Ремонт двигателя автомобиля лабораторная работа

Лабораторная работа №2 «Ремонт механизмов двигателя»

Самостоятельная работа № 2
Вид самостоятельной работы:
Письменная проработка темы (конспектирование) при подготовке к лабораторным работам согласно нижеприведённым вопросам для каждой лабораторной работы.

center-63500
Лабораторная работа №2
Ремонт механизмов двигателя
Упражнение №2 Дефектация коленчатого вала двигателя(3 часа)
МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание
и ремонт автомобиля
Тема 2. ТО и ремонт автомобиля

Разработал: Преподаватель высшей категории Сухов Г.Н.
Ссылка на страницу с работой: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/12/20/metodicheskie-rekomendatsii-k-vypolneniyuУчебное пособие предназначено для учащихся, изучающих
Раздел1. ПМ 01. Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей
МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобиля.
Тема2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»
и служит пособием при выполнении лабораторных, практических и теоретических занятий по предмету.
Рассмотрено и одобрено на заседании
методической комиссии секции «Автомобили»
протокол №1 от 28.08 2012 г.
Лабораторная работа № 2
Тема: Ремонт механизмов двигателя (6 часов)
Упражнение №1: Дефектация коленчатого вала двигателя
–3 часа
Цель занятия: Практически изучить дефектовку коленчатого вала двигателя и получить навыки обращения с мерительными инструментами.
Профессия: Автомеханик
Специальность: Слесарь по ремонту автомобилейОборудование и инструмент: Методические указания для проведения лабораторной работы; верстак; ветошь ;лупа четырехкратного увеличения; штангенциркуль ШЦ1-160-0,1(ГОСТ 16689); микрометр МК 75; индикатор часового типа НЧ (ГОСТ 577-68) на штативе; коленчатый вал двигателя ВАЗ-2108
Последовательность выполнения задания:
I. Изучить правила безопасного выполнения задания:
Замеры микрометром необходимо производить на верстаке.
Рабочее место должно быть чистым; не допускается наличие посторонних предметов . Инструмент разместите в порядке удобном для работы. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите детали, инструмент и приспособления на край верстака. Пользуйтесь исправным инструментом и только по назначению. Направление движения ключей должно быть только « к себе».
II. Изучить порядок выполнения работы и отчета.
Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно под
контролем преподавателя или учебного мастера. Во время работы записывают только полученные результаты, а к расчетам и составлению отчета приступают после завершения экспериментальной части. После каждой выполненной лабораторной работы преподаватель опрашивает учащихся и проверяет полученные результаты. Содержание отчета должно отвечать конкретным требованиям, которые приведены в каждой лабораторной работе. Цель проверки отчета — оценка правильности полученных результатов и выводов, сделанных учащимся по этим результатам.
1.Изучить дефекты коленчатого вала (Отразить в отчёте)
2. Изучить устройство микрометра.
3.Установить на микрометре значения 4,0 ; 11,88; 12,02
4. Изучить способы измерения износа коленчатого вала.
5. Измерить овальность и конусность шеек коленчатого вала (коленчатый вал ВАЗ-2108)
6.Сравнить измеренные размеры со справочными и сделать заключение о степени пригодности (подлежит выбраковке; шлифовать до какого ремонтного размера; годен)
7. Результаты измерений занести в дефектовочную ведомость.
8. Проверка зазора между вкладышами и шейкой коленчатого вала при помощи калиброванной пластмассовой проволоки

Краткие теоретические сведения.
Коленчатые валы автомобильных двигателей изготавливают из
углеродистых и легированных сталей или из высокопрочного магниевого чугуна. Коренные и шатунные шейки подвергаются закалке током высокой частоты (ТВЧ) на глубину 1,5-3 мм, твердость шеек HRС 50-62 (табл. 1).
В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения,
вибрации, знакопеременные нагрузки, среда и др.
Это вызывает износ шатунных и коренных шеек ( до 0,1 мм), они изнашиваются неравномерно: по длине принимают форму конуса, по диаметру — овала ( нецилиндричность до 0,08 мм); нарушение качества поверхности шеек (задиры, риски, коррозия);
механические повреждения (трещины, дефекты резьб); прогиб коленчатого вала (биения до 0,150 мм); износ отверстий во фланце под подшипник ведущего вала коробки передач. ( рис.1)
Прогиб коленчатого вала приводит к нарушению перпендикулярности оси вала к оси цилиндра, вследствие чего условия смазки сопряженных поверхностей ухудшаются, масляная пленка на трущихся поверхностях разрушается, появляется граничное или сухое трение /1/.

