Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Запуск СТД 1600
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 8
1 Тема от annett_sd 2018-09-08 15:34:56
annett_sd
Пользователь
Неактивен
Зарегистрирован: 2018-05-24
Сообщений: 21
Репутация : [ 0 | 0 ]
Тема: Запуск СТД 1600
Добрый день. Подскажите пожалуйста: не запускается двигатель СТД на 1600кВт ,который защищается ТО 1600/0сек, при этом отрабатывает защита на вводе в ЗРУ(на сборной шине которой висит двигатель+нагрузка на 150А) Защита на вводе в ЗРУ 1300/0,4сек-МТЗ На основании чего отрабатывает вышестоящая защита? как я понимаю ток пуска 600А не даст отработать уставке 1600/0, следовательно идет дальше ,и отрабатывает 1300/0,4,если просчитать МТЗ= Kотс(Iпуска+Iнагр)=1,1(600+150)=825А, ,тогда по этим данным достаточно даже 825А поставить для корректной работы. И вопрос вытекает :за сколько периодов приблизительно затухает апериодическая составляющая при пуске двигателя?
(Ток номинальный двигателя 178А, Iпуск=на холостом ходу 600А, по расчетам коэффициента пуска(по паспорту) Iпуск=1200) Вся защита выполнена на РТ-40.
2 Ответ от Чайниковски 2018-09-08 17:31:51
Чайниковски
Пользователь
Неактивен
Зарегистрирован: 2018-01-07
Сообщений: 19
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Запуск СТД 1600
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Во-первых откуда 600А пусковой ток? Или двигатель через плавный пуск стартует? Во-вторых а корректно ли стоят уставки на вводе? При пуске 1600-го ток задирается за 1500А это как пить дать. Правда процесс это скоротечный, но для запуска МТЗ в 1300А плюс нагрузка точно хватит. А далее получаем, что даже при Кв=0.9 ток должен упасть ниже 1170А. Плюс нагрузка 150А, которая, скорее всего при пуске двигателя увеличится. В итоге как ни крути, а за 0.4 сек вряд ли движок разгонится на столько, чтобы ток через ввод упал ниже возвратного МТЗ.
3 Ответ от annett_sd 2018-09-08 18:03:27 (2018-09-10 16:34:40 отредактировано annett_sd)
annett_sd
Пользователь
Неактивен
Зарегистрирован: 2018-05-24
Сообщений: 21
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Запуск СТД 1600
такой ток нам сообщили еще просчитывали по сверхпереходному сопротивлению Iсамозапуска=U/1,73*xd»=6,3/1,73*3,63=1000А
4 Ответ от Novik 2018-09-10 03:16:25
Novik
Пользователь
Неактивен
Зарегистрирован: 2011-02-14
Сообщений: 412
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Запуск СТД 1600
У нас на ПС, питающих такие двигатели, МТЗ на вводах была с пуском по минимальному напряжению.
5 Ответ от annett_sd 2018-09-10 07:35:41
annett_sd
Пользователь
Неактивен
Зарегистрирован: 2018-05-24
Сообщений: 21
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Запуск СТД 1600
Novik, на вводах пс стоит мтз с пуском по напряжению, от подстанции идет фидер отходящий на наше Зру с двигателем и на зру стоит защита минимального напряжения (она сработать не должна, потому что остаточное напряжение на шинах около 0,7 Uном)
Присоединяйтесь. Мы в социальных сетях и на Ютуб.
6 Ответ от Novik 2018-09-10 17:02:53
Novik
Пользователь
Неактивен
Зарегистрирован: 2011-02-14
Сообщений: 412
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Запуск СТД 1600
У меня на вводных выключателях РУ, а их было полтора десятка, только на одном РУ была МТЗ на вводах. Это РУ питалось кабелями 4км, поэтому можно было обеспечить селективность с питающим центром. На «близких» РУ МТЗ на вводах не было. Только дифзащиты, а потом и дуговые. Токи КЗ на питающих ПС были соизмеримы с токами КЗ в РУ. В Вашем случае я бы рекомендовал сделать в ЗРУ МТЗ с пуском по напряжению. Можно пойти обратным путем: взять токи КЗ в РУ и с минимальным коэффициентом чувствительности выбрать уставку МТЗ. Пусковой ток в 600А мне представляется заниженным, хотя давно не имел дело с СД. А вот пусковой ток по паспорту 1200А больше похож на правду. И при таком токе Ваша МТЗ должна работать.
7 Ответ от Papuas 2018-09-11 00:08:02
Papuas
Забывалый
Неактивен
Зарегистрирован: 2011-01-13
Сообщений: 367
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Запуск СТД 1600
(Ток номинальный двигателя 178А, Iпуск=на холостом ходу 600А, по расчетам коэффициента пуска(по паспорту) Iпуск=1200) Вся защита выполнена на РТ-40.
600А — это откуда взято (от «балды»)? 1200 А — с этим согласен.
Кост=1,1 — это точно от «балды». Для РТ-40 Котс=1,5.
еще просчитывали по сверхпереходному сопротивлению Iсамозапуска=U/1,73*xd»=6,3/1,73*3,63=1000А
Сверхпереходный ток при пуске двигателя никогда не учитывали из за его кратковременности. xd»=3,63 — от «балды», для 1600 кВт СТД xd»=0,13. Сказать что-то конкретно пока не возможно. Не известно как включаете двигатель: на прямую, через устройство плавного пуска, через частотник. неизвестна уставка по напряжению МТЗ ввода. Не понятно утверждение
потому что остаточное напряжение на шинах около 0,7 Uном
— откуда это известно. Кстати если это точно, а МТЗ ввода с пуском по напряжению срабатывает, то вывод однозначный, так как считаю, что 1300 А маловато будет. 😀
Источник
Нов-электро
Профессиональный сайт для энергетиков
Инструкция по эксплуатации СТДП
Техническое описание и инструкция (заводская) по эксплуатации синхронных турбодвигателей трехфазных продуваемых под избыточным давлением мощностью от 1250 кВт до 12500 кВт.
