- Учет расходов на ремонт автомобиля
- Ремонт текущий, средний, капитальный
- Бухгалтерский учет расходов на ремонт
- Отражение операций по ремонту ТС в составе текущих расходов
- Резерв на ремонт ТС
- Расходы на ремонт автомобиля
- Ремонт текущий, средний, капитальный
- Отражение расходов на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете
- Ремонтируем транспорт в автосервисе
- Чиним автомобиль самостоятельно
- Налоговый учет расходов
Учет расходов на ремонт автомобиля
«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 5
Поддерживать транспортное средство в пригодном для эксплуатации состоянии, а также для того, чтобы вернуть ему первоначальные эксплуатационные характеристики, можно посредством его ремонта, модернизации либо переоборудования. В данной статье представлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета затрат, связанных с ремонтом автотранспорта, формирования резерва на ремонт основных средств как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Ремонт текущий, средний, капитальный
В соответствии с п. 2.12 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 (далее — Положение), в зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса и производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание (п. п. 2.13, 2.14 Положения). Автобусы и легковые автомобили направляются на капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта кузова (п. 2.17 Положения).
Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния (п. 2.18 Положения).
В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей в случае их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт автомобиля предусматривает:
- замену двигателя, требующего капитального ремонта;
- диагностирование Д-2 технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей;
- окраску кузова;
- другие необходимые работы, обеспечивающие восстановление исправности автомобиля. Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года. Нормативы и рекомендации по проведению среднего ремонта автомобиля и его агрегатов разрабатываются с учетом достигнутого уровня надежности конкретного вида автотранспортных средств и приводятся в ч. 2 Положения.
Ремонт автомобиля нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают на основании технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Надо учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденный приказом или распоряжением руководителя учреждения. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.
Любой ремонт делают с одной целью — поддержать основные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонт не улучшает технические характеристики ТС, не изменяет его назначение и не придает новые качества отремонтированным транспортным средствам. Если это произошло, то речь идет не о ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации и реконструкции объекта. Это важно, ведь затраты на проведение данных работ увеличивают первоначальную стоимость улучшенных объектов в бухгалтерском (п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01)) и налоговом (п. 2 ст. 257 НК РФ) учете. Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют.
Бухгалтерский учет расходов на ремонт
В бухгалтерском учете затраты на ремонт, в зависимости от специфики деятельности предприятия и периодов проведения ремонта, можно учитывать следующим образом:
- сумма затрат на ремонт в полном объеме относится в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены (п. 27 ПБУ 6/01, п. п. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);
- создается резерв на ремонт ОС в целях равномерного формирования расходов (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС ).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Отражение операций по ремонту ТС в составе текущих расходов
Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расходов, связанных с ремонтом автотранспортного средства.
Пример 1. Автономное учреждение приняло решение заменить изношенный двигатель на автомобиле ГАЗ-3110 «Волга», используемом для административно-управленческих нужд. Для ремонта был приобретен двигатель стоимостью 45 500 руб. (в том числе НДС (18%) — 6940,68 руб.). Стоимость проведенного автосервисом ремонта — 9000 руб. (в том числе НДС (18%) — 1372,89 руб.). После замены двигателя технические характеристики автомобиля не изменились, поэтому учреждение данные работы квалифицировало как капитальный ремонт.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Резерв на ремонт ТС
Приняв решение об образовании резерва расходов на ремонт ОС, организация должна оформить документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений, ими могут быть:
- дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ);
- данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств;
- сметы на проведение ремонтов;
- нормативы и данные о сроках проведения ремонтов;
- итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
Сумма ежемесячных отчислений определяется исходя из годовой сметной стоимости ремонта. Ежемесячная сумма резервных отчислений на ремонт будет равна 1/12 годовой суммы затрат по утвержденной смете (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).
Пример 2. После технического осмотра ТС автономным учреждением была составлена годовая смета затрат на их ремонт. Она составила 400 000 руб.
Ежемесячная сумма резервирования составит 33 333 руб. (400 000 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете эта сумма отражается следующим образом:
Дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» (по видам резервов).
По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» (по видам резервов)
Кредит счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
Когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их эксплуатации и существенным объемом данных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, можно не сторнировать. По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов в корреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).
