- Ремонт электрической части токарного станка
- Ремонт электрической части станка
- Ремонт электрической части станка
- Стоимость ремонта
- Основная наша специализация — ремонт станков
- Основные неисправности электрооборудования токарного станка
- Электрические неполадки и механические повреждения асинхронного двигателя
- Проблемы магнитного пускателя
- Обслуживание и ремонт силового электрооборудования универсального токарно-винторезного станка 163
- Назначение и краткая характеристика электрооборудования станка модели 163. Схема станка и порядок ее работы, управление главным приводом. Устройство силового электрооборудования. Основные неисправности и ремонт. Расчет двигателя и трансформатора.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Ремонт электрической части токарного станка
Ремонт электрической части станка
Ремонт электрической части станка
Почти 100 % станков, задействованных на производстве, используют электрический привод. Механическая часть станка на виду, ее неисправность легко заметить, механический износ отражается на качестве продукции. Поломка электрической части происходит неожиданно, в самый неподходящий момент.
Важно самому уметь определять неисправности и оперативно их устранять.
1. Виды поломок
Значительная часть станков современных предприятий — образчики советского и постсоветского поколения техники. Часто возникает проблема ремонта не только механики, но и электрики данных машин.
Основные виды поломок электрической части станка:
А. Неисправность кабеля и монтажных проводов;
Б. Неисправность деталей электромонтажа (коробки, разъемы);
В. Неисправность электродвигателей;
Г. Неисправность электрической аппаратуры:
— пускатель магнитный,
— тепловые защитные реле двигателя и нагревательные элементы,
— пакетники (выключатели пакетные),,
— ТПО — трансформатор для внутреннего освещения,
— предохранители плавкие (ПП-1, ПП-2),
— КС — кнопочная станция для пуска и останова электродвигателя,
— МО — комплект для местного освещения рабочего места,
— электронасос (для подачи охлаждающей жидкости в рабочую зону).
На современные станки установлены двигатели с
электроприводами переменного тока — преобразователями частоты или и частотными регуляторами для точного, динамического регулирования частоты вращения и крутящего момента с начала запуска до максимальных оборотов, имеют защиту от перенапряжения, КЗ (короткого замыкания) в нагрузке и обрыва, от перегрева. Управление электроприводом ведется с электронного пульта.
Но электропривод и табло управления тоже ломаются:
Д. Неисправность электропривода (с комплектом измерительных приборов в цепи);
Е. Неисправность электронного пульта управления (с приборами контроля параметров станка и технологического процесса).
2. Виды станков
Производственные станки для обработки металла режущим инструментом различают по характеру и назначению выполняемой работы:
— фрезерные;
— сверлильно-расточные;
— токарные;
— шлифовальные;
— строгальные;
— агрегатные.
По весу и габаритам различают:
— нормальные, с массой до 10000 кг;
— крупные, с массой до 30000кг;
— тяжелые, с массой до 100000 кг.
По точности обработки станки бывают:
— нормальной,
— повышенной,
— высокой точности,
— прецизионные (особо высокой точности).
3. Самостоятельный ремонт
ВНИМАНИЕ: Несоблюдение правил техники безопасности и правил обращения с электрооборудованием станка может привести к несчастному случаю.
Если при самостоятельном ремонте электрической части станка не ставится цель модификации или замены стандартного асинхронного короткозамкнутого
одно- или многоскоростного двигателя на современный двигатель с электроприводом, то перечень работ сводится к поэтапной проверке электрической цепи станка. Электрооборудование большей части станков имеет схожую схемотехнику и принцип работы.
Порядок проведения ремонта:
1. Необходимо выявить источник неисправности. Если подсветка станка работает, а двигатель не включается, проверяют двигатель и цепь его включения.
2. Если при включении питания ничего не работает — проверяют входные цепи и наличие напряжения.
ВНИМАНИЕ: При поиске неисправности в электрической части станка его необходимо обесточить.
