Ремонт блокировки мтз своими руками

Блокировка дифференциала заднего моста МТЗ 80(82): устройство, принцип работы, ремонт

С целью сохранения ходовых качеств трактора, при возникновении разности тягово-сцепных условий на задних колёсах трактора, при передачи дифференциалом крутящего момента на одну из сторон ходовой части, в случае попадания колеса в яму, при преодолении подъёмов или в движении по поверхности с высокой влажностью почвы для уравнивания передачи вращения на ведущие задние колёса — машина оснащена системой блокирования дифференциала. Включённое устройство останавливает дифференцированный принцип передачи вращения на колёса от моста. Ведущие валы конечных передач получают абсолютно одинаковое вращение и с заблокированным дифференциалом работают как одна жёсткая ось.

При активированной блокировке нужно понимать, что движение трактора должно осуществляться только прямо в соответствующем положении передних управляемых колёс. В противном случае при повороте с включённой блокировкой возникающие угловые скорости задних колёс создадут нагрузку в механизме конечных передач и дифференциала, что в большинстве случаев приводит к поломке заднего моста.

Устройство и работа механизма

Система блокировки дифференциала заднего моста МТЗ 82 (80) состоит из двух частей:

  • Фрикционной муфты блокирования
  • Системы управления гидроприводом включения муфты

Сразу хочется уточнить, что трактора МТЗ 80(82) в зависимости от комплектации могут быть оснащены устройством с датчиком автоматической блокировки дифференциала заднего моста(АБД) в конструкции гидравлического усилителя руля ГУР или краном включения блокировки в комплексе с насосом дозатором гидрообъёмного рулевого управления ГОРУ.

Механизм муфты блокировки

Блокирующая рабочая фрикционная муфта размещена с левой стороны на корпусе левого штатного тормоза трактора, в функцию которой входит осуществление непосредственного механического блокирования дифференциала.

Состоит из корпуса 1 размещённого на шлицах вала конечной передачи, в котором установлены:

  • диафрагма 3 с нажимным диском 4
  • блокировочный вал 14 с подпружиненным отжимным диском 6
  • два ведомых фрикционных 10 со шлицевыми ступицами диска и установленной между ними промежуточным металлическим диском 7

Сам корпус закрыт крышкой 8, через которую проходит нагнетательный штуцер 2 к диафрагме. Муфта включается за счёт поступления масла под давлением в полость между её корпусом и диафрагмой от датчика АБД, встроенного в рулевую колонку -ГУР или от крана включения блокировки в составе ГОРУ в зависимости от вида усилителя руля трактора.

Датчик автоматической блокировки дифференциала — АБД

Устройство встроено корпус ГУРа и взаимодействует с его механической частью и отдельной гидросистемой.

Управление осуществляется рукояткой установленной на панели управления трактором, которая связана тросом с маховиком крана узла, оборудованным возвратной пружиной. Датчик автоматической блокировки имеет три рабочих положения крана:

  • «Выключено» — крайнее положение рукоятки управления в направлении против часовой стрелки
  • «Автоматическое блокирование»- поворот на 90˚ от крайнего левого положения почасовой стрелке
  • «Принудительное блокирование» крайнее правое положение

Два рабочих положения удерживается фиксирующим подпружиненным шариком в конструкции маховика крана датчика кроме принудительного режима. Принцип автоматического режима работы заключается в реагировании золотника датчика на перемещение рейки и сектора рулевой колонки при осуществлении поворота. При установке крана в принудительное положение блокировка осуществляется вне зависимости от положения колёс трактора. Устройство дополнительно оснащено редукционным нерегулируемым клапаном 6 (на схеме), обеспечивающим давление масла в системе блокирования от 0.7 до 0.9 МПа.

Работа блокировки с АБД

В случае использования штатной блокировки в комплекте с рулевой колонкой ГУР устройство во включённом состоянии работает в автоматическом режиме. В положении крана 8 «Включено» давление подаётся на распределитель датчика, золотник 9 которого при движении прямо пропускает давление на фрикционный механизм и удерживает дифференциал в заблокированном состоянии. Поданное масло под давлением в корпус муфты воздействует на диафрагму 3 и передвижением нажимного диска прижимает ведомые 2 фрикционные к промежуточному ведущему диску 13 механизма. Конструктивно ведомые диски муфты связаны с ведущей шестернёй конечной передачи 12 левого вала, промежуточный диск с корпусом блокировки и блокировочным валом, соединённым шлицами с крестовиной дифференциала. Диски механизма в заторможённом состоянии соединяют все детали в единую жёсткую конструкцию, не позволяющую вращаться сателлитам относительно левой полуосевой шестерни. Таким образом, работа дифференциала и ведущих валов конечных передач уподобляется работе одной жёсткой оси.