Пример 3. На основании сметы на ремонт автономное учреждение запланировало в 2007 г. провести ремонт двух легковых автомобилей на сумму 360 000 руб. В августе один автомобиль отремонтирован собственными силами учреждения, затраты составили 100 000 руб. В октябре ремонтом другого автомобиля занималась сторонняя организация. Стоимость работ — 200 000 руб. (в том числе НДС (18%) — 30 508,48 руб.). Автономное учреждение находится на общей системе налогообложения.
Определим ежемесячную сумму отчислений в резерв на ремонт. Она составит 30 000 руб. (360 000 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Пример 4. Изменим условия примера 2. Автономное учреждение начало продолжительный ремонт легковых автомобилей в августе 2007 г. и закончило в январе 2008 г., то есть ремонт осуществлялся в течение 6 мес. Ежемесячные затраты на ремонт собственными силами составили 25 000 руб., общая сумма за 2007 г. — 150 000 руб. (25 000 руб. x 6 мес.).
Источник
Расходы на ремонт автомобиля
«Советник бухгалтера», 2006, N 8
Любой автомобиль рано или поздно ломается. И тогда хозяевам автотранспорта приходится тратиться на ремонт. От вида ремонтных работ зависит способ их отражения в учете организации.
Ремонт текущий, средний, капитальный
В зависимости от объема и периодичности выполняемых работ различают три вида ремонта: текущий, средний и капитальный.
Основная задача текущего ремонта — профилактическая. Его проводят, чтобы предохранить транспортные средства от преждевременного физического износа. Обычно такие ремонты производят систематически, например раз в квартал.
Средний ремонт нужен, чтобы автотранспортные средства не вышли из строя раньше времени. Отличие среднего ремонта от текущего состоит в том, что он производится реже, например раз в год. При этом в ремонтируемом автомобиле заменяют часть основных деталей.
Если же разбирают двигатель, ремонтируют базовые и корпусные детали либо заменяют их на новые, то такой ремонт считается капитальным. Насколько часто нужно делать капитальный ремонт, зависит от того, как интенсивно эксплуатируют транспортное средство. Как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет либо в связи с выходом из строя узлов или деталей.
Ремонт автомобиля нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают с учетом технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Надо учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.
Когда машину ставят на капитальный ремонт, ее инвентарную карточку в картотеке нужно переложить в группу «Основные средства в ремонте».
Принимая автотранспортное средство из ремонтной мастерской, необходимо составить Акт приемки-передачи по форме N ОС-3 . В нем нужно указать все детали и узлы, которые были восстановлены или заменены.
Форма N ОС-3 утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Любой ремонт делают с одной целью: поддержать основные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонты никак не улучшают технических характеристик, не изменяют назначения и не придают новых качеств отремонтированным транспортным средствам. Если же это все-таки происходит, то речь идет уже не о ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации и реконструкции объекта. Например, замена в «Волге» отечественного двигателя на импортный — это уже не капитальный ремонт, а модернизация со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями.
Это очень важно помнить, ведь затраты на проведение модернизации автомобиля следует включать в первоначальную стоимость улучшенных объектов. Такое правило действует и в бухгалтерском (п. 14 ПБУ 06/01), и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ). Расходы же на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют.
Отражение расходов на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете
Затраты на ремонт транспортных средств отражаются в том отчетном периоде, когда они произведены. Как учитывать расходы на проведение ремонта, зависит от того, каким образом проводится ремонт. Ведь предприятие может отремонтировать автотранспортное средство своими силами или же привлечь для проведения работ специализированную организацию.
Ремонтируем транспорт в автосервисе
В этом случае основанием для проводок в бухгалтерском учете будут:
- акт выполненных работ или заказ-наряд от автосервиса, подтверждающий факт проведения ремонта;
- счет-фактура от автосервиса, в котором указана сумма НДС, что позволяет обоснованно возместить ее из бюджета;
- платежные документы (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, чек ККМ), подтверждающие оплату услуг автосервиса и стоимости запасных частей.
Пример 1. В июне 2006 г. ООО «Салют» решило отремонтировать грузовой автомобиль. Для этого оно обратилось в автосервис. Стоимость работ составила 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Салют» были сделаны следующие проводки:
Дебет 25 Кредит 60
10 000 руб. (11 800 — 1800) — отражена стоимость выполненных ремонтных работ;
Дебет 19 Кредит 60
1800 руб. — учтена сумма НДС по ремонтным работам;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС»
1800 руб. — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету;
Дебет 60 Кредит 51
11 800 руб. — погашена задолженность перед автосервисом;
Дебет 20 Кредит 25
10 000 руб. — затраты на ремонт автомобиля включены в расходы отчетного периода.
