Ремонт электрической проводки
Возможные неисправности. Как показал опыт эксплуатации э. п. с., наиболее характерными неисправностями электрической проводки как высоковольтных, так и низковольтных цепей являются замыкания на корпус, замыкания проводов друг с другом непосредственным касанием или через корпус при поврежденной у них изоляции, обрывы проводов и их перегорание (особенно в местах входа в наконечники), чрезмерные нагревы.
Обрывы и замыкания одновременно в нескольких проводниках происходят редко.
Выявление неисправностей в электрических цепях представляет определенные трудности, особенно в цепях управления. Сигналом возникновения замыкания в плюсовых проводах цепей управления служат ее отказы, так как при этом нарушается последовательность включения электрических аппаратов, срабатывают автоматы защиты, перегорают плавкие предохранители.
Короткие замыкания в минусовых проводах, как правило, не вызывают нарушений в работе аппаратов и требуют их выявления. Для установления факта неисправности цепи и нахождения места этой неисправности пользуются пробниками или мегаомметрами, а в отдельных случаях контрольными лампами.
Способы выявления неисправностей электрической проводки рассматриваются в гл. 6.
Ремонт и прокладка проводов. Провода с местными повреждениями изоляции, обрывом болеее 10 % жил, наконечники со следами оплавлений, окисления, с поврежденной пайкой или износом более 20 % контактной поверхности ремонтируют по технологии, рассмотренной в начале главы 5.
Если провод поврежден в нескольких расположенных недалеко друг от друга местах, то дефектный участок провода вырезают и впаивают отрезок нового провода той же марки и равнозначного сечения. Места пайки зачищают и тщательно изолируют, накладывая по два-три слоя лакоткани и изоляционной ленты. Детали для крепления заземляющих проводов облуживают. Аналогично поступают, когда необходимо удлинить провод, оказавшийся натянутым (что недопустимо).
Провода с поврежденной оплеткой изолируют по всему дефектному участку двумя слоями изоляционной ленты и окрашивают лаком воздушной сушки. Резиновая изоляция не должна давать трещин при перегибе провода на 180°.
Провода, подключаемые к аппаратам, располагают так, чтобы они не мешали работе аппарата. Прутки и скобы не должны иметь заусенцев и наплывов от сварки. Прутки обматывают киперной лентой и окрашивают изоляционным лаком. Отдельные провода или пучки проводов надежно закрепляют на прутках бандажами из киперной ленты. При креплении проводов скобами обеспечивают плотный обхват скобой пучка проводов. Под скобу ставят прокладку из электрокартона или лакоткани, выступающую за края скобы не менее чем на 2 мм. Скобы устанавливают не реже, чем через 0,5 м. Места пайки проводов размещать в клицах и прихватывать скобами запрещается.
При укладке отдельных проводов или пучков при изгибах в местах поворота нельзя допускать их перелома. Наименьшие радиусы изгиба для проводов площадью сечения до 25 мм 2 могут быть в пределах 10—30 мм, при большей площади сечения — от 30 до 75 мм.
Провода, проходящие через отверстия в стенах, полу и потолке кузова, перегородках, желобах, кожухах аппаратов или около острых кромок, должны быть защищены армировками или специальными деталями.
Провода, подсоединенные к плафонам освещения, калориферам, а также проходящие в непосредственной близости от сильно нагревающихся аппаратов, должны быть проложены в электроизоляционных трубках из кремний-органической резины или быть обмотаны асбестовой лентой и покрыты теплостойкой эмалью. Провода цепей освещения должны быть дополнительно защищены от нагревающегося корпуса светильника листами из асбестового картона.
Перед прокладкой проверяют наличие на проводах маркировочных бирок. Перед заправкой проводов в металлические трубы их внутреннюю поверхность очищают и окрашивают асфальтовым лаком, с концов труб удаляют заусенцы и устанавливают на них капроновые наконечники, провода натирают тальком. Чтобы в металлические трубы, устанавливаемые на крыше э. п. с., не попадала вода, их концы отгибают вниз.
