Ремонт блока управления дворников
Ремонт блока управления стеклоочистителями
Вся мерзость обычно вылезает зимой. То, что работало летом, как часы, в осенне-зимний период начинает глючить в самый неподходящий момент. На мой взгляд, особенно к этому тяготеет электрика. Наука о контактах проявляет себя при каждом удобном случае. Возможно, это из-за перепадов температур. Возможно, из-за влажности, постоянно поддерживаемой с помощью «соплей Лужкова». Или из-за всего вместе. Не важно. В общем, стали неадекватно работать «дворники». Иногда адекватно, иногда никак, иногда кое-как: поработают минут 10 в прерывистом режиме, а потом только в постоянном, независимо от положения ручки. Иногда «засыпали» в прерывистом и разбудить можно было только переводом колесика в постоянный режим. Как вы уже поняли, работал исправно только постоянный режим.
Покопавшись в архивах, нашел информацию о возможной причине данной неисправности: в процессе эксплуатации перегорает одна из дорожек на плате. По советам и наводкам соконфетников: Sergio, Raven807, Pink Panther и IgorVLKV, была расковыряна «черная коробочка» — блок управления стеклоочистителями лобового стекла. Крепится он за торпедой в районе левого колена водителя. Засовывать голову туда не стоит. Поверьте на слово, можно остаться инвалидом, а коробочки вы так и не увидите. Просто засуньте левую руку за облицовку и «оторвите» коробочку от «карниза» торпеды. Держится она на «липучке».
Слева и справа на коробочке (для инакомыслящих: сверху и снизу или спереди и сзади) находятся два разъема: папа и мама. Кто-то очень умный придумал сделать их совместимыми друг с другом. Благодаря этому вы можете унести коробочку домой и повозиться с ней при случае, не лишая себя возможности пользоваться дворниками во время езды. (ХА-ХА-ХА! Как бы не так! Вскоре вы узнаете, почему так делать не нужно. )
Для того, чтобы вскрыть коробочку, нужно уничтожить четыре заклепки. Мне в этом отношении повезло, т.к. коробочку уже вскрывали до меня. Внутри было много поролона. Им были заполнены все пустоты. Вытаскиваем поролон и видим плату.
А под платой. не угадали! Не поролон, а какая-то мягкотелая резинка. Стали наклевываться мысли о некой теплоизоляции девайса. Теперь становится понятно, почему глюки обострялись при включенном обдуве ног. Наверное, коробочка весьма чувствительна к температуре. Летом в этом месте весьма прохладно (про езду с кондиционером вообще молчу). Как-то раз, после трехчасовой езды с горячим обдувом ног, дворники совсем умерли, что меня сильно расстроило. Честно сказать, очень сильно удивился, когда утром они начали радостно помахивать. В общем, забудем на время про поролон.
Переворачиваем плату и видим.
Это, братцы, порно какое-то. Разные перемычки я видел в своей жизни, но эта сильнее всех! Мало того, что она выдержала бы мощный утюг или чайник, так она еще и не была припаяна! Она была намотана. Может быть, у людей паяльника под рукой не было. Тогда можно было бы с другой стороны примотать провод к ножкам ближайших элементов. Мне кажется, это проще и надежней было бы. В общем, припаял я другую перемычку. Попутно были зачищены мелкой «шкуркой» контакты реле.
По вазовским дворникам знаю, что лучше эти контакты зачищать, т.к. в подгоревшем виде они только добавляют глюков в работу дворников. Обратил, так же, внимание на ожог третьей степени на внутренней части крышки. Поиски причины привели меня к остаткам жаренного поролона на транзисторе.
Понятно, что перегревается, бедняга. Или не перегревается, а нагревается до непотребной температуры. Нам это тоже не подходит. Нужно (или не нужно) тепло отвести. Подходящего радиатора под рукой не нашлось, поэтому к транзистору была прикручена какая-то «пушка», в прошлой жизни являвшаяся чьей-то ногой..