Организация имеет право на вычет суммы НДС по ремонту автотранспортного средства, выполненному сторонней организацией. Но только в том случае, если она использует этот автомобиль в деятельности, облагаемой НДС, и при условии, что:
- имеется счет-фактура, выставленный организацией, которая осуществляла ремонт;
- подписан двусторонний Акт выполненных ремонтных работ.
В противном случае сумма НДС по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта.
Существует еще один случай, когда сумма «входного» НДС по ремонтным работам не может быть предъявлена к налоговому вычету: когда расходы по ремонту автомобиля возмещаются страховой компанией (см. Письмо УМНС по г. Москве от 12.02.2004 N 24-11/8704).
Чиним автомобиль самостоятельно
Если же ремонт проводят хозяйственным способом, то есть силами самой организации, то первичными документами, на основании которых делают учетные записи, будут:
- накладная от поставщика запасных частей;
- смета ремонтных работ;
- дефектная ведомость ремонта автомобиля;
- акт приема выполненных работ;
- акт о списании израсходованных запчастей и т.д.
Эти документы необходимы для экономического обоснования расходов на ремонт.
Вычет НДС по запчастям и агрегатам, которые используют для ремонта автотранспортного средства, производят по мере их оприходования независимо от того, когда фактически будет выполняться ремонт, при условии, что выполнены все требования, установленные ст. 171 НК РФ.
Пример 2. В 2006 г. ООО «Кузнец» отремонтировало легковой автомобиль собственными силами. Для этого со склада были выданы запчасти стоимостью 5480 руб. (без НДС).
Заработная плата работников за проведение ремонта составила 2000 руб. Сумма начисленного ЕСН равна 520 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Кузнец» сделаны следующие проводки:
Кредит 10, субсчет «Запасные части»
5480 руб. — списаны запчасти на проведение ремонта;
Дебет 25 Кредит 70
2000 руб. — начислена заработная плата за проведение ремонта;
Дебет 25 Кредит 68, 69
520 руб. — начислена сумма ЕСН;
Дебет 20 Кредит 25
8000 руб. (5480 + 2000 + 520) — затраты на ремонт легкового автомобиля включены в расходы.
Налоговый учет расходов
Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете относятся к прочим расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Причем в регистрах налогового учета предприятие должно сгруппировать расходы на ремонт автотранспортного средства по отдельным элементам, например стоимость запасных частей и материалов, расходы на оплату труда рабочих-ремонтников, услуги сторонних организаций (ст. 324 НК РФ).
При налогообложении прибыли можно учесть и расходы по арендованным автомобилям. Но здесь необходимо соблюсти два условия. Во-первых, в договоре с арендодателем должно быть указано, что он не будет возмещать арендатору средства, истраченные на ремонтные работы. А во-вторых, в налоговом учете у арендодателя отремонтированные автотранспортные средства должны числиться в составе амортизируемого имущества.
При расчете налогооблагаемой прибыли можно взять данные о расходах по ремонту транспортных средств из бухгалтерского учета. Однако нужно иметь в виду, что использовать данные бухучета о расходах по ремонту имеет смысл только тем организациям, которые принимают материалы к бухгалтерскому учету по той же стоимости, что и для целей налогообложения.
Все это касается лишь тех случаев, когда автомобиль используют в производственной деятельности предприятия. А если автомобиль работает в обслуживающих производствах и хозяйствах (ОПХ)?
Налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств формируется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности (ст. 275 НК РФ). Следовательно, расходы на ремонт автотранспортных средств ОПХ должны учитываться отдельно. Об этом говорится в Письме Минфина России от 07.10.2003 N 04-02-05/3/75.
Если автотранспортные средства ремонтируют неравномерно в течение года, то можно сначала учитывать расходы на ремонт на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывать на текущие расходы. Порядок списания расходов будущих периодов организация должна установить самостоятельно и закрепить в своей учетной политике.
На наш взгляд, этот способ учета расходов на ремонт только усложнит работу бухгалтера, так как в налоговом учете расходы на ремонт в полном объеме включают в расходы текущего отчетного периода. Различный порядок учета приведет к тому, что в бухгалтерском учете образуются налогооблагаемые временные разницы, на основании которых необходимо формировать отложенное налоговое обязательство в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».
Источник