Ремонт резисторов, печей, обогревателей и калориферов
Износы и повреждения. Резисторы, печи и калориферы в эксплуатации подвержены воздействию значительных и резко изменяющихся температур, — а также ударам от экипажной части движущегося э. п. с.
В результате совместного воздействия этих факторов у резисторов возникают обрывы фехралевых лент, проволочных спиралей и выводных соединений, уменьшается (из-за тепловой коррозии) сечение лент и проволочных спиралей; у изоляторов выкрашиваются ребра и возникают сколы, трещины и изломы; у электрических печей и калориферов обрываются нагревательные элементы и шины заземления, появля ются трещины в изоляторах, деформируются гофрированные кожуха.
Резкие удары приводят к обрыву перемычек между ящиками резисторов, шпилек опорных изоляторов и разрушению самих изоляторов.
Ремонт резисторов. Ящики с пусковыми резисторами КФ продувают сжатым воздухом давлением 300 кПа (3 кгс/см 2 ), осматривают и разбирают. Снимают верхний ряд фехралевых элементов, для чего отвертывают гайки стяжных изоляционных шпилек, снимают шайбы, изоляторы, отвертывают болты соединительных шин и вынимают элементы. Аналогично разбирают последующие ряды элементов ящика. Затем снимают со шпилек фарфоровые изоляторы, дистанционные трубки и шайбы.
Резисторы КФ подлежат переборке с заменой изоляторов, если выявлены трещины у трех и более ребристых изоляторов или сколы ребер более чем у десяти.
Смятые, разорванные или расслоившиеся изоляционные шайбы, смятые или с трещинами контактные шайбы и изолированные шпильки с отслоениями слюды, прогарами, а также шпильки, имеющие не соответствующую чертежу длину, заменяют. Подлежат замене фехралевые ленты с двумя’ или более обрывами, со следами оплавления или чрезмерного нагрева, микани-товые трубки’ с расслоением или изломом, а также сколами или поврежденной глазурью на участке более 10 % пути возможного перекрытия.
Фехралевые ленты с трещинами или обрывами восстанавливают газовой сваркой с применением латуни. Свариваемые концы спирали должны перекрывать друг друга на длине не менее 10 мм.
Погнутые витки ленты выравнивают, для чего ленту предварительно нагревают до температуры 600—700° С.
Трещины и места оплавлений на соединительных шинах заваривают, а концы шин облуживают припоем ПОС-40. Перемычки из фольги, имеющие обрывы, заменяют. Перемычки, соединяющие выводы, расположенные не на ящиках, изолируют. Медные выводы и концы перемычек между ящиками зачищают и облуживают, а стальные оцинковывают.
Трещины в боковых стойках заваривают. При необходимости увеличения жесткости в узлах стоек приваривают усиливающие угольники.
Собирают ящики в последовательности, обратной последовательности разборки. После сборки проверяют соответствие сопротивления резисторов данным чертежа и схеме соединения. Отклонение сопротивления от номинального значения при 20 ° С для большинства пусковых резисторов электровозов не должно превышать ±10%.
Для большинства электропоездов допускаемое отклонение сопротивления ±5 %, а для резисторов ослабления возбуждения и демпфирующих резисторов электропоездов ЭР1 и ЭР2— ±10%. Допускается регулировка сопротивления элементов свариванием крайних витков латунной проволокой.
Отремонтированный ящик испытывают на электрическую прочность между спиралью и шпилькой напряжением 3350 В, а между спиралью и ящиком — напряжением 9500 В. Кроме того, измеряют сопротивление изоляции между резистором и рамой. Оно должно быть не менее 10 МОм.
Резисторы СР обдувают, очищают от копоти и грязи и осматривают. Изоляторы с отколами, поперечными трещинами, ослаблением в армировке, с поврежденной глазурью на участке более 10 % пути возможного перекрытия, а также при наличии более двух продольных трещин или при глубине трещины более 15 мм заменяют.
Проверяют состояние обмоточного провода и его толщину. Если на нем имеются оплавления или его диаметр не соответствует чертежному, провод заменяют.
Выводные зажимы с некачественной пайкой или ослабшие перепаивают припоем ПМФ или ПСР-45, неисправные зажимы заменяют новыми.
У отремонтированного резистора проверяют соответствие норме активного сопротивления. Регулируют сопротивление резистора перемещением’ хомутика.
Трубчатые резисторы ПЭВ и ПЭВР с обрывом провода, поврежденными выводами, следами чрезмерного нагрева, сколами и поврежденной глазурью более 10 % заменяют. Проверяют надежность пайки гибкого вывода к лапке и при необходимости пропаивают его припоем ПМФ или ПОС-45 при диаметре намоточной проволоки менее 0,5 мм и латунным припоем Л-62 при более толстой проволоке. Ползунки резисторов ПЭВР с оплавлениями и трещинами заменяют. Ослабшие шпильки крепежных лапок подтягивают.
