км, но далеко не у всех автовладельцев «автомат» служит так долго, во многих случаях замена фрикционных дисков требуется гораздо раньше.
Фрикционы горят раньше времени:
- из-за частой или длительной пробуксовки. Когда автомобиль буксует, фрикционные диски проскальзывают и перегреваются;
- вследствие несвоевременной замены масла в АКПП. Со временем в трансмиссионной жидкости от трения деталей накапливается грязь и металлическая стружка, которая попадает на накладки фрикционов, происходит интенсивный износ деталей. Масло во многих АКПП рекомендуется менять через 50-60 тыс. км, и этот регламент нужно соблюдать;
- в результате вождения с резким ускорением. Коробка-автомат не рассчитана на динамичную езду, и если водитель хочет максимально продлить срок службы автоматической КПП, на машине следует ездить плавно;
- когда в коробке передач недостаточный уровень масла. Нажатием фрикционных дисков «командует» гидравлический поршень, он прижимает фрикцион к стальному диску. Если трансмиссионной жидкости не хватает, не обеспечивается надежный прижим, сцепление буксует. От проскальзывания фрикцион горит, выходит из строя.
Чтобы АКПП прослужила долго, необходимо бережно эксплуатировать автомобиль, своевременно проходить ТО.
Источник
Фрикционы АКПП — Замена пакетов | Неисправности | Советы
Автоматическая коробка передач представляет собой сложный элемент, который состоит из многочисленных деталей. Современные автоматические коробки передач обеспечивают максимальную плавность переключения скоростей и улучшают динамические показатели транспортных средств. Добиться подобного удалось за счёт значительного усложнения конструкции трансмиссии, которая полностью управляется электроникой. Рассмотрим поподробнее функцию фрикционов и способы продления их срока эксплуатации.
Содержание :
Принцип работы фрикционов в акпп
По своей конструкции фрикционы представляют собой тонкие подвижные и неподвижные металлические кольца, которые устанавливаются на планетарные редукторы. В тот момент, когда передача не включена, диски вращаются относительно друг друга в специальной смазке. При включении передачи специальный гидравлический толкатель зажимает фрикционные диски, после чего планетарный редуктор приходит в движение и передает крутящий момент от двигателя на привод. Во время поездки диски могут совершать десятки и сотни тысяч оборотов. Именно поэтому крайне важно обеспечить качественную смазку трансмиссии, что и позволит продлить срок эксплуатации фрикционов. К характеристикам фрикционных дисков можно отнести их способность выдерживать максимально высокие нагрузки. Для этого их изготавливают из специальных сверхпрочных сплавов, что и позволяет защитить их от износа и сгорания. Сгорать фрикционы могут при длительном воздействии высоких температур. Происходит подобное при проблемах с отводом тепла и недостатком масла. Именно поэтому вам необходимо пристально следить за системой смазки коробки передач, что и позволит продлить срок службы этого агрегата.
Типы фрикционов акпп
В зависимости от вида автоматической коробки передач используется фрикционы различных типов. Это могут быть одно или же двухсторонние фрикционы. В автоматических коробках старого типа использовались односторонние диски, которые с одной стороны имели стальную поверхность, а с другой специальную накладку. В настоящее время наибольшую популярность получили двусторонние фрикционы, которые изготавливаются из сверхпрочных металлических сплавов. Накладки фрикционов впитывают масло и позволяют эффективно отводить тепло от нагревающихся в процессе работы движущихся дисков. Изготавливаются накладки из различных материалов.
Существуют одно и двухсторонние типы |
Наибольшей популярностью сегодня пользуется графитовое волокно, которое позволяет длительное время сохранять свои рабочие характеристики. Накладки из графитового волокна способны эффективно поглощать тепло и не пригорают даже при экстремальных температурных воздействиях. Использование кевларовых или графитовых накладок позволяет значительно продлить срок эксплуатации фрикционных дисков. Приобрести такие накладки вы можете отдельно, и впоследствии установить их на диски. Изготавливаются накладки для фрикционов в различных типоразмерах, что позволяет с легкостью подобрать их под конкретную коробку передач.
Расположение |
Диагностика и проблемы
В тоже время необходимо отметить, что к пробегу в 100 – 150 тысяч километров на любой автоматической коробке передач уже появиться первые проблемы с фрикционными дисками. Проявляется подобное в задержках или резких рывках при переключении передач. Сложность диагностики состоит в том, что механический износ фрикционов сложно определить, не вскрывая коробку передач. Мастеру для точного определения проблемы с фрикционами необходимо провести вскрытие коробки передач. Выполняется демонтаж трансмиссии, после чего она вскрывается и производится осмотр состояния фрикционных дисков. В том случае, если имеется существенный износ этого элемента, производится его замена. Сами фрикционные диски акпп различаются в зависимости от вида трансмиссии.
Так выглядят изношенные диски |
Замена фрикционов АКПП
Устанавливаются фрикционы пакетами на каждую планетарную передачу. При этом износ даже в одном пакете может быть неравномерным. Специалисты до сих пор не имеют единого мнения о том, как менять фрикционные диски. Кто-то рекомендуют менять лишь изношенные диски, а не целый пакет. Тогда как другие специалисты утверждают, что при замене только лишь отдельных износившихся дисков в скором времени возникает необходимость производить снова сложный ремонт коробки.
Замена фрикционных дисков очень трудоемкий процесс
Именно поэтому рекомендуется при необходимости ремонта и замены фрикционов выполнять их замену сразу пакетами, что позволит избавить автовладельца от необходимости в ближайшем времени заново производить подобные ремонтные работы. Замена фрикционов акпп должна выполняться исключительно профессиональными специалистами.
Несмотря на кажущуюся легкость выполнения замены — провести подобную работу самостоятельно не представляется возможным. В первую очередь подобное объясняется необходимостью производить демонтаж коробки с автомобиля. Выполнить подобную операцию можно только лишь при наличии у вас специального профессионального оборудования. Кроме того определить износ фрикционов может только лишь профессиональный специалист.
Обучающее видео: замена фрикционов акпп |
Поэтому мы не рекомендуем вам пытаться экономить на использование услуг профессиональных специалистов из сервисных ремонтных центров. Опытный мастер сможет провести все необходимые ремонтные работы буквально в течение нескольких дней. Автовладельцу лишь необходимо учитывать, что стоимость таких ремонтных работ в силу их повышенной трудоемкости может иметь достаточно высокую стоимость. Тогда как сами пакеты фрикционов имеют не слишком высокую стоимость. При необходимости проведения ремонтных работ и замены фрикционов следует помнить о том, что рекомендуется выбирать расходники от тех производителей, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны. В идеале это должны быть либо оригинальные запчасти или же производители, одобренные самим изготовителем автомобиля. В данном случае вы сможете гарантировать проведение качественных ремонтных работ и отсутствие каких-либо проблем в эксплуатации автоматической коробки передач в будущем.
Источник