Потребности в текущем ремонте автомобилей
Прежде чем анализировать возможности снижения затрат на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии, необходимо выяснить величину затрат. Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобиля (с учетом затрат на восстановление и ремонт шин) составляют до 25% себестоимости перевозки груза. В табл. 1 приведены данные о себестоимости перевозок автомобилями ЗИЛ-130В с полуприцепом и ЗИЛ-ММЗ-555. Из табл. 1 видно, что затраты на поддержание работоспособности шин составляют более половины затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт агрегатов автомобиля. Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобиля с учетом затрат на смазочные и другие эксплуатационные материалы, на восстановление и ремонт шин составляют значительную долю себестоимости. Средние за время эксплуатации годовые затраты труда на техническое обслуживание и ремонт автомобиля превышают затраты на изготовление грузового автомобиля. Затраты на текущий ремонт, а следовательно, количество и трудоемкость этого вида ремонта зависят от условий работы автомобиля, под которыми имеются в виду не только климатические, дорожные условия, но и, прежде всего, качество смазочных и контрольно-регулировочных работ. По результатам анализа актов постановки автомобилей в текущий ремонт в одном из АТП (автотранспортных предприятий) ориентировочно только 1/3 автомобилей поступает в ремонт из-за естественного износа; половина автомобилей нуждается в досрочном текущем ремонте из-за низкого качества технического обслуживания и ранее проведенного текущего ремонта, в том числе и низкого качества установленных при этом деталей (2530% от общего количества текущих ремонтов). Остальные автомобили (1015%) ставят в текущий ремонт по другим причинам (плохие дорожные условия, низкое качество вождения). Следовательно, в процессе эксплуатации в заданных условиях (климатических, дорожных и т. д.) уменьшение интенсивности изменения технического состояния, а следовательно, сокращение затрат на текущий ремонт автомобиля можно получить улучшением качества технического обслуживания и текущего ремонта, а также соблюдением оптимального режима работы автомобиля.
Изменение технического состояния автомобиля является следствием износа узлов и деталей. Поэтому в заданных условиях эксплуатации затраты на текущий ремонт агрегатов можно снизить уменьшением интенсивности изнашивания деталей, более полным использованием каждой детали. Поскольку износ на единицу пробега, т. е. интенсивность изнашивания деталей, зависит от нескольких групп факторов (внешней нагрузки, смазки, материала деталей), а в установившихся условиях эксплуатации одна из групп факторов (материал деталей) не может быть изменена, то величину изнашивания можно уменьшать лишь за счет соблюдения оптимальной внешней нагрузки и качества смазки поверхностей трения. Процесс изнашивания неизбежен. Поэтому следует соблюдать оптимальный режим и условия работы деталей при установленном сроке их службы до ремонта. Под оптимальной величиной любого показателя имеются в виду условия, при которых затраты на поддержание работоспособности минимальные. Величина минимальных затрат разная для разных условий эксплуатации (дорожных, климатических и т. д.). Соблюдение условий оптимального расхода запасных деталей на поддержание работоспособ
ности детали недостаточно для минимизации затрат в процессе эксплуатации автомобиля. Необходимо еще снизить затраты на получение информации о техническом состоянии агрегата, узла, детали в реальных условиях эксплуатации. Для этого необходимо иметь практически удобные способы диагностики технического состояния агрегатов и установить оптимальные пробеги (или сроки) диагностирования.
Таким образом, для снижения затрат на текущий ремонт агрегатов в заданных дорожных, климатических и эксплуатационных (вид груза, расстояние перевозки, простои под погрузкой и разгрузкой, квалификация водителя и т. д.) условиях работы необходимо устанавливать оптимальные режимы работы агрегатов автомобиля, определять состояние масла на поверхностях трения и предельную работоспособность деталей, проводить диагностирование технического состояния агрегатов практически удобными способами.
Источник
Определение потребности в ремонте, порядок подготовки и сдачи в текущий, средний и капитальный ремонт
В вооруженных силах принята система ремонта машин, при которой текущий ремонт производится по потребности. Потребность в текущем ремонте выявляется при проведении очередного технического обслуживания. Поэтому выход в текущий ремонт конкретной машины не планируется. Средний и капитальный ремонт планируются согласно установленным нормам межремонтных ресурсов, а практическая потребность в ремонте устанавливается в зависимости от технического состояния.
