- Вред здоровью кузовщиков и автомаляров
- Вред здоровью при ремонте и покраске кузова и профессиональные болезни кузовщиков и автомаляров
- Средства защиты в кузовном ремонте
- Охрана труда
- Документы по охране труда новичку
- Рубрики
- Памятка опасностей для автомеханика
- Автомеханик
- Синонимы
- Характер работы
- Определение и (или) описание обязанностей
- Смежные и специфические специальности
- Выполняемые обязанности
- Производственные опасности и профессиональные риски
- Риск несчастного случая и травмирования
- Неблагоприятное воздействие физических факторов
- Вредное воздействие химических веществ
- Эргономические и социальные факторы
- Приложение
Вред здоровью кузовщиков и автомаляров
Здравствуйте дорогие читатели!
Тема здоровья мастеров при ремонте и покраске кузова без сомнения очень важна. Материалы, используемые в кузовном ремонте, содержат химикаты, опасные для здоровья человека. Не редки случаи даже преждевременной смерти мастеров, пренебрегавших защитными средствами и игнорировавших технику безопасности. В этой статье мы рассмотрим, какую опасность несёт работа с ремонтными материалами, как правильно защитить себя во время использования различных инструментов и какие профилактические меры применять, чтобы сохранить своё здоровье.
Вред здоровью при ремонте и покраске кузова и профессиональные болезни кузовщиков и автомаляров
Краска вредна по причине наличия токсичных компонентов в её составе, а также из-за опыла, который образуется в процессе окрашивания краскопультом. Воздух вокруг маляра наполняется испарениями и распылёнными частицами, которые маляр вынужден вдыхать, если не использует специальный респиратор. Двухкомпонентные краски содержат изоционаты, наиболее вредные для здоровья соединения.
Изоцианаты
Изоцианаты содержатся в отвердителях двухкомпонентных ремонтных материалов. Это токсичные и химически активные соединения, которые могут попадать в организм при вдыхании и через кожу. Они проникают даже сквозь латексные перчатки и вызывают аллергические реакции. Могут и не вызывать видимого эффекта, но всё равно проникают в организм, действуя накопительно.
Изоцианаты способствуют развитию профессиональной бронхиальной астмы. Профессиональная бронхиальная астма может быть вовремя продиагностирована и вылечена или же может перерасти в хроническую форму.
Вред от краски маляры могут получить также при вдыхании металлических чешуек красок «металлик», которые также вредны для организма.
Болезни
- Основные профессиональные заболевания, которые возникают у маляров – это астма и дерматит. Не существует чёткой статистики, указывающей на процент заболевающих этими болезнями маляров, но такие случаи не редки. Это относится особенно к автомалярам, которые много лет занимаются этим ремеслом.
- Из-за постоянного вдыхания пыли, образующейся при шлифовании, может возникнуть силикоз лёгких.
- Вдыхание паров растворителей в течение длительного времени приводит к заболеваниям почек, печени, нарушениям функций нервной системы. Могут возникнуть проблемы с мимическими мышцами лица.
- Вдыхание краски и паров растворителей может являтся причиной сдавленности в груди, рвоты, диареи. Длительные побочные эффекты включают появление чувствительности дыхательных путей и эмфиземы.
- Дополнительные признаки действия вредных для здоровья компонентов включают нарушение координации, аллергическое раздражение кожи и глаз.
- Часто у маляров диагностируют рак лёгких и мочеполовой системы.
- Не редки случаи возникновения у мастеров повышенной чувствительности (сенсибилизирование) к химикатам, содержащимся в ремонтных материалах. При любом контакте с ними возникает сильнейшая аллергия. Некоторым кузовщикам приходилось покидать эту работу. Это трагедия для профессионалов, которые получали опыт в течение многих лет, и зарабатывали только этим ремеслом себе на жизнь.
- Пыль от шлифования, содержащая в себе множество различных элементов, вредных для здоровья может попадать в лёгкие при вдыхании, если не использовать респиратор. Такие частицы за недолгое время могут стать причиной астмы, эмфиземы и других респираторных заболеваний.
- Вредное воздействие может иметь временный эффект или длительный эффект на организм. Временные побочные действия могут включать головокружение, усталость, утомление, головные боли и покраснение кожи, тошноту. Длительное действие может включать хронические проблемы с кожей, нарушения нервной системы, проблемы с почками и печенью.
- Велик риск возникновения онкологических заболеваний, связанных с применения материалов, содержащих вредные для здоровья химикаты. Повышается риск возникновения лейкемии, рака ротовой полости и гортани, лёгких и кишечника.
Хлорированные вещества от вдыхания испарений растворителей могут выводиться из организма при дыхании и с мочой. Некоторые химические элементы не выводятся из организма естественным путём и остаются внутри органов человека, вызывая в дальнейшем различные заболевания и ухудшение функцианирования организма в целом.
