Ремонт автомобилей вредные профессии

Вред здоровью кузовщиков и автомаляров

Здрав­ствуй­те доро­гие читатели!

Тема здо­ро­вья масте­ров при ремон­те и покрас­ке кузо­ва без сомне­ния очень важ­на. Мате­ри­а­лы, исполь­зу­е­мые в кузов­ном ремон­те, содер­жат хими­ка­ты, опас­ные для здо­ро­вья чело­ве­ка. Не ред­ки слу­чаи даже преж­де­вре­мен­ной смер­ти масте­ров, пре­не­бре­гав­ших защит­ны­ми сред­ства­ми и игно­ри­ро­вав­ших тех­ни­ку без­опас­но­сти. В этой ста­тье мы рас­смот­рим, какую опас­ность несёт рабо­та с ремонт­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, как пра­виль­но защи­тить себя во вре­мя исполь­зо­ва­ния раз­лич­ных инстру­мен­тов и какие про­фи­лак­ти­че­ские меры при­ме­нять, что­бы сохра­нить своё здоровье.

Вред здоровью при ремонте и покраске кузова и профессиональные болезни кузовщиков и автомаляров

Крас­ка вред­на по при­чине нали­чия ток­сич­ных ком­по­нен­тов в её соста­ве, а так­же из-за опы­ла, кото­рый обра­зу­ет­ся в про­цес­се окра­ши­ва­ния крас­ко­пуль­том. Воз­дух вокруг маля­ра напол­ня­ет­ся испа­ре­ни­я­ми и рас­пы­лён­ны­ми части­ца­ми, кото­рые маляр вынуж­ден вды­хать, если не исполь­зу­ет спе­ци­аль­ный респи­ра­тор. Двух­ком­по­нент­ные крас­ки содер­жат изо­ци­о­на­ты, наи­бо­лее вред­ные для здо­ро­вья соединения.

Изо­ци­а­на­ты

Изо­ци­а­на­ты содер­жат­ся в отвер­ди­те­лях двух­ком­по­нент­ных ремонт­ных мате­ри­а­лов. Это ток­сич­ные и хими­че­ски актив­ные соеди­не­ния, кото­рые могут попа­дать в орга­низм при вды­ха­нии и через кожу. Они про­ни­ка­ют даже сквозь латекс­ные пер­чат­ки и вызы­ва­ют аллер­ги­че­ские реак­ции. Могут и не вызы­вать види­мо­го эффек­та, но всё рав­но про­ни­ка­ют в орга­низм, дей­ствуя накопительно.

Изо­ци­а­на­ты спо­соб­ству­ют раз­ви­тию про­фес­си­о­наль­ной брон­хи­аль­ной аст­мы. Про­фес­си­о­наль­ная брон­хи­аль­ная аст­ма может быть вовре­мя про­ди­а­гно­сти­ро­ва­на и выле­че­на или же может пере­ра­с­ти в хро­ни­че­скую форму.

Вред от крас­ки маля­ры могут полу­чить так­же при вды­ха­нии метал­ли­че­ских чешу­ек кра­сок «метал­лик», кото­рые так­же вред­ны для организма.

