- Учет расходов на ремонт автомобиля
- Ремонт текущий, средний, капитальный
- Бухгалтерский учет расходов на ремонт
- Отражение операций по ремонту ТС в составе текущих расходов
- Резерв на ремонт ТС
- Ремонт автомобиля собственными силами бухгалтерский учет
- Руководством было принято решение произвести своими силами в отношении автомобиля следующие работы: шумоизоляция кузова; застилка полов кузова металлическими листами; обшивка кузова изнутри деревом. Для этой цели необходимо приобрести материалы на сумму 30 000 рублей. Как и на основании каких документов провести и учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете?
Учет расходов на ремонт автомобиля
«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 5
Поддерживать транспортное средство в пригодном для эксплуатации состоянии, а также для того, чтобы вернуть ему первоначальные эксплуатационные характеристики, можно посредством его ремонта, модернизации либо переоборудования. В данной статье представлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета затрат, связанных с ремонтом автотранспорта, формирования резерва на ремонт основных средств как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Ремонт текущий, средний, капитальный
В соответствии с п. 2.12 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 (далее — Положение), в зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса и производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание (п. п. 2.13, 2.14 Положения). Автобусы и легковые автомобили направляются на капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта кузова (п. 2.17 Положения).
Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния (п. 2.18 Положения).
В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей в случае их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт автомобиля предусматривает:
- замену двигателя, требующего капитального ремонта;
- диагностирование Д-2 технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей;
- окраску кузова;
- другие необходимые работы, обеспечивающие восстановление исправности автомобиля. Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года. Нормативы и рекомендации по проведению среднего ремонта автомобиля и его агрегатов разрабатываются с учетом достигнутого уровня надежности конкретного вида автотранспортных средств и приводятся в ч. 2 Положения.
Ремонт автомобиля нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают на основании технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Надо учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденный приказом или распоряжением руководителя учреждения. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.
Любой ремонт делают с одной целью — поддержать основные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонт не улучшает технические характеристики ТС, не изменяет его назначение и не придает новые качества отремонтированным транспортным средствам. Если это произошло, то речь идет не о ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации и реконструкции объекта. Это важно, ведь затраты на проведение данных работ увеличивают первоначальную стоимость улучшенных объектов в бухгалтерском (п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01)) и налоговом (п. 2 ст. 257 НК РФ) учете. Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют.
Бухгалтерский учет расходов на ремонт
В бухгалтерском учете затраты на ремонт, в зависимости от специфики деятельности предприятия и периодов проведения ремонта, можно учитывать следующим образом:
- сумма затрат на ремонт в полном объеме относится в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены (п. 27 ПБУ 6/01, п. п. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);
- создается резерв на ремонт ОС в целях равномерного формирования расходов (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС ).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Отражение операций по ремонту ТС в составе текущих расходов
Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расходов, связанных с ремонтом автотранспортного средства.
Пример 1. Автономное учреждение приняло решение заменить изношенный двигатель на автомобиле ГАЗ-3110 «Волга», используемом для административно-управленческих нужд. Для ремонта был приобретен двигатель стоимостью 45 500 руб. (в том числе НДС (18%) — 6940,68 руб.). Стоимость проведенного автосервисом ремонта — 9000 руб. (в том числе НДС (18%) — 1372,89 руб.). После замены двигателя технические характеристики автомобиля не изменились, поэтому учреждение данные работы квалифицировало как капитальный ремонт.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Резерв на ремонт ТС
Приняв решение об образовании резерва расходов на ремонт ОС, организация должна оформить документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений, ими могут быть:
- дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ);
- данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств;
- сметы на проведение ремонтов;
- нормативы и данные о сроках проведения ремонтов;
- итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
Сумма ежемесячных отчислений определяется исходя из годовой сметной стоимости ремонта. Ежемесячная сумма резервных отчислений на ремонт будет равна 1/12 годовой суммы затрат по утвержденной смете (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).
Пример 2. После технического осмотра ТС автономным учреждением была составлена годовая смета затрат на их ремонт. Она составила 400 000 руб.
Ежемесячная сумма резервирования составит 33 333 руб. (400 000 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете эта сумма отражается следующим образом:
Дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» (по видам резервов).
По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» (по видам резервов)
Кредит счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
Когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их эксплуатации и существенным объемом данных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, можно не сторнировать. По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов в корреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).
Пример 3. На основании сметы на ремонт автономное учреждение запланировало в 2007 г. провести ремонт двух легковых автомобилей на сумму 360 000 руб. В августе один автомобиль отремонтирован собственными силами учреждения, затраты составили 100 000 руб. В октябре ремонтом другого автомобиля занималась сторонняя организация. Стоимость работ — 200 000 руб. (в том числе НДС (18%) — 30 508,48 руб.). Автономное учреждение находится на общей системе налогообложения.
Определим ежемесячную сумму отчислений в резерв на ремонт. Она составит 30 000 руб. (360 000 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Пример 4. Изменим условия примера 2. Автономное учреждение начало продолжительный ремонт легковых автомобилей в августе 2007 г. и закончило в январе 2008 г., то есть ремонт осуществлялся в течение 6 мес. Ежемесячные затраты на ремонт собственными силами составили 25 000 руб., общая сумма за 2007 г. — 150 000 руб. (25 000 руб. x 6 мес.).
