Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией
Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.
Обоснование вывода:
В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).
Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).
Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.
В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.
Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.
Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.
С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:
Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);
Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.
К сведению:
В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.
Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.
По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.
Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.
В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
26 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Учетные тонкости авторемонта
В нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению автору не удалось найти определения ремонту. Большая Cоветская Энциклопедия 1 рассматривает ремонт как совокупность технико-экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным или полным восстановлением потребительной стоимости средств производства.
Не противоречит вышеуказанному и определение ремонта автотранспортных средств, приведенное в п. 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта 2 (далее — Положение), согласно которому под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей.
Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово-предупредительным. В соответствии с п. 2.12 Положения ремонт, в соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ, подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов направлен на восстановление их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса, текущий — на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.
Однако такое разграничение ремонта представляет интерес только для технических служб организации. Вопросы, волнующие сотрудников бухгалтерий, рассмотрим подробнее ниже.
Спорный момент
В регистрах бухгалтерского учета все затраты на текущий и капитальный ремонт объектов основных средств признаются расходами организации по обычным видам деятельности (п. 26 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения прибыли — расходами организации, связанными с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ и ст. 260 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ данные затраты организация вправе признать в составе как прямых, так и косвенных расходов.
Еще раз обращаем внимание, что ремонт, в отличие от модернизации, не изменяет функционального назначения либо технических характеристик объекта основных средств. Как следствие, можно прийти к выводу, что практически невозможно произвести модернизацию автомобиля.
Технически неосуществимо переоборудование грузового автомобиля в автобус, либо на легковое ТС поставить такой новый двигатель, который переведет машину в следующий класс по мощности (объему двигателя). Установка дополнительного оборудования также не изменяет технических характеристик автомобиля, поэтому признается ремонтом.
Однако фискальные органы нередко пытаются доказать обратное и оштрафовать организации за занижение базы по налогу на прибыль. Ведь если эти манипуляции с автомобилем признать ремонтом, то затраты на его осуществление уменьшат налогооблагаемую прибыль текущего периода, если же модернизацией (дооборудованием) — первоначальная стоимость ТС увеличится на сумму понесенных издержек, которые относятся на расходы через амортизацию.
Но суды в большинстве случаев принимают сторону организаций.
Позиция суда
По мнению ФАС СЗО, установка на автомобиль автосигнализации, аудиосистемы, аудиодинамиков и антенны (охранной и акустической систем) не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств (постановление от 09.06.2008 г. № А05-12045/2007). Организация обоснованно включила затраты на приобретение и установку на автомобиль сигнализации, акустической системы и антенны в расходы в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ как амортизацию отдельных инвентарных объектов.
В постановлении от 29.01.2008 г. № Ф09-9474/07-С3 ФАС УО признал правомерным включение организацией в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании ст. 260 НК РФ, затрат по установке ограничителей предельного груза и настройке прибора безопасности на автокранах. Тем самым довод налогового органа о том, что указанные затраты являются дооборудованием основных средств и их следует отнести на изменение первоначальной стоимости этих ОС в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, был отклонен. Суд исходил из того, что замена ограничителей предельного груза вызвана поломкой данного агрегата. В процессе ремонта, настройки прибора безопасности технические показатели основных средств не изменились, а расходы направлены на поддержание автокранов в работоспособном состоянии.
ФАС УО в постановлении от 08.12.2008 г. № Ф09-9111/08-С3 по делу № А07-6787/08 указал, что расходы по замене блока цилиндров и цельнометаллического кузова на кузов такой же модификации являются приведением автомашины ГАЗ 2705 в надлежащее рабочее состояние, а не изменением ее технологического или служебного назначения. Поскольку грузоподъемность и иные технические характеристики автомашины остались прежними, а также основное средство не приобрело новых качеств, суд пришел к выводу об обоснованном учете организацией спорных расходов в составе затрат при исчислении налога на прибыль.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 г. № 09АП-4556/2009-АК, 09АП-5218/2009-АК по делу № А40-19901/08-112-60 отмечено, что замена кабины автомобиля не может являться достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением с точки зрения п. 2 ст. 257 НК РФ, поскольку не изменяет технологического или служебного назначения автомобиля и не наделяет его другими новыми качествами. Замена кабины в автомобиле не подпадает также под понятия реконструкции и переустройства существующих объектов основных средств, связанные с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемые по проекту реконструкции ОС в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Установка на автомобиль дополнительного двигателя, работающего на сжиженном газе, не переводит его в другую амортизационную группу, то есть также не признается модернизацией (постановления ФАС УО от 19.12.2007 г. № Ф09-10406/07-С3 и от 26.07.2007 г. по делу № Ф09-1460/07-С3).