Таблица 1
Материал и твёрдость коленчатых валов
Модель
двигателя
Материал
коленчатого вала Термо —
обработка Твердость
шеек НRС Твердость
заготовки НВ
ВАЗ-2108
Высокопрочный
чугун Закалка
ТВЧ 50-55 235-265
КамАЗ-740 Сталь 42 ХМФА4Н » 55-62 167-212
ЯМЗ-236 Сталь 50Г »
52-62 229-270
Возникающие дефекты устраняют обработкой шеек под ремонтный размер шлифованием с последующим полированием, различными видами наплавок или плазменным напылением.
Прогиб вала устраняют пластическим деформированием (правкой).
Ремонтные размеры шеек коленчатого вала даны в табл. 2.
-22669528956000
Рис.1 Основные дефекты коленчатого вала на примере двигателя
ЗИЛ-130:
1 — изгиб вала; 2 — износ наружной поверхности фланца; 3 — биение торцевой поверхности фланца; 4 — износ маслосгонных канавок: 5 — износ отверстия под подшипник; 6 – износ отверстий под болты крепления маховика; 7 — износ коренных и шатунных шеек; 8- износ
шейки под шестерню и ступицу шкива; 9 — износ шпоночной канавки по ширине; 10 — увеличение длины передней коренной шейки; 11 — увеличение длины шатунных шеек
Таблица 2
Ремонтные размеры шеек коленчатых валов двигателя ВАЗ-2108
Размер Коренные шейки, мм Шатунные шейки, мм
1 2 3
Номинальный 50,795-0,02 47,834-0,02
1-й ремонтный 50,541-0,02 47,580-0,02
2-й ремонтный 50,287-0,02 47,326-0,02
3-й ремонтный 50,033-0,02 47,072-0,02
4-й ремонтный 49,779-0,02 46,818-0,02
2. Изучить устройство микрометра.
-245745-5524500Рис.2 Конструкция (а), схема (б) и отсчётное устройство (в)
микрометра
На рис. 2 а, б показаны конструкция и схема микрометра .
Скоба 1 имеет два соосных отверстия, в которые запрессованы с одной стороны неподвижная измерительная пятка 2, а с другой — стебель 5. В отверстии стебля, как в направляющих, перемещается микрометрический винт 4, гайка 7 которого имеет наружную резьбу и продольные разрезы. Навинчивая на наружную резьбу специальную регулировочную гайку 8, сжимают гайку 7 и выбирают зазор в соединении микровинт — гайка. Эта операция устраняет влияние зазора в резьбовом соединении на точность осевого перемещения микровинта в зависимости от угла его поворота. За один оборот винта его торец перемещается в осевом направлении на величину,
равную шагу резьбы (0,5 мм). На микрометрическом винте находится барабан б, закрепленный установочным колпачком-гайкой 9. В колпачке-гайке смонтирован механизм 12 (рис. 19, б), обеспечивающий постоянное измерительное усилие. Он соединяет колпачок-гайку с трещоткой 10 и состоит из храпового колеса, фиксатора и пружины. В случае отклонения измерительного усилия от значений (0,7± 0,2) Н трещотка 10, за которую вращают барабан, отсоединяется от установочного колпачка 9 и начинает проворачиваться с характерным прощелкиванием. При этом микрометрический винт 4 остается неподвижным. Измерительные поверхности пятки и микровинта выполнены из твердого сплава. Для фиксации микровинта в нужном положении микрометр снабжен стопорным винтом (стопором) 11.
На стебле 5 микрометра имеется шкала 14 с делениями через 0,5 мм. Для удобства отсчета четные штрихи расположены выше, а нечетные — ниже сплошной продольной линии 13, которая используется для отсчета углов -поворота барабана.
На коническом конце барабана нанесена круговая шкала 15, имеющая 50 делений. Если учесть, что за один оборот барабана с 50 делениями торец винта и срез барабана перемещаются на 0,5 мм, то поворот барабана на одно деление вызовет перемещение торца винта на 0,01 мм, т. е. цена деления на барабане составляет 0,01 мм.
При снятии отсчета пользуются шкалами на стебле и барабане. Срез барабана является указателем продольной шкалы и регистрирует показания с точностью 0,5 мм. К этим показаниям прибавляют отсчет по шкале барабана (рис. 19, в).
Перед измерением следует проверить правильность установки на нуль.
