- Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах
- Что за закон о 15 днях?
- А если ДТП оформили ГИБДД?
- Что будет за нарушение этого закона?
- Можно ли избежать регресса?
- Как считается срок?
- Что после 15 дней?
- А можно продать?
- Все про сроки и ремонт автомобиля по ОСАГО
- До и после вступления изменений
- Направление: что собой представляет
- Что еще почитать:
- Процедура получения направления
- Нюансы
- Сроки ремонта по ОСАГО и их расчет
- Отдаём машину на ремонт
- Срок обращения в СТО
- Сколько времени дается на ремонт
- Если на СТО требуют доплату
- Дополнительные бумаги
- Компенсация за задержку
- Полезно знать
- Файлы для скачивания
Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах
- Виновнику и потерпевшему в ДТП запрещено ремонтировать и утилизировать автомобиль в течение 15 дней после ДТП, но только в случае оформления европротокола.
- Если на происшествие приезжали сотрудники ГИБДД (не путать с аварийными комиссарами), то такой обязанности у участников нет.
- В этот срок учитываются все дни, кроме нерабочих праздничных (простые выходные также учитываются), например, новогодние, майские, ноябрьские праздники.
- За неисполнение требования показать неотремонтированный автомобиль виновника ждёт регресс.
- Кроме того, важное напоминание – обязанность показать машину для осмотра не прекращается и по истечении этих 15 дней. Да, его можно показать отремонтированным, но показать обязательно нужно, иначе тот же регресс.
- Можно ли продать машину в течение этих 15 дней, законодательство 2021 года ответа не даёт.
Оформление ДТП с помощью извещения европротокола накладывает определённые обязанности на потерпевшего и виновника. Есть обязанности и при оформлении сотрудниками полиции, но их меньше. Одна из таких – в течение 5 дней подать извещение в свою страховую компанию обоим участникам аварии, и последствия мы рассмотрели в специальной статье. Ещё одна – не приступать к ремонту в течение 15 дней, а также предоставить автомобиль для осмотра по первому требования страховщика виновнику происшествия. Именно о тонкостях этой обязанности мы и поговорим в этой статье.
Что за закон о 15 днях?
Самая главная обязанность, связанная с большим риском, у виновника ДТП при оформлении европротокола – уведомить надлежащим образом свою страховую в течение 5 рабочих дней о страховом случае. Это мы обсудили в отдельной теме.
Предписывает эту обязанность Федеральный закон Об ОСАГО – самый главный на 2021 год по приоритетности законодательный акт, регулирующий автогражданскую в России.
А ещё, в частности, статья 11.1 запрещает без согласия страховой компании как потерпевшему, так и виновнику ДТП нельзя ремонтировать свои машины до осмотра страховой компанией. Вот так звучит официальная трактовка пункта 3 этой статьи:
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
То есть при оформлении происшествия с помощью европротокола без вызова сотрудников ГИБДД запрещается:
- ремонтировать автомобиль в течение 15 дней,
- утилизировать его (в том числе в случае тотальной гибели).
Отсчёт идёт именно с даты ДТП – не с времени предоставления потерпевшим или виновником своего экземпляра в страховую и не обращения по ОСАГО, а именно со дня аварии.
А если ДТП оформили ГИБДД?
В этом случае такой обязанности нет. Посмотрите ещё раз на официальную цитату закона. Там речь идёт об оформлении происшествия без сотрудников полиции – это и есть заполнение европротокола.
Если на аварию приезжали сотрудники Госавтоинспекции, то у вас после этого нет никаких обязанностей, в том числе по оповещению страховщика о страховом событии, предоставлении автомобиля для осмотра, а также запрета ремонтировать машину.
Но не следует путать сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров – к сожалению, очень часто оказывается, что водители принимают последних за первых. Аваркомы не уполномочены оформлять ДТП – они приезжают для того, чтобы выдать бланк извещения европротокола и в ряде ситуаций помочь заполнить его. Вы вообще можете отказаться от их услуг и вызвать полицию для оформления аварии.
