- Ремонт
- Наши сертификаты
- Медные инструменты
- Духовые инструменты: продажа,покупка и ремонт
- Все записи Записи сообщества Поиск Зарина Рыбакова запись закреплена Московская Консерватория запись закреплена Дорогие друзья, представляем вашему вниманию Абонемент № 32. «Антология корнета» «La Belle Epoque» — «Прекрасные времена» Корнет-а-пистон, фортепиано на рубеже XIX – XX столетий Приобрести абонемент можно на сайте консерватории https://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=171103 Показать полностью. Абонемент включает 4 концерта | от 1000 до 2400 руб. | Духовые инструменты нечасто звучат в наших концертных залах. Концерт виртуоза на корнете принадлежит к числу редких событий в мировой концертной жизни. Корнет-а-пистон, миниатюрная труба, детище гениальных французских мастеров начала XIX века, сразу после рождения обрел популярность. Потому что дал возможность играть яркую, изящную, виртуозную музыку гораздо привлекательнее и разнообразнее, чем на обычной большой трубе. К тому же он был столь демократичен и приветлив, что легко и скоро нашел себе место и в танцевальных, и в оперных, балетных, военных оркестрах. Но главное – смог убедительно занять место солиста на концертных сценах Западной и Восточной Европы. Уже к середине XIX столетия для него были написаны многие десятки блистательно-виртуозных и интимно-лирических сочинений, а имена виднейших солистов – Ф. Доверне, Ж. Дюфрена, Л. Марискотти, Ж.-Б. Арбана, Г. Метцдорфа, В. Вурма привлекали сотни поклонников во всем мире. Корнет вошел в стихию романтической инструментальной культуры так органично и естественно, будто музыкальное искусство с нетерпением ждало его появления. Не случайно к началу ХХ столетия число сольных композиций для него исчислялось уже сотнями, в оперных театрах появилась должность корнетиста-солиста, и лучшие трубачи Европы и Америки стремились получить известность в качестве виртуозов на корнете. В этот период русская школа корнета выходит на первый план, занимая ведущие позиции наряду с французской и немецкой. Предлагаемая программа составлена преимущественно из сочинений рубежа XIX-XX столетий, отчасти включает и более ранние композиции. В нее включены сочинения эпохи Александра III – царя, который сам играл на корнете и других медных инструментах, покровительствовал русским корнетистам и участвовал в исполнении новых сочинений. «Золотой период» корнета – время перед Первой мировой войной, которое впоследствии назвали «Прекрасной эпохой» — «La Belle Époque». Этот период, породивший немало новых направлений в искусстве Европы, стал впоследствии источником счастливых воспоминаний, пусть во многом и иллюзорных, когда жизнь казалась легкой, радостной, приятной, беззаботной. И действительно, тогда для корнета написано множество развлекательных, блестящих, изящных пьес, претендующих не столько на глубину и серьезность, сколько на эффектность, развлечение и удивление слушателей, выражение трогательной искренности и простых повседневных радостей. Их авторами зачастую были не только профессиональные композиторы, но и исполнители-виртуозы, писавшие музыку для себя и собственных концертов. Нередко в подобных композициях содержались эффекты и технические сложности, доступные лишь отдельным виртуозам – ведь их старались сделать неповторимыми и изумляющими! Леонид Гурьев, один из ведущих исполнителей России на корнете и трубе, был первым, кто открыл отечественному слушателю роскошное изобилие сочинений «Прекрасной эпохи», собирая их не только в государственных библиотеках и архивах, но и в частных коллекциях старых музыкантов. Это различные фантазии, концертштюки, инструментальные романсы, вальсы, попурри на известные темы, польки, вальсы, каприсы… В этой музыке — дух времени, пульс жизни, которую можно при желании не только понять, но и почувствовать, ощутить ее живое тепло в мелодиях, изысканной стилистике, характерной для того времени «чувствительности», скромному изяществу и благородной экспрессии. Благодаря творческой энергии исполнителя, эта музыка, поначалу звучавшая лишь в московских концертных залах, в абонементах Московской консерватории, сейчас все чаще доступна слушателям Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Казани… Концерты Леонида Гурьева обычно сопровождаются рассказами об инструментах, музыке, исполнителях уникального специалиста и обаятельного рассказчика, профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Валерий Березина. Как показала практика, тандем виртуоза и искусствоведа полезен для слушателей и приятен для атмосферы концертов, которую коллеги считают очень важной для своих выступлений и музыки, которую они представляют и любят. В. Березин, начинавший творческий путь в качестве исполнителя-кларнетиста, – музыкальный историк, опубликовавший более 100 работ, педагог, дирижер, искусствовед. Когда-то В. Березина и Л. Гурьева связывали отношения учителя и ученика, но уже давно они сотрудничают как коллеги, придумывая и осуществляя новые проекты, совместно занимаясь исследовательской работой. Екатерина Иванова, замечательная пианистка и постоянный партнер Леонида Гурьева, выступает не