Ремонт автомобиля своими силами организация

Ремонтируем автомобиль самостоятельно

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 6

Как показывает практика, крупные и средние автотранспортные предприятия имеют в своем распоряжении хорошую материальную базу, позволяющую обслуживать и ремонтировать автотранспорт собственными силами. Помимо этого, при наличии в штате опытных и квалифицированных работников предприятие может получить дополнительный доход, ремонтируя автомобили сторонних заказчиков и частных клиентов. Как организовать процесс ремонта в бухгалтерском учете и что следует знать о налогообложении? Как оформить документы? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье.

Ремонт своим и чужим

При обслуживании и восстановлении ТС самостоятельно этот момент важен. Ремонт собственного автотранспорта предполагает несение расходов, которые включаются в себестоимость основного вида деятельности — оказания транспортных услуг. В Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок , сказано, что к затратам по обслуживанию перевозочного процесса относятся расходы на поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на моечно-очистительные работы, диагностику, технический осмотр и обслуживание, на проведение текущего, капитального и других видов ремонта). Затраты по проведению модернизации, а также реконструкции объектов основных фондов не включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг). Они переносятся постепенно, через амортизационные отчисления модернизированных (реконструированных) ОС (это дополнение автора).

Утверждена Минтрансом 29.08.1995 и применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

Также в фактической себестоимости автомобильных перевозок (работ, услуг) отражаются непроизводительные расходы, такие как затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы. Остается только догадываться, на какие изделия транспортные организации устанавливают гарантийный срок ремонта и обслуживания. Как правило, такие обязательства берут на себя автодилеры, предлагающие покупателям ТС, находящиеся на гарантии. Перевозчик может столкнуться с этим как покупатель таких автомобилей, и для него расходы на гарантийный ремонт могут заключаться разве что в покупке запасных частей, которые не входят в стоимость бесплатного гарантийного ремонта и обслуживания автодилера.

Кстати, в названной Инструкции есть еще архаизм — ремонтный фонд. Он создается для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов в себестоимость продукции (работ, услуг). Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими организациями. Подобное указание есть в более современной Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте , в которой сказано, что организации вправе создавать резервы под предстоящие расходы на ремонт ОС, рассчитывая отчисления в них исходя из совокупной стоимости ОС и утвержденных нормативов отчислений. Между тем действующее бухгалтерское законодательство сегодня не предусматривает создание резерва расходов на ремонт ОС. Поэтому затраты на проведение всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) ОС включаются в себестоимость услуг по элементам затрат (материальным затратам, расходам на оплату труда и др.). Названные затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Корреспонденция счетов по ремонту своих ТС выглядит так (без НДС) .

В целях упрощения корреспонденции счетов в ней нет операции по оприходованию демонтированных запчастей. Для отражения затрат ремонтного подразделения Инструкцией по применению Плана счетов рекомендован счет 23 «Вспомогательные производства».

Читайте также:  Компании по ремонту автомобилей страховых случаев

Обратимся к ремонту ТС сторонних заказчиков. Здесь наряду с расходами у исполнителя должны быть и доходы. Иначе говоря, должен быть финансовый результат от данного направления деятельности. Бухгалтеру важно правильно его оценить, чтобы не было потом ни явных, ни скрытых убытков, снижающих прибыль от основного вида деятельности. Доходы определить несложно. Намного проблематичнее поставить им в соответствие расходы, когда прибыль оценивается от одного из видов деятельности компании. В настоящий момент нет четкой отраслевой инструкции по калькулированию затрат по ремонту подвижного состава. В связи с этим бухгалтеру нужно представлять, что включает в себя себестоимость любых оказываемых услуг. Это стоимость используемых материальных, трудовых ресурсов, основных фондов, энергии, а также другие затраты, обусловленные оказанием услуг. По сути, при ремонте автомобилей себестоимость является денежным выражением затрат на покупку запчастей и оплату труда ремонтников. К этому нужно добавить часть общехозяйственных (управленческих) расходов, которые относятся ко всем видам деятельности автопредприятия. Алгоритм распределения таких затрат между всеми доходными видами деятельности прописывается в учетной политике.

Корреспонденция счетов по ремонту чужих ТС выглядит следующим образом (без НДС):

При оказании услуг на сторону затраты списываются на счет 90 «Продажи». Это рекомендовано Инструкцией по применению Плана счетов.

