Технология ремонта тепловозов: Учебник для техникумов ж.-д. трансп./В. П. Иванов, И. Н. Вождаев, Ю. И. Дьяков, А. Я. Углинский; Под ред. В. П. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Транспорт, 1987. 336 с.
В книге рассмотрена технологня ремонта дизелей, вспомогательного оборудования, экипажа, электрических машин и аппаратов магистральных и маневровых тепловозов в локомотивных депо и на тепловозоремонтных заводах. В основу положена технология ремонта основных магистральных тепловозов ТЭЗ, 2ТЭ116, ТЭП60, типа ТЭ10, маневровых ТЭМ1, ТЭМ2 и др.; освещены особенности ремонта новых тепловозов 2ТЭ121, ТЭП70. Первое издание вышло в 1980 г. Для учащихся техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство»
ОТ АВТОРОВ Непрерывное развитие на основе научно-технического прогресса всех отраслей народного хозяйства нашей страны, в том числе и железнодорожного транспорта, предопределяет необходимость совершенствования подготовки квалифицированных кадров. Наряду со знаниями, опытом и мастерством преподавателей учебных заведений важное значение для эффективного обучения имеет качество учебников и учебных пособий, так как они в самостоятельной работе учащихся призваны помочь усвоить и глубже изучить изложенный преподавателем материал. Поэтому авторы учебника в соответствии с утвержденной программой по курсу «Технология ремонта тепловозов» для техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство» старались в сжатой и доходчивой для учащихся техникумов форме изложить основы современной технологии ремонта тепловозов. Все разделы и главы учебника, в которых описан ремонт отдельных деталей, построены по единой схеме. Вначале приводятся виды неисправностей деталей и причины их возникновения, далее описываются способы предупреждения и устранения неисправностей, а затем — технология ремонта и методы испытаний. При описании отдельных, наиболее важных, ответственных сборочных единиц и деталей, таких, например, как блок и коленчатый вал дизеля, газораспределительный механизм и топливная аппаратура, система очистки воздуха и масла и др., кратко изложены основные особенности устройства и работы данных сборочных единиц и деталей разных серий тепловозов. В некоторых случаях рассмотрены подробно последствия нарушения работоспособности отдельных деталей. Авторы считают, что такой системный и в то же время дифференцированный подход к изложению учебного материала позволит учащимся глубже понять физические явления в деталях и их сопряжениях и причины, приводящие к неисправности тепловозов, грамотно подходить к выбору способов их предотвращения и устранения. В конечном итоге будет достигнута главная цель: научить молодых специалистов быстро и точно определять место и причину неисправности в сложных сборочных единицах тепловоза, выбирать наиболее рациональный и эффективный способ ее устранения, тем самым поддерживая тепловозы в исправном состоянии и обеспечивая устойчивую их работу по перевозке народнохозяйственных грузов и пассажиров. Авторы выражают надежду, что данный учебник поможет учащимся овладеть основами ремонта тепловозов, изучить его технологию. Правила, методы и технология ремонта, как и конструкция тепловоза, постоянно изменяются, совершенствуются. Однако общие принципы организации и технологии ремонта сохраняются длительное время. Материал изложен в соответствии с утвержденными и действующими правилами технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов тепловозов, приказами и технологическими инструкциями МПС. Во втором издании авторы учли замечания предметных комиссий некоторых техникумов и отдельных преподавателей и учащихся, высказанные по содержанию первого издания. Кроме того, отражены основные направления научно-технического прогресса в области ремонта тепловозов.
ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов Введение
Раздел первый ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМОНТЕ ТЕПЛОВОЗОВ Глава 1 Современная система организации ремонта 1. Условия работы тепловозов, их сборочных единиц и деталей 2. Виды и причины износов. Определение их величины. Понятие о надежности и долговечности деталей 3. Виды осмотров и ремонтов тепловозов и их краткие характеристики 4. Краткие сведения о Правилах ремонта тепловозов Глава 2. Подготовка тепловоза к ремонту 5. Сдача и прием в ремонт 6. Клейма и метки спаренности 7. Механизация процессов снятия и разборки деталей и сборочных единиц 8. Способы очистки деталей 9. Способы выявления дефектов Глава 3. Ремонт и восстановление деталей 10. Способы устранения дефектов 11. Сварочно-наплавочные способы восстановления деталей 12. Электроэрозионное наращивание и металлизация 13. Нанесения электрохимических покрытий 14. Применение полимерных материалов 15. Упрочнение поверхностей деталей Глава 4. Зубчатые колеса 16. Основные неисправности и контроль зацепления 17. Замена зубчатых колес и регулирование зацепления Глава 5. Подшипники 18. Ремонт подшипников скольжения 19. Ремонт подшипников качения Глава 6. Валы, корпуса, пружины 20. Ремонт валов 21. Ремонт корпусов 22. Ремонт пружин Глава 7. Сборка и монтаж сборочных единиц 23. Комплектовка деталей 24. Узловая и общая сборка. Контроль качества ремонта
Раздел второй РЕМОНТ ДИЗЕЛЕЙ Глава 8. Основные положения по ремонту дизелей 25. Краткая характеристика работ, выполняемых при технических обслуживаниях, текущих и капитальных ремонтах тепловозов 26. Ремонт дизелей на потоке Глава 9. Блок цилиндров, картер, поддизельная рама, коллекторы 27. Неисправности и ремонт блока и рамы дизеля 28. Проверка блока 29. Ремонт коллекторов и глушителей Глава 10. Цилиндровые крышки и клапаны 30. Основные неисправности и их устранение 31. Порядок затяжки крышек Глава 11. Вертикальная передача 32. Причины повреждений деталей передачи. Контроль их состояния 33. Разборка, ремонт и сборка вертикальной передачи Глава 12. Втулки цилиндров 34. Основные неисправности втулок и их причины 35. Выемка втулок из блока и их ремонт Глава 13. Коленчатые валы, привод насосов и антивибратор 36. Ремонт коленчатых валов 37. Ремонт привода насосов 38. Ремонт антивибратора Глава 14. Коренные и шатунные подшипники 39. Основные неисправности подшипников и их причины 40. Порядок замены вкладышей Глава 15. Шатунно-поршневая группа 41. Основные неисправности деталей и их причины 42. Осмотр и ремонт поршней 43. Ремонт шатунов 44. Комплектование поршня с шатуном и сборка Глава 16. Воздуходувки и турбокомпрессоры 45. Основные неисправности агрегатов наддува и их причины 46. Ремонт воздуходувки дизеля 10Д100 с редуктором. Ремонт турбокомпрессора Глава 17. Газораспределительный механизм и привод топливных насосов 47. Неисправности и ремонт газораспределительного механизма 48. Ремонт привода топливных насосов дизеля типа Д100 Глава 18. Топливная аппаратура 49. Влияние качества ремонта и регулирования топливной аппаратуры на работу дизеля 50. Ремонт топливного насоса 51. Ремонт форсунок 52. Ремонт регулятора частоты вращения коленчатого вала 53. Ремонт привода регулятора частоты вращения коленчатого вала 54. Ремонт механизма управления дизелем Глава 19. Регулирование дизелей при сборке 55. Общие положения по регулированию 56. Методика определения верхней (внутренней) мертвой точки поршня 57. Проверка и регулирование положения кулачковых валов газораспределения и зазора в приводе клапанов 58. Проверка и регулирование положения кулачковых валов привода топливных насосов 59. Регулирование угла опережения подачи топлива 60. Регулирование механизма управления топливными насосами