Источник
Ремонт автомобиля собственными силами бухгалтерский учет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Руководством было принято решение произвести своими силами в отношении автомобиля следующие работы: шумоизоляция кузова; застилка полов кузова металлическими листами; обшивка кузова изнутри деревом. Для этой цели необходимо приобрести материалы на сумму 30 000 рублей.
Как и на основании каких документов провести и учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае имеет место не ремонт, а дооборудование автомобиля, приводящее к изменению первоначальной стоимости как в бухгалтерском, так и налоговом учете.
Обоснование позиции:
Налоговый учет
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств (ОС) изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Расходы на реконструкцию и техническое перевооружение ОС в целях налогообложения прибыли увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС и подлежат списанию через механизм амортизации в соответствии со ст.ст. 256-259.3 НК РФ.
Это правомерно и в отношении расходов, которые понесены в связи с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением, частичной ликвидацией ОС и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Вместе с тем указанные виды работ следует отличать от ремонта ОС.
В НК РФ, а также ГК РФ не содержится определение ремонта, в связи с этим необходимо обратиться к правоприменительной практике.
Так, в постановлении АС Московского округа от 28.01.2016 N Ф05-19696/15 судьи признали работы ремонтом, поскольку работы направлены на демонтаж старого оборудования (опор, кабеля и т.д.) и монтаж нового, аналогичного оборудования, соответствующего правилам технической эксплуатации и ГОСТа, и исключающего в связи с этим установку дополнительного или более мощного оборудования, отвечающего параметрам реконструкции объектов.
В свою очередь, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 01.12.2015 N Ф02-6375/15 указывается, что необходимо учитывать в том числе обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость проведения работ, то есть их цель (если произведенным работам предшествовала поломка основного средства, а целью данных работ являлось ее устранение, то такие работы следует квалифицировать как ремонт).
Главной целью ремонта является замена изношенных или неисправных деталей конструкции, устранение выявленных неисправностей, наличие которых делает затруднительной эксплуатацию основного средства. При этом новые детали, установленные на место изношенных, могут быть более современными и улучшать эксплуатационные характеристики самого объекта.
Факт замены неисправных деталей оборудования на новые (более современные) сам по себе не является квалифицирующим признаком модернизации (технического перевооружения), если данные изменения не привели к повышению производительности основного средства, на которое они устанавливаются.
Ремонт в первую очередь направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а модернизация, реконструкция, техническое перевооружение — на их увеличение (улучшение) или создание новых (изменение строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) (постановление ФАС Уральского округа от 27.03.2014 N Ф09-731/14).
В результате любого ремонта не изменяются назначение объекта ОС, его технико-экономические параметры, технологическое или служебное назначение, не улучшается качество продукции, не увеличиваются производственные площади (постановление АС Северо-Западного округа от 29.01.2016 N Ф07-3927/15).
Целью модернизации (дооборудования) является улучшение первоначально принятых качественных и количественных параметров. При этом не имеет правового значения цель проведенной модернизации, во внимание должно быть принято существо проведенных работ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.07.2015 N Ф04-21029/15).
Иными словами, в ходе ремонта осуществляется замена выбывших (по разным причинам) из строя частей, деталей новыми, при этом функции ОС не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности ОС и не улучшает его технических характеристик, если и происходит такое улучшение, то целью работ оно не является.
Отметим, что приобретение объектом новых качеств поставлено и в письмах Минфина России в один ряд с изменением технологического или служебного назначения объекта ОС, что относится к достройке, дооборудованию, модернизации и, соответственно, к увеличению первоначальной стоимости (смотрите, например, письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).
Кроме того, Минфин России в письмах от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863, от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94 указал, что если в результате установки оборудования на автомобиль произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами, то соответствующие работы следует квалифицировать для исчисления налога на прибыль организаций как дооборудование.
На наш взгляд, дополнительная шумоизоляция кузова, застилка полов металлическими листами и обшивка кузова изнутри деревом является дооборудованием, поскольку эти работы направлены не на сохранение первоначальных эксплуатационных характеристик, а на их улучшение, и такое улучшение в конечном итоге происходит.
То есть в рассматриваемом случае имеет место не ремонт, а дооборудование автомобиля, приводящее на основании п. 2 ст. 257 НК РФ к изменению первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества.
В любом случае такой подход исключает претензии налоговых органов по налогу на прибыль (учет расходов происходит не единовременно, а через амортизацию).
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (п. 20 ПБУ 6/01).
Согласно п. 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.).
Следовательно, главным критерием для признания расходов в качестве модернизации или дооборудования в бухгалтерском учете также является приобретение качеств, изменение эксплуатационных показателей и характеристик в результате выполненных работ.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, расходы на модернизацию (дооборудование) объекта основных средств учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем относятся на увеличение его первоначальной стоимости. Соответственно, при дооборудовании автомобиля стоимость материалов и работ следует отразить на счете 08 с последующим списанием на счет 01.
Документальное оформление подробно рассмотрено в рекомендуемом материале.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств;
— Энциклопедия решений. Изменение первоначальной стоимости основного средства в целях налогообложения прибыли (в случаях модернизации, реконструкции и пр.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник