Ремонт демультипликатор ямз 239
РАЗБОРКА И СБОРКА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
Разборку и сборку демультипликатора (см. рисунок 19) производят на верстаке с использованием стандартных гаечных ключей. Для разборки и сборки вала выходного используется пресс и съёмник для спрессовки подшипника вала. Детали и узлы демультипликатора предназначенные для сборки должны быть чистыми, следы коррозии не допускаются. Масляные и воздушные каналы должны быть промыты и продуты.
При разборке и сборке обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Использование стальных выколоток не допускается.
При разборке и сборке выходного вала, спрессовке и запрессовке подшипника нагрузку прикладывать к внутреннему кольцу. Применение ударной нагрузки не допускается.
При установке прокладок не допускается наличие морщин, перекрытия прокладками соединительных масляных и воздушных каналов.
Разборку демультипликатора производят в следующем порядке:
— отсоединить проставку 2 от картера 1 (см. рисунок 19), отвернув пятнадцать болтов М12 с размером под ключ S=17 мм;
— снять прокладку 10 между проставкой и картером демультипликатора;
— отвернуть болт 33 крепления фланца выходного вала ключом с размером под ключ S=36 мм, при этом вал должен быть застопорен;
— снять фланец 30;
— отвернуть шесть гаек М12 крепления крышки выходного вала ключом с размером под ключ S=12 мм;
— снять крышку 28 и прокладку 44;
— снять червяк 34 и кольцо зубчатое 36;
— извлечь из канавки подшипника кольцо стопорное 38;
— вынуть из картера вал выходной 6 с деталями планетарной передачи и вилкой 56, предварительно вывернув из картера оси 57 вилки;
— отвернуть болты крепления пневмоцилиндра с опорой штока;
— разобрать вал выходной с подшипником и деталями планетарной передачи, при разборке особое внимание уделить извлечению штифтов фиксатора 42 и пружин 59 (см. рисунок 20) в каждом шипе конусных колец, оси сателлитов при разборке выпрессовываются;
Сборку демультипликатора производить в следующем порядке:
— собрать выходной вал 6 (см. рисунок 19) с подшипником 37 и планетарной передачей с предварительной проверкой работы фиксаторов конусных колец;
— проверку работы фиксаторов 42 (в каждом конусном кольце по 3 шт., см. рисунок 20) производить при их установке в отверстия шипов конусных колец (после установки пружины и штифта усилием от руки утопить штифт в отверстие шипа сжимая пружину, торец штифта при этом должен утопать в отверстие шипа, выступание штифта за наружную поверхность шипа не допускается, после снятия нагрузки на штифт, последний должен возвращаться в начальное положение под действием пружины, заедание штифта в отверстии шипа не допускается);
— установить конусные кольца 41 (см. рисунок 20) с фиксаторами 42 в пазы коронной шестерни 40 ,( после установки колец последние должны иметь радиальный люфт относительно коронной шестерни 1,0 мм не менее при приложении усилия 8 кгс не более);
— проверить усилие вывода конусных колец с фиксированных положений (усилие вывода должно быть в пределах 64.84 кгс);
— сателлиты 43 (см. рисунок 19) на осях 19 должны вращаться свободно без заеданий;
— собранный выходной вал 6 совместно с вилкой переключения диапазонов 56 установить в картер демультипликатора 1;
— на наружное кольцо подшипника 37 установить кольцо стопорное 38;
— установить крышку подшипника 28 выходного вала 6 с регулировочными прокладками 47 (порядок определения суммарной толщины прокладок приведён ниже);
— собрать пневмоцилиндр с опорой штока 19 и уплотнительными деталями (кольцами 17, манжетами 18), установку штока в опору производить со стороны прорези в опоре, что предохранит уплотнительные кольца в опоре от повреждений;
— установить в картер пневмоцилиндр с опорой, обеспечив соединение штока с шипом вилки и центровку опоры по отверстию в картере;