Для этого барабан вращают за трещетку до соприкосновения измерительных поверхностей, либо, если используется установочная мера 3 (см. рис. 2, а),— до касания ее измерительными поверхностями. Правильной считается установка, при которой торец барабана совмещается с нулевым штрихом шкалы на стебле, а нулевой штрих круговой шкалы барабана совпадает с продольной линией на стебле. В случае их несовпадения необходимо закрепить микровинт стопором, отвернуть на пол-оборота установочный колпачок-гайку, повернуть барабан в положение, соответствующее нулевому, закрепить его колпачком-гайкой и расфиксировать стопор 11, освободив микровинт. После этого следует еще раз проверить правильность установки на нуль.
Микрометром можно пользоваться как нормальным калибром-скобой. Для этого необходимо установить требуемый размер между измерительными поверхностями пятки и винта, а затем стопором зафиксировать микровинт в этом положении.
3.Установить на микрометре значения 4,0 ; 11,88; 12,02
(см. рис.2)
4. Изучить способы измерения износа коленчатого вала.
1924054064000
Рис. 3. Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала
Коренные и шатунные шейки
Проверка. Установите коленчатый вал на две призмы (рис. 3) и проверьте индикатором:
— биение коренных шеек; максимально допустимое 0,03 мм;
— биение посадочных поверхностей под звездочку и подшипник первичного вала коробки передач; максимально допустимое 0,04 мм;
— смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек; максимально допустимое ±0,35 мм;
— неперпендикулярность по отношению к оси коленчатого вала торцевой поверхности фланца.
При проворачивании вала, индикатор, установленный сбоку, на расстоянии 34 мм (рис. 3) от оси вала, не должен показывать биения более 0,025 мм.
На коренных, шатунных шейках и на щеках коленчатого вала трещины не допускаются. Если они обнаружены — замените вал.
На поверхностях коленчатого вала, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.
Проверка технического состояния шеек коленчатого вала:
Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек.
Микрометром измерьте диаметры коренных и шатунных шеек вала. Измерение диаметра каждой шейки производите в нескольких точках по длине и периметру, что позволит оценить величину ее конусности и овальности, которые не должны выходить за пределы допустимого диапазона
При замере в сечениях I-I, II- II –проверяем конусность
При замере в плоскостях А-А, Б-Б- проверяем овальность
Замер износа коленвала происходит в двух сечениях I-I, II-II и двух плоскостях А-А, Б-Б (рис.5)
Шейки следует шлифовать, если их износ больше 0,03 мм или овальность шеек больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
Шлифование шеек. Коренные и шатунные шейки шлифуйте, уменьшая на 0,25 мм так, чтобы получить, в зависимости от степени износа, диаметры, соответствующие значениям, приведенным в табл. 3. и Рис.4
После шлифования и последующей доводки шеек хорошо промойте коленчатый вал для удаления остатков абразива. Каналы для смазки с удаленными заглушками несколько раз промойте бензином под давлением. На первой щеке коленчатого вала маркируйте величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например К 0,25; Ш 0,50).
Таблица3
Наименование
Номи-нальныйРазмер, мм
Ремонтный
0,25 0,50 0,75 1,0
Диаметр коренной шейки 50,799-50,819 50,549
50,569 50,299
50,319 50,049
50,069 49,799
49,619
Номинальная толщина коренных вкладешей1,824-1,831 Диаметр шатунной шейки 47,830-47,850 47,58
47,6 47,33
47,35
47,08
47,1
46,830
46,65
Номинальная толщина шатунных вкладышей 1,723-1,730 Замерьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленвала. Зазоры между вкладышами и шейками коленвала равны:Номинальный зазор коренных подшипников -0,026-0,073 мм, допустимый -0,15 мм.Номинальный зазор шатунных подшипников -0,02-0,07 мм, допустимый -0,1 мм.
-27876563500Рис.4.Основные размеры коленчатого вала ВАЗ -2108
153670-8445500
Рис. 5. Схема замеров шеек коленчатого вала:А-А, Б-Б — плоскости замеров, I-I, II-II,- сечения