Желоба перед укладкой проводов очищают и окрашивают лаком БТ-99. Провода в желобе укладывают рядами, натягивают и закрепляют скобами с постановкой под них прессшпановых прокладок.
Силовые провода собирают в пучок, обматывают с сильным натягом ки-перной лентой шириной 25 мм одним слоем вполуперекрышу и окрашивают серой эмалью ГФ-92-ХС. Места изгибов усиливают наложением пяти витков киперной ленты на лаке БТ-99. Минимальный радиус изгиба должен быть не менее двойного значения наружного диаметра провода.
Деревянные клицы разрешается оставлять без замены при наличии у них небольших сколов и несквозных трещин, не уменьшающих их прочность. При более серьезных повреждениях клицы ремонтируют постановкой наделок или заменяют. Новые клицы изготавливают из сухих (влажность не более 12 %) дуба, ясеня, бука или березы, пропитывают натуральной олифой, парафином либо льняным маслом и окрашивают.
Ремонт межкузовных электрических соединений. К возможным неисправностям межкузовных соединений относятся: обрыв проводов, повышенный износ контактных пальцев и гнезд, ослабление плотности заделки проводов в корпусе, ослабление пружин крышек, повышенный износ уплотнений, наличие трещин в крышке и корпусе, излом пружин запорного механизма, перетирание изоляции и защитных чехлов.
Штепселя и розетки разбирают и осматривают. Пальцы и гнезда очищают мелкой стеклянной шкуркой и облуживают. Выработку гнезд и пальцев проверяют контрольными калибрами. Гнезда с износом более 0,5 мм и пальцы (штыри) с износом более 0,2 мм заменяют. Выработку гнезд устраняют подгибом их контактов.
С помощью прозвоночной лампы проверяют исправность проводов. Единичные оборванные провода заменяют. При обрыве в одной головке более восьми проводов заменяют все провода головки. Места подсоединения проводов к контактным зажимам с трещинами и следами окисления перепаивают.
Изоляционные панели с рисками и незначительными сколами зачищают стеклянной бумагой, шлифуют и покрывают эмалью ГФ-92-ХК- Панели с трещинами и прожогами заменяют.
Корпус и крышку очищают от грязи, продуктов коррозии и старой краски в дробеструйной установке и протирают технической салфеткой, смоченной в бензине. Трещины разделывают и заваривают. Отремонтированные корпус и крышку окрашивают лаком № 1201.
Ослабшие пружины крышек и изношенные уплотнения заменяют. Штангенциркулем замеряют диаметры розетки и штепселя. Если разница в диаметрах превышает 1,25 мм, то корпус штепселя наплавляют. Хомуты с трещинами и изломами заменяют.
На панелях восстанавливают маркировку контактных зажимов. Про-звонкой проверяют соответствие маркировки проводов штепселя маркировке контактов.
Проверяют состояние блокировочных контактов. Незначительную выработку устраняют личным напильником. Контактные пластины, имеющие трещины или потерявшие упругость, заменяют. Контакты с выработкой более 0,8 мм переклепывают.
Рабочие поверхности штепселя и розетки покрывают универсальной смазкой УС-2. Отремонтированные штепсель и розетку испытывают на электрическую прочность изоляции переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин. Розетки РЗ, РУ-132 и штепсель ШУ-21 проверяют напряжением 1500 В, приложенным между штырями и корпусом, а высоковольтное штепсельное соединение СШВ— напряжением 5000 В, приложенным между контактными парами и корпусом.
Источник
Ремонт ременных передач
Неисправности ременной передачи и методы их устранения
Неисправности ременной передачи могут привести к повреждениям не только самой передачи, но и электродвигателя. Основными неисправностями ременных передач являются следующие.
Неправильное натяжение ремня . Слишком сильное натяжение ремня приводит к чрезмерному нагреванию подшипников. Эта неисправность устраняется ослаблением натяжения ремня (если электродвигатель установлен на салазках) или перешивкой его. При слишком слабом натяжении увеличивается скольжение ремня и появляется его биение, отчего возрастают потери энергии в передаче. При этом также ослабляется крепление всего электродвигателя и отдельных ее частей, перегреваются и быстро изнашиваются подшипники.
