Ремонт автобусов паз двери
ПазАвтоКомплект запись закреплена
МЕХАНИЗМ ОТКРЫВАНИЯ ПАССАЖИРСКОЙ ДВЕРИ ПАЗ
ТИПЫ МОД (Механизмов Открывания Дверей)
В ранних моделях автобусов ПАЗ, выпускаемых в 50-60-х годах прошлого века, открывание пассажирских дверей производилось посредством механических приводов, что было не совсем удобно. Уже на автобусе ПАЗ-672 появился вакуумный механизм открывания дверей диафрагменного типа, разрежение воздуха для работы которого отбиралось от впускного коллектора двигателя. И лишь на более поздних модификациях (начиная с ПАЗ-3205) стал использоваться пневматический механизм, работающий на сжатом воздухе из тормозной системы.
На сегодняшний день в автобусах ПАЗ используется два типа механизмов открывания дверей:
• Механизм для двухстворчатых дверей на основе пневмоцилиндра;
• Поворотный механизм для одностворчатой сдвижной двери.
Наибольшее распространение получили механизмы на основе пневматического цилиндра, они применяются на всех автобусах ПАЗ с двухстворчатыми пассажирскими дверями (ПАЗ-3205 всех модификаций, ПАЗ-3206, ранних модификациях ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-4234). На этих автобусах ставятся механизмы МД-05, 06, 07 и 08, а также дистанционные приводы ППД-125, ППД-135 и другие. Данные механизмы производятся на ОАО «Павловский машиностроительный завод «Восход», ООО «Камоцци пневматика» и ОАО «Мичуринский завод «Прогресс»».
На ряде современных моделей и модификаций (ПАЗ-4230 и 4238 «Аврора») устанавливаются одностворчатые сдвижные двери, которые приводятся с помощью поворотного механизма на основе шиберного поворотного пневмодвигателя.
Механизмы имеют различное устройство и принцип действия, а также характеризуются своими преимуществами и недостатками.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА МЕХАНИЗМА ДЛЯ ДВУХСТВОРЧАТЫХ ДВЕРЕЙ
Данный механизм состоит из двух основных узлов:
• Пневматический цилиндр двухстороннего действия;
• Клапан механизма открывания дверей (пневмораспределитель).
Механизмы могут иметь различную компоновку:
• Цилиндр и клапан разнесены — клапан и вспомогательные устройства размещены на отдельной панели;
• Цилиндр и клапан объединены в одну конструкцию — клапан монтируется непосредственно на цилиндре.
Механизм монтируется над входными дверями, обычно он закрыт пластиковым кожухом, в котором также выполнена направляющая для движения ведомой двери. Шток цилиндра посредством вилки крепится к рычагу, установленному на оси ведущей двери. Цилиндр имеет шарнирное соединение с панелью, что позволяет ему отклоняться от осевой линии при открывании и закрывании дверей.
Работает механизм следующим образом. На клапан механизма подается сжатый воздух от отдельного дверного ресивера (который, в свою очередь, питается от компрессора пневматической системы). При закрытой двери открыт клапан, подающий сжатый воздух в левую полость цилиндра (со стороны выхода штока) — это не дает двери самопроизвольно открыться. При необходимости открыть дверь, водитель нажимает на кнопку и клапаны работают таким образом, что сжатый воздух подается в правую часть цилиндра, а из левой части цилиндра воздух уходит в атмосферу — под действием давления поршень и шток вместе с ним движется и открывает дверь, а выходящий из цилиндра воздух создает характерное шипение.
При необходимости закрыть дверь водитель нажимает другую кнопку, и клапаны включаются таким образом, что теперь воздух подается в левую часть цилиндра, а из правой он выходит. Под давлением поршень и шток движутся, и двери закрываются.
Необходимо отметить, что в механизме открывания дверей предусмотрен автоматическое устройство защиты от защемления (УЗЗА, или механизм противозащемления), которое открывает двери в случае защемления пассажира или какого-либо габаритного предмета. Данный механизм срабатывает в том случае, если не до конца закрывшиеся двери испытывают сопротивление движению.
Также в механизме предусмотрено сразу две кнопки аварийного открытия дверей, одна расположена внутри салона, над дверями, а вторая — снаружи салона, на передней стойке дверей. При нажатии на кнопку происходит автоматическое открывание дверей независимо от положения кнопок на приборной панели.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА МЕХАНИЗМА ДЛЯ ОДНОСТВОРЧАТЫХ ДВЕРЕЙ
Для открывания одностворчатых (сдвижных) дверей используется поворотный механизм. Его основу составляет три компонента:
• Шиберный поворотный пневмодвигатель;
• Клапан и кран управления;
• Стойка с рычагами, соединенными с дверью.