Для резисторов отдельных типов Правилами ремонта устанавливаются более жесткие требования к отклонению допускаемого значения их сопротивления от номинального (до 5 %).
Указанные отклонения допустимы для одиночных резисторов, но их нельзя распространять на блоки резисторов, особенно в случаях, если они включаются в параллельные плечи, как, например, резисторы 1 и 2 на панели реле боксования (см. рис. 5. 30, а).
Действительно, номинальное сопротивление каждого из них составляет 13 000 Ом. Если допустить отклонение их сопротивления ±10 % от номинального, то разница между их сопротивлениями может составить 2600 Ом, в то время как для нормальной работы реле она не должна превышать 200 Ом.
Отремонтированные резисторы испытывают на диэлектрическую прочность переменным током напряжением 1500 В относительно корпуса в течение 1 мин.
Нелинейный резистор ВНКС-25 очищают, осматривают и испытывают. К резистору подводят постоянный ток и измеряют проходящий по нему ток. При напряжении на резисторе 0,5 кВ и температуре окружающей среды + 25±5° С ток в нем должен быть не менее 1,5 А, а при напряжении 1,5 кВ— не менее 4,3 А.
Затем последовательно устанавливают напряжения 12 и 15 кВ и фиксируют по миллиамперметру соответствующие значения тока 1\ и /2.
Определяют коэффициент нелинейности 0=0,097II5^. Он должен ‘2
находиться в пределах 0,2—0,25. Если этот коэффициент отличается от указанной нормы более чем на 10 %, то нелинейный резистор заменяют.
Ремонт печей и калориферов. Печи и калориферы продувают сжатым воздухом давлением 300 кПа (3 кгс/см 2 ) и разбирают. У электропечи ПЭТ-2 вывертывают винты, соединяющие кожух с нижней и боковыми крышками и отделяют крышки от кожуха. Извлекают из корпуса фарфоровые держатели с нагревательными элементами и разбирают контактные соединения элементов с зажимами держателей. Отсоединяют крепящие скобы и отделяют элементы от держателей.
Нагревательные элементы с обрывом нихромовой спирали, с погнутыми трубками или вмятинами на них заменяют. Фарфоровые изоляторы держателей промывают теплой водой. Изоляторы с трещинами и сколами заменяют, небольшие сколы закрашивают термостойкой эмалью. Треснувшие защитные изоляционные трубки подводящих проводов, выводные соединительные перемычки с трещинами, надрывами и следами оплавлений заменяют.
Кожуха и крышки очищают, выправляют погнутости и вмятины и окрашивают лаком БТ-99.
Заземление печей и калориферов осуществляется через крепящие их к полу ножки и установочные болты. Для обеспечения надежного заземления поверхности ножек, соприкасающихся с полом, тщательно зачищают и облужи-вают припоем ПОС-40.
При сборке печей и калориферов обеспечивают надежное крепление всех их элементов и соединений.
У собранных аппаратов измеряют их активное сопротивление, которое должно быть для электропечи ПЭТ-2А 484—595 Ом, ПЭТ-2Б—127—155 Ом, а для калориферов электропоездов (на одну группу)— 414—506 Ом. Сопротивление изоляции печей и калориферов, измеренное как b холодном, так и в горячем (рабочем) состоянии, должно быть не менее 5 МОм.
Отремонтированные электрические печи и калориферы испытывают на пробой по отношению к корпусу напря жением 2 кВ в течение 1 мин переменным током частотой 50 Гц.
Изоляторы стеклообогревателей с трещинами и нагревательные элементы с обрывом спирали или признаками чрезмерного нагрева заменяют. Неисправные вентиляторы обдува кабин заменяют. Выводные втулки в корпусе, проволока, соединяющая трубки последовательно, не должны иметь «лишних» концов.
При ремонте электрических печей и калориферов следует учитывать возможность прикосновения к ним обслуживающего персонала. Для создания безопаснных условий их обслуживания необходимо обеспечивать надежное заземление их корпусов и кожухов и постоянно поддерживать его в исправном состоянии.
Источник
Техническое обслуживание электротермических установок
Электротермические установки обслуживают высококвалифицированный электротехнический персонал, освоивший конструкции электротермических агрегатов, правила технической эксплуатации и техники безопасности; рабочие (плавильщики, термисты, сушильщики и др.), хорошо знающие технологический процесс на установках, общие правила техники безопасности и эксплуатации этих установок.
При эксплуатации электротермических установок особое значение приобретают вопросы экономии электроэнергии и безопасности обслуживающего персонала. Экономия электроэнергии достигается путем проведения комплекса мероприятий. Важнейшее из них — точное соблюдение технологического процесса. Современные установки комплектуются автоматическими устройствами, обеспечивающими оптимальное ведение технологического процесса и сокращающими вспомогательное время.