только в качестве аккомпаниатора, но и демонстрирует слушателям редкие пьесы, характерные для салонно-виртуозного музицирования позднего романтизма. Ансамбль и взаимопонимание Леонида и Екатерины столь точны и обаятельны, что представляются совершенно естественными и органичными, — редкий и счастливый союз абсолютного взаимопонимания. Источник Михаил Котляр: Многие даже не знают, что за духовыми нужно ухаживать Изначально Михаил Котляр, ученик знаменитого мастера Арнольда Дедова, собирался делать флейты и кларнеты, однако страсть к медным духовым взяла верх. Теперь к нему «на стол» попадают, среди прочего, громоздкие тубы и изящные флюгельгорны. О том, что делать с дырявыми духовыми, зачем «купать» инструменты в ванне и как отражаются заплатки на звучании, Михаил Котляр (МК) рассказал Елене Ромашовой (ЕР). ЕР Если окинуть взглядом вашу мастерскую, может сложиться впечатление, что здесь ремонтируют не музыкальные инструменты, а автомобили. Неужели для ремонта духовых нужно такое сложноустроенное и громоздкое оборудование? МК В моей мастерской много специальных приспособлений именно для ремонта медных духовых музыкальных инструментов. Однако далеко не все необходимые для ремонта инструменты можно купить, что-то приходится делать самому. ЕР Что за инструменты вы делаете сами? МК Есть фирменные инструменты – специальные ролики, но у них, как правило, стандартный размер, который меня не всегда устраивает. Поэтому я начинаю подгонять инструменты под себя, вытачивать их, гнуть, добиваясь нужного мне формата. В моей работе крайне важен инструментарий, его должно быть много, и он должен быть хорошим. Даже для того, чтобы выточить простую деталь, нужно множество разных приспособлений плюс непосредственно материал для ремонта. У нас это купить невозможно, поэтому приходится либо заказывать и долго ждать доставку, либо делать самому. ЕР А если заказываете, то где? МК Преимущественно за границей, хотя и там не так много специализированных фирм, как хотелось бы: пара в Америке, несколько в Германии и еще буквально три-четыре в других странах. Нужно понимать, что необходимые для работы инструменты достаточно дорогостоящие и их не делают на фабриках в больших объемах. Производство преимущественно в индивидуальном порядке, штучное. ЕР Для чего вам станок с ЧПУ (числовым программным управлением)? МК Например, для того чтобы вытачивать разные детали. Сначала я моделирую их на 3D‑принтере, а затем уже вырезаю из металла как раз с помощью этого станка. С помощью моделирования на 3D‑принтере я могу посмотреть, как эти детали будут выглядеть «вживую», как будут садиться, совпадут ли размеры. Но это, опять же, индивидуальный подход, не стандартная работа. Но есть и стандартные гайки, которые также вытачиваются на станке с ЧПУ. Вот они как раз влияют на звук, поэтому на заказ их можно сделать отличающимися от стандартных по весу, из разных материалов и так далее. ЕР А все эти многочисленные трубочки вы тоже сами делаете? МК Нет, их изготавливают на заводах по специальной технологии: самая простая из них – это трубка, которая заливается свинцом, а затем загибается и подгоняется под нужный размер. Под воздействием температуры трубка «морщится», и ее уже вручную выправляют молоточком. Раньше весь цикл производства делали вручную, детали спаивались из цельного листа металла. Но с появлением фабрик этот процесс сильно упростился и ускорился. ЕР Эти фабрики также находятся за границей? МК Да. С развалом Советского Союза у нас инструменты выпускать перестали. Хотя советские духовые по качеству были так себе, но долгое время не выпускали даже таких. Сейчас у нас пытаются делать новые инструменты, но пока это тяжело дается. Для какого-то не штучного производства и помещения соответствующие нужны, и станки серьезные. Требуется много материальных вложений. Поэтому в основном для начала стараются брать какие-то запчасти и хотя бы что-то собирать. ЕР То, что невозможно быстро достать необходимые детали и материалы, сильно затрудняет работу? МК Это, скорее, увеличивает время ремонта, поскольку нужно ждать доставку, и делает его значительно дороже опять же из-за цены доставки. Конечно, за рубежом с этим намного проще: там зашел в специализированный магазин и заказал все, что тебе нужно, – через три дня привезли. ЕР Несмотря на низкое качество советских инструментов вы сейчас с ними работаете? МК Приходится – им замены нет. Потому что китайские совсем низкого качества, а на фирменные инструменты цена растет очень сильно. Ученики, как правило, не могут позволить себе дорогой инструмент. А профессионалы пытаются ремонтировать, переделывать по возможности свои дорогостоящие инструменты. ЕР И, несмотря на свой возраст, такой инструмент еще долго проживет? МК Конечно. Суперкачества какого-то там не достичь, но на нем, по крайней мере, можно будет играть не мучаясь. ЕР Какие поломки чаще всего встречаются у духовых? МК Самые основные – это появление вмятин и распаивание спаек. Также со временем на трубах появляются всякие люфты, все гремит, стучит, вентили плохо ходят, что, естественно, отражается на звучании. Некоторые инструменты просят переделать на