Настоящая инструкция содержит описание конструкции, основные указания по монтажу, пуску и эксплуатации электродвигателей серии СТДП.
1. ВВЕДЕНИЕ
Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации содержат описание конструкции и основные указания по монтажу, пуску и эксплуатации синхронных двухполюсных турбодвигателей трехфазного тока частотой 50 Гц, продуваемых под избыточным давлением, мощностью 1250…12500 кВт, именуемых в дальнейшем «двигатели».
Долговечная и безаварийная работа двигателей зависит от качества монтажа и правильной эксплуатации. В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем издании.
При эксплуатации двигателей дополнительно используйте:
— техническое описание и инструкцию по эксплуатации возбудительного устройства;
— техническое описание и инструкцию по эксплуатации логометра Л-64И;
— техническое описание и инструкцию по эксплуатации искробезопасного реле РИ-2 или аналогичного прибора;
— техническое описание и инструкцию по эксплуатации датчиков-реле напора типа ДН или других подобных приборов;
— техническое описание клапана продувки.
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Двигатели предназначены для привода насосов, турбокомпрессоров, газовых нагнетателей и других быстроходных механизмов.
2.2. Двигатели выполнены взрывозащищенными продуваемыми под избыточным давлением и взрывобезопасными, имеют маркировку по взрывозащите В4Т5-П и могут применяться во взрывоопасных помещениях всех классов (кроме наружных установок класса В-1Г), в которых могут образоваться взрывоопасные смеси паров и газов с воздухом всех категорий и групп.
Взрывобезопасность двигателя обеспечивается автоматическим отключением двигателя от всех источников электроэнергии при снижении избыточного давления воздуха в системе продувки ниже установленного предела.
Структура условного обозначения двигателей:
Двигатели изготовляются для работы в закрытых вентилируемых помещениях в районах с умеренным климатом, что соответствует исполнению У4 по ГОСТ 15150—69, при температуре окружающего воздуха не ниже 1°С, высоте над уровнем моря до 1000 м.
2.3. Основные параметры двигателей указаны в табл. 1.
2.4. Габаритные размеры и общие виды двигателей серии СТДП указаны на рис. 1…3. Величины монтажных зазоров двигателей и возбудителей даны на рис. 4…9.
2.5. Режим работы двигателей — продолжительный (51 по ГОСТ 183—74).
2.6. Допустимые температуры обмотки статора, ротора и активной стали сердечника приведены в табл. 2.
2.7. Расчетные пусковые характеристики двигателей при номинальном напряжении приведены в табл. 3.
3. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ
3.1. Двигатели изготовляются в закрытом, продуваемом под избыточным давлением исполнении, с замкнутым циклом вентиляции. Охлаждающий воздух циркулирует в двигателе под действием вентиляторов, установленных на валу ротора, и охлаждается воздухоохладителями, встроенными в корпус двигателя.
Маслоснабжение подшипников производится от масляной системы приводимого механизма.
Двигатели выполняются с одним рабочим концом вала, который соединяется с валом приводимого механизма посредством муфты.
3.2. Сердечник статора состоит из пакетов, разделенных вентиляционными каналами.
Пакеты набираются из дисков или сегментов электротехнической стали толщиной 0,5 мм.
Пакеты шихтуются и запрессовываются в корпус статора между нажимными кольцами из немагнитного чугуна, которые удерживаются продольными ребрами и шпонками.
Обмотка статора двухслойная, катушечная или стержневая с укорочением шага, с эвольвентной формой лобовых частей. Схемы обмотки статора даны на рис. 10…18.
Изоляция обмотки статора типа «Монолит-2» класса нагревостойкости В с допустимой температурой нагрева 120° С состоит из стеклослюдинитовой и стеклянной лент, пропитанных эпоксидным компаундом совместно с сердечником статора после укладки обмотки в пазы, что обеспечивает надежное крепление обмотки в лобовой и пазовой частях, улучшает отвод тепла от обмотки за счет полного контакта изоляции с железом статора и склейки листов сердечника.
Ротор двигателя изготовляется из цельной стальной поковки. В бочке ротора выполняются пазы, в которых укладывается и опрессовывается обмотка возбуждения с изоляцией класса В.
Пазовые клинья изготовляются из латуни. Каждый клин состоит из двух продольных половин.
Лобовые части обмотки, плотно расклиненные распорками, сверху закрываются стеклотекстолитовыми сегментами и бандажными кольцами из алюминиевого сплава AK4-I, отставленными от бочки ротора и имеющими посадку только на центрирующее кольцо.
На поверхности бочки ротора выполнено рифление для увеличения поверхности теплоотдачи.
На роторе установлены центробежные вентиляторы и направляющие аппараты, обеспечивающие безударный вход воздуха в вентиляторы. При изменении направления вращения ротора направляющие аппараты необходимо поменять местами.
Подшипники скольжения стояковые с циркуляционной смазкой под давлением имеют смотровые отверстия для наблюдения за струей стекающего масла. Для смазки опор в подшипниках скольжения применяется масло турбинное 22П (турбинное Л с присадкой ВТИ-1).
Допускается применение масла турбинного 22 (турбинного Л), масла турбинного 30 (турбинного УТ) и других масел с аналогичными характеристиками. Расход и давление масла указаны в табл. 4.
Стояки подшипников изолированы электрически от фундаментной плиты и маслопроводов.
Вкладыши подшипников двигателей входят в комплект запасных частей, чертежи вкладышей даны на рис. 19…21.
Воздухоохладитель собирается из жестких рам, трубных досок с завальцованными в них охлаждающими трубками, крышек и патрубков для подвода и отвода воды.
