Ремонт баянов нет звука
Когда клапана чисты — займемся лайкой. Если она не пересохшая, не слишком сбитая и вытертая (поверхность кожи, которая прилегает к деке, должны быть мягкой и ворсистой) — ее можно сохранить для последующей наклейки на клапана. С нее также следует удалить остатки клея и уплотнителя. Стоит отметить, что «стирать» лайку ни в коем случае нельзя! Если загрязнения не слишком сильные – ее можно легко почистить грубой щеткой, а с тыльной (кожаной) стороны протереть спиртом. В случае, когда лайка слишком грязная и сбитая, ее можно легко реанимировать, тем самым, подняв ворсу и сделав ее более мягкой. Для этого следует развести столовый уксус из расчета: на 1 л теплой воды – 50 – 100г уксуса. В воду можно добавить каплю жидкого моющего средства, заложить туда лайковые квадратики и отставить на 10 – 15 мин, после чего на протяжении 2 – 5 минут (в зависимости от степени загрязнения) закрытую емкость следует интенсивно трясти, затем – выполоскать в теплой воде лайку. Сушить ее нужно под прессом, разложенную на махровом полотенце и накрытую оным. Время просушки моет быть различным, но оно не должно быть меньше получаса.
После того, как лайка высохла, можно заняться сборкой клапанов. Для этого нужно взять двусторонний скотч на вспененной основе, толщиной не менее 1 мм. Следует обратить внимание на то, что брать скотч можно лишь канцелярский; есть масса специализированных клейких лент, например таких, которыми клеят моулдинги на автомобили, этот скотч не подойдет, так как, по истечению некоторого времени, он полимеризуется (твердеет) и теряет аммортизационные свойства. Процедура наклейки предельно простая, основное требование – чтобы скотч и лайка не выступали за края клапанной пластинки. После этого устанавливаем клапана на рычаги.
Далее следует настройка компрессии — самый трудоемкий процесс, не считая настройки голосов.
Здесь требуется следить за несколькими факторами, а именно: одинаковая высота кнопок над грифом, одинаковый угол подъема клапана над декой и параллельность плоскости клапана над оной. В принципе, для различных систем способ настройки один — гнуть сошки. Делать это нужно предельно аккуратно, не допуская перегибов и переломов рычагов, в противном случае, рычаг придется менять.
Первое, что нужно сделать перед настройкой — убедится в том, что все клапана в закрытом положении находятся по центру окна. Далее, выставив один из клапанов по центру окна, следует выровнять и остальные. Если конструкция сошки такая, как на фото, сделать это можно мощной линейкой, сдвинув все сразу клапана до нужной отметки, или делать это поочередно для каждого. Кроме того, для удобства установки клапанов, сначала нужно установить те, которые находятся ближе к грифу, а затем уж и крайние.
Проверить компрессию не сложно: если поднять инструмент за деку с расстегнутым мехом, он почти не должен раскрываться, при этом не должно быть шипения и, тем более, звука от планок.
После настройки инструменту нужно дать «тестовое время», недели интенсивной игры хватит, после чего потребуется снова проверить компрессию и, в случае надобности, поправить ее снова.
Владлен, по поводу ремонта клапанов — все то же самое, как я уже писал, а вот механика.
1. Снимаете крышку басов и, желательно, переднюю панель клавиатуры с отверстиями под кнопки (если та снимается).
2. Аккуратно снимаете заемный механизм с рамой. Он прикручен саморезами (или болтами, если крепление металлическое) к лонжеронам на деке. Ни в коем случае не разбирайте его, если в том нет прямой необходимости (иначе собирать Вам его будет долго).
3. Выполняете все пункты по ремонту и обслуживанию клапанов.
4. Подгибаете клапанные сошки (рычаги) так ,чтоб клапана плотно прилегали к деке (они имеют пружины, так что заемный механизм при настройке компрессии не нужен)
5. Аккуратно собираете заем обратно. Ставите рычажки клапанов аккордов на ступеньки аккордной машинки.