— установить фланец 30 привода карданного вала, закрепив его болтом 33 с установкой шайбы 32;
— зашплинтовать болт 33 шплинтовочной проволокой;
— установить фиксатор 11 и пружину 13;
— установить в ввертыш 12 картера включатель-сигнализатор переключения диапазонов демультипликатора;
— установить проставку 2 с зубчатой муфтой 4 с использованием прокладки 10, сцентрировав проставку по двум штифтам и закрепив её пятнадцатью болтами М12х50 с размером под ключ S=17 мм (момент затяжки болтов должен быть в пределах 8.10 кгс-м);
— проверить лёгкость вращения выходного вала при включённом высшем диапазоне и вывернутом болте 8, включение высшего диапазона обеспечить подачей воздуха под давлением в пределах 8.8,5 кгс/см2 в правую полость воздушного цилиндра, после включения высшего диапазона вал от действия руки не должен проворачиваться;
— завернуть регулировочный болт 8 до упора в шток поршня (при вращении болта при этом должно чувствоваться возрастание сопротивления провороту), повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта;
— довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец штока на 5/6.7/6 оборота (5.7 граней головки болта). При доворачивании болта одновременно проворачивать вал выходной за фланец, в конце доворачивания болта выходной вал должен свободно вращаться от действия руки, при этом усилие действующее на вилку от пневмоцилиндра снимается и подшипники вилки будут разгружены;
— законтрить гайку 9 крутящим моментом от 14 до 16 кгс-м;
— проверить включаемость нижнего диапазона и лёгкость вращения выходного вала, для чего на выходной вал установить солнечную шестерню 21 (см. рисунок 2) с муфтой соединительной 20, подвести воздух к левой полости пневмоцилиндра, убедиться в том, что нижний диапазон включился, при этом вращение вала выходного должно быть свободным, без заеданий, солнечная шестерня должна вращаться совместно с соединительной муфтой, а при вращении солнечной шестерни при воздействии на соединительную муфту не должно ощущаться закусываний и заклиниваний, и вал выходной должен также вращаться.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНОЙ ТОЛЩИНЫ ПРОКЛАДОК ПОДШИПНИКА ВЫХОДНОГО ВАЛА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА
Для обеспечения осевого люфта выходного вала в пределах 0,1.. .0,5 мм перед установкой крышки 28 (см. рисунок 19) на картер демультипликатора 1 произвести установку регулировочных прокладок 47 между торцем наружного кольца подшипника 37 и торцем посадочной поверхности (выточки) под наружное кольцо подшипника выходного вала.
Суммарную толщину регулировочных прокладок определяют следующими замерами (в соответствии с рисунком 52), при этом точность замеров должна быть не более 0.03 мм при плотном прилегании деталей:
— определить размер А от торца наружного кольца до поверхности картера;
— на привалочную поверхность крышки положить уплотнительную прокладку 45, на торец выточки под подшипник — кольцо упорное 46 и замерить размер Б;
— определить суммарную толщину прокладок S и условия: S = Б — А + (0,15.0,2).
Источник
Ремонт демультипликатор ямз 239
ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
1.5.1 КОНСТРУКЦИЯ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА
Конструкция демультипликатора в составе КП ЯМЗ-239 показана на рисунке 2, а конструкция его как отдельного агрегата с деталировкой — на рисунке 19.
Демультипликатор (двухступенчатый планетарный редуктор) крепится к задней стенке картера основной КП восемью болтами 30 (рисунок 2).
При включенной любой передаче в основной коробке передач вращение вторичного вала передается в демультипликатор от муфты зубчатой 23 (рисунок 8), установленной на вторичном валу, через соединительную муфту 20 (рисунок 2) к солнечной шестерне 21 демультипликатора.