3. Проводят внимательный визуальный осмотр (проверяется целостность кабеля, монтажных проводов и разъемов). Зачастую, нерабочую деталь
видно невооруженным глазом: провод с подгоревшей изоляцией, почерневшее реле, слипшаяся, изменившая цвет обмотка на двигателе.
4. Используя мультиметр, прозванивают предохранители, катушки реле, обмотки электродвигателя, проверяют работоспособность кнопок включения.
О неисправности прибора или детали свидетельствует короткое замыкание или обрыв в цепи, кнопка не реагирует на нажатие.
5. При неисправности самой дорогой составляющей электрической части станка — двигателя, его отдают на перемотку или заменяют на новый.
Сломанный электропривод, при наличии знаний в области радиоэлектроники, можно попытаться отремонтировать:
ВАЖНО: В выключенном электроприводе долгое время сохраняется напряжение, опасное для жизни.
1. Сняв привод со станка и открыв крышку или сняв кожух, визуально определяют неисправные детали.
2. В первую очередь страдают высоковольтные детали и выходные цепи — силовые элементы управления — полевые транзисторы или сборки.
ВНИМАНИЕ: Несущая плата электропривода может иметь 1 — 6 уровневый монтаж и для ее пайки понадобится паяльная станция.
Если ремонт не удается провести с помощью паяльника, а паяльной станции нет, лучше обратиться в специализированную мастерскую.
Главный принцип при ремонте — не навреди! Иначе, вместо радиодетали за 50 рублей придется покупать новый блок.
У электронного пульта управления слабое место — лицевая пластиковая панель, которая трескается от механических воздействий, перепадов температур и контактная группа.
5. Необходимые запчасти
Кабельная продукция, для замены пришедшей в негодность, имеется в ассортименте хозяйственных магазинов.
Сгоревшие полупроводниковые приборы продаются в магазинах радиодеталей или на сайтах с радиоэлектроникой.
Запасные части для электронного пульта управления есть в интернет-магазинах. Уточнить параметры нерабочего элемента легко в интернете, стоит лишь ввести в поиск маркировку на корпусе.
Если такую же деталь не удается найти, подбирают аналог с такими же параметрами. Современные приборы электрооборудования имеют меньшие габариты
и дополнительные функции при лучших характеристиках. Пусковое реле, например, может иметь функцию установки максимального тока и функцию установки предельно допустимой температуры. Новую деталь устанавливают, лишь переделав крепление.
ВАЖНО: Реле, пакетные выключатели, трансформаторы, предохранители для замены, должны иметь такие же характеристики как неисправные детали.
СПРАВКА: Перемотанный двигатель обладает худшими параметрами, чем заводской (непродолжительный срок службы, потери по мощности).
Это объясняется рядом причин: перемотку проводят не на заводе, а в кустарных условиях, в мастерской, новый провод по параметрам отличается от сгоревшего, качество намотки хуже прежней. Если позволяют средства, лучше приобрести новый мотор или двигатель с электроприводом.
4. Стоимость ремонта
Предприятия, осуществляющие ремонт станков, закладывают в смету стоимость восстановления электрической части — 30 % от всей начисленной суммы.
При наличии небольшой неисправности, сервисная служба проведет обязательную профилактику механики, заменит смазку и охлаждающую жидкость.
Хорошо, если профилактические мероприятия совпадут по срокам с техническим обслуживанием оборудования, в противном случае, много денег придется отдать впустую.
В случае самостоятельного ремонта школьного токарного станка с уроков труда, стоимость проводов и деталей может обойтись от 500 до 3000 руб. (без учета стоимости двигателя), для мощных производственных станков российского производства детали обойдутся на 1 — 2 порядка дороже. Электропривод для европейского трехфазного мотора может стоить от 1000 до 5000 евро. Кажется, дорого, но не стоит забывать о шестизначной цифре — цене ремонтируемого агрегата.