Охлаждающие трубки латунные с цельнокатанным алюминиевым оребрением располагаются в шахматном порядке. Технические данные охладителей приведены в табл. 5.
Клапан продувки предназначен для предпусковой продувки двигателей. Двигатели имеют двухэлементный механический клапан продувки, который вваривается в верхней части корпуса статора и является неотъемлемой частью двигателя.
В двигателях мощностью 1250… 5000 кВт начала и концы фаз обмотки статора выведены на изоляторы, расположенные на двух сторонах корпуса статора (рис. 22, 23).
Подключение двигателей к сети в зависимости от класса взрывоопасной установки осуществляется бронированными кабелями марок СБГ или АСБГ ГОСТ 18410—73 через уплотненный ввод, расположенный в фундаментной плите или в трубах, через фундамент в отверстия основания камеры ввода.
Для заземления брони и оболочки кабеля на верхней полке плиты имеется по два заземляющих зажима (по одному на каждый вводимый кабель с обеих сторон). При использовании кабеля других марок уплотнение должно быть подогнано по диаметру кабеля.
Двигатели мощностью 6300… 12 500 кВт имеют шесть маркированных шинных выводов, выведенных в уплотненную фундаментную яму (рис. 24). Разделка кабеля производится непосредственно у выводных шин. Кабель крепится при помощи муфты, закрепленной кронштейном к стене фундаментной ямы. Броня и оболочка кабеля заземляются при помощи специальных зажимов, расположенных на корпусе статора.
Возбуждение осуществляется от бесщеточного возбудительного устройства серии БВУП. Бесщеточный возбудитель устанавливается на фундаментной плите двигателя.
Работа возбудительного устройства описана в инструкции по эксплуатации 1ВЖ.579.048 ТО.
Вентиляция. Двигатели имеют симметричную систему вентиляции с двумя вентиляторами на роторе. Двигатели мощностью 1250… 1600 кВт выполняются с одноструйной системой вентиляции, а двигатели мощностью 2000 … 12 500 кВт — сдвухструйной.
Нагретый воздух проходит через боковые окна в обшивке статора в воздухоохладители, расположенные по бокам статора, из воздухоохладителей охлажденный воздух поступает в пространство между торцовыми щитами, откуда направляется в вентиляторы, создающие зону низкого давления (н. д.) в пространстве между щитами.
Вентиляторами воздух нагнетается в зону лобовых частей обмотки статора (зона высокого давления — в. д.).
Дальнейшие пути воздуха зависят от системы вентиляции двигателя.
При одноструйной системе из зоны в.д. (рис. 25) воздух направляется в воздушный зазор, где охлаждает поверхность бочки ротора и через радиальные каналы между пакетами железа выходит в пространство между сердечником и обшивкой статора и далее через боковые окна в обшивке статора поступает в воздухоохладители.
При двухструйной системе из зоны в.д. (рис. 26, 27) воздух разветвляется на две струи. Первая струя, как и при одноструйной системе, проходит в воздушный зазор и через радиальные каналы между крайними пакетами железа выходит под обшивку статора (в зону горячего воздуха). Вторая струя по перепускным каналам проходит к средним пакетам статора и по радиальным каналам между ними попадает в воздушный зазор двигателя, откуда через каналы крайних пакетов железа выходит под обшивку статора, смешиваясь с первой струей. Далее воздух через боковые окна в обшивке статора поступает в воздухоохладители.
Как при одноструйной, так и при двухструйной системах вентиляции часть воздуха из зоны в.д. ответвляется в ротор.
Форсированное охлаждение лобовых частей обмотки ротора достигается направленным движением потока воздуха по каналам в распорках и клиньях.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЯ
Взрывозащищенность обеспечивается тем, что при продувании двигателя избыточным давлением чистого воздуха исключается доступ в оболочку к токоведущим частям горючих паров, газов и пыли и образование там взрывоопасных смесей.
Избыточное давление в корпусе двигателя создается при нагнетании чистого воздуха. Внешние источники подачи чистого воздуха, обеспечивающие безопасную работу двигателей во взрывоопасных помещениях, предприятием — изготовителем двигателей, не поставляются. Вентиляционные данные приведены в табл. 6.
Используемый для продувки воздух не должен содержать взрывоопасных примесей и примесей, вредно влияющих на изоляцию и другие детали двигателей. Запыленность воздуха инертной пылью не должна превышать 0,2 мг/м 3 , при необходимости устанавливайте фильтры для его очистки. Воздух от дополнительного вентилятора в двигателях мощностью 1250 … 5000 кВт подается через окна в фундаментной плите. В двигателях мощностью 6300 … 12 500 кВт подача воздуха осуществляется через фундаментную яму.
Вентиляционные агрегаты для подачи воздуха устанавливайте вне взрывоопасных помещений. Воздуховоды должны быть сооружены из негорючих материалов и иметь прочную конструкцию, исключающую образование скоплений смесей взрывоопасных концентраций.
Перед пуском двигатель продуйте воздухом в течение 10… 15 мин объемом воздуха не менее пятикратной емкости корпуса двигателя, возбудителя и воздуховодов. Продувка двигателей осуществляется от внешней вентиляционной системы. Загрязненный воздух выбрасывается через механический клапан продувки, установленный на корпусе двигателя.
Система вентиляции должна обеспечить избыточное давление воздуха внутри оболочки не менее величин, указанных в табл. 6.
Предусмотрите блокировки, запрещающие пуск двигателя: если клапан не открывается; клапан закрылся раньше времени; продувка закончена, клапан не закрывается; в двигателе и воздуховодах не произошел пятикратный обмен воздуха.
При падении избыточного давления должен подаваться сигнал опасности или отключаться двигатель от всех источников электроэнергии. Для контроля избыточного давления и осуществления всех блокировок применяется датчик-реле напора типа ДН (аппаратура блокировок в комплект поставки двигателей не входит).