современный манер, как-то восстановить их, чтобы они были более качественными. ЕР Что означает «на современный манер»? МК Например, раньше делали заклепанные шпильки. Из-за этого со временем получалась такая громыхающая штука. А сейчас ставятся такие подшипники, тяги, которые и проще, и тише работают. В итоге, с одной стороны, «переделка» такого рода стоит относительно недорого, а с другой – инструмент сразу выигрывает в качестве. ЕР Иногда вам приносят «дырявый» инструмент. Откуда на столь прочном материале дыры? МК Корпус трубы, например, может до дыр протереться от рук. Со стороны она, конечно, кажется массивной и прочной, а на самом деле металл довольно тонкий. Чтобы устранить такое повреждение, дырка ровно обрезается, в нее вставляется новый кусок, и края запаиваются. Но это уже больше к реставрации относится. Это очень кропотливая и долгая работа, поэтому такое не часто бывает. В основном дыры заделываются заплатами, которые просто сверху ставятся. Кроме того, нужно понимать, что большинство инструментов, детали которых протираются, уже нет смысла реставрировать – их стоимость не настолько высокая, проще купить новый. На Западе, например, вообще не заморачиваются с реставрацией – там просто берут и сразу ставят новые запчасти. Это качественно и быстро. У нас же не всегда есть возможность купить новые детали, поэтому приходится что-то выдумывать. ЕР При ремонте нужно учитывать, как, например, заплатка скажется на звучании, или это не влияет? МК Заплатка на звучание не влияет, но ее наличие все равно не есть хорошо. В любом случае нужно производить ремонт так, чтобы объем инструмента не менялся. ЕР Заплаты очевидно портят внешний вид инструмента. Я правильно понимаю, что в случае с духовыми музыканты не гонятся за визуальной составляющей? МК Так сказать нельзя. На духовых с заплатками и дырами могут играть детишки, если нет возможности купить новый инструмент. На старом все еще можно играть, но он себя уже изжил, нет смысла в него вкладываться, только сделать его пригодным к работе. Другое дело профессиональные инструменты – там все должно быть аккуратно. Музыканты очень любят, когда их инструменты хорошо выглядят, блестят. ЕР За духовыми нужен какой-то особый уход? МК Их нужно обязательно чистить. Многие, кстати, этого не делают, поскольку даже не знают, что за духовыми нужно ухаживать, мыть их. ЕР А как их мыть? Ведь не все трубы можно просто под кран засунуть. МК Ну почему же? Если под кран инструмент не помещается, то можно положить его в ванну. Но мыть его нужно в любом случае. ЕР Духовые музыкальные инструменты, с которыми работаете вы, мы по привычке называем медными, хотя их уже давно полностью из этого материала не делают. Из какого металла сейчас преимущественно их изготавливают? МК Действительно, полностью медных инструментов уже не делают. В наше время этот материал заменили на латунь. Также встречаются инструменты из мельхиора (это сплав меди и никеля) и даже частично из серебра (из этого материала может быть выполнен, например, раструб). И каждый материал, из которого сделан инструмент, сказывается на его звучании. ЕР И на слух можно определить, из какого материала сделан звучащий инструмент? МК Да, музыкант выбирает для себя состав инструмента в зависимости от того, какой звук ему нужен – поярче или, наоборот, потише. Для оркестра, например, нужна такая труба, которая не будет выбиваться из общего звучания. Для работы с духовыми необходимо иметь обширные знания, вплоть до ювелирного дела, если приходится ремонтировать серебряные детали инструмента ЕР А разве звучание инструмента не от настройки зависит? МК Медные духовые изначально звучат определенным образом. Они не настраиваются, а подстраиваются, это делают сами музыканты. На заводе невозможно сделать абсолютно стройный инструмент, поэтому для его подстройки есть различные трубочки, которые выдвигаются. Благодаря этому объем инструмента становится больше или меньше, и меняется звучание. ЕР А вмятины влияют на звучание? МК Если вмятины небольшие на относительно большом инструменте, то нет, не отражаются. Но в любом случае их нужно выправлять, поскольку, во‑первых, это неэстетично выглядит, а, во‑вторых, в этих местах инструмент больше подвержен коррозии. Кроме того, воздух должен проходить свободно, поэтому по возможности все вмятины нужно убирать. ЕР У духовых есть срок жизни? МК Многое зависит от ухода. Некоторые инструменты через 10 лет как новые выглядят, а некоторые за год «убиваются». Но вообще они служат достаточно долго даже при минимальном уходе. Есть валторны, которым 20–30 лет. Но профессиональные инструменты рекомендуется менять каждые пять лет (раньше советовали делать это раз в десять лет). Но эти цифры очень условные. И рекомендации эти связаны прежде всего с тем, что инструменты чисто механически изнашиваются, машинка начинает пропускать воздух, расшатываются вентили, появляются зазоры, коррозия опять же и так далее. На таком инструменте становится сложнее играть. ЕР Все мы знаем знаменитых мастеров, делавших скрипки. Если говорить о медных духовых, то ни одно имя в памяти не всплывает… МК Духовые инструменты имеют богатую