Что будет за нарушение этого закона?
За это нет ни штрафа, ни лишения прав, никакого другого административного наказания. Но есть, пожалуй, кое-что пострашнее – право страховой взыскать с вас всё, что она выплатила потерпевшему. Это называется «регрессным требованием«.
Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.
Такой регресс предусмотрен подпунктом «з» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.
Это происходит следующим образом:
- вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
- страховщик требует предоставить машину для осмотра,
- вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
- представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
- если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.
Можно ли избежать регресса?
Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.
Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.
Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:
- ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
- ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.
Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.
Как считается срок?
Как можно видеть из цитаты обязанности, речь идёт о 15 календарных днях, кроме праздничных нерабочих. Как правильно считать эти дни? Всё достаточно просто – нужно учитывать все дни, кроме тех выходных, которые устроены в честь праздника. А обычные субботу и воскресенье также считаем включёнными в этот срок.
Рассмотрим на примере. ДТП произошло 1 апреля и оформлено европротоколом. В этом случае до 16 апреля включительно нельзя приступать к ремонту ТС, потому праздничных нерабочих в этот период нет.
Другой пример: ДТП случилось 30 апреля 2021 года, и участники заполнили извещение европротокола. В этом случае, к примеру, праздничными выходным в этом году официально признаны даты с 1 по 5 включительно и с 9 по 12 включительно. Тогда 15 дней запрета ремонта авто истекают 25 мая, так как мы не учитываем 9 праздничных нерабочих дней.
Что после 15 дней?
Самое важное правило в этой статье – очень многие автолюбители полагают, что по истечении 15 дней все их обязанности по данному ДТП закончилась. Это не так!
Даже по истечении 15 дней остаётся обязанность показать автомобиль страховщику по требованию последнего в течение 5 дней после получения такого требования. Это может быть уже отремонтированная машина, но предоставить её для осмотра обязанность есть. Иначе тот же регресс.
Данная норма указана в том же пункте 3 статьи 11.1 Федерального закона достаточно чётко:
3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Обратите внимание, что потребовать предоставить для осмотра транспортное средство может не только ваша страховая (если вы виновник ДТП), но и страховая потерпевшего, и это требование законно.
А можно продать?
Внимательно прочитав официальную трактовку о запрете ремонта, можно понять, что нельзя утилизировать машину и ремонтировать повреждения от ДТП.
Но в законе ничего не говорится об отчуждении автомобиля! Можно ли продать автомобиль сразу после ДТП, которое оформлено с помощью европротокола?
Формально ответа на данный вопрос нет – ни Верховный суд, ни законодатели в других нормативных актах не дают разъяснения на этот счёт. Ведь с одной стороны, в законе прямо не говорится о запрете продавать транспортное средство в течение первых 15 суток со дня аварии; с другой, это определённо воспрепятствует возможности страховой компании осмотреть и провести экспертизу автомобиля, так как новый собственник вполне может отказаться предоставлять его для таких действий страховщика.
Но если вы продадите машину, то не будет исполнена обязанность по предоставлению авто для осмотра по требованию страховщика. Таким образом, если страховая не потребовала сразу предоставить машину, то вы обязаны ждать такого требования в течение общего срока исковой давности, а он составляет целых 3 года. И в течение всего этого срока продавать авто по букве закона нельзя.
Источник
Все про сроки и ремонт автомобиля по ОСАГО
Обязательное автострахование ОСАГО для водителей позволяет получить компенсацию при попадании в аварию, если у виновника был оформлен полис. С введением новых изменений в закон страховые компании получили возможность не только оплачивать непосредственно деньгами компенсацию водителям, но и проводить ремонт через партнерские сервисные центры. Если страховщик направил машину на ремонт, то вам обязательно потребуется знать допустимый срок ремонта автомобиля по ОСАГО и другие мелкие нюансы этой процедуры.
