- Ремонт катушки своими руками
- Частые неисправности катушек:
- Ремонт безынерционных катушек самостоятельно
- Скрип катушки
- Неравномерное наматывание лески
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Отказ стопора обратного хода
- Шум внутри катушки
- Механизм катушки клинит под нагрузкой
- Повреждение шпули катушки
- Обрывы лески под гайкой фрикциона
- Подача лески спиралью
- Самозатягивание фрикциона
- Ремонт катушки у специалиста
- Уход и профилактика поломок
- Чистка катушки
- Смазка катушки
- Регулировка катушки с байтранером
- Верная настройка фрикционного тормоза
- Минимальная разборка безынерционной катушки
- Возможные проблемы и их устранение
- Внутри корпуса слышен шум
- Самозатягивание фрикционного тормоза
- Самосбрасывание скобы укладывателя лесы
- Появление дефектов на бортике барабана
- Неработоспособность стопора обратно хода
- Обрыв лесы
- Альтернатива самостоятельному ремонту — мастерская
Ремонт катушки своими руками
Большинство неисправностей спиннинговых катушек, которые возникают в ходе эксплуатации последних, можно устранить самостоятельно. В иных случаях всё же приходится обращаться в мастерскую, где за определенную плату опытные профессионалы отремонтируют любую катушку.
При обоих вариантах владелец сможет не только существенно сэкономить денежные средства, но и продолжить далее использовать полюбившуюся модель, а не покупать новую. Перед обзором распространенных поломок не лишним будет ещё раз напомнить, что эффективность и долговечность любой катушки во многом зависит от регулярного технического обслуживания!
Покупая новую катушку, обращайте внимание на ее производителя, стоит отдать предпочтение катушкам от фирмы Shimano, Daiwa и Ryobi.
Частые неисправности катушек:
- Скрип катушки
- Шум внутри катушки
- Механизм катушки клинит под нагрузкой
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Отказ стопора обратного хода
- Повреждения бортика шпули
- Обрывы лески под гайкой фрикциона
- Подача лески спиралью
- Неравномерное наматывание лески
- Самозатягивание фрикциона
Если вы хотите более подробно разобраться в теме выбора катушек для спиннинга, советуем наш интересный обзор — ссылка .
Ремонт безынерционных катушек самостоятельно
Далее мы описали, что именно нужно делать с вышеописанными проблемами катушек. Но не все проблемы безынерционных катушек можно решить самостоятельно, ведь могут потребоваться новые детали, которые бывает очень трудно достать, к примеру, главную пару для конкретной катушки.
Скрип катушки
В случае возникновения постоянных скрипов внутри катушки необходимо смазать её детали. Конечно, определить, какие именно детали требуют смазки, не так-то просто, потому оптимальным вариантом в такой ситуации будет процедура полного смазывания всего механизма катушки. При наличии хотя бы элементарных навыков в разборе, чистке и процессе смазывания внутренностей катушки никакие сложности возникнуть не должны. Как разобрать, почистить и смазать катушку читайте в статье — Обслуживание катушки.
Неравномерное наматывание лески
Иногда возникает небольшой казус, заключающийся в неравномерном наматывании лески, когда на шпуле образуется передний или же задний конус.
Эту мелкую погрешность можно легко исправить следующим образом: намотка лески конусом вниз устраняется путём снятия одной шайбы с основного вала катушки, а проблема с направлением конуса лески вверх – наоборот путём добавления ещё одной шайбочки.
Самосброс дужки лесоукладывателя
Достаточно распространенная проблема, когда дужка лесоукладывателя самостоятельно сбрасывается в положение для подмотки лески, что зачастую может приводить к плачевным последствиям. Для устранения этой проблемы сначала стоит попробовать потуже подтянуть болты, с помощью которых и крепится дужка. Если такая простая процедура не поможет, следует придать большей упругости пружине под крышкой. Это можно сделать путём установки прокладки на стержень или же просто поставить новую, более жесткую пружинку.
Отказ стопора обратного хода
Когда отказывает стопор обратного хода, ручка катушки легко вращается назад-вперед и при включении блокировки. Как правило, в современных катушках стопор сделан на основе обгонной муфты, и суть проблемы с ним чаще всего заключается в попадании грязи или в скоплении густой смазки. В такой ситуации нужно разобрать муфту, очистить и аккуратно смазать её маслом.
