- Как отказаться от аналога при ремонте по направлению ОСАГО?
- Имеет ли право страховая ремонтировать авто б/у или неоригинальными запчастями?
- Закон 2021 года о ремонте по ОСАГО
- Можно ли использовать б/у запчасти?
- Имеет ли право страховщик ремонтировать неоригинальными деталями?
- Но есть исключение!
- Как заставить страховую ставить только оригинал?
- Если страховая нарушает закон
- Внимание на детали: оригинальные запчасти по ОСАГО заменят «дженериками»
- Дешевле, но не лучше
- Что будет с ценой на ОСАГО?
Как отказаться от аналога при ремонте по направлению ОСАГО?
Здравствуйте.
Случилось ДТП, я пострадавший, у виновника ОСАГО.
Моему автомобилю 5 лет (оф. гарантии уже нет).
Отдал автомобиль в сервис по направлению страховой компании для выявления скрытых повреждений.
После оценки скрытых повреждений они должны пригласить меня в сервис для согласования ремонта.
В сервисе возможно предложат установку неоригинальных запчастей из-за нехватки сумм.
1) Могу ли я отказаться от установки неоригинальных запчастей?
2) Могу ли я, в случае если предложат в сервисе неоригинал, попросить список запчастей, которые они собираются установить на мое авто и с этим списком обратиться в страховую? Я уверен в этом списке не будет оригинальных запчастей и они не будут соответствовать требованиям безопасности. И вообще они не лицензированы, в оригинальных каталогах значатся запчасти только самого производителя.
Ведь если я сейчас соглашусь на ремонт в будущем не смогу предъявить претензию по качеству запчастей. Или смогу?
Как мне быть? C уважением.
Само собой, о гарантии соблюдения стандартов безопасности, предъявляемых автопроизводителем к запасным частям, в случае аналога речи и не идет.
Согласно ч. 15.1 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2012 г. № 40-ФЗ страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.
В случае выявления недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства их устранение осуществляется в порядке, установленном пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков.
Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, при проведении восстановительного ремонта Вы праве отказаться от установки неоригинальных запчастей. Также, на основании ст. 10 Закона о защите прав потребителя вы имеете право получить информацию о всех запчастях, которые находятся в наличчи у станции техобслуживания.
Согласно ч. 15.3 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Вы имеете право по согласованию со страховой компанией выбрать любую другую станцию техобслуживания для проведения восстановительного ремонта автомобиля
Источник
Имеет ли право страховая ремонтировать авто б/у или неоригинальными запчастями?
- Первое правило потерпевшего по ОСАГО – внимательно читать заявление. Если вы сами не дадите согласие на использование б/у деталей, то страховщик не имеет право ремонтировать автомобиль таковыми.
- Тем не менее, закон 2021 года позволяет страховой организации использовать неоригинальные запчасти при ремонте. Это касается чаще всего автомобилей старше 2 лет.
- А вот бывшие в употреблении детали кузова, узлы и другие компоненты законодательство применять запрещает прямо.
- Но есть способы, хотя и не 100-процентные, заставить страховую компанию применять только оригинал.
Споров между страховыми компаниями и потерпевшими в ДТП автовладельцами в 2021 году превеликое множество. И чаще всего причиной таковых служит требование доплаты страховщиком при выдаче направления на ремонт автомобиля. Но в случае вашего несогласия на доплату вам могут указать, что тогда использоваться будут не новые детали или запчасти-аналоги заводских. Имеет ли право страховая компания по закону использовать при ремонте неоригинальные или б/у комплектующие? Давайте разбираться!
Закон 2021 года о ремонте по ОСАГО
Итак, сначала перечислим основные постулаты действующего законодательства о страховании и выясним важные тонкости направления на ремонт, потому как их необходимо знать, а неисполнение страховщиком своих обязанностей может повлечь дополнительные «бонусы» для потерпевшего.
- Срок выдачи направления, равно как и выплаты, составляет 20 дней, кроме праздничных нерабочих; за каждый день просрочки «капает» по 1% неустойки (нужно подавать отдельное требование о возмещении) – п.21 статьи 12 ФЗ-40.
- Срок самого ремонта – 30 дней; за нарушение этого срока неустойка составляет 0,5% (п.15.2 статьи 12).
- Для автомобилей не старше 2 лет – ремонт только у официального дилера (абзац 4 пункта 15.2 статьи 12).
- Дальность ближайшего автосервиса – не более 50 км или транспортировка машины силами страховой (абзац 2 пункта 15.2 статьи 12).
- Требование доплаты за ремонт – только в случае письменного согласия потерпевшего (последний абзац п.17 и абзац 2 пункта 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО).
Есть ещё целый ряд более незначительных требований к восстановительному ремонту по ОСАГО, но они менее распространены. Чаще всего нарушаются сроки и требование доплаты за ремонт.
Можно ли использовать б/у запчасти?