Умение починить электрооборудование станков прошлого поколения и современных моделей дает возможность сэкономить не только время, но и значительную сумму денег. Своевременное вмешательство в работу электрической части станка позволит избежать аварийной ситуации, незапланированных простоев и вернуть средству производства полноценную функциональность.
Стоимость ремонта
Вид работ | Стоимость |
---|---|
Профилактика Шпинделя | 9,000 руб. |
Устранение сбоев в работе зажимного устройства | 19,000 руб. |
Перегорание (повреждение) обмотки статора | 30,000 руб. |
Замена подшипников с балансировкой ротора | 50,000 руб. |
Замена датчиков шпинделя | 10,000 руб. |
Техническое обслуживание | 10,000 руб. |
Нестандартные работы | 10,000 руб. |
Капитальный ремонт | 50,000 руб. |
Модернизация станочного оборудования | 30,000 руб. |
Основная наша специализация — ремонт станков
Если ваш станок не работает, наш специалист приедет в кратчайшие сроки и починит его. Позвоните и проконсультируйтесь по тел: 8 (499) 380-77-48
Технологии
За счет использования современных приборов мы более точно определяем неисправности. И экономим ваши деньги на ремонте
Если с вашим станок сломался не стантартно. Мы отправим его нашим техническим специалистам и они решат любую проблему
Скорость.
Вам нужно чтобы станок в кратчайшие сроки работал. Наши желания совпадают.
Источник
Основные неисправности электрооборудования токарного станка
Электрооборудование токарного станка рассчитано на включение в сеть с напряжением от 220 до 380 В и состоит из:
- асинхронного электродвигателя;
- магнитного пускателя;
- трансформатора.
Электрические неполадки и механические повреждения асинхронного двигателя
Наиболее часто встречающиеся сбои в работе:
- стук в подшипниках;
- остановка двигателя;
- перегрев;
- отключение двигателя;
- отсутствие нормальных оборотов;
- искрение
Они происходят из-за разбалтывания пальцев щеткодержателя, стука в подшипниках, деформации якоря, проблем системы вентиляции, образования бороздок на коллекторе и контактных кольцах.
Электрические возникают по причине:
- межвитковых замыканий;
- пробоев и обугливания изоляции;
- разъединения обмотки с коллектором;
- не соблюдения полярности полюсов;
- разрыва обмотки
- неправильного соединения в катушках.
Если посмотреть на устройство и электрическую схему, например, токарного станка 16К20 вот здесь, можно увидеть, что двигатель клинит из-за обрыва обмотки и отсутствия магнитного поля. Сила тока повышается почти в два раза, и обмотка статора или ротора может перегореть.
Перегрев всего двигателя происходит после длительной интенсивной перегрузки, сбоев в системе охлаждения. Местный нагрев обмотки стартера уменьшает скорость вращения, слышен сильный гуд и горелый запах от изоляции.
Неравномерно возрастающий шум двигателя является следствием ослабления запрессовки стали или смещения зазора между ротором и статором.
Проблемы магнитного пускателя
Во время эксплуатации токарного станка магнитный пускатель может выйти из строя из-за износа отдельных деталей и соединительных узлов.
Иногда устройство не включается потому, что произошли:
- обрыв цепи питания или повреждение катушки;
- прилипание якоря к сердечнику;
- загрязнение и окисление контактов кнопки управления;
- понижение напряжения сети;
- разновременность замыкания главных контактов;
- неисправность блок-контакта.
Если пускатель гудит, значит, произошло заедание его подвижной системы. Неправильное соединение по схеме становится причиной слабости пружинок и их заедания. Это приводит к остановке или выходу из строя кнопки «стоп» при пуске.
При появлении подозрительных шумов в работе электрооборудования, перегреве, выбросу масла, снижению скорости вращения необходимо срочно найти и устранить неполадки, которые могут привести к окончательной поломке токарного станка.