В общих чертах шиберный пневмодвигатель имеет несложное устройство. Его основу составляет цилиндрический корпус, в котором на оси устанавливается пластина (шибер). В корпусе выполнена стенка, которая упирается в ось шибера — она вместе с шибером делит корпус на две герметичные полости. По обе стороны пластины расположены штуцеры для подачи и удаления сжатого воздуха. Работает поворотный пневмодвигатель довольно просто: при подаче сжатого воздуха в одну из полостей давление в ней повышается, и шибер, выступая в качестве поршня, поворачивается — вместе с ним поворачивается и ось. При подаче воздуха в противоположную полость, шибер движется в обратную сторону, поворачивая ось.
Ось пневмодвигателя жестко соединена с вертикальной стойкой, на которой установлены изогнутые рычаги, имеющие шарнирное соединение с дверью. При повороте оси двигателя происходит поворот стойки, и дверь либо открывается, либо закрывается.
Преимуществом поворотного механизма открывания дверей является его компактный размер — в сборе он помещается в нижней части стойки и занимает минимум места. Однако он имеет и недостаток — это необходимость использования довольно габаритной стойки и рычагов. Поэтому все еще и остаются популярными простые механизмы с пневмоцилиндрами — они хоть и занимают больше места, однако не требуют дополнительных конструкций для связи с дверью.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ КЛАПАНА МОД
В обоих типах механизмов используется золотниковый пневматический клапан с электрическим управлением. Основу клапана составляет массивный стальной корпус, внутри которого расположен цилиндрический золотник с буртиками и выполнен ряд каналов для распределения потоков сжатого воздуха. На корпусе установлено два электромагнита, которые обеспечивают подъем и опускание двух плунжеров, изменением положения плунжеров достигается подача сжатого воздуха к полостям цилиндра и выпуск воздуха в атмосферу.
На клапане установлена кнопка экстренного открывания дверей. Также на корпусе клапана расположено три штуцера: два для соединения с полостями пневматического цилиндра и один (входной) для соединения с пневматической системой автобуса. Под входным штуцером расположен простейший фильтр, обеспечивающий очистку поступающего воздуха от пыли и других загрязнений. Также на корпусе клапана находится и отверстие (одно или два — все зависит от модели клапана) для выпуска сжатого воздуха в атмосферу, причем оно закрыто глушителем (дросселем), снижающим уровень шума.
Клапан в сборе может устанавливаться, как уже было указано выше, на отдельной панели либо непосредственно на цилиндре. Во втором случае значительно упрощается пневматическая система, так как отпадает надобность в гибких пневматических трубопроводах.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, РЕМОНТА И ОБСЛУЖИВАНИЯ МОД
Клапан ПАЗ механизма открывания дверей
Механизм открывания дверей довольно прост и надежен, однако и он периодически нуждается в техническом обслуживании. Обычно это сводится к регулярной (каждое ТО-1) проверке общего состояния механизма, надежность его крепления и соединений трубопроводов. Также проводится удаление пыли, влаги и грязи с деталей механизма.
Если же с течением времени замечается снижение скорости работы механизма, то следует проверить наличие утечек воздуха. Также необходимо снять и заменить воздушный фильтр во впускном штуцере. Для этого необходимо отсоединить впускной пневматический шланг (предварительно отключив электропитание и пневматику автобуса), с помощью ключа вывернуть входной штуцер, затем отверткой подцепить и вынуть стопорное кольцо, снять старый фильтр и поставить новый.
Периодически необходимо проводить регулировку глушителей (дросселей) на клапане механизма, так как их самопроизвольное выкручивание приводит к замедлению скорости закрывания и открывания дверей. При этом нужно учитывать, что они имеют левую резьбу.
Снятие, ремонт и установка механизма открывания дверей производится согласно инструкции по эксплуатации автобуса.
Эксплуатация дверей не вызывает сложностей, однако каждый день перед началом смены рекомендуется проводить простейшую проверку их работоспособности. В частности, следует проверить открывание и закрывание дверей при нажатии на соответствующие кнопки, проверить аварийное открывание (затем закрыть дверь кнопкой на месте водителя), убедиться в работоспособности механизма противозащемления, а также убедиться в отсутствии утечек воздуха.