Раздел третий РЕМОНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 20. Редукторы и гидропередача 61. Основные неисправности редукторов 62. Ремонт редукторов и муфт 63. Ремонт фрикционной муфты вентилятора холодильника тепловоза ТЭЗ 64. Ремонт магнитно-порошковой муфты 65. Ремонт приводов вспомогательных механизмов 66. Автоматический привод гидромуфты вентилятора холодильника тепловоза 2ТЭ10Л 67. Ремонт гидропередачи Глава 21. Насосы 68. Неисправности насосов 69. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода 70. Ремонт масляных насосов маслопрокачивающего агрегата и центробежного фильтра 71. Ремонт водяных насосов 72. Ремонт топливоподкачивающего насоса Глава 22. Фильтры, баки, трубопроводы, клапаны 73. Неисправности фильтров 74. Ремонт топливных фильтров 75. Ремонт масляных фильтров 76. Ремонт воздушных фильтров 77. Ремонт баков, трубопроводов, клапанов Глава 23. Вентиляторы, холодильники, теплообменники 78. Ремонт вентиляторов 79. Ремонт холодильников 80. Ремонт водомасляного теплообменника и воздухоохладителя
Раздел четвертый РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 24. Электрические машины 81. Выявление неисправностей электрических машин без их разборки при ремонте тепловозов 82. Демонтаж электрических машин с тепловоза 83. Разборка и очистка электрических машин 84. Ремонт и контроль деталей электрических машин 85. Пропитка и компаундирование обмоток электрических машин 86. Сборка электрических машин 87. Контроль качества ремонта электрических машин 88. Монтаж электрических машин на тепловоз 89. Меры безопасности при ремонте электрических машин Глава 25. Электроаппаратура 90. Ремонт электрических аппаратов 91. Регулировка и испытание электроаппаратуры Глава 26. Вспомогательное электрооборудование 92. Ремонт резисторов и конденсаторов 93. Ремонт полупроводниковых приборов 94. Неисправности электрических цепей и способы их обнаружения Глава 27. Измерительная аппаратура 95. Сроки и виды ремонтов и проверок 96. Ремонт электроизмерительных приборов Глава 28. Аккумуляторные батареи 97. Общие условия работы 98. Неисправности и ремонт кислотных батарей 99. Ремонт щелочных батарей 100. Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями
Раздел пятый РЕМОНТ ЭКИПАЖА Глава 29. Рамы тепловоза и тележек 101. Возможные неисправности и ремонт рамы тепловоза 102. Ремонт рамы тележки 103. Особенности ремонта бесчелюстных тележек тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 104. Проверка рамы тележки тепловоза оптическими приборами Глава 30. Ударно-тяговые устройства 105. Основные неисправности и уход за автосцепкой 106. Ремонт автосцепки 107. Сборка и установка ударно-тягового устройства Глава 31. Рессорное подвешивание 108. Неисправности и ремонт рессорного подвешивания 109. Сборка и регулировка рессорного подвешивания 110. Особенности сборки и регулировки рессорного подвешивания тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 Глава 32. Колесные пары 111. Неисправности колесных пар и уход за ними 112. Неисправности, с которыми колесные пары не допускаются к эксплуатации 113. Осмотр и освидетельствование колесных пар 114. Ремонт колесных пар Глава 33. Буксы 115. Ревизия и ремонт букс 116. Регулирование свободного разбега колесных пар челюстных тележек Глава 34 Зубчатая передача, детали подвешивания тягового двигателя, кузов и песочница 117. Ремонт зубчатой передачи и деталей подвешивания тягового двигателя 118. Ремонт кузова 119. Ремонт песочницы
Раздел шестой ИСПЫТАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА Глава 35. Подготовка к испытаниям 120. Виды и назначение испытаний 121. Подготовка тепловоза к испытаниям Глава 36. Обкаточные и сдаточные испытания 122. Режимы обкатки и наладочные работы по дизелям 123. Проверка работы электрической схемы на холостом ходу генератора 124. Настройка селективной характеристики генератора 125. Настройка внешних характеристик генераторов 126. Настройка схемы плавного трогания, аварийных схем и реле Список литературы Предметный указатель
Источник
Тепловоз 2ТЭ116У, 2ТЭ116УМ. Руководство по среднему и капитальному ремонту — часть 5
рычаги должны свободно откидываться внутрь и на внешнюю сторону
посадочные поверхности в крышке и шпинделе клапана притирать до
полного прилегания. Шпиндель должен свободно перемещаться под действием
в окончательно собранном лотке с распределительным механизмом
проверить проток масла по всем смазочным каналам давлением (0,4
При установке лотка с распределительным механизмом на дизель
производить установку начала подачи топлива при ходе плунжера топливного
насоса 5 мм и проверку фаз газораспределения, согласно таблиц чертежа
Клапан редукционный снять с дизеля, убрать пломбу и разобрать.
