- Монтажный блок предохранителей в ВАЗ 21099
- Монтажный блок старого образца
- Цепь стеклоочистителя и стеклоомывателя
- Цепи, не защищаемые предохранителями
- Дополнительный блок реле и предохранителей на инжекторных ВАЗ 21099
- Блоки предохранителей ВАЗ 21099 нового образца
- Взаимозаменяемость и ремонт блоков
- Назначение предохранителей на ВАЗ 21099 нового и старого образца: обслуживание и замена блока
- Описание БП
- Где находятся БП и какова их схема?
- Схема БП старого типа
- БП нового образца
- Что нужно знать об обслуживании и ремонте БП?
- Процесс снятия и замены предохранителей
- ВАЗ 21099 выпуска до 1998 года
- ВАЗ 21099 выпуска после 1998 года
- Руководство по замене блока старого образца на новый
- Видео «Как отремонтировать блок, если не работает прикуриватель?»
Монтажный блок предохранителей в ВАЗ 21099
Являясь главным узлом, соединяющим и защищающим различные электрические цепи авто, монтажный блок может стать и средоточием многочисленных проблем, связанных с проводкой.
Не совсем удачное расположение блока предохранителей на автомобиле ВАЗ 21099 делает его уязвимым для негативного воздействия влаги. Поэтому для тех владельцев этих автомобилей, кто не желает по каждому пустяку обращаться в автосервис, важно знать не только какой и где именно стоит предохранитель, но и взаимозаменяемость блоков различных модификаций – на случай замены.
Монтажный блок старого образца
На карбюраторных ВАЗ 21099 с высокой панелью (до 1998г.в.) устанавливались блоки предохранителей 17.3722 , выглядевшие так:
Электрическая схема блока старого образца и его распиновка:
Для того чтобы найти ответный адрес конкретного провода в жгутах, сначала определите, в каком разъёме он находится, а потом найдите его номер в колодке.
Обозначение разъёмов и их контактов блока 17.3722. Обозначения реле и предохранителей монтажного блока 17.3722:
Защищаемые предохранителями цепи:
Реле (с указанием заводской маркировки):
Цепь стеклоочистителя и стеклоомывателя
Несмотря на то, что за дворники «отвечает» плавкий предохранитель 5 монтажного блока, цепь моторедуктора имеет дополнительную защиту – биметаллический тепловой предохранитель (на рис. ниже обозначен красной стрелкой).
Располагается он непосредственно на кронштейне «трапеции» дворников:
Цепи, не защищаемые предохранителями
С целью обеспечения бесперебойной работы и безотказного запуска двигателя не защищаются следующие электрические цепи:
- зарядки аккумулятора. Силовой провод от генератора напрямую подключен к «плюсовой» клемме АКБ;
- зажигания (на карбюраторных двигателях);
- пуска двигателя (реле стартера и сам стартер);
- провода от генератора на замок зажигания и – далее – к монтажному блоку.
Реле зажигания находится под «торпедой» около рулевой колонки, реле стартера – на щитке передка.
Дополнительный блок реле и предохранителей на инжекторных ВАЗ 21099
Дополнительные реле установлены под полкой с правой стороны:
Назначение реле и предохранителей:
Блоки предохранителей ВАЗ 21099 нового образца
С 1998г. на начали устанавливать блоки предохранителей 2114-3722010-60 – для автомобилей с высокой «торпедой»:
Для машин с «торпедой» от ВАЗ 2115 – блоки 2114-3722010-10 и 2114-3722010-18:
Предохранители БП 2114-3722010-60:
Распиновка и схема монтажного блока нового образца с инжекторным мотором и высокой панелью:
Нумерация колодок блока (на схемах обозначаются буквами «Ш» или «Х»):
Для поиска обрыва того или иного провода недостаточно знать только распиновку блока – потребуется подробная схема с цветовой маркировкой проводов.
Электрическая схема карбюраторного ВАЗ 21099 с высокой панелью приборов:
Взаимозаменяемость и ремонт блоков
Блок 17.3722 («старый») легко заменяется новым, но необходимо учесть, что БП 2114-3722010-60, выпускаемый для «девяток» и «девяносто девятых», обозначается белой меткой у разъёма Х11. Различие монтажных блоков для ВАЗ 21099 и ВАЗ 2115 заключается в изменении значения тока, подаваемого на генератор – при необходимости можно перепаять со старого блока резистор и диод.
Также придётся заменить датчик включения вентилятора – в новом блоке отсутствует соответствующее реле. Электровентилятор включается за счёт замыкания более мощных контактов датчика нового образца.
В случае разрушения разъёмов блока в результате окисления качественно восстановить их не получится. Но если имеет место обрыв какой-либо цепи внутри блока, то, зная его схему и распиновку, можно «вычислить» обрыв цепи и заменить повреждённую дорожку печатной платы припаянным параллельно ей проводом.
Источник
Назначение предохранителей на ВАЗ 21099 нового и старого образца: обслуживание и замена блока
Блоки предохранителей используются в автомобиле для защиты всех электрических цепей от скачков напряжения. Благодаря применению таких механизмов вероятность выхода из строя электрооборудования сводится к минимуму. В этой статье разберем предназначение старого и нового образца блока предохранителей ВАЗ 21099, а также рассмотрим самостоятельный процесс замены устройств.
