- Фартук токарного станка. Устройство фартука токарного станка
- Устройство фартука токарно-винторезного универсального станка
- Схема кинематическая токарно-винторезного станка
- Описание режимов работы фартука станка
- Продольная подача каретки суппорта
- Поперечная подача салазок суппорта
- Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке
- Конструкция фартука токарно-винторезного станка
- Руководство по настройке токарного станка 1к62
- НАСТРОЙКА ТОКАРНО-ВИНТОРЕЗНОГО СТАНКА С КОРОБКОЙ ПОДАЧ ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ РЕЗЬБЫ
- Расположение органов управления универсальным токарно-винторезным станком 1К62
- Перечень органов управления токарного станка 1К62
- Краткая история серии
- Суппорт токарно-винторезного станка 1К62
- Назначение и область применения токарно-винторезного станка по металлу
- Основные разновидности и расшифровка модификаций
- Технические характеристики
- Основные параметры
- Шпиндель
- Суппорт и подачи
- Резцовые салазки
- Задняя бабка
- Конструкция основных узлов токарно-винторезного станка 1К62
- Передняя бабка
- Настройка скорости вращения шпинделя
- Торможение и реверсирование направления вращения шпинделя
- Общая конструкция и принцип работы
- Электрооборудование токарно-винторезного станка 1К62
- Электрическая аппаратура токарно-винторезного станка 1К62
- Работа электросхемы токарно-винторезного станка 1К62
- Фото и описание устройства
- Общий вид
- Чертеж
- Расположение органов управления
- Кинематическая схема
- Шпиндельная бабка
- Коробка подач
- Кинематическая схема коробки подач
- Механизм Нортона коробки подач токарно-винторезного станка 1К62
- Правила эксплуатации и ухода
Фартук токарного станка. Устройство фартука токарного станка
Устройство фартука токарно-винторезного универсального станка
Фартук токарно-винторезного станка жестко крепится к переднему торцу каретки суппорта.
Фартук преобразует вращательное движение ходового винта или ходового валика в поступательное перемещение суппорта (подачу) вдоль направляющих станины. Движение от ходового валика используется также для механического перемещения поперечных салазок.
Технические характеристики, фотографии и чертежи приведены на странице Токарно-винторезный станок 1К62.
Ходовой винт используется при нарезании резьбы. Вращательное движение ходового винта преобразовывается в поступательное движение суппорта (движение подачи) с помощью разъемной маточной гайки. Скорость вращения ходового винта, следовательно, скорость подачи, регулируется коробкой подач токарного станка.
Ходовой валик используется при выполнении всех остальных токарных работ. Вращательное движение ходового валика преобразовывается в поступательное движение суппорта (движение подачи) с помощью червяка на скользящей шпонке, зубчатой рейки закрепленной на станине и сцепленного с рейкой зубчатого колеса. Это колесо может получать вращение либо механически — от ходового вала, либо вручную от вращения рукоятки (маховичка).
Механизмы в фартуке могут преобразовывать вращательное движение ходового валика в поступательное движение (механическую подачу) поперечных салазок суппорта.
Для ускоренного движения суппорта используется отдельный электродвигатель, который вращает ходовой валик с повышенной скоростью.
Смазку всех приводных частей, подшипниковые опоры и направляющие суппорта и каретки обеспечивает плунжерный насос. Он смонтирован и нижней крышке фартука и приводится в действие от вала червячной шестерни.
Смазка ходового винта производится при помощи ручной масленки при включенной маточной гайке.
Схема кинематическая токарно-винторезного станка
Фартук токарно-винторезного станка имеет четыре кулачковые муфты, позволяющие осуществить прямой и обратный ход каретки и суппорта. Управление перемещениями каретки осуществляется мнемонической рукояткой 25. Направление включения рукоятки совпадает с направлением перемещения суппорта. Включение быстрых перемещений суппорта в указанных четырех направлениях осуществляется дополнительным зажатием кнопки 12, встроенной в рукоятку 25. Этим и нажатием включается электродвигатель быстрых ходов, который через клиноременную передачу сообщает движение ходовому валу.
Фартук имеет блокирующее устройство, препятствующее одновременному включению продольной и поперечной подач суппорта, а также предохранительную кулачковую муфту, которая срабатывает под действием усилий, возникающих при перегрузке фартука.
Для нарезания резьбы следует рукояткой 24 включить маточную гайку и вывести из зацепления реечную шестерню путем вытягивания на себя кнопки 6.
Описание режимов работы фартука станка
Рис 9. Схема фартука токарно-винторезного станка
Продольная подача каретки суппорта
Продольная подача суппорта станка при выполнении всех токарных работ, кроме нарезания резьбы резцом, осуществляется при помощи закрепленной на станине зубчатой рейки 14 и катящегося по ней зубчатого колеса 17. Это колесо может получать вращение либо механически — от ходового вала 1, либо вручную от вращения рукоятки. Механическая продольная подача осуществляется следующим образом. В длинную шпоночную канавку 2 ходового вала 1 входит шпонка сидящего на нем червяка 9. Вращаясь, червяк приводит в движение червячное колесо 8. Для включения механической продольной подачи нужно рукояткой 11 соединить (с помощью муфты) червячное колесо с колесом 10. Последнее сообщит вращение колесу 15, а вместе с ним будет вращаться сидящее на том же валике реечное колесо 17. Это колесо катится по неподвижной рейке 14, приводя в движение фартук и каретку суппорта вдоль станины.
Ручная продольная подача производится рукояткой 13 через колеса 12, 15, 17 и рейку 14.
Поперечная подача салазок суппорта
Для осуществления механической поперечной подачи рядом с червяком 9 на ходовом валу сидит коническое зубчатое колесо 7, шпонка которого также скользит в длинной шпоночной канавке 2 ходового вала 1. Вращаясь вместе с валом, колесо 7 приводит во вращение другое коническое колесо 4 и цилиндрические колеса 5, 3, 6 и 21. Посредством кнопки 18 можно колесо 21 сцепить с колесом 19. Вместе с колесом 19 приходит во вращение винт 20, осуществляя поперечную подачу резца. Для выключения поперечной подачи колесо 21 выводят из зацепления с колесом 19, пользуясь той же кнопкой 18.
Ручная поперечная подача производится рукояткой 16.
Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке
Рис. 10. Устройство разъемной гайки (маточной гайки) токарно-винторезного станка
Для продольного перемещения суппорта при нарезании резьбы пользуются ходовым винтом 22, с которым связана разъемная гайка (маточная гайка) 23, установленная в фартуке.
Устройство разъемной гайки показано на рис. 10. При нарезании резьбы обе половины гайки 23 сближают при помощи рукоятки 25; сближаясь, они захватывают нарезку винта 22, при вращении которого фартук, а вместе с ним и суппорт с резцом получают продольное перемещение. Для сдвигания и раздвигания половин разъемной гайки на валике рукоятки 25 закреплен диск 24 с двумя спиральными прорезями 26, в которые входят пальцы 27 нижней и верхней половины гайки 23. При повороте диска 24 прорези заставляют пальцы, а следовательно, и половины гайки сближаться или раздвигаться.
Конструкция фартука токарно-винторезного станка
Включение подачи по ходовому винту осуществляется замыканием маточной гайки (фиг. I, 15). Она состоит из двух полугаек 1 и 2, которые могут перемещаться по направляющим, выполненным в фартуке. С помощью рукоятки 4 на лицевой стороне фартука полугайки можно сближать, замыкая их на ходовом винте, или освобождать его; перемещение их осуществляется диском 5 с фасонными пазами, в которые входят штифты 3, запрессованные в полугайки.
Движение от ходового валика передается через скользящую по нему вместе с фартуком шестерню z = 27 (см. фиг. 1, 6) на червячную передачу фартука. С вала червячного колеса вращение передается в зависимости от того, какая из зубчатых муфт М6, М7, М8 или М9 включена — либо на реечную шестерню г = 10 — для получения продольной подачи, либо на шестерню г = 20, сидящую на подающем винте XXI поперечных салазок, — для получения механической поперечной подачи. Включение всех этих муфт на станке мод. 1К62 производится одной рукояткой (фиг. I, 16), причем направление включения совпадает с направлением подачи резца. Продольное перемещение суппорта вручную производится, при помощи маховичка на валу XXII, когда рукоятка включения механической подачи установлена в среднее положение. В фартуке имеется устройство, исключающее включение подачи одновременно по ходовому винту и ходовому валику (блокировка), так как такое включение привело бы к поломке.
Фартук токарно-винторезного станка
Для предохранения цепи подач от перегрузок, а также для работы по упорам (см. стр. 46), на оси червяка установлена предохранительная зубчатая муфта Мп (см. фиг. 1,6), пружина которой отрегулирована на передачу определенного крутящего момента. Если момент превысит допустимый, муфта начнет прощелкивать.
Сокращение времени на выполнение вспомогательных движений является важным резервом повышения производительности станков; поэтому у большинства современных станков предусмотрены механизмы, обеспечивающие быстрые («ускоренные») холостые перемещения инструмента. В станке 1К62 для этой цели на правом торце станины установлен отдельный электродвигатель (фиг. I, 17) мощностью 1 кВт, соединенный клиноременной передачей с ходовым валиком. Односторонняя муфта обгона Мо в коробке подач позволяет сообщать вращение ходовому валику как от коробки подач, так и от вспомогательного двигателя.
Обгонная муфта (фиг. I, 18) имеет наружное кольцо 2, фасонный диск 1, ролики 3 и пружины 4, поджимающие ролики. Такая муфта может передавать крутящий момент при заклинивании роликов только в одном направлении.
В коробке подач станка наружное кольцо обгонной муфты Жестко связано с блоком шестерен z — 56 (см. фиг. 1,6), а внутренний диск — с ходовым валиком XVI. Когда вспомогательный электродвигатель не включен, сообщается движение ходовому валику от коробки подач; когда этот двигатель включен, диск муфты вращается в том же направлении, что и наружное кольцо, но с большей скоростью, и это приводит к пробуксовке обгонной муфты. После остановки двигателя цепь рабочих подач автоматически восстанавливается. Двигатель быстрых перемещений включается кнопкой К (см. фиг. I, 16) на рукоятке включения автоматических подач. Механизм быстрых перемещений обеспечивает скорость продольного перемещения суппорта 3,4 м/мин и поперечного 1,7 м/мин. В тяжелых токарно-винторезных станках, имеющих несколько суппортов, быстрые продольные и поперечные перемещения осуществляются от отдельных электродвигателей, установленных на каждом суппорте.
Источник
Руководство по настройке токарного станка 1к62
НАСТРОЙКА ТОКАРНО-ВИНТОРЕЗНОГО СТАНКА С КОРОБКОЙ ПОДАЧ ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ РЕЗЬБЫ
1. Настройка токарно-винторезного станка 1К62 для нарезания резьбы с шагом Р = 1 мм
1.1. В таблице 5 резьб и подач станка 1К62 (рис. 1), которая укреплена на барабане Е, резьба с шагом 1 мм выделена жирным четырехугольником. Для настройки станка на заданный шаг нарезаемой резьбы сначала диск 5 за две рукоятки вытяните на себя. Затем поверните его до ряда с шагом 1 мм. Совместите риску Б диска 5 с риской Б таблицы 5. Сменные зубчатые колеса гитары — 42:50. Затем поверните барабан б (табл. 4) до совмещения с колонкой «Метрическая резьба». Рукоятку 3 установите в положение Б (нормальный шаг) (табл. 3), а рукоятку 4 — в положение Д (нормальный шаг правый) (табл. 1).
1.2. На гитаре проверьте сменные зубчатые колеса 42:50. Рукоятку «Выключение реечной шестерни» 1 на фартуке суппорта вытяните на себя (рис. 2). Проверьте настройку станка.
2. Проверка настройки токарно-винторезного станка для нарезания резьбы с шагом Р= 1 мм
Настройте станок на минимальную частоту вращения шпинделя. Суппорт отведите в сторону задней бабки. Включите вращение шпинделя, соединив разъемную гайку ходового винта, и выключите вращение шпинделя.