6. Закрываете крышку.
7. Играете! 🙂
П.С. Если что-то будет не ясно — спрашивайте, не стесняйтесь 😉
Добрый день всем! Наконец-то починил баян, а потому описываю свою проблему, и как я её решал. Речь пойдет о самостоятельном приклеивании голосовых планок и изготовлении мастики для этого дела.
Может кому-то поможет мой опыт, но предупреждаю, что это был мой первый ремонт такого плана, поэтому могут быть ошибки, не пользуйтесь этим как окончательной инструкцией.
ПРИКЛЕИВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ ПЛАНОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТИКИ.
Однажды я обнаружил, что после игры не все складки меха сжимаются, будто что-то упирается внутри. Чтобы забраться внутрь и посмотреть, нужно аккуратно вытянуть гвоздики по периметру меха с каждой стороны (см.фото)
Разобрал меховую камеру, оказалось, что отклеилась одна из голосовых планок (см.фото).
Планки приклеены специальной мастикой.
Чтобы приклеить планку на место, можно воспользоваться мастикой, которая осталась вокруг планки. Если её недостаточно, то можно сделать свою собственную. Для этого понадобятся:
• Пчелиный воск
Бывает воск разной твердости, лучше брать наиболее твердый. Воск из свечек не подойдёт, т.к. там содержится ещё и парафин. Лучше купить у пчеловодов.
• Скипидар (в хоз. магазине)
• Льняное масло (продается в аптеке)
• Канифоль (в радиомагазинах, чистую, не смесь.)
Пропорции для приготовления мастики описаны в книге И. Фадеев, И. Кузнецов. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов., стр 86.
Это примерно на 50г воска 20г канифоли, меньше чайной ложки скипидара и капля льняного масла.
Я прикидывал «на глаз» примерно так: плотность воска и канифоли примерно одинакова, объем воска должен быть примерно в 2,6 раза больше, чем объем канифоли. Всей смеси получилось где-то грамм 50. На этот объем добавил каплю льняного масла и несколько капель скипидара.
Для плавления смеси нужно на жало паяльника крепко намотать проволоку. (см.фото) Для перемешивания смеси я сгибал проволоку углом, а для плавления уже нанесенной мастики удобно вязать проволоку в виде шпателя. И пользоваться примерно также, как шпателем.
Чтобы перемешать компоненты, я взял небольшую широкую емкость, в неё как можно мельче крошил канифоль и воск. Чем мельче, тем удобнее и быстрее плавить (см. фото)
Постепенно растапливал и перемешивал смесь. Чтобы расплавить всю смесь 25-ваттным паяльником, у меня ушло более получаса. Когда уже большая часть смеси стала жидкой, добавил масло и скипидар.
Воск очень быстро застывает, поэтому, чтобы смесь оставалась жидкой, нужно её постоянно размешивать. Я просто оставлял паяльник в ёмкости, но мастика всё равно застывает. Здесь главное успеть полностью её перемешать, если она застынет в процессе ремонта, это уже не страшно. Даже удобнее.
Фиксируем планку на место, предварительно аккуратно счистив предыдущую мастику. Аккуратно, чтобы мастика не попала внутрь. (Из-за попавшего под клапан кусочка мастики, я переклеивал планку два раза, потом пришлось разбирать заемный механизм (тот, что под левой клавиатурой)
Перед тем как поставить планку на своё место, я накапал мастикой туда, где будет нижняя часть планки, потом «посадил» туда планку. На оставшиеся стороны скатал и прилепил «колбаски», которые потом заплавил. Мастика, которая только что застыла, очень легко плавится, в результате «колбаска» растекается, заполняя щели.
Естественно, при работе стоит соблюдать аккуратность, опасаться прикосновения к клапанам голосовых планок, они быстро плавятся и их легко повредить так, что они перестанут выполнять свою функцию. На фото видно, что я задел клапан паяльником, он сжался, но повезло, что всё еще закрывает. Не стоит также заливать сами голосовые язычки, их потом трудно отчистить, и можно сбить настройку.