историю, им несколько веков. Но, действительно, нет известных мастеров, инструменты которых стали бы легендарными. На Западе есть мастера, которые делают инструменты полностью вручную, но стоят они баснословных денег. Хотя, например, машинки уже практически никто сам не изготавливает: в условиях частной мастерской эту деталь как на специализированной фабрике не сделаешь, да и экономически это не выгодно. Поэтому более распространенный вариант, когда мастер покупает машинку на заводе, а все остальное делает сам. И такой инструмент также считается сделанным вручную. ЕР А вы инструменты делаете? МК Нет, но очень хочется. Пока возможности моей мастерской не позволяют весь цикл производства организовать. Плюс очень много текущего ремонта, времени на эксперименты просто не остается. ЕР Для вас сделать инструмент с нуля – определенный вызов? МК Мне интересно пробовать что-то новое, искать нестандартные решения. Для меня ремонт духовых – это не работа, а образ жизни. Я постоянно об этом думаю, постоянно что-то читаю и смотрю на эту тему. Здесь не получается отложить инструменты, закрыть дверь и уйти домой – ты все время обдумываешь, как сделать то или иное приспособление, как наилучшим образом решить сложную задачу и так далее. ЕР У кого вы постигали азы мастерства? МК Я, наверное, лет с десяти крутился в мастерской у отчима, Арнольда Дедова, но, несмотря на это, ремонтом духовых заниматься не собирался. Изначально я планировал стать хирургом, получил медицинское образование. Но с этим не сложилось, и я постепенно, уже осознанно начал вливаться в работу в мастерской. Предполагалось, что я буду делать флейты, кларнеты. Какое-то время я даже занимался на флейте, чтобы понимать, что делаю. Но они меня так не увлекли, как медные инструменты. Все обучение – это всегда только практика. Да, какие-то основы мне показали, я, конечно, не сам все придумал, но окончательное понимание приходит только после того, как руками попробуешь что-то сделать. Сейчас же новую информацию удается почерпнуть в основном на зарубежных сайтах, из англоязычных видео на YouTube. Причем и там не найти какие-то разложенные по полочкам данные – в каждом источнике ты просто ищешь нужную для себя информацию буквально по крупицам. Многие инструменты для ремонта духовых мастер делает своими руками ЕР Какими качествами должен обладать мастер медных духовых? МК Желанием и усидчивостью, как и в любой другой кропотливой работе руками. Как я уже говорил, для меня это не столько работа, сколько хобби. Есть, конечно, и рутинные задачи, но если попадается что-то интересное, то включается азарт, и ты забываешь обо всем. Например, приносят инструмент с вмятиной в таком месте, к которому сложно подобраться. И ты смотришь, обдумываешь, как это исправить. Есть много вариантов решения одной и той же задачи, но самое интересное – выбрать оптимальный. И чем правильнее решение ты выберешь, тем быстрее и качественнее получится результат. ЕР А можно ли испортить инструмент в результате некорректного ремонта? МК По незнанию – конечно. У меня когда-то давно были ошибки. Но, впрочем, не настолько серьезные, чтобы их невозможно было исправить. ЕР Для ремонта духовых нужно иметь слух, уметь играть на инструменте? МК Желательно, но не обязательно. Потому что каждый музыкант все равно будет подстраивать инструмент под себя. Для себя могу попробовать поиграть, чтобы проверить, как звучит, но не более того. Вообще, для ремонта духовых нужно иметь большой объем знаний. Здесь нужно знать и токарное дело, и даже ювелирное, если работаешь с серебром, саму технологию и зготовления инструментов и много всего другого. Источник
- Михаил Котляр: Многие даже не знают, что за духовыми нужно ухаживать
Ремонт
В правильном звучании духовых инструментов играет роль каждая мелочь, а потому своевременное профессиональное обслуживание – обязательная процедура. Получить услуги высококвалифицированного ремонта можно, обратившись в ателье «Вель». Наши мастера работают с духовыми инструментами – фаготами, кларнетами, флейтами, саксофонами, гобоями.
Мы оказываем полный перечень услуг, связанных с плановым обслуживанием, ремонтом и модернизацией духовых музыкальных инструментов:
- бесплатная диагностика;
- экспертная консультация;
- чистка и смазка;
- выравнивание вмятин;
- устранение трещин;
- замена неисправных деталей;
- полировка;
- устранение люфта;
- регулировка и отстройка;
- нанесение гравировки и др.
Богатый опыт мастеров, прошедших обучение за рубежом, позволяет справляться как с устранением мелких неисправностей, так и выполнением капитального ремонта. Наше ателье располагает международными сертификатами крупнейших производителей (Henri Selmer Paris, Yamaha), предлагает выгодные конкурентоспособные цены и дает годовую гарантию на услуги.
Обращайтесь – мы помогаем духовым инструментам звучать безукоризненно!
Наши сертификаты
Сертифицированное ателье и официальный продавец Henri Selmer Paris
Источник
Медные инструменты
Самая оснащенная мастерская по ремонту медных духовых инструментов в России.
Наши мастера способны выполнить практически любые работы , вплоть до изготовления новых инструментов.