При работе «болгаркой» без защитного кожуха и очков, в глаза могут попасть металлические частицы или остатки от счищаемого материала.
При сварке металла, в особенности нержавеющей и оцинкованной стали выделяются токсические испарения, также опасные для здоровья.
Кроме вреда здоровью, лакокрасочные материалы являются легковоспламенимыми и увеличивают риск возникновения пожара. Чтобы снизить этот риск нужно соблюдать условия хранения горючих лакокрасочных продуктов и оборудовать вентиляцию в помещении, где производится распыление огнеопасных материалов.
Средства защиты в кузовном ремонте
Респиратор
Это средство защиты является одним из самых важных в работе мастера кузовного ремонта и автомаляра. Существуют разные респираторы, предназначенные для разных видов вредных воздействий на органы дыхания. Респираторы, защищающие от пыли не смогут защитить от вредных испарений во время покраски. Для защиты во время распыления лакокрасочных материалов применяются специальные респираторы, имеющие сменные картриджи с угольными фильтрами и матерчатыми предфильтрами. Нужно вовремя менять такие фильтры.
Есть специальные защитные маски для маляров, которые объединяют респиратор и защиту для глаз.
Респираторы обеспечивают хорошую защиту, только если плотно прилегают к лицу.
Респираторы имеют ограниченный срок службы. Некоторые респираторы имеют фильтры, которые нужно периодически менять. Нужно всегда перед использованием проверять степень засорения защитных средств.
Через респиратор с угольными фильтрами должно легко дышаться. Если дыхание затруднено, или отчётливо чувствуется запах краски, значит, пришло время менять фильтра.
Комбинезон для маляров
Во время покраски нужно использовать специальный комбинезон с капюшоном, который способен закрыть всё тело от контакта с вредными веществами. Современные комбинезоны для маляров изготавливаются из нейлона или вискозы и являются устойчивыми к проникновению вредных веществ, не оставляют ворса и имеют антистатический эффект. То есть они не накапливают на себе пыль и мусор.
Комбинезоны могут быть одноразового и многоразового использования. Одноразовые малярные комбинезоны очень тонкие и не прочные. Их можно использовать и несколько раз, но они легко повреждаются. Многоразовые изготавливаются из нейлона и являются достаточно прочными и стойкими к высокой температуре и к любым растворителям.
Обувь
Обувь должна быть сделана из плотного материала, и защищать ноги от различного рода повреждений, в том числе от падений тяжёлых предметов.
Защитные очки и маска
При работе «болгаркой» и дрелью с различными насадками для защиты глаз необходимо использовать специальные ударопрочные защитные очки. Они бывают разной формы и должны надёжно «сидеть» на месте и защищать глаза от искр и разного рода мелких частичек.
Более кардинальная мера – использовать защитную маску. Она закрывает всё лицо и может спасти даже от отрезного диска «болгарки», который может разлететься во время вращения.
Для сварки применяется специальная маска или шлем с затемнённым стеклом. Сейчас в продаже имеются шлемы с автозатемнением, увеличивающие удобство в работе со сваркой.
Перчатки
Нитриловые перчатки являются более безопасными при использовании в покраске. Они не пропускают растворитель, в отличие от латексных, а также не содержат талька, который сушит кожу. Есть и такие люди, которые считают, что они менее удобные, чем латексные, так как не так хорошо фиксируются на руке. Тут каждый вправе выбирать сам. Более подробно о выборе одноразовых перчаток можете прочитать в другой статье.
При работе со сваркой необходимо применять специальные огнеупорные перчатки для сварочных работ.
Некоторые мастера не используют средства защиты, считая, что они мешают при работе. Перчатки уменьшают чувствительность рук, защитные очки ухудшают видимость, под респиратором преет кожа. Это, всё же, дело привычки. Конечно же, нужно выбрать для себя более удобные защитные средства, но обязательно их использовать. Временное неудобство пройдёт, и организм адаптируется, зато здоровье останется в норме.
Источник
Охрана труда
Документы по охране труда новичку
Рубрики
Памятка опасностей для автомеханика
Автомеханик
Синонимы
Слесарь-механик; гаражный механик; автомобильный механик.
Характер работы
Определение и (или) описание обязанностей
Ремонт, обслуживание и капитальный ремонт автомобилей и других дорожных средств; осмотр автомобиля для определения характера, степени и места неисправности; планирование работы, использование технологических карт и технической документации: разборка двигателя, трансмиссии, дифференциала или других деталей, требующих ремонта; ремонт или замена таких деталей, как поршни, тяги, передачи, клапаны, подшипники, контактов прерывателя или прокладок и принадлежностей, таких как свечи зажигания; замена и регулировка тормозов, запайка мест утечки в радиаторе, замена втулок рулевого механизма и выполнение других видов ремонта; настройка двигателя путем регулировки зажигания, карбюратора, клапанов и синхронизатора; проверка отремонтированных автомобилей в мастерской или на дороге. В обязанности может входить расточка деталей при помощи токарных и поперечно-строгальных станков, использование сварочного оборудования и ручных инструментов, ремонт электрооборудования и кузова, окраска распылением. Автомеханик может специализироваться на ремонте определенного типа двигателей, например, дизельных автомобильных двигателей.