Потребность в ремонте также определяется в случае преждевременного выхода машин из строя в результате катастроф, аварий, поломок и др. причин.
Приказом МО № 370-1996г. установлены межремонтные сроки службы, тыс. км.
- ЗИЛ-131 — 200
- УРАЛ 4320 — 200
- КАМАЗ 4310 — 210
- УАЗЗ 151 — 180
- ГАЗ 66 — 200
- ЗИЛ 130 — 300
- КАМАЗ 5320 — 250
До СР 60 % пробега до КР или для
Потребность в среднем и капитальном ремонте устанавливается в результате осмотра машины комиссией, назначенной приказом командира части. В состав комиссии входят 3-5 чел. Комиссия выполняет свою работу в следующей последовательности:
- проверяют паспорт машины (пробег машины, согласно годовых норм);
- производят проверку технического состояния машины с запуском машины и совершением контрольного пробега.
- руководствуясь ГОСТ 18505-73, ГОСТ18505-73 и ТУ на сдачу автомобилей в ремонт проверяют комплектность автомобиля: не заменялись ли детали и агрегаты негодными и т.д.
- составляется акт технического состояния (3 экз.).
- определяют вид ремонта, категорийность.
Если по заключении комиссии машина не требует ремонта и пригодна к эксплуатации, то устанавливается дополнительная норма пробега до постановки ее в ремонт, о чем делается отметка в разделе №6 акта технического состояния.
Акт технического состояния утверждается командиром воинской части и служит основанием для получения разрешения на ремонт.
Порядок получения наряда на ремонт
Машины, требующие среднего и капитального ремонта (агрегаты капитального), направляются в ремонтные части по нарядам, выдаваемые начальниками, которым эти ремонтные части подчинены.
Для получения наряда на ремонт, командир воинской части в пятидневный срок, со дня выхода машин из строя, представляет в довольствующий орган автомобильной службы ходатайство с приложением акта технического состояния в двух экземплярах, паспорт машины, заполненный на последний день работы машины и справка о расследовании причин и принятых мерах, если машина вышла из строя ранее установленного срока.
Порядок выдачи наряда на ремонт
При выдаче наряда на ремонт проверяют записи в паспорте и акте технического состояния. Наряд на ремонт выписывается в 4-х экземплярах: 1-й и 3-й экземпляры с приложением к ним одного экземпляра акта технического состояния машины, передают в ремонтную часть и служат основанием для приема машины в ремонт.
2-й экземпляр отправляется в воинскую часть. 4-й экземпляр вместе с актом технического состояния хранится в автомобильной службе, выдавшей наряд. После выполнения ремонта третий экземпляр наряда представляется ремонтной частью в автомобильную службу, выдавшую наряд, как донесение о выполнении работы. В нарядах указываются сроки сдачи машины в ремонт.
Порядок подготовки и отправки машин в ремонт.
Отправку машин в ремонт организует ЗКВ (нач. АС). Работы по подготовке машины к отправке выполняются в подразделениях.
Все машины отправляемые в СР и КР должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий на сдачу их в ремонт. Запрещается перед отправкой машины в ремонт заменять агрегаты, механизмы, приборы, детали, шины, пришедшие в негодность.
Машины, сданные в ремонт воинской частью, подлежат возврату ей после ремонта, за исключением машин зачисленных в резерв распоряжениями начальников автомобильной службы военных округов, начальником ГАБТУ МО России. Для доставки, сдачи машины в ремонт, приемки из ремонта от воинской части, как правило, назначается сдатчик и при необходимости команда сопровождения. При отправке десяти и более автомобилей или пяти и более ГМ начальником команды назначается офицер.
Сдатчик-представитель воинской части обязан:
- знать техническое состояние и комплектность сдаваемых машин.
- знать порядок сдачи машин в ремонт.
- ознакомиться с ГОСТ или ТУ на сдачу машин в ремонт.
- организовать охрану машин, сдаваемых в ремонт.
- принимая от подразделения машины, проверять их техническое состояние, комплектность и соответствие актам технического состояния и нарядам.
- на каждую сдаваемую в ремонт машину, иметь наряд на ремонт, акт технического состояния, паспорт.
