Правительство снимает с себя обязательство по ремонту федеральных дорог
На фоне связанных с эпидемией коронавируса падения доходов и сокращения госбюджета правительство собирается сэкономить на дорогах. До 2024 года федеральный бюджет сможет покрывать не все расходы на ремонт и содержание федеральной дорожной сети, следует из внесенного в Госдуму законопроекта. Расходы нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», в рамках которого ремонтируется региональная дорожная сеть, также сокращаются.
Правительство внесло в Госдуму поправки к закону «Об автодорогах и дорожной деятельности». Сейчас бюджет РФ покрывает все траты на ремонт и содержание федеральной дорожной сети (53,8 тыс. км находятся в ведении Росавтодора, 3,4 тыс. км — ГК «Автодор»). Нормативы записаны в постановлении правительства 2017 года:
- капремонт 1 км дороги пятой (базовой) категории стоит 12 млн руб.,
- ремонт — 4,7 млн руб.,
- содержание — 806 тыс. руб.
Для дорог более высоких категорий применяются повышающие коэффициенты:
- капремонт магистрали категории 1А стоит 126,3 млн руб.,
- ремонт — 47 млн руб.,
- содержание — 4,7 млн руб.
До 1 января 2024 года соблюдать нормативы не нужно, следует из законопроекта.
«В очередном финансовом году и плановом периоде объем расходов недостаточен для обеспечения установленных законодательством расходных обязательств»,— сказано в пояснительной записке. Законопроект связан с проектом бюджета на 2021–2023 годы (“Ъ” рассказывал о нем 17 сентября): незащищенные федеральные расходы Минфин сокращает на 10%, военные — на 5%. Правительство подготовило еще несколько законопроектов, в частности, планируется отказаться от индексации зарплаты чиновников и судей в 2021 году.
В пресс-службе Минфина “Ъ” заявили, что «средства федерального бюджета на финансирование ремонта и содержание дорог выделялись и продолжают выделяться в необходимом объеме», но за подробностями «о распределении средств» попросили обратиться в Минтранс. В Минтрансе комментарий дать не смогли.
В 2019 году бюджет Росавтодора на ремонт и содержание сети составил 302 млрд руб., в 2020 году — чуть более 325 млрд руб. В 2021 году Росавтодор планировал (ведомственным распоряжением №3535-р) выделить 348,1 млрд руб., 362 млрд руб. в 2022-м и 378 млрд руб. в 2023-м. В проекте бюджета, который внесен в Госдуму, в 2021 году планируется выделить на эти цели 344,3 млрд руб., в 2022 и 2023 годах — по 377 млрд руб.
Сокращение финансирования может заставить дорожников искать «экономичные способы содержания», предполагает член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев («Единая Россия»):
« Например, перестанут сыпать песок с солью зимой и станут сыпать только соль».
Снижение затрат относительно нормативов приводит к ухудшению состояния сети, уверен президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров. «Мы это видим на примере региональных дорог, получающих примерно 25% от нужного финансирования,— поясняет он.— Теперь важно грамотно перераспределить имеющиеся средства, чтобы пользователи не заметили ухудшения состояния дорог». Господин Быстров отметил, что сейчас идет процесс передачи Росавтодору около 5 тыс. км региональных дорог, которые нужно срочно ремонтировать,— большая их часть в плохом состоянии (недавно, к примеру, трасса «Золотое кольцо» вокруг Москвы стала федеральной). «При сокращении финансирования этот процесс может затянуться или даже затормозиться»,— отмечает эксперт.
Как Минтранс хочет скорректировать нацпроект БКАД
С 2019 года, напомним, Минтранс, Росавтодор и регионы реализуют нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД), цель которого — отремонтировать 50% дорог в регионах и 85% в крупных городах и окрестностях (правительство сейчас пересматривает эти показатели). Поправки к закону об автодорогах напрямую нацпроекта не касаются, но в проекте бюджета, внесенного в Госдуму, уже заложено сокращение расходов, выделяемых на БКАД в 2021 году, на 5,9% (до 117,4 млрд руб.).