Источник
Обслуживание и ремонт силового электрооборудования универсального токарно-винторезного станка 163
Назначение и краткая характеристика электрооборудования станка модели 163. Схема станка и порядок ее работы, управление главным приводом. Устройство силового электрооборудования. Основные неисправности и ремонт. Расчет двигателя и трансформатора.
Рубрика | Физика и энергетика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.12.2010 |
Размер файла | 133,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования Украины
Кременчугское ВПУ №7
ПРОФЕССИЯ: электромеханик по средствам автоматики
и приборам технологического оборудования
ТЕМА: Обслуживание и ремонт силового электрооборудования
универсального токарно-винторезного станка
Выполнил: Хроменков В.С.
Проверил: Жосан В.А.
1. История и перспективы развития электроприборостроения
2. Основная часть
2.1 Назначение и краткая характеристика электрооборудования станка
2.2 Принципиальная схема станка и порядок ее работы
2.3 Назначение и устройство силового электрооборудования станка
2.4 Основные неисправности, обслуживание и ремонт силового электрооборудования станка
3. Расчетная часть
3.1 Расчет двигателя
3.2 Расчет трансформатора
4. Специальная часть
4.1 Комбинированный прибор 43208-У
5. Охрана труда и техника безопасности
Список используемой литературы
1. История и перспективы развития электроприборостроения
М.В. Ломоносов разработал прибор для измерения силы тока, который используется в наше время без принципиальных изменений. Такой же прибор был разработан без принципиальных изменений Долево-Добровольским.
В 1927 году был построен первый завод электроприборов. Большой вклад в развитие теории расчета и конструкции электроизмерительных приборов внесли такие ученые, как Разумовский, Пономарев, Арутюнов.
Увеличение выработки электроэнергии, проведение комплексной автоматизации и механизации потребовало создания принципиально новых электроизмерительных приборов и устройств. Начали внедряться автоматические устройства с цифровым отсчетом, которые позволили не только быстро вести измерения, но и вести связь с автоматизированными системами регулирования и управления. Ведется большая работа по повышению качества показания прибора, то есть чувствительности, устойчивости к различным внешним факторам.
В настоящее время интенсивно развивается производство аналоговых приборов. Проделана большая работа по дальнейшему совершенствованию их конструкций. В конструкторских бюро электроприборостроительных предприятий разработаны и освоены комплексы аналоговых сигнализирующих приборов со световым указателем, щитовых приборов на базе единого измерительного механизма магнитоєлектрической системы.
станок привод двигатель трансформатор
2. Основная часть
2.1 Назначение и краткая характеристика электрооборудования станка
Универсальный токарно-винторезный станок модели 163 предусмотрен для выполнения разных токарных и винторезных робот, а также точения конусов и нарезки матричной, модульной и питчевой резьбы в следующих пределах:
Матричной с шагом в мм от 1 до 192
Винтовой с числом ниток на 1” до 24 до 14”
Модульной с шагом в мм от 0,5 до 48
Питчевой в диаметральных питчахот 96 до 7 /8
Техническая характеристика и твердость станка позволяют полностью выполнять возможности быстрорежущего инструмента сделанного с твердого сплава при обработки черных и цветных металлов.
На станке установлены два трехфазных короткозамкнутых асинхронных электродвигателя и электронасос охлаждения.
Электродвигатель главного привода М1
Для осуществления главного движения станка служит асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором типа А2-61-4 нормального, защищенного исполнения на лапах.
Мощность на валу, в кВт13
Число оборотов в минуту:
при номинальной нагрузке1460
при частоте тока 60 Гц1770
КПД при номинальной нагрузке %88,5
cos при номинальной нагрузке0,88
Номинальная сила тока:
при напряжении 380 В, в А24.7
при напряжении 220. В, в А44
Электродвигатель установлен на плитке, внутри левой части станины и соединен с приводным шкивом передней бабки клиноременной передачей.
