Ремонт дорожно строительных машин тракторов

Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

§ 105. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 1-го разряда

Характеристика работ. Разборка простых узлов дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, очистка и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: основные приемы выполнения несложных слесарных работ; назначение и правила применения простого слесарного и контрольно-измерительных инструментов; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, смазок, моющих веществ.

Примеры работ

1. Детали простые — опиливание заусенцев, резка заготовок ножовкой, рубка зубилом, прогонка резьбы.

2. Детали и узлы простые дорожно-строительных машин и тракторов — очистка и мойка.

3. Тракторы и машины дорожно-строительные — очистка от грязи перед разборкой.

§ 106. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 2-го разряда

Характеристика работ. Разборка дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов и подготовка их к ремонту. Разборка, ремонт, сборка простых соединений и узлов дорожно-строительных машин и тракторов с заменой отдельных частей и деталей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Выполнение крепежных работ при техническом осмотре и обслуживании. Слесарная обработка узлов и деталей по 12 — 14 квалитетам с применением приспособлений. Выполнение более сложных работ по ремонту и монтажу под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: основные сведения об устройстве дорожно-строительных машин и тракторов; правила и последовательность разборки на узлы и подготовки к ремонту дорожно-строительных машин и тракторов; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел, топлива; механические свойства обрабатываемых материалов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

Примеры работ

1. Бензобаки, аккумуляторы, кабины, кожухи — установка на машины и крепление.

2. Диски, тормозные ленты и фрикционные накладки — устранение повреждений и заклепка.

3. Кронштейны, скобы, хомутики — изготовление.

4. Лебедки, муфты сцепления, мосты передние, тележки гусеничные, рулевое управление, механизмы реверсивные — снятие, разборка и подготовка к ремонту.

5. Мосты задние, двигатели, коробки передач — снятие.

6. Плафоны, фонари световые, свечи, стартеры — снятие и установка.

7. Фильтры масляные, насосы водяные, вентиляторы двигателей — снятие.

§ 107. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 3-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка и регулировка узлов и агрегатов средней сложности с заменой отдельных частей и деталей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, агрегатов и приборов при техническом осмотре и обслуживании дорожно-строительных машин и тракторов. Разборка и подготовка к ремонту агрегатов, узлов и электрооборудования. Соединение и пайка проводов, изоляция их и замена поврежденных участков. Общая сборка средней сложности дорожно-строительных машин и тракторов на колесном ходу. Слесарная обработка узлов и деталей по 11 — 12 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Выполнение более сложных работ по ремонту дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов к ним под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей; технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки машин и прицепных механизмов; методы выявления и способы устранения дефектов в работе машин и отдельных агрегатов; сорта масел, применяемых для смазки узлов машин; устройство универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; электротехнические материалы и правила сращивания, пайки и изоляции проводов.

Примеры работ

1. Автогрейдеры, краны автомобильные и краны самоходные на пневмоколесном ходу — разборка на узлы и детали.

2. Вентиляторы, насосы водяные и масляные двигателей — ремонт и сборка.

3. Двигатели, коробки перемены передач, мосты задние — разборка и подготовка к ремонту.

4. Замки зажигания — ремонт, сборка, регулировка.

5. Клапаны — притирка.

6. Колеса ведущие и ведомые, гусеницы и цепи, ролики поддерживающие и опорные, тяги рулевые, колодки тормозные и ленты — ремонт и сборка.

Читайте также:  Руководство по техническому обслуживанию ремонту автомобиля nissan

7. Лебедки, мосты передние, бортовые передачи, механизмы подъема и отвала, рейки выноса отвала, балансиры, тормоза — ремонт, сборка и установка.

8. Трубопроводы — ремонт и устранение неисправностей.

9. Управление рулевое — замена, установка.

§ 108. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 4-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка, стендовые испытания и регулировка сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов. Выявление и устранение дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов машин и тракторов. Слесарная обработка узлов и деталей по 7 — 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений и специального инструмента. Общая сборка сложных дорожно-строительных машин, тракторов на гусеничном ходу, агрегатов электрооборудования и приборов. Выполнение сложных монтажных работ с применением подъемно-транспортных механизмов и специальных приспособлений.

Должен знать: конструктивное устройство ремонтируемых дорожно-строительных машин и тракторов; устройство двигателей внутреннего сгорания различных типов и назначений; методы регулирования отдельных агрегатов и узлов машин; методику и режимы испытаний агрегатов дорожно-строительных машин и тракторов; способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания узлов и агрегатов; электроприборы и электрооборудование дорожно-строительных машин и тракторов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений.