Солнечная шестерня находится в постоянном зацеплении с пятью сателлитами 43 (см. рисунок 19), которые в свою очередь находятся в постоянном зацеплении с коронной шестерней 40. Каждый сателлит установлен на отдельной оси 48, закрепленной в водиле, изготовленном как единое целое с валом выходным передачи 6. В соединении сателлитов с осями установлены двухрядные подшипники 44, каждый из которых набран из 7-ми отдельных роликов диаметром 8 мм и длиной 16 мм.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИНХРОНИЗАТОРА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА
Коронная шестерня 40 (см. рисунок 19), являясь деталью планетарной передачи, одновременно выполняет функцию детали синхронизатора и имеет два крайних положения:
• левое (в сторону основной КП) — включена низшая передача демультипликатор (низший диапазон) и
• правое (в сторону фланца присоединения карданного вала) — включена низшая передача демультипликатора (высший диапазон).
При включении низшего диапазона коронная шестерня 40 входит в зацепление с муфтой зубчатой 4 (неподвижно закрепленной болтами 7 на проставке 2) только после того, когда частота вращения коронной шестерни станет равной нулю за счет момента трения фрикционной пары (кольцо фрикционное — конус зубчатой муфты), который создается при действии осевого усилия на коронную шестерню от пневматического цилиндра со штоком 20 через качающуюся вилку 56.
Коронная шестерня на наружной поверхности имеет кольцевой паз, бурты которого обеспечивают возможность ее перемещения вдоль оси за счет действия вилки 56. На внутренней поверхности коронной шестерни выполнены три зубчатых венца, из которых два крайних имеют одинаковый профиль зуба и служат для соединения с муфтами зубчатыми при включении диапазонов, а средний зубчатый венец служит для соединения с сателлитами передачи. С каждой стороны коронной шестерни выполнено по три фигурных паза с плоскими поверхностями (см. рисунок 20). В указанные пазы коронной шестерни устанавливаются кольца конические 41 с тремя шипами (вы-
ступами), перед установкой которых в расточки в шипах вставляются фиксаторы 42 с пружинами 55.
Коронная шестерня первоначально перемещается совместно с конусным кольцом 41 до момента соприкосновения конических поверхностей конического кольца и зубчатой муфты, а после соприкосновения названных поверхностей, конусное кольцо стремится развернуться в окружном направлении относительно коронной шестерни — боковые поверхности шипов конусного кольца прижимаются к боковым поверхностям пазов коронной шестерни. Дальнейшее перемещение коронной шестерни происходит при остановившемся конусном кольце — фаски боковых поверхностей паза шестерен упираются в фаски шипов конусного кольца и последующее перемещение шестерни становится невозможным (синхронизатор блокируется).
После замедления частоты вращения коронной шестерни до нуля становится возможным ее перемещение в сторону зубчатой муфты 4. При этом коронная шестерня, находясь под действием осевого усилия, разворачивает конусное кольцо (синхронизатор разблокируется) и, перемещаясь, входит в зацепление с неподвижной муфтой зубчатой, а ведомый вал начинает вращаться с частотой, меньшей в 3,5 раза, чем частота вращения солнечной шестерни.
На рисунке 20 показана схема действия синхронизатора демультипликатора на примере включения низшего диапазона с тремя стадиями работы синхронизатора (низший диапазон не включен; синхронизатор заблокирован; низший диапазон включен).
При включении высшего диапазона коронную шестерню перемещают в правую сторону, и ее частота вращения первоначально увеличивается от нулевого значения до частоты вращения вала выходного, после чего становится возможным соединение коронной шестерни с зубчатой муфтой высшего диапазона.
Перемещение коронной шестерни при включенном высшем диапазоне ограничивается тремя сегментными упорами 53 (см. рисунок 19), которые закреплены на шестерне двумя заклепками 52 каждый.
Порядок включения высшего диапазона состоит из этапов аналогичных этапам включения низшего диапазона.
После включения высшего диапазона частота вращения вала выходного становится равной частоте вращения солнечной шестерни, при этом сателлиты 43 прекращают вращаться относительно своих осей.