После ремонта ждем, пока застынет мастика, собираем инструмент, проверяем, чтобы планка правильно звучала в обоих направлениях.
Источник
В.Завьялов — Баян и вопросы педагогики
Методическое пособие для преподавателей ДМШ и училищ. Может быть полезно учащимся старших курсов музыкальных училищ, баянистам-исполнителям.
МЕЛКИЙ РЕМОНТ БАЯНА
В процессе эксплуатации инструмента могут возникнуть небольшие неисправности. Каждому баянисту необходимо уметь их устранять. Неисправности бывают внешние и внутренние. Внешние: западание клавишей, неисправности клапанов, пружинок, люфт кнопок, неисправности в механике, поломка корпуса и меха. Внутренние: плохое состояние лайки на голосовых планках, нарушение зазоров между голосами и голосниками, расстройка голосов.
Внешние неисправности. Западание клавишей. Основная причина этого — отсыревание. Инструмент должен храниться в сухом месте при температуре, примерно, 4-20°. При западании клавишей прежде всего следует проверить исправность пружинок и всего механизма с клапанами. Клапан может сдвинуться и цепляться за соседние. Если инструмент слегка отсырел и западают отдельные клавиши, то трущиеся места надо смазать грифелем. (Он обладает свойством сухой смазки). Иногда западание клавишей правой клавиатуры происходит из-за неисправности проволочного стержня, на который нанизываются клавиши (он проходит вдоль всего грифа).
Западание кнопок левой клавиатуры часто связано с плохой работой механики. Иногда достаточно поджать стоячок, прикрепляющийся к валику ближе к основному стержню-толкачу, на котором находится тумбочка-кнопка баса или трезвучия, как кнопка больше не западает. Кнопки басов левой клавиатуры могут западать из-за плохого соединения проволочкой стоячка на валике с рычагом клапана. Проволочки быстро изнашиваются и их надо заменять. Кнопки трезвучий иногда западают потому, что толкачи трезвучий очень плотно стоят в механике и цепляются друг за друга. Бывает и так, что нажимая левой рукой на решетку, мы прижимаем тумбочки пятого или шестого ряда (край решетки прогибается внутрь).
Чтобы умело устранять внешние неисправности, надо хорошо разбираться в строении механики. В зависимости от ее конструкции могут применяться различные меры.
При большой разболтанности кнопки на шурупе следует снять шуруп и ввинтить его в кусочек кожи, а затем привинтить кнопку вместе с кожей и срезать кожу по плоскости кнопки. Иногда лучше заменить кнопку.
Внутренние неисправности. Их устранять труднее, здесь требуется определенный навык и специальные инструменты.
Часто хорошему звучанию голосов мешает испорченная лайка. Если лайка сильно отгибается, то ее можно поскоблить сверху посередине и она выпрямится. Часто лайка застревает внутри голосовых отсеков (под планками). В таких случаях советуем снять резонатор и поправить лайку, иногда даже обрезать ее края.
Нередко неполадки ‘возникают в голосах. Например, голос «не звучит», т. к. в зазор между краем окна и голосом попала соринка. Чаще это происходит с самыми высокими, находящимися внизу, голосами правой клавиатуры баяна. Иногда сдвигается голос и дребезжит — цепляется за край окна (при плохой наклепке).
Настройку голосов производят музыканты, имеющие определенный опыт. Если голос звучит ниже, чем следует, то надо подточить слегка конец плоскости голоса. Если он звучит выше, то подтачивают голос ближе к его основанию. Под голос в любом случае подкладывают тонкую металлическую пластинку.
Для самостоятельного устранения. внутренних неисправностей баяна следует приобрести несколько напильничков различной формы с мелкой насечкой, наждачные камни-палочки, большую иголку для вытаскивания голоса и тонкую металлическую пластинку для подкладывания под голос.