Нет. Это в 2021 году прямо запрещено законодательством. Конкретно пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает использование запчастей и деталей и узлов с пробегом, бывших в употреблении, при ремонте автомобиля по страховке ОСАГО.
При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
Важно обратить внимание на последнее предложение в цитате. Вы сами могли неосознанно согласиться на использование б/у запчастей при ремонте, и тогда страховая компания имеет полное право чинить машину ими, если вы невнимательно читали заявление о страховом возмещении, подписывая его.
Очень часто страховые включают (иногда мелким шрифтом) пункт о согласии на использование б/у деталей в заявлении ещё на этапе подачи документов, где прямо нужно отказаться от этого, поставив галочку в соответствующем поле. Иначе согласие дано.
То есть это поле выглядит, например, так:
Подписью в настоящем заявлении даю согласие на использование бывших в употреблении запасных частей при осуществлении ремонта транспортного средства (и ниже стоит галочка «отказываюсь от данного пункта»)
Будьте бдительны, иногда аналогичное поле может быть и в отношении согласия с доплатой на ремонт.
Ваша задача – отметить галочку о несогласии или иным образом указать это (зачеркнуть и подписать «на использование б/у запчастей согласие не даю»).
Таким образом, страховая компания и автосервис от неё не имеют право при ремонте пользоваться:
- б/у запчастями для восстановления автомобиля,
- двигателем, коробкой передач и другими узлами и агрегатами, снятыми с других автомобилей или контрактными агрегатами,
- аналогично оставшимися от других отремонтированных машин б/у деталями кузова или несущей части и любыми другими компонентами, относящимися к автомобилю, в том числе дополнительным оборудованием (магнитола, гаджеты и прочее).
Имеет ли право страховщик ремонтировать неоригинальными деталями?
А вот на этот вопрос ответ уже, к сожалению, утвердительный для большинства случаев ремонта. Почему может? Да потому что прямого запрета в законе об ОСАГО по состоянию на 2021 год нет. Есть только требование вернуть машину к состоянию, в котором она была до ДТП (пп. «б» п.18 ст. 12 ФЗ-40).
Более того, единая методика расчёта имеет вполне себе заниженные цены на новые запчасти для автомобиля для большинства автомобилей. Вы можете самостоятельно проверить стоимость деталей на сайте РСА по коду запчасти (найти код можно поиском в интернете) и сравнить их с реальной стоимостью оригинальной и неоригинальной детали. Нередко ставка по единой методике расчёта будет ближе к аналогу, хотя бывают и исключения.
Таким образом, страховой организации в 2021 году целесообразно использовать при ремонте неоригинальные запчасти, так как иначе калькуляция возмещения будет существенно ниже реальной стоимости ремонта. И, главное, она имеет на это полное право.
Но есть исключение!
Выше мы указали, что неоригинал можно использовать при ремонте в большинстве случаев. Значит, есть и меньшинство? Есть! И относится это к автомобилям, возраст которых младше 2 лет.
Дело здесь в том же Федеральном законе Об ОСАГО, который регламентирует, что транспортные средства не старше 2 лет от роду должны направляться на ремонт только к официальным дилерам.
. восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее 2 лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счёт в соответствии с договором, заключённым с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
А официальные дилеры практически никогда не используют неоригинальные запчасти при ремонте автомобилей. Иначе в ряде случаев они нарушают договор с производителем автомобилей, марку которых они уполномочены официально ремонтировать.
Как заставить страховую ставить только оригинал?
Этот способ непростой по 2 причинам:
- сделать это можно только после осуществления ремонт неоригинальными запчастями и далеко не всегда,
- ремонт должен быть сделан некачественно.
Суть данного способа заключается в том, что автомобиль по результату восстановления по ОСАГО должен быть приведён в исходное состояние (пункт закона выше). А, так как страховщик имеет полное право ремонтировать авто неоригинальными запчастями, то результат ремонта нужно оценивать уже после его осуществления. И лучше всего с экспертом.
Аналоги оригинальных деталей имеют ряд недостатков:
- нередко неоригинальные элементы кузова не сходятся с соседними, имеют отличающиеся зазоры и неровно садятся на места,
- несущие части кузова, крепящиеся на болтах и другие могут не совпадать крепёжными отверстиями, вследствие чего работниками СТОА приходится высверливать новые, что несёт за собой потерю качества запчастей,
- при окраске аналогов чаще не удаётся попасть в основной цвет кузова машины, поэтому крашеные элементы могут отличаться.
Ваша же задача – выявить и не принять автомобиль, отремонтированный ненадлежащим образом, о чём указать в выдаваемых документах автосервисом (акте или иных).
Будьте внимательны, если вы заберёте некачественно отремонтированный автомобиль, даже отметив в документах это, то претензии позднее по закону могут быть не приняты в силу пункта 17 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО:
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 или пунктов 15.1-15.3 настоящей статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.
