Ремонт дополнительного оборудования бульдозера

Ремонт и обслуживание бульдозеров

Специализированная техника, к которой относятся и бульдозеры, широко используется в коммунальном хозяйстве, строительной сфере и горнодобывающей отрасли. Эти машины созданы для больших нагрузок, но каждая их деталь имеет свой срок эксплуатации. Своевременное устранение неисправностей бульдозера и профилактические мероприятия по обслуживанию ведущих узлов позволяют не только избежать убытков из-за простоя, но и обеспечивают бесперебойное функционирование машин даже в самых сложных технических условиях.

Причины неисправностей

Отказы и изменения технического состояния основных узлов делятся на три вида:

  • конструктивные;
  • эксплуатационные;
  • технологические.

Поломки могут быть внезапными, постоянными и релаксационными. Они возникают самостоятельно или являются следствием неисправностей соседнего узла.

Чаще всего причиной преждевременного износа и поломки частей ходовой становятся сложные условия, в которых приходится эксплуатировать машину.

  1. Бульдозеры используют для резки и толкания грунта. Частая смена режимов влияет на работу ходовой части.
  2. Неравномерные характеристики грунта приводят к абразивному износу узлов машины. Деталям приходится взаимодействовать с горными породами, функционировать в условиях заболоченной местности. Абразивная среда – причина пластической деформации и сколов металла.
  3. Перепад температур и влажности негативно влияют на состояние смазочных материалов.
  4. Эксплуатация в запыленных условиях – причина повышенного износа соединительных элементов.

Виды ремонтных работ

В зависимости от степени поломки и износа деталей различают три вида ремонта:

  1. Аварийный, который проводят при внезапной поломке техники.
  2. Плановый ремонт для обеспечения рабочего состояния бульдозера и продления его срока эксплуатации. Он предполагает гарантийную замену деталей для поддержания рабочего состояния машины. При плановом ремонте частично разбирают основные узлы, проводят диагностику их состояния, проверяют смазку. Эти мероприятия включают также профилактику электрооборудования и топливной системы.
  3. Капитальный ремонт и обслуживание бульдозеров – восстановление полного ресурса техники, замена мелких и основных ее деталей. Проводится при полной разборке машины с последующим испытанием замененных единиц на стендах. После сборки бульдозер проверяют сначала на холостом ходу, а затем под нагрузкой. И только после этого исправленную технику допускают к использованию.

Типы бульдозеров

Этот вид спецтехники классифицируют по нескольким параметрам.

  1. По назначению: общая и специальная. Первую используют для землеройно-планировочных и строительных работ. Вторую – для подземных и подводных разработок.
  2. По типу ходовой: гусеничная, используемая в условиях бездорожья, и колесная для более легких дорожных условий.
  3. По конструкции рабочего оборудования: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно оси машины с возможностью небольшого покачивания в поперечной плоскости. С поворотным отвалом, угол которого меняется в обе стороны от нулевого положения. Универсальная с шарнирно-сочлененным отвалом. Погрузчики.
  4. По механизму подъемного привода: гидравлическая, электромеханическая и механическая.

Наиболее частые поломки

Независимо от того, какая техника используется при работе, гусеничная или колесная, на первом месте среди неисправностей – выход из строя ходовой.

  1. Внешние элементы (катки, звенья гусеницы) ломаются при выемке грунта с частым изменением размера абразивных частиц.
  2. Внутренние детали (втулки, пальцы звеньев, оси катков) выходят из строя при работе на гребне холма.
  3. Работа поперек склона увеличивает нагрузку на внутренние и внешние элементы ходовой.
  4. Катки и их оси, находящиеся в передней части бульдозера, испытывают нагрузку на спуске.
  5. Катки и их оси, находящиеся в задней части машины, выходят из строя при работе на подъеме или при рыхлении грунта.

На втором месте стоит поломка гидравлической системы, отвечающей за функциональность отвала.

Как проводят ремонт

Независимо от вида ремонтных работ (аварийный, плановый или капитальный) необходимо придерживаться определенной последовательности.

  1. Диагностика машины с целью выявления повреждений.
  2. При износе частей ходовой – частичный разбор узлов с заменой башмака гусеницы, цепей, полотна, направляющего колеса, натяжителя.
  3. Проверка системы управления и устранение недостатков ее функционирования. Профилактика или замена поддерживающих и опорных катков, ремонт поворотных и бортовых редукторов.
  4. Обслуживание гидравлических систем. Восстановление цилиндров, пусконаладочные работы, ремонт насосов и гидромоторов.
  5. Проверка топливной системы.