Так транзистору должно стать попрохладнее. По крайней мере, термостабильнее (во, как загнул).
В конце концов, черная коробочка вернулась на свое законное место. Вернее, не сразу вернулась. Сначала мне стало шибко интересно, как работают дворники без нее. Ну, любопытный я от рождения. Соединил я разъемы между собой и включил дворники в прерывистый режим. Ничего не произошло. Решил уменьшить паузу. Опять ничего. кроме какого-то противного запаха. А вот и дымок появился из отверстия под переключатель поворотников и стеклоочистителя. Все резко выключаем. Подсоединяем коробочку, замок зажигания на себя и. О, Чудо! Дворники начинают работать так, как и положено: делают один взмах, а частота взмахов напрямую зависит от паузы на ручке. Счастливый и окрыленный иду домой.
На следующий день сажусь в автО с предвкушением долгожданного комфорта. Включаю прерывистый режим и. дворники начинают размахивать с максимальной частотой. На повороты колесика не реагируют. Появляется вчерашний запах паленой гадости. В постоянном режиме запах пропадает, но и дворники перестают махать. Приехав на работу, решил попробовать работу в режиме «замок зажигания на себя». Странно, но все работает четко и без посторонних ароматов. В обычном положении замка зажигания запах стал появляться даже при работе поворотников. Из полученного результата делаю вывод (не обязательно правильный для всех Чирков и их производных): не стоит соединять эти разъемы напрямую. Вполне возможно, что именно у меня что-то намудрили с электрикой (рулевая колонка когда-то менялась). А может быть и не только у меня. Смысла рисковать нет. Ничего интересного в работе дворников без реле нет. Даже не понимаю, зачем я стал пробовать 🙂
В общем, светит мне еще одна писанина на тему расковыривания подрулевого переключателя.
Затраченное время: около 1 часа (вместе с поиском блока под торпедой, снятием и установкой)
Затраченная сумма: 0 руб. 0 коп. (паяльник и его спутники имелись в наличии)
Источник
Почему дворники не работают и что делать?
Отказывающиеся работать или плохо работающие дворники – это, конечно, не поломка двигателя, но тоже очень досадная и неприятная ситуация, особенно зимой или в дождливую погоду, когда нахождение на дороге становится просто невозможным и опасным. Понять в чем причина, сразу не выйдет. Давайте разберемся, где искать поломку и как ее устранить.
Первичная диагностика
Для начала нужно знать, что представляют из себя дворники. Дворники в большинстве своем – это сочетание работы 2 систем:
- электромотор, редуктор и червячная передача заставляют двигаться шестерню;
- механическая связь преобразует движение шестерни в движение дворников.
Таким образом, в работе дворников задействованы трапеция, реле, моторчик, система контактов и проводов, предохранители, блок управления стеклоочистителями, крепежная система. Выйти из строя может любой из этих элементов. Чтобы не искать причину вслепую, нужно определить самое вероятное место поломки.
Дворники не работают:
- если звука мотора дворников не слышно, проверить стоит проводку, контакты разъемов, моторчик, переключатели;
- если звук мотора есть, проверяем тягу и контакты;
- если механизм отказывается работать при включении омывателя, смотрим проводку, контакты или переключатель.
Дворники функционируют, но некорректно:
- при медленной работе проверяем привод механизма дворников, мотор-редуктор;
- если отказывается двигаться один дворник, смотрим крепления: вероятнее всего, ослабла гайка;
- если не работает прерывистый режим, стоит обратить внимание на реле;
- когда дворники не возвращаются на начальную позицию, причинами могут быть износ креплений, проблемы в контактной группе мотор-редуктор.
Когда конкретики стало чуть больше, можно переходить к более пристальному осмотру и ликвидации поломки.