Смежные и специфические специальности
Аналогичные специальности, имеющие соответствующие названия: механик автобусов; механик дизельных двигателей; механик грузовых автомобилей; специалист по механическому ремонту двигателей или автобусов; специалист по ремонту дифференциала; специалист по ремонту компрессора; специалист по ремонту головок двигателя и др. или механик гаража; механик; ответственный за состояние автобусов; специалист по ремонту трансмиссии; специалист по ремонту тормозов; помощник механика по ремонту дизельного оборудования и др. (СНП).
Выполняемые обязанности
Обработка абразивным инструментом; регулировка; выравнивание; сборка и разборка; крепление болтами; соединение; сверление отверстий; твердая пайка; очистка щеткой; сжигание; калибровка; цементирование; измельчение; зажимание скобами; очистка; резка; диагностика; погружение; разборка; демонтаж; сверление; вождение; осмотр; изготовление; крепление; заточка напильником; наполнение; окончательная отделка; крепление; кислородная резка; ковка; шлифовка; введение; проверка; установка; лиминирование; подъем; смазка; механическая обработка; техническое обслуживание; измерение (по приборам); плавка; починка; фрезерование; капитальный ремонт; покраска; пробивание отверстий; планирование; размещение; прессовка; передвижение предметов тянущим усилием; откачка; передвижение предметов толкающим усилием; поднятие; повторная расточка; замена втулки; перезарядка; восстановление; регулировка; удаление; проведение ремонта; замена; клепка; замена проводки; полировка (составами); шлифовка наждачной бумагой; соскабливание; обслуживание; установка; пайка; распыление; сдавливание; прошивание металлическими скобами; нарезание резьбы метчиком; испытание; нарезание резьбы; затяжка; настройка; выверка (размеров); сварка.
Производственные опасности и профессиональные риски
Риск несчастного случая и травмирования
Травмы, полученные во время работы с механическим оборудованием, таким как токарные станки, дрели, сверлильные и хонинговальные станки, диски, поперечно-строгальные станки и различные режущие и ручные инструменты (резцы, гаечные ключи, отвертки, долото, кувалды и др.);
● травмы вследствие обморока, установки или соскальзывания домкратов, лебедок, подъемного оборудования и падения машин;
● колотые раны и порезы от ножа, твердых предметов, ручных инструментов, вследствие ударов о металлические предметы, незакрепленные болты и т.д. во время демонтажа, ремонтных и сборочных работ;
● соскальзывание, спотыкание и падение с лестниц, ступеней, находящихся на возвышении площадок и др. и падение в осмотровые канавы (особенно при переноске грузов);
● падение на ровные поверхности, особенно на мокрый, скользкий или жирный пол;
● раздробление пальцев ног в результате падения на ступни тяжелых предметов;
● ожоги в результате контакта с горячими поверхностями, выхлопными трубами или расплавленными химическими веществами, неожиданного выброса горячей воды и пара из паропроводов, труб радиатора и системы охлаждения; при паяльных (в том числе пайки твердым припоем) и сварочных работах и др.;
● травмы глаз, полученные вследствие попадания осколков и летящих предметов во время шлифовки, механической обработки, очистки, полировки, сверления отверстий и аналогичных операций, или при эксплуатации компрессорного оборудования для очистки барабанов и тормозов, или во время аналогичных операций;
● травмы, полученные при взрыве компрессорных линий или цистерн; случайное попадание материала (сжатого воздуха через кожу или отверстия тела);
● несчастные случаи, вызванные плохо установленными и ненадлежащим образом обслуживаемыми паро- и водоочистителями;
● травмы, полученные при работе с барабанным стендом для проверки тормозов;
● поражение электрическим током в результате неисправностей, короткого замыкания, или неправильной эксплуатации электромеханического оборудования, или в результате контакта с ого-ленными проводами (например, удар электрическим током, полученный от переносных электроинструментов);
● несчастные случаи вследствие возгорания и взрывов горючих и взрывопожароопасных веществ, таких как бензин, растворители, дизельное топливо, масла и др., накапливающихся в результате пролива, утечек, халатности и др., или по причине возгорания водорода, выделяющегося из аккумуляторных батарей, или от пламени, образующегося при кислородной резке и сварке, и т.п.;
● отравление окисью углерода при работе в осмотровых канавах;
● дорожные происшествия во время проверки и вождения отремонтированных автомобилей.