- сдать машины в ремонт и доложить о выполнении задания ЗКВ (нач. АС) и передать ему документы.
Отправка машин в КР на расстояние до 1000 км, при наличии дорог с твердым покрытием производится своим ходом.
Порядок сдачи машин в ремонт в войсковые ремонтные средства
Сдача машин в текущий ремонт в мастерскую части производится по устному распоряжению ЗКВ (нач. АС), никаких документов не составляется. В тех случаях, когда машине выполняют ТР с заменой двигателя необходимо составить акт технического состояния и представить два экземпляра акта вместе с паспортом машины ЗКВ соединения.
После проверки правильности оформления документов ЗКВ соединения дает указания о выдаче агрегатов и принятия машины в ремонт.
Если машина подлежит среднему ремонту, в ремонтном подразделении своей воинской части, то основанием для приемки ее в ремонт служит разрешение ЗКВ (нач. АС) воинской части на акте технического состояния машины, с указанием вида и срока ремонта.
Сдача машины в капитальный ремонт и документы оформляемые при этом
Представители воинской части, прибывшие в ремонтную часть для сдачи машины в ремонт, должны иметь документы:
- 2-й экземпляр наряда на ремонт.
- паспорт машины.
- справку о техническом состоянии машины, подписанную командиром части, ЗКВ, подтверждающую, что машина соответствует ТУ на сдачу в ремонт и что подмена агрегатов и узлов на ней не производилась.
Машины принимаются в ремонт представителем ремонтной части, в присутствии сдатчика с оформлением приемно-сдаточного акта в трех экземплярах. Первый и третий экземпляры приемно-сдаточного акта вместе с нарядом и паспортом оставляют в ремонтной части, второй экземпляр акта вручается сдатчику.
Поступившие в КР машины должны быть приняты и оформлены:
- в течение не более двух суток доставлены сдатчиком.
- в течение трех суток, прибывшие ж/д транспортом.
Машины, не соответствующие требованиям ГОСТ или ТУ в ремонт не принимаются. Они, как исключение, могут быть приняты на временное хранение, в этом случае в приемно-сдаточном акте указываются причина отказа в приеме в ремонт, и все три экземпляра акта остаются в ремонтной части.
Сдатчику выдается на руки или высылается в воинскую часть уведомление об отказе в приеме машины в ремонт. Командир воинской части принимает меры к доукомплектованию и сдачи машины в ремонт.
Источник
Факторы определяющие потребность подвижного состава автомобильного транспорта в ремонте. Понятие о старении автомобиля и его предельном состоянии.
Андриенко Андрей 4ТО(9)2
Вариант 1
Задание 1.
Устройство и принцип работы кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Кривошипно-шатунный механизм двигателя преобразует возвратно-поступательное движение поршней (от энергии сгорания топливной смеси) во вращательное движение коленчатого вала и наоборот. Это технически сложный механизм, составляющий основу ДВС. В статье подробно рассмотрим устройство и особенности работы КШМ.
1. Блок цилиндров – это начало всего движения в моторе. Его составляющие – поршни, цилиндры и гильзы цилиндров, в которых эти поршни движутся;
2. Шатуны – это соединительные элементы между поршнями и коленвалом. По сути, шатун представляет собой прочную металлическую перемычку, которая одной стороной крепится к поршню с помощью шатунного пальца, а другой фиксируется на шейке коленвала. Благодаря пальцевому соединению поршень может двигаться относительно цилиндра в одной плоскости. Точно так же шатун охватывает посадочное место коленвала – шатунную шейку, и это крепление позволяет ему двигаться в той же плоскости, что и соединение с поршнем;
- Коленвал – коленчатый вал вращения, ось которого проходит через носок вала, коренные (опорные) шейки и фланец маховика. А вот шатунные шейки выходят за ось вала, и благодаря этому при его вращении описывают окружность;
- Маховик – обязательный элемент механизма, накапливающий инерцию вращения, благодаря которой двигатель работает ровней и не останавливается в “мертвой точке”.
Подвижная (рабочая) группа КШМ
Как понятно из названия, к подвижной группе относятся элементы, которые активно задействованы в работе двигателя.