Шум внутри катушки
Если вы услышали неестественные звуки, исходящие из катушки, желательно сразу же прекратить эксплуатацию изделия. Появление шумов может быть связано с тем же загрязнением, а также с поломкой подшипников или иных деталей. Дальнейшие действия – разбор катушки и последующее смазывание или замена поврежденных деталей, в зависимости от конкретной проблемы.
Механизм катушки клинит под нагрузкой
Когда при подмотке лески отчётливо слышны стуки внутри катушки, она периодически заедает и вовсе клинит под некоторой нагрузкой, можно смело говорить о повреждении механизма главной передачи. Скорей всего потребуется замена ведущей и ведомой шестерней на новые.
Повреждение шпули катушки
Наличие повреждений на бортике может существенно повлиять на дальность заброса, и, естественно, только негативным образом. Также из-за царапин и неровностей шпули часто страдает и сама используемая леска, сокращается срок её эксплуатации.
Поэтому после обнаружения таких дефектов поспешите устранить их путём шлифовки и полировки поверхностей. В некоторых современных катушках на бортик шпули наносится специальное напыление из твердого металлического сплава, которое желательно оставить на месте.
Обрывы лески под гайкой фрикциона
В катушках с передним фрикционом фиксирующая гайка находится чуть-чуть выше кромки шпули, всего на каких-нибудь 1-2 мм. Из-за этого часто леска зацепляется за гайку и попадает под кромку, что приводит к запутыванию и обрывам. Чтобы ликвидировать данную проблему, нужно разобрать катушку, снять гайку и шайбочки фрикционного тормоза, и заменить фетровою прокладку на тонкую прокладку из пластика.
Подача лески спиралью
Когда леска в процессе заброса сходит спиралью, причина кроется в попадании грязи внутрь механизма ролика лесоукладывателя. Способ ремонта привычный: разбор, чистка и смазка ролика лесоукладывателя.
Самозатягивание фрикциона
Из-за самозатягивания фрикционного тормоза во время стравливания лески последняя часто рвётся, реже происходит поломка механизма катушки. Данный недостаток встречается преимущественно в дешевых катушках низкого качества, и, к сожалению, как таковые способы его устранения отсутствуют.
Ремонт катушки у специалиста
В сложных ситуациях с целью ремонта любимой модели катушки лучше обратиться за помощью к специалисту, за спиной которого уже десятки отремонтированных и правильно настроенных катушек. Мастера, занимающиеся ремонтом спиннинговых катушек, имеют в своём распоряжении широкий ассортимент деталей для изделий любой категории, а потому наверняка у них найдётся, чем заменить поврежденный элемент вашей модели. Опытный специалист может осуществить не только непосредственно сам ремонт, но и смазать попутно детали, провести точную регулировку главной пары шестерней.
Уход и профилактика поломок
Стабильная работа катушек и срок их службы во многом зависят от обращения с изделием. Аккуратная транспортировка катушек и бережный уход наверняка продлят им жизнь. Избегайте падений и ударов катушки, старайтесь поменьше окунать её в воду, не кладите катушку в песок.
Чистка катушки
Попадание песка внутрь корпуса приводит к быстрому износу деталей, прежде всего, главной пары шестерней. В связи с этим нужно обязательно периодически разбирать и чистить катушку.
Мы написали очень полезную статью, в которой подробно описали процесс разборки, чистки, смазки и сборки катушки. В статье вы узнаете про внутреннее строение катушек, виды смазок и другие ценные советы. Читайте про это по ссылке тут — разборка и смазка катушек .
Смазка катушки
Ещё одна причина поломок катушек – отсутствие смазки внутренних механизмов. После каждой чистки от песка и грязи детали необходимо смазывать. Используемое для этого дела масло должно быть не слишком густым, без различных присадок, которые могут повредить детали из пластика. Естественно, лучше прикупить специальное масло, предназначенное именно для смазывания катушек.
Бережная эксплуатация и периодическое техобслуживание продлят жизнь катушки и защитят её от поломок. Если же последние всё-таки возникли, нужно своевременно заняться ремонтом на ранней стадии, чтобы мелкая проблема не превратилась в большую или вовсе критическую.
Источник
Регулировка катушки с байтранером
Регулировка катушки с байтранером достаточна проста. А вот необходимость ее применения у многих рыболовов ставится под сомнение. По их мнению, этот механизм удобен лишь в одном случае – для промера глубин вкупе с маркерным удилищем, поскольку в этом случае затруднительно работать фрикционным тормозом.