Болез­ни

  • Основ­ные про­фес­си­о­наль­ные забо­ле­ва­ния, кото­рые воз­ни­ка­ют у маля­ров – это аст­ма и дер­ма­тит. Не суще­ству­ет чёт­кой ста­ти­сти­ки, ука­зы­ва­ю­щей на про­цент забо­ле­ва­ю­щих эти­ми болез­ня­ми маля­ров, но такие слу­чаи не ред­ки. Это отно­сит­ся осо­бен­но к авто­ма­ля­рам, кото­рые мно­го лет зани­ма­ют­ся этим ремеслом.
  • Из-за посто­ян­но­го вды­ха­ния пыли, обра­зу­ю­щей­ся при шли­фо­ва­нии, может воз­ник­нуть сили­коз лёгких.
  • Вды­ха­ние паров рас­тво­ри­те­лей в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни при­во­дит к забо­ле­ва­ни­ям почек, пече­ни, нару­ше­ни­ям функ­ций нерв­ной систе­мы. Могут воз­ник­нуть про­бле­мы с мими­че­ски­ми мыш­ца­ми лица.
  • Вды­ха­ние крас­ки и паров рас­тво­ри­те­лей может являт­ся при­чи­ной сдав­лен­но­сти в гру­ди, рво­ты, диа­реи. Дли­тель­ные побоч­ные эффек­ты вклю­ча­ют появ­ле­ние чув­стви­тель­но­сти дыха­тель­ных путей и эмфиземы.
  • Допол­ни­тель­ные при­зна­ки дей­ствия вред­ных для здо­ро­вья ком­по­нен­тов вклю­ча­ют нару­ше­ние коор­ди­на­ции, аллер­ги­че­ское раз­дра­же­ние кожи и глаз.
  • Часто у маля­ров диа­гно­сти­ру­ют рак лёг­ких и моче­по­ло­вой системы.
  • Не ред­ки слу­чаи воз­ник­но­ве­ния у масте­ров повы­шен­ной чув­стви­тель­но­сти (сен­си­би­ли­зи­ро­ва­ние) к хими­ка­там, содер­жа­щим­ся в ремонт­ных мате­ри­а­лах. При любом кон­так­те с ними воз­ни­ка­ет силь­ней­шая аллер­гия. Неко­то­рым кузов­щи­кам при­хо­ди­лось поки­дать эту рабо­ту. Это тра­ге­дия для про­фес­си­о­на­лов, кото­рые полу­ча­ли опыт в тече­ние мно­гих лет, и зара­ба­ты­ва­ли толь­ко этим ремеслом себе на жизнь.
  • Пыль от шли­фо­ва­ния, содер­жа­щая в себе мно­же­ство раз­лич­ных эле­мен­тов, вред­ных для здо­ро­вья может попа­дать в лёг­кие при вды­ха­нии, если не исполь­зо­вать респи­ра­тор. Такие части­цы за недол­гое вре­мя могут стать при­чи­ной аст­мы, эмфи­зе­мы и дру­гих респи­ра­тор­ных заболеваний.
  • Вред­ное воз­дей­ствие может иметь вре­мен­ный эффект или дли­тель­ный эффект на орга­низм. Вре­мен­ные побоч­ные дей­ствия могут вклю­чать голо­во­кру­же­ние, уста­лость, утом­ле­ние, голов­ные боли и покрас­не­ние кожи, тош­но­ту. Дли­тель­ное дей­ствие может вклю­чать хро­ни­че­ские про­бле­мы с кожей, нару­ше­ния нерв­ной систе­мы, про­бле­мы с поч­ка­ми и печенью.
  • Велик риск воз­ник­но­ве­ния онко­ло­ги­че­ских забо­ле­ва­ний, свя­зан­ных с при­ме­не­ния мате­ри­а­лов, содер­жа­щих вред­ные для здо­ро­вья хими­ка­ты. Повы­ша­ет­ся риск воз­ник­но­ве­ния лей­ке­мии, рака рото­вой поло­сти и гор­та­ни, лёг­ких и кишечника.

Хло­ри­ро­ван­ные веще­ства от вды­ха­ния испа­ре­ний рас­тво­ри­те­лей могут выво­дить­ся из орга­низ­ма при дыха­нии и с мочой. Неко­то­рые хими­че­ские эле­мен­ты не выво­дят­ся из орга­низ­ма есте­ствен­ным путём и оста­ют­ся внут­ри орга­нов чело­ве­ка, вызы­вая в даль­ней­шем раз­лич­ные забо­ле­ва­ния и ухуд­ше­ние функ­ци­а­ни­ро­ва­ния орга­низ­ма в целом.

Читайте также:  Лучший набор инструмента ремонт авто

При рабо­те «бол­гар­кой» без защит­но­го кожу­ха и очков, в гла­за могут попасть метал­ли­че­ские части­цы или остат­ки от счи­ща­е­мо­го материала.

При свар­ке метал­ла, в осо­бен­но­сти нержа­ве­ю­щей и оцин­ко­ван­ной ста­ли выде­ля­ют­ся ток­си­че­ские испа­ре­ния, так­же опас­ные для здоровья.

