Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование
Лекция №4
Тема: Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование.
Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование.
Основные понятия о диагностике.
Организация диагностирования автомобилей.
4. Диагностика и управление техническим состоянием автомобилей.
Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование
Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей является применение обоснованных нормативов выполнения профилактических и ремонтных работ. В технической эксплуатации существуют нормативы: периодичности ТО, трудоемкости ТО и ремонта, продолжительности ТО и ремонта, а также ресурса до капитального ремонта (КР).
Основополагающим нормативным документом, регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (далее — Положение).
В современных условиях контроль за качеством выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспечивается благодаря существующей системе сертификации производственно-технической базы (ПТБ) и полноте услуг по обслуживанию и ремонту.
Для оперативного учета изменений конструкций автомобилей и условий их эксплуатации в Положении предусматриваются две части.
В первой части содержатся основные положения по организации ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавливаются: система и виды ТО и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства ТО и ремонта в автотранспортной организации (АТО); типовые перечни операций ТО и другие основополагающие материалы.
Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С целью объективного учета изменения выпускаемых автомобилей по-модельно (отечественного производства) данная часть разрабатывается и дополняется с периодичностью 3 — 5 лет в виде отдельных приложений к 1-й части.
Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых моделей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50. 75 % от нормы пробега до КР, в условиях эксплуатации I категории в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При этом предусматривается, что ТО и текущий ремонт (ТР) выполняются на предприятии, имеющем ПТБ для обслуживания 200. 300 автомобилей, составляющих не более трех технологически совместимых групп.
При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменяются безотказность и долговечность автомобилей, а также трудовые и материальные затраты на обеспечение их работоспособности. Поэтому нормативы ТО и ремонта корректируются.
Регламентируемый Положением вид корректирования (ресурсный) имеет целью корректирование нормативов в зависимости от изменения уровня надежности автомобилей, работающих в различных условиях эксплуатации. Это корректирование приводит к изменению материальных ресурсов, необходимых для проведения ТО и ремонта автомобилей в различных условиях эксплуатации.
При корректировании учитываются следующие пять основных факторов.
1. Категория условий эксплуатации. Корректирование нормативов ТО и ремонта автомобилей в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией, которая включает пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия, типом рельефа местности, по которой пролегает дорога, и условиями движения и учитываются коэффициентом К1, который применяется для корректирования трудоемкости ТО и ТР (1,0. 1,5), пробега до капитального ремонта (1,00. 0,6) и расхода запасных частей (1,0. 1,65), периодичность ТО (1,0….0,6).
2. Модификация подвижного состава и особенности организации
его работы. При формировании нормативов учитывают необходимость их корректирования по типу и модификации (конструктивному назначению: автомобили с прицепами, самосвалы и т.д.) транспортного средства с учетом специфики его транспортной деятельности.
Модификация подвижного состава и особенности организации его работы в соответствии с «Положением о техническом обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта» учитываются коэффициентом К2, который применяется для корректирования трудоемкости ТО и ТР (1,0. 1,25), пробега до капитального ремонта (1,00. 0,75) и расхода запасных частей (1,0. 1,3).
3.Природно-климатические условия учитываются при определении периодичности ТО, удельной трудоемкости ТР и норм пробега до капитального ремонта. Корректирование по природно-климатическим условиям осуществляется с помощью коэффициента К3, который соответственно изменяется с учетом агрессивности окружающей среды при определении: периодичности ТО — от 0,72 до 1,0; удельной трудоемкости ТР — от 0,9 до 1,43; при определении пробега до первого капитального ремонта — от 0,63 до 1,1; расхода запасных частей — от 0,9 до 1,54 .
4.Пробег с начала эксплуатации (возраст транспортного средства) учитывается при корректировании удельной трудоемкости ТР автомобилей. Корректирование по возрасту в соответствии с Положением выполняется с использованием коэффициента К4.
Для грузовых автомобилей этот коэффициент корректирует трудоемкость, изменяясь от 0,4 (для пробега, составляющего менее 25% ресурса автомобиля до КР) до 2 и более при пробеге автомобиля, в 1,75. 2 раза превышающем ресурс до КР.
В зависимости от пробега с начала эксплуатации до капитального ремонта изменяется и продолжительность простоя автомобиля на ТО и в ремонте, которая учитывается коэффициентом К`4, изменяющимся в пределах 0,7. 1,4. При пробеге автомобиля, превышающем его значение до первого капитального ремонта, величина К’4 принимается равной 1,4.
