Ремонт большого зала консерватории

В Москве в предельно сжатые сроки завершен ремонт Большого зала консерватории

10 июня 2011 г. |

10.06.2011. Сайт газеты «Труд»
С. Бирюков. Расконсервировали. В Москве в предельно сжатые сроки завершен ремонт Большого зала консерватории

После стремительного (особенно на фоне многолетней реконструкции Большого и Мариинского театров) капремонта открылся Большой зал Консерватории. «Труд» считает, что Москва сделала важный шаг к тому, чтобы вернуть себе реноме одной из музыкальных столиц мира.

Зал закрылся ровно год назад. К тому моменту его состояние было ужасающим: капитальный ремонт не делался полвека. На аварийные крылья первого амфитеатра уже много лет не пускали зрителей. Уж не говоря о падающей штукатурке и продавленных креслах. Проводить в таком помещении XIV Международный конкурс имени Чайковского, назначенный на июнь 2011 года, было немыслимо.

В мире мало примеров столь быстрых реставрационных работ такого большого объема. Сперва их оценили в 1,5 миллиарда рублей, но в процессе реставрации вскрывались все новые проблемы — например, необходимость срочно укреплять кирпичные своды, которые грозили рухнуть на головы публики. Так что конечная сумма составила 3,8 миллиарда из федерального госбюджета.

В среду праздником здесь пахло уже на улице: в воздухе стоял крепкий дух мыльного раствора, которым десяток дворников мыли свежеуложенную плитку парадного двора. Сверкающий мрамором вестибюль порадовал новшеством — просторными туалетами, которые теперь расположены на одном уровне с раздевалками, а не на этаж выше, как было раньше. А там, где были туалеты, — правильно, вы угадали — теперь буфеты, которые завсегдатаи Консерватории по старой памяти называют мужским и женским.

Не узнать фойе партера: после 70-летнего отсутствия сюда вернулся витраж «Святая Цецилия» — подарок санкт-петербургского Северного стекольного общества залу при его открытии в 1901 году. Правда, рассказала «Труду» художник-реставратор Анастасия Володина, витраж — копия. Оригинал, расколотый взрывной волной от немецкой бомбы в 1941 году, до 1990-х лежал в подвалах в ящиках, а в смутное время был кем-то попросту выброшен на свалку. Воссоздали его по фотографиям и по прорисовкам фрагментов, которые в 1980-е успели сделать специалисты мастерской «Моспроект-2». Воссоздание осуществила самая известная в России витражная мастерская петербургского художника Вадима Лебедева.

Зал и фойе на вид помолодели. Заменено более полутысячи кресел — внешне точно такие же, как старые, но выполненные из более твердого, а значит, лучше резонирующего дерева.

Акустика, подчеркивает ректор Консерватории Александр Соколов, была главным предметом заботы. На счастье, кровля у зала оказалась хорошей, из-за чего почти полностью (на 95%) сохранился первоначальный потолок из акустической ели. Это как бы верхняя резонаторная дека зала. А нижнюю, по сути, обустроили заново: из-под пола БЗК вывели вентиляторное и прочее инженерное оборудование в специально сооруженное подземелье глубиной 8 метров, так что под залом образовалось пустое пространство, резонирующее подобно корпусу скрипки.

Читайте также:  Способы финансирования ремонта дома

Первый концерт отдали студентам 142-го выпуска Консерватории. Большинство слушателей, с которыми пообщался журналист «Труда», — например, дирижер Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, режиссер «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, руководитель хора имени Свешникова Борис Тевлин, — остались акустикой довольны. Разумеется, есть и критики. Кто-то говорит, что из-за сооружения подземного пространства «поплыли» соседние учебные корпуса. Кто-то считает, что амфитеатр, распорную конструкцию под которым заменили на принципиально новую, стал более податлив на прогибы.

Может, и так, но только (грешен, каюсь), войдя на амфитеатр во время тихой музыки, автор этих строк впервые в жизни не услышал под собой предательского оглушительного треска половиц, который раньше был суровой карой как опоздальщикам, так и ни в чем не повинной публике.

Источник

Ремонт большого зала консерватории

26 ноября 2011 г.

Поделиться

Большой зал Московской консерватории откроется в назначенный срок

Руководство Московской консерватории на специальном брифинге сообщило сегодня подробности о ходе ремонта Большого зала. Тема эта, вероятно, самая волнующая для всех музыкантов и любителей классической музыки — главный концертный зал страны год назад был закрыт на реставрацию, с тех пор новостей о том, что происходит в священном для русской музыки месте, почти не поступало. — сообщает Classica FM.

Реставрационные работы в Большом зале Московской консерватории практически завершены

Реставрационные работы в Большом зале Московской консерватории специалисты практически завершили. Им удалось восстановить легендарную акустику, сделавшую эту концертную площадку одной из лучших в мире. Оценила результат и узнала, что еще предстоит сделать наш корреспондент Екатерина Выскребенцева. — сообщает ТВ-Центр.