Вытащить мундштук | 1000,00 |
Вытащить крону | 1000,00 |
Вмятина на раструбе | 1000,00 |
Восстановление геометрии раструба | 2000,00 |
Вмятина на изгибе раструба | 2000,00 |
Вмятина на кроне | 1000,00 |
Восстановление геометрии крона | 1000,00 |
Вмятина на мундштучной трубке | 2000,00 |
Замена силиконовых ограничителей (Пара) | 250,00 |
Замена пробки сливного клапана | 500,00 |
Замена пружины сливного клапана | 500,00 |
Замена масла роторного механизма | 500,00 |
Замена шнурка роторного механизма | 500,00 |
Изготовление кольца/крючка для пальца | 2000,00 |
Вмятина на кулисе | 1000,00 |
Восстановление геометрии кулисы | 3000,00 |
Устранение люфта роторного механизма | 1000,00 |
Установка регулируемого крюка для мизинца | 3000,00 |
Пайка небольшого участка | 1500,00 |
Комплексное ТО Трубы | 4500,00 |
Комплексное ТО Валторны | 7000,00 |
Комплексное ТО Тромбона | 5000,00 |
Комплексное ТО Тубы | 10000,00 |
Полировка безлаковой Трубы | 10000,00 |
Полировка безлакового Тромбона | 15000,00 |
Полировка безлаковой Валторны | 20000,00 |
Полировка безлаковой Тубы | 35000,00 |
Качество работ курирует наш мастер — Евгений Малых
Источник
Духовые инструменты: продажа,покупка и ремонт
Духовые инструменты: продажа,покупка и ремонт запись закреплена
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
Посмотреть подробные фотографии и приобрести инструмент можно в нашем интернет-магазине:
https://musicbis.ru/catalog/poperechnye_fleyty/»> Флейта студенческая «Atelier Goncharov», модель «Соловей» с Си коленом
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
Посмотреть подробные фотографии и приобрести инструмент можно в нашем интернет-магазине:
https://musicbis.ru/catalog/poperechnye_fleyty/»> Флейта студенческая «Atelier Goncharov», модель «Соловей» с Си коленом
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
Посмотреть подробные фотографии и приобрести инструмент можно в нашем интернет-магазине:
https://musicbis.ru/catalog/poperechnye_fleyty/»> Флейта студенческая «Atelier Goncharov», модель «Соловей» с Си коленом
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
Посмотреть подробные фотографии и приобрести инструмент можно в нашем интернет-магазине:
https://musicbis.ru/catalog/poperechnye_fleyty/»> Флейта студенческая «Atelier Goncharov», модель «Соловей» с Си коленом
Флейта посеребренная
с серебряным райзером сделанным в ручную
с механикой профессионального уровня
с СИ коленом, резонаторами, не в линию
французским стилем клапанов
в комплекте: кейс, чехол, заглушки для резонаторов.
ТОВАР НОВЫЙ. Цена 77000 руб.
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
Зарина Рыбакова запись закреплена
Московская Консерватория запись закреплена
Дорогие друзья, представляем вашему вниманию Абонемент № 32. «Антология корнета»
«La Belle Epoque» — «Прекрасные времена»
Корнет-а-пистон, фортепиано на рубеже XIX – XX столетий
Приобрести абонемент можно на сайте консерватории
https://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=171103
Показать полностью.
Абонемент включает 4 концерта | от 1000 до 2400 руб. |
Духовые инструменты нечасто звучат в наших концертных залах. Концерт виртуоза на корнете принадлежит к числу редких событий в мировой концертной жизни.
Корнет-а-пистон, миниатюрная труба, детище гениальных французских мастеров начала XIX века, сразу после рождения обрел популярность. Потому что дал возможность играть яркую, изящную, виртуозную музыку гораздо привлекательнее и разнообразнее, чем на обычной большой трубе. К тому же он был столь демократичен и приветлив, что легко и скоро нашел себе место и в танцевальных, и в оперных, балетных, военных оркестрах. Но главное – смог убедительно занять место солиста на концертных сценах Западной и Восточной Европы. Уже к середине XIX столетия для него были написаны многие десятки блистательно-виртуозных и интимно-лирических сочинений, а имена виднейших солистов – Ф. Доверне, Ж. Дюфрена, Л. Марискотти, Ж.-Б. Арбана, Г. Метцдорфа, В. Вурма привлекали сотни поклонников во всем мире.
Корнет вошел в стихию романтической инструментальной культуры так органично и естественно, будто музыкальное искусство с нетерпением ждало его появления. Не случайно к началу ХХ столетия число сольных композиций для него исчислялось уже сотнями, в оперных театрах появилась должность корнетиста-солиста, и лучшие трубачи Европы и Америки стремились получить известность в качестве виртуозов на корнете. В этот период русская школа корнета выходит на первый план, занимая ведущие позиции наряду с французской и немецкой.
Предлагаемая программа составлена преимущественно из сочинений рубежа XIX-XX столетий, отчасти включает и более ранние композиции. В нее включены сочинения эпохи Александра III – царя, который сам играл на корнете и других медных инструментах, покровительствовал русским корнетистам и участвовал в исполнении новых сочинений.
«Золотой период» корнета – время перед Первой мировой войной, которое впоследствии назвали «Прекрасной эпохой» — «La Belle Époque». Этот период, породивший немало новых направлений в искусстве Европы, стал впоследствии источником счастливых воспоминаний, пусть во многом и иллюзорных, когда жизнь казалась легкой, радостной, приятной, беззаботной. И действительно, тогда для корнета написано множество развлекательных, блестящих, изящных пьес, претендующих не столько на глубину и серьезность, сколько на эффектность, развлечение и удивление слушателей, выражение трогательной искренности и простых повседневных радостей. Их авторами зачастую были не только профессиональные композиторы, но и исполнители-виртуозы, писавшие музыку для себя и собственных концертов. Нередко в подобных композициях содержались эффекты и технические сложности, доступные лишь отдельным виртуозам – ведь их старались сделать неповторимыми и изумляющими!
