Находкин В. М., Яковлев Д. В., Черепашенец Р. Г. Ремонт электроподвижного состава: Учебник для техникумов железнодорожного транспорта /Под ред. В. М. Находкина. М.: Транспорт, 1989. 295 с.
Изложена технология ремонта электроподвижного состава постоянного и переменного тока отечественных железных дорог с учетом последних достижений в этой области. Рассмотрены способы контроля качества ремонта, меры обеспечения безопасных условий труда. Приведены характерные неисправности, способы их обнаружения и устранения. Книга предназначена для учащихся техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Электротяговое хозяйство железных дорог». Она может быть полезна также работникам депо, связанным с ремонтом электроподвижного состава.
ОТ АВТОРОВ В учебнике авторы стремились изложить в сжатой форме основы современной организации и технологии ремонта электроподвижного состава железных дорог в соответствии с действующей программой по предмету «Ремонт электроподвижного состава» для учащихся техникумов железнодорожного транспорта специальности «Электротяговое хозяйство железных дорог». Первая глава учебника посвящена рассмотрению общих вопросов организации и технологии ремонта электровозов и электропоездов. В основу последующих глав положено изложение вопросов ремонта в объеме ТР-3, позволяющего наиболее полно раскрыть технологию ремонта в депо, а затем рассмотрены особенности остальных видов деповского ремонта и технического обслуживания электроподвижного состава. Учебник написан применительно к ремонту электровозов и электропоездов основных типов, эксплуатируемых на железных дорогах страны, и с учетом действующих Правил ремонта, инструкций и приказов МПС. Авторы старались, по возможности, раскрыть причины возникновения неисправностей электроподвижного состава и объяснить целесообразность применения той или иной технологии ремонта с тем, чтобы позволить учащимся глубже осмыслить физические явления, приводящие к появлению неисправностей, и научить их творчески подходить к выбору способов устранения этих неисправностей как при изучении учебного материала, так и в предстоящей практической работе на производстве. Учитывая, что в соответствии с СНиП-П-39—76 ремонт основного оборудования электроподвижного состава в депо предусматривается проводить на комплексно-механизированных и поточных линиях, авторы включили в учебник вопросы комплексной механизации и автоматизации процессов ремонта механической части, а ремонт электрических машин в объеме ТР-3 изложили в последовательности проведения его на поточной линии. Вопросы механизации и автоматизации ремонтного производства рассматриваются лишь при необходимости более полного раскрытия технологии отдельных видов ремонта, так как подробно они изучаются в специальных курсах. В учебник включен также раздел, посвященный ремонту электронного оборудования. Рассмотрены методы определения неисправностей электрооборудования электроподвижного состава, возникающих в процессе эксплуатации, и способы их устранения. Вопросы техники безопасности освещены по ходу изложения материала или рассмотрены в конце соответствующих параграфов. Принятые в книге обозначения физических величин соответствуют системе СИ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1 Общие сведения о ремонте электроподвижного состава
1.1. Ремонтное производство 1.2. Основные понятия об износах и повреждениях 1.3. Характеристики технического обслуживания и ремонтов 1.4. Общая технология ремонта 1.5. Качество ремонта и его контроль
Глава 2 Ремонт механической части
2.1. Общие сведения 2.2. Ремонт колесных пар 2.3. Ремонт букс колесных пар 2.4. Ремонт узлов колесно-моторного блока и подвешивания двигателей 2.5. Ремонт рессорного и люлечного подвешивания и гидравлических гасителей колебаний 2.6. Ремонт рам тележек 2.7. Ремонт автосцепного устройства 2.8. Ремонт кузовов 2.9. Окраска кузовов и деталей электроподвижного состава 2.10. Комплексная механизация и автоматизация процессов ремонта
Глава 3 Ремонт электрических машин
3.1. Общие сведения 3.2. Ремонт остовов, статоров и полюсов 3.3. Ремонт щеткодержателей и их кронштейнов 3.4. Ремонт якорей и роторов 3.5. Сушка и пропитка обмоток 3.6. Сборка и испытания электрических машин
Глава 4 Ремонт тяговых трансформаторов, выпрямительных установок, реакторов, индуктивных шунтов, трансформаторов, регулируемых подмагничиванием шунтов, и аккумуляторных батарей
Глава 5 Ремонт электрических аппаратов и электрической проводки
5.1. Общие сведения о ремонте электрических аппаратов 5.2. Технология ремонта отдельных элементов электрических аппаратов 5.3. Ремонт индивидуальных контакторов 5.4. Ремонт аппаратов с групповым приводом 5.5. Ремонт токоприемников 5.6. Ремонт аппаратов защиты 5.7. Ремонт аппаратов автоматизации процессов управления 5.8. Ремонт контроллеров машиниста и групповых переключателей цепей управления 5.9. Ремонт разъединителей и кнопочных выключателей 5.10. Ремонт резисторов, печей, обогревателей и калориферов 5.11. Ремонт вспомогательной аппаратуры. 5.12. Ремонт электронной аппаратуры э. п. с. 5.13. Ремонт электрической проводки. 5.14. Ремонт измерительных приборов.