Ослабленный ремень необходимо натянуть натяжным роликом, перемещением машины по салазкам или перешить. Сыпать на ремень канифоль (для увеличения трения) нельзя, так как пыль канифоли, попадая в подшипник и смешиваясь с маслом, образует густую массу, вызывающую быстрый износ подшипников.
Рис. 1. Сшивка ремня: а — правильная, б — неправильная
Рис. 2. Проверка правильности установки шкивов
Неправильная сшивка ремня, в результате чего возникают удары при набегании шва на шкив (рис. 1, б). Ремень надо сшивать так, как показано на рис. 1, а.
Неправильное положение ремня на шкивах . Ведомый и ведущий шкивы следует размещать точно один против другого так, чтобы их оси были параллельны. При правильной установке шкивов ремень не будет спадать.
Правильность взаимного расположения шкивов проверяется линейкой, которая должна полностью прилегать к ободам обоих шкивов (рис. 2).
Неправильный выбор диаметров ведущего и ведомого шкивов . При очень малом диаметре одного из шкивов уменьшается угол обхвата и увеличивается скольжение ремня, что ухудшает работу передачи.
Размеры шкивов для ременной передачи выбирают, руководствуясь следующим:
а) отношение диаметров шкивов должно быть не более 6 к 1,
б) расстояние между осями шкивов должно находиться в пределах от трех- до десятикратной суммы диаметров шкивов,
в) скорость ремня должна быть не выше 20 м/сек.
Неправильный выбор толщины и ширины ремня ременной передачи . Это приводит к увеличению трения в подшипниках и к быстрому износу их.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Текущий ремонт электродвигателей
Текущий ремонт выполняется для обеспечения и восстановления работоспособности электродвигателя. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей. Проводится на месте установки машины или в мастерской.
Периодичность выполнения текущего ремонта электродвигателей определяется системой ППР. Она зависит от места установки двигателя, типа станка или машины, в составе которой он используется, а также от продолжительности работы в сутки. Электродвигатели подвергаются текущему ремонту в основном 1 раз в 24 месяца.
При проведении текущего ремонта выполняются следующие операции: очистка, демонтаж, разборка и дефектация электродвигателя, замена подшипников, ремонт выводов, клеммной коробки, поврежденных участков лобовых частей обмотки, сборка электродвигателя, покраска, испытание на холостом ходу и под нагрузкой. У машин постоянного тока и электродвигателей с фазным ротором дополнительно выполняется ремонт щеточно-коллекторного механизма.
Таблица 1 Возможные неисправности электродвигателей и причины их вызывающие
Неисправность | Причины |
Электродвигатель не запускается | Обрыв в питающей сети или в обмотках статора |
Электродвигатель при пуске не проворачивается, гудит, нагревается | Отсутствует напряжение в одной из фаз, оборвана фаза, электродвигатель перегружен, оборваны стержни ротора |
Пониженная частота вращения и гул | Износ подшипников, перекос подшипниковых щитов, изгиб вала |
Электродвигатель останавливается при увеличении нагрузки | Пониженное напряжение сети, неправильное соединение обмоток, обрыв одной из фаз статора, межвитковое замыкание, перегрузка двигателя, обрыв обмотки ротора (у двигателя с фазным ротором) |
При пуске электродвигатель сильно шумит | Погнут кожух вентилятора или в него попали посторонние предметы |
Электродвигатель при работе перегревается, соединение обмоток правильное, шум равномерный | Повышенное или пониженное напряжение сети, электродвигатель перегружен, повышена температура окружающей среды, неисправен или засорен вентилятор, засорена поверхность двигателя |
Работающий двигатель остановился | Перерыв в подаче электроэнергии, длительное понижение напряжения, заклинивание механизма |
Пониженное сопротивление обмотки статора (ротора) | Загрязнена или отсырела обмотка |
Чрезмерный нагрев подшипников электродвигателя | Нарушена центровка, неисправны подшипники |
Повышенный перегрев обмотки статора | Оборвана фаза, повышено или понижено-питающее напряжение, машина перегружена, межвитковое замыкание, замыкание между фазами обмотки |
При включении электродвигателя срабатывает защита | Неправильно соединены обмотки статора, замыкание обмоток на корпус или между собой |
Текущий ремонт проводится в определенной технологической последовательности. До начала ремонта необходимо просмотреть документацию, определить наработку подшипников электродвигателя, установить наличие неустраненных дефектов. Для проведения работ назначается бригадир, готовятся необходимые инструменты, материалы, приспособления, в частности, подъемные механизмы.