Электродвигатель быстрых перемещений М3
Для осуществления ускоренных перемещений каретки и суппорта служит асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором типа АОЛ 2-21-4 закрытого, обдуваемого, фланцевого исполнения.
Мощность на валу, в кВт1,1
Число оборотов в минуту:
при номинальной нагрузке1400
при частоте тока 60 Гц1700
КПД при номинальной нагрузке %78,0
cos при номинальной нагрузке0,8
Номинальная сила тока:
при напряжении 380 В, в А2,7
при напряжении 220 В, в А4,7
Электродвигатель прикреплен к правой стенке фартука станка.
Электронасос охлаждения М2
Для подачи охлажденной жидкости к инструменту служит электронасос типа ПА-22 погружаемый производительностью 22 л/мин.
Характеристика электродвигателя насоса.
Мощность на валу, в кВт1,12
Число оборотов в минуту:
при номинальной нагрузке2800
при частоте тока 60 Гц3400
КПД при номинальной нагрузке %68,0
cos при номинальной нагрузке0,72
Номинальная сила тока:
при напряжении 380 В, в А0,34
при напряжении 220 В, в А0,65
Электронасос установлен внутри правой части станины станка.
Примечание: Электродвигатели поставляются на рабочее напряжение, требующееся заказчику.
Применяемое напряжение для питания электрооборудования.
1. Цепи управления питаются напряжением 127 В переменного тока от понижающего трансформатора Т1.
2. Электромагнитные муфты фартука и тормоза питаются постоянным током напряжением 24 В от селенового выпрямителя VD1-VD8.
Электропроводка на станке выполнена в газовых трубах, резиновом шланге и металлорукавах, защищающих провода от механических повреждений, влаги и прочих внешних воздействий.
2.2 Принципиальная схема станка и порядок ее работы
Перед началом работы станка необходимо подключить его электрическую часть к цеховой сети поворотом рукоятки в сторону “ВКЛЮЧЕНО” автомата QF1. При этом напряжение подается на понижающий трансформатор Т1 и выключатель местного освещения SA1. Подача напряжения фиксируется загоранием сигнальной лампы HL1.
Управление главным приводом станка.
Пуск главного электродвигателя осуществляется нажатием одной из кнопок “ПУСК”- SB1 или SB2 (расположенных на фартуке и около коробки подач), которая замыкает цепь питания катушек магнитного пускателя КМ1 и реле времени КТ2. Катушка под влиянием проходящего по ним тока притягивают сердечники якорей и замыкают механически связанные с ним главные контакты и блок контакты. При этом главные контакты КМ1 подключают электродвигатель М1 к сети, а катушки пускателя и реле времени питаются через замкнувшийся блок контакт КМ1, что исключает дальнейшему нажатию кнопки “ПУСК”. Одновременно с катушками пускателя КМ1 и реле времени КТ2 через замыкающий блок контакт КТ2 получит питание реле времени КТ1. Если фрикцион не переведен в рабочее положение и течении времени, на которое настроено реле КТ1, то последнее своими размыкающими контактами КТ1 обесточит катушку магнитного пускателя КМ1 и реле времени КТ2 с последующим остановом электродвигателя М1. При включении катушки КТ1 замыкающим контактом подключается тормозная электромагнитная муфта YС1 и сигнальная лампа НL2. Останов главного двигателя М1 осуществляется нажатием одной из кнопок “СТОП”- SB3 или SB4, расположенных на каретке и около коробки подач.
Управление электронасосом М2 осуществляется посредством выключателя тумблера SА2 расположенного на боковой стенке электрошкафа.
Управление приводом рабочих подач и приводом быстрых перемещений суппорта.
В фартуке станка расположены четыре электромагнитные фрикционные муфты две из которых служат для перемещения суппортов в продольном направлении и две- для перемещения его в поперечном направлении.