Леонид Гурьев, один из ведущих исполнителей России на корнете и трубе, был первым, кто открыл отечественному слушателю роскошное изобилие сочинений «Прекрасной эпохи», собирая их не только в государственных библиотеках и архивах, но и в частных коллекциях старых музыкантов. Это различные фантазии, концертштюки, инструментальные романсы, вальсы, попурри на известные темы, польки, вальсы, каприсы… В этой музыке — дух времени, пульс жизни, которую можно при желании не только понять, но и почувствовать, ощутить ее живое тепло в мелодиях, изысканной стилистике, характерной для того времени «чувствительности», скромному изяществу и благородной экспрессии.
Благодаря творческой энергии исполнителя, эта музыка, поначалу звучавшая лишь в московских концертных залах, в абонементах Московской консерватории, сейчас все чаще доступна слушателям Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Казани…
Концерты Леонида Гурьева обычно сопровождаются рассказами об инструментах, музыке, исполнителях уникального специалиста и обаятельного рассказчика, профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Валерий Березина. Как показала практика, тандем виртуоза и искусствоведа полезен для слушателей и приятен для атмосферы концертов, которую коллеги считают очень важной для своих выступлений и музыки, которую они представляют и любят. В. Березин, начинавший творческий путь в качестве исполнителя-кларнетиста, – музыкальный историк, опубликовавший более 100 работ, педагог, дирижер, искусствовед. Когда-то В. Березина и Л. Гурьева связывали отношения учителя и ученика, но уже давно они сотрудничают как коллеги, придумывая и осуществляя новые проекты, совместно занимаясь исследовательской работой.
Екатерина Иванова, замечательная пианистка и постоянный партнер Леонида Гурьева, выступает не только в качестве аккомпаниатора, но и демонстрирует слушателям редкие пьесы, характерные для салонно-виртуозного музицирования позднего романтизма. Ансамбль и взаимопонимание Леонида и Екатерины столь точны и обаятельны, что представляются совершенно естественными и органичными, — редкий и счастливый союз абсолютного взаимопонимания.
Источник
Михаил Котляр:
Многие даже не знают, что за духовыми нужно ухаживать
Изначально Михаил Котляр, ученик знаменитого мастера Арнольда Дедова, собирался делать флейты и кларнеты, однако страсть к медным духовым взяла верх. Теперь к нему «на стол» попадают, среди прочего, громоздкие тубы и изящные флюгельгорны. О том, что делать с дырявыми духовыми, зачем «купать» инструменты в ванне и как отражаются заплатки на звучании, Михаил Котляр (МК) рассказал Елене Ромашовой (ЕР).
ЕР Если окинуть взглядом вашу мастерскую, может сложиться впечатление, что здесь ремонтируют не музыкальные инструменты, а автомобили. Неужели для ремонта духовых нужно такое сложноустроенное и громоздкое оборудование?
МК В моей мастерской много специальных приспособлений именно для ремонта медных духовых музыкальных инструментов. Однако далеко не все необходимые для ремонта инструменты можно купить, что-то приходится делать самому.
ЕР Что за инструменты вы делаете сами?
МК Есть фирменные инструменты – специальные ролики, но у них, как правило, стандартный размер, который меня не всегда устраивает. Поэтому я начинаю подгонять инструменты под себя, вытачивать их, гнуть, добиваясь нужного мне формата.
В моей работе крайне важен инструментарий, его должно быть много, и он должен быть хорошим. Даже для того, чтобы выточить простую деталь, нужно множество разных приспособлений плюс непосредственно материал для ремонта. У нас это купить невозможно, поэтому приходится либо заказывать и долго ждать доставку, либо делать самому.
ЕР А если заказываете, то где?
МК Преимущественно за границей, хотя и там не так много специализированных фирм, как хотелось бы: пара в Америке, несколько в Германии и еще буквально три-четыре в других странах. Нужно понимать, что необходимые для работы инструменты достаточно дорогостоящие и их не делают на фабриках в больших объемах. Производство преимущественно в индивидуальном порядке, штучное.
ЕР Для чего вам станок с ЧПУ (числовым программным управлением)?
МК Например, для того чтобы вытачивать разные детали. Сначала я моделирую их на 3D‑принтере, а затем уже вырезаю из металла как раз с помощью этого станка. С помощью моделирования на 3D‑принтере я могу посмотреть, как эти детали будут выглядеть «вживую», как будут садиться, совпадут ли размеры. Но это, опять же, индивидуальный подход, не стандартная работа.
Но есть и стандартные гайки, которые также вытачиваются на станке с ЧПУ. Вот они как раз влияют на звук, поэтому на заказ их можно сделать отличающимися от стандартных по весу, из разных материалов и так далее.
ЕР А все эти многочисленные трубочки вы тоже сами делаете?
МК Нет, их изготавливают на заводах по специальной технологии: самая простая из них – это трубка, которая заливается свинцом, а затем загибается и подгоняется под нужный размер. Под воздействием температуры трубка «морщится», и ее уже вручную выправляют молоточком. Раньше весь цикл производства делали вручную, детали спаивались из цельного листа металла. Но с появлением фабрик этот процесс сильно упростился и ускорился.