Читайте также:  Ремонт сервопривода раздатки туарег

Осуществляя поворот колёс больше чем на 8˚золотник 9 распределителя, взаимодействующий с поворотной сошкой через сектор ГУРа, закрывает нагнетательную магистраль и направляет рабочую жидкость на слив в полость корпуса колонки. Перекрытие золотником канала при повороте осуществляется движением рейки 11 в корпусе ГУРа, за счёт набегания шарика 10 толкателя, перемещающего золотник 9 распределителя в датчике АБД. При этом масло из полости диафрагмы 3 блокирующей муфты также поступает в сливную полость 4 корпуса рулевой колонки. Отсутствие давления на диафрагму рабочего механизма разъединяет фрикционные диски 2, растормаживая блокировочный вал 1. Так система работает в автоматическом режиме.

АБД рекомендуют пользоваться при движении трактора на скоростях не выше 10 км. Час., так как при превышении указанной скорости движения, с включённым АБД, могут возникать аварийные заносы трактора.

В положении АБД «Выключено» кран переключения займёт положение, при котором масло будет перетекать в слив, и дифференциал будет работать в обычном режиме, дифференцировано подавая крутящий момент на ходовые колёса, реагируя на угловые скорости левого и правого колеса при маневрировании.

Принудительный режим включения используют кратковременно при удержании положения рукоятки управления в соответствующем положении. Выключение при отпускании рукоятки происходит автоматически под действием возвратной пружины привода управления.

Особенностью АБД является способность обеспечивать промежуточные блокирующие свойства в зависимости от разности усилий , препятствующих вращению полуосей в отличие от режима полной блокировки дифференциала, при котором вращение колёс полностью уравнивается. Учитывая специфику использования МТЗ 80, автоблокировочный механизм значительно повышает ходовые и эксплуатационные качества трактора при работе в составе почвообрабатывающих агрегатов, а также в движении под нагрузкой по склонам и бездорожью.

Блокировка с ГОРУ

При комплектации ГОРУ блокировка включается педалью, связанной с краном управления и работает только при нажатии педали в положении управляемых колёс « прямо». Кран прикреплён к гидробаку усилителя руля с помощью кронштейна, нагнетательной магистралью соединён с насосом дозатором.

Осуществляя поворот, насос дозатор направляет поток масла под давлением в соответствующую полость гидроцилиндра, связанного с рулевой трапецией машины и масло крану управления блокировки не поступает. В прямом положении колёс золотник дозатора открывает проход масла к крану управления блокировкой при этом поступившее масло свободно проходит через корпус крана в гидробак ГОРУ. Нажатием педали привода включения блокировки при повороте маховика золотник крана перекрывает сливной и открывает нагнетательный канал, подающий масло под давлением в рабочий механизм блокировки.

В описанной комплектации устройство не обеспечивает автоматического режима блокирования и используется кратковременно при преодолении сложных участков пути.

Механическая блокировка заднего моста МТЗ 80 Х

На некоторых ранних модификациях МТЗ 80 использовалась конструкция блокировки МТЗ 50 (52), работа которой заключается в механическом соединении полуосей заднего моста с помощью кулачковой муфты ,установленной на шлицах внутренних концов деталей. Привод включения осуществляется посредством тяг, связанных одним концом с движущейся половиной муфты, и другим концом с педалью управления на поле кабины. Муфта включается нажатием педали и выключается автоматически под действием усилия возвратной пружины, установленной на штоке привода включения.