Читайте также:  Ремонт крыльев автомобиля стекловолокном

15303534417000
Рис.6 Измерение с помощью шкалы ширины калиброванной проволоки после сплющивания
1 – калиброванная проволока;2 – вкладыш;3 – крышка шатунного подшипника;4 – шкала для калиброванной проволоки
8. Проверка зазора между вкладышами и шейкой коленчатого вала при помощи калиброванной пластмассовой проволоки
Зазор между вкладышами и шейкой коленчатого вала можно проверить калиброванной пластмассовой проволокой для чего:
– тщательно очистите рабочую поверхность вкладышей и шатунной шейки и установите группу шатун – поршень на шейке коленчатого вала согласно нумерации;– поместите отрезок калиброванной проволоки на поверхность шатунной рейки, установите крышку на шатун и затяните гайки моментом 51 Н·м (5,2 кгс·м);– снимите крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки определите величину зазора.(рис.6)
Номинальный расчетный зазор составляет 0,036–0,086 мм. Если он меньше предельного (0,1 мм), то можно снова использовать эти вкладыши.
При зазоре большем предельного замените на этих шейках вкладыши новыми. Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши замените ремонтными увеличенной толщины.
Литература:
1. Е.Б. Пятков, А.П. Игнатов ,Г. Б. Новокшёнов Автомобили ВА3-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 Методическое пособие по ремонту: Издательство Саратовского Госуниверситета., Саратов 1992г.
2. С.М.Круглов Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей . Издание третье, переработанное и дополненное., Москва «Высшая школа»,1991г
3.Мигачёв В.А. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей: Учебное издание,
Сборник лабораторных работ. Ч. 2.,Ульяновский государственный технический университет, 2009 г

  • file216
    Размер файла: 518 kB Загрузок: 19

Источник

Лабораторный практикум «Техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт двигателя внутреннего сгорания и его систем» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум»

Читайте также:  Dvd по ремонту машин

МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

«Техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт двигателя внутреннего сгорания и его систем»

Рассмотрено на методической комиссии__________________

Разработчик: преподаватель специальных дисциплин ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум» — .

В методических рекомендациях изложена методика проведения практических работ по разделу междисциплинарного курса МДК 01.02 «Техническое обслуживание двигателей внутреннего сгорания и его систем». Приведено описание последовательности проведения операций диагностирования и технического обслуживания ДВС и его систем, необходимого оборудования, инструмента и приспособлений. Отражены правила безопасности при проведении работ, даны необходимые справочные данные.

Учебное пособие может быть использовано при освоении междисциплинарного курса МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Изучение профессионального модуля ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» должно сопровождаться лабораторными работами и практическими занятиями, закрепляющими теоретические знания студентов.

В данном учебном пособии приведены лабораторные работы и практические задания по техническому обслуживанию, диагностированию и текущему ремонту двигателя (кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма) и его систем (система охлаждения, смазки, топливоподачи).

В процессе выполнения предлагаемого комплекса лабораторных работ студенты лучше усваивают теоретические знания, приобретают определенные практические навыки, получают представление о методологии проведения научно-исследовательских работ в области технического обслуживания и ремонта автотранспорта.

Описание лабораторных работ снабжено краткими теоретическими сведениями, а также обоснованиями, необходимость которых в каждом случае обусловлена содержанием работы. В каждой лабораторной работе даны порядок ее выполнения, перечень необходимого оборудования, приборов, материалов и технической документации, а также содержание отчета по результатам работы, в виде лабораторного отчета.

При проведении лабораторных работ предусмотрено применение автомобилей и отдельных рабочих двигателей, которые находятся в лаборатории «Техническое обслуживание и ремонт машин».

В приложениях изложены основные требования техники безопасности при выполнении лабораторных работ, а также образец оформления лабораторного журнала.

Читайте также:  Слесарь механик по ремонту автомобилей это

Практическое занятие №1 Регулировка тепловых зазоров газораспределительного механизма автомобиля ГАЗ-53А……………………………………………………..6

Практическое занятие №2 Регулировка тепловых зазоров газораспределительного механизма двигателя Д-240…………………………………………………………..13

Практическое занятие №3 Техническое обслуживание приборов смазочной системы……….…..19

Практическое занятие №4 Техническое обслуживание приборов системы охлаждения…..……. 24

Практическое занятие №5 Техническое обслуживание приборов системы питания карбюраторных двигателей……………….………………………………. 31

Практическое занятие №6 Техническое обслуживание приборов системы питания дизельных двигателей………………………..………………………. 36

Практическое занятие №7 Проверка и установка угла опережения впрыска топлива на дизельном двигателе………………………………………………. …41

Практическое занятие №8 Определение неисправностей двигателей………………………………..…….………….46

Тема: Регулировка тепловых зазоров газораспределительного механизма автомобиля

Цель занятия: углубить знания о принципе работы и устройстве автомобильных двигателей, получить практические навыки в обслуживании механизма газораспределения и регулировке теплового зазора.