Кро­ме вре­да здо­ро­вью, лако­кра­соч­ные мате­ри­а­лы явля­ют­ся лег­ко­вос­пла­ме­ни­мы­ми и уве­ли­чи­ва­ют риск воз­ник­но­ве­ния пожа­ра. Что­бы сни­зить этот риск нуж­но соблю­дать усло­вия хра­не­ния горю­чих лако­кра­соч­ных про­дук­тов и обо­ру­до­вать вен­ти­ля­цию в поме­ще­нии, где про­из­во­дит­ся рас­пы­ле­ние огне­опас­ных материалов.

Средства защиты в кузовном ремонте

Респи­ра­тор

Это сред­ство защи­ты явля­ет­ся одним из самых важ­ных в рабо­те масте­ра кузов­но­го ремон­та и авто­ма­ля­ра. Суще­ству­ют раз­ные респи­ра­то­ры, пред­на­зна­чен­ные для раз­ных видов вред­ных воз­дей­ствий на орга­ны дыха­ния. Респи­ра­то­ры, защи­ща­ю­щие от пыли не смо­гут защи­тить от вред­ных испа­ре­ний во вре­мя покрас­ки. Для защи­ты во вре­мя рас­пы­ле­ния лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лов при­ме­ня­ют­ся спе­ци­аль­ные респи­ра­то­ры, име­ю­щие смен­ные кар­три­джи с уголь­ны­ми филь­тра­ми и матер­ча­ты­ми пред­филь­тра­ми. Нуж­но вовре­мя менять такие фильтры.

Есть спе­ци­аль­ные защит­ные мас­ки для маля­ров, кото­рые объ­еди­ня­ют респи­ра­тор и защи­ту для глаз.

Респи­ра­то­ры обес­пе­чи­ва­ют хоро­шую защи­ту, толь­ко если плот­но при­ле­га­ют к лицу.

Респи­ра­то­ры име­ют огра­ни­чен­ный срок служ­бы. Неко­то­рые респи­ра­то­ры име­ют филь­тры, кото­рые нуж­но пери­о­ди­че­ски менять. Нуж­но все­гда перед исполь­зо­ва­ни­ем про­ве­рять сте­пень засо­ре­ния защит­ных средств.

Через респи­ра­тор с уголь­ны­ми филь­тра­ми долж­но лег­ко дышать­ся. Если дыха­ние затруд­не­но, или отчёт­ли­во чув­ству­ет­ся запах крас­ки, зна­чит, при­шло вре­мя менять фильтра.

Ком­би­не­зон для маляров

Во вре­мя покрас­ки нуж­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ный ком­би­не­зон с капю­шо­ном, кото­рый спо­со­бен закрыть всё тело от кон­так­та с вред­ны­ми веще­ства­ми. Совре­мен­ные ком­би­не­зо­ны для маля­ров изго­тав­ли­ва­ют­ся из ней­ло­на или вис­ко­зы и явля­ют­ся устой­чи­вы­ми к про­ник­но­ве­нию вред­ных веществ, не остав­ля­ют вор­са и име­ют анти­ста­ти­че­ский эффект. То есть они не накап­ли­ва­ют на себе пыль и мусор.

Ком­би­не­зо­ны могут быть одно­ра­зо­во­го и мно­го­ра­зо­во­го исполь­зо­ва­ния. Одно­ра­зо­вые маляр­ные ком­би­не­зо­ны очень тон­кие и не проч­ные. Их мож­но исполь­зо­вать и несколь­ко раз, но они лег­ко повре­жда­ют­ся. Мно­го­ра­зо­вые изго­тав­ли­ва­ют­ся из ней­ло­на и явля­ют­ся доста­точ­но проч­ны­ми и стой­ки­ми к высо­кой тем­пе­ра­ту­ре и к любым растворителям.

Обувь

Обувь долж­на быть сде­ла­на из плот­но­го мате­ри­а­ла, и защи­щать ноги от раз­лич­но­го рода повре­жде­ний, в том чис­ле от паде­ний тяжё­лых предметов.

Защит­ные очки и маска

При рабо­те «бол­гар­кой» и дре­лью с раз­лич­ны­ми насад­ка­ми для защи­ты глаз необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать спе­ци­аль­ные уда­ро­проч­ные защит­ные очки. Они быва­ют раз­ной фор­мы и долж­ны надёж­но «сидеть» на месте и защи­щать гла­за от искр и раз­но­го рода мел­ких частичек.