Все детали промыть в топливе, применяемом на дизеле, и обдуть сжатым
воздухом. Проверить состояние деталей клапана. При выработке стопорного
болта более 2 мм болт заменить.
При сборке клапана прокладки заменить на новые, допускается
использование отожженных прокладок. Клапан испытать на герметичность
давлением 0,5 МПа (5 кгс/см²) топливом, применяемом на дизеле.
Установленные клапаны на дизеле, при работе на режиме полной
мощности, должны быть отрегулированы на давление масла в трубопроводе:
перед лотком с распределительным механизмом от 0,18 до 0,25 МПа
(от 1,8 до 2,5 кгс/см²);
перед турбокомпрессором от 0,28 до 0,35 МПа (от 2,8 до 3,5 кгс/см²).
При необходимости отрегулируйте клапаны за счёт установки (или удаления)
регулировочных шайб. Изменение толщины установочных шайб на 1 мм
соответствует увеличению (или уменьшению давления редукционного клапана на
(0,018±0,002) МПа ((0,18±0,02) кгс/см²). Клапан на дизеле опломбировать.
Источник
Ремонт дизеля тепловоза 2тэ116
Включите пожалуйста JavaScript
КОНСТРУКЦИЯ И РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116
Глава 1. Кузов тепловоза
Глава 2. Автосцепное устройство
Глава 3. Тележка тепловоза
Конструкция и ремонт тепловоза 2ТЭ116
Глава 4. Ремонт механического оборудования
Глава 5. Системы тепловоза
Глава 6. Устройство и ремонт дизеля
Глава 7. Устройство электрических машин
Электрические аппараты и электрические схемы тепловоза
Глава 8. Электрические аппараты
Глава 9. Электрические схемы
МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Автор проекта: А.И.Залогин
А. В. Паржницкий , директор Научно-методического центра профессионально-технического образования в Запорожской области;
Б. Е. Боднар, д.т.н., профессор, академик Транспортной Академии Украины и Российской Федерации, Заслуженный работник образования Украины, первый проректор по научной работе Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна.
Д. В. Лисицын , главный инженер ОТДЕЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИДНЕПРОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ «Мелитопольское локомотивное депо»
Рассмотрен на заседании НМЦ ПТО в Запорожской области; заседании кафедры «Локомотивы» Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна.
В данном учебном пособии изложен материал по конструкции и ремонту тепловоза 2ТЭ116 , отражены вопросы общей конструкции тепловоза, с подробным описанием узлов и деталей. Наглядно показан принцип работы механизмов и узлов управления с использованием видео и флеш анимации (интерактивных пособий). Включены вопросы для самопроверки.
Данное учебное пособие предназначено для студентов и учащихся железнодорожных учебных заведений при подготовке машинистов тягового подвижного состава (ТПС), слесарей по ремонту ТПС.
Пособие будет полезно для слушателей курсов повышения квалификации кадров, специалистам и руководителям подразделений локомотивного хозяйства, а также для персонала локомотивных депо осуществляющих ремонт и обслуживание тепловоза серии ТЭ116.