5. Уровень концентрации подвижного состава. При корректировании нормативов учитываются размеры АТО и разномарочность обслуживаемого парка. Последнее учитывается числом технологически совместимых групп, т.е. групп, требующих для ТО и ТР одинаковых средств обслуживания (постов, оборудования) автомобилей в парке (не менее 25 в группе). Корректирующим коэффициентом является коэффициент К5.
Корректирование по данному коэффициенту не имеет смысла в небольших, одно- и маломарочных АТО.
Результирующий коэффициент корректирования получается перемножением соответствующих коэффициентов, при этом он не должен быть меньше 0,5.
Кроме указанного вида корректирования (ресурсного) применительно к организациям существует и второй вид — оперативный, который проводится непосредственно в АТО и имеет целью повысить работоспособность автомобилей путем изменения состава операций ТО с учетом конструкции, условий работы автомобилей и особенностей данной АТО.
Оперативное корректирование осуществляется только после внедрения в АТО исходных нормативов, рекомендуемых Положением.
Этот вид корректирования основывается на объективных данных действующей системы учета неисправностей, затрат на ТО и ремонт, а также результатов диагностических работ.
Основным методом оперативного корректирования является совместный анализ фактически выполняемых в данной АТО операций ТО и диагностирования и возникающей при этом потребности в работах сопутствующего ТР, которые непосредственно связаны с режимами и качеством выполнения профилактических работ.
Основные понятия о диагностике.
Для повышения эффективности ТО и ремонта автомобилей требуется индивидуальная информация о -их техническом состоянии до и после обслуживания или ремонта. При этом необходимо, чтобы получение указанной информации было доступным, не требовало бы разборки агрегатов и механизмов и больших затрат труда. Индивидуальная информация о скрытых и назревающих отказах позволяет предотвратить преждевременный или запоздалый ремонт и профилактику, а также проконтролировать качество выполняемых работ.
Средством получения такой информации является техническая диагностика автомобилей.
Технической диагностикой называется отрасль знаний, изучающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства и алгоритмы определения его технического состояния без разборки, а. также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической эксплуатации подвижного состава.
Диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без его разборки, по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние и сопоставления их с нормативами. Оно обеспечивает систему ТО и ремонта автомобилей индивидуальной информацией об их техническом состоянии и, следовательно, является элементом этой системы. Диагностирование данного объекта (автомобиля, агрегата, механизма) осуществляют согласно алгоритму (совокупности последовательных действий), установленному технической документацией. Комплекс, включающий объект, средства и алгоритмы образует систему диагностирования.
Объект системы диагностирования характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования. В свою очередь, необходимость диагностирования автомобиля определяется закономерностями изменения его технического состояния и затратами на поддержание работоспособности. Возможности диагностирования обусловлены наличием внешних признаков, позволяющих определить неисправность автомобиля без его разборки, а также доступностью измерения этих признаков.
Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды. Они делятся на внешние (отдельные) и встроенные, являющиеся составной частью автомобиля. При диагностировании используют не только измерительные технические средства, но и субъективные возможности человека, его органы чувств, опыт, навыки; в простейших случаях используют субъективное диагностирование, а в сложных — объективное.
Системы диагностирования делятся на функциональные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовые, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различают системы универсальные, предназначенные, для нескольких различных диагностических процессов, и специальные, обеспечивающие только один диагностический процесс.
Диагностические системы могут быть общие,, когда объектом является изделие в целом, а назначением — определение его состояния на уровне «годно-негодно» и локальные, — для диагностирования составных частей объекта (агрегатов, систем, механизмов). Кроме того, диагностические средства могут быть ручными или автоматизированными.
Под прогнозированием технического состояния автомобиля понимают определение срока его исправной работы до возникновения предельного состояния, обусловленного технической документацией (ГОСТами, отраслевыми нормативами, заводскими инструкциями). Оценку же технического состояния объекта в прошлом (например, для выявления причины аварийного отказа, повлекшего за собой дорожно-транспортное происшествие) называют ретроспекцией. Практические задачи прогнозирования или ретроспекции решают, пользуясь -известными закономерностями изменений параметров технического .состояния объекта в функции наработки (пробега) путем соответственно их экстраполяции или интерполяции.
Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при помощи встроенных на автомобиле диагностических средств, в процессе его эксплуатации.
Источник
Порядок установления норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств
Себестоимость перевозок — один из важнейших показателей работы транспортной организации.
Поэтому очень важно грамотно и достоверно учесть все составляющие себестоимости еще на стадии планирования.
Одна из таких составляющих — расходы на техническое обслуживание (далее — ТО) и ремонт транспортных средств.
Расчет плана себестоимости перевозок (работ, услуг) должен производиться с обязательным выделением затрат на эксплуатационный ремонт и ТО транспортных средств. При этом должны учитываться требования технического кодекса установившейся практики 248-2010 (02190) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения» (утвержден постановлением Минтранса РБ от 13.05.2010 № 36).
Кроме того, Министерством транспорта и коммуникаций РБ (далее — Минтранс РБ) разрабатываются и утверждаются нормы затрат на ТО и ремонт автомобильных транспортных средств (далее — нормы затрат).
Так, приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц утверждены Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств (далее — приказ № 391-Ц, Нормы затрат № 391-Ц).
Область применения утвержденных норм затрат
Нормы затрат № 391-Ц применяются государственными организациями, подчиненными Минтрансу РБ, и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минтрансу РБ, а также могут применяться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
Система планово-предупредительного ТО и ремонта транспортных средств представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке с заданной последовательностью и периодичностью для обеспечения работоспособности и исправности транспортных средств в течение всего срока его службы с учетом конкретных условий и режимов эксплуатации.
Нормы затрат предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице автомобильных транспортных средств и (или) группе автомобильных транспортных средств с учетом ее (их) пробега с начала эксплуатации, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям себестоимости.
Нормы затрат № 391-Ц используются для целей планирования и ценообразования, но не для целей обоснования включения расходов на ТО и ремонт в фактическую себестоимость оказанных транспортных услуг, а также в состав затрат, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли.
Иными словами, рассматриваемые нормы затрат не применяются для целей бухгалтерского учета затрат. В бухгалтерском и налоговом учете отражаются фактические затраты на ремонт и ТО, подтвержденные первичными учетными документами.
Чем вызвано утверждение Норм затрат № 391-Ц
Технико-экономические показатели работы подвижного состава, используемые для расчета тарифов, включают в т.ч.:
а) количество поездок с грузом;
б) общий пробег автомобиля;
в) пробег автомобиля с грузом;
г) объем перевозок грузов;
д) объем транспортной работы (грузооборот).
При расчете показателей транспортной работы расчетная норма пробега автомобиля (км/ч) (средняя техническая скорость), коэффициент использования пробега и нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой ранее определялись в соответствии с нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными приказом № 403-Ц.
В соответствии с положениями приказа № 403-Ц нормы материальных затрат были выражены в белорусских рублях по состоянию на 1 января 2011 г. При расчетах затрат на ТО и ремонт применялся индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом соответственно к декабрю 2010 г.
По данным Национального статистического комитета РБ (далее — Белстат) индекс цен на промышленную продукцию производственно-технического назначения в декабре 2011 г. к декабрю 2010 г. составил 258,2 %. Это и потребовало актуализации ранее разработанных норм затрат.
В Нормах затрат № 391-Ц нормы затрат на ТО и ремонт подвижного состава по статье «Материальные затраты» по 220 маркам (моделям) проиндексированы на индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения.
Кроме того, в течение действия приказа № 403-Ц организации автомобильного транспорта пополнили парк автомобильных транспортных средств новыми марками (моделями), нормы затрат по которым отсутствовали в данном приказе.
Новое в Нормах затрат № 391-Ц
Министерством транспорта и коммуникаций РБ выполнена разработка норм по моделям автобусов отечественного производства марок: МАЗ, Неман, «Радимич». Указанные нормы включены в Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденные приказом № 391-Ц.
Таблица 3 Норм затрат № 391-Ц дополнена нормами затрат по новым маркам (моделям) автомобильных транспортных средств.
Нормы затрат № 391-Ц дополнены следующими позициями в разрезе статей затрат:
ЗП — заработная плата рабочих, занятых ТО и ремонтом автомобильных транспортных средств, без начислений;
МЗ — материальные затраты, включающие затраты на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные материалы. Расходы, приходящиеся на замену и восстановление автошин, в данную статью не включены;
СМ — смазочные материалы,
в разделе «Автобусы»:
Марка (модель) подвижного состава автомобильного транспорта
Диапазоны пробегов с начала эксплуатации, тыс.км
Неман 420224-10,
-420224-15
В разделе «Грузовые автомобили»:
Марка (модель) подвижного состава автомобильного транспорта
Диапазоны пробегов с начала эксплуатации, тыс.км
ГАРЗ-3312 («Радзiмiч») (с краном-манипулятором) (дизель)
МАЗ-4570 АФИК «Любава»
МАЗ-МАN 651668 (самосвал)
МАЗ-МАN 750268 (самосвал)
МАЗ-МАN 630168,
-630368 (шасси)
МАЗ-МАN 730168,
-730268 (шасси)
МАЗ-МАN 640168, седельный тягач
Кроме того, в названные выше Рекомендации (ранее общая часть приложения 2 к приказу № 403-Ц) внесены нормы, уточняющие порядок расчета затрат.
Учет затрат на ремонт и техническое обслуживание в себестоимости перевозок
Себестоимость перевозок определяется как сумма затрат по статьям. Статья «Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок» учитывает расходы на оплату труда водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, служащих, непосредственно связанных с осуществлением перевозок, выполнением других транспортных работ и услуг. При этом заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется в соответствии с нормами затрат, коэффициентом корректировки норм, тарифной ставкой 1-го разряда и среднемесячной нормой рабочего времени и может учитываться в статье «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава».
По статье «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава» отражаются материальные затраты на ТО и текущий ремонт автомобилей. Указанные затраты определяются исходя из норм затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для ТО и ремонта автомобильных транспортных средств, а также индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов нарастающим итогом.
По статье «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» затраты определяются исходя из затрат на автомобильное топливо и норм расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 руб. затрат на топливо в соответствии с нормами затрат. Такие затраты по прицепам и полуприцепам составляют 20 % от соответствующих затрат автомобиля-тягача.
Расход топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на плановое задание рассчитывается в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141).
Инструкцией № 141 установлен порядок повышения (понижения) установленных линейных норм расхода топлива, а также порядок установления дополнительного расхода топлива в зависимости от дорожных и климатических условий, работы в различных режимах и т.д.
Указанные нормы представляют собой укрупненные нормы затрат (далее — УНЗ).
На ТО и ремонт УНЗ представляются в стоимостном эквиваленте в белорусских рублях или условных единицах, отнесенных на 1 тыс.км пробега, и группируются по разделам: «Легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Прицепы и полуприцепы».
Внутри разделов подвижной состав представляется по маркам. Выделение отдельных моделей допускается при существенных технических и технологических различиях.
По видам технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2 и ремонт) УНЗ на ТО и ремонт не дифференцируются и, следовательно, не нормируются на одно обслуживание, но в соответствии с принятой системой бухгалтерской отчетности представляются в разрезе следующих статей затрат:
• заработная плата рабочих, занятых ТО и ремонтом автомобильных транспортных средств, без начислений (безразмерный коэффициент);
• материальные затраты, включающие затраты на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные материалы (в белорусских рублях по состоянию на 1 января 2012 г.). Расходы, приходящиеся на замену и восстановление автомобильных шин, в данную статью не включены;
• затраты на смазочные материалы, которые охватывают основные виды масел (моторное, трансмиссионное, специальное), а также пластичные смазки в процентах (к затратам на топливо).
С учетом специфики работы автомобильного транспорта временным показателем для распределения затрат определен пробег с начала эксплуатации.
Обратите внимание!
Нормы затрат на ТО и ремонт предназначены для подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь и не предназначены для строительных машин и механизмов.
Группы и виды основных средств, относящихся к автомобильному транспорту, определены в разделе «Средства транспортные» приложения «Нормативные сроки службы основных средств» к постановлению Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161.
В случае если в наименовании марки (модели) грузового транспортного средства не указан тип кузова, то при расчете затрат по статье ЗП и МЗ к нормам затрат применяется коэффициент корректировки (Кт) норм затрат в зависимости от типа кузова: бортовых — 1,0; грузопассажирских — 1,05; фургонов — 1,05; фургонов с изотермическим кузовом и рефрижераторов — 1,15; самосвалов — 1,08; седельных тягачей — 1,05; цистерн — 1,1.