ЕР Эти фабрики также находятся за границей?
МК Да. С развалом Советского Союза у нас инструменты выпускать перестали. Хотя советские духовые по качеству были так себе, но долгое время не выпускали даже таких.
Сейчас у нас пытаются делать новые инструменты, но пока это тяжело дается. Для какого-то не штучного производства и помещения соответствующие нужны, и станки серьезные. Требуется много материальных вложений. Поэтому в основном для начала стараются брать какие-то запчасти и хотя бы что-то собирать.
ЕР То, что невозможно быстро достать необходимые детали и материалы, сильно затрудняет работу?
МК Это, скорее, увеличивает время ремонта, поскольку нужно ждать доставку, и делает его значительно дороже опять же из-за цены доставки. Конечно, за рубежом с этим намного проще: там зашел в специализированный магазин и заказал все, что тебе нужно, – через три дня привезли.
ЕР Несмотря на низкое качество советских инструментов вы сейчас с ними работаете?
МК Приходится – им замены нет. Потому что китайские совсем низкого качества, а на фирменные инструменты цена растет очень сильно. Ученики, как правило, не могут позволить себе дорогой инструмент. А профессионалы пытаются ремонтировать, переделывать по возможности свои дорогостоящие инструменты.
ЕР И, несмотря на свой возраст, такой инструмент еще долго проживет?
МК Конечно. Суперкачества какого-то там не достичь, но на нем, по крайней мере, можно будет играть не мучаясь.
ЕР Какие поломки чаще всего встречаются у духовых?
МК Самые основные – это появление вмятин и распаивание спаек. Также со временем на трубах появляются всякие люфты, все гремит, стучит, вентили плохо ходят, что, естественно, отражается на звучании. Некоторые инструменты просят переделать на современный манер, как-то восстановить их, чтобы они были более качественными.
ЕР Что означает «на современный манер»?
МК Например, раньше делали заклепанные шпильки. Из-за этого со временем получалась такая громыхающая штука. А сейчас ставятся такие подшипники, тяги, которые и проще, и тише работают. В итоге, с одной стороны, «переделка» такого рода стоит относительно недорого, а с другой – инструмент сразу выигрывает в качестве.
ЕР Иногда вам приносят «дырявый» инструмент. Откуда на столь прочном материале дыры?
МК Корпус трубы, например, может до дыр протереться от рук. Со стороны она, конечно, кажется массивной и прочной, а на самом деле металл довольно тонкий. Чтобы устранить такое повреждение, дырка ровно обрезается, в нее вставляется новый кусок, и края запаиваются. Но это уже больше к реставрации относится. Это очень кропотливая и долгая работа, поэтому такое не часто бывает. В основном дыры заделываются заплатами, которые просто сверху ставятся.
Кроме того, нужно понимать, что большинство инструментов, детали которых протираются, уже нет смысла реставрировать – их стоимость не настолько высокая, проще купить новый. На Западе, например, вообще не заморачиваются с реставрацией – там просто берут и сразу ставят новые запчасти. Это качественно и быстро. У нас же не всегда есть возможность купить новые детали, поэтому приходится что-то выдумывать.
ЕР При ремонте нужно учитывать, как, например, заплатка скажется на звучании, или это не влияет?
МК Заплатка на звучание не влияет, но ее наличие все равно не есть хорошо. В любом случае нужно производить ремонт так, чтобы объем инструмента не менялся.
ЕР Заплаты очевидно портят внешний вид инструмента. Я правильно понимаю, что в случае с духовыми музыканты не гонятся за визуальной составляющей?
МК Так сказать нельзя. На духовых с заплатками и дырами могут играть детишки, если нет возможности купить новый инструмент. На старом все еще можно играть, но он себя уже изжил, нет смысла в него вкладываться, только сделать его пригодным к работе. Другое дело профессиональные инструменты – там все должно быть аккуратно. Музыканты очень любят, когда их инструменты хорошо выглядят, блестят.
ЕР За духовыми нужен какой-то особый уход?
МК Их нужно обязательно чистить. Многие, кстати, этого не делают, поскольку даже не знают, что за духовыми нужно ухаживать, мыть их.
ЕР А как их мыть? Ведь не все трубы можно просто под кран засунуть.
МК Ну почему же? Если под кран инструмент не помещается, то можно положить его в ванну. Но мыть его нужно в любом случае.
ЕР Духовые музыкальные инструменты, с которыми работаете вы, мы по привычке называем медными, хотя их уже давно полностью из этого материала не делают. Из какого металла сейчас преимущественно их изготавливают?
МК Действительно, полностью медных инструментов уже не делают. В наше время этот материал заменили на латунь. Также встречаются инструменты из мельхиора (это сплав меди и никеля) и даже частично из серебра (из этого материала может быть выполнен, например, раструб). И каждый материал, из которого сделан инструмент, сказывается на его звучании.
ЕР И на слух можно определить, из какого материала сделан звучащий инструмент?
МК Да, музыкант выбирает для себя состав инструмента в зависимости от того, какой звук ему нужен – поярче или, наоборот, потише. Для оркестра, например, нужна такая труба, которая не будет выбиваться из общего звучания.
Для работы с духовыми необходимо иметь обширные знания, вплоть до ювелирного дела, если приходится ремонтировать серебряные детали инструмента
ЕР А разве звучание инструмента не от настройки зависит?