1. Поршень. При работе двигателя поршень перемещается в гильзе цилиндра под действием выталкивающей силы при сгорании топлива – с одной стороны, и поворотом коленвала – с другой. Для уплотнения зазора между ним и цилиндром на боковой поверхности поршня находятся поршневые кольца (компрессионные и маслосъемные), которые герметизируют промежуток и препятствуют потере мощности во время сгорания топлива.
2. Шатун. Это соединительный элемент между поршнем и коленвалом. Верхней головкой шатун крепится к поршню с помощью пальца. Нижняя головка имеет съемную часть, так что шатун можно надеть на шейку коленвала. Для уменьшения трения между шейкой коленвала и головкой шатуна ставятся шатунные вкладыши – подшипники скольжения в виде двух пластин, изогнутых полукругом.
3. Коленвал. Это центральная часть двигателя, без которой сложно представить себе его принцип работы. Основной его частью является ось вращения, которая одновременно служит опорой для коленвала в блоке цилиндров. Выступающие за ось вращения элементы предназначены для присоединения к шатунам: когда шатун движется вниз, коленвал позволяет ему описать нижней частью окружность одновременно с движением поршня. Так же, как и в случае с шатунами, опорные шейки коленвала лежат на подшипниках скольжения – вкладышах.
4. Маховик. Он крепится к фланцу на торцевой части коленвала. Маховик вращается вместе с валом двигателя и частично демпфирует неизбежные в любом ДВС рывковые нагрузки. Но основная задача маховика – раскручивать коленвал (а с ним и цилиндро-поршневую группу), чтобы поршни не замерли в “мертвой точке”. Таким образом, часть мощности двигателя расходуется на поддержку вращения маховика.
Неподвижная группа КШМ
Неподвижной группой можно назвать внешнюю часть двигателя, в которой находится КШП.
1. Блок цилиндров. По сути, это корпус, в котором располагаются непосредственно цилиндры, каналы системы охлаждения, посадочные места распредвала, коленвала и т.д. Он может выполняться из чугуна или алюминиевого сплава, и сегодня производители всё чаще используют алюминий, чтобы облегчить конструкцию. Для этой же цели вместо сплошного литья используются ребра жесткости, которые облегчают конструкцию без потери прочности. На боковых сторонах блока цилиндров располагаются посадочные места для вспомогательных механизмов двигателя.
Принцип работы кривошипно-шатунного механизма
Под давлением газов, которые образуются в цилиндрах двигателя при сгорании топливно-воздушной смеси, поршень совершает поступательное движение по направлению к коленчатому валу. Важные детали механизма, а именно: поршень, шатун и вал помогают преобразовывать движения поступательного характера в движения вращательного, что в свою очередь запускает вращение колес автомобиля.
В обратном порядке взаимодействие вала и поршня выглядит следующим образом: вал при вращательном движении через детали механизма – вал, шатун и поршень, преобразовывает энергию в поступательное поршневое движение.
Задание 2.
Факторы определяющие потребность подвижного состава автомобильного транспорта в ремонте. Понятие о старении автомобиля и его предельном состоянии.
Исправное состояние — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации.
Работоспособный автомобиль — это автомобиль, который соответствует лишь тем требованиям, которые позволяют использовать его по назначению без угрозы для безопасности движения.
Повреждение (неисправность) — это переход автомобиля из исправного состояния в работоспособное.
Отказ — переход автомобиля в неработоспособное состояние.
Базовая деталь — это деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя к ней сборочные единицы и детали.
2. Понятие старения автомобиля и его предельном состоянии.
Старение — это необратимые изменения свойств или состояния, которые происходят из-за структурных превращений, химических изменений в материалах, из которых изготовлена деталь.
Изнашивание — это процесс отделения слоя материала с поверхности твёрдого тела, проявляется изменением размеров, массы, объёма, толщины, формы и цвета.
Деформация возникает при появлении напряжения в материале. Она может быть обратимой и необратимой.
Разрушение — это полное расчленение детали, может быть вязким, упругим или усталостным.
Коррозия — это разрушение металла вследствие химического или электрохимического взаимодействия её с коррозионной средой.
Эрозия — это действие на металл потока жидкости, движущегося с большой скоростью.
Кавитация — возникновение лопающихся пузырьков в турбулентном потоке жидкости.
Предельное состояние — это состояние автомобиля или его составных частей, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна. Деталь, достигшую предельного состояния, заменяют новой или восстанавливают.
Источник