Примеры работ

1. Автогрейдеры и автокраны — ремонт и сборка муфт сцепления мультипликаторов, рулевых механизмов, механизмов подъема и поворота стрелы.

2. Бульдозеры, грейдеры, скреперы (самоходные) — испытание подъемных механизмов и устранение дефектов в их работе.

3. Втулки шатунов — подгонка по поршневым пальцам.

4. Гидроприводы дорожно-строительных машин — ремонт, сборка, испытание на стенде.

5. Двигатели внутреннего сгорания мощностью до 73 кВт (100 л.с.) — ремонт, полная сборка, регулировка узлов и механизмов, устранение дефектов газораспределения, шатунно-поршневой группы и других узлов двигателя.

6. Коробки передач тракторов — испытание на стенде.

7. Клапаны — регулировка зазоров.

8. Кольца поршневые — подгонка к поршням.

9. Механизмы газораспределения — сборка.

10. Механизмы планетарные поворотов тракторов — сборка и регулировка.

11. Подшипники коренные и шатунные — шабрение.

12. Управление рулевое, редукторы, задний мост, коробка передач, фрикционы — ремонт, сборка и регулировка.

13. Экскаваторы с ковшом вместимостью до 15 куб. м — регулировка пневматического или гидравлического привода управления механизмов экскаватора, испытание главной лебедки, смена напорного барабана, регулировка открывания днища ковша.

§ 109. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 5-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка и испытание на стендах и на шасси сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и мощных тракторов. Определение на слух и устранение неисправностей в работе двигателя внутреннего сгорания и в работе сложных узлов и механизмов дорожно-строительных машин и тракторов. Проверка и испытание электрооборудования с применением специальной аппаратуры и приборов. Сложная слесарная обработка деталей по 6 — 7 квалитетам.

Должен знать: конструктивное устройство ремонтируемых мощных тракторов и сложных дорожно-строительных машин, технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; сложные электрические и монтажные схемы; причины износа сопряженных деталей, способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.

Примеры работ

1. Валы коленчатые с маховиками — балансировка.

2. Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 73.6 кВт (100 л.с.) — капитальный ремонт, полная сборка, регулировка и испытание.

3. Краны автомобильные и самоходные на пневмоколесном ходу — подготовка к испытанию после капитального ремонта и испытание.

4. Экскаваторы с ковшом вместимостью свыше 15 куб. м — регулировка пневматического и гидравлического привода управления механизмов экскаватора, испытание главной лебедки, регулирование открывания днища ковша.

§ 110. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 6-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, комплексные испытания и сдача в соответствии с техническими условиями сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик.

Должен знать: конструктивные особенности дорожно-строительных машин и тракторов различных марок; технические условия на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей.

Примеры работ

1. Коробки передач автоматические — сборка, регулировка, испытание.

2. Образцы опытных, экспериментальных дорожно-строительных машин (автогрейдеров, асфальтоукладчиков, сложных дробильно-размольных и формовочных машин для железобетонных работ) — ремонт, наладка, испытание.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Читайте также:  Средний ремонт двигателя автомобиля

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Источник

Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин, Полосин М.Д., 2016

Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин, Полосин М.Д., 2016.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии «Машинист дорожных и строительных машин», ПМ.01 «Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин».
Изложены положения технологии осуществления технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), монтажа и демонтажа рабочего оборудования. Рассмотрены особенности проверки технического состояния машин, основы их сервисного обслуживания и фирменного ремонта.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Предупреждение неисправностей машин.
В области эксплуатации дорожных и строительных машин в первую очередь застуживает внимания то, как следует предупреждать неисправности наиболее распространенной техники с гидроприводом, в частности прорывы рукавов гидросистемы, находящихся под давлением.

Последствия этого приводят к потере рабочей жидкости и загрязнению объекта, где работают машины. Учеными Волжского института строительства и технологий разработано защитное устройство, с помощью которого удается предотвратить потери рабочей жидкости в напорной гидролинии путем перекрытия по гидронасосом 10 по напорной гидролинии 12 высокого давления подается через полости А и Б сборочной единицы 6 к гидрораспределителю 4 и далее к соответствующим элементам гидросистемы.