Однако на методологии учета вопросы по поводу ремонта ТС сторонних заказчиков не заканчиваются. Далее рассмотрим ряд подводных камней в этом направлении бизнеса.

Об оформлении отношений

Неисправное ТС доставляют в сервис и договариваются о том, чтобы как можно быстрее привести его в рабочее состояние, а оформление бумаг оставлено на потом. Однако позже выясняется, что заказчик не хочет оплачивать ремонт, указывая на отсутствие договорных отношений. Такая тактика выйдет ему боком, что подтверждает Постановление ФАС ВВО от 26.08.2013 N А29-6971/2012. Отсутствие между сторонами договора, заключенного в письменной форме, не влияет на характер фактических отношений сторон и не является обстоятельством, исключающим обязанность заказчика оплатить фактически выполненные и принятые работы. Исполнитель представил в материалы дела реестры учета прохождения и перемещения ТС через КПП, переписку сторон, прейскурант цен сервиса и протоколы стоимости ремонта двигателя. Это подтвердило, что ремонтные работы фактически выполнены исполнителем и имеют потребительскую ценность для заказчика, при этом стоимость проведенных работ по ремонту двигателя не превышает среднюю стоимость аналогичных работ в регионе.

Проигрывая дело, заказчик пытался апеллировать к несоблюдению исполнителем претензионного порядка досудебного разрешения спора. Однако договор между сторонами не заключался, следовательно, условие о претензионном порядке разрешения разногласий стороны не согласовали. Действующим законодательством не предусмотрен претензионный порядок урегулирования данной категории споров. При этом ссылаться на ст. 452 ГК РФ, посвященную изменению и расторжению договора, нет оснований, так как она не регулирует порядок оплаты и выполнения сторонами своих обязательств. В итоге заказчику пришлось оплатить ремонт двигателя транспортного средства по решению суда.

Нюансы покупки и установки запасных частей

Организация оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автомобилей юридическим лицам. В отношении данного вида деятельности уплачивается ЕНВД. Согласно Правилам оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту ТС организация заключает договор, выписывает акт выполненных работ и заказ-наряд, в котором предусматривается замена конкретных запасных частей. В названном документе приводятся список оказываемых услуг (выполняемых работ) и их цены, а также перечень запасных частей, предоставленных исполнителем, с указанием их цен, количества и стоимости. В итоге сумма по запасным частям выделяется отдельно и отражается с наценкой, что позволяет клиенту представлять, за что он платит деньги. Возникает вопрос: признается ли передача заказчику запасных частей, используемых при ремонте и техническом обслуживании ТС, отдельным видом деятельности — торговлей, к которой применяется общий режим налогообложения, а не ремонтная «вмененка»?

Читайте также:  Гост ремонта легковых автомобилей

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290.

На поставленный вопрос дан развернутый ответ в Письме Минфина России от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364. Чиновники также ссылаются на Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту ТС, указывая, что исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором. На основании изложенного исполнитель вправе включить стоимость запчастей в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг). Тогда для целей применения ремонтной «вмененки» использованные в рамках такого договора запчасти и моторные масла не признаются товарами, а сами подрядчики (исполнители) не являются розничными продавцами и, следовательно, плательщиками ЕНВД в сфере розничной торговли.

Согласитесь, логичный и разумный вывод, который следует взять на вооружение тем, кто ремонтирует автомобили и использует для этого принадлежащие им запасные части. Но это еще не все. Если при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию ТС заключается отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти и запчасти оплачиваются отдельно от оплаты услуг, эту деятельность следует рассматривать как самостоятельный бизнес, который может быть отнесен к розничной торговле. При этом нужно помнить, что для целей уплаты ЕНВД к розничной торговле относится деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет, осуществляемая по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются товары. Аналогичный вывод сделан в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157.

Скажем несколько слов о подтверждении расходов на покупку запчастей. Представим себе ситуацию. В организации проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что представленные в подтверждение расходов на запасные части кассовые чеки содержат номер контрольно-кассовой техники, которая не зарегистрирована в налоговом органе за поставщиком. Иных документов, подтверждающих понесенные расходы, у покупателя запасных частей нет. Все это говорит о том, что организация, от имени которой представлены кассовые чеки, фактически не вела хозяйственные операции, в связи с чем налоговики правомерно исключили соответствующие расходы в части расчета по налогу на прибыль и отказали в применении вычета НДС по сделке с сомнительным контрагентом. Описанный случай взят из обзора арбитражной практики, доведенной до налоговиков Письмом ФНС России от 05.06.2013 N АС-4-2/10250.