Перед началом демонтажа электродвигатель отключается от сети, принимаются меры по исключению случайной подачи напряжения. Подлежащая ремонту машина очищается от пыли и грязи щетками, обдувается сжатым воздухом от компрессора. Отворачивают винты крепления крышки коробки выводов, снимают крышку и отсоединяют кабель (провода), подводящий питание к двигателю. Кабель отводят, соблюдая необходимый радиус изгиба, чтобы не повредить его. Болты и другие мелкие детали складывают в ящик, который входит в набор инструментов и приспособлений.
При демонтаже электродвигателя необходимо нанести керном метки, чтобы зафиксировать положение полумуфт относительно друг друга, а также отметить, в какое отверстие полумуфты входит палец. Прокладки под лапами следует связать и разметить, чтобы после ремонта каждую группу прокладок установить на свое место, это облегчит центровку электрической машины. Следует разметить также крышки, фланцы и другие детали. Несоблюдение этого правила может привести к необходимости повторной разборки.
Снимают электродвигатель с фундамента или рабочего места за рым-болты. Использовать для этой цели вал или подшипниковый щит запрещается. Для съема используются подъемные устройства.
Разборка электродвигателя выполняется с соблюдением определенных правил. Начинается она с удаления полумуфты с вала. При этом используются ручные и гидравлические съемники. Затем снимается кожух вентилятора и сам вентилятор, отвертываются болты крепления подшипниковых щитов, снимается задний подшипниковый щит легкими ударами молотка по надставке из дерева, меди, алюминия, вынимается ротор из статора, снимается передний подшипниковый щит, демонтируются подшипники.
После разборки выполняется очистка деталей сжатым воздухом с использованием волосяной щетки для обмоток и металлической для кожуха, подшипниковых щитов, станины. Засохшая грязь удаляется деревянной лопаточкой. Применять отвертку, нож и другие острые предметы запрещается. Дефектация электродвигателя предусматривает оценку его технического состояния и определение неисправных узлов и деталей.
При дефектации механической части проверяется: состояние крепежных деталей, отсутствие трещин корпуса и крышек, износ посадочных мест под подшипники и состояние самих подшипников. В машинах постоянного тока серьезным узлом, подлежащим всестороннему рассмотрению, является щеточно-коллекторный механизм.
Здесь наблюдаются повреждения щеткодержателя, трещины и сколы на щетках, износ щеток, царапины, и выбоины на поверхности коллектора, выступление миканитовых прокладок между пластинами. Большинство неисправностей щеточно-коллекторного механизма устраняется при текущем ремонте. В случае наличия серьезных повреждений этого механизма машина отправляется в капитальный ремонт.
Неисправности электрической части скрыты от глаза человека, обнаружить их труднее, нужна специальная аппаратура. Число повреждений обмотки статора при этом ограничено следующими дефектами: обрыв электрической цепи, замыкание отдельных цепей между собой или на корпус, витковые замыкания.
Обрыв обмотки и замыкание ее на корпус может быть обнаружено с использованием мегаомметра. Витковые замыкания определяются с помощью аппарата ЕЛ-15. Обрыв стержней короткозамкнутого ротора находят на специальной установке. Неисправности, устраняемые при проведении текущего ремонта (повреждение лобовых частей, обрыв или обгорание выводных концов), могут быть определены мегаомметром или визуально, в отдельных случаях требуется аппарат ЕЛ-15. При проведении дефектации измеряется сопротивление изоляции для установления необходимости сушки.