Рабочие подачи осуществляются от главного привода. Быстрые хода- от электродвигателя М3. Для управления приводами рабочих подач и быстрых перемещений суппорта на фартуке имеется крестовый переключатель на пять положений: одно вертикально-нейтральное и четыре наклонных, соответствующих направлению перемещению суппорта. Наклоном рукоятки осуществляется включение электромагнитной муфты, передающей движение суппорту в направлении, соответствующем наклону рукоятки.
Для включения электродвигателя М3 при любом положении рукоятки переключения муфт в головку рукоятки встроена пусковая толчковая кнопка SB5. Для включения рабочих подач в желаемом направлении следует наклонить рукоятку в этом же направлении, а для быстрого перемещения в нужном направлении- нажать на кнопку SB5.
Во избежание одновременного включения маточной гайки и электромагнитных муфт фартука предусмотрен блокировочный конечный выключатель SQ2 установленный внутри фартука, который размыкает цепь питания муфт при включении маточной гайки.
Защита от коротких замыканий осуществляется автоматическими выключателями QF1, QF2, QF3, QF4, QF5.
Нулевая защита электродвигателя главного привода и электронасоса осуществляется пускателями КМ1 и КМ2, которые при понижении напряжения до 50- 60% от номинального, отключают двигатели от сети.
Напряжение с электрооборудования станка снимается поворотом рукоятки в сторону “ОТКЛЮЧЕНО” автомата QF1.
Станок надежно заземляется, согласно правилам и нормам техники безопасности, по средствам присоединения заземляющего провода к винту заземления, расположенного на станине с задней стороны станка.
Электродвигатель главного привода защищен от перегрузок электромагнитными расцепителями автомата QF1, насос охлаждения тепловым реле КК1.
2.3 Назначение и устройство силового электрооборудования станка
К силовому электрооборудованию относятся трансформаторы и электродвигатели.
Трансформатор — это статический электромагнитный аппарат, преобразующий переменный ток одного напряжения в переменный ток той же частоты, но другого напряжения.
Трансформаторы получили очень широко практическое применение при передачи электрической энергии на большие расстояния, для распределения энергии между ее приемниками и в различных выпрямительных, сигнальных, усилительных и других устройствах.
Электрическая энергия вырабатывается на электростанциях синхронными генераторами при напряжении 11-18 кВ (в некоторых случаях при 30-35 кВ). Хотя это напряжение очень велико для непосредственного его использования потребителями, однако оно недостаточно для экономической передачи электроэнергии на большие расстояния. Для увеличения напряжения применяют повышающие трансформаторы. Приемники электрической энергии (лампы накаливания, электродвигатели и т. д.) из соображений безопасности для лиц, пользующихся этими приемниками, рассчитываются на более низкое напряжение (110-380 В). Кроме того, высокое напряжение требует усиленной изоляции токопроводящих частей, что делает конструкцию аппаратов и приборов очень сложной. Поэтому высокое напряжение, при котором передается энергия, не может непосредственно использоваться для питания приемников, в следствии чего к потребителям энергия подводится через понижающие трансформаторы.
Трансформатор состоит из сердечника, ярма и двух катушек. Магнитопровод трансформатора выполняют в виде тонких пластин, толщиной 0,35-0,5 мм при этом поверхность пластин покрывается жиростойким лаком. Для изготовлении пластин применяют электротехническую сталь, которая может быть холоднокатонная и горячекатонная. Холоднокатонная сталь имеет высокую магнитную проницаемость, в направлении совпадающую прокату. В горячекатонной стали магнитная проницаемость одинакова во всех направлениях, и при малых мощностях магнитопроводы собирают из пластин П Ш формы.
Трансформатор имеет две изолированные обмотки, помещенные на магнитопроводе. Обмотка, включенная в сеть источника электрической энергии, называется первичной; обмотка, от которой энергия подается к приемнику, — вторичной. Обычно напряжение первичной и вторичной обмоток неодинаковы. Если вторичное напряжение больше первичного, то трансформатор называется повышающим, Если вторичное напряжение меньше первичного, то понижающим. Любой трансформатор может быть и как повышающий, и как понижающий.