Глава 6 Неисправности электрооборудования электроподвижного состава, .подготовка его к работе в зимних условиях
6.1. Неисправности электрооборудования и их устранение 6.2. Подготовка электрооборудования э. п. с. к работе в зимних условиях 6.3. Устранение повреждений электрооборудования локомотивными бригадами Список использованной литературы Предметный указатель
Источник
Общие сведения о ремонте электрических аппаратов
Условия работы, износы и повреждения. Условия, в которых работают аппараты, устанавливаемые на э. п. с., подробно рассмотрены в гл. 3.
Выход из строя какого-либо аппарата может приводить к отказу в работе локомотива, сбою движения, снижению экономического эффекта работы дороги. Поэтому от аппаратов э. п. с. требуются повышенная надежность, более жесткие, чем для стационарных аппаратов, допуски к их износу.
Значительные механические воздействия (удары, вибрации, инерционные силы), которым подвергаются аппараты в эксплуатации, вызывают повышенный износ их болтовых и шарнирных соединений, приводят к образованию трещин и сколов изоляторов, трещин и поломок пружин, перетиранию изоляции проводов, обрыву их проводников и гибких шунтов, ослаблению крепежных узлов и поломке их отдельных элементов, нарушению герметичности элементов пневматической сети и пневматических приводов отдельных аппаратов. Под действием этих сил нарушается их регулировка, выходят из строя отдельные полупроводниковые элементы электронных аппаратов.
От ударов, воспринимаемых токоприемником от контактной сети, происходит перекос его рам, возникают повреждения боковин кареток, выходят из строя полозы токоприемников. От повышенного нажатия полозов токоприемников на контактный провод происходит ускоренное истирание накладок.
Частые включения и выключения аппаратов в сочетании с неблагоприятными атмосферными воздействиями, попаданием песка, пыли, абразивных и металлических частиц при повышенных значениях нажатия контактов приводят к повышенному износу шарнирных соединений, силовых контактов, стенок цилиндров, поршней и клапанов пневматических приводов, пальцев и блокировочных сегментов аппаратов цепей управления и других элементов подвижных частей аппаратов.
Наиболее интенсивному износу подвержены контактные поверхности аппаратов, разрывающих большие токи (быстродействующие и главные выключатели, быстродействующие и линейные контакторы).
Большие значения токов этих аппаратов (тысячи ампер) при высоких (тысячи вольт) напряжениях требуют предельно быстрого размыкания контактов и гашения дуги, что достигается применением в аппаратах мощных систем дугогашения. Однако возникающие при разрыве контактов электрические дуги могут оказываться настолько сильными, что стенки и перегородки дугогасительных камер выгорают иногда почти на половину их толщины, оплавляются дугогасительные рога. От электрических дуг обгорает электрическая изоляция катушек, проводов, ускоряется износ контактов аппаратов.
Повышенные температуры вызывают преждевременное старение изоляции, ускоряют процесс окисления контактных поверхностей, способствуют возникновению трещин в изоляторах, трубках предохранителей, вызывают изменение характеристик отдельных полупроводниковых элементов.