Непосредственно текущий ремонт электродвигателя заключается в следующем. При срыве резьбы нарезается новая (к дальнейшей эксплуатации допускается резьба, имеющая не более двух срезанных ниток), болты заменяются, крышка заваривается. Поврежденные выводы обмоток покрываются несколькими слоями изоляционной ленты или заменяются, если изоляция их по всей длине имеет трещины, отслоения или механические повреждения.
При нарушении лобовых частей обмотки статора на дефектный участок наносится лак воздушной сушки. Подшипники заменяются на новые, если есть трещины, сколы, вмятины, цвета побежалости и другие неисправности. Посадку подшипника на вал обычно осуществляют путем предварительного его нагрева до 80. 90°С в масляной ванне.
Установка подшипников осуществляется вручную с помощью специальных патронов и молотка или механизированным способом с использованием пневмогидравлического пресса.. Необходимо отметить, что в связи с внедрением единых серий электрических машин объем ремонта механической части резко сократился, т. к. уменьшилось число разновидностей подшипниковых щитов и крышек, появилась возможность заменять их новыми.
Порядок сборки электродвигателя зависит от его габарита и конструктивных особенностей. Для электродвигателей 1 — 4 габаритов после напрессовки подшипника устанавливается передний подшипниковый щит, вводится ротор в статор, надевается задний подшипниковый щит, надевается и крепится вентилятор и крышка, после этого устанавливается полумуфта. Далее согласно объему текущего ремонта проводятся прокрутка на холостом ходу, сочленение с рабочей машиной и испытание под нагрузкой.
Проверку работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом осуществляют следующим образом. После проверки действия защиты и сигнализации выполняют пробный пуск его с прослушиванием стука, шума, вибраций и последующим отключением. Затем электродвигатель запускают, проверяют разгон до номинальной частоты вращения и нагрев подшипников, измеряют ток холостого хода всех фаз.
Измеренные в отдельных фазах значения тока холостого хода не должны отличаться друг от друга более чем на ±5%. Разница между ними более 5 % указывает на неисправность обмотки статора или ротора, на изменение воздушного зазора между статором и ротором, на неисправность подшипников. Продолжительность проверки, как правило, не менее 1 часа. Работу электродвигателя под нагрузкой осуществляют при включении технологического оборудования.
Послеремонтные испытания электродвигателей согласно действующим Нормам должны включать две проверки — измерение сопротивления изоляции и работоспособность защиты. Для электродвигателей до 3 кВт измеряется сопротивление изоляции обмотки статора, а для двигателей более 3 кВт дополнительно измеряется коэффициент абсорбции. При этом у электродвигателей напряжением до 660 В в холодном состоянии сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм, а при температуре 60 °С — 0,5 МОм. Измерения производят мегаомметром на 1000 В.
Проверка срабатывания защиты машин до 1000 В при системе питания с заземленной нейтралью осуществляется непосредственным измерением тока однофазного короткого замыкания на корпус с помощью специальных приборов или измерением полного сопротивления петли «фаза — нуль» с последующим определением тока однофазного короткого замыкания. Полученный ток сравнивается с номинальным током защитного аппарата с учетом коэффициентов ПУЭ. Он должен быть больше тока плавкой вставки ближайшего предохранителя или расцепителя автоматического выключателя.
В процессе выполнения текущего ремонта для повышения надежности электродвигателей старых модификаций рекомендуется проводить мероприятия по модернизации. Простейшая из них — трехкратная пропитка обмотки статора лаком с добавкой ингибитора. Ингибитор, диффундируя в лаковую пленку и заполняя ее, препятствует проникновению влаги. Можно также проводить капсулирование лобовых частей с помощью эпоксидных смол, но при этом электродвигатель может стать неремонтопригодным.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Источник