До и после вступления изменений
До 2017 года страховщики возмещали ущерб двумя способами. Первый – непосредственно оплатив сумму, которую назвали эксперты оценщики в ходе осмотра повреждений транспортного средства. Второй вариант – денежные средства направлялись непосредственно на СТО, где за эти средства осуществлялся ремонт. Воитель был вправе отказаться от услуг ремонта и получить деньги на руки.
Этой уязвимостью часто пользовались некоторые мошенники. Юристы активно брались за подобные дела, получая процент с выплаты по ОСАГО, часто увеличивая ее сумму. Создавались осознанно аварии, для получения компенсации подобным способом. Новые поправки ликвидировали это упущения.
Граждане Российской Федерации с легковым автомобилем, зарегистрированным в РФ, теперь обязаны проходить ремонт на СТО, который предлагает страховая компания. Те водители, которые не входят в эту категорию, по-прежнему имеют возможность получить компенсацию наличными.
Направление: что собой представляет
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
С совершенствованием законодательства появился такой документ, как направление на ремонт по ОСАГО. Эта бумага имеет полную юридическую силу и позволяет водителю на всех основаниях получить возмещение по ущербу, полученному в ходе дорожно-транспортного происшествия. Результатом работы механиков должно стать полное (заметьте, не частичное) восстановление автомобиля. Дополнительно документ четко предписывает срок ремонта авто по ОСАГО.
По факту данное направление является полноценной заменой денежных средств, которые вы направили ли бы на ремонт автомобиля. Нововведение должно облегчить процедуру для водителей, но на практике остается несколько неприятных нюансов:
Что еще почитать:
- Остается необходимость обращения в страховую. Это обязательный этап, поскольку именно СК выдает направление после работы оценщиков.
- Иногда вы не имеете права выбрать автосервис. Это ложится на плечи страховой компании.
- Придется ждать окончания работ в указанном сервисе без возможности сменить его, что для многих неудобно. Часть водителей смогли бы после получения наличных сделать самостоятельный ремонт намного быстрее.
Далеко не факт, что выбранное страховой СТО качественно устранит неисправности, не говоря о необходимости соблюдать срок ремонта по ОСАГО.
Процедура получения направления
Как только вы попали в ДТП и вам гарантируется компенсация по ОСАГО, необходимо придерживаться последовательности действий:
- Сбор пакета документов, требующегося для обращения в страховую и получения компенсации.
- Оценщик компании проводит осмотр, а специалисты решают, каким образом будет проводиться возмещение. В большинстве ситуаций выбирают восстановление машины на CTO.
- Если страховая предлагает несколько вариантов, вы можете выбрать одну из утвержденных станций технического обслуживания.
- Вам выдают направление. С ним пострадавший направляется в мастерскую и ждет ремонта.
- Если качество вас не удовлетворяет или максимальный срок ремонта по ОСАГО был превышен, тогда подаете претензию или решаете вопрос через суд.
Нюансы
Страховщики всегда нацелены на минимизацию своих расходов, поэтому прибегают к различным уловкам на этапе оформления направления. Выражается это в необходимости «подписать дополнительные документы». Водители должны оставлять свои подписи только на двух бумагах: извещение о ДТП и заявление в страховую. Последнее пишется в свободной форме, поэтому рекомендуем сделать его дома самостоятельно. Если страховщик дает собственный бланк заявления, внимательно читайте каждую строку. Чаще всего водителей пытаются подловить на описанных согласиях:
- На дополнительную оплату, если денежных средств от СК не хватает. Параллельно выплата занижается страховщиками.
- На выбор любой мастерской из списка, хотя в этом пункте есть ограничение.
- На использование подержанных запчастей.
В худшем случае вам подсунут договор цессии. Эта бумага перепродает права на требование возмещения в автомастерскую, в ходе чего вам выполнят ремонт в порядке оказания обычной услуги. Естественно, оспаривать качество работ или пренебрежение сроками уже не получится. Если вашему автомобилю меньше 2 лет, то все ремонтные работы должен проводить дилерский центр. Соответственно, страховщику нельзя выбирать стороннее СТО для ремонта машины на гарантии.