В случае разрушения напорной гидролинии перепад давления в полостях А и Б увеличивается, равновесие плунжера 2 нарушается. Клапан 8 и плунжер 2, перемещаясь навстречу друг другу, перекрывают отверстие 3 и, превращаясь в единое целое, перекрывают полость Б, преодолевая усилие пружин 7 и 9. Затем рабочая жидкость через отверстия 1 из полости А через сливную гидролинию 11 направляется в гидробак, собирается в герметичной оболочке 5. В результате полностью исключается загрязнение окружающей среды объекта, где находится машина.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин, Полосин М.Д., 2016 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

ТОИ Р-66-54-95 — типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

Слесари по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов (далее — “слесари”) при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в “Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства”, настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации обслуживаемого оборудования и технологической оснастки.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы слесари обязаны:

а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) надеть спецодежду, спецобувь и при работе на строительной площадке — каску установленного образца.

2. После получения задания у бригадира или руководителя работ слесари обязаны:

а) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.

б) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;

в) подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности;

г) при пользовании переносной электролампой проверить ее исправность и целостность изоляции шлангового провода.

3. Слесари не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправностях технологической оснастки, средств защиты работающих и инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков, кувалд, зубил, керн и o.a.), указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;

б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструмента и приспособлений;

в) несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации средств зашиты работающих, установленного заводом-изготовителем;

г) неустойчивом положении узлов, агрегатов строительной техники;

д) вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением;

е) недостаточной освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним;

ж) отсутствии средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это слесари обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Читайте также:  Набор для ремонта шины для авто

Требования безопасности во время работы

4. В процессе работы слесари обязаны соблюдать следующие требования:

а) при ремонте или техническом обслуживании дорожно-строительной техники повесить на рулевое колесо или рычаги машины табличку “Двигатель не пускать — работают люди!”;

б) выполнять работы по ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительных машин при неработающем двигателе, за исключением работ по регулировке карбюратора, проверке электрооборудования и тормозной системы;

в) залезать под машину и вылезать из-под нее следует со стороны противоположной проезду, а находясь под машиной, следует размещаться между колесами или гусеницами вдоль машины;

г) до начала производства сварочных работ слить бензин, дизельное топливо и масло, а бензобаки закрыть асбестовыми чехлами;

д) разборку и сборку агрегатов выполнять в стационарных или передвижных мастерских только на специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления;

е) не производить работы на отдельных узлах машин, поднятых грузоподъемным механизмом;

ж) опустить на опоры или заблокировать сборочные единицы машин, агрегатов, которые могут перемещаться под действием собственной массы, а также подложить под гусеницы и колеса машин противооткатные упоры (башмаки);

з) не хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся жидкости и обтирочный материал.

5. Домкраты следует устанавливать на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота подъема домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее частей. После подъема машины домкратами следует подставлять козелки. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установленной на козелки, запрещается.

6. При выполнении работ на самосвале с поднятым кузовом следует предварительно установить кузов на упорную штангу.

7. Слив масла и воды из агрегатов машины необходимо производить только в специальную тару. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол следует немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.

8. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, слесари должны проверить, выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночный тормоз. После окончания работ следует затянуть рычаг тормозной системы и включить первую передачу.

9. Разборку и сборку колес следует производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес следует только при наличии ограждения или страхующего устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой запрещается.

10. При ремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с высокой платформой слесари должны пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы не допускается.

11. При ремонте дорожно-строительных машин следует снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение работ.

12. Проверку соосности отверстий при сборке узлов следует выполнять с помощью конусной оправки.

13. Производить осмотр и ремонт машин в осмотровой яме следует в защитных очках.

14. При сметании стружки и пыли с верстака или деталей необходимо пользоваться волосяной щеткой и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки).

15. При осмотре машин в стационарных помещениях следует пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажности или на открытом воздухе — не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотре машин не разрешается.

16. При работе с электросварщиком следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.

17. При применении грузоподъемных механизмов к строповке агрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверение стропальщика.

18. К работе с электрифицированным инструментом допускаются слесари, имеющие II квалификационную группу по электробезопасности.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

19. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидировать загорание следует вызвать пожарную охрану.

20. При потере устойчивости узлов и агрегатов дорожно-строительных машин во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

Требования безопасности по окончании работы

21. По окончании работы слесари обязаны:

а) привести в порядок рабочее место, убрать инструмент, приспособления и материалы;

б) отключить от сети применяемые в работе электроинструмент, станки и механизмы;

в) убрать ручной инструмент и спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты в предназначенное для хранения место;

г) о всех замеченных во время работы неполадках сообщить бригадиру или руководителю.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Источник

Оцените статью