Более кар­ди­наль­ная мера – исполь­зо­вать защит­ную мас­ку. Она закры­ва­ет всё лицо и может спа­сти даже от отрез­но­го дис­ка «бол­гар­ки», кото­рый может раз­ле­теть­ся во вре­мя вращения.

Для свар­ки при­ме­ня­ет­ся спе­ци­аль­ная мас­ка или шлем с затем­нён­ным стек­лом. Сей­час в про­да­же име­ют­ся шле­мы с авто­за­тем­не­ни­ем, уве­ли­чи­ва­ю­щие удоб­ство в рабо­те со сваркой.

Пер­чат­ки

Нит­ри­ло­вые пер­чат­ки явля­ют­ся более без­опас­ны­ми при исполь­зо­ва­нии в покрас­ке. Они не про­пус­ка­ют рас­тво­ри­тель, в отли­чие от латекс­ных, а так­же не содер­жат таль­ка, кото­рый сушит кожу. Есть и такие люди, кото­рые счи­та­ют, что они менее удоб­ные, чем латекс­ные, так как не так хоро­шо фик­си­ру­ют­ся на руке. Тут каж­дый впра­ве выби­рать сам. Более подроб­но о выбо­ре одно­ра­зо­вых пер­ча­ток може­те про­чи­тать в дру­гой ста­тье.

При рабо­те со свар­кой необ­хо­ди­мо при­ме­нять спе­ци­аль­ные огне­упор­ные пер­чат­ки для сва­роч­ных работ.

Неко­то­рые масте­ра не исполь­зу­ют сред­ства защи­ты, счи­тая, что они меша­ют при рабо­те. Пер­чат­ки умень­ша­ют чув­стви­тель­ность рук, защит­ные очки ухуд­ша­ют види­мость, под респи­ра­то­ром пре­ет кожа. Это, всё же, дело при­выч­ки. Конеч­но же, нуж­но выбрать для себя более удоб­ные защит­ные сред­ства, но обя­за­тель­но их исполь­зо­вать. Вре­мен­ное неудоб­ство прой­дёт, и орга­низм адап­ти­ру­ет­ся, зато здо­ро­вье оста­нет­ся в норме.

Источник

Охрана труда

Документы по охране труда новичку

Рубрики

Памятка опасностей для автомеханика

Автомеханик

Синонимы

Слесарь-механик; гаражный механик; автомобильный механик.

Характер работы

Определение и (или) описание обязанностей

Ремонт, обслуживание и капитальный ремонт автомобилей и других дорожных средств; осмотр автомобиля для определения характера, степени и места неисправности; планирование работы, использование технологических карт и технической документации: разборка двигателя, трансмиссии, дифференциала или других деталей, требующих ремонта; ремонт или замена таких деталей, как поршни, тяги, передачи, клапаны, подшипники, контактов прерывателя или прокладок и принадлежностей, таких как свечи зажигания; замена и регулировка тормозов, запайка мест утечки в радиаторе, замена втулок рулевого механизма и выполнение других видов ремонта; настройка двигателя путем регулировки зажигания, карбюратора, клапанов и синхронизатора; проверка отремонтированных автомобилей в мастерской или на дороге. В обязанности может входить расточка деталей при помощи токарных и поперечно-строгальных станков, использование сварочного оборудования и ручных инструментов, ремонт электрооборудования и кузова, окраска распылением. Автомеханик может специализироваться на ремонте определенного типа двигателей, например, дизельных автомобильных двигателей.

Читайте также:  Грибок для ремонта шин грузовых автомобилей

Смежные и специфические специальности

Аналогичные специальности, имеющие соответствующие названия: механик автобусов; механик дизельных двигателей; механик грузовых автомобилей; специалист по механическому ремонту двигателей или автобусов; специалист по ремонту дифференциала; специалист по ремонту компрессора; специалист по ремонту головок двигателя и др. или механик гаража; механик; ответственный за состояние автобусов; специалист по ремонту трансмиссии; специалист по ремонту тормозов; помощник механика по ремонту дизельного оборудования и др. (СНП).