Источник
Как заставить чиновников отремонтировать дорогу на дачу
У многих автомобилистов путь на дачу, если хотите в деревню, лежит через колдобины, ямы, разбитый напрочь асфальт, грязь, глину и через вековые лужи, в которых уже растут камыши.
Раньше у моего отца цепи для колес являлись обязательным атрибутом в багажнике его «восьмерки». Да и я, надо признаться, немало натерпелся, когда приходилось последние два километра до дома ковылять по глинистой дороге после дождя. Кто знает, что такое глина, меня понимает. Зато это хороший опыт, после пройденных двух километров осеннего глинистого бездорожья в моросящий дождь на праворульном хэтчбеке уже никакие заносы не страшны, что называется, «присягу принял». Но это все уже как пять лет в прошлом — дорогу, благодаря местному коммерсанту, там сделали, засыпали песком, и лужи теперь нам не страшны.
Да ладно мы, дачники! А вот как быть жителям деревень, которые за хлебом ходят в соседнюю деревню и в фельдшерский пункт ездят в район? В такие деревни «скорая» отказывается приезжать, ссылаясь, на то, что застрянет. А если кто-то из деревенских умрет? Как тогда? Старенькие бабушки на самодельных носилках пять километров должны тащить его в мороз, в метель, в жару? У местной администрации никогда нет денег на ремонт местных дорог.
Если вы думаете, что надежды на светлое будущее нет, вы сильно заблуждаетесь. Если ничего не предпринимать, то ремонта дороги можно ждать годами. А вот если постараться, то есть вероятность прокатиться до фазенды с ветерком уже в этом сезоне.
Прошлой осенью ко мне обратился один депутат земского собрания с просьбой составить жалобу в адрес местной администрации. Жалобу я подготовил, и ее пример — ниже.
Важно! Дороги в России подразделяются на несколько категорий: федеральные, региональные и местные. Федеральные находятся на балансе Росавтодора (за исключением платных, но это другая история), региональные — на балансе субъектов федерации, а вот местные — на балансе районных администраций. Какого-либо сайта, где можно было бы узнать, кому принадлежит та или иная дорога, не существует. Поэтому может статься, что районная администрация вам ответит на жалобу, что это вообще не их «епархия». Если дорога оказалась региональной, значит, жаловаться надо «выше», в ответственный областной комитет. А вот бесхозных дорог не существует в природе! Поэтому принцип «Я не я, корова не моя» тут не работает. Если администрация вам отказывает и говорит, что вообще не в курсе, что за дорога такая, то направляйте жалобу в прокуратуру. Они там должны выявить ответственное за ту или иную дорогу лицо и принять меры.
На фото: та самая дорога, про которую жалоба
А вот и сама коллективная жалоба, которая послужит образцом для вашего обращения:
«Мы, жители поселка Ляхова Балахнинского района Нижегородской области обращаемся к Вам с просьбой по ремонту дороги, идущей по улицам поселка Большая, Чапаева, переулок Полевой, Горушка и Куйбешева.
Так, в процессе эксплуатации указанной дороги под воздействием колес тяжелой техники, каждодневно проходящей к вновь строящимся домам, а также других транспортных средств, температурных колебаний, выпадающих осадков и других факторов автомобильная дорога износилась и находится в настоящее время в отвратительном состоянии, а именно: одни сплошные ямы, ухабы, выбоины и просадки дорожного полотна, что также мешает зимой чистить снег.
Отсутствие надлежащего состояния дороги подвергает нас, жителей поселка, реальной угрозе жизни, здоровью и нашему имуществу. В частности, создается угроза неприбытия вовремя бригад «скорой помощи» для оказания экстренной медицинской помощи, нарядов полиции для пресечения противоправных деяний, а также пожарных в случае возгорания.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм закона местная администрация обязана поддерживать дороги в населенном пункте в состоянии, пригодном для использования, то есть осуществлять ремонт дороги, а также уборку снега. В связи с чем просим Вас выполнить свою обязанность, регламентированную законодательством. В противном случае мы будем вынуждены обратиться с жалобой на бездействие администрации в прокуратуру Нижегородской области, а также с заявлением в суд.
Ответ просим направить в установленный законом 30-дневный срок по адресу: …»
Источник
Ремонт дорог денег нет
Анатолий Локоть заявил, что город может отремонтировать только 5–6% улично-дорожной сети
Сложившуюся ситуацию мэр назвал наступившей точкой невозврата
Фото: Александр Ощепоков
Анатолий Локоть назвал главную причину плохих дорог в Новосибирске
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть объяснил плохое состояние дорог в городе: по его мнению, во всем виноват недостаток финансирования. Свою позицию он высказал на странице в Facebook.
— В Новосибирске 13 миллионов квадратных метров автодорог. Из-за недостаточного финансирования последние 10 лет ремонт улично-дорожной сети проводился на 5–6% от общей площади. При существенном недоремонте, когда многие дороги не ремонтировались 10–15 лет (ул. Хилокская, ул. Ипподромская, ул. Волочаевская и др.), наступила точка невозврата, — написал мэр. — Город своими ресурсами не сможет поддерживать их в нормативном состоянии.
Он добавил, что вчерашнее решение губернатора НСО о выделении Новосибирску рублей на ремонт дорог позволит отремонтировать самые проблемные участки.
Эксперты и жители города с главной причиной разрушенных дорог не согласились.
Не хватает контроля
Руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков согласен с тем, что городу не хватает денег на дороги. Но утверждает, что это не единственная и не главная причина такого состояния улично-дорожной сети.
— В какой-то мере мэр прав, что у нас действительно всё меньше и меньше с каждым годом остается налогов, собираемых на местном уровне. Мы всё больше передаем средств региону и в федеральный бюджет. Поэтому то, что есть недофинансирование отрасли, это 100%. Но даже при имеющихся деньгах, тем более мы постоянно получаем помощь от региона, федерального бюджета, можно выстроить свою работу таким образом, чтобы эффективность повысить, — убежден Вячеслав Ашурков.
Он уверен, что городу не хватает должного контроля за работами.
— У нас проводят ремонты таким образом, что потом приходится на следующий год, а иногда и раньше, обращаться с претензией и исправлять этот участок. Это говорит о том, что нарушаются технологии. В тот момент, когда подрядчик ремонтирует дорогу, где в этот момент находятся контролеры от заказчика — структуры мэрии? Здесь остро стоит вопрос контроля за качеством ремонта дорог, — рассказал эксперт.
Вячеслав Ашурков настаивает, что в первую очередь нужно сделать качественную диагностику улично-дорожной сети.
— Это нужно для того, чтобы понять, где делать ремонт в первую очередь. Никто этого не сделал. Мы просто видим яму и начинаем ремонтировать ее. А в прошлом году, например, нужно было бы просто сделать выравнивающий верхний слой и спасти этот участок дороги еще на семь лет — об этом мало кто думает. Обещанные от региона деньги улучшат ситуацию на каких-то конкретных, видимых точках. Целиком чтобы картина поменялась — такого, конечно же, не будет. И получается, что, с одной стороны, уменьшается собираемость налогов на местном уровне, а с другой — низкая эффективность использования того, что мы имеем. И правильно сказал Травников, что даже в меньших объемах средства получают города и они при этом содержат свои дороги, а Новосибирску постоянно не хватает.
Сначала надо пересчитать дороги
Эксперт дорожной инспекции ОНФ, член общественного совета при Минтрансе НСО Михаил Мезенцев убежден, что жалобы на недофинасирование — это только отговорка.