Читайте также:  Ремонт стеклоподъемника газон некст

Неисправности и ремонт блокировки МТЗ 80

При неполном включении или буксовании муфты основными причинами неполадки могут быть:

  1. Замасливание ведомых фрикционных дисков муфты происходит в результате выхода из строя уплотнительных колец на ведущем вале конечной передачи или в результате износа накладок дисков. Если замасленные диски имеют достаточную толщину накладок, для дальнейшего использования детали промывают в бензине и устанавливают после устранения течи масла.
  2. Падение уровня давления в системе в результате нарушения работы редукционного клапана системы АБД. Для устранения заменяют пружину клапана. А также обращают внимание на седло шарика клапана. При обнаружении раковин заусениц устраняет обработкой поверхности посадочного места.
  3. Значительное падение давления за счёт утечки в датчике АБД при повышенном износе механизма узла. Устраняют неполадку заменой узла в сборе.

Блокировка не включается:

  1. Прорыв диафрагмы муфты. Демонтируют, разбирают механизм блокировки и заменяют вышедшую из строя деталь.
  2. Поломка привода управления краном, обрыв троса или его соединения с маховиком крана АБД
  3. Заедание золотника датчика АБД. Осуществляют демонтаж узла и промывают механизм в бензине.

Кроме перечисленных выше неполадок, косвенными факторами, влияющими на работу системы блокировки является техническое состояние механической части усилителя руля трактора, а также соответствие показателя рабочего давление в его отдельной гидросистеме.

Источник

Переделка блокировки дифференциала МТЗ 80 на механическое включение

Рождение идеи смены гидравлического привода включения блокировки дифференциала на механический способ включения и полный отказ от фрикционной муфты в механизме блокирования даёт эффект максимального упрощения реализации данной функции трансмиссии трактора МТЗ 80. Многие трактористы считают этот метод оправданным, ввиду нежелания тратится на восстановление блокирующей фрикционной муфты и гидродатчика автоблокировки. Тем более, что нормальная работа последнего зависит от технического состояния рулевой колонки ГУР в части увеличенных зазоров в паре рейка-сектор, которая часто в практике на многих тракторах неидеальна.

Принцип переделки

В самодельном варианте переоборудования штатной блокировки МТЗ 80 на механическое включение используют принцип действия скользящей шлицевой муфты, смыкающей при включении блокировочный вал с левой ведущей полуосью заднего моста. То есть устройство остаётся в том же штатном месте, только для её реализации наружный конец блокировочного вала оборудуется шлицевой частью в соответствии со шлицами левой полуоси ведущей шестерни конечной передачи. Установленная своими внутренними шлицами скользящая муфта на шлицы валов осуществляет блокирование при соединении своей рабочей частью двух вращающихся деталей в единое целое. При передвижении к корпусу моста и освобождении шлицов блокировочного вала происходит разблокирование, тогда детали начинают вращаться независимо друг от друга, включая в работу механизм дифференциала.

Реализация переделки

Для перехода на механическое включение демонтируется датчик автоблокировки с корпуса ГУРа , посадочное место глушится. Демонтируется муфта блокировки и осуществляется переоборудование блокирующего вала.

Переделка блокировочного вала, размеры детали

Изготовление детали можно осуществить двумя способами:

  • использовать штатный вал блокировки
  • применить при наличии в запасе вала ручного тормоза, устанавливаемого с другой стороны моста в правую ведущую полуось

Использование правого вала тормозов имеет преимущество в плане менее трудоёмкого процесса переделки, где нужно срезать одну шлицевую часть на детали и проточить её под нужный диаметр (33 мм под установку уплотнительных колец) на токарном станке для свободной установки вовнутрь полуоси с левой стороны. На валу нужно оставить крайнюю шлицевую часть, которая абсолютно идентична по размеру со шлицевым концом полуоси правой стороны.

Для использования штатного блокирующего вала нужно обрезать диск с наружного конца детали и наварить шлицевую часть, соответствующую шлицам вала полуоси. В качестве шлицов можно использовать обрезанную шлицевую часть детали блока шестерён силовой передачи для привода насоса гидросистемы и ВОМ в промежутке, входящую в зацепление со шлицами ступицы корзины сцепления. А также любую соответствующую шлицевую часть из состава первичного и дополнительного валов КПП.

Читайте также:  Ремонт коробок автомат сервис

Торцевую часть блокирующего вала можно оборудовать местом установки внутренней обоймы подшипника, который наружной обоймой будет установлен в крышку устройства. Подшипниковая опора наружного конца вала исключит осевое и поперечное биение вращающейся детали и обеспечит комфортное включение муфты при соединении обеих валов.