. и против
Особняком стоит постановление ФАС ВСО от 03.04.2007 г. № А33-26135/05-Ф02-1027/07. В рассматриваемом деле установка защиты картера и врезка люка в легковом автомобиле признаны судом дооборудованием.
По мнению судебной коллегии, установка защиты картера была вызвана необходимостью предотвращения механических повреждений узлов и агрегатов, расположенных в низших точках автомобиля, предотвращения несанкционированного доступа к узлам и системам сигнализации, защиты электропроводки, электроагрегатов и электрических разъемов от окисления и грязи, улучшения аэродинамических свойств автомобиля (снижение расходов топлива, усиление связки с дорогой и повышение управляемости), а при врезке люка у автомобиля возникает новая функция (качество).
Нюансы учета
Ремонт и переоборудование автомобиля могут быть произведены самостоятельно или с привлечением специализированной авторемонтной организации. И обоих случаях в регистрах бухгалтерского учета ремонтные затраты оптимально учитывать на счете 23 «Вспомогательное производство».
Ремонт «своими силами»
Если организация имеет возможность отремонтировать ТС самостоятельно (есть ремонтная база и персонал соответствующей квалификации), то первичными документами, свидетельствующими о передаче автомобиля в ремонт, могут служить:
- распоряжение руководства организации о ремонте автомобиля (изданное в соответствии с планом проведения ремонта либо на основании дефектной ведомости);
- акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств ( по форме № ОС-3 3 ).
При этом затраты на проведение ремонта в регистрах бухгалтерского учета отражаются проводками:
Первичными документами, служащими основанием для отражения этих затрат в учете, могут служить акты об установке запчастей на ремонтируемый автомобиль, наряды (акты, табели) по начислению заработной платы и пр.
Если амортизация оборудования, используемого при ремонте автомобиля, в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли начисляется в одинаковом размере, то разницы в учете не возникнут. В случае же когда для целей налогообложения прибыли амортизация по оборудованию начисляется в большей сумме, чем в регистрах бухгалтерского учета, то размер затрат на ремонт будет соответственно выше.
По окончании ремонта должен быть составлен соответствующий документ (например, акт по форме № ОС-3), на основании которого ремонтные издержки подлежат списанию на расходы организации как в регистрах бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 10/99), так и для целей налогообложения прибыли (ст. 260 НК РФ). При этом в регистрах бухгалтерского учета списание затрат отражается проводкой:
Если затраты на ремонт автомобиля для целей налогообложения прибыли оказались выше, чем отраженные в регистрах бухгалтерского учета (амортизация по используемому при ремонте оборудованию в налоговом учете начисляется в большем размере), то согласно п. 12 ПБУ 18/02 возникает налогооблагаемая временная разница. Как следствие, согласно п. 15 ПБУ 18/02, нужно начислить отложенное налоговое обязательство, что отражается проводкой:
- Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77.
Вышесказанное касается ситуации, когда организация не создает резерв на ремонт основных средств. При формировании же такого резерва затраты на ремонт следует относить не на расходы, уменьшающие финансовый результат и налогооблагаемую прибыль, а на уменьшение создаваемого ежемесячно резерва. В регистрах бухгалтерского учета эта операция отражается записью:
Запчасти, снятые с ремонтируемого автомобиля и пригодные к дальнейшему использованию либо годные только для сдачи в металлом, подлежат оприходованию на склад.
По нашему мнению, пригодные к использованию запасные части, оставшиеся после ремонта автомобиля, равно как и металлолом, можно считать возвратными отходами. Ведь согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратными отходами признаются остатки материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению. Запчасти, оставшиеся после ремонта автомобиля, то есть в процессе выполнения работ, частично утратили свои потребительские качества и могут использоваться как при ремонте других автомобилей (но уже как б/у), либо по другому назначению — как метизы, сданы в металлолом и пр.
В таком случае стоимость запчастей определяется по цене их возможного использования, то есть по стоимости, отраженной в регистрах бухгалтерского учета ( п. 9 ПБУ 5/01 4 ). Постоянных разниц при последующем списании этих запчастей не возникает.
Однако Минфин России утверждает, что стоимость таких запчастей следует признать внереализационными доходами для целей налогообложения прибыли (письма от 15.06.2007 г. № 03-03-06/1/380, от 10.09.2007 г. № 03-03-06/1/656). То есть стоимость запчастей при принятии к налоговому учету должна быть равна сумме налога, уплаченного в бюджет при их оприходовании в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ (см. Пример 1). Данный подход законодательно утвержден с 01.01.2009 года в результате внесения изменений в ст. 254 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ.
