- Асинхронный электродвигатель НВА-55
- Общие сведения
- Структура условного обозначения
- Условия эксплуатации
- Технические характеристики
- Конструкция и принцип действия
- Электродвигатели НВА-55, НВА-22
- Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра
- Частая причина неработоспособности двигателя АИР
- Инструмент на разборку и тестирование
- Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками
- Ремонт электродвигателя: какое КЗ реально устранить?
- Видео в тему: как снять электродвигатель вентилятора на ремонт?
Асинхронный электродвигатель НВА-55
Общие сведения
Электродвигатель НВА-55 асинхронный, трехфазный с короткозамкнутым ротором, предназначен для привода главных компрессоров, вентиляторов охлаждения тяговых двигателей, реакторов, выпрямительных установок, а также для использования в качестве расщепителя фаз.
Структура условного обозначения
НВА-55:
НВА — новочеркасский вспомогательный асинхронный;
55 — мощность, кВт.
Климатическое исполнение У и категория размещения 2 по ГОСТ 15150-69.
Условия эксплуатации
Высота над уровнем моря до 1200 м.
Температура окружающего воздуха от минус 60 до 60°С.
Относительная влажность воздуха до 98%.
Группа механического исполнения М25 по ГОСТ 17516.1-90.
форма исполнения IМ1001, IМ1002 по ГОСТ 2479-79. ДТЖИ.526413.001 (6ТС.139.005)
Технические характеристики
Мощность, кВт — 55 Напряжение, В — 380 Частота тока, Гц — 50 Частота вращения, мин -1 — 1440 соs j — 0,82 КПД, % — 90,2 Соединение фаз обмотки — Y Линейный ток, А — 113 Степень защиты по ГОСТ 17494-87 — IР21 Класс изоляции по ГОСТ 8865-93 — F Режим работы по ГОСТ 183-74 — S1 Масса, кг: для исполнения IМ1001 — 375 для исполнения IМ1002 — 380
Гарантийный срок — 2,5 года со дня ввода в эксплуатацию. Конструкция двигателя выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ 2582-81.
Конструкция и принцип действия
Электродвигатель защищенного исполнения, горизонтальной установки, самовентилируемый и состоит из статора, ротора, двух подшипниковых щитов, коробки выводов. Статор имеет станину, сердечник и обмотку. Станина сварная, стальная, включает два фланца с приваренными ребрами и обшивку. Сердечники статора и ротора набраны из электротехнической стали. Обмотка статора двухслойная, выполнена из прямоугольного провода 2×6 мм марки ПЭТСДКТ и пропитана совместно с сердечником в эпоксидном компаунде.
Ротор состоит из вала, сердечника и короткозамкнутой обмотки.
Подшипниковые щиты сварные, коробка выводов штампованная.
Габаритные размеры двигателя приведены на рисунке.
Габаритные размеры электродвигателя НВА-55 9
В комплект поставки входят электродвигатель и паспорт.
Источник
Электродвигатели НВА-55, НВА-22
Назначение двигателя
Электродвигатель асинхронный НВА-55(22) трехфазный с коротко-замкнутым ротором в тяговом исполнении для комплектации привода компрессоров и вентиляторов электровозов, а также для использования в качестве расщепителя фаз.
Двигатель работоспособен на высоте над уровнем моря до 1400 м. при температуре окружающей среды от минус 60 °С до плюс 60 °С и относительной влажности до 100% при температуре плюс 25 °С. Предельно допустимые температуры: минус 60 °С,плюс 60 °С.
Режим работы двигателя — продолжительный, либо повторно-кратковременный с ПВ до 50 % и числом включений в час до 20, либо перемежающийся с НП до 50 %и числом циклов в час до 20.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Основные технические данные двигателя при питании симметричным трехфазным напряжением указаны на табличке, укрепленной на статоре двигателя со стороны коробки выводов, и приведены ниже:
Назначение двигателя
Электродвигатель асинхронный НВА-55 трехфазный с коротко-замкнутым ротором в тяговом исполнении для комплектации привода компрессоров и вентиляторов электровозов, а также для использования в качестве расщепителя фаз.
Двигатель работоспособен на высоте над уровнем моря до1400 мпри температуре окружающей среды от минус 60 °С до плюс 60 °С и относительной влажностидо 100 % при температуре плюс 25 °С. Предельно допустимые температуры: минус 60 °С,плюс 60 °С.
Режим работы двигателя — продолжительный, либо повторно-кратковременный с ПВ до 50 % и числом включений в час до 20, либо перемежающийся с НП до 50 %и числом циклов в час до 20.