При регулярном обслуживании и своевременном ремонте механизм открывания дверей ПАЗ будет работать надежно, обеспечивая удобство и комфорт для пассажиров.
В статье использован текст с сайта autoopt.ru
А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО.
Если у Вас вдруг вышел из строя пневматический механизм противозащемления (зашипел или стал без причины срабатывать), то можно временно отключить его, чтобы завершить рейс. Для этого Вам понадобится всего два соединительных фитинга с внутренним диаметром 6 мм.
Для начала необходимо отключить все 4 трубки от «противозащемителя», а затем соединить их между собой напрямую, чтобы воздух подавался на цилиндр минуя клапан противозащемления. Готово!
Перед началом движения, не забудьте проверить, что механизм работает правильным образом. И будьте бдительны, чтобы не зажать в дверях зазевавшегося пассажира!
В следующей статье мы напишем как правильно определить неисправность в МОД и не ошибиться с выбором ремкомплекта.
Источник
Ремонт автобусов паз двери
Кузов автобуса представляет собой несущую цельнометаллическую сварную конструкцию, которая состоит из шести предварительно собранных узлов: основания, левой и правой боковин, передней части, задней части и крыши
Основание кузова (рис.1) состоит из двух продольных элементов (лонжеронов) | — образного сечения, соединенных между собой поперечинами.
К внешним стенкам лонжеронов приварены консоли для соединения со стойками боковин. Для крепления кронштейнов рессор к лонжеронам приварены специальные надстройки.
Ремни безопасности предназначены для уменьшения опасности ранения человека ограничением перемещения его тела в случае резкого торможения автобуса или столкновения.
Ремни безопасности устанавливаются на сиденье водителя, а также, по заказу потребителя, на пассажирские сиденья, за исключением сидений, на которых пассажир размещается боком по отношению к направлению движения автобуса.
Ремни безопасности состоят из лямок с запирающейся пряжкой, аварийно-запирающегося втягивающего устройства и деталей крепления.
Пряжка позволяет удерживать и быстро расстегивать ремень.
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство состоит из втягивающего устройства и запирающего механизма.
Втягивающее устройство автоматически регулирует длину лямки в зависимости от телосложения водителя и при нормальных условиях движения не ограничивает свободу движения водителя. Запирающий механизм ограничивает подвижность ремня.
Механизм срабатывает в случае аварии под действием замедления автобуса или сочетания замедления автобуса и движения ремня.
Использование ремней безопасности по назначению
Для пристегивания ремня следует вставить язычок конца лямки в замок до щелчка, не допуская перекручивания лямок. Для отстёгивания ремня нужно нажать на красную клавишу замка.
Ремни не нуждаются в регулировке и обслуживании.
Рекомендуется периодически осматривать ремни для обнаружения наличия износов или повреждений любого характера.
В случае загрязнения лямок следует очистить их мягким мыльным раствором.
Внимание! Ремни подлежат обязательной замене новыми, если они подверглись критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии или имеют потертости, разрывы и другие повреждения.
Пассажирская дверь двухстворчатая. Ведущая створка установлена на нижнюю шаровую опору, которая обеспечивает необходимое регулирование положения створок по высоте.
Для направления движения створки при закрывании и открывании имеется направляющий ролик, который движется по желобу.
Привод пассажирской двери автобуса состоит из пневматического механизма управления, трубопроводов подвода воздуха и дверного пневматического баллона.
При работе дверного механизма воздух, поступает из пневмобаллона через входной штуцер в пневмораспределитель.
Пневмораспределитель управляет воздушными потоками в соответствующие полости пневмоцилиндра в зависимости от электрических сигналов управления с рабочего места водителя. При этом происходит перемещение штока пневмоцилиндра и соответственно открытие или закрытие двери.
При открывании двери или в её закрытом положении микропереключатели, установленные на пневмоцилиндре, соответственно замыкают или размыкают цепи контрольной лампы открытого положения и освещения посадочной площадки.
В случае попадания препятствия перед створкой двери при её закрывании, должно сработать устройство защиты от защемления (УЗЗА) и подать управляющий импульс напряжения на открывание двери.
Управление дверями осуществляется с помощью электрических выключателей, расположенных на щитке приборов.
При открытой двери на щитке приборов в выключателе управления дверью загорается контрольная лампа.