Оборудование: автомобиль ГАЗ-53А; двигатель ЗМЗ-53; отвертка; гаечные ключи 14, 17 и 19 мм; свечной ключ; набор щупов №3; пусковая рукоятка; пробка из ветоши или бумаги.

1. «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011. «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах работы и устройстве основных систем автомобильных двигателей внутреннего сгорания, используя, автомобиль ГАЗ-53А проводят операции технического обслуживания механизма ГРМ и регулируют тепловой зазор в клапанах.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

ЕО — ежедневно при пуске двигателя следует обращать внимание на легкость пуска и ра­боту двигателя на различных режимах (в том числе и в дороге), на возможное дымление дви­гателя. Большое количество бело-сизого дыма указывает на прорыв в камеру сгорания через неплотности масла, а темно-бурый дым свидетельствует о переобогащении рабочей смеси или о неполном ее сгорании из-за неисправности системы зажигания. Перед выездом водитель должен проверить общее состояние двигателя, опорных подушек, нет ли течи охлаждающей жидкости или масла.

ТО-1 — провести контрольный осмотр и необходимые крепежные работы; тщательно прове­рить крепление всех элементов на двигателе. Крепежные работы следует проводить наложением ключа на каждую гайку или болт с попыткой подтянуть их с соответствующим усилием. В первую очередь это касается различных крышек, из-под прокладок которых наблюдается течь масла, в том числе и из-под прокладки поддона. При обнаружении серьезных неисправностей следует оформить «Заявку» на ТР.

ТО-2 — выполнить объем работ при ТО-1. Провести тщательную (углубленную) диагностику на спецпостах диагностики — Д-2 или сопутствующую диагностику непосредственно на рабочих местах. Диагностика включает в себя комплексную проверку технического состояния КШМ и ГРМ вышеуказанными методами и приборами. При обнаружении сверхобъемных работ, которые нельзя устранить в ТО-2, оформляется «Заявка» на проведение соответствующих работ в зоне те­кущего ремонта с привлечением мотористов, а при необходимости и со снятием двигателя для ремонта в моторном цехе. При ТО-2 разрешается в порядке сопутствующего ремонта (СР) заменять отдельные неисправные легкодоступные детали (прокладку клапанной крышки, поврежденные опорные подушки и т. п.). Если в ходе контрольной проверки обнаружено несоответствие норме зазоров в клапанных механизмах, их регулируют.

Peгyлиpoвaть нyжнo тoлькo нa xoлoднoм двигaтeлe. Проверить крепления стоек коромысел к головкам цилиндров, при необходимости подтянуть крепежные детали. Установить поршень первого цилиндра в в. м.т. конца такта сжа­тия. Коленчатый вал проворачивать рукояткой до тех пор, пока пробка (из ветоши или бумаги), установленная в отверстие головки цилиндров на место вывернутой свечи зажигания, не будет вытолкнута.

Для того чтобы поршень первого цилиндра занял положение в в. м.т., коленчатый вал ЗМЗ-53 следует проворачивать до совме­щения риски 2 на шкиве вала с выступом указателя 1.

Замерить щупом 1 зазор между бой­ком коромысла и торцом стержня кла­пана, щуп должен проходить с небольшим усилием, в ином случае зазор необходимо отрегулировать.

Coглacнo зaвoдcким нacтpoйкам – зaзop мeждy cтepжнeм клaпaнa и нaжимным кoнцoм кopoмыcлa дoлжeн быть paвeн 0,25 – 0,3 мм (щyп нa 0,25 мм дoлжeн пpoxoдить cвoбoднo, a щyп нa 0,3 мм –вooбщe нe проходить в зaзop).

Удерживая отверткой регулировоч­ный винт 4 коромысла 2, отвернуть ключом (на 1. 2 оборота) контргай­ку 3 и, заворачивая или отворачивая регулировочный винт коромысла, уста­новить нужный зазор. Завернуть контр­гайку и щупом 1 еще раз проверить зазор. Если последний не соответст­вует нормальной величине, регулиров­ку повторить. Аналогично отрегулировать зазор у другого клапана первого цилиндра. Пoвopaчивaeтe кoлeнвaл нa 90 гpaдycoв и peгyлиpyeтe клaпaнaнa в 5 цилиндpe, пoтoм eщe нa 90 гpaдycoв – и нa 4 цилиндpe. Дaльшe пopядoк цилиндpoв тaкoй: 2, 6, 3, 7, 8.

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Выполнить операции технического обслуживания двигателя автомобиля ГАЗ-53, в отчет записать всю последовательность операций с указанием технических условий для их выполнения:

Источник

Оцените статью