Покажем расчет затрат на ремонт и ТО на условных примерах.
Пример 1
Общий расчетный пробег автомобиля за смену составляет 195 км.
Индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения в июле 2012 г. к декабрю 2011 г., по данным Белстата, составил 112,1 %.
В соответствии с таблицей 3 приказа № 391-Ц норма затрат на ТО и ремонт автомобиля-самосвала КрАЗ в диапазоне пробега с начала эксплуатации 101-300 тыс.км по статье «материальные затраты» — 475 233 руб.
Коэффициент корректировки норм затрат в зависимости от типа подвижного состава — 1,08, так как в таблице 3 приказа № 391-Ц по марке автомобилей КрАЗ не указан тип подвижного состава.
Материальные затраты на ТО и ремонт подвижного состава, включаемые в тариф, составят 112 194 руб. (475 233 х (195 / 1 000) х 1,121 х 1,08).
В соответствии с Нормами затрат № 391-Ц в случае отсутствия утвержденной нормы на ТО и ремонт определенной марки (модели) транспортного средства до ее утверждения применяются нормы на срок не более 6 месяцев по марке (модели) транспортного средства, наиболее соответствующей по техническим характеристикам данному транспортному средству:
• для легкового автомобиля — полная масса, тип кузова, число мест для сидения, класс автомобиля по рабочему объему двигателя, экологический класс и др.;
• для грузового автомобиля — тип кузова, грузоподъемность, двигатель, экологический класс и др.;
• для прицепа и полуприцепа — назначение, грузоподъемность, полная масса и др.;
• для автобуса — число мест для сидения, номинальная вместимость, класс автобуса по его габаритной длине, двигатель, экологический класс и др.
Основные технические характеристики имеющихся автомобилей указаны в технических паспортах, технической документации завода-изготовителя и (или) продавца.
Чтобы найти автомобиль, наиболее соответствующий по техническим характеристикам, можно воспользоваться автомобильными справочниками, информацией, размещенной на сайтах заводов-изготовителей, другими интернет-ресурсами.
Пример 2
В сборнике норм затрат отсутствуют нормы затрат на ТО и ремонт автомобиля Chevrolet Niva GLC. В данном случае в соответствии с нормами затрат до утверждения указанных норм применяются нормы на срок не более 6 месяцев по марке (модели) транспортного средства, наиболее соответствующей по техническим характеристикам данному транспортному средству.
По техническим характеристикам наиболее соответствует вышеуказанному транспортному средству легковой автомобиль ВАЗ-2131.
Отраслевые нормы затрат на ТО и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта утверждаются Минтрансом РБ. Затраты на ТО и ремонт также могут определяться на основе местных норм до утверждения их в установленном законодательством порядке Минтрансом РБ.
Местные нормы затрат разрабатываются по заявкам организаций по маркам (моделям) автомобильных транспортных средств, эксплуатируемым в данных организациях, при условии отсутствия по ним отраслевых норм затрат, утверждаются организацией-разработчиком (разработчик — республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника») и согласовываются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем — заказчиками разработки.
Пример 3
Организация-перевозчик обязалась выполнить грузовые перевозки для заказчика по междугородному маршруту.
Исходные данные (условно):
• планируемый пробег — 504 км;
• марка (модель) подвижного состава — седельный тягач ДАФ ХF;
• пробег автомобиля с начала эксплуатации — 160 тыс.км.
Установленная организацией норма расхода дизельного топлива — 29,53 л/100 км (в соответствии с Инструкцией № 141 и нормами расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование, утвержденными постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3).
Расход топлива на выполнение планового задания — 148,8 л.
Действующая цена за 1 л дизельного топлива (на 1 августа 2012 г.) — 6 083,3 руб. (без НДС) (согласно прейскуранту № 02/04, утвержденному приказом концерна «Белнефтехим» от 07.06.2012 № 235).
Индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета затрат (1 августа 2012 г.) нарастающим итогом к декабрю 2011 г., по данным Белстата, составил 112,1 %.
Часовая тарифная ставка рабочего 1-го разряда, действующая на предприятии, — 3 050 руб.
В соответствии с таблицей 3 Норм затрат № 391-Ц нормы затрат на ТО и ремонт автомобиля ДАФ ХF в диапазоне пробега с начала эксплуатации 101-300 тыс.км составляют:
Источник