Датчики типа ДН должны устанавливаться вне взрывоопасного помещения при длине импульсной трубки не более 20 м, либо в непосредственной близости от двигателя при условии их подключения через реле РИ-2 с искробезопасным входом или другой аналогичный прибор. Реле РИ-2 устанавливается вне взрывоопасного помещения.
Изоляция статора и ротора имеет класс нагревостойкости В. Расстояние между токоведущими частями и электрические зазоры указаны на рис. 4 … 9, 22, 23, 24.
Расстояния утечки и электрические зазоры выбраны в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок. Выводы статорной обмотки двигателей серии СТДП 1250… 5000 кВт крепятся через опорные фарфоровые изоляторы типа ОФ-10-750 с помощью наконечников типа НК, размеры которых выбираются в зависимости от сечения питающего кабеля. Применяемые изоляторы обеспечивают расстояние утечки не менее 125 мм.
Все болты и гайки, а также токоведущие и заземляющие зажимы применяются с пружинными шайбами и контргайками. Наружные болты, крепящие съемные крышки, имеют головки под торцовый ключ.
Вводимые кабели и все разъемные соединения уплотняются эластичными резиновыми кольцами и прокладками. Уплотнения наружных щитов, подшипников и щита возбудителя выполнены из материала, исключающего искрообразование при трении о сталь.
Температура наружных поверхностей оболочки в наиболее нагретых местах при нормальном режиме работы двигателей не превышает плюс 100° С для смесей группы Т5.
Для исключения искрений от подшипниковых токов оба подшипника выполнены изолированными; уплотнения наружных щитов по валу выполнены из изоляционного материала (гетинакса); зазор между щитом вентилятора и вентилятором двигателя 2+0,1 мм, что соизмеримо с зазором между якорем и статором возбудителя (2±0,25 мм).
5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Для теплового контроля двигателя применяются приборы, типы и установка которых приведены на рис. 28, 29. Контроль производится термометрами сопротивления, включенными через искробезопасные цепи на логометр в искробезопасном исполнении ИО/водород и ртутными термометрами. Источник питания СВ-4И логометра должен быть установлен вне взрывоопасной установки.
— в наиболее горячей части сердечника статора (в каждой фазе уложено по одному термометру сопротивления на дно паза «сталь» и между слоями обмотки — «медь»);
— охлаждающего воздуха на входе в вентиляторы;
— горячего воздуха на выходе из статора;
— воды в воздухоохладителях на входе и выходе;
— вкладыша в подшипник скольжения;
— обмотки ротора. Превышение температуры обмотки Θ над температурой входящего воздуха tвх определяется по формуле:
где Rгор и Rхол — сопротивления обмотки горячего и холодного ротора;
tхол — температура холодного воздуха.
Сопротивление измеряется методом вольтметра — амперметра, приборами класса точности не ниже 0,2, проверенными в соответствующих контрольных организациях.
Примечание. Термометры ТСП-410-01 должны быть выведены на регистрирующий прибор непрерывного действия приводимого механизма. Этот прибор в комплект поставки двигателей не входит.
6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Не проводите работы на включенных двигателях, за исключением испытаний по специальным программам, согласованным с предприятием-изготовителем.
Отключите двигатель от сети, заземлите и предотвратите его включение при выполнении работ.
Оградите вращающиеся части двигателя.
Замыкайте накоротко кабельные наконечники при отсоединении силового кабеля.
Подкладывайте мягкий материал в местах касания тросом корпуса двигателя.
Не храните химикатов, кислот, щелочей, аккумуляторов в одном помещении с упакованным двигателем. Во всем остальном следуйте правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, правилам устройства электроустановок, а также дополнениям к ним.
7. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Двигатели мощностью до 5000 кВт отправляются на место монтажа в полностью собранном виде, а двигатели мощностью 6300… 12 500 кВт в собранном виде без ротора. Ротор отправляется на место монтажа отдельно упакованным узлом.
Наличие всех узлов и принадлежностей проверьте по отгрузочной спецификации.
Распакованный двигатель осмотрите для выявления возможных повреждений, сверьте его с чертежами и клеймами завода. Обнаруженные дефекты устраните.
7.2. Перед монтажом двигатель расконсервируйте. Снимите обертку с законсервированных поверхностей. Удалите основной слой смазки неметаллическим предметом, остатки смазки — мягкой ветошью, смоченной растворителем. Поверхности, защищенные нитроэмалями, промойте ветошью, смоченной нитрорастворителем.
Предохраняйте расконсервированные детали и узлы от повреждений, отпотевания и коррозии.
7.3. Продуйте статор сжатым, сухим воздухом. Протрите лобовые части обмотки неворсистыми тряпками, сухими или смоченными спиртом или четыреххлористым углеродом и осмотрите их.
Измерьте пофазно сопротивление обмотки статора постоянному току и сравните результаты с данными протокола испытаний на предприятии — изготовителе двигателей. Допустимое расхождение не более 2%.
7.4. Продуйте ротор сжатым воздухом. Проверьте заклиновку роторных пазов и целость бандажей внешним осмотром и простукиванием, крепление центрирующих, стопорных и контактных колец, вентиляторов, балансировочных грузов.
Промойте керосином и осмотрите шейки вала. Обнаруженные царапины, риски или следы коррозии устраните шлифовкой, промойте керосином и протрите сухой, чистой тряпкой.
Осмотрите поверхность полумуфты по окружности и на торце. Забоины и неровности зачистите наждачным полотном или шабером.