Для разгрузки подшипников 54 вилки 56 переключения передач демультипликатора при включении повышающей передачи в конструкции демультипликатора предусмотрено ограничение перемещения штока 20 пневмоцилиндра за счет упора в регулировочный болт 8, законтренный гайкой 9. Порядок регулировки положения болта приведен ниже.
Рисунок 19 — Демультипликатор в сборе КП ЯМЗ-239
Рисунок 20 — Схема действия синхронизатора демультипликатора: а) — низший диапазон не включен; б) — синхронизатор заблокирован; в) — низший диапазон включен
(обозначения деталей аналогичны рисунку 19)
H — направление перемещения коронной шестерни при включении низшего диапазона;
В — направление перемещения коронной шестерни при включении высшего диапазона;
Д — фаски блокирующие на шипе кольца конусного и на пазе коронной шестерни;
Г — поверхность канавки фиксаторной
Источник
Ремонт демультипликатор ямз 239
Исправная работа коробки передач и срок её службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому нужно внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим руководством
Применение смазочных материалов, не рекомендованных настоящим руководством, не разрешается.
Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.
Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускать включения низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 45 км/час.
Во избежание поломки коробки передач при движении автомобиля, категорически запрещается включать первую передачу при включенном высшем диапазоне демультипликатора.
Характеристики коробок передач ЯМЗ-239
Коробка передач ЯМЗ-239 производства ОАО «Автодизель» (базовая модель, рис. 1) – механическая, девятиступенчатая, состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МОДИФИКАЦИЙ И КОМПЛЕКТАЦИЙ КП ОТ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ
Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 1000 мин -1 , что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 — 45 км/час.
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 9,5…11,5 литров в зависимости от угла наклона продольной оси силового агрегата (коробки передач) на конкретном транспортном средстве.
Маслозаливное отверстие расположено на правой стороне проставки, установленной между картерами основной коробки и демультипликатора.
Уровень масла определяется нижней кромкой этого отверстия.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
Переключение передач с первой по пятую и с шестой по девятую производить, как и на любой коробке передач, перемещением рычага переключения в соответствующее положение.
Для включения шестой передачи оставить включенной пятую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона в демультипликаторе.
(Расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации на автомобиль).
Шестая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение 2 передачи.
В момент перехода рычага через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе, при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа сигнализатора переключения демультипликатора (т.е. до включения высшего диапазона).
Для перехода с шестой на пятую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной шестой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 45 км/час.
Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать, пока не погаснет лампа сигнализатора, и включить пятую передачу в основной коробке.
При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме (рис. 2) и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода должно ощущаться сопротивление пружинного предохранителя.
Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.
Движение задним ходом следует осуществлять при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.
Трогание груженого автомобиля с места производится на первой передаче. Трогание на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля.
ПРАВИЛА БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЯ
Буксировку автомобиля с неработающим двигателем можно производить только при отсоединенном карданном вале.
Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла.
Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается.
Для смазки деталей механизма выключения сцепления следует применять смазки ШРУС-4М ТУ 38401-58-128-95 или ШРУС-4 ТУ 0254-001-05766076-98.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МОДИФИКАЦИЙ И КОМПЛЕКТАЦИЙ КП ОТ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ
Модель КП. Основные отличия от базовой модели КП
ЯМЗ-239-02 Укомплектована деталями под установку безконтактного датчика спидометра
ЯМЗ-239-03 Укомплектована непосредственным рычагом переключения передач взамен механизма под дистанционный привод
ЯМЗ-239-04 Укомплектована механизмом под дистанционный привод с увеличенным вылетом валика механизма
ЯМЗ-2391 Имеет измененные передаточные числа 5 и 9 передач, укомплектована шестерней для отбора мощности от
правого бокового люка картера основной коробки
ЯМЗ-2391-02 Укомплектована механизмом под дистанционный привод с увеличенным вылетом валика механизма
ЯМЗ-2391-10 Имеет передаточные числа и отбор мощности как у КП
ЯМЗ-2391 и рычаг переключения передач как у КП ЯМЗ-239-03
ЯМЗ-2393-01 Не имеет узла привода спидометра
ЯМЗ-2393-03 Не имеет узла привода спидометра, демультипликатор укомплектован специальным фланцем крепления
карданного вала (без торцовых шлиц)
ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
Передаточные числа
Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
Виды и периодичность технического обслуживания коробки передач соответствуют видам и периодичности технического обслуживания двигателя.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЛЕ ОБКАТКИ АВТОМОБИЛЯ
После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит сливной пробки.
ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1)
1. Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить.
2. Проверить работу узлов АСБП. Низший диапазон в коробке передач не должен включаться при скорости транспортного средства, соответствующей частоте вращения выходного вала более 1000 мин -1 .
ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2)
1. Выполнить все операции первого технического обслуживания ТО-1.
2. Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля (если опора предусмотрена конструкцией автомобиля).
3. Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки № 158 по ТУ 38.101.320-77. Допускается применение Литола 24).
4. Произвести очистку и смазку манжет, поршня и стенок цилиндра переключения демультипликатора.
5. Устранить утечки воздуха и все неисправности в работе пневмосистемы механизма управления демультипликатором.
6. Каждый раз при отсоединении коробки передач от двигателя передний подшипник первичного вала, установленный в маховике, набить смазкой Литол 24 ГОСТ 21150. При этом проверить осевой люфт валов коробки передач, который должен быть не более 0,1 мм.
Если люфты окажутся более указанных величин, то их необходимо отрегулировать согласно приведенным ниже указаниям или заменить подшипники.
Смену масла в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
• автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более — через 50 тыс. км;
• автомобили с годовым пробегом менее 80 тыс. км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовые дороги, гористая местность или жаркий, сухой климатический район и т.п.) — через 30-40 тыс. км.
Масло из коробки передач сливать сразу после работы в горячем состоянии. Коробку передач промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88, для чего:
• 5,5-6 л его залить в картер коробки;
• установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, пустить двигатель на 7-8 минут, после чего остановить его, слить промывочное масло и залить свежее.
Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и как следствие, выхода из строя коробки передач.
В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.
Порядок установки валов в картер коробки передач и регулировка конических подшипников
Замеры всех размеров для определения необходимого количества установочных и регулировочных прокладок должны производиться с точностью 0,01 мм не менее чем в трех, равноудаленных друг от друга местах.
При расчете суммарной толщины этих прокладок должно быть принято среднее арифметическое значение этих размеров.
1. Подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения взаимного положения первичного и вторичного валов с монтажным размером Д=0,3 мм (рис. 3), для этого:
1.1. При запрессованном до упора внутреннем кольце переднего подшипника вторичного вала замерить размер «Б» (от торца ступицы синхронизатора до широкого торца наружного кольца подшипника).
Перед замерами кольцо подшипника плотно прижать к роликам и провернуть его не менее пяти оборотов.
1.2. При прижатом до упора к торцу первичного вала зубчатом кольце поз. 2 замерить размер «А» (от торца зубчатого кольца до торца выточки под подшипник в первичном вале).
1.3. Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Sпр=S+(0. 0,05), где Sпр — суммарная толщина прокладок, а S=А+0,3-Б
Подобранные прокладки установить в расточку к торцу первичного вала.
2. Завести в картер коробки передач собранные в сборе промежуточный и вторичный валы и зафиксировать их взаимное положение друг относительно друга с помощью технологического приспособления (рис. 4) таким образом, чтобы обеспечивался монтажный размер «А» (от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы шестерни привода промежуточного вала) равный 48±0,025 мм и монтажный размер «Б» (от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы синхронизатора 4-5 передач) равный 90,3±0,025 мм.
При этом блокировочное кольцо поз. 4 и муфта поз. 5 синхронизатора должны быть зафиксированы на ступице вторичного вала, а наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала должно быть снято.
