- Система охлаждения ВАЗ 21099
- Принцип работы СО
- Охлаждающая жидкость
- Признаки, причины неисправностей
- Профилактические меры
- Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099
- Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 Карбюраторного двигателя
- Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя
- Неисправности системы охлаждения ВАЗ 21099 и их причины
- Недостаточное охлаждение радиатора
- Нарушение или отсутствие циркуляции ОЖ
- Устройство системы охлаждения на ВАЗ 2109 (Карбюратор и инжектор)
- Как она работает
- Элементы СО
- Замена радиатор
Система охлаждения ВАЗ 21099
Система охлаждения ВАЗ 21099 играет важнейшую роль. Она забирает в себя лишнее тепло работающего двигателя, который без узла охлаждения быстро поднимет внутреннюю температуру. Благодаря системе охлаждения двигатель не перегревается и не закипает. С перегретым двигателем автомобиль просто не сможет продолжать движение.
В данной системе, как и в других, могут случаться поломки. Почти все их можно исправить своими руками, не обращаясь на СТО. Рассмотрим неисправности и их причины в системе охлаждения ВАЗ 21099. Начнём с устройства охлаждающего узла.
Принцип работы СО
Для начала определимся, что включает в себя система охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор):
- расширительный бачок;
- подводящий и отводящий патрубки;
- впускные и выпускающие трубы;
- впускной и выпускной патрубок;
- блок цилиндров;
- шланги;
- термостат;
- температурный датчик;
- электрический двигатель;
- электро вентилятор;
- радиатор;
- клапаны;
- сливные пробки;
- температурные датчики;
- бачки радиатора;
- газоразместительный механизм;
- ремень;
- винты, подшипники, болты;
- поршни;
- крышки, держатели, корпус.
Механизм работы охладительного узла:
- Начинается охлаждение двигателя после того, как температура доходит до 93 градусов. Внутри блока цилиндров есть градусник, он сигнализирует о повышении температуры.
- Включается насос, он гоняет ОЖ по магистралям. Нагревшись, она идёт к радиатору.
- Благодаря его трубчатой системе, жидкость быстрее охлаждается.
- Лопасти вентилятора вращаются и остужают тепловой носитель.
- Этот цикл повторяется многократно.
- ОЖ не только охлаждает, но и помогает двигателю быстрее набрать рабочую температуру. Для этого она движется по малому кругу, и разогрев происходит значительно быстрее.
Охлаждающая жидкость
Охлаждающий узел размещён внутри двигателя. Это устройство
закрытого типа. Внутри залита охлаждающая жидкость. Как правило, в систему заливают тосол или антифриз. Некоторые автовладельцы экономят и вместо охлаждающей жидкости заливают воду. Из–за неё все механизмы быстро приходят в негодность. Такая экономия не только бесполезна, но и опасна для автомобиля. Кроме того, при низких температурах вода быстро замерзает и автомобиль не заводится. Приходится разогревать его, теряя время.
Лучше всего от износа защищает антифриз. В его составе имеется карбоновая кислота. Она обволакивает механизмы, тем самым препятствует образованию ржавчины на металлических деталях и трещин на резиновых патрубках и трубках. Антифриз бывает трёх видов: зелёный, синий, красный. Зелёный идентичен по составу тосолу. Красный – самый эффективный. Хорошая охлаждающая жидкость имеет такое же значения для системы охлаждения, как хороший бензин для двигателя.
Если с системой охлаждения возникли проблемы, а руки не доходят до ремонта, то лучше возить с собой небольшую канистру антифриза и в случае выброса, долить его в расширительный бачок.
Следует помнить о сроках замены ОЖ. Делать это лучше не реже раза в год – полтора. В зависимости от пробега автомобиля. В магазине проверяйте дату выпуска жидкости. Если через некоторое время после замены она поменяла цвет, значит, Вы приобрели подделку. Сразу сливайте её, промывайте систему водой и заливайте новую.
Признаки, причины неисправностей
Прежде чем начинать ремонт системы охлаждения (не важно, карбюратор это или инжектор), нужно запастись схемой. Кроме этого, в зависимости от вида ремонта потребуются:
- детали на замену;
- набор отвёрток;
- WD 40;
- набор ключей;
- плоскогубцы;
- чистая ёмкость;
- тосол;
- герметик;
- набор головок с удлинителями;
- ветошь.
- датчик показывает высокую температуру;
- двигатель быстро перегревается и долго набирает рабочую температуру;
- происходит выброс ОЖ;
- падение уровня тосола;
- разгерметизация системы;
- нет циркуляции в системе охлаждения;
- запах жидкости охлаждения в салоне.