Для электротермической установки опытным путем экономически и технически определяют целесообразную величину садки (единовременной нагрузки) применительно к принятому процессу плавки и выплавляемым маркам металла, а также процессам термообработки и обрабатываемым изделиям. Экономичная садка должна удовлетворять требованиям оптимального использования вместимости печи при минимальном удельном расходе энергии. Для методических (насадочных), толкательных, конвейерных и других печей опытным путем устанавливают экономичные скорости движения, количество изделий в печи и метод загрузки.
Наиболее экономичным с точки зрения расхода электроэнергии является круглосуточный режим работы электропечи. В этом случае отсутствуют потери теплоты на остывание печи, которые происходят при перерывах в работе. Цикл работы определяют так, чтобы потери теплоты были минимальными, а эксплуатацию печи организуют так, чтобы ее проемы открывались по возможности реже. Одним из способов повышения экономичности электрических печей сопротивления является использование теплоты деталей, нагретых в печи. Для этого нагретые и холодные детали проходят через общую футерованную камеру, где происходит передача теплоты.
При эксплуатации дуговых электрических печей следует учитывать, что в ходе плавки в широком диапазоне необходимо изменять напряжение питания печи. На первом этапе плавки для ускорения процесса скрапа печь устанавливают на максимальную мощность, для чего повышают напряжение. Продолжительность этапа расплавления скрапа составляет 50 % от общего времени плавки, при этом потребляется 60—80 % электроэнергии. На последующих этапах плавки напряжение снижают, так как дуга горит спокойнее и температура в печи выше.
При возникновении производственной паузы, в зависимости от ее продолжительности (отключение установки, работа на холостом ходу, выключение части агрегатов и т.д.), необходимо переводить электротермическую установку на наиболее экономичный режим. Не допускается эксплуатация электротермических установок при отсутствии чертежей, принципиальных и монтажных электрических схем, а также технического паспорта с указанием основных конструктивных и эксплуатационных параметров установки (емкости, максимальной производительности, мощности и коэффициента мощности, рабочей температуры и др.).
В объем технического обслуживания входят следующие этапы. Присоединение и отсоединение оборудования от сети. Внешний осмотр деталей, доступных для осмотра при снятом кожухе, и особенно изоляционных деталей. Чистка оборудования от пыли, грязи и флюсов. Чистка контактных поверхностей. Проверка исправности изоляционных прокладок. Подтяжка крепежных деталей и контактов. Проверка стопорных механизмов. Сюда же входит проверка исправности кожухов, системы охлаждения, нагрева обмоток трансформаторов и наружных поверхностей электропечей. Проверка работы переключателей, мелкий ремонт пускорегулирующих аппаратов. Проверка заземляющих устройств. Кроме того, для электродуговых печей — проверка качества торцовых и ниппельных соединений, а также плотность свертывания электродов. Для индукционных и высокочастотных печей — осмотр конденсаторных батарей, электронных ламп, надежность экранирования и заземления отдельных блоков. Проверка правильности работы контакторов с гашением дуги и отсутствия накипи на водоохлаждаемых поверхностях.
Осмотры с заполнением карт осмотров проводятся по графику с периодичностью в зависимости от местных условий, но не реже 1 раза в месяц.
В объем текущего ремонта входят операции технического обслуживания и следующие работы по отдельным видам установок:
по печам сопротивления — проверка состояния и частичная замена нагревательных элементов, уплотняющих устройств; крепление выводов нагревательных элементов; частичный ремонт футеровки и других видов теплоизоляции;
по дуговым электропечам — проверка качества торцов и ниппельных соединений электродов и их подтягивание; замена электродов (при необходимости); ревизия и ремонт механизма подачи электродов; ревизия или ремонт печного трансформатора, запорной арматуры и трубопровода в пределах печи;
по вакуумным печам — ревизия и ремонт вакуумных насосов и вакуумной сети; замена вакуумного масла; чистка и промывка всех соединительных поверхностей; проверка печи на на-текание; промывка системы охлаждения; ремонт запорной арматуры и трубопроводов в пределах печи; ремонт или замена подогревов паромасляных вакуум-насосов;
по индукционным печам — проверка состояния конденсаторной батареи и при необходимости замена отдельных конденсаторных банок; ревизия или ремонт трансформатора; чистка системы охлаждения индуктора; зачистка контактных поверхностей и переключателей винтов индуктора;
по высокочастотным установкам — проверка состояния генераторных ламп и колебательного контура; при необходимости замена отдельных ламп, конденсаторов и индукторов; ревизия или ремонт высокочастотных преобразователей; ремонт блокировочных устройств.
На всех установках проверяют работу щита управления, со противление изоляции всех электрических цепей и температурный режим печей.
В объем капитального ремонта входят операции текущего ремонта, а также полная разборка оборудования, замена изношенных деталей и узлов, проверка прочности изоляции в соответствии с паспортными данными или ГОСТами, при необходимости замена пускорегулирующей аппаратуры, окраска и испытание оборудования.
Источник