Изготовление скользящей муфты

Для изготовления соединительного скользящего блока удобно использовать блок-шестерню 1,2 и задних передач, посажёной на шлицы дополнительного вала КПП или блок 3,6,9 передач штатно расположенный на первичном валу коробки.

Внутренние шлицы данных деталей соответствуют шлицевым частям обеих валов, участвующих механическом в блокировании. Переделка заключается в срезе наружных зубьев шестерён и выравнивании наружной цилиндрической поверхности. Торцевые части муфты оборудуют буртами для упора вилки переключения с помощью проточки, либо приваривают шайбы с наружным диаметром больше наружного диаметра детали.

Механизм включения

Включение реализуют с помощью вилки, передвигающей блок, шарнирно связанной с рычагом, выведенным кабину. Рабочий ход муфты, при включении, должен обеспечивать равномерное перекрытие шлицевых частей обеих валов. Желательно, чтобы амплитуда движения вилки была организована с небольшим свободным ходом, предотвращающим постоянное трение детали о бурты вращающегося блока муфты. Положение рычага управления должно фиксироваться для предотвращения самопроизвольного или частичного включения.

Минусы механической блокировки

Вообще-то, жёсткое прямое механическое блокирование было реализовано в составе заднего моста МТЗ 50(52) и МТЗ 80Х хлопковой модификации, где внутренние части полуосей конечных передач имели шлицевые концы и соединялись между собой, при блокировании, скользящей по шлицам кулачковой муфтой. Непосредственно принудительное включение осуществлялось нажатием на педаль через систему рычагов и тяг.

Справка! Ввиду предусмотренного отбора мощности от ведущих полуосей трансмиссии для привода хлобкообрабатывающего оборудования в МТЗ 80Х, конструкция блокировки на данных тракторах осталась неизменной как в МТЗ 50(52)- с механическим блокированием валов ведомых шестерён конечных передач.

Впоследствии завод, руководствуясь логикой усовершенствования трактора, выпустил МТЗ 80 с блокировкой работающей в двух режимах « автоматическом» и «принудительном» благодаря системе встроенного гидравлического датчика в рулевую колонку и одновременного гидравлического привода включения фрикционной блокирующей муфты. Такое техническое решение значительно повысило ходовые и эксплуатационные качества трактора особенно в части выполнения пахотных и других работ связанных с обработкой почвы.

Поэтому нужно понимать, что отказ от системы лишает трансмиссию автоматического режима работы блокировки и щадящего мягкого блокирования в принудительном режиме благодаря пробуксовке фрикционных дисков в муфте включения при возникновении сверх нагрузок в механизме заднего моста.

Другие варианты переоборудования

На мой взгляд достоин внимания вариант с гидравлическим или пневматическим приводом работы штатной фрикционной муфты блокирования. Несмотря на исключение работы датчика автоматического режима, в данном варианте остаётся штатная муфта. Это позволяет осуществлять щадящее принудительное блокирование без перегрузок трансмиссии.

Альтернативный гидропривод блокировки

Вместо подвода масла от датчика устанавливается рабочий выжимной тормозной цилиндр от любого автомобиля с гидроприводом тормозов. Рабочая жидкость на цилиндр подаётся от установленного в кабине главного тормозного цилиндра. Привод управления цилиндром можно реализовать как педалью, так и дополнительно установленным фиксируемым секторным рычагом от ручника. При воздействии на шток главного цилиндра жидкость своим давлением выжмет шток рабочего цилиндра, который своим рабочим ходом зажмёт фрикционные диски блокирующей муфты трактора.

Также у практиков есть опыт подачи давления для привода блокирующей муфты от свободной секции распределителя гидросистемы. Для снижения рабочего давления в подающую магистраль встраивают редукционный клапан, сбрасывающий избыточное давление в слив.

Пневматическая блокировка

Таким же образом можно организовать пневмопривод включения муфты блокирования от воздушной системы трактора. Подача давления управляется дополнительным воздушным краном запитанным от ресивера. Вместо масляной трубки к гидромуфте блокировки присоединяется через штуцер воздушный рукав. При подаче давления в мембранную камеру муфты 6-7 атмосфер происходит соединение фрикционных дисков устройства и непосредственное блокирование дифференциала.

Источник

Оцените статью