Повышенные напряжения создают условия для возникновения пробоя изоляции элементов аппаратов и проводов. Повышенное напряжение может быть причиной возникновения электрических дуг, приводящих к перечисленным выше повреждениям. Перекрытию изоляционных поверхностей электрическими дугами способствуют повышенная влажность окружающего воздуха и его загрязненность.
Электронная аппаратура благодаря хорошей герметичности и малой массе входящих в нее элементов выходит из строя значительно реже. Возможные ее неисправности связаны с ухудшением пайки элементов, ослаблением их крепления на платах, ослаблением крепления плат и появлением на них трещин, перетиранием жил или изоляции монтажных проводов. Однако из-за большого числа этих элементов (иногда до нескольких десятков тысяч на локомотив) и того, что в ходе эксплуатации полупроводниковые элементы могут терять свой класс, создаются условия для нарушения функциональных зависимостей в схеме, приводящих к ее отказам.
Требования к аппаратам и их содержанию. Аппараты для э.п.с. конструируют и изготавливают в соответствии с требованиями государственного стандарта, учитывающими все особенности и условия их работы. Таким образом, уже в их конструкции заложена требуемая надежность, однако реализована она может быть лишь в том случае, если в процессе эксплуатации аппараты будут подвергаться своевременному и качественному текущему обслуживанию и ремонту в соответствии с Правилами ремонта, содержащими экономически целесообразные и проверенные практикой нормы допусков и износов, установленные из соображения увеличения надежности и сроков службы аппаратов. Большое значение для повышения их надежности имеет работа по профилактике повышенных износов.
Электрические аппараты должны быть надежно закреплены и содержаться в чистоте, так как наличие масла, влаги или иных загрязнений на частях аппаратов и особенно на их изоляционных деталях может явиться причиной поверхностного перекрытия.
Одним из основных требований, предъявляемых к электрическим аппаратам, является надежность размыкаемых и неразмыкаемых контактных соединений. Чем лучше состояние контактов, тем меньше переходное сопро тивление и нагрев при протекании через него тока. При сильном нагреве контактов количество выделяемого в нем тепла из-за ускоренного окисления контактных поверхностей прогрессирует. В результате нагрев может оказаться настолько сильным, что приведет к выплавлению или отгоранию наконечников и проводов, к взаимному свариванию размыкающихся контактов, к обугливанию изоляции и потере деталями их механических и химических свойств.
Для достижения надежного электрического контакта необходимо обеспечивать качественное соприкосновение контактных поверхностей, контролировать и восстанавливать в соответствии с нормами значения раствора, провала и нажатия контактов. Подвижные системы аппаратов должны перемещаться легко, без трения и заеданий, а их шарнирные соединения не должны иметь повышенных зазоров. Их следует регулярно смазывать. Марка и сроки смазывания должны соответствовать техническим условиям на эксплуатацию данного аппарата.
Аппараты цепей управления должны надежно работать при снижении номинального напряжения на 30%, обеспечивая четкое включение и выключение контактов. У аппаратов, разрывающих электрические цепи под током, должна строго выдерживаться установленная для них скорость расхождения контактов, а у силовых аппаратов сильноточных цепей — и время гашения дуги.
Соединительные провода и гибкие шунты не должны иметь оборванных жил, дефектной пайки наконечников. Провода должны быть укреплены скобами, бандажами, клицами, не нести никаких механических нагрузок и иметь исправную изоляцию, обладающую требуемой электрической прочностью, т. е. способную выдерживать испытательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин. Значения испытательного напряжения для различных аппаратов установлены государственным стандартом.
Пневматические приводы аппаратов должны устойчиво и четко работать при пониженной до —55 °С температуре, снижении давления в пневматической сет^ до 350 кПа (3,5 кгс/см 2 ), а при давлении 675 кПа (6,75 кгс/см 2 ) не давать утечки воздуха. Кожуха аппаратов не должны допускать попадания внутрь аппаратов пыли, грязи и влаги.