— Такое звучит из года в год вне зависимости от того, в каком объеме деньги сегодня есть в бюджете города. Для того чтобы говорить о недостатке финансирования, сначала нужно знать, сколько точно у нас дорог. На сегодня мэрия не обладает такой информацией. То, что написано , откуда эти данные, если в Новосибирске до сих пор не выполнена паспортизация дорог? Не выведена земля под дороги и не проведена инвентаризация. это с тротуарами, с газонами, как мерили? Дорога — это не только полотно. Откуда эти данные? Пока не проведен полный аудит дорожно-уличной сети, говорить какие-то цифры абсурдно, — уверен эксперт.
Он добавляет, что пока такой аудит не проведен, то и посчитать, сколько нужно средств на содержание новосибирских дорог, не получится.
— Без понимания объекта как можно говорить о том, в полном или неполном объеме он финансируется? Второй важный момент — контроль качества. Насколько технологически правильно выполняются работы, особенно это касается организаций, являющихся подразделениями мэрии. Обычные граждане, не имеющие отношения к дорожной отрасли, видят, что делается всё как попало. Высыпаются горячие асфальтобетонные смеси на неподготовленные основания. Не выполняется обрубка кромок разрушений. Недостаточное уплотнение. Заплатки получаются непонятной формы или наоборот проваленные, — перечисляет Михаил Мезенцев.
В итоге, по словам эксперта, город оказывается в ловушке. К старым проблемным участкам постоянно добавляются новые.
— У нас именно поэтому в геометрической прогрессии ухудшается состояние улично-дорожной сети. Пока мы не будем понимать, насколько эффективно мы расходуем каждый бюджетный рубль, вваливать деньги в эту структуру можно бесконечно, потому что дна там нет. Любая сумма, даже и рублей, не исправит ситуацию. Это будет одномоментный, разовый эффект.
«Может, не надо было тратить деньги на асфальт в лужи?»
Новосибирцы бурно отреагировали на пост мэра. Помимо перечисления улиц, которым сейчас нужен ремонт, они напомнили, что прошлогодние работы были выполнены некачественно. Вот что написали горожане в комментариях под постом Анатолия Локтя:
— А может не надо было тратить деньги на асфальт в лужи? Или по три года от подрядчиков добиваться гарантийного ремонта — это тоже, по-вашему, норма?
— Системное решение — это изменить город, формировать среду для человека, которая будет удерживать и привлекать. Сейчас это город, который хочется развидеть. Поэтому амбициозные и активные стремятся покинуть его. Читайте: потенциальные бизнесмены, ученые, врачи, управленцы, профессионалы . Те, кто формируют экономический потенциал.
— А почему нельзя поехать в Москву, куда уходят все наши налоги, и сказать: «Всё, господа, в городе всё плохо», — и стоять на коленях, пока денег не выделят!
— Если бы видели, как ремонтируют дороги. Это не ремонт, а пустая трата денег. И теперь будет очередная трата денег, ушедших мимо дорог?
Но при этом нашлись и те, кто поддержал мэра и посочувствовал ему:
— Отличная новость о выделении средств. К сожалению, наши «недовольные» граждане опять фыркают.
— Да, в отдельно взятом городе на федеральные деньги, полученные неимоверными усилиями, коммунизм не построишь. Да и нужен ли он комментаторам? Им бы дорога около околицы была ровная, а больше ничего не надо.
Весной 2014 года, в разгар своей предвыборной кампании, Анатолий Локоть засветился в видеоролике, где он критикует состояние дорог Новосибирска и даже сам измеряет ямы рулеткой. Фрагменты этого видео до сих пор всплывают в соцсетях, но никто не знает, на какой улице снимался сюжет и что стало с ямами на этом месте. Мы нашли оригинал ролика, установили место и проверили, в каком состоянии сейчас эта дорога.
Источник