Большой зал Московской консерватории откроется в День города

Большой зал Московской консерватории готовится к открытию после реставрации. Вчера ректор консерватории Александр Соколов вместе с представителями Москомнаследия провел экскурсию для журналистов по еще пахнущим краской помещениям. Реставрация, начатая в 2008 году, шла поэтапно. Большой зал закрыли прошлым летом. Реставраторам на проведение работ дали год. Такое жесткое ограничение срока было связано с июльским конкурсом имени Чайковского, который проводится только здесь. И реставраторы успели. Более того, специалисты Москомнаследия оценили качество их работы как лучший образец реставрации за последние пять лет. — сообщает newsmusic.ru.

Реставрационные работы в Большом зале Московской консерватории практически завершены

Реставрационные работы в Большом зале Московской консерватории специалисты практически завершили. Им удалось восстановить легендарную акустику, сделавшую эту концертную площадку одной из лучших в мире. Оценила результат и узнала, что еще предстоит сделать наш корреспондент Екатерина Выскребенцева. — сообщает «ТВ-Центр».

Источник

Реконструкция Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (Комплекс Большого зала)

Авторский коллектив: ГУП МНИИП «Моспроект-4», мастерская №10; ГУП ЦНРПМ (проект реставрации);
ГУП МНИИП «Моспроект-4»: архитекторы — А.В. Боков (руководитель авторского коллектива), В.А. Котельников (ГАП), М.В. Самусенко,
Д.С. Подъяпольский; конструкторы — И.В. Дергалов, П.Ю. Родиченко, И.Н. Соколова, М.В. Муравьева;
ГУП ЦНРПМ: архитекторы — С.Б. Куликов (руководитель авторского коллектива), А.С. Куликов (ГАП), М.Ю. Казаков;
конструктор — Ю.Б. Пильч
Адрес объекта: Москва, ул. Б. Никитская, 13/6, стр. 1; М. Кисловский пер., 12/8, стр. 2
Строительство: 2010–2012

Читайте также:  Ремонт крана уровня пола своими руками

Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения

Московская государственная консерватория (осн. 1866 г.) — центр мировой музыкальной культуры, развившийся в уникальный ансамбль с единой планировочной структурой и системой пешеходных связей, включающий многочисленные здания и сооружения, в том числе близкие по функциям: нотный магазин, кафе, общежитие для студентов, жилые дома для преподавателей и др.; размещенные в непосредственной близости театр, кинотеатр, музеи усиливают значимость зоны как фокуса культурной жизни столицы.

Комплекс Большого зала (арх. В.П. Загорский, 1894–1901) — главенствующая часть масштабного проекта реставрации и реконструкции, намеченного к 150-летию видного музыкального заведения России; другие постройки, входящие в IV пусковую очередь, — второй учебный корпус, здание средней школы (объект историко-градостроительной среды, где консерватории принадлежат подвал, первый и третий этажи), две примыкающие трансформаторные подстанции.

Доминирующей темой реконструкции стало максимальное использование резервных площадей при сохранении ценной объемно-пространственной композиции, восходящей к классицистической усадьбе Е.Р. Дашковой (конец XVIII в.): главный корпус в глубине парадного двора-курдонера фланкирован двумя боковыми флигелями, выходящими торцами на линию улицы. Яркий пластический акцент главного фасада — входной портал в виде полукруглой ротонды, поднятой на всю высоту здания. Согласно проекту освоено подземное пространство под существующей застройкой и двором-курдонером; обеспечены теплые связи между всеми строениями комплекса; в цокольном этаже сохранены цилиндрические своды с врезками распалубок, влияющими на геометрию помещений; организован служебный вход через историческую арку-свод; оптимизирована планировочная структура зрительской части Большого зала (здесь увеличены гардеробы, фойе, устроены дополнительные туалеты для зрителей, два лифта, трехмаршевая лестница для связи с цокольным этажом, обеспечен доступ инвалидов в Зал и их эвакуация).