Аппараты защиты должны быть отрегулированы на требуемые токи уставки, а плавкие предохранители быть исправными и соответствовать указанному в схеме значению тока. Измерительные приборы подвергаются плановым осмотрам и ревизиям; приборы с недопустимыми погрешностями заменяют. Блоки и панели с электронной аппаратурой должны быть настроены по контрольным точкам, а их электронные элементы проверены на соответствие установленным параметрам.
Демонтаж и подготовка аппаратов к ремонту. При постановке э. п. с. на технический осмотр или ремонт аппараты очищают от загрязнений и подгаров и осматривают для выявления их возможных неисправностей. Проверяют надежность крепления, убеждаются в отсутствии заеданий в подвижных частях, утечки воздуха в пневматических приводах и воздухопроводах, контролируют четкость работы приводов, силовых и блокировочных контактов, контакторных элементов, состояние и работу механических блокировок, надежность крепления и исправность изоляции проводов и кабелей.
Измеряют растворы, притирание и нажатие контактов, сопротивления изоляции катушек аппаратов, сопротивления пуско-тормозных резисторов и индуктивных шунтов. Выявляют неисправные плавкие предохранители.
Методы выявления неисправностей аппаратов и электрической проводки изложены в гл. 6.
По результатам осмотра делают выводы о необходимости ремонта тех или иных аппаратов. Выявленные дефекты регистрируют в журнале.
При технических осмотрах и ремонтах всех видов (кроме ТР-3) большую часть аппаратов ремонтируют непосредственно на локомотиве. Исключение составляют аппараты, ремонт которых нельзя выполнить без их снятия и разборки, аппараты, требующие замены, и аппараты, ревизия или ремонт которых в специализированных мастерских депо предусмотрены при ремонте данного вида. При ТР-3 большую часть аппаратов с локомотива (вагона) снимают.
Демонтируют крышевое оборудование: токоприемники, разрядники, главные выключатели и др.
В кабинах машиниста при необходимости снимают контроллеры машиниста, кнопочные выключатели, печи обогрева, регулятор давления, клапаны песочниц, измерительные приборы; в коридорах — клапаны токоприемника, тифона и свистка, распределительный щит, пневматические блокировки, клапаны различного назначения.
В высоковольтной камере демонтируют электропневматические контакторы, реверсоры, групповые переключатели и главные контроллеры, тормозные переключатели, быстродействующие выключатели и контакторы, отклю-чатели двигателей, блоки пусковых резисторов, индуктивные шунты, сглаживающие и переходные реакторы, дифференциальные реле, трансформаторы, реакторы, выпрямительные установки и др.
Демонтируют также для полной ревизии оборудование локомотивной сигнализации, автостопа и радиосвязи. Все снятые крепежные детали складывают в ящики по месту разборки, неисправные бракуют и заменяют.
Аппараты очищают от грязи сжатым воздухом под давлением не более 300 кПа (3 кгс/см 2 ) и протирают техническими салфетками. Для предотвращения повреждения частей аппаратов, имеющих слюдяную или миканито-вую изоляцию, струю воздуха следует направлять под углом к очищаемой поверхности. Расстояние от конца шланга до поверхности должно быть не менее 150 мм. Объем ремонта выявляют перед разборкой аппарата. Определяют степень износа его деталей, правильность их взаимодействия, последовательность включения и выключения контактных устройств, действие механических и электрических блокировок, состояние дугогасительных камер, электромагнитных и электропневмэтических приводов, измеряют сопротивление изоляции.
Затем аппарат разбирают. Металлические элементы очищают от продуктов коррозии и старой краски на сталеструйных или корундоструйных установках с последующим обдувом сжатым воздухом и пропиткой с помощью технических салфеток.
Такую очистку осуществляют в отдельном помещении в специально оборудованных камерах с вытяжной вентиляцией.
Многие электрические аппараты имеют ряд однотипных элементов, иногда различных по форме или размерам, но одинаковых по материалам, из которых они изготовлены, по условиям их работы в аппарате, по характеру возникающих у них неисправностей, а следовательно, и по способам их выявления, ремонта и регулировки. Различными могут оказаться только значения отдельных параметров. Ремонт таких элементов рассмотрен в гл. 6.