7.5. Для расконсервации и проверки подшипников:
— застропите конец ротора между вентилятором и подшипником;
— снимите верхний полувкладыш;
— приподнимите ротор краном и выкатите нижний полувкладыш;
— очистите и промойте вкладыш керосином. Рабочая поверхность баббита вкладыша должна быть ровной» блестящей и лежать точно посередине вкладыша с охватом шейки вала на дуге 60°. Обнаруженные неровности, шероховатости и риски пришабрите;
— проверьте «на блеск» правильность прилегания шейки вала к вкладышу, поворачивая ротор в подшипнике без подачи масла;
— проверьте зазоры между вкладышем и валом (по оттискам свинцовой проволоки), сравнив их с данными таблицы монтажных зазоров двигателя;
— проверьте, чтобы щуп толщиной 0,05 мм не проходил в разъем крышки и стояка, и при необходимости пришабрите разъем при сборке.
Смажьте разъем бакелитовым лаком, не закладывая никаких прокладок.
7.6. Проведите гидравлическое испытание воздухоохладителя при давлении 49 . 10 4 Па в течение 0,5 ч. Неисправности устраните.
Устраните возможность утечки воздуха в воздухоохладителе через присоединения и другие неплотности. Применяйте только пресную техническую воду с давлением в магистрали не более 0,4 . 10 6 Па. Не допускайте гидравлических ударов.
Примечание. По согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем могут быть поставлены воздухоохладители, предназначенные для работы на морской воде.
7.7. Промойте керосином и осмотрите поверхность наружных и внутренних заземляющих зажимов. Места присоединения наружных и внутренних заземляющих проводников зачистите. После присоединения заземляющих проводников заземляющие болты смажьте консистентной смазкой для предохранения от коррозии.
7.8. Проверьте и при необходимости установите зазоры в соответствии с таблицей, прилагаемой к каждому двигателю.
Предусмотрите гашение поля, сигнализацию о перегрузке, сигнализацию о падении избыточного давления ниже допустимого и защиты при внутренних повреждениях статора; при внешних сверхтоках; от двойного замыкания на землю обмотки ротора; от асинхронного хода.
Технические данные двигателей, необходимые для расчета и выбора аппаратуры защиты, указаны в табл. 7.
8. ПОРЯДОК УСТАНОВКИ
8.1. Перед установкой двигателя проверьте соответствие фундамента монтажному чертежу по высоте и расположению отверстий для фундаментных болтов.
Разметьте площадки для установки опорных плиток в соответствии с эксплуатационным чертежом, выровняйте их и притрите к плиткам по уровню. На остальной опорной поверхности фундамента сделайте насечку для лучшего сцепления при последующей заливке плиты с фундаментом.
Двигатель установите на фундамент так, чтобы по отношению к ротору, присоединенному к приводимому механизму, статор располагался с учетом теплового удлинения ротора двигателя, величина которого приведена в табл. 8.
8.2. Для обеспечения нормальной работы машин и муфт сопрягаемые валы роторов приводимого механизма и двигателя установите так, чтобы оси валов составляли линию без изломов (рис. 30). Параллельность проверяйте, измеряя щупом расстояния между торцами полумуфт по вертикали и горизонтали в четырех положениях сопрягаемых роторов по четыре измерения в каждом: в исходном 0° и после поворота обоих роторов на 90, 180 и 270° от исходного положения при одном и том же взаимном расположении полумуфт (рис. 31). Совпадение центров вращения проверяйте, измеряя радиальные зазоры между скобой, укрепленной на одной из полумуфт, и поверхностью другой полумуфты в тех же четырех положениях роторов, но по одному измерению при каждом положении (рис. 32).
Формуляр центровки роторов двигателя и приводимого механизма дан в табл. 9. Допустимые отклонения при центровке роторов не более 0,03 мм по торцу (на диаметр 100 мм) и окружности полумуфт.
Центровка обычно выполняется с помощью индикаторов. Окончательная центровка производится при всех затянутых фундаментных болтах. Болты должны быть затянуты и застопорены.
Все опорные болты и гайки фундаментных болтов прихватите электросваркой. Залейте фундамент.
9. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
9.1. Затяните все болтовые соединения. Проверьте надежность заземления. Убедитесь, что в цепи статора установлена защита, которая выбирается по указаниям проектной организации, разрабатывающей схемы установки всего агрегата, с учетом сверхпереходных составляющих пускового тока двигателя для предотвращения ложных отключений. Включите вентилятор подпитки и, изменяя режим его работы, проверьте работоспособность клапана продувки. Проверьте подачу и слив масла в подшипниках. Убедитесь, что в воздухоохладителе нет течи, путем подачи воды в него.
9.2. Замерьте сопротивление изоляции подшипников двигателя и возбудителя и сопротивление изоляции обмотки ротора, которое в горячем состоянии должно быть не менее:
где Uвозб — номинальное напряжение возбудителя в вольтах;
Р — номинальная мощность двигателя в киловольт-амперах.
Обмотка статора считается «сухой», если отношение 60-се-кундного (с момента подачи напряжения мегомметра) значения сопротивления изоляции к 15-секундному (R60/R15) не менее 1,0 и сохраняется практически неизменным при одной и той же температуре. Сопротивление изоляции R60 при сухой изоляции не менее:
где Uн — номинальное напряжение обмотки статора в вольтах.
При меньших значениях этих показателей подсушите обмотку статора.
9.3. Расчетные пусковые условия и параметры приводятся в проектной документации по монтажу установки. Пуск и управление двигателем описаны в инструкциях на пусковые и возбудительные устройства, которыми комплектуется двигатель.
Действие аппаратуры защиты на отключение масляного выключателя или автомата проверьте двукратно вручную. Перед пуском проверьте давление и циркуляцию масла и воды в системах и исправность цепей теплоконтроля и сигнализации.
При всех пусках не допускайте разрыва цепи обмотки ротора.
Прокрутите ротор вручную, краном или другим способом в зависимости от конструкции подшипников для проверки их сборки и отсутствия задевания вращающихся частей.
Произведите пуск нажатием кнопок ПУСК и СТОП для определения направления вращения. При несовпадении вращения с заданным пересоедините любые две фазы.