Задача водителя – не подписывать ничего лишнего, не писать согласий в каких-либо полях, при этом внимательно читать всю документацию. Это исключит шанс мошенничества со стороны страховой компании.
Сроки ремонта по ОСАГО и их расчет
Перейдем к самому важному вопросу. Срок ремонта по ОСАГО по закону – это ровно 20 дней без учета нерабочих и праздничных дней. Обычные выходные в этот период входят. Это касается как ремонта машины, так и выплаты компенсации в денежном эквиваленте. Законодательно это закреплено Федеральным законом (п. 21 ст. 12).
Точкой отсчета становится тот день, когда страховая компания приняла пакет документов. Заострите на этом внимание. Многие водители отправляют по почте все бумаги и начинают отсчет. Далеко не факт, что документы дошли до страховщика, последний может нарочно сказать, что ничего не получал. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо получить подтверждение получения:
- заказное письмо с отчетом о доставке;
- лично доставить весь пакет, оставив уполномоченному сотруднику под роспись;
- сняв копии с входящих писем с вашими документами в страховой компании и заверив данную копию.
При обращении в суд вы сможете доказать, что страховщик в действительности принял ваше заявление, но не рассмотрел его в указанный срок.
Чтобы страховщик не выписал отказ, подготовите исчерпывающий пакет документов:
- заявление на получение компенсации по страховке ОСАГО,
- извещение о произошедшей аварии от Госавтоинспекции;
- документ, подтверждающий личность;
- регистрационный документ транспортного средства;
- полис ОСАГО.
Отсчет 20-ти дневного срока начинается независимо от даты назначения оценки повреждений.
Если водитель принес страховщику документы 1 апреля, то страховая должна выдать направление, компенсировать деньгами или выслать отказ до 21 апреля.
При этом осмотр оценщиком может состояться даже на 19-ый день срока. Это сохраняет обязанности страховщика по соблюдению сроков. Если в сроке попадаются праздники и нерабочие дни (например, 8 и 9 марта объявлены выходными), то из периода в 20 дней они вычитаются.
Отдаём машину на ремонт
Получив направление, необходимо передать вашу машину в указанную мастерскую или дилерский центр (если авто новое). Это вторая половина дела, в которой имеются свои особенности. О них мы поговорим далее.
Срок обращения в СТО
В направлении, как правило, указывается число дней, за которые вы обязаны приехать в сервисный центр и передать автомобиль на ремонт. Обычно это 5-21 дней, но законодательно период никак не регулируется. Не стоит паниковать, если вы просрочили этот срок. Водитель может обратиться в страховую компанию для получения нового действительного направления. Отказать держателям полиса сотрудники СК не имеют права, это становится прямым нарушением законодательства, когда страховщик отказывается от возмещения повреждений.
Если никаких сроков не прописано, не затягивайте с делом и постарайтесь обратиться в СТО в рамках одной недели. Например, термин «разумный срок» описан в ГК РФ и равняется 7 дням. Конечно, к этому вопросу применять его недопустимо.
Сколько времени дается на ремонт
Аналогично законодательно закрепленному сроку на рассмотрение заявления описан и срок на восстановление автомобиля в СТО. Он составляет 30 рабочих дней. Часто водителям задерживают машину по причине очереди, нехватки запчастей или занятости механиков. Подчеркнем, что вас это волновать не должно. Страховая при выборе мастерской для ремонта должна учесть все трудности и нагрузку, чтобы СТО справилась с поставленной задачей за отведенные 30 дней. Ваша задача – убедиться, что СТО приняло машину на ремонт, иметь подтверждение этому и считать 30 дней.
Если на СТО требуют доплату
Распространенная ситуация, когда в мастерской требуют от водителя дополнительные средства из-за нехватки страховой суммы или предлагают в такой ситуации поставить подержанные детали. Согласно действующему закону по ОСАГО, страховая должна полностью устранить повреждения, полученные вследствие ДТП без каких-либо доплат со стороны пострадавшего. Очень важно, что при способе с направлением машины на ремонт износ ТС не учитывается, как это делается при возмещении деньгами.