Снятые с автомобиля и оприходованные запчасти оценены в регистрах бухучета в 1 000 руб.
В бухгалтерском учете эта операция отражается проводкой:
- Дебет 10 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» — 1 000 руб.
На эту же сумму увеличивается и налогооблагаемая прибыль. Как следствие, сумма налога вырастет на 200 руб. (1 000 руб. х 20%). И в налоговом учете стоимость запчастей составит именно эту сумму.
При дальнейшем использовании запчастей возникнет постоянная разница в размере 800 руб. (п. 4 ПБУ 18/02). В соответствии с п. 7 ПБУ 18/02 начисляется постоянное налоговое обязательство, которое отражается проводкой:
- Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — 160 руб. (800 руб. х 20%).
Ремонт «чужими руками»
Если компания поручает выполнение ремонта автосервису, с ним заключается договор об оказании соответствующих услуг (хотя для целей налогообложения, согласно п. 4 ст. 38 НК РФ, этот вид деятельности следует признать работами). Передача автомобиля в ремонт подтверждается актом по форме № ОС-3, который составляется в двух экземплярах, а по его окончании организации выставляется счет и счет-фактура на стоимость оказанных услуг.
Затраты на ремонт, произведенный сторонней организацией, по нашему мнению, можно сразу отнести на расходы записями:
При формировании резерва на ремонт ОС затраты на ремонт списываются за счет средств резерва, что отражается следующими проводками:
Когда возможна модернизация?
Модернизировать или переоборудовать, по нашему мнению, можно в ряде случаев специальную технику — автокран, передвижную лабораторию и другие аналогичные автомобили. Демонтаж одного механизма и монтаж на базе того же шасси другого приведет к изменению назначения автомобиля. Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ все затраты по переоборудованию машины включаются в ее первоначальную стоимость и относятся на расходы через амортизацию.
Вряд ли у большинства организаций есть в распоряжении собственная производственная база, позволяющая установить, например, на грузовом автомобиле лебедку (если технические показатели шасси это позволяют) либо переоборудовать его в передвижную лабораторию или мастерскую. Поэтому для переоборудования автомобильной техники, скорее всего, будет привлекаться специализированная компания (см. Пример 2).
Организация приняла решение переоборудовать грузовой автомобиль «Урал» в передвижную мастерскую. Автомобилю с первоначальной стоимостью 2 340 000 руб. при вводе его в эксплуатацию был установлен срок полезного использования 65 мес. (IV амортизационная группа). Норма амортизации, таким образом, составляет 1,538% (1:65 мес. х 100%), а ежемесячные отчисления — 36 000 руб. До принятия решения о переоборудовании автомобиль находился в эксплуатации 10 месяцев. Как следствие, его остаточная стоимость равна 1 980 000 руб. (2 340 000 руб. — 360 000 руб.).
По условиям договора подрядчик снимает с автомобиля кузов, устанавливает вместо него закрытый фургон и монтирует в нем необходимые станки и приспособления. Снятый кузов возвращается заказчику.
Смонтированные в фургоне станки и оборудование, по нашему мнению, следует принять к учету как отдельные объекты основных средств в силу следующих обстоятельств:
- автомобиль и находящееся в нем оборудование нельзя считать комплексом конструктивно сочлененных предметов — у них нет общего управления и каждый из них выполняет самостоятельную функцию;
- срок полезного использования «начинки» передвижной мастерской существенно отличается от аналогичного срока использования самого автомобиля.
Следовательно, передав подрядчику один объект основных средств — автомобиль, организация после его переделки должна будет принять на учет уже несколько объектов — переоборудованный автомобиль и оборудование. При этом подрядчик должен указать в акте выполненных работ стоимость не только снятия кузова и установки фургона, но и монтажа каждого из станков.
На время переоборудования автомобиля начисление амортизации по нему не прекращается ни в регистрах бухгалтерского учета (п. 23 ПБУ 6/01), ни для целей налогообложения прибыли (п. 3 ст. 256 НК РФ). Ведь согласно вышеуказанным нормативным документам объект исключается из состава амортизируемого имущества лишь в случае, если он находится на реконструкции либо модернизации более 12 месяцев.
Компания, осуществившая переоборудование автомобиля, выставила заказчику счет на 826 000 руб. (в том числе НДС 126 000 руб.) и предоставила подтверждающие стоимость работ документы. В них указано, что затраты на замену кузова составили 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.), а стоимость установленных четырех станков — 590 000 руб. (в том числе НДС 90 000 руб.).
Расходы на переоборудование автомобиля в регистрах бухгалтерского учета отражены записями:
- Дебет 08 Кредит 60 — 200 000 руб. — отражены затраты на демонтаж старого и монтаж нового кузова;
- Дебет 19 Кредит 60 — 36 000 руб. — отражена сумма НДС по переоборудованию автомобиля;
- Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 19 — 36 000 руб. — принята к вычету сумма НДС по понесенным затратам.