Главный корпус имеет цокольный и пять надземных этажей. В цокольном этаже размещаются репетиционные залы, артистические, помещения органной мастерской, а также туалеты и подсобные помещения. Подземный уровень (инженерный этаж) запроектирован вдоль Среднего Кисловского пер., в местах вводов инженерных коммуникаций; здесь располагаются венткамеры, насосные, часть инженерных разводок; в двусветном пространстве со стороны курдонера — венткамеры, холодильные станции, тепловой пункт, пожарные насосные. На 1-м этаже расположена зрительская часть: вестибюль, билетные кассы, гардеробы, административные помещения, буфеты и фойе, туалеты (в т.ч. для инвалидов). На 2-м этаже — большая артистическая, холлы, буфет, а также технические помещения, трюм сцены, венткамеры. На 3-м этаже — Большой зал на 1805 мест, в т.ч. партер и шесть лож на 850 мест; первый амфитеатр на 560 мест (в т.ч. боковые балконы и осветительные ложи; выходы в фойе — на уровень четвертого этажа); второй амфитеатр на 395 мест (в т.ч. две ложи; выходы в фойе — на уровень пятого этажа). На 4-м этаже с двух сторон амфитеатра организованы двусветные фойе, а также первый в России музыкальный Музей им. Н.Г. Рубинштейна (осн. 1912 г.), включающий Овальный и Малый залы, хранилище, кабинет директора; экспозиция музея распространяется в фойе; из окон музея — вид во двор на памятник П.И. Чайковскому (скульпт. В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская, арх. А.А. Заварзин, 1954). На 5-м этаже — двусветное фойе, обращенное в световой двор. Над сценой находится уровень колосников. Две трансформаторные подстанции переоборудованы во встроенные, с сухими трансформаторами; их объемы увеличены до трех этажей, в которых предусмотрены помещения студии звукозаписи, артистические и др.

Читайте также:  Ремонт квартиры циклевка пола

Особое внимание уделено акустике Большого зала. Полностью восстановлен лепной гипсовый декор, стены под арочными окнами-витражами декорированы портретами композиторов. Новые кресла отвечают акустическим требованиям.

Уникальный орган (мастер А. Кавайе-Колль, 1899) теперь свободно выступает фасадом в пространство сцены (за счет передвижки перегородок вспомогательных помещений на 1,2 м). В зоне органа налажены автономные вентиляционная и отопительная системы — для поддержания температурно-влажностного режима.

Воссоздан витраж «Св. Цецилия — покровительница Музыки», утраченный в годы ВОВ; восстановлены мебель и предметы убранства, декор резных деревянных панелей, паркетных полов, элементы каменных лестниц и кованых ограждений.

Объект — обладатель Бронзового диплома Международного фестиваля «Зодчество-2011» и номинант на Государственную премию РФ в области литературы и искусства.

Несущие и ограждающие конструкции, наружная отделка

Реконструкция осуществлена в сложных условиях памятника архитектуры. Были усилены фундаменты, несущий каркас (кирпичные стены, кирпичные и бетонные своды, своды Монье), реставрированы фасады, балконы и кровля.

Под стены здания подведена виброизоляционная плита, выполнены и другие шумозащитные мероприятия. В пироге пола зала и сцены нашли применение резиновые плиты. Гидроизоляция стен подвала — обмазочная; пол с оклеечной рулонной гидроизоляцией. Проектируемые перекрытия — безбалочные железобетонные плиты (t=200–250 мм). Лестницы — монолитные с облицовкой ступеней. Предусмотрены пандусы для маломобильных групп населения. Оконные блоки — деревянно-алюминиевые конструкции; заполнение — двухкамерные стеклопакеты. Витражи — двухкамерные стеклопакеты в алюминиевой обвязке. Внутренние стены — монолитные железобетонные (t=200–300 мм). Проектируемые кровли — скатные с наружным водостоком; в пироге покрытия использованы минераловатные плиты.

Наружная отделка стен — штукатурка, покраска. Цоколь здания рустован на высоту двух этажей плитами из натурального камня (t=30 мм) светлого оттенка. В новой части выполнен НВФ; декоративный экран — фасадные плиты типа Kera Twin.

Технологии внутренней отделки

Полы: наборный паркет (Большой зал, фойе), мрамор, гранит и керамогранит в общественных зонах; ковролин, линолеум в кабинетах сотрудников; крупноразмерная керамическая плитка — лестничные клетки, санузлы, венткамеры; бетонные — в технических помещениях подвала. Стены: высококачественная штукатурка, покраска виниловыми и водоэмульсионными красками (общественные зоны); глазурованная плитка (санузлы). Потолки: подвесные из гипсокартона и типа Armstrong. Внутренние двери — филенчатые, глухие и остекленные. Для отделки путей эвакуации и помещений ГО применены сертифицированные негорючие материалы.

Инженерное оборудование

Осуществлена полная замена инженерных коммуникаций. Водо-, тепло-, электроснабжение комплекса — от городских сетей. Принята горизонтальная инженерная схема разводки коммуникаций по коридорам и вспомогательным помещениям. Все помещения оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, кондиционированием, а также системой контроля климата. Сценическое пространство оснащено высококачественным световым и технологическим оборудованием (в т.ч. цифровым телевидением). Предусмотрена система центрального пылеудаления. Налажены комплексы многоуровневой противопожарной безопасности, диспетчеризации и автоматизации, охранного видеонаблюдения и сигнализации. Здание оснащено лифтами фирмы OTIS. Наружное пожаротушение от существующих пожарных гидрантов.

Источник

Оцените статью