Где находятся БП и какова их схема?
Схема БП старого типа
БП нового образца
Что нужно знать об обслуживании и ремонте БП?
Процесс снятия и замены предохранителей
ВАЗ 21099 выпуска до 1998 года
ВАЗ 21099 выпуска после 1998 года
Руководство по замене блока старого образца на новый
Видео «Как отремонтировать блок, если не работает прикуриватель?»
Комментарии и Отзывы
Описание БП
Для начала рассмотрим описание монтажных блоков с предохранителями и реле на ВАЗ 21099 карбюратор или инжектор с высокой и низкой панелью. В девяносто девятых моделях ВАЗ может использоваться два типа щитков — нового и старого. Устройство, относящиеся к категории старого образца, имеют маркировку 17.3722. Эти девайсы оборудуются пальчиковыми предохранительными механизмами, выполненными в цилиндрическом корпусе. Они устанавливались инженерами на машины 1997 и ранних годов производства. Что касается блоков нового образца, то они ставились на транспортные средства, выпущенные после 1998 года. Эти изделия оборудуются П-образными предохранительными элементами.
Блоки нового образца на ВАЗ 21099 1999 и более поздних годов выпуска могут отмечаться маркировкой:
Где находятся БП и какова их схема?
Независимо от схемы электрооборудования на автомобиле с двигателем 8 или 16 клапанов, монтажные устройства находятся не в салоне, а в моторном отсеке машины, в районе ветрового стекла. Автомобили с разной системой подачи горючего (инжекторный или карбюраторный двигатель) могут оснащаться блоками предохранителей ВАЗ 21099 нового образца.
Схема БП старого типа
Для начала нужно показать электрическую схему девайса и рассказать об обозначениях предохранительных деталей в изделиях старого типа.
Схема девайса старого образца
Значения реле на схеме.
Номер | Расшифровка |
1 | Применяется для активации механизмов очистки передней оптики |
2 | Девайс, контролирующий работу системы времени промывки заднего стекла |
3 | Деталь, применяющаяся для защиты электроцепи источников освещения аварийной «сигналки» и поворотных огней |
4 | Дворники лобового стекла |
5 | Перемычки, монтирующиеся в месте реле контроля исправности источников света |
6 | Этот компонент используется для обеспечения рабочего состояния системы прогрева заднего стекла |
7 | Резервное реле |
8 | Устройство, обеспечивающее рабочее состояние световых источников дальнего освещения |
9 | Оптика ближнего света |
10 | Предохранительный элемент |
11 | Реле контроля рабочего состояния вентилирующего устройства системы охлаждения. Повреждение этого компонента приведет к перегреву автомобильного мотора |
12 | Обеспечивает рабочее состояние рулевого сигнала — клаксона |
Описание назначения предохранительных устройств в БП старого типа
БП нового образца
Коробка нового типа характеризуется несколько другой схемой. Тем не менее в ней также находятся все элементы для защиты электросистем и девайсов, в том числе прикуривателя и печки. Ниже разберем, какой предохранитель за что отвечает.
Что нужно знать об обслуживании и ремонте БП?
В плане обслуживания блоки неприхотливы. Автовладельцу рекомендуется периодически проверять рабочее состояние предохранительных элементов. Для этого нужно открыть крышку блока, расположенного в специальном отсеке за перегородкой, отделяющей салон машины от пространства под капотом. В случае когда обнаружили перегоревшие компоненты, эти детали подлежат замене. Если в наличии нет целого устройства для этого, то необходимо его приобрести. Устанавливать вместо предохранителя кусок проволоки не допускается. Это может привести к короткому замыканию, а также повреждению проводки и приборов.
Девайс находится в таком месте, где во время дождя может собираться влага. Вода, стекающая по лобовому стеклу автомобиля, попадает в отсек, в котором установлен блок. В этом отсеке есть специальное сливное отверстие для воды, но его наличие не всегда помогает избежать воздействия влаги на БП.
Если устройство плохо загерметизировано, жидкость может разрушить внутреннюю плату блока, что приведет к необходимости выполнения ремонта.
Канал ВАЗ 2109 опубликовал ролик, в котором подробно продемонстрирована процедура сборки предохранительного блока.
Как снять, разобрать и отремонтировать БП, если он вышел из строя в результате воздействия влаги:
- Откройте крышку изделия, предварительно выключив зажигание и сбросив клемму АКБ машины.
- Извлеките поочередно все детали и реле, вмонтированные в блок. Запомните их расположение или сфотографируйте БП, чтобы при установке ничего не перепутать. Учтите, предохранители номиналом 5 А нельзя менять на 15-амперные устройства.
- Открутите болты, которые крепят блок к кузову автомобиля. Механизм может быть дополнительно зафиксирован с помощью герметика. В таком случае необходимо удалить его остатки канцелярским ножом.