МК Медные духовые изначально звучат определенным образом. Они не настраиваются, а подстраиваются, это делают сами музыканты. На заводе невозможно сделать абсолютно стройный инструмент, поэтому для его подстройки есть различные трубочки, которые выдвигаются. Благодаря этому объем инструмента становится больше или меньше, и меняется звучание.
ЕР А вмятины влияют на звучание?
МК Если вмятины небольшие на относительно большом инструменте, то нет, не отражаются. Но в любом случае их нужно выправлять, поскольку, во‑первых, это неэстетично выглядит, а, во‑вторых, в этих местах инструмент больше подвержен коррозии. Кроме того, воздух должен проходить свободно, поэтому по возможности все вмятины нужно убирать.
ЕР У духовых есть срок жизни?
МК Многое зависит от ухода. Некоторые инструменты через 10 лет как новые выглядят, а некоторые за год «убиваются». Но вообще они служат достаточно долго даже при минимальном уходе. Есть валторны, которым 20–30 лет. Но профессиональные инструменты рекомендуется менять каждые пять лет (раньше советовали делать это раз в десять лет). Но эти цифры очень условные. И рекомендации эти связаны прежде всего с тем, что инструменты чисто механически изнашиваются, машинка начинает пропускать воздух, расшатываются вентили, появляются зазоры, коррозия опять же и так далее. На таком инструменте становится сложнее играть.
ЕР Все мы знаем знаменитых мастеров, делавших скрипки. Если говорить о медных духовых, то ни одно имя в памяти не всплывает…
МК Духовые инструменты имеют богатую историю, им несколько веков. Но, действительно, нет известных мастеров, инструменты которых стали бы легендарными. На Западе есть мастера, которые делают инструменты полностью вручную, но стоят они баснословных денег. Хотя, например, машинки уже практически никто сам не изготавливает: в условиях частной мастерской эту деталь как на специализированной фабрике не сделаешь, да и экономически это не выгодно. Поэтому более распространенный вариант, когда мастер покупает машинку на заводе, а все остальное делает сам. И такой инструмент также считается сделанным вручную.
ЕР А вы инструменты делаете?
МК Нет, но очень хочется. Пока возможности моей мастерской не позволяют весь цикл производства организовать. Плюс очень много текущего ремонта, времени на эксперименты просто не остается.
ЕР Для вас сделать инструмент с нуля – определенный вызов?
МК Мне интересно пробовать что-то новое, искать нестандартные решения. Для меня ремонт духовых – это не работа, а образ жизни. Я постоянно об этом думаю, постоянно что-то читаю и смотрю на эту тему. Здесь не получается отложить инструменты, закрыть дверь и уйти домой – ты все время обдумываешь, как сделать то или иное приспособление, как наилучшим образом решить сложную задачу и так далее.
ЕР У кого вы постигали азы мастерства?
МК Я, наверное, лет с десяти крутился в мастерской у отчима, Арнольда Дедова, но, несмотря на это, ремонтом духовых заниматься не собирался. Изначально я планировал стать хирургом, получил медицинское образование. Но с этим не сложилось, и я постепенно, уже осознанно начал вливаться в работу в мастерской. Предполагалось, что я буду делать флейты, кларнеты. Какое-то время я даже занимался на флейте, чтобы понимать, что делаю. Но они меня так не увлекли, как медные инструменты.
Все обучение – это всегда только практика. Да, какие-то основы мне показали, я, конечно, не сам все придумал, но окончательное понимание приходит только после того, как руками попробуешь что-то сделать. Сейчас же новую информацию удается почерпнуть в основном на зарубежных сайтах, из англоязычных видео на YouTube. Причем и там не найти какие-то разложенные по полочкам данные – в каждом источнике ты просто ищешь нужную для себя информацию буквально по крупицам.
Многие инструменты для ремонта духовых мастер делает своими руками
ЕР Какими качествами должен обладать мастер медных духовых?
МК Желанием и усидчивостью, как и в любой другой кропотливой работе руками.
Как я уже говорил, для меня это не столько работа, сколько хобби. Есть, конечно, и рутинные задачи, но если попадается что-то интересное, то включается азарт, и ты забываешь обо всем. Например, приносят инструмент с вмятиной в таком месте, к которому сложно подобраться. И ты смотришь, обдумываешь, как это исправить. Есть много вариантов решения одной и той же задачи, но самое интересное – выбрать оптимальный. И чем правильнее решение ты выберешь, тем быстрее и качественнее получится результат.
ЕР А можно ли испортить инструмент в результате некорректного ремонта?
МК По незнанию – конечно. У меня когда-то давно были ошибки. Но, впрочем, не настолько серьезные, чтобы их невозможно было исправить.
ЕР Для ремонта духовых нужно иметь слух, уметь играть на инструменте?
МК Желательно, но не обязательно. Потому что каждый музыкант все равно будет подстраивать инструмент под себя. Для себя могу попробовать поиграть, чтобы проверить, как звучит, но не более того.
Вообще, для ремонта духовых нужно иметь большой объем знаний. Здесь нужно знать и токарное дело, и даже ювелирное, если работаешь с серебром, саму технологию и зготовления инструментов и много всего другого.
Источник