Кроме включателей на щитке приборов для аварийного открытия дверей имеются две кнопки: одна в салоне справа над дверью, другая снаружи справа от двери.
Автобус может иметь механизм управления пассажирской дверью производства ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» или ООО «Камоцци пневматика».
Механизм управления производства ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» (рис. 2).
Подключение пневмопривода к электрическим цепям управления автобуса производится электрическими соединениями согласно электросхемы (рис. 3.).
Возможные неисправности и способы их устранения
Не отрабатываются команды на открывание (закрывание) двери
— Нарушены контакты электрических соединений
Проверьте надежность электрических контактов
— Передавлен пневмошланг пневмопитания
Уложите пневмошланг без перегибов
— Неисправны (пробиты) диоды в диодной сборке ДСБ1
Замените диодную сборку ДСБ1
Отсутствует индикация открытого или закрытого положения двери
— Не срабатывают микропереключатели Т1
Замените микропереключатели Т1
— Не отрегулировано положение упора (управляющего микропереключателем)
Отрегулируйте положение упора
Отсутствует освещение посадочной площадки
— Не срабатывает микропереключатель Т2
Замените микропереключатели Т2
— Не отрегулировано положение упора (управляющего микропереключателем)
Отрегулируйте положение упора
При подаче управляющего импульса на закрытие двери, дверь не закрывается
Замените ЭБ УЗЗА
После подачи сигнала на закрывание, дверь не закрывается или, совершив небольшое перемещение, открывается
— Отказ одного из элементов УЗЗА: щелевого датчика, ЭБ УЗЗА, блока резисторов
Поочередная замена элементов УЗЗА
После подачи сигнала на закрывание, дверь, закрывшись, самопроизвольно открывается
— Отказ одного из элементов УЗЗА: щелевого датчика, ЭБ УЗЗА, блока резисторов
Поочередная замена элементов УЗЗА, начиная с ЭБ УЗЗА и блока резисторов
— Не срабатывают микропереключатели Т1
Замените микропереключатели Т1
— Не отрегулировано положение упора (управляющего микропереключателем)
Отрегулируйте положение упора
Порядок замены фильтра
Уменьшение скорости движения створки двери или её остановка, вызванное возможным уменьшением пропускной способности (вследствие засорения пор) фильтра, устраняется заменой фильтра в следующей последовательности:
- Отключить электрическое и пневматическое питание.
- Отсоединить входной пневмошланг, отвернув гайку.
- Вывернуть входной штуцер из пневмораспределителя.
- Снять стопорное кольцо, извлечь фильтр и заменить на новый.
- Произвести подключение в обратном порядке.
Техническое обслуживание
При обслуживании пневмопривода дверей периодически (при ТО-1), следует проверять крепление пневмопривода, его составных частей и подключение внешних цепей, а также удалять пыль и влагу с деталей пневмопривода.
Механизм управления пассажирской дверью производства ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» или ООО «Камоцци пневматика»
Подключение пневмопривода к электрическим цепям управления автобуса производится электрическими разъёмами, согласно схемы рис. 5
Блок управления противозажимом (КУ) предназначен для включения пневмораспределителя на открытие дверей в случае зажима пассажира а также включения и выключения лампы освещения посадочной площадки.
Блок также формирует сигнал водителю о несанкционированном открывании двери.
На входы блока поступают сигналы от концевого выключателя (К1), определяющего закрытое положение створки двери, и от кнопки управления на пульте водителя.
Если на вход поступает команда с пульта водителя «Открыть дверь», а затем — сигнал о том, что дверь отрыта, то блок управления выдает команду на включение лампы освещения посадочной площадки и переходит в режим ожидания сигнала «Закрыть» с пульта водителя.
Если на вход контроллера поступает сигнал от концевого выключателя о том, что дверь открыта, но при этом с пульта водителя не поступала команда «Открыть дверь», то блок включает зуммер аварийного открывания, который звучит до тех пор, пока водитель с пульта не закроет дверь.
При поступлении команды «Закрыть» включается программный таймер, настроенный на время, за которое дверь должна гарантировано закрыться.
Если за это время:
— дверь закрылась (поступил сигнал от концевого выключателя), лампа освещения площадки выключается и блок управления противозажимом переходит в режим готовности к следующему циклу.
-дверь не закрылась (не получен сигнал от концевого выключателя К1), то это идентифицируется как факт зажима пассажира, и блок выдает сигнал на катушку пневмораспределителя (Р1), переводя его в положение «дверь открыта».