3. После выполнения работ по п. 2 подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения беззазорного торцового упора заднего подшипника промежуточного вала с проставкой и гнезда заднего подшипника вторичного вала с зубчатой муфтой демультипликатора.
Подбор установочных прокладок производить следующим образом:
3.1. Замерить абсолютные величины размеров «А» (между торцами уплотнительной прокладки и проставки) и «Б» (между торцами картера и подшипника) рис. 5.
При этом торец ступицы шестерни привода промежуточного вала должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника — к роликам.
3.2. Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Sпр=S±0,05, где Sпр — суммарная толщина прокладок, а S=А-Б-0,12; 0,12 — деформация уплотнительной прокладки.
Подобранные прокладки установить в расточку к торцу проставки демультипликатора.
3.3. Замерить абсолютные величины размеров «А» (между торцами зубчатой муфты и уплотнительной прокладки) и «Б» (между торцами картера и гнезда подшипника) рис. 6.
При этом, торец ступицы синхронизатора 4-5 передач должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника с гнездом — к роликам.
3.4. Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Sпр=S±0,05, где Sпр — суммарная толщина прокладок, а S=А-Б-0,12; 0,12 — деформация уплотнительной прокладки.
Подобранные прокладки установить в расточку к торцу зубчатой муфты демультипликатора.
4. Демультипликатор с установочными прокладками, подобранными по п. 3, пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления демультипликатора к коробке передач с Мкр=215,74. 274,5 Н·м (22. 28 кгс·м). Перед установкой демультипликатора на уплотнительную прокладку поз. 5 (рис. 7) с обеих сторон нанести герметик УГ-9 ТУ 6-01-1326-86 или УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 непрерывной полосой шириной 2. 3 мм по контуру.
5. Демонтировать технологическое приспособление, после чего отрегулировать осевые зазоры в подшипниках промежуточного, первичного и вторичного валов.
Регулировку произвести следующим образом:
5.1. Установить в расточку картера коробки передач наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала, после чего замерить абсолютную величину размера «А» (между торцами картера и наружным кольцом подшипника) рис. 8.
При этом, наружное кольцо заднего подшипника промежуточного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижато к торцу проставки демультипликатора, а наружное кольцо переднего подшипника — к роликам.
Перед замером промежуточный вал провернуть не менее пяти оборотов.
5.2. Замерить абсолютную величину размера Б (между торцами корпуса масляного насоса).
5.3. Подобрать необходимое количество регулировочных прокладок исходя из условия: Sпр=S (0,005. 0,05), где Sпр — суммарная толщина прокладок, а S=А-Б.
Подобранные прокладки установить в расточку картера коробки передач к торцу наружного кольца подшипника.
5.4. Пристыковать к картеру коробки передач масляный насос, обеспечив затяжку болтов крепления масляного насоса к картеру коробки передач с Мкр=23,53. 35,30 Н·м (2,4. 3,6 кгс·м).
5.5. Проверить правильность регулировки подшипников промежуточного вала путем его осевого перемещения. Осевое перемещение вала должно быть в пределах (0,005…0,06).
Установить в расточку картера коробки передач первичный вал в сборе с прокладками подобранными по п. 1. рис. 8.
Убедиться, что подшипники промежуточного вала «не перетянуты» и вал имеет возможность свободно проворачиваться, для чего провернуть несколько оборотов первичный вал от руки за шлицевой конец.
При неудовлетворительных результатах проверки регулировки подшипников снять масляный насос и произвести повторную регулировку.
5.6. Замерить размер «Б» рис. 8, (между торцами картера коробки передач и наружного кольца подшипника) при этом, гнездо заднего подшипника вторичного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вторичного вала) прижато через установочные прокладки к торцу зубчатой муфты демультипликатора; первичный вал должен быть плотно (под усилием собственного веса) прижат через установочные прокладки к торцу наружного кольца переднего подшипника вторичного вала, а наружное кольцо заднего подшипника первичного вала — к роликам.