Причинами этих проблем становятся:
- поломка одного из механизмов;
- бракованные детали;
- некачественная охлаждающая жидкость;
- изношенность механизмов;
- ДТП.
Профилактические меры
Начинать замену системы охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор) нужно только после полного остывания двигателя. Иначе есть риск получить ожоги. Вне зависимости от поломки, вначале сливают антифриз. Если Вы планируете залить обратно его же, то сливайте в чистую ёмкость. Далее процедура ремонта производится в зависимости от причины поломки.
Для профилактики неисправностей важно соблюдать следующие меры:
- вовремя заливать только качественную ОЖ;
- следить за состоянием механизмов узла;
- своевременно менять изношенные трубки и патрубки;
- контролировать температуру двигателя, при исправной СО она будет не выше 93 градусов.
Как говорилось выше, неисправный охлаждающий узел не позволит эксплуатировать автомобиль. В любой момент может произойти выброс ОЖ, а также запросто вскипит двигатель. Ремонт владельцам авто обходится в серьёзную сумму. Поэтому важно при первых признаках неисправности, проводить ремонт. Это сбережёт ваше время, средства, здоровье.
Источник
Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099
Если в конструкции любого двигателя внутреннего сгорания не предусмотреть отведение тепла от нагревающихся деталей, то он не проработает и четверти часа.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 21099 типична для современных автомобилей – она жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Машины этой модели оснащались как карбюраторными, так и инжекторными моторами. Рассмотрим сначала устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 с карбюраторным двигателем, после чего останется только отметить незначительные изменения, привнесённые в неё на инжекторном моторе.
Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 Карбюраторного двигателя
Итак, Вы запустили холодный мотор. Топливо, сгорая, нагревает цилиндры двигателя и камеры сгорания ГБЦ. Как головка, так и блок пронизаны сетью каналов, заполненных охлаждающей жидкостью (ТОСОЛом).
Циркуляцию ОЖ обеспечивает насос 17 («помпа»), приводимый в действие ремнём ГРМ. Нагретый ТОСОЛ выводится из ГБЦ через выходной патрубок 25, соединённый с ней каналом и через помпу снова попадает в блок. При этом, если открыт кран отопителя 21, жидкость прогревает (охлаждаясь сама) радиатор печки 22. И так по кругу, называемому малым.
При увеличении температуры ОЖ открывается клапан термостата 29 и ТОСОЛ начинает двигаться уже через радиатор 12 (по большому кругу).
Так как ТОСОЛ значительно увеличивается в объёме при нагреве, то нужно компенсировать недостаток пространства. Для этого есть расширительный бачок 1. Если бы его не было в системе, то в результате избыточного давления, как минимум, сорвало бы со штуцеров патрубки отопителя или радиатора.
Контролирует давление в системе клапан крышки расширительного бачка 2, предотвращая как потери жидкости, так и её преждевременное закипание.
Если температура жидкости поднимается до 99 о С, замыкаются контакты датчика 9 и включается электровентилятор 15 радиатора. С 1998 года датчики выпускаются с усиленными контактами, поэтому включение вентилятора происходит без дополнительного реле в монтажном блоке.
Для контроля температуры в ГБЦ вкручивается датчик температуры 28, сигнал от которого выводится на указатель в приборном щитке.
Для подогрева карбюратора от впускной трубы отводится шланг 23.
Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя
Их немного (на рисунке отмечены жёлтыми стрелками):
- в выпускной патрубок ГБЦ 26 установлен дополнительный датчик температуры 5, сигнал от которого подаётся на ЭБУ двигателя. Поэтому отсутствует датчик включения электровентилятора – сигнал о подаче на него питания подаёт контроллер;
- в расширительном бачке установлен датчик контроля уровня ОЖ 29;
- шланг 23 от подводящей трубы помпы подогревает не карбюратор, а корпус дроссельной заслонки.
Несмотря на столь незначительные отличия, первые владельцы инжекторных «девяносто девятых» недоумевали, как поломка термостата или датчика температуры связана с увеличившимся расходом топлива. Объясняется это тем, что в ответ на неверный сигнал о температуре ЭБУ мог увеличить время открытия форсунок – как на холодном моторе. По аналогии с карбюратором это похоже на езду с «выдернутым подсосом».