Электрические машины — это устройство преобразующие электрическую энергию в механическую.
Электрические машины широко применяют на электрических станциях, в промышленности, на транспорте, в авиации, в системах автоматического регулирования и управления, в быту.
Электрические машины делятся по роду тока. Они бывают переменного тока и постоянного тока. Машины переменного тока существуют двух типов: асинхронные и синхронные. Любая машина состоит из двух основных частей: статора и ротора (якоря, для машин постоянного тока). Статор— это неподвижная часть машины, ротор — ее вращающая часть.
Сердечник статора набирается из стальных пластин толщиной 0,35 или 0,5 мм. Пластины штампуются с впадинами (пазами), изолируют лаком или окалиной для уменьшения потерь на вихревые токи, собирают в отдельные пакеты и крепят в станине двигателя. К станине прикрепляют также боковые щиты с помещенным на них подшипниками, на которые опирается вал ротора (якоря). Станину устанавливают на фундаменте. В впадинах (пазах) статора находится обмотка.
Сердечник ротора (якоря) также набирают из стальных пластин толщиной 0,5 мм, изолированных лаком или окалиной для уменьшения потерь на вихревые токи. Пластины штампуют с впадинами и собирают в пакеты, которые крепят на валу машины. Из пакетов образуется цилиндр с продольными пазами, в которых укладывают проводники обмотки ротора (якоря). В зависимости от типа обмотки асинхронные машины могут быть с фазным и короткозамкнутым роторами. Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется по типу беличьего колеса. В пазах ротора укладывают массивные стержни, соединенные на торцовых сторонах медными кольцами. Часто короткозамкнутую обмотку ротора изготовляют из алюминия. Алюминий в горячем состоянии заливают в пазы ротора под давлением. Такая обмотка всегда замкнута на коротко и включение сопротивлений в нее невозможно. Фазная обмотка ротора (якоря) выполнена подобно статорной, т.е. проводники соответствующим образом соединены между собой. Начала этих обмоток подключены к контактным медным кольцам (пластинам коллектора, для машин постоянного тока), укрепленным на валу ротора (якоря). Кольца (пластины коллектора) изолированы друг от друга и от вала, вращаются вместе с ротором (якорем). При вращении колец (коллектора) поверхности их скользят по угольным или медным щеткам, неподвижно укрепленным над кольцами (коллектором).
2.4 Основные неисправности, обслуживание и ремонт силового
Работа электрооборудования неизбежно сопряжена с его постепенным износом и вследствие этого с необходимостью периодических ремонтов. Износ электрооборудования по характеру и вызывающим его причинам можно условно разделить на механический, электрический и моральный.
Механический износ электрооборудования происходит из-за длительных переменных или постоянных механических воздействий на него отдельные детали или сборочные единицы, в результате чего изменяются их первоначальные формы или ухудшаются качества, например, образования на поверхности коллектора электрической машины глубоких борозд- «дорожек», выработок. Причиной быстрого механического коллектора может стать длительное воздействие на него щетки, прижатой с усилием, превышающим допустимое усилие нажатия, или неправильный подбор марки щетки, например, более твердой, чем та, на которую рассчитан коллектор.
В электрических аппаратах механический износ выражается в истирании (абразивном износе) и изменении первоначальной формы контактов, ослаблении пружин механизма и др. В электрических двигателях из-за трения механически изнашиваются, главным образом, шейки валов, подшипники и контактные кольца роторов.
Электрический износ— невосстанавливаемая потеря электроизоляционными материалами электрооборудования изоляционных свойств. Электрически изнашиваются, например, пазовая изоляция электрических машин, изоляция проводов трансформатора и др. Электрический износ изоляции чаще всего является следствием длительной работы электрооборудования, воздействия на изоляцию недопустимо высоких температур или химически агрессивных веществ, что приводит к интенсивному «старению» изоляции и в результате этого к витковым замыканиям в обмотках и катушках, пробою изоляции и появлению потенциалов опасной величины на частях электрооборудования, нормально не находящихся под напряжением, т. е. к повреждениям, устранение которых требует капитального ремонта электрооборудования.