5.7. Замерить абсолютную величину размера «А» (между торцами крышки подшипника первичного вала).
5.8. Подобрать необходимое количество регулировочных прокладок исходя из условия: Sпр= S-(0,005. 0,05), где Sпр — суммарная толщина прокладок, а S=А-Б.
Подобранные прокладки установить в расточку крышки подшипника первичного вала к торцу.
5.9. Крышку подшипника первичного вала пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления крышки к картеру с Мкр (23,53. 35. 30) Н·м [(2,4. 3,6) кгс·м].
5.10. Проверить правильность регулировки подшипников первичного и вторичного валов путем осевого перемещения одного из валов, а также проворачиванием первичного вала с частотой вращения — 10. 15 мин -1 , при этом муфты синхронизаторов и муфта включения первой передачи и заднего хода должны быть в нейтральном положении, блокирующие кольца должны быть отжаты от конусов зубчатых муфт.
Осевое перемещение валов должно быть в пределах (0,005…0,06), а момент прокрутки первичного вала должен быть не более 2. 3 Нм (0,2. 0,3 кгс·м).
При неудовлетворительных результатах проверки регулировки подшипников снять крышку подшипника первичного вала и произвести повторную регулировку.
Требования к сборке коробки передач и ее составных частей
Детали и узлы коробки передач, поступающие на сборку, должны быть чистыми, следы коррозии и окалины не допускаются. Масляные и воздушные каналы в деталях должны быть промыты и продуты.
Освобождение узлов и деталей от упаковки, транспортных заглушек производить только перед установкой на коробку передач.
При сборке обеспечить сохранение узлов и деталей от повреждений. Использование стальных выколоток не допускается.
При установке подшипников на валы нагрузку прилагать на внутренние кольца. Ударная нагрузка при установке и демонтаже подшипников не допускается. При установке уплотнительных прокладок не допускаются морщины, надрывы, перекрытие прокладками соединительных каналов.
Все трущиеся поверхности деталей коробки передач, включая поверхности трения деталей механизма переключения, беговые дорожки подшипников шестерен смазать при сборке тонким слоем масла, применяемого для обкатки коробки передач.
Подшипник муфты и втулки вала выключения сцепления прошприцевать через прессмасленки смазкой Литол-24 ГОСТ 21150 до появления ее из-под отражательной шайбы подшипника муфты и из зазоров втулок.
Направляющую крышки под муфту и рабочую кромку манжеты первичного вала смазать тонким слоем вышеуказанной смазки.
Шестерни коробки передач должны быть скомплектованы в соответствии с требованиями.
Установка шестерен на валы должна производиться в соответствии с требованиями документации.
При напрессовке шестерен на промежуточный вал скрежет и надиры на поверхностях отверстий шестерен и вала не допускаются. Усилие напрессовки шестерен в начальной стадии 25. 35 кН (2550. 3570 кгс).
Температура промежуточного вала с напрессованными на него шестернями перед установкой в коробку передач не должна превышать 35°С. Охладить при необходимости на воздухе.
ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Затяжку болтов крепления картера демультипликатора производить в два приема Моменты затяжки резьбовых соединений ЯМЗ-238
Последовательность затяжки согласно рис. 10.
При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку подшипников вилки при высшем диапазоне, для чего:
– Включить высший диапазон в демультипликаторе при вывернутом регулировочном болте поз. 6 (рис. 1), подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8. 8,5 кгс/см 2 ) в пневмоцилиндр.
– Убедиться в том, что зубчатые муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть, фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.
– Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня, довернуть на 5/6 оборота. Повторить эту операцию несколько раз, и если при доворачивании болта положение его граней остается неизменным, застопорить болт контргайкой, затянув ее крутящим моментом от 137 до 157 Нм (от 14 до 16 кгс·м).
При правильной регулировке фланец выходного вала должен проворачиваться без заеданий от усилия руки.
Неправильная регулировка приводит к ускоренному износу подшипников вилки переключения.
Источник