Неисправности системы охлаждения ВАЗ 21099 и их причины
Неэффективная работа системы отвода тепла, следствием которой становится перегрев мотора, вызывается:
- ухудшением теплообмена;
- нарушением циркуляции ОЖ.
Недостаточное охлаждение радиатора
Плохой теплообмен связан с налётом из грязи, постепенно образующемся на внутренней стороне трубок. Происходит это по причине несвоевременной замены ОЖ, а также из-за низкого её качества. Грязь в трубопроводах уменьшает и их пропускную способность.
Забитые грязью ячейки, образованные пластинами радиатора, также
Изнутри систему можно промыть специальными средствами, без демонтажа её элементов, ячейки снятого с машины радиатора очищаются струёй воды и сжатым воздухом.
Нарушение или отсутствие циркуляции ОЖ
Самая распространённая поломка – заклинивание клапана термостата. Если это происходит, то ТОСОЛу преграждается путь к радиатору – либо полностью, либо частично, в результате чего жидкость циркулирует преимущественно по малому кругу. Вышедший из строя термостат ремонту не подлежит и заменяется новым.
Иногда проблемы возникают из-за паровоздушных пробок, которые образуются из-за подсоса воздуха в трубопроводы через неплотные соединения во время остывания мотора.
Воздух выводится через наиболее высокую точку – через шланги подогрева карбюратора или дроссельного патрубка.
И, наконец, отсутствие циркуляции может быть связано с поломкой помпы – разрушением или проворачиванием относительно вала её крыльчатки. Ремонт насоса – дело неблагодарное, поэтому он подлежит замене.
Источник
Устройство системы охлаждения на ВАЗ 2109 (Карбюратор и инжектор)
Автомобили ВАЗ 2109, 21099 оснащаются инжекторами и карбюраторами. При этом обе версии автомобиля имеются систему охлаждения.
Устройство СО
Как она работает
Принцип работы системы охлаждения (СО) следующий:
- Привод насоса функционирует от ремня ГРМ;
- Система имеет объем 7,8 литра, если принимать во внимание печку;
- Температура контролируется датчиком, установленным в рубашке блока цилиндров. Показания температуры отображаются на приборной панели;
- При работе мотора жидкость из рубашки переходит в радиатор (там отбирается тепло) или в термостат (работа по малому контуру, необходимая для прогрева двигателя);
- Затем жидкость охлаждения с помощью насоса переходит в рубашку охлаждения двигателя (инжекторного);
- За счет трубопроводов ОЖ циркулирует по системе;
- В СО используется центробежный насос;
- Радиатор применяется трубчато-пластинчатый, разборный, оснащенный пластиковым расширительным бачком;
- Внутри радиатор имеет алюминиевые трубки и пластины охлаждения, но заливного отверстия нет;
- Для заливки и доливки ОЖ используется расширительный бачок. Там же располагается датчик включения вентилятор;
- Бачок оснащается заливным горлом, впускным и выпускным клапаном;
- Чтобы слить ОЖ из системы, необходимо открутить сливные пробки на бачке, радиаторе и блоке цилиндров.
Если детально разобраться в компонентах системы охлаждения и их функциях, особенностях, вы сумеете без посторонней помощи провести ремонтные, профилактические работы, поменять радиатор или отдельные составляющие СО.
Варианты лопастей
Элементы СО
Применяемая на ВАЗ 2109 система охлаждения работает при небольшом давлении. Изучив компоненты, вы узнаете про их функции и особенности.
Элемент
Особенности
Он обеспечивает эффективную, стабильную работу системы. Насос служит для перекачивания жидкости охлаждения, что способствует ее движению по малому или большому контуру. Насос состоит из корпуса, оси с расположенным на нем шкивом, соединяющим с ремнем ГРМ, и крыльчатки из пластика. Последняя дает возможность ОЖ перемещаться. Между осью и корпусом установлен подшипник, смазываемый тосолом. Из-за этого наличие воды в системе недопустимо. Иначе подшипник разрушится
Играет важную роль, хотя на практике СО может без него обойтись. Система работает так, что сначала движок разогревается до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию), после чего требуется дополнительно охладить жидкость. Сначала ОЖ двигается по малому контуру — через рубашку в радиатор печки, а затем излишки возвращаются в расширительный бачок. Но при достижении рабочей температуры термостат начинает двигать поток ОЖ в радиатор. Термостат можно назвать механическим клапаном, автоматизирующим работы СО. Горячая жидкость, воздействующая на биметаллическую пластину термостата, деформирует ее, из-за чего клапан подачи ОЖ в радиатор может открываться или закрываться
В СО ВАЗ 2109 имеется пара радиаторов — печки и основной. Конструкция у них одинаковая вне зависимости от того, карбюратор у вас или инжектор. При этом есть между основным и печным радиаторами заметная разница. Основной больше по размерам, они выполняют разные функции, плюс у основного имеются отверстия для датчика, выключающего вентилятор. Если радиатор печки можно подключить к работе в любой момент, нажав кнопку, то основной радиатор работает в автоматическом режиме, когда достигаются определенные параметры работы СО
Расширительный бак с пробкой
Внутри СО поддерживается постоянное давление, что обеспечивает эффективную циркуляцию ОЖ. На ВАЗ 2109 система устроена так, что при высоком давлении жидкость закипает не при достижении 100 градусов, а при более высоких параметрах. От этого повышается надежность двигателя. Поддержка давления обеспечивается расширительным бачком с крышкой, парой механических клапанов — впуска и выпуска. Впускной клапан срабатывает, если давление падает до отметки 0,13 Атм. Второй подключается к работе в тот момент, когда давление оказывается выше 1,3 Атм.