В программе блока управления противозажимом имеется режим автоматического отключения функции противозажима.
Режим автоматического отключения функции противозажима включается в случае открытия двери без поступления команды «Открыть» с пульта водителя, а именно при открывании двери с помощью ручной кнопки аварийного открывания.
Для восстановления функции противозажима необходимо провести полный нормальный цикл открытия-закрытия двери с пульта водителя.
В случае нажатия кнопки «Закрыть» при закрытой двери (например, в случае появления сигнала «Дверь открыта» при выходе из строя конечного выключателя) функция противозажима автоматически отключается для предотвращения открытия дверей на ходу. Кроме того, функция противозажима будет заблокирована на все время удержания в нажатом состоянии кнопки «Закрыть» на пульте водителя.
Техническое обслуживание
Внимание! К эксплуатации и техническому обслуживанию приводов допускаются специалисты, знающие их устройство и правила эксплуатации. Установку, отключение, техническое обслуживание приводов следует производить при отключенном пневмо- и электропитании.
Порядок установки привода
- Установить привод на штатное место, ориентируя крепежные болты примерно по центру пазов на панели привода. Зафиксировать привод.
- Задвинуть шток в цилиндр до упора.
- Закрыть дверь автобуса до упора.
- Соединить вилку штока пневмоцилиндра с рычагом поворотной стойки двери, убедившись при этом, что шток выдвинут, как минимум, на 2-3 мм из цилиндра по сравнению с первоначальным его положением. В противном случае сдвинуть панель привода вдоль пазов креплений вправо на 2-3 мм.
- Отрегулировать положение концевого выключателя относительно нажимного упора и законтрить его контргайками.
- Подключить штуцер «Вход» к пневмосистеме автобуса. Соединить колодки электроцепей привода (см. рис. 4 и 5) с ответными колодками автобуса.
Подготовка привода к работе
- Подать пневматическое и электрическое питание на привод.
- Проверить работу, открывая и закрывая дверь с места водителя.
- Подстроить скорости открытия-закрытия дверей дросселями-глушителями, расположенными на пневмораспределителе. (Первоначальные настройки дросселей-глушителей выполнены при сборке привода на заводе-изготовителе).
Следует иметь в виду, что резьба на головке дросселя левая, поэтому вращение головки дросселя по часовой стрелке (вправо) уменьшает скорость движения двери, а вращение против часовой стрелки (влево) увеличивает скорость движения двери.
- Проверить работу кнопки аварийного открывания дверей путем нажатия на нее.
Чтобы затем закрыть дверь, необходимо нажать кнопку «Закрыть» на пульте водителя.
Внимание! Возврат аварийной кнопки вручную не позволяет закрыть дверь.
- Отрегулировать положение концевого выключателя (К1) таким образом, чтобы при закрытой двери на пульте водителя не горела индикация «Дверь открыта», а зазор между упорной планкой на штоке цилиндра и корпусом концевого выключателя составлял не менее 2 мм.
- Настроить блок управления противозажимом (КУ). Блок управления противозажимом является интеллектуальным модулем, который позволяет производить настройку времени срабатывания противозажима в зависимости от скорости закрывания конкретной двери в диапазоне от 1 до 8 секунд. Заводская установка — 3 секунды.
Для настройки блока противозажима необходимо выполнить следующее:
6.1. Включить габаритные огни.
6.2. На пульте водителя нажать кнопку «Открыть дверь» (дверь при этом откроется) и удерживать ее нажатой (не менее 30 секунд) до тех пор, пока лампа освещения дверной площадки не начнет мигать, что означает переход блока в режим программирования.
6.3. Нажать кнопку «Закрыть» на пульте водителя (дверь должна закрыться, при этом контроллер запомнит реальное время ее закрытия).
Внимание! Настройку блока управления противозажимом необходимо проводить после каждой регулировки дверей, в соответствии с выше описанном пунктом регулировки скорости открытия-закрытия двери дросселями-глушителями.
Проверка перед началом работы (при эксплуатации)
Проверку привода перед началом работы производить в следующей последовательности:
- Проверить работу дверей путем открывания и закрывания их с места водителя.
- Проверить срабатывание сигнализации «Дверь открыта».
- Произвести контроль «на слух» утечек воздуха при открытой и закрытой двери.
- Проверить механизм аварийного открывания дверей при стоянке транспортного средства путем нажатия на кнопку аварийного открывания. Для возврата аварийной кнопки нажать кнопку «Закрыть дверь» на пульте водителя.