Если страховая нарушает закон
В этом случае вы имеете полное право подать досудебное требование с изложением фактов нарушения и ссылками на нормы закона и далее при неисполнении «досудебки» подать исковое заявление в суд.
Очень часто уже на этапе претензии по некачественному ремонту, отказу от доплаты страховая принимает решение выплатить деньгами.
И помните, страховой невыгодно нарушать закон, если об этом узнает регулятор её деятельности – Центробанк России. Дело в том, что если ЦБ выявит нарушение страховой компании по меньшей мере 2 раза за 1 год, то может отнять у неё право производить возмещение по ОСАГО ремонтом и заставить только выплачивать деньги (пункт 17.1 ФЗ-40), а страховщику это в большинстве случаев очень невыгодно.
Поэтому ваша задача – дать страховой знать о том, что вы будете жаловаться по факту нарушения в контролирующую организацию. Сделать это можно на официальном сайте ЦБ РФ.
Источник
Внимание на детали: оригинальные запчасти по ОСАГО заменят «дженериками»
Бытовые экономисты могут дать совет: вместо дорогого лекарства купи российский аналог. Одно и то же, а стоит дешевле. Иногда аналоговый препарат – дженерик – хорошая замена. А бывает, что после экономии больше потратишь на лечение «побочек». Страховщики предлагают так же поступить с запчастями: заменить дорогие иностранные детали дешёвыми российскими, чтобы ОСАГО не росло в цене. Но Центробанк категорически против.
Дешевле, но не лучше
Большая часть комплектующих, которые входят в так называемую ремонтную корзину, зарубежного производства. Это примерно 5 тыс. комплектующих, чаще всего страдающие в ДТП: фары, крылья, бамперы, багажники и т. д. Каждые полгода Российский союз автостраховщиков рассчитывает стоимость ремонтной корзины. Шесть месяцев назад цифры поразили – цены на детали выросли в среднем на 23% к 2019 году.
В ремонтную корзину входят детали, которые чаще всего страдают в ДТП. Фото: hlebnaibaza.ru.
Новый перерасчёт показал небольшое снижение: в марте 2021 стоимость корзины увеличилась на 16% по сравнению с 2019, пишет «Коммерсант». Цены на комплектующие напрямую влияют на стоимость ОСАГО. Чем дороже запчасти и работы, тем дороже полис.
Однако Российский союз страховщиков утверждает, что полисы не дорожают. Средняя цена ОСАГО остаётся на уровне 2019 года – 5 440 рублей. Пока что страховщики не намерены повышать цены. Напротив, ищут способы сдержать рост цен.
РСА предлагает Центробанку включить в ремонтную корзину детали подешевле. Проблема в том, что бюджетные аналоги автоматически попадают в категорию некачественных, если стоят на 30% меньше оригинала. Но из-за скачка курса валют зарубежные детали дорожают порой больше, чем на треть. И получается, что хорошие отечественные запчасти выбраковываются только из-за разницы в ценах.
ЦБ отказался менять правила расчёта ремонтной корзины, зато разрешил страховщикам учитывать цены на детали в онлайн-магазинах. Бывает, что в интернете запчасти стоят дешевле, чем в торговых точках.
Что будет с ценой на ОСАГО?
Итак, страховщики утверждают, что средняя стоимость полиса осталась на уровне 2019 года, и обещают сдержать подорожание. Но детали – не единственное, что влияет на страховую премию.
Реформа ОСАГО расширяет тарифные коридоры. Но страховщики уверяют, что полисы не дорожают. Фото: a. d-c.d.net.
Вспомним, что в сентябре 2020 года Центробанк расширил базовый тарифный коридор ОСАГО. Для владельцев легковых автомобилей тариф расширился на 10%, для юрлиц – на 20%, для таксистов – на 30%. Для части водителей страховка должна была подешеветь. Для других, напротив, вырасти.
На стоимость полиса также влияют новые правила расчёта премии: страховщики теперь могут учитывать индивидуальные факторы в цене ОСАГО. Но «индивидуальным фактором» может быть что угодно: цвет и тип кузова авто, пробег, семейное положение владельца, наличие детей… Получается, надо заранее узнавать у своего страховщика, что входит в цену.
Автомобилисты начали жаловаться на подорожание страховки в октябре 2020. РСА ещё тогда утверждал, что цена выросла незначительно – с 5 409 до 5 437 рублей. По данным независимых исследований, полисы подорожали до 5 622 рублей. В Москве и Подмосковье – до 9 198 и 9 119 рублей в среднем.
«Автогражданка», действительно, должна была подешеветь, но для отдельных категорий водителей: с большим опытом, длительным стажем безаварийной езды и хорошей «штрафной историей». Для нарушителей и лихачей полис подорожал. Однако, если верить подсчётам того же РСА, 70% аварий провоцирует только 5% водителей. Напрашивается вывод: либо нарушителей среди автомобилистов больше, либо с либерализацией тарифов ОСАГО что-то пошло не так.
Источник