9.4. Проведите пробные пуски без приводимого механизма от напряжения сети, соответствующего расчетному. Для проверки исправности двигателя:
— проверьте действие регуляторов;
— замерьте время пуска до вхождения в синхронизм;
— замерьте вибрации, проверьте состояние подшипников. Удвоенная амплитуда колебаний подшипников должна быть не более 0,35 мм;
— определите отсутствие задеваний и ненормальных шумов;
— отключите двигатель, замерьте вибрации на выбеге;
— сравните результаты всех замеров с допустимыми значениями;
— устраните замеченные недостатки.
9.5. Соедините двигатель с приводимым механизмом. Произведите пуск при полной нагрузке механизма от напряжения сети. Трогание с места должно происходить без затруднений. Под действием асинхронного вращающего момента двигатель разгоняется, преодолевая момент сопротивления механизма. Возможен разгон до скорости, при которой моменты вращения двигателя и сопротивления механизма сравняются. Далее двигатель работает в установившемся асинхронном режиме с постоянной скоростью вращения.
При первых пусках с механизмом замерьте время пуска и сравните с расчетным. Установка времени или пускового тока производится по расчетным данным и корректируется при первых пусках. Расчетная уставка времени равна расчетному времени пуска. Расчетная уставка тока для надежности несколько больше значения тока, установившегося асинхронного режима. Расчетные данные должны приводиться в проектной документации по монтажу установки.
Способ пуска (прямой, реакторной или автотрансформаторный), допустимое время и количество пусков зависят от момента сопротивления и махового момента приводимого механизма. Они устанавливаются организациями, проектирующими установку всего агрегата, на основании технических условий на двигатели и указываются в технической документации на агрегат.
При этом необходимо исходить из условий, что двигатели в агрегате с механизмами, маховой момент которых не превышает маховой момент ротора двигателя (нефтяные насосы, газовые нагнетатели и др. при пуске на открытую задвижку), допускают два пуска из холодного состояния с перерывом между пусками 15 мин или один пуск из горячего состояния.
Двигатели в агрегате с коксовыми нагнетателями и другими механизмами с маховыми моментами, значительно превышающими маховой момент ротора двигателя, допускают только один пуск из холодного состояния.
Последующие пуски всех двигателей допускаются после остывания двигателя до температуры 50°С.
При реакторном или автотрансформаторном пусках для облегчения синхронизации реактор или автотрансформатор при необходимости шунтируется в конце пуска до подачи возбуждения, чтобы уже в период синхронизации на статор было подано полное напряжение сети для увеличения синхронного момента и скорости вращения ротора в асинхронном режиме.
Пробные пусковые режимы (пусковое напряжение, время пуска, частота пусков) не должны превосходить по тяжести допустимые пусковые режимы согласно техническим условиям на двигатели.
После вхождения двигателя в синхронизм проверьте работу масляной и водяной систем и вибрацию подшипников.
Нагрузку производите постепенно после вхождения двигателя в синхронизм.
Скорость подъема активной нагрузки двигателя определяется условиями работы приводимого механизма.
10. ПОРЯДОК РАБОТЫ
10.1. Номинальная мощность при номинальных значениях параметров указана в табл. 1. Допустимые режимы при отклонении напряжения сети от номинального приведены в табл. 10. Работа при напряжении свыше 110% номинального недопустима.
Допустимые режимы при отклонениях температуры входящего воздуха:
Работа при пониженном cosφ (опережающем) допускается при условии, что ток ротора не превышает номинального значения, для чего снижают полную мощность:
Допустимые температуры активных частей двигателя и подшипников указаны в табл. 2.
10.2. При потере возбуждения двигатели могут работать в асинхронном режиме при закороченной обмотке ротора.
Допустимая величина нагрузки в асинхронном режиме определяется величиной нагрева обмотки статора и не должна. превышать значения, при котором ток статора Iст=1,1Iн в течение 30 мин. За это время должны быть приняты меры по восстановлению нормальной работы системы возбуждения. Работа двигателей в асинхронном режиме с током статора Iст>1,1Iн недопустима.
При самозапуске с погашенным полем ротора и ресинхронизации длительность самозапуска не должна превышать допустимого времени пуска двигателя из горячего состояния, а частота самозапуска должна быть не более одного раза в сутки при двухсменной работе двигателя. Расчет самозапуска выполняет организация, проектирующая электрическую часть промышленной установки. При несимметричной нагрузке фаз допустимое значение тока обратной последовательности 10% от номинального. При этом ток в наиболее нагруженной фазе не должен превышать номинального значения.
11. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправность
Вероятная причина
Метод устранения
При включении двигателя срабатывает защита.
1. Замыкание обмотки на корпус или между фазами.2. Ложное срабатывание защиты.
1. Проверьте сопротивление изоляции обмоток фаз относительно корпуса и друг друга.2. Настройте схему защиты.
Двигатель вибрирует
1. Нарушение центровки двигателя с приводимым механизмом.2. Неисправна соединительная муфта.3. Небаланс ротора.
1. Отцентрируйте двигатель с приводимым механизмом.2. Проверьте муфту и устраните неисправность.3. Отбалансируйте ротор.
Течь воды из воздухоохладителя.
Возможны ослабления развальцовки или трещина охлаждающей трубки в месте развальцовки.
Испытайте охладитель гидравлическим давлением 5 . 10 4 Па для определения места течи. Дефектные трубки развальцуйте или заглушите с обеих сторон пробками. Допускается заглушать до 5% трубок от их общего количества.
Увеличение перегрева воды охладителя, увеличение разности между температурой охлажденного воздуха и холодной водой, поступающей в охладитель.
Засорение трубок воздухоохладителя.
Прочистите охладитель, сняв обе крышки. Трубки промойте 3-5%-ным раствором соляной кислоты и прочистите специальными щетками (ершами).
Перегрев подшипников.
1. Недостаточная подача масла в подшипник.
2. Недостаточная частота вращения ротора.
