Частный автомастер: плюсы и минусы
Большинство автолюбителей, как впрочем и профессиональные водители, предпочитают не обращаться в сервисные центры технического обслуживания и официальные станции, а останавливают свой выбор на специалистах, называемых «народными умельцами». В этой статье речь пойдет о преимуществах и недостатках такого ремонта. Попробуем разобраться, каковы могут быть последствия ремонта автомобиля у частного лица.
Как правило, такие умельцы работают нелегально, они не регистрируют свой бизнес в государственных органах, а значит, и декларировать свои доходы и платить налоги им незачем. В связи с этим они не несут перед клиентом никакой юридической ответственности. То, как автослесари произведут ремонт вашего автомобиля, полностью зависит от их опыта и человеческой порядочности. В случае, если по вине некачественного ремонта ваша машина попадает в дорожно-транспортное происшествие, никто не будет возмещать вам убытки и перед законом некому будет отвечать за халатность при выполнении ремонтных работ.
Этот факт является поводом для критики «народных автослесарей» со стороны работников сервисных центров и официальных СТО, а также представителей государства. И это неудивительно, ведь с их неофициального заработка налоги не платятся, при этом создается реальная конкуренция официальным центрам сервисного обслуживания и СТО.
Возможно ли доказать вину незарегистрированного частного автослесаря в случае ДТП, произошедшего из-за некачественно сделанного ремонта? Конечно, это практически не возможно, так как никакого договора и плана-наряда о выполненных ремонтных работах клиенту предоставлено не было. Да и сам автовладелец прекрасно знал, что никакой юридической документации, гарантии и даже чека на ремонт авто ему не дадут. Иными словами говоря, доказать вину автослесаря, делавшего ремонт, в недобросовестном выполнении работ, повлекших за собой ПТД, не представляется возможным.
Представьте другую ситуацию… ДТП произошло из-за некачественного ремонта машины, выполненного в СТО. И в этом случае вы не сможете ничего доказать. И даже если у вас на руках будет договор, план-наряд или другие документы, указывающие на обслуживание вашего авто, у представителей СТО найдется масса отговорок и обстоятельств, которые всю вину возложат на вас.
Еще одним недостатком ремонтных работ у «народных умельцев» является отсутствие современного оборудования. Навряд ли у них в гараже (а обычно ремонт проходит именно там) найдется современный подъемник или оборудование для диагностики. Но с другой стороны, это не означает, что они делают некачественный ремонт. Практика показывает, что такие автослесари прекрасно справляются со своей работой и без этого оборудования. Обычно их опыта и знаний вполне достаточно, чтобы диагностировать поломку и неисправности самостоятельно. Причем у них это получается ничуть не хуже, чем в официальных сервисных центрах и СТО, где имеется современное оборудование. К сожалению, бывают случаи, когда первоклассное оборудование становится лишь средством выбить с клиента побольше денег за обслуживание его авто.
Сторонники официальных станций технического обслуживания часто обвиняют индивидуальных автослесарей в безграмотности в устройстве автомобилей, указывают на отсутствие специального образования и тд. Однако, не стоит упускать из виду тот факт, что на СТО работают точно такие люди и далеко не все они имеют соответствующее техническое образование. Тем более, что нередки случаи, когда сотрудники СТО становятся частными автослесарями, начиная принимать клиентов в своем гараже. И наоборот, человек, еще вчера выполнявший ремонт авто в своем дворе, устраивается на работу в СТО. Обычно это связано с тем, что люди получая опыт на СТО, потом хотят работать сами на себя. Другие, наоборот, являются самоучками, получившими свои навыки в гараже, затем трудоустраиваются на СТО, возможно, из-за социальных гарантий.
Как показывает практика, частные автомеханики намного серьезнее подходят к своему имиджу, они дорожат своими клиентами, поэтому работают более добросовестно, нежели сотрудники СТО и сервисных центров. Это связано с тем, что на СТО, как правило, поток клиентов всегда относительно стабильный, и работающие там автослесари никогда не сидят без работы и ничем не рискуют. Обычно станции технического обслуживания и сервисные центры имеют заметную, дорогую рекламу, привлекающую клиентов (указатели, вывески на дорогах и пр.). Даже небольшое СТО будет иметь некую рекламу, пусть незначительную и не на главных билбордах города, но все же завлекающую клиентов. А к частному автослесарю клиенты попадают в основном по рекомендациям других автолюбителей, имевших успешный опыт обслуживания у него. Именно «народные умельцы» очень дорожат своей репутацией и клиентурой. Они хорошо понимают, что при плохих отзывах можно просто остаться без работы.
