Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией
Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.
Обоснование вывода:
В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).
Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).
Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.
В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.
Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.
Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.
С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:
Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);
Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.
К сведению:
В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.
Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.
По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.
Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.
В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
26 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Преимущества и недостатки ремонта со своими запчастями
Один из актуальных вопросов, которые волнуют автовладельцев при обращении в техцентр «Гвардейский»:
Ответ однозначный: «У нас такая возможность существует, мастера могут поставить те детали, которые предоставит владелец автомобиля для плановой замены или ремонта. Если будете обращаться в дилерский центр автопроизводителя, то обязательно откажут, там устанавливают только оригинальные комплектующие и со своим нельзя».
Второй часто встречающийся вопрос:
Дадим развернутый ответ. Стоимость ремонта и техобслуживания включает две составляющие. Первая – услуги, которые выполняют мастера техцентра. Есть такое понятие как нормо-часы, на некоторых СТО – фиксированная цена. Она не зависит от того со своими запчастями обратился автовладелец или приобрел в техцентре. Вторая – стоимость запчастей и расходников. Вот на этом можно сэкономить. Вопрос в другом – «А стоит ли?» Ориентироваться следует не на цену, а на последствия такого решения.
В первую очередь разговор о гарантии:
- технический центр не предоставляет гарантии на те запчасти, которые привез автовладелец с собой;
- если устанавливаются комплектующие, купленные в стороннем автомагазине или на рынке, то наш техцентр гарантирует отлично выполненную работу по установке деталей, ремонту или техническому обслуживанию вашего автомобиля, но не в коем случае не берет ответственность за исправность привезенных вами комплектующих и расходных материалов.
- гарантии в таком случае должен предоставлять автомагазин или владелец торговой точки на рынке, поэтому уточняйте срок гарантии, порядок обмена и/или возврата в случае поломки, а также будут ли они компенсировать ущерб.
Дело в том, что купленная некачественная запчасть может привести к поломкам других деталей, узлов, агрегатов, а залитая в систему жидкость, расфасованная в каком-то подвале, это уже вероятность весьма дорогостоящего ремонта. А представим, например, что это некачественная тормозная жидкость или жидкость ГУР последствия могут быть фатальными, трагедии не избежать. Потому к выбору деталей и расходных материалов автовладельцы должны относится с полной ответственностью.
Момент экономии понятен, но покупки запчастей на рынке или в стороннем автомагазине, особенно интернет-магазине, где очень низкие цены, это, по крайней мере, подозрительно и настораживает. Да вы экономите определенную сумму денег, порой, возможно, существенную. И превосходно если все будет хорошо. Но зачастую срабатывает правило – «Скупой платит дважды». Представим следующую ситуацию:
- приобрели на рынке, в автомагазине, через интернет запчасти, расходники, жидкости;
- приехали с ними в автосервис;
- мастера автосервиса согласно регламенту при техобслуживании или во время ремонта установили либо залили;
- через определенное время запчасти или расходники выходят из строя, жидкости приводят к отказу систем, поломкам, порой дорогостоящим.
Автовладелец может обратиться в автосервис и предъявить претензию. Но каков в этом смысл? Мастера техцентра скажут, что сделали всё качественно, поставили как надо, проблема в самой запчасти или залитой жидкости. Решите выставить претензии автомагазину? Ситуация стандартная, скажут что продали качественную запчасть, жидкость, а виноваты мастера, которые устанавливали или заливали. О варианте приобретения через интернет или на рынке, можно только покачать головой, сначала найдите тех, кто вам их продал, а уж если найдете, то докажите, что продавали именно они, ведь, как правило, сопровождающих документов они не дают. Получается концов не найдете.
А вот тут придется платить деньги и проводить экспертизу, лабораторный анализ, чтобы выяснить деталь или расходники плохого качества либо мастера что-то сделали не так. И лишь затем требовать компенсации ущерба.В результате теряете время, деньги и нервы.
Чаще встречается ситуация, когда попросту запчасти неправильно подобраны. Продавцы магазина зачастую не сталкиваются с обслуживанием и ремонтом автомобилей, есть только и исключительно опыт продаж. То есть выбор запчастей основан на использовании каталогов и специальных программ, а в них бывают неточности. Порой зачастую, не разбираясь, предлагают одни и те же запчасти, расходники, жидкости, которые покупают другие автовладельцы одной определенной модели. Но суть в том, что даже одна модель, одного поколения может отличаться в зависимости даже от месяца производства, не говоря уже о комплектации и прочих параметрах.
В результате покупаете запчасть, расходник, жидкость в автомагазине. Приезжаете к нам в техцентр. А запчасть или расходник не подходят, жидкость не соответствует допускам автопроизводителя и заливать ее нельзя категорически. Как минимум Вы потеряете время, чтобы поехать снова в автомагазин и обменять купленный товар, а ведь некоторые используют до сих пор фразу: «Товар обмену и возврату не подлежит» и доказывать обратное придется долго.
Совет один и он объективный – лучше приобретать запчасти, расходники и жидкости в автомагазине при нашем техцентре. Выгода такой покупки очевидна:
- запчасти, расходные материалы и жидкости покупаются в том месте, где проводится техобслуживание или ремонт, экономите время на поездки по рынкам и автомагазинам города;
- вся ответственность в случае некачественного обслуживания или ремонта лежит на мастерах автосервиса, нет нужды проводить экспертизы и что-то доказывать, все недочеты и последствия устраняются без лишних вопросов, заказ-наряд хранится определенное время, так что все просто;
- в продаже только качественные запчасти, расходники и жидкости, нет смысла продавать брак, контрафакт, а затем самим же этот металлолом устанавливать, понятно, что пострадает как минимум репутация;
- тесное взаимодействие продавцов автомагазина и мастеров техцентра, плюс этой схемы в опыте обслуживания и квалификации специалистов, выполняющих ремонт или техобслуживание, и дело даже не в том, что запчасти, расходники и жидкости будут выбраны правильно, есть множество секретов.
Что касается секретов, то, например, некоторые детали на ряд моделей ставятся с заводскими конструкционными просчетами, лучше использовать аналоги. Или вторая ситуация. Есть ряд автопроизводителей, которые владеют несколькими марками автомобилей, продающихся в разных ценовых сегментах, но имеющих аналогичные решения и взаимозаменяемые запчасти. Одна и та же деталь может отличаться по стоимости в разы только из-за того, что в одном случае она для дорогой, престижной модели, а в другом для бюджетной. И таких нюансов миллион, а это сказывается и на стоимости комплектующих, и на качестве обслуживания или ремонта. Нужен опыт обслуживания и ремонта, который имеют мастера автосервиса.
Оттого покупать запчасти, жидкости в автосервисе или приезжать со своими – решать каждому самостоятельно. Но взвесьте все за и против, прежде чем сделать свой выбор и подберите наиболее оптимальное решение.
Источник