3. Неправильная пригонка вкладыша к шейке вала.
1. Отрегулируйте подачу масла.
2. Отрегулируйте частоту путем смещения корпуса статора.
3. Пришабрите вкладыш.
Неисправности клапана продувки, не включается двигатель в сеть.
Клапан продувки не открывается или не закрывается из-за неправильной сборки или перекосов.
В эксплуатации двигатель должен подвергаться ежесменному внешнему осмотру, а также периодическому осмотру, ревизии и ремонту.
12.1. При внешнем ежесменном осмотре проверяйте:
— целость оболочки, отсутствие на ней вмятин, следов коррозии и других повреждений;
— состояние органов управления, блокировочных устройств и измерительных приборов;
— наличие всех крепежных деталей и их элементов. Kpeпежные болты и гайки должны быть равномерно затянуты;
— наличие маркировок взрывозащиты и предупредительных надписей. Окраска знаков взрывозащищенности и предупредительных надписей должна быть контрастной и сохраняться на весь срок службы двигателя;
— состояние заземления. Заземляющие зажимы (болты, гайки) должны быть затянутыми, на них не должно быть ржавчины. При необходимости они должны быть очищены и смазаны консистентной смазкой;
— состояние уплотнения (где это возможно) на отключенных от сети кабелях;
— целость и надежность закрепления смотровых стекол, отсутствие трещин и других повреждений;
— нагрев изделия и режим его работы: температуру воздуха, поступающего в оболочку двигателя, а также температуру охлаждающей воды воздухоохладителя; состояние агрегатов вентиляционной системы согласно инструкциям по эксплуатации этих агрегатов.
12.2. При профилактических ремонтах и осмотрах проверяйте работу средств электрической защиты и блокировочных устройств, при этом должны соблюдаться все требования правил по безопасному ведению работ для данной установки; проверяйте состояние всех уплотнений, кабелей, смотровых окон съемных деталей.
При осмотре двигателя подтяните крепежные болты и гайки, проверьте исправность блокировочных устройств и т.п. Следите за чистотой двигателя и помещения, в котором он находится. Обтирайте двигатель чистой ветошью. Не допускайте течи масла из подшипников.
12.3. Перед остановкой двигателя на ревизию измерьте вибрацию подшипников и при номинальной скорости вращения измерьте сопротивление изоляции обмотки ротора. Отсоедините двигатель от сети и системы возбуждения. Снимите щиты наружные и внутренние, кожух наружный, воздухоохладители, возбудитель, подшипник со стороны возбудителя. Выведите ротор из статора. Снимите статор с фундаментной плиты.
12.3.1. Проверьте статор согласно п. 7.3. При необходимости осмотрите изоляцию соединений и выводов данной фазы. Осмотрите зубцы стали и вентиляционные каналы. Проверьте крепление активной стали. Очистите место под установку статора, крепящие болты и резьбовые отверстия. Установите статор на плите по контрольным штифтам.
12.3.2. Проверьте разъемы крышек и стояков. Пришабрите их при обнаружении следов масла на стояках.
Проверьте самоустанавливаемость вкладыша, собрав подшипник со вставленным в расточку вкладыша и расклиненным неметаллическим рычагом длиной 1-1,5 м. Вкладыш должен поворачиваться при приложении к рычагу момента в 50…60 кгс . м. При необходимости пришабрите посадочную поверхность вкладыша или разъем крышки подшипника.
При обнаружении матовых точкообразных пятен на рабочих поверхностях вкладыша и цапфы вала, вызванных подшипниковыми токами, проверьте изоляцию подшипника.
12.3.3. Проверьте ротор согласно п. 7.4. Снятие и надевание роторных бандажей проводите квалифицированным персоналом с помощью специальных приспособлений. Установка приспособления для снятия бандажа показана на рис. 33. Снятие производите в таком порядке:
— ротор установите на высоте около 1 м от пола до оси ротора;
— зафиксируйте рисками положение всех снимаемых с ротора деталей;
— снимите стопорное кольцо;
— соберите приспособление для снятия бандажа согласно чертежу его. Натяните шпильки гайками до появления звенящего звука при ударе по ним металлическим предметом;
— быстро и равномерно нагрейте бандаж двумя-тремя горелками до температуры 160… 180° С. Контролируйте температуру нагрева бандажей с помощью термопар или палочкой из сплава с температурой плавления 160°С (48% олова, 36% свинца, 16% сурьмы). Равномерно нагревайте бандаж.
Изменение звука при простукивании бандажа означает отделение его от центрирующего кольца. Быстро и равномерно затягивая гайки шпилек приспособления, стяните бандаж с посадочного места, разберите приспособление и снимите бандаж краном.
Если бандаж не стягивается, значит он недостаточно нагрет или одновременно с бандажом прогрелось и центрирующее кольцо. В последнем случае охладите ротор и повторите всю операцию.
Установка приспособления для надевания бандажа показана на рис. 34.
Надевание бандажа производите в таком порядке:
— бандаж тщательно очистите внутри и снаружи, особенно поверхность посадки. Очистите посадочную поверхность центрирующего кольца;
— бандаж подведите краном, расположите по рискам фиксации и отцентрируйте с ротором;
— соберите приспособление для надевания бандажа;
— быстро и равномерно нагрейте бандаж до температуры 160…180° и надвиньте на ротор;
— закончите сборку приспособления, быстро и равномерно затягивайте гайки шпилек, не повредите верхнюю изоляцию лобовых частей обмотки. Бандаж напрессовывайте до совпадения заподлицо его торца с центрирующим кольцом.
12.3.4. При такелажных работах с ротором:
— не повредите стропами и окружающими предметами цапфы, поверхности под уплотнения, направляющие аппараты и вентиляторы;
— не прикладывайте усилия к бандажам при подъемах и опусканиях на пол;
— не задевайте лобовые части обмотки статора при вводе или выводе ротора.