А наиболее важным фактором, привлекающим автовладельцев в гараж к народному мастеру, это стоимость ремонта. Конечно, она на порядок ниже по сравнению с ценами в сервисных центрах. И это не отрицают даже сами работники СТО.
Но не стоит забывать о том, что среди автослесаров-самоучек, как и везде, есть и добросовестные специалисты, а есть и самые обычные халтурщики. Прежде чем отдать свою «ласточку» в руки некоего специалиста, обещающего отремонтировать ее чуть ли не за бутылку, хорошо подумайте и соотнесите риски, которыми может обернуться этот ремонт. Скорее всего, в дальнейшем вам неизбежно придется столкнуться с серьезными проблемами: неаккуратной работой, воровством деталей, нетрадиционными методами ремонта и прочее. Чтобы попытаться избежать таких ситуаций, рекомендуем вам искать частных автомастеров только по рекомендациям и обращаться к тем людям, которым действительно дорога их репутация. В этом случае велика вероятность получить действительно качественный ремонт и ограничить себя от неприятностей на дорогах.
Источник
Продала подержанную машину, а теперь покупатель требует деньги на ремонт
Год назад я купила подержанный автомобиль на аукционе в Японии. Пригнала машину в свой город и продала по объявлению. Покупатель не стал делать проверку автомобиля перед покупкой, решил сэкономить. В договоре прописали, что с техническим состоянием ознакомлен, претензий не имеет.
Спустя более чем 8 месяцев он связался со мной и заявил, что машина была подтоплена. Требует деньги на ремонт. Должна ли я платить, если сама не знала об этом? Можно ли получить компенсацию с японцев, если они заявляли, что машина исправна?
Не торопитесь платить деньги. Люди часто покупают на вторичном рынке жилье, машины или бытовую технику, а потом рассказывают продавцу о том, что все сломалось и нужен ремонт. Высока вероятность того, что вы стали жертвой мелкого бытового вымогательства.
Иногда так же поступают продавцы: мы уже рассказывали об этом в статье про покупку квартиры, где продавец передумал и требовал доплаты. Или случается так, что человек через полгода после ДТП с вашим участием внезапно заявляет, что вы должны ему денег за дорогой ремонт машины. Ему уже неважно, что страховая или вы сами компенсировали ущерб.
Разберемся по порядку, как в вашей ситуации не стать жертвой.
Что делать с японским продавцом
Не торопитесь выдвигать претензии японцам. Их автомобильные аукционы сильно отличаются от нашего вторичного рынка автотранспорта. В России достаточно выставить машину на продажу на рынке или на специализированном сайте и найти покупателя. Ответственность за сделку несут оба — но только в тех пределах, которые пропишут в договоре купли-продажи.
В Японии на автоаукционах кроме продавца и покупателя есть еще и эксперт. Его задача — подготовить аукционный лист, в котором будут перечислены все неисправности и дефекты автомобиля, описано его состояние и указано количество владельцев.
Даже если вы купите машину без выезда в Японию — аукционный лист с расшифровкой всех дефектов обычно выкладывают на сайте.
Обратите внимание на квадрат в правом верхнем углу. Цифра в нем — это оценка состояния автомобиля. Если машина долго находилась в воде, в квадрате будет стоять цифра 1. Единица означает, что автомобиль был модифицирован, испорчен, поврежден или затоплен.
Эксперту нет смысла скрывать такую информацию: от этого зависит его репутация. Если такой оценки в аукционном листе нет, значит, вас никто не вводил в заблуждение и вы покупателя не обманывали.
Что говорит закон
Любой договор — это соглашение двух сторон, в котором можно прописать любые условия. Главное, чтобы они устраивали обе стороны. Документ, который регулирует ваши отношения с покупателем, это договор купли-продажи.