- Проверить работу механизма противозажима, для чего открыть дверь, а затем закрыть, и в момент ее закрытия придержать ее створку.
При обслуживании пневмопривода дверей периодически (при ТО-1), следует проверять крепление пневмопривода, его составных частей и подключение внешних цепей, а также удалять пыль и влагу с деталей пневмопривода.
Возможные неисправности и способы их устранения
Дверь не открывается (не закрывается)
— Утечка воздуха из пневмосистемы
Замедленное движение створок
— Нарушена регулировка дросселей-глушителей (ДГ)
— Загрязнены фильтры дросселей-глушителей (ДГ)
Снять дроссели-глушители и продуть сжатым воздухом
Противозажим срабатывает при отсутствии препятствия
— Отсутствует электропитание в приводе
— Установлено слишком большое время срабатывания
Произвести настройку блока управления противозажимом
— Блок управления противозажимом находится в режиме программирования
Завершить цикл программирования
— Разрегулировано положение концевого выключателя
Отрегулировать положение концевого выключателя
Окна автобуса
Ветровые окна автобуса выполнены из безосколочного трехслойного полированного стекла.
Заднее окно состоит из двух закаленных полированных стекол соединенных профилем. Боковые окна выполнены из закаленного плоского полированного стекла.
Первое и последнее окна левой боковины являются аварийными с выдергивающимися шнурами, кроме того, заднее окно в аварийной ситуации легко разбивается молоточком, находящимся на правой внутренней панели задка.
Зеркала заднего вида фиксируются в нужном положении при помощи пружин и гребенчатого фиксатора.
Место для огнетушителя предусмотрено на стойке перегородки водителя.
Место для медицинской аптечки предусмотрено на передней панели справа от щитка приборов.
Противосолнечная шторка закреплена внутри салона над левым ветровым стеклом и служит для защиты глаз водителя от прямых солнечных лучей.
Опускание шторки осуществляется вручную. Подъем шторки производится автоматически при нажатии вниз за шнурок, находящийся с левой стороны шторки.
Вентиляция кузова производится через боковые окна и вентиляционные люки.
Для вентиляции кабины водителя над лобовым стеклом и в левой угловой панели передка имеются лючки, перекрываемые крышками и заслонкой с места водителя.
Все вентиляционные люки работают на нагнетание свежего воздуха в кузов во время движения автобуса.
Второй вентиляционный люк одновременно является запасным выходом. При повороте ручки аварийного привода крышка люка отсоединяется от кузова и рукой отбрасывается наружу, освобождая запасный выход.
Отопление салона осуществляется с помощью отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.
Отопитель салона состоит из теплообменника и вентилятора.
Нагнетаемый вентилятором отопителя воздух, проходя через радиатор, нагревается и обогревает салон.
Отопители имеют два режима работы — полный и частичный.
Управление ими осуществляется с помощью двухпозиционных клавиш, расположенных на щитке приборов.
Один переключатель управляет отопителями, расположенными на правой стороне салона, другой управляет отопителями на левой стороне салона.
Стекла ветровых окон обдуваются теплым воздухом, нагреваемым отдельным отопителем.
Переключатель управления отопителем находится на щитке приборов.
Для эффективного обогрева салона и обдува ветровых стекол необходимо поддерживать достаточно высокую температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и обеспечивать циркуляцию жидкости по трубопроводам, что достигается работой жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса, которые должны находиться в постоянно включенном состоянии.
Буксирное устройство
Для буксировки автобуса служат буксировочные проушины, которые расположены на передних и задних лонжеронах основания.
Места для установки домкратов
С целью подъема кузова автобус имеет четыре специальные точки для установки домкрата, расположенные за арками передних и задних колес.
Обслуживание кузова
Осматривать кузов регулярно при ежедневном техническом обслуживании. При появлении трещин ремонтировать.
При загрязнении поверхности кузова маслом удалить его мягкой тряпкой, смоченной бензином, с последующей протиркой насухо.
Для поддержания чистоты и глянца всех, полированных и анодированных алюминиевых деталей кузова и щитка приборов выполнять следующее: протирать ежедневно поверхности указанных деталей чистой мягкой тряпкой; а при техническом обслуживании тряпкой, смоченной в полировочной воде, с последующей протиркой насухо.
Промывать обивку сидений водой или мыльным раствором при помощи мягкой волосяной щетки и протирать сухой тряпкой.
Источник