К нему достаточно сложно приспособиться. Например, если при поклевке забыть его отключить, то подсечка выльется в образование бороды, на распутывание которой приходится тратить драгоценное время. Нередко из-за этого случаются и сходы с крючка рыбы. Однако большинство спортсменов успешно используют байтранер.
Верная настройка фрикционного тормоза
Выбирая безынерционку, необходимо понять, для каких бросков она будет предназначена. Если ужение большую часть времени будет вестись на мелководье, то, приобретая дальнобойную катушку, можно просто выкинуть деньги на ветер, так как стоимость сиих девайсов оставляет желать лучшего, о чем мы писали в статье «Ловля катушкой с байтранером – роскошь или необходимость?».
Оптимальным вариантом будет приобретение универсальной катушки. Ведь она для рыболова – не мотовило для смотки и разматывания лесы. Имеющийся фрикционный тормоз необходимо перед каждой рыбалкой проверять на степень натяжения лесы. Сделать это несложно.
Защелкнув лесоукладыватель, нужно потянуть лесу. Если она не поддается, регулировочный винт проворачивается на половину оборота. Операцию повторяют до той поры, пока шпуля не начнет с усилием прокручиваться. Важно не допустить, чтобы леса сходила слишком легко, в противном случае рыбу будет невозможно извлечь из водоема, поскольку она получит преимущество.
Верная настройка фрикционного тормоза существенно снизит риск потери рыбины, задумай она совершить неожиданный и мощный рывок. Все эти действия у рыболова со временем будут отработаны до автоматизма, и даже в момент вываживания он не растеряется и скорректирует фрикцион, если величина рыбы не соответствует степени его усилия.
Следующий немаловажный фактор, препятствующий успешному ужению, — перекручивание лесы. Можно отметить, что зачастую это связано с безграмотным использованием байтранера и зажима. Так, леса, которая выходит с их стороны, может перекручиваться и укладываться кольцами при обратной подмотке.
Более всего нить перекручивается при выставлении прикормочной станции на далекие дистанции при активированном байтранере. Рекомендуется в этом случае отщелкнуть лесоукладыватель и попросить коллегу вручную натягивать лесу. При отщелкнутом укладывателе нить потеряет свойство перекручиваться. Это важно, поскольку деформированная леса легко цепляется за тюльпан при забросе и под воздействием натяжения ослабляется.
Минимальная разборка безынерционной катушки
Большинство возникающих в катушке дефектов можно устранить самостоятельно. Также не помешает ее регулярное техническое обслуживание, в этом случае профилактика не только позволит избежать возникающие в ходе эксплуатации проблемы, но и продлит срок службы безынерционки.
Перед демонтажем корпус необходимо тщательно очистить от загрязнения и рыбьей слизи. Делают это с помощью теплой воды и небольшой тряпицы. Если безынерционка слишком грязная, воду можно сделать мыльной. Все изгибы и труднодоступные места достают ватной палочкой.
В ходе разборки все элементы тщательно раскладывают на столе в том порядке, в котором они были демонтированы, о чем мы писали в статье «Мультипликаторная катушка ремонт и профилактика проблем». Отдельные узлы кладутся на столешницу группами. В дальнейшем это облегчит сборку.
- Сначала снимается гайка фрикциона и барабан.
- Демонтируются шайбочки и шестерни, находящиеся под барабаном.
- Отвинчивается и снимается рукоятка.
- Разбирается конструкция безынерционки, для чего отвинчивается зажимная гайка и удаляется ролик.
- Снимается скоба лесоукладывателя и устройство, которое ее защелкивает, разбираетсяролик, через который скользит леса.
- Отвинчивается болтик стопора обратного хода и снимается тумблер.
- Отворачивается болт заглушки, которая демонтируется.
- Снимается стенка безынерционки, для чего необходимо приложить определенное усилие.
После всех манипуляций взору предстает бегунок и пара шестеренок – это и есть главный механизм мясорубки. Производить дальнейшую разборку не имеет никакого смысла, достаточно туда заложить смазку, которую легко распределить по шестерням вращением их рукой.
Возможные проблемы и их устранение
Ремонт катушек с байтранером, как описывалось выше, возможен своими руками, и тогда это поможет сэкономить немало денег. Однако не все проблемы решаемы самостоятельно, да и достать необходимые детали нелегко, в этом случае катушку придется нести специалистам. Рассмотрим основные дефекты.