Ремонт трапеции
В механизме дворников трапеция – одно из самых сложных, склонных к поломке устройств. Трапеция состоит из тяги и рычагов, которые передают движение от моторчика к поводкам. Причиной её неисправности могут стать:
- некорректное включение дворников;
- заклинивание;
- примерзание;
- слишком сильный упор в стекло.
Заметить, что с трапецией что-то не так, можно, прислушавшись к работе механизма. Любые посторонние звуки – это сигнал того, что что-то не так. Ломаются чаще всего именно поводки. Их поломка требует замены. Может отказаться работать и система рычагов из-за промерзания соединений или износа шарниров и ржавчины на них. Чтобы понять в чем проблема, нужно снять жабо (декоративные накладки под лобовым стеклом) и проверить, не скопились ли там лёд, снег. В этом случае механизмы нужно просто прогреть.
Если грешить на замерзание поводов нет, но вы все еще уверены, что источник проблем – трапеция, есть следующие пути решения проблемы.
- Отвезти автомобиль на диагностику. Это поможет избавиться от последних сомнений.
- Если автомобиль отечественный, то заменить механизм дворников будет не худшим решением. Сумма, которую придется за это выложить, вполне приемлема.
- А вот в иномарках дешевле будет осуществить ремонт, так как новая трапеция будет стоить отнюдь недешево. Самым экономичным вариантом будет поиск машины-донора.
- Спокойно можно выдохнуть, если причина поломки – не пережившие морозов пластиковые втулки. Заменить их проблем не составит, да и по кошельку ударит не сильно.
Ну, а если все манипуляции показали, что «виновником» поломки автомобильных дворников стала не трапеция, пора перейти к проверке следующего «кандидата».
Поломки реле
Понять, что корень проблемы – реле, помогут неработающий или работающий некорректно прерывистый режим, проблемы с возвратом стеклоочистителей в базовое положение, отсутствие щелчка реле при включении механизма. Прерывистый режим страдает первым, так как непрерывный и ускоренный реализованы непосредственно от контактов выключателя дворников независимо от реле. Реле-прерыватель при поломке проще заменить.
В том случае, когда вы уверены в своих силах и знаете, что спокойно обойдетесь без услуг сервиса, осуществить замену можно своими руками:
- найдите местоположение реле в вашей модели автомобиля;
- снимите нерабочую деталь;
- ориентируясь на номер устройства и марку машины, приобретите реле на замену;
- не забудьте при покупке проверить качество, соответствие детали заявленным характеристикам;
- выключите зажигание и сами дворники;
- установите рабочее реле;
- проверьте, нормализовалась ли работа механизмов.
Если вы уверены, что все сделали правильно, но проблема не исчезла, значит, стоит проверить другие системы.
Другие причины неисправности и их устранение
Трапецией и реле перечень причин неисправности не ограничивается. Пройдемся по остальным погрешностям.
Перегорел предохранитель
Где тонко, там и рвется. Предохранитель – уязвимая часть цепи, и этим он защищает остальные приборы. Именно с предохранителя стоит начать искать неисправность, если не работают дворники. Найдите место расположения предохранителя в вашем автомобиле. Чаще всего он расположен слева от рулевой колодки. Откройте отсек и осмотрите требуемый предохранитель. Если внешних повреждений нет, но сомнения остались, поменяйте местами два одинаковых предохранителя и проверьте, как будут работать устройства.
Проводка и контакты
Продолжим искать причину в электрике. После предохранителей внимание стоит обратить на проводку и контакты. Первые могло сорвать, а вторые имеют неприятное свойство окисляться, требуя зачистки.
Кстати, провода – это первое, что стоит осмотреть, если стеклоочистители перестали работать после пребывания авто в сервисе. Мастера могли случайно оборвать провода в процессе ремонта.
Крепления
Крепления дворников не вечны и могут со временем ослабнуть, так что проверить их лишним не будет. Попробуйте руками пошевелить дворники. Если они двигаются, снимите колпачки у основания и проверьте гайки, при необходимости подтяните их.