Двигатели допускают как правое, так и левое направление вращения без реверса с ходу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Основные технические данные двигателя при питании симметричным трехфазным напряжением указаны на табличке, укрепленной на статоре двигателя со стороны коробки выводов, и приведены ниже:
Двигатель НВА – 22 | Двигатель НВА – 55 | |
Мощность, кВт | 22 | 55 |
Напряжение линейное, В | 380 | |
Частота тока, Гц | 50 | |
Частота вращения (синхронная), мин -1 | 750 | 1500 |
Коэффициент мощности COSJ | 0,59 | 0,82 |
КПД, % | 82,1 | 90,2 |
Соединение фаз обмотки | Y | |
Ток фазный, А> | 69 | 113 |
Степень зашиты по ГОСТ 17494-87 | IP21 | |
Класс изоляции по ГОСТ 8865-93 | 200 (F) | |
Режим работы по ГОСТ 2582-81 | продолжит. |
Допустимый нагрев:
— подшипников не более 100 °С;
— обмотки, измеренный методом сопротивления, не более 220 °С.
Допускается работа двигателя от однофазной сети при изменении питающего напряжения от 280 до 470 В. При этом коэффициент несимметрии напряжения при 280 В — не более 10 %, при 470 В — не более 5 %.
Стоянка двигателя под током короткого замыкания при напряжении 380 В -не более 18 с из нагретого состояния.
Двигатель соответствует нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ
Двигатель НВА-55(22) состоит из следующих основных сборочных единиц:
— статора;
— ротора;
— двух подшипниковых узлов;
— коробки выводов.
Источник
Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра
Главная страница » Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра
Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются асинхронные моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы асинхронного действия показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее, казусы случаются. И тогда неизбежной видится проблема — ремонт электродвигателя своими руками или с помощью сервиса. Первый вариант ремонта обычно возможен при лёгких симптомах. Второй – это уже капитальный ремонт, включая перемотку.
Частая причина неработоспособности двигателя АИР
Конечно, дефект асинхронного электромотора, полученный в результате повреждения проводников обмотки статора — ситуация сложная. Здесь, как правило, требуется обязательная перемотка обмотки статора, то есть ремонт электродвигателя, который сложно выполнить своими руками в быту.
Нерабочий мотор, по мнению пользователя, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием. Достаточно выполнить определённый ремонт электродвигателя
В таких случаях ремонта электродвигателя, связанного с перемоткой обмоток статора, требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.
Инструмент на разборку и тестирование
Однако здесь (в статье) речь пойдёт о распространённом, так сказать «лёгком» дефекте, который достаточно просто устраняется самостоятельным ремонтом электродвигателя с применением стандартного набора инструмента электрика:
- отвёртка плоская,
- отвертка четырехгранная,
- плоскогубцы,
- тестер электрический (стрелочный прибор),
- молоток слесарный.
Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных моторов показывает: распространённой причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.
Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём закупки нового движка. Дефектный электромотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о попытках сделать ремонт электродвигателя.
Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые внутрь коробки заводится электрический кабель
Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками
Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.
Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта электродвигателя точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).
Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электромотора. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО
Прежде чем начинать выполнять ремонт электродвигателя, следует удостовериться лишний раз в наличии КЗ. Здесь поможет электрический тестер — прибор, традиционно применяемый электриками. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва). Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.
Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики конкретного экземпляра мотора. На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.
Ремонт электродвигателя — проверка целостности обмоток, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус. Удобно пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус
Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между показаниями при замерах и не отметился нулевыми показаниями, движок на 90-95% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт электродвигателя в виде перемотки обмоток статора явно исключается.
Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание обмоток статора на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.
Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.
Ремонт электродвигателя: какое КЗ реально устранить?
По сути, существует два вида КЗ (короткого замыкания) на корпусную часть:
- Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
- Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.
Второй вариант как раз и заставляет производить ремонт электродвигателя чаще обычного. Измерительным стрелочным прибором (тестером, мегомметром) такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и статорной обмоткой в несколько единиц или десятков кОм.
Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт электродвигателя проводится несложной методикой. Для исполнения ремонтных работ потребуется:
- Демонтировать электромотор от места установки.
- Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
- Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
- Демонтировать крышки и вынуть ротор электромотора.
Оставшийся в «чистом» виде статор переносят к расположенной поблизости электрической розетке, размещают на безопасном удалении от бытовых горючих материалов. Рекомендуется приспособить в качестве подставки под статор негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).
Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (в области размещения ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают электролампу включением вилки в розетку.
Ремонт электродвигателя простыми действиями: внутрь освобождённой от ротора статорной части помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки
Технология ремонта электродвигателя своими руками: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами статорной обмотки.
В большинстве случаев, после ремонта электродвигателя таким способом, измерительный прибор уже не фиксирует наличия какой-либо проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100%, применив методику долговременной просушки статорной обмотки. По завершению прогрева статора электромотор мотор собирают, монтируют на рабочем месте, запускают в работу.
Видео в тему: как снять электродвигатель вентилятора на ремонт?
Видео ниже напоминает о неудобствах работы, когда вместо конус-замковой полумуфты используется старый вариант насадки шкивов (крыльчаток) на вал электродвигателя. Попутно рассматривается задача — как снять электродвигатель и крыльчатку вытяжного вентилятора:
Источник