Внутри корпуса слышен шум
Его появление может быть вызвано множеством причин, от попадания внутрь пыли и грязи до выхода из строя подшипников либо других элементов. В случае появления любого подозрительного скрипа безынерционкой лучше не пользоваться, чтобы не усугубить ситуацию. В любом случае ее придется разбирать и заниматься либо чисткой и смазкой, либо заменой вышедших из строя элементов.
Самозатягивание фрикционного тормоза
Если подобное случается при сходе лесы, это становится серьезной проблемой. Надо отметить, что подобным дефектом отличаются катушки не самого качественного исполнения. Если вовремя не отреагировать, наступят печальные последствия в виде обрыва оснастки и перелома удилища, не говоря уже о выходе из строя самой безынерционки. В большинстве случаев самостоятельно справиться с этой проблемой удается редко.
Самосбрасывание скобы укладывателя лесы
Не менее серьезный дефект, чем предыдущий и может привести к точно таким же последствиям. Проблема вызвана защелкиванием скобы лесоукладывателя в положение подмотки. Если оснастка достаточно тяжелая, например, фидерная, минимум, чем можно отделаться, отстрелом приманки.
Возможно попытаться самостоятельно устранить поломку. Первым делом затягивают болтики, с помощью которых крепится скоба. Если проблема не исчезла, демонтируется крышка, под которой располагается пружина, и на стержень выставляется прокладка. В некоторых моделях прокладку установить невозможно, поэтому придется заменять пружину.
Появление дефектов на бортике барабана
Нередко рыболову приходится с сожалением констатировать появление на борте шпули различных царапин, вмятин и других неприятных дефектов. Из-за усиливающегося трения лесы это, с одной стороны, приводит к снижению дальнобойности снасти, с другой — самой нити наносится непоправимый урон.
Единственный выход из создавшегося положения – зачистка и шлифовка всех проблемных участков с дальнейшей полировкой. Однако не стоит сильно увлекаться, поскольку ненароком можно удалить с бортика напыление из твердосплавного металла, которым славятся качественные безынерционки.
Неработоспособность стопора обратно хода
Определить, что на катушке вдруг отказал стопор обратного хода, достаточно просто. В этом случае рукоятка мясорубки начинает легко вращаться в прямом и полярном направлениях, несмотря на активированный блокиратор. В отличие от старых моделей стопор работает благодаря обгонной муфте.
Именно в ней и необходимо искать причину, так как в большинстве случаев к отказу работоспособности приводит скопление грязи либо загустевшая смазка. Хочешь — не хочешь, а муфту придется демонтировать и наносить на нее жидкую смазку. Правда, разборка этого узла – весьма сложная операция, и если нет уверенности, не стоит заниматься этим самостоятельно.
Обрыв лесы
На некоторых мясорубках, имеющих передний фрикционный тормоз, гайка, которая его фиксирует, почему-то находится на пару миллиметров выше кромки барабана. Леса имеет свойство за него цепляться, что приводит к обрыву. Самостоятельное решение проблемы следующее.
Для начала весь механизм демонтируется: вывинчивается гайка фиксации и снимаются фрикционные шайбы. Сняв фетровую шайбу, становится понятно, отчего образуется выступ – она слишком толстая. В качестве замены можно подобрать более тонкую, выполненную из пластика. После сборки выступ исчезает.
Альтернатива самостоятельному ремонту — мастерская
К сожалению, не всегда удается ликвидировать случившуюся в ходе эксплуатации поломку. Например, самостоятельно произвести ремонт обгонной муфты практически невозможно. В этом случае остается прямой путь в мастерскую к профессионалам. Придется, конечно, расстаться с некоторой суммой денег, однако ремонт обойдется дешевле покупки новой катушки.
Рассмотрим преимущества ремонта безынерционки в мастерской:
- качественная починка любой катушки;
- наличие запасных частей практически для всех видов мясорубок;
- точное регулирование главной пары;
- смазка ведется специальными маслами.
Как бы рыболову ни хотелось, однако пытаясь отремонтировать катушку, он может попросту ухудшить ситуацию, не говоря о риске оставить на столе «лишние» элементы после сборки безынерционки. Не во всех городах, а тем более небольших населенных пунктах имеются подобные мастера. В таком случае катушку можно отправить почтой либо транспортной кампанией.
Источник