Нехватка средств – это сугубо проблема сотрудников страховой. Вы можете записать на видео отказ в мастерской с обоснованием причины, после чего направиться к страховщику с этим материалом. В интересах страховщика оперативно найти новую СТО, при этом срок в 30 дней на паузу поставлен не будет.
Дополнительные бумаги
Столкнуться с «подводными камнями» водители могут и в мастерской. Сюда относится:
- Подписание дополнительных соглашений. Согласно действующему законодательству, для обращения на СТО вам необходимо только направление. Любые другие документы подписывать не нужно. В большинстве случаев они ставят водителей в невыгодное положение.
- Дополнительный осмотр. В СТО могут его запросить для увеличения суммы по страховой, оценщики вполне могли пропустить какие-либо скрытые повреждения. Можете дать согласие, если это не увеличивает срок в 30 дней.
- Оформление сметы. Не подписывайте, поскольку это не ваши заботы и проблемы. Главное – получить восстановленный авто в течение выделенных 30 дней.
Любая дополнительная документация в автосервисе – это способ поставить вас в невыгодные условия. Помните, что кузовные работы получают гарантию на 12 месяцев, а на все остальные ремонтные работы предоставляется гарантия на половину года.
Компенсация за задержку
Если страхования компания или СТО нарушили обозначенные периоды, водители могут требовать не только компенсацию, но и пеню за неустойку. Она начисляется с учетом страховой суммы и количества дней, которые были просрочены. При расчете неустойки по ремонту используется ставка в 0,5%. Для получения неустойки водителям необходимо составить претензионную бумагу в CK. Если страховщик не возместил средства в период 10 дней, то следует составлять иск в суд и готовить документы. В судебном разбирательстве можно добиваться не только неустойки. Разрешается требовать расходы на судебные издержки.
Для физических лиц существует ограничение по пени. Оно не может превышать сумму, выделенную на ремонт автомобиля. Если страховая оценила работы в 250 тысяч рублей, то независимо от количества дней просрочки максимальная выплата по пене будет достигать аналогично 250 тысяч. Есть дополнительный повод обратиться в суд – штраф за несоблюдение сроков. Истцы могут получить средства в объеме 50% от невыплаченного ущерба. Естественно, в таких ситуациях лучше воспользоваться поддержкой опытных юристов, которые помогут в полной мере компенсировать все затраты на дело.
Полезно знать
Часто водители спрашивают, что предпринять, если работы по восстановлению имеют низкое качество. Здесь необходимо уже составлять претензию в страховую. Не получив качественного ремонта, решайте проблему через суд. Также водители могут получить денежную компенсацию взамен ремонта в CTO, но только в определенных случаях, а именно:
- авто невозможно отремонтировать в сервисном центре;
- пострадавший погиб, а родственники не предполагают дальнейший ремонт авто;
- когда виноваты оба водителя ДТП;
- у потерпевшего степень инвалидности со специализированным авто;
- выплаты по ОСАГО недостаточно для полноценного восстановления;
- при нанесении вреда здоровью и выборе пострадавшим способа оплаты деньгами;
- Центральный Банк запретил направлять авто на ремонт;
- по обоюдному согласию двух сторон, т. е. автовладельца и СК;
- у СК нет возможности отправить новое авто в официальный дилерский центр.
Многие пытаются поменять стекла по ОСАГО. Если они были повреждены непосредственно во время ДТП и это будет доказано, то в мастерской стекло заменят. В другом случае, когда оно повреждено камешком или было треснуто до попадания в ДТП, в СТО вам деталь не заменят.
Файлы для скачивания
Бланк претензии в СК на некачественный ремонт по ОСАГО
Бланк претензии в СК на некачественный ремонт по ОСАГО в PDF формате
Источник