Можно было написать в договоре детали аукционного листа и согласовать условия дополнительной компенсации, если в автомобиле обнаружатся неполадки. Но претензий к техническому состоянию у покупателя не было, а вы выполнили условия договора: передали машину и получили взамен деньги.
Вы больше не несете никаких обязательств перед покупателем.
Покупатель может требовать расторжения договора купли-продажи, когда покупает машину у производителя, в автосалоне или у торгующей организации. В этом случае его права охраняются законом о защите прав потребителей. Но даже тогда просто так потребовать расторжения договора нельзя: нужно доказать, что в машине имелись существенные недостатки.
Требовать компенсации может даже не тот, кто купил машину в автосалоне, а второй, третий или любой из последующих владельцев. Например, Верховный суд признал законными требования третьего хозяина автомобиля, который требовал у автосалона заменить автомобиль на аналогичный.
Но когда одно частное лицо продает машину другому частному лицу — на такую покупку закон о защите прав потребителей не распространяется.
Как бывает в жизни
Чтобы получить компенсацию именно от вас, покупателю придется доказать, что вы знали о недостатке и умышленно скрыли информацию о нем. Это будет сложно, учитывая, что он сам за 8 месяцев никаких недостатков не заметил.
У него точно не получится доказать, что вы скрывались все эти 8 месяцев: все ваши данные есть в договоре купли-продажи. Ему придется за свой счет провести экспертизу и определить стоимость ремонта. А еще потребуется доказать, что машина утонула до того, как он ее купил, а не после вашей с ним сделки. Сделать это тоже будет непросто.
У меня было несколько японских автомобилей. В некоторых из них при ремонте подвески находили сухие водоросли, но эти машины никогда не тонули. Водоросли попадали туда при перевозке на палубе судна из Японии либо остались от поездок по побережью.
У российских автомобилей тоже можно найти многое и под капотом, и в системе вентиляции. Например, листья, траву и насекомых. Но это не означает, что машина сталкивалась с деревом и догоняла пчелиный рой. Даже небольшие ветки могут попасть туда просто с дороги.
У автомобилей-утопленников есть хорошо заметные симптомы. Это характерный затхлый запах в салоне, который может держаться годами и не выветриваться, постоянные проблемы с электропроводкой и короткие замыкания. Не замечать этого на протяжении 8 месяцев просто невозможно.
Что сказать покупателю
Я рекомендую вам не спешить что-то выплачивать и предложить недовольному покупателю решить вопрос по закону. Пусть составит в ваш адрес письменную претензию, в которой расскажет все свои требования. А вы их рассмотрите и оцените их обоснованность.
Если покупателю будет сложно написать подробную претензию — это обыкновенное вымогательство. Такие люди очень любят жаловаться на несправедливость, а действовать по закону не хотят. Привлечь вымогателей к ответственности, даже если они неправы, невозможно. Угрожать они не будут, только взывать к вашей совести.
Велика вероятность, что после вашего предложения внезапного старого покупателя вы больше не увидите.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Источник
Кустарный ремонт: как защитить свои права?
Как обезопасить себя при ремонте автомобиля? Думаю, каждый автровладелец задавался этим вопросом, оставляя машину в сервисе и опасаясь переплаты или подмены деталей.
Самый лучший совет, который обезопасит вас от мошенничества, это – повышать свое знание автомеханики, прочесть руководство к эксплуатации именно своей марки автомобиля, узнать об особенностях своей модели и о том, как проявляют себя неисправности.
Совет кажется поверхностным, однако, нечистоплотные мастера делают ставку именно на тех, кто совершенно не осведомлен об устройстве машины. Столкнувшись с человеком, который имеет минимальное представление о предмете разговора, мастера предпочтут не рисковать. Вряд ли вас будут проверять на знание нюансов, искать сложные способы обмана – слишком трудоемкий процесс. Мошенничество всегда делает упор на простой обман и полную неосведомленность.
Это, прежде всего, позволит вам не только предотвратить оплату починки не существующих поломок, но и сберечь вполне годные детали вашего авто. Не бойтесь интересоваться, что именно вам предлагают заменить, что это за деталь, где она находится. Не лишним будет потребовать вернуть вам все детали, которые подверглись замене, это позволит вам проверить – действительно ли они износились.