- После откручивания болтов вытащите блок из посадочного места. Для этого нужно отсоединить все штекеры с проводами, подключенные к нему.
- Когда блок будет на руках, визуально оцените состояние его платы. Длительное воздействие влаги может привести к образованию плесени на схеме. Нужно попробовать очистить плату блока сухой ветошью или специальным средством, которое можно приобрести в магазине. Поврежденные влагой контакты подлежат перепайке. Для этого потребуется паяльник с канифолью и оловом. После того как контакты заново будут спаяны, блок монтируется на место. Оцените также состояние штекеров на кабелях, подсоединяющихся к девайсу. Если на контакты разрушительно повлияла влага, их предстоит поменять.
- После монтажа девайса в посадочное место поставьте все детали, подсоедините аккумулятор и проверьте работу отремонтированного изделия.
Пользователь Иван Сайченко в своем ролике показал, как решить проблему, если в автомобиле ВАЗ 21099 полностью отказали все приборы и оборудование.
Процесс снятия и замены предохранителей
Ниже представлена подробная инструкция на тему, как произвести смену предохранительных устройств в разных блоках.
ВАЗ 21099 выпуска до 1998 года
Процедура замены выполняется так:
- Выключите зажигание в машине, откройте капот и ослабьте болт, фиксирующий минусовую клемму АКБ. После этого контакт от АКБ отсоединяется.
- Найдите место монтажаблока. Демонтируйте крышку, отжав фиксаторы, крепящие ее.
- На обратной стороне пластиковой накладки блока нанесена схема, где отмечено место расположения предохранительных деталей. По ней вы сможете понять, за что отвечают конкретные детали.
- Чтобы произвести смену реле, извлеките вышедший из строя элемент, раскачивая его вниз и вверх. Демонтируйте перегоревшую деталь и установите новое реле. При замене обязательно соблюдайте место установки контактов.
- Если необходимо поменять предохранительное устройство, то сначала рекомендуем определить причину его поломки. В случае когда деталь отработала свой срок службы, извлеките ее из посадочного места. Иногда причина заключается в скачках напряжения в бортовой сети. К примеру, если вы установили в прикуриватель тройник или разветвитель, то при подключении нескольких устройств, потребляющих много тока, может произойти перенапряжение. Это приведет к замыканию и перегоранию предохранителя. Необходимо избавиться от проблемы и только после этого менять устройство. При замене обязательно соблюдайте номинал.
- Установите на место крышку предохранительного блока, подключите минусовую клемму аккумуляторной батареи. Проверьте работоспособность оборудования.
Канал ВАЗ 2109 опубликовал ролик, в котором продемонстрирована процедура демонтажа блока на «Девятке». У модели ВАЗ 21099 процесс снятия будет выглядеть идентично.
ВАЗ 21099 выпуска после 1998 года
Процедура замены устройств на новых версиях блоков производится следующим образом:
- Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи, чтобы не допустить замыкания в процессе выполнения работ.
- Найдите место монтажа БП. Он монтируется там же, в моторном отсеке девяносто девятой модели. Демонтируйте черную крышку, чтобы получить доступ к деталям. Сами крепления крышки располагаются сбоку, рядом с крылом машины.
- На тыльной части крышки также есть схема. Осмотрите ее и определите сломавшуюся деталь, чтобы сменить на новую. Для снятия воспользуйтесь щипцами, которые находятся под крышкой БП в устройствах нового типа. Процесс снятия реле выполняется так же, как в случае с блоком старого образца. Необходимо руками извлечь перегоревшую деталь, раскачивая ее в разные стороны. Будьте аккуратны, чтобы не повредить контакты устройства.
- Поставьте в гнездо новую деталь.
- Подсоедините контакты батареи и проверьте работу всех приборов и устройств.
Руководство по замене блока старого образца на новый
Саму процедуру замены описывать не будем, поскольку она идентична той, которая выполняется при ремонте БП. Необходимо просто демонтировать устройство старой модели, заранее вытащив из него все детали и элементы. Если вы решили произвести смену устройства старого образца на новый, то должны учесть, что в блоках нового типа нет реле активации вентилятора охлаждения мотора.
Поскольку вентилятор охладительной системы при замене устройства будет функционировать всегда, следует выполнить несколько шагов, чтобы он включался только при необходимости:
- Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
- Найдите вентилирующее устройство. Оно располагается в районе крыльчатки.
- Извлеките из разъема питания вентилятора провод черного цвета, заизолируйте его.
- К вентилятору подключается датчик, который отправляет команды для его активации. От этого контроллера необходимо отсоединить провод черно-белого цвета и также заизолировать.
- На контроллере останутся две клеммы. Их нужно подключить к разъему питания вентилирующего устройства с помощью провода.
- Установите на место кабель с контактом от АКБ. Эти действия позволят обеспечить активацию вентилятора при необходимости.
Видео «Как отремонтировать блок, если не работает прикуриватель?»
Канал Цена / Качество предлагает в своем видео ознакомиться с процедурой ремонта монтажного блока в автомобиле ВАЗ 21099 в случае, когда девайс является причиной не рабочего состояния прикуривательного устройства.
Источник