Выполняемые обязанности

Обработка абразивным инструментом; регулировка; выравнивание; сборка и разборка; крепление болтами; соединение; сверление отверстий; твердая пайка; очистка щеткой; сжигание; калибровка; цементирование; измельчение; зажимание скобами; очистка; резка; диагностика; погружение; разборка; демонтаж; сверление; вождение; осмотр; изготовление; крепление; заточка напильником; наполнение; окончательная отделка; крепление; кислородная резка; ковка; шлифовка; введение; проверка; установка; лиминирование; подъем; смазка; механическая обработка; техническое обслуживание; измерение (по приборам); плавка; починка; фрезерование; капитальный ремонт; покраска; пробивание отверстий; планирование; размещение; прессовка; передвижение предметов тянущим усилием; откачка; передвижение предметов толкающим усилием; поднятие; повторная расточка; замена втулки; перезарядка; восстановление; регулировка; удаление; проведение ремонта; замена; клепка; замена проводки; полировка (составами); шлифовка наждачной бумагой; соскабливание; обслуживание; установка; пайка; распыление; сдавливание; прошивание металлическими скобами; нарезание резьбы метчиком; испытание; нарезание резьбы; затяжка; настройка; выверка (размеров); сварка.

Производственные опасности и профессиональные риски

Риск несчастного случая и травмирования

Травмы, полученные во время работы с механическим оборудованием, таким как токарные станки, дрели, сверлильные и хонинговальные станки, диски, поперечно-строгальные станки и различные режущие и ручные инструменты (резцы, гаечные ключи, отвертки, долото, кувалды и др.);

● травмы вследствие обморока, установки или соскальзывания домкратов, лебедок, подъемного оборудования и падения машин;

● колотые раны и порезы от ножа, твердых предметов, ручных инструментов, вследствие ударов о металлические предметы, незакрепленные болты и т.д. во время демонтажа, ремонтных и сборочных работ;

● соскальзывание, спотыкание и падение с лестниц, ступеней, находящихся на возвышении площадок и др. и падение в осмотровые канавы (особенно при переноске грузов);

● падение на ровные поверхности, особенно на мокрый, скользкий или жирный пол;

● раздробление пальцев ног в результате падения на ступни тяжелых предметов;

● ожоги в результате контакта с горячими поверхностями, выхлопными трубами или расплавленными химическими веществами, неожиданного выброса горячей воды и пара из паропроводов, труб радиатора и системы охлаждения; при паяльных (в том числе пайки твердым припоем) и сварочных работах и др.;

● травмы глаз, полученные вследствие попадания осколков и летящих предметов во время шлифовки, механической обработки, очистки, полировки, сверления отверстий и аналогичных операций, или при эксплуатации компрессорного оборудования для очистки барабанов и тормозов, или во время аналогичных операций;

● травмы, полученные при взрыве компрессорных линий или цистерн; случайное попадание материала (сжатого воздуха через кожу или отверстия тела);

● несчастные случаи, вызванные плохо установленными и ненадлежащим образом обслуживаемыми паро- и водоочистителями;

● травмы, полученные при работе с барабанным стендом для проверки тормозов;

● поражение электрическим током в результате неисправностей, короткого замыкания, или неправильной эксплуатации электромеханического оборудования, или в результате контакта с ого-ленными проводами (например, удар электрическим током, полученный от переносных электроинструментов);

● несчастные случаи вследствие возгорания и взрывов горючих и взрывопожароопасных веществ, таких как бензин, растворители, дизельное топливо, масла и др., накапливающихся в результате пролива, утечек, халатности и др., или по причине возгорания водорода, выделяющегося из аккумуляторных батарей, или от пламени, образующегося при кислородной резке и сварке, и т.п.;

Читайте также:  Технически измерения ремонт автомобиля

● отравление окисью углерода при работе в осмотровых канавах;

● дорожные происшествия во время проверки и вождения отремонтированных автомобилей.

Неблагоприятное воздействие физических факторов

Повышенный уровень шума (более 80 дБА), особенно при работе в кабине автомобиля;

● воздействие прямой и отраженной ультрафиолетовой (солнечной) радиации;

● воздействие микроволновых и радиочастотный излучений, особенно при таких работах, как термосваривание поверхностей и обивки, сушка поверхностей, обработанных лакокрасочными материалами и др.;

● воздействие низких температур и сквозняков, особенно в открытых гаражах, что может привести к простудам (использование самодельного обогревательного оборудования может также вызвать пожар и отравление окисью углерода);

● воздействие рентгеновских лучей и радиоизотопов при неразрушающих методах контроля и диагностики;

● развитие «синдрома белых пальцев от вибрации» (СБП) в результате вибрации электро- и пневмоинструментов.