Бульдозер Т170 ЧТЗ

Техника от Челябинского тракторного завода считается самой востребованной среди отечественных специальных машин. Модель Т170 выпускали с 1988 по 2002 год. За 14 лет механизаторы успели изучить все плюсы и минусы машины.

Принципы обслуживания этой модели прописаны в руководстве по ремонту бульдозера. Оно затрагивает диагностику и работу со всеми системами машины, но особое внимание механизаторы уделяют ремонту ходовой части. Слабое место у Т170 – фрикционные муфты сухого трения и гидравлика с ее неустойчивыми к перепаду температур шлангами. Благодаря тому, что эта модель разработана на базе проверенного временем трактора Т130, проблем с ремонтом не возникает. Всегда можно найти запчасти, а в инструкции пошагово прописаны этапы устранения неисправностей.

Читайте также:  Стабик стар 10000 ремонт

Техника ЧЕТРА

Техника ОАО «Промтрактор» входит в число самых востребованных машин, задействованных в отечественном производстве. Популярными моделями считаются бульдозер на гусеничном ходу ЧЕТРА Т11 и Б11. Эти рабочие лошадки тоже не вечны. Наиболее частые проблемы у ЧЕТРА связаны с гидравликой, которая тянет за собой сбой в функционировании трансмиссии. Серьезные поломки возникают через 2-3 тыс. моточасов. Полный перечень работ по устранению неисправностей указан в руководстве по эксплуатации.

Чаще всего гидравлические узлы выходят из строя из-за редкой замены фильтров и масла. Профилактически это делают через 250 и 500 моточасов соответственно. Если отвал перестал подниматься, необходимо проверить уровень масла в гидробаке. Одной из причин отказа отвала от работы может быть зависание перепускного клапана. В этом случае его необходимо разобрать и промыть.

Медленное поднятие отвала или его зависание может быть связано с попаданием воздуха в гидроцилиндр или утечкой масла. В первом случае необходимо проверить силу натяжения креплений и шланги. Во втором – отремонтировать или поменять гидронасос. Состояние гидравлической системы также напрямую зависит от соблюдения допустимых нагрузок на систему.

Caterpillar (CAT)

Гидравлика считается слабым местом и у бульдозеров Caterpillar (CAT). Алгоритм устранения неисправностей аналогичен работам с ЧЕТРА и ЧТЗ. Еще одна проблема, с которой сталкиваются машинисты CAT – поломка гусениц.

Хотя в Caterpillar и применяют метод быстрого охлаждения беговой дорожки для закалки металла с повышенной стойкостью к абразивному износу, ходовая часть считается одним из слабых мест этой техники. Именно поэтому при необходимости замены частей гусеницы следует использовать только оригинальные детали. На них средний срок эксплуатации техники составляет 4-5 тыс. моточасов на твердых породах и до 18 тыс. часов на мягких. Комплектующие для ремонта ходовой Caterpillar производит та же ЧЕТРА, но срок эксплуатации запчастей гораздо меньше оригинала.

Источник

Ремонт дополнительного оборудования бульдозера

Дополнительное оборудование бульдозеров и сменные рабочие органы бульдозеров-погрузчиков

Для использования машин в различных грунтовых условиях и климатических зонах, а также повышения их производительности и сокращения ручного труда бульдозеры комплектуют дополнительным оборудованием, а бульдозеры-погрузчики дополнительным оборудованием и сменными рабочими органами.

На задний мост бульдозеров и бульдозеров-погрузчиков может быть навешен рыхлитель. Спереди на отвал бульдозера устанавливают открылки, уширители, удлинители, рыхлительные зубья, кирковщик, гребенчатые ножи, откосник, опорные лыжи, грузовые вилы, подъемный крюк.

Рыхлители наиболее часто агрегатируют с гусеничным бульдозе-ром, так как они позволяют разрабатывать более прочные грунты, скальные породы, смерзшиеся материалы. В этом случае предварительно рыхлят породы, а затем транспортируют их отвалом. Рыхлители используют при отрывке котлованов, траншей, устройстве выемок, гидротехнических сооружений, при подготовке основания дорожного полотна, разработке полезных ископаемых открытым способом (угля, руды, золотоносных россыпей), вскрышных работах.
Различают одно- и многозубые рыхлители (рис. 109). Однозубый рыхлитель снабжен одной стойкой, в результате чего сила тяги сосредоточена на одном рабочем органе. Благодаря этому он может разрушать более прочные породы. Кроме того, однозубый рыхлитель обладает меньшей металлоемкостью, чем многозубый.

В зубе выполнено до трех отверстий. Поэтому его устанавливают в раме на различной высоте, обеспечивая ступенчатое изменение глубины рыхления в зависимости от прочности разрабатываемого материала.

Трехзубый рыхлитель снабжен тремя съемными стойками, размещенными на раме на одинаковом расстоянии одна от другой. Два боковых зуба можно снимать. Трехзубые рыхлители отличаются большей материалоемкостью и предназначены для работы на более легких породах и смерзшихся грунтах.

По системе подвески рыхлителей на тракторе наиболее распростра-нены трехзвенная, параллелограммная, параллелограммная с изменяемым звеном.

Рис. 109. Задние рыхлители и подвески:
а — однозубый, б — трехзубый, в — трехзвенная подвеска, г — параллелограммная подвеска, д — параллелограммная подвеска с изменяемым звеном; 1,6 — рамы, 2 — гидроцилиндр управления, 3 — балка, 4 — зуб, 5 — наконечник, 7 — тяга, 8 — гидроцилиндр изменения угла рыхления

При трехзвенной подвеске к опорной раме 1 шарнирно крепят раму 6 с рабочей балкой 3. В балку установлен зуб 4, на конце которого укреплен съемный наконечник 5. Трехзвенная подвеска отличается простой конструкцией, но не обеспечивает постоянного угла рыхления при подъеме и заглублении зуба.
При параллелограммной подвеске рыхлитель установлен на четырехзвеннике и сохраняет постоянный угол рыхления в процессе работы. На опорной раме 1 шарнирно установлены рама 6 и верхняя тяга 7, к которым на пальцах подвешена рабочая балка 3. В нее вставлена стойка зуба, удерживаемая поперечным пальцем.

Рис. 110. Однозубый рыхлитель ДП-26С:
1 — шпилька, 2, 13 — рамы,
3, 6,8, 10, 12, 15 — пальцы,4 — тяга, 5 — гидроцилиндр подьема-опускания, 7 — балка, 9 — зуб, 11 — наконечник, 14 — болт, 16 — серьга

Читайте также:  Когда откроют новорязанское шоссе после ремонта

При параллелограммной подвеске с изменяемым звеном вместо верхней тяги установлены гидроцилиндры. Они увеличивают или уменьшают расстояние между верхними шарнирами рамы 1 и балки 3 и таким образом изменяют угол рыхления. Этот тип подвески повышает производительность рыхлителя, облегчает выглубление оборудования и уменьшает нагрузки на трактор.

Задний однозубый рыхлитель с параллелограммной подвеской ДП-26С (рис. 110) навешивают сзади на бульдозерах ДЗ-171.1 и ДЗ-171.1.05.

Опорная рама 2 включает в себя опорную плиту, в которой сделаны два окна для регулирования бортовых фрикционов трактора и отверстия под крепежные шпильки. Посередине перпендикулярно плите приварены две стойки. Связь между стойками и плитой усилена двумя поперечными кронштейнами. Между собой стойки скреплены вертикальным листом. В стойках выполнены два отверстия для крепления верхней тяги и гидроцилиндров.

В нижней части по краям плиты расположены две пары проушин для шарнирного крепления нижней рамы, а в центре — втулка под болт, который резьбовым соединением связан прицепной серьгой с задним мостом трактора. Внизу стойки связаны с проушинами рамы нижним поясом жесткости.

Верхняя тяга 4 состоит из двух щек с наваренными усилительными накладками. Коробка и верхний лист образуют коробку жесткости. В отверстия щек запрессованы съемные каленые втулки для увеличения срока службы шарниров и улучшения ремонтопригодности.

Рабочая балка 7 представляет собой объемную металлоконструкцию, сваренную из двух стоек и связанную между собой спереди и сзади листами. Внутри конструкции вварена обойма с опорой внизу, которая является направляющей для зуба. Внутрь обоймы вставляют зуб 9 и фиксируют пальцем 8. Снаружи внизу на балке предусмотрен выступ для упора бульдозерным отвалом при рыхлении тяжелых грунтов.

Рама 13 сварена из изогнутых щек с накладками, которые связаны верхним и нижним листами. Спереди и сзади также приварены листы, благодаря чему образована жесткая объемная металлоконструкция.

Зуб 9 состоит из стойки прямоугольной формы и наконечника 11. Боковые грани стойки срезаны для уменьшения сопротивления рыхления и облегчения установки зуба в рабочую балку. В стойке выполнены два отверстия, с помощью которых она фиксируется в рабочей балке в двух положениях, что позволяет рыхлить грунт на различную глубину. К верхнему торцу приварена грузоподъемная скоба. Снизу стойка заканчивается заостренным носком, на который надет съемный наконечник 11. Его фиксируют на стойке пальцем 10, который удерживается от произвольного выпадания пружинной чекой, входящей в кольцевую проточку. При выбивании пальца чека разжимается и он выходит из отверстия.

При рыхлении верхняя кромка наконечника интенсивно изнашивается. Поэтому наконечник имеет две симметрично расположенные режущие кромки. При изнашивании одной из них наконечник переворачивают на 180° и снова надевают на зуб рыхлителя.

Для управления рыхлителем применены два гидроцилиндра 5 двойного действия, который одной стороной прикреплены пальцами к рабочей балке.

При выдвижении штоков гидроцилиндров рыхлитель поднимается, при втягивании — заглубляется. Гидроцилиндры соединены рукавами высокого давления с гидрораспределителем, который установлен в гидросистеме базового трактора.

(рис. 111) устанавливают преимущественно на бульдозерах с неповоротными отвалами, используя болты с гайками, поэтому его называют съемным.

Уширители 1 применяют при работе на легких грунтах или насыпных материалах. Они увеличивают ширину отвала, призму волочения и производительность бульдозера. Уширители представляют собой секции, изогнутые по профилю основного листа бульдозера. Их жестко крепят к боковым щекам отвала под углом 30° к поверхности.

Рис. 111. Дополнительное оборудование бульдозеров с неповоротным отвалом:
1 — уширители, 2 — открылки, 3 — удлинители, 4 — рыхлительный зуб, 5 — кирковщик для выламывания асфальтовых покрытий, 6 — гребенчатый нож,
7 — канавная надставка, 8 — откосник, 9 — опорная лыжа, 10 — грузовые вилы, 11 — грузоподъемный крюк

Открылки 2 позволяют уменьшать утечки грунта из призмы в боковые валики. Выполняют открылки в виде выступающих боковых
ножей с заостренными режущими кромками, скошенными назад в верхней части. Ножи жестко привинчены к боковым щекам с двух сторон отвала.

Удлинители 3 отвала изготовляют по форме его лобового листа и усиливают поясами сзади. К каждой боковой щеке отвала болтами с гайками крепят по одному удлинителю. Применяют удлинители при планировочных работах или перемещении легких насыпных материалов (угля, опилок, силоса).

Рыхлительные съемные зубья 4 применяют в том случае, когда бульдозер не оборудован задним рыхлителем. Их можно устанавливать спереди или сзади отвала. Передний зуб монтируют на лобовом листе отвала. Задние зубья крепят шарнирно на нижнем поясе жесткости отвала. При переднем ходе машины зубья поворачиваются назад против направления движения и не препятствуют разработке материала отвалом. Во время движения назад отвал приподнимается над рабочей поверхностью, зубья автоматически опускаются на шарнирной оси до упора в нижний пояс и рыхлят грунт. На отвал устанавливают 1. 3 поворотных задних рыхлительных зуба.

Читайте также:  Сцепление не включается ремонт

Кирковщик 5для взламывания асфальтовых покрытий навешивают со стороны лобового листа по типу передних рыхлительных
зубьев.

Гребенчатые ножи 6 применяют для разработки смерзшихся материалов, скалывания льда с дорожного полотна. Устанавливают гребенчатые ножи на подножевую плиту взамен средних и боковых ножей. На режущей кромке гребенчатых ножей выступают зубья небольшой длины.

Канавную надставку 7 применяют для отрывки мелких траншей и каналов под кабельные линии и водосточные желоба. По конструкции и способу крепления на отвале она подобна переднему рыхлительному зубу, но больше зуба по ширине. Форма надставки соответствует профилю траншеи.

Откосник 8 предназначен для формирования и планировки откосов выемок и насыпей при сооружении дорог. Он представляет собой отвальный лист, усиленный сзади продольными балками. Сбоку листа приварено посадочное основание, через которое откосник болтами с гайками жестко крепят к левой или правой боковой щеке отвала.

Опорные лыжи 9 устанавливают спереди или сзади отвала. Они предназначены для улучшения планирующих свойств бульдозера за счет дополнительной опоры на рабочую площадку. Передние лыжи крепят шарнирно на выступающем кронштейне, который установлен на лобовом листе отвала, задние — приваривают жестко к отвалу или к толкающим брусьям.

Грузовые вилы 10 применяют для пеных грузов, строительных конструкций (балок, панелей, оборудования). Вдоль отвала в области верхнего пояса жесткости на болтах с гайками крепят панель, на которой выступают кронштейны с отверстиями. В них на пальцах шарнирно устанавливают две изогнутые вилки, которые внизу упираются в лобовой лист отвала.

Грузоподъемный крюк 11 служит для подъема, транспортирования и установки грузов. На отвале с помощью болтов с гайками

крепят гусек, на консольной части которого шарнирно подвешен грузоподъемный крюк.

Рис. 112. Сменные рабочие органы и дополнительное оборудование бульдозера-погрузчика ДЭ-133:
а — монтажный крюк, б — вилы для сена и навоза, в — грузовые вилы, г — уменьшенный ковш, д — увеличенный ковш, е — дополнительное оборудование бульдозера, ж — челюстной захват; 1 — уширители, 2 — отвал, 3 — козырек, 4 — гидроцилиндр, 5 — боковина, 6 — челюсть

На бульдозерах-погрузчиках вместо отвала можно устанавливать сменные рабочие органы (рис. 112).

Монтажный крюк устанавливают на устройстве для быстрой смены рабочих органов, когда необходимо осуществлять погрузочно-разгрузочные или монтажные работы со штучными грузами или строительными конструкциями. Таким крюком груз снимают с транспортного средства или места складирования, транспортируют к месту монтажа, поднимают на необходимую высоту и устанавливают в необходимом месте.

Монтажный крюк представляет собой прямоугольную сварную раму с привязочными местами для крепления на устройстве для быстрой смены рабочих органов. К рамке приварены три трубчатых раскоса, которые сходятся на плоской планке. В отверстие планки установлена скоба. На планке жестко закреплен грузоподъемный крюк.

Вилы для сена и навоза применяют при их погрузке и складировании в сельскохозяйственном производстве. На прямоугольной рамке с привязочными местами на нижнем и боковых поясах просверлен ряд отверстий, в которые вставлены заостренные металлические стержни. С обратной стороны они притянуты к рамке гайками.

Грузовые вилы используют при погрузке, разгрузке, складировании штучных грузов, ящиков, небольших контейнеров с материалами. Вилы изготовлены в виде прямоугольной рамки с двумя дополнительными стойками в ее середине. На боковые пояса и стойки в верхней части приварены по две втулки, в которые неподвижно встроены две цилиндрические оси. На каждой оси установлена подвижная втулка, к которой прикреплена лапа, изогнутая под углом 90е. Таким образом, расстояние между лапами можно незначительно изменять в зависимости от габарита груза. На концах лап предусмотрены два отверстия, в которые вставляют пальцы, препятствующие
падению грузов.

Уменьшенный и увеличенный ковши различаются вместимостью, которая обратно пропорциональна плотности материала. При разработке тяжелых грунтов применяют уменьшенный ковш, при погрузке легких материалов (опилок, шлака, мусора) — увеличенный.

Ковши по конструкции одинаковы. Основной лист ковша изогнутой формы. По его торцам приварены, боковые стенки со скошенными режущими кромками. По всей длине фланца ковша режущая кромка выполнена с заострением, что облегчает внедрение ковша в материал. Для ужесточения конструкции посередине ковша вварена листовая плоскость серповидной формы.

В качестве дополнительного оборудования к отвалу используют следующее.

Уширители 1 крепят болтами к боковым щекам бульдозерного отвала 2 с двух сторон для перемещения легких материалов.

Козырек 3 устанавливают в верхней части отвала для формирования призмы волочения материала.

Челюстной захват б присоединяют к боковым щекам бульдозерного отвала. Состоит захват из двух листовых боковин 5, болтами соединенных со щеками отвала. К боковинам шарнирно подвешена П-образная подвижная челюсть 6. С помощью двух гидроцилиндров 4 она может поворачиваться относительно отвала на некоторый угол и захватывать легкие грузы и строительные элементы для их последующего транспортирования бульдозером-погрузчиком.

Источник

Оцените статью