Моральный износ— результат старения вполне исправного резервного или работающего электрооборудования, дальнейшая эксплуатация которого нецелесообразна из-за создания нового, технически более совершенного или более экономичного оборудования аналогичного назначения. Этот вид износа электрооборудования- закономерный процесс. Обусловленный развитием науки и непрерывным техническим прогрессом. Однако эксплуатация морально износившегося электрооборудования может стать технически и экономически целесообразной, если при капитальном ремонте осуществить модернизацию, при которой его технико-экономические параметры могут быть максимально приближены к параметрам аналогичного более совершенного электрооборудования. Модернизация электрооборудования имеет большое народнохозяйственное значение.
Обслуживание и ремонт трансформаторов.
Наиболее уязвимой и часто повреждающейся частью трансформатора являются его обмотки ВН и реже НН. Повреждения чаще всего возникают вследствие снижения электрической прочности изоляции на каком-либо участке обмотки, в результате чего происходит электрический пробой изоляции между витками и их замыкание на этом участке, приводящее к выходу трансформаторов из строя. Нередки случаи перехода напряжения с обмотки ВН на обмотку НН из-за ухудшения состояния изоляции между ними.
В трансформаторах могут повреждаться также вводы, переключатели, крышка и другие детали. Примерное соотношение (в процентах) повреждений отдельных частей трансформатора следующее: обмотки и токопроводящие части- 53, вводы18, переключатели- 12, все остальные, взятые вместе, — 17. Исследования причин аварийных выходов трансформаторов из строя показали, что обычно аварии происходят из-за удовлетворительного обслуживания и низкого качества ремонта.
Трансформатор с поврежденными обмотками или другими его частями подлежит немедленному выводу из работы и ремонту. Трансформатор поступает в дефектационно-подготовительное отделение, состоящее из трех участков: разборки и мойки, дефектировки обмоток и механической части трансформатора.
На разборочном участке очищают трансформатор, сливают масло из его расширителя, бака и маслонаполненных вводов, а затем, убедившись из записей в сопроводительных документах и путем предварительных испытаний в неисправности трансформатора, переходят к его разборке и дефектировке.
Разборку трехфазного масляного двухобмоточного трансформатора дефектировку ряда его частей производят одновременно или с небольшим смещением во времени.
Дефектировкой трансформатора называют комплекс работ по выявлению характера и степени повреждения его отдельных частей. Работа по дефектировке- наиболее ответственный этап ремонта, поскольку при этом определяются действительный характер и размеры повреждений, а также объем предстоящего ремонта и потребность в ремонтных материалах и оснастке. Поэтому производящий дефектировку должен хорошо знать не только признаки и причины неисправности, но и способы их безошибочного выявления и устранения. Характерные неисправности силовых трансформаторов и возможные причины их возникновения приведены в табл. 1.
Повреждения внешних деталей трансформатора (расширителя, бака, арматуры, наружной части вводов, пробивного предохранителя) можно выявить тщательными осмотрами, а внутренних деталей- различными испытаниями. Однако результаты испытаний не всегда позволяют точно установить действительный характер повреждений, поскольку любое отклонение от нормы, выявленное в результате испытаний (например, повышенный ток холостого хода), может быть вызвано различными причинами, в том числе витковым замыканием в обмотке, наличием замкнутого контура тока через стяжные болты и прессующие детали, неправильным включени- ем параллельных обмоток и др. Поэтому в процессе дефектировки, как правило, разбирают трансформатор и при необходимости поднимают активную часть, что позволяет не только точно установить причины, характер и масштабы повреждений, но и приспособления, а также время.
Таблица 1. Неисправности трансформаторов и причины их возникновения.
Источник