Если вы не уверены в качестве деталей, которые вам будут предложены, потребуйте перечень деталей на замену и, если это возможно, сами детали. Вы можете сами закупить необходимые запчасти, исходя из ваших представлений о надежности, если запчасть имеет заводской номер, его стоит переписать.
Однако и в этом случае, автосервис не имеет права утверждать, что не несет ответственности за рабочее состояние приобретенных вами элементов. В случае, если что-то оказалось неисправно или не подлежащего качества, вас должны уведомить.Также, автосервис обязан уведомить вас в случае, если обнаружилась необходимость оказания ранее не оговоренных ремонтных услуг или установка ранее не заявленных деталей и запчастей.
Следующая проблема, которая часто возникает у автовладельцев – это споры относительно мелких повреждений кузова автомобиля. Самым лучшим способом себя обезопасить, конечно, является договор между владельцем машины и автосервисом. Если автосервис работает официально, то на вашей стороне закон о защите прав потребителей. В дополнение к договору, вам необходимо составить два важнейших документа. А именно: заказ-наряд – это тот самый документ, который позволит вам не переплачивать за услуги, оказанные без вашего ведома, а также перечисляет детали, на замену которых вы согласились, при необходимости могут быть указаны их конкретные характеристики.
Не менее важен акт приема-передачи. Этот документ пригодится в случае, если вы обнаружите царапины, вмятины или другие, иногда даже внутренние, повреждения авто, которые появились после ремонта.
Как составляется акт приема-передачи? Прежде чем сдавать авто в ремонт, составьте подробную опись дефектов, где и какое повреждение, можно их схематично изобразить. В документе расписываетесь вы, и принимающая сторона, то есть представитель автосервиса. Также в этом документе вам следует тщательно перечислить все, что вы оставляете вместе с машиной: встроенную технику, чехлы, коврики, и пр. При наличии повреждений или утере чего-то из перечисленного в документе, забирая машину, потребуйте, чтобы это было отмечено в акте. Это позволит вам потребовать возмещения ущерба.
Если же вы обращаетесь не в специализированный центр, а к частному мастеру, то тут, конечно, лучше сразу вынуть все что можно из автомобиля. На самом деле и в случае с частным автослесарем можно составить договор, опись, акт, заказ-наряд, но только в том случае, если он зарегистрирован, как ИП.
В данном случае также не повредит взять с собой двух-трех знакомых, как на сдачу авто, так и на его прием. В случае спорной ситуации, они могут быть свидетелями, если дело дойдет до судебного разбирательства. Вообще, сам факт наличия свидетелей, сам по себе может повлиять на отношение частника к ситуации.
Также, при выборе частного автослесаря, вам стоит учитывать такие факторы, как отзывы о нем ваших знакомых и длительность его работы, наличие постоянной клиентуры. Если гараж частного слесаря уже давно известен автовлдельцам как мастерская, то вряд ли мастер будет нарочно рисковать своей репутацией. Однако, осведомленность, въедливость, контроль за деталями, подробные расспросы о ремонте и пара свидетелей лишними не будут никогда.
Еще один ценный совет, который стоит учесть. Перед сдачей машины в ремонт, обязательно запишите номер вашего аккумулятора, это сделает доказуемой подмену нового аккумулятора, на подержанный и практически не рабочий. Этот вид обмана является достаточно распространенным, так как заменить аккумулятор на совершенно аналогичный проще простого, заметить же подмену водитель сможет только уже по пути из автосервиса. А претензии, конечно, лучше всего предъявлять «не отходя от кассы».
Также полезной хитростью будет оставить машину на ремонт с полупустым баком. И совершенно не важно, насколько респектабельный сервис вы выбрали – нечистый на руку сотрудник может работать где угодно, а слив бензина во-первых доказать совершенно не возможно, а во-вторых, никто не станет всерьез рассматривать ваши претензии, и, тем более, возмещать ущерб. Оставьте в баке ровно столько, чтобы доехать до ближайшей заправки.
Автор: Анастасия Адибекова,
Дата публикации: 15.08.2014
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Источник