Не стоит недооценивать роль патрубков и хомутов в СО, поскольку именно по ним осуществляется подача жидкости охлаждения в нужные точки. При замене ни в коем случае не используйте обрезки других патрубков, которые не соответствуют параметрам используемых ранее. Плюс если повредился хотя бы один патрубок, менять придется все в комплекте, а не отдельно
Посмотрев на радиатор (основной), внизу вы увидите пару проводов и устройство желтого цвета, закрученного в отверстие. Им является датчик выключатель электровентилятора. В блоке мотора также располагается другой датчик — температуры. Он передает информацию на электронный блок управления или указатель
Стандартно на ВАЗ 2109 устанавливают вентиляторы, оснащенные 4 лопастями. Но если вы хотите добиться большей эффективности, советуем заменить его на электровентилятор с 6 лопастями. Так увеличится поток воздуха, сохранив изначальную мощность и скорость вращения. Внутрь салона тепло от радиатора печки начинает поступать при открытии крана. Под капотом есть вентилятор, подключаемый через реостат. Он регулирует частоты вращения крыльчатки. Выключатель располагается под аудиосистемой, около рычагов управления заслонками отопителя.
Термостат
Планируя замену электровентилятор, выполнять работу следует через подкапотное пространство. Не требуется демонтировать улитку.
Насос СО
Замена радиатор
Радиатор меняют в том случае, если в нем появилась течь. В некоторых случаях его возможно отремонтировать, запаяв места течи. Чтобы убедиться в ремонтопригодности или необходимости замены устройства, лучше сначала провести небольшую проверку
Расположение радиатор
Советуем все же сразу менять неисправный радиатор, а не пытаться залатать старый.
Собравшись с силами, выполняем замену.
- Отключите минус с АКБ или извлеките батарею.
- Слейте полностью всю жидкость охлаждения.
- Если у вас инжекторная машина, а не карбюратор, потребуется дополнительно снять воздушный фильтр.
- Разрежьте хомут, который удерживает жгут проводов. Отключите колодку проводок электровентилятора.
- Снимите хомут тяги заслонки (дроссельной). Она находится на кожухе вентилятора.
- Отключите отводящий шланг, соединенный с термостатом.
- Отключите подводящий шланг. Он соединен с патрубком рубашки.
- Демонтируйте шланг пароотвода.
- Открутите гайку, которая удерживает радиатор на кузове в верхней части. Этот же болт удерживает кожух вентилятора.
- Наклоните немного радиатор к двигателю, снимите его, поднимая вверх. Демонтаж осуществляется прямо вместе с электровентилятором.
- Ослабьте натяжение хомутов и отключите все шланги, идущие на радиатор.
- Открутите все крепежи, удерживающие кожух с электровентилятором и сам радиатор.
- Рассоедините радиатор с кожухом вентилятора.
- Демонтируйте с радиатора пару подушек нижней фиксации. Изучите состояние подушек. Если они изношены, потеряли изначальную упругость, лучше сразу заменить на новые.
- Двигаясь в обратной последовательности, установите на место старого новый агрегат. Не забудьте про подушки нижней фиксации.
- Залейте в систему новую жидкость охлаждения.
Радиатор СО
На этом замену устройства можно считать завершенной. Особых сложностей в СО ВАЗ 2109 нет, что позволяет своими руками проводить профилактику, ремонт и замены ее отдельных агрегатов.
Источник