Установка станков в передвижной мастерской отражена записями:
- Дебет 08 Кредит 60 — 500 000 руб. — отражсен монтаж оборудования;
- Дебет 19 Кредит 60 — 90 000 руб. — отражен НДС по установленному оборудованию;
- Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 — 90 000 руб. — принят к вычету НДС по смонтированным станкам 5 .
После того как переоборудованный автомобиль пройдет перерегистрацию в ГИБДД, увеличение его стоимости на 200 000 руб. отражается в учете проводкой:
Снятый и эксплуатируемый до этого два года кузов подлежит оприходованию на склад по цене его возможного использования, которую специалисты организации по эксплуатации автомобильной техники оценили в 25 000 руб.
Поступление кузова на склад отражается записью:
- Дебет 10 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» — 25 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли стоимость кузова в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ признается равной 5 000 руб. (25 000 руб. х 20%).
Со следующего за окончанием переделки автомобиля месяца амортизация по нему исчисляется уже исходя из новой стоимости в 2 540 000 руб. (2 340 000 руб. + 200 000 руб.).
Решение об увеличении, уменьшении или сохранении прежнего срока полезного использования объекта остается за организацией. Пункт 1 статьи 258 НК РФ гласит, что налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования ОС после даты ввода его в эксплуатацию, в случае если по окончании реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования.
Инженеры организации приняли решение оставить срок полезного использования автомобиля, переоборудованного в передвижную мастерскую, прежним. Не меняется и норма амортизации — 1,538%. Следовательно, ежемесячные отчисления составят 39 077 руб.
В рассмотренной ситуации привлеченная организация осуществила переоборудование автомобиля, используя приобретенные ею же комплектующие и оборудование. Если собственник автомобиля все необходимое приобретает самостоятельно, а подрядчику поручает только демонтаж старого кузова и установку оборудования, по нашему мнению, покупку можно учесть как оборудование к установке, то есть на балансовом счете 07 (см. Пример 3). Ведь в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов на счете 07 обобщается информация о наличии и движении оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся либо реконструируемых объектах.
Организация приобрела новый кузов (фургон) и предназначенные для установки внутри него станки стоимостью 472 000 руб., в том числен НДС 72 000 руб. Данная операция отражена записями:
- Дебет 07 Кредит 60 — 400 000 руб. — отражены затраты на приобретение оборудования;
- Дебет 19 Кредит 60 — 72 000 руб. — отражена сумма НДС по приобретенному оборудованию;
- Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 — 72 000 руб. — НДС по приобретенному оборудованию принят к вычету в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ.
Передача оборудования в монтаж отражена проводками:
После завершения переоборудования автомобиля подрядчик выставляет счет на оплату только выполненных работ (без указания стоимости монтируемого оборудования).
Затраты на демонтаж старого кузова и монтаж нового (стоимостью 100 000 руб.) составили 50 000 руб., без учета НДС 9 000 руб. Переоборудование автомобиля отражается записями:
- Дебет 08 Кредит 60 — 50 000 руб. — приняты затраты по демонтажу и монтажу кузовов;
- Дебет 19 Кредит 60 — 9000 руб. — отражена сумма НДС по принятым монтажным (демонтажным) работам;
- Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 — 9 000 руб. — принят к вычету НДС по выполненным работам;
- Дебет 10 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» — 25 000 руб. — оприходован демонтированный кузов.
Расходы подрядчика, связанные с монтажом оборудования, составили 47 200 руб., в том числе НДС 7 200 руб. Подписание акта приема-передачи этих работ отразится записями:
- Дебет 08 Кредит 60 — 40 000 руб. — приняты затраты по монтажу оборудования;
- Дебет 19 Кредит 60 — 7 200 руб. — НДС по затратам на монтаж оборудования;
- Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС) Кредит 19 — 7 200 руб. — НДС по затратам на монтаж оборудования принят к вычету.
После подписания акта выполненных работ организация принимает на учет переоборудованный автомобиль с новой первоначальной стоимостью в 2 490 000 руб. (2 340 000 руб. + 100 000 руб. + 50 000 руб.) и установленные в нем станки стоимостью 340 000 руб. (300 000 руб. + 40 000 руб.). Эти операции отражаются записями:
- Дебет 01 Кредит 08 — 150 000 руб. — отражено окончание переоборудования автомобиля;
- Дебет 01 Кредит 08 — 340 000 руб. — приняты к учету станки и оборудование, установленные в фургоне автомобиля.
Источник