При значительной длине статора ротор вводите с удлинителем, который крепится к валу со стороны приводимого механизма. Перед вводом ротора закройте лобовые части обмотки статора листами электротехнического картона, продуйте ротор сухим, сжатым воздухом, соберите подшипник на цапфе вала со стороны, противоположной приводимому механизму, проложив между вкладышем и цапфой вала лист картона толщиной 0,5…1,0 мм для стопорения подшипника.
Последовательность операций ввода с удлинителем показана на рис. 35:
а) застропите ротор в средней части бочки и уравновесьте, чтобы ось поднятого краном ротора была горизонтальна и чтобы предотвратить выпадание ротора из стропа;
б) совместите оси статора и поднятого ротора в одну линию и заводите ротор без толчков, плавно передвигая его краном (рис. 35, а);
в) отпустите ротор после выхода удлинителя из статора на подшипник, а другой конец ротора на специальную поперечную балку с прокладками (рис. 35, b);
г) застропите ротор за конец удлинителя и, подтягивая подшипник в осевом направлении краном и талями, продвигайте ротор до выхода полумуфты за пределы статора;
д) опустите ротор на временную поперечную балку и снимите удлинитель вала;
е) совместите бочку ротора с железом статора до совпадения их вертикальных магнитных осей;
ж) опустите ротор на балку и подведите стояк подшипника со стороны приводимого механизма;
з) приподняв ротор, заведите вкладыш под цапфу и опустите ротор (рис. 35, с);
и) отрегулируйте воздушный зазор между ротором и статором с обеих сторон так, чтобы отклонение величины его в любой из четырех точек взаимно-перпендикулярных диаметров было в пределах 5% от среднего значения зазора, но не более 1 мм.
При каждой ревизии проверяйте соответствие всех зазоров чертежным.
12.3.5. Во время эксплуатации систематически осматривайте воздухоохладители. Устраняйте повреждение по возможности развальцовкой трубок.
При ревизии воздухоохладителей:
— промойте оребрение горячей водой и продуйте сжатым воздухом;
— соберите воздухоохладитель, заменив при необходимости прокладочную резину;
— проведите гидравлическое испытание при давлении 49 . 10 4 Па в течение 0,5 ч.
13. КОНСЕРВАЦИЯ
13.1. При консервации поверхности двигателей и запасных частей промойте бензином или уайт-спиритом, протрите чистой тряпкой и просушите. Если при расконсервации обнаружены следы коррозии, удалите их.
Переконсервацию производите в сухом, закрытом помещении при температуре не ниже 10°С с относительной влажностью не более 80% при температуре 25° С. Такую же температуру должны иметь и консервируемые поверхности. Резкие колебания температуры при консервации не допускаются, так как это может вызвать конденсацию влаги на консервируемой поверхности. Консервацию производите в хлопчатобумажных перчатках.
Смазку ПВК наносите в 1-2 слоя. Первый слой наносите при температуре смазки 110…120°С. После охлаждения первого слоя до температуры окружающего воздуха нанесите второй слой при температуре смазки 90…100°С. Толщина слоя смазки 1,0…2,0 мм.
Срок действия переконсервации 3 года при условии тщательного ее выполнения, восстановления упаковки двигателей и соблюдения правил хранения двигателей.
При отсутствии рекомендуемой смазки используйте другие смазки, обеспечивающие сохранность консервируемых поверхностей в течение необходимого времени.
13.2. При консервации конца вала подготовьте поверхность к консервации, покройте эмалью НЦ-132К ГОСТ 6631—74 и просушите покрытие при температуре 18…20°С в течение 3 ч.
13.3. Резьбовые отверстия, щиток заводской, знак товарный, указатель вращения и рабочие поверхности вкладышей подшипника подготовьте к консервации и нанесите смазку ПВК, нагретую до температуры 110…120° С.
13.4. Фундаментные болты, шпильки, (не имеющие гальванических покрытий) законсервируйте, оберните парафинированной бумагой в два слоя, обвяжите стеклолентой.
13.5. Приспособление для монтажа подготовьте к консервации, покройте слоем грунта ГФ-020 и просушите при температуре 18…20° С в течение 24 ч.
13.6. Внутренние и наружные заземляющие болты после консервации оберните парафинированной бумагой в два слоя и обвяжите стеклолентой.
Вкладыши подшипников подготовьте к консервации, окрасьте шаровую поверхность вкладыша слоем эмали НЦ-132К, просушите покрытие на воздухе при температуре 10…20°С в течение 3 ч, нанесите смазку ПВК при температуре смазки 110…120°С на поверхности разъема и баббита. Соедините половинки и оберните лентой из парафинированной бумаги вполнахлеста; концы ленты закрепите шнуром, оберните лентой из полиэтиленовой пленки, забандажируйте стеклолентой.
14. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
Условия хранения двигателей по группе Л ГОСТ 15150—69. До установки двигатели храните в отапливаемых вентилируемых складах с температурой 1…40° С и относительной влажностью воздуха до 80% при 25°С и при более низких температурах без конденсации влаги.
Проверяйте периодически состояние ротора, статора, подшипников, распаковывая ящики при длительном хранении.
Проверяйте состояние консервации двигателя и запасных частей через каждые 6 мес. хранения.
Консервация двигателей и запасных частей рассчитана на 3 года при условии хранения их в упаковке предприятия.
15. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
Допускаются смешанные (комбинированные) перевозки двигателей с общим числом перегрузок не свыше пяти железнодорожным, воздушным и речным видами транспорта в сочетании их между собой и автомобильным транспортом на расстояние свыше 1000 км по дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием без ограничения скорости; свыше 250 км по грунтовым или булыжным дорогам со скоростью до 40 км или со скоростью, которую допускает транспортное средство, на меньшие расстояния.
Общее время транспортирования и промежуточного хранения при перегрузках не должно превышать 6 мес.