Неблагоприятное воздействие физических факторов
Повышенный уровень шума (более 80 дБА), особенно при работе в кабине автомобиля;
● воздействие прямой и отраженной ультрафиолетовой (солнечной) радиации;
● воздействие микроволновых и радиочастотный излучений, особенно при таких работах, как термосваривание поверхностей и обивки, сушка поверхностей, обработанных лакокрасочными материалами и др.;
● воздействие низких температур и сквозняков, особенно в открытых гаражах, что может привести к простудам (использование самодельного обогревательного оборудования может также вызвать пожар и отравление окисью углерода);
● воздействие рентгеновских лучей и радиоизотопов при неразрушающих методах контроля и диагностики;
● развитие «синдрома белых пальцев от вибрации» (СБП) в результате вибрации электро- и пневмоинструментов.
Вредное воздействие химических веществ
Хроническое отравление в результате воздействия ряда промышленных химических веществ, включая тяжелые металлы (например, тормозных жидкостей, обезжиривающих средств, моющих средств, смазочных материалов, средств для чистки металлов, снятия краски, растворителей и т.п.) (см. приложение);
● заболевания и болезненные состояния кожи (различные виды дерматитов, повышение чувствительности кожи, экзема, угри и пр.), вызванные воздействием различных химических веществ (например, клеящих, асбеста, антифриза и тормозных жидкостей, эпоксидных смол, бензина, масел, никеля, канифоли и др.);
● раздражение глаз, головокружение, тошнота, затруднение дыхания, головные боли и т.п., вы-званные контактом с химическими раздражающими веществами, дустами, дымами, антидетонаторами (такими как метилпентадиенил трикарбонил марганца (МТМ), метилизобутилкетон) и др.;
● развитие асбестоза и мезотелиомы вследствие попадания асбестовой пыли после чистки тормозного барабана и операции обработки;
● гематологические изменения в результате воздействия растворителей, таких как бензол и его гомологи, толуол, ксилол и др.;
● повышенный риск развития раковых заболеваний вследствие вдыхания выхлопных газов дизельного топлива или контакта с некоторыми тяжелыми металлами и их составляющими, асбестом, бензином и др.;
● острое раздражение глаз и слизистой оболочки, головные боли, затруднение дыхания, теснение в груди и т.п., вызванные вдыханием окисей азота (NOx) и мелких частиц;
● повышенный риск выкидыша или повреждения плода или эмбриона у беременных женщин вследствие контакта с органогалогенными растворителями; желудочно-кишечные нарушения в результате случайного или хронического отравления клеящими веществами;
● вдыхание неприятных запахов при работе с некоторыми содержащими растворители клеящими веществами;
● распыление коррозионных и реакционноспособных химических веществ, которое может вызвать повреждение глаз и кожи, и пр.
Неблагоприятное воздействие биологических факторов
Заражение инфекциями в результате воздействия микроорганизмов и их роста в некоторых клеящих веществах.
Эргономические и социальные факторы
Серьезные костно-мышечные травмы (разрыв межпозвоночного диска, разрыв сухожилий, грыжа и др.) вследствие физического перенапряжения и неправильного положения тела при подъеме и перемещении тяжелых грузов;
● кумулятивные травматические нарушения, включая запястный синдром, вызванный продолжительными повторяющимися движениями;
● усталость и общее недомогание;
● опасность подвергнуться нападению со стороны отдельных лиц (включая недовольных клиентов) в местах работы, доступных для посторонних лиц;
● психологический стресс при работе с жесткими сроками.
Приложение
Основные вещества, воздействию которых могут подвергаться автомеханики:
абразивная пыль; акролеин; клеящие вещества; щелочи; антифриз; асбест; бензин; тормозные жидкости; бутанол; бутилацетат; окись углерода; хлорированные углеводороды (например, раство-рители); канифоль; смазочно-охлаждающие жидкости; обезжириватели; диацетоновый спирт; соли двухромовой кислоты (дихроматы); диоксан; моющие средства (синтетические); эпоксидные смолы; этилацетат; этиленгликоль; замедлители пламени; бензин и добавки; стекловолокно; графит; консистентные смазки; гидравлические жидкости; гидрохинон; изоцианаты; изопропанол; керосин; свинец и его производные; смазочные вещества; средства для очистки металлических поверхностей; метанол; метилизобутилкетон; дисульфит молибдена; никель; окиси азота; масла, включая использованные; щавелевая кислота; средства для удаления краски; растворители красок, например, скипидар; фталевый ангидрид; пластмассы; полиэфирные смолы; антиоксиданты и ускорители вулканизации каучука; паяльные флюсы; растворители различных типов; тетраэтилсвинец; тимеросол; трикарбонил; толуол; уайт-спирит; ксилол.
Поделиться «Памятка опасностей для автомеханика»
Источник