Блок управления
Следующей причиной, не дающей нормально использовать щетки стеклоочистителя, может быть неисправность подрулевых рычагов. Могла сломаться и перестать выдавать сигналы на включение ручка, отсоединиться от клемм провода. Если причина поломки кроется тут, то решить проблему труда не составит, да и место, требующее ремонта, найдется быстро. Просто проверьте часть электрической системы, ответственную за включение дворников.
Но беда в блоке управления может быть и серьезнее. Чтобы понять, требует ли блок замены, выполните следующие манипуляции:
- снимите пластиковые детали рулевой колонки;
- вытащите выключатель;
- проверьте выключатель тестером;
- в случае, если проверка показала, что он вышел из строя, замените его на новый.
Если же с ним все тоже в порядке, значит, причина кроется в другом.
Моторчик
Моторчик стоит проверять, если дворники наотрез отказываются работать. В нем могли износиться щетки, сгореть обмотка. Первые легко можно заменить, а вот во втором случае будет проще приобрести и установить новый моторчик. Кроме того, моторчик мог выйти из строя из-за сырости или ввиду почтенного возраста.
Моторчики современных авто имеют защиту от перегрева, а значит, если вы включаете дворники, не убрав предварительно снежные массы, стеклоочистители могут не двинуться с места просто из-за сработавшей защитной системы. Послушайте, есть ли звуки работы моторчика при включении дворников. Если нет, новости неутешительные.
В любом случае, прежде чем делать что-то, проверьте напряжение в разъеме электромотора. Если он исправен, то оно будет соответствовать напряжению аккумулятора.
Как отремонтировать задние дворники?
Кроме передних стекол, у машины есть еще и задние, на которых в универсалах и хэтчбеках обычно тоже есть дворники. Они, как и передние, могут выйти из строя. Провести их диагностику будет немного сложнее: конструкция задних дворников на современных авто более мудреная, чем та, что мы описывали выше. Тем более в них реже можно встретить универсальные детали. Но попробовать разобраться, что не так, все же стоит.
- Проверьте проводку в области крышки багажника: она особенно уязвима.
- Посмотрите, нет ли поломки или нагара на предохранителе. Это нужно сделать в первую очередь, если кроме дворника перестала работать, например, еще и печка.
- Осмотрите втулку на наличие ржавчины.
- Убедитесь, что дело не в ослабших болтах.
- Проверьте подрулевой переключатель.
- Убедитесь, что дело не в поломке установленного в месте монтажа стеклоочистителя мотора-редуктора.
Чтобы разобраться с задним дворником, скорее всего, потребуется снять обшивку. Значит, нужно заранее озаботиться наличием необходимого инструмента. Хотя кто-то для отсоединения креплений умудряется успешно применять обыкновенный гвоздодер.
Профилактика
Во избежание трат нервов, денег и времени стоит следовать ряду рекомендаций, которые помогут минимизировать риск поломки дворников.
- Время от времени осматривайте дворники и связанные механизмы. Нет ли визуально заметных повреждений, коррозии, все ли крепления надежно выполняют свои функции.
- Открепляйте зимой (перед включением) примерзшие дворники от стекла. Старайтесь не оставлять под ними лёд.
- Убирайте снег со стекла до включения дворников.
- Забирая автомобиль из сервиса, не забывайте проверить, работают ли стеклоочистители, не произошло ли обрыва проводки.
Мы прошлись по основным причинам неисправности дворников и методам их устранения. Многие из поломок вполне можно ликвидировать самостоятельно, без особых затрат. Но некоторые вещи починить в машине, не имея специального образования и оборудования, нереально, так что, к сожалению, проблемы с дворниками могут стать поводом для обращения в сервис. От чистоты стекла и свободы обзора зависят жизнь и здоровье вас и пассажиров. Затягивать ремонт недопустимо.
О том, почему не работают дворники, смотрите в следующем видео.
Источник