Для наклепки новых голосов надо иметь кусочки голосовой стали, ножницы, которыми можно было бы вырезать голоса, иголку для разметки голоса по окну, маленькую гвоздильню с рядом дырочек различной величины, пробойчик и наклепочный молоточек. Необходимо иметь также две разного размера отвертки, портативные плоскогубцы, тисочки, столярный клей, лайку и некоторые мелкие запасные материалы.
Источник
Проверка баяна самостоятельно
Существуют определенные требования к выбору и проверке баяна. В помещении, где проверяется баян, должна быть температура воздуха 14-28 градусов, относительная влажность воздуха — 50-60 %. Если перед проверкой баян находился на холодном воздухе, то обязательна его выдержка при указанной выше температуре не менее 2 часов. Только после такой адаптации баяна к комнатным условиям можно начинать его эксплуатировать.
Правильная проверка баяна – процесс довольно сложный. Сложность его заключается в том, что баян изготавливается из нескольких видов материалов: дерево, металлы, пластмассы, кожа, ткани. Конструкция инструмента содержит много клеевых соединений, естественно, реагирующих на перепады температур, повышенную влажность.
Все это и может сказаться на качестве звучания баяна. Но проверить баян самостоятельно – вполне реально. Меня, например, никто и никогда не учил проверять баяны. Я просто брал инструмент в руки и проверял его.
Проверка меха
Внимательно осматриваем мех баяна. Слегка растянув мех, внимательно осматриваем складочку за складочкой, обращая внимание на качество заделки клеевых швов. Далее проверяем воздушную камеру инструмента на герметичность. Без нажатия кнопок растягиваем мех баяна почти до предела.
Разжим меха совершаем достаточно медленно. Затем начинаем сжимать мех. При этом инструмент должен молчать – не шипеть и не подсвистывать. Допустимо небольшое естественное стравливание воздуха через многочисленные клапаны механизма.
Но, чем меньше стравливание, тем качественнее воздушная камера. Если же воздух выходит из камеры при работе меха в больших количествах, то баян требует ремонта или доводки.
Проверяем механику
Это вообще просто. Нажимаем кнопки без растяжения меха. Шум механизмов левой и правой клавиатуры должен быть минимальным. Недопустимы всевозможные заедания, западания. Кнопочные механизмы должны работать мягко, возврат кнопок в должен быть достаточно быстрым без скрипа и лязганья.
Помните, что всевозможные посторонние шумы будут в дальнейшем большой помехой при игре. У крутых баянов имеются специальные глушители механических шумов.
Очень важное свойство механики баяна – свободный ход кнопок. На это обратите особое внимание. Проверьте каждую кнопочку на нажим и возврат. Все кнопки правой и левой клавиатуры должны нажиматься примерно с одинаковым усилием и свободно возвращаться в начальное положение.
Проверка голосов
Проверка голосов – наиболее важная операция. У хорошего баяна язычки голосов должны одинаково хорошо звучать как при как при разжиме меха, так и при сжиме. Они должны издавать чистый, без дребезжания звук, как при слабой работе меха (при малой громкости), так и при интенсивном движении меха (при большой громкости). Каждая кнопка правой клавиатуры баяна проверяется в четырех режимах.
Нажимаем кнопку, растягиваем мех со слабым усилием. Затем сжимаем мех при нажатой кнопке также с малым усилием. Звук при этом довольно тихий, ровный, без примеси каких либо посторонних шумов и нехарактерных вибраций.
Далее проверяем каждую кнопку при интенсивной работе меха на разжиме и сжиме. Мы не должны уловить практически никакой разницы в качестве издаваемого баяном звука во всех четырех режимах.
Проверку голосов инструмента хорошо бы закончить проигрыванием какого-либо произведения. Звук баяна должен быть приятным и чистым.
Как видим, проверка баяна не так уж сложна, и вы вполне сможете справиться с этой процедурой самостоятельно.
Источник