Вредное воздействие химических веществ

Хроническое отравление в результате воздействия ряда промышленных химических веществ, включая тяжелые металлы (например, тормозных жидкостей, обезжиривающих средств, моющих средств, смазочных материалов, средств для чистки металлов, снятия краски, растворителей и т.п.) (см. приложение);

● заболевания и болезненные состояния кожи (различные виды дерматитов, повышение чувствительности кожи, экзема, угри и пр.), вызванные воздействием различных химических веществ (например, клеящих, асбеста, антифриза и тормозных жидкостей, эпоксидных смол, бензина, масел, никеля, канифоли и др.);

● раздражение глаз, головокружение, тошнота, затруднение дыхания, головные боли и т.п., вы-званные контактом с химическими раздражающими веществами, дустами, дымами, антидетонаторами (такими как метилпентадиенил трикарбонил марганца (МТМ), метилизобутилкетон) и др.;

● развитие асбестоза и мезотелиомы вследствие попадания асбестовой пыли после чистки тормозного барабана и операции обработки;

● гематологические изменения в результате воздействия растворителей, таких как бензол и его гомологи, толуол, ксилол и др.;

● повышенный риск развития раковых заболеваний вследствие вдыхания выхлопных газов дизельного топлива или контакта с некоторыми тяжелыми металлами и их составляющими, асбестом, бензином и др.;

● острое раздражение глаз и слизистой оболочки, головные боли, затруднение дыхания, теснение в груди и т.п., вызванные вдыханием окисей азота (NOx) и мелких частиц;

● повышенный риск выкидыша или повреждения плода или эмбриона у беременных женщин вследствие контакта с органогалогенными растворителями; желудочно-кишечные нарушения в результате случайного или хронического отравления клеящими веществами;

● вдыхание неприятных запахов при работе с некоторыми содержащими растворители клеящими веществами;

● распыление коррозионных и реакционноспособных химических веществ, которое может вызвать повреждение глаз и кожи, и пр.

Неблагоприятное воздействие биологических факторов

Заражение инфекциями в результате воздействия микроорганизмов и их роста в некоторых клеящих веществах.

Эргономические и социальные факторы

Серьезные костно-мышечные травмы (разрыв межпозвоночного диска, разрыв сухожилий, грыжа и др.) вследствие физического перенапряжения и неправильного положения тела при подъеме и перемещении тяжелых грузов;

● кумулятивные травматические нарушения, включая запястный синдром, вызванный продолжительными повторяющимися движениями;

● усталость и общее недомогание;

● опасность подвергнуться нападению со стороны отдельных лиц (включая недовольных клиентов) в местах работы, доступных для посторонних лиц;

● психологический стресс при работе с жесткими сроками.

Приложение

Основные вещества, воздействию которых могут подвергаться автомеханики:

абразивная пыль; акролеин; клеящие вещества; щелочи; антифриз; асбест; бензин; тормозные жидкости; бутанол; бутилацетат; окись углерода; хлорированные углеводороды (например, раство-рители); канифоль; смазочно-охлаждающие жидкости; обезжириватели; диацетоновый спирт; соли двухромовой кислоты (дихроматы); диоксан; моющие средства (синтетические); эпоксидные смолы; этилацетат; этиленгликоль; замедлители пламени; бензин и добавки; стекловолокно; графит; консистентные смазки; гидравлические жидкости; гидрохинон; изоцианаты; изопропанол; керосин; свинец и его производные; смазочные вещества; средства для очистки металлических поверхностей; метанол; метилизобутилкетон; дисульфит молибдена; никель; окиси азота; масла, включая использованные; щавелевая кислота; средства для удаления краски; растворители красок, например, скипидар; фталевый ангидрид; пластмассы; полиэфирные смолы; антиоксиданты и ускорители вулканизации каучука; паяльные флюсы; растворители различных типов; тетраэтилсвинец; тимеросол; трикарбонил; толуол; уайт-спирит; ксилол.

Поделиться «Памятка опасностей для автомеханика»

Источник

Оцените статью