Документооборот при ремонте автомобиля

В свете положений действующего Закона о бухгалтерском учете компаниям предоставлена большая самостоятельность в оформлении хозяйственных операций с помощью первичных документов. Поэтому бухгалтер свободен в выборе документов, главное — чтобы они в достаточной степени подтверждали для целей бухгалтерского учета и обосновывали для целей налогообложения каждую операцию (факт хозяйственной жизни).

Читайте также:  Ремонт машины мпу 700

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

В качестве варианта автор может предложить следующий набор документов. Начнем с того, что для целей налогообложения (да и бухгалтерского контроля бюджета расходов) нужно обосновать проведение ремонта и приобретение для этого новых запасных частей. В данных целях может подойти либо дефектный акт, либо акт об осмотре автомобиля, форма которого предусматривает указание неисправных узлов и агрегатов и их дальнейшее назначение (утиль, металлолом, восстановление). Затем нужно оформить поступление запасных частей. Здесь ничего выдумывать не нужно, а достаточно оприходовать материальные ценности по документам, выписываемым поставщиком (накладным, товарно-транспортным накладным).

Установка новых деталей на автомобиль взамен неисправных — это отдельная хозяйственная операция (передача МПЗ в эксплуатацию), для подтверждения которой в бухгалтерском учете нужен документ. Раньше для этих целей можно было воспользоваться требованием-накладной на отпуск материалов, сейчас бухгалтер вправе составить нечто похожее и закрепить бланк в документообороте организации. При этом в документе целесообразно привести информацию о том, для ремонта какого автомобиля переданы запчасти. Это позволит осуществлять необходимый контроль за перемещением и использованием МПЗ, а также отслеживать проводимые в автопарке ремонтные работы.

Следующая хозяйственная операция — оприходование демонтированных (неисправных) запасных частей. Пренебрегать ею нельзя, так как это может привести к махинациям с запасными частями со стороны обслуживающего персонала. Оприходовать рассматриваемые запчасти можно на основании акта, в котором обязательно указываются наименование запчастей, степень их физического и морального износа, а также дается стоимостная оценка их дальнейшего использования или продажи. В связи с тем что запасная часть является неисправной, предполагается использовать ее уже не по прямому назначению, а в качестве вспомогательного и иного материала (сырья). После оприходования запчасти либо заново списываются в эксплуатацию, либо сдаются на металлолом и утилизируются на основании еще одного документа, подтверждающего списание запчастей.

Итак, по запасным частям нужно самостоятельно разработать четыре документа, три из которых являются универсальными (оприходование, отпуск в эксплуатацию, передача на сторону (на реализацию) МПЗ). Лишь один документ специфичен. Это дефектный акт (акт об осмотре автомобиля), не подтверждающий хозяйственную операцию, а обосновывающий для налогообложения весь комплекс операций по ремонту ТС. Кстати, данный документ не понадобится, если организация ремонтирует ТС сторонних заказчиков. Экономическое обоснование в таком случае — это полученные от клиентов доходы, которые также оформляются документом (например, заказом-нарядом), в котором указывается цена услуг по ремонту и обслуживанию ТС, включая стоимость запасных частей. Аналогичный документ (только без цены запасных частей) понадобится для начисления зарплаты работникам ремонтного подразделения. В нем указываются наименование, сложность и объем работ, а также их стоимость для учета и налогообложения. На основании этих данных бухгалтер рассчитает зарплату ремонтникам и соответствующие страховые взносы при оказании услуг в части как своих ТС, так и чужих автомобилей. Пожалуй, это основная «первичка», которая нужна для оформления ремонта, проводимого собственными силами.

Как видим, ремонт, осуществляемый своими силами, имеет нюансы. Тем, кого они смущают или у кого нет возможности самостоятельно обслуживать и восстанавливать ТС, целесообразно ремонтировать автомобили силами сторонних организаций (автосервисов). Правда, в таком случае не исключено, что стоимость восстановления автомобилей будет выше. Кроме того, у организации не будет возможности дополнительно подзаработать на ремонте ТС.

Источник

Оцените статью