На передней бабке и патроне проведите горизонтальную линию мелом, а сзади каретки на направляющих станины нанесите карандашом линию в поперечном направлении. Включите станок и сделайте вручную 10 оборотов шпинделя так, чтобы проведенные горизонтальные линии на передней бабке и патроне совпали. Сзади каретки проведите вторую линию карандашом, разъедините разъемную гайку, а суппорт отведите в сторону передней бабки. Измерьте полученное расстояние между двумя рисками (10 мм) и разделите его на число оборотов шпинделя (10), получим значение шага нарезаемой резьбы, равное 1 мм. Следовательно, коробка подач настроена правильно, так как за один оборот шпинделя резец, закрепленный в резцедержателе, пройдет расстояние 1 мм, равное шагу нарезаемой резьбы. Проверку настройки станка сделайте резьбомером после пробного прохода нарезаемой резьбы резьбовым резцом на дефектной заготовке.
Расположение органов управления универсальным токарно-винторезным станком 1К62
Схема расположения органов управления токарным станком 1к62
Перечень органов управления токарного станка 1К62
- Рукоятка включения на подачу, резьбу, ходовой винт и архимедову спираль
- Рукоятки установки чисел оборотов шпинделя
- Рукоятка установки увеличенного, нормального шага резьбы и положения при делении на многоэаходные резьбы
- Рукоятка установки правой и левой резьбы и подачи
- Рукоятки установки чисел оборотов шпинделя
- Кнопка включения реечной шестерни при нарезании резьбы
- Рукоятка индексации и закрепления резцовой головки
- Рукоятка поперечной подачи суппорта
- Кнопочная станция пуска и останова электродвигателя главного привода
- Рукоятка подачи верхней части суппорта
- Рукоятка управления быстрыми перемещениями каретки и суппорта
- Рукоятка крепления пиноли задней бабки
- Выключатель насоса охлаждения
- Линейный выключатель
- Рукоятка крепления задней бабки
- Выключатель местного освещения
- Маховичок перемещения пиноли задней бабки
- Рукоятки включения, выключения и реверсирования шпинделя
- Рукоятка включения маточной гайки
- Маховичок ручного перемещения суппорта и каретки
- Рукоятки включения, выключения и реверсирования шпинделя
- Рукоятка установки величины подачи и шага резьбы
Краткая история серии
- Первые токарно-винторезные станки с коробкой скоростей выпускались на и назывался ДИП 200,
- ДИП 300 и так далее. Буквы означали «Догнать и перегнать», а цифры высоту над станиной.
- ЭНИМС приняла единую систему условных обозначений станков. По системе ДИП 200 начал называться 1Д62, соответственно и его модификации поменяли названия.
- Вскоре появились первые модели ДИП 200, которые назывались 1Д62,
- 1Д62М. После эти модели заменила более новая — 1А62. 1А62 выпускали несколько лет, после чего на замену ему пришел 1К62, который выпускался еще восемнадцать лет. К 1К62 выпускались модификации.
- Затем в производство вошел 16Б20П, который был переходной моделью между двумя станками.
- Через еще шесть лет произвели первые 16К20. Станки понемногу стали производить все меньше и меньше. Их начали модифицировать, но модификации не были долгожительными.
- Через семнадцать лет после первых 16К20 на смену им пришли станки серии МК: МК6046, МК6047.
Суппорт токарно-винторезного станка 1К62
Суппорт состоит из следующих основных частей (рис. 13): нижних салазок 1 для продольного перемещения суппорта по направляющим 2 станины, поперечной каретки 3 и резцовых салазок 4. Поперечная каретка перемещается в направляющих нижних салазок с помощью винта 5 и безлюфтовой гайки 6. При ручной подаче винт вращается с помощью рукоятки 7, а при автоматической — от зубчатого колеса 8. В круговых направляющих поперечной каретки 3 установлена поворотная плита 9, в направляющих которой перемещаются резцовые салазки 4 с четырехпозиционным резцедержателем 10. Такая конструкция позволяет устанавливать и зажимать болтами поворотную плиту с резцовыми салазками под любым углом к оси шпинделя. При повороте рукоятки 11 против часовой стрелки резцедержатель 10 приподнимается пружиной 12 — одно из нижних отверстий его сходит с фиксатора. После фиксации резцедержателя в новом положении его зажимают, повернув рукоятку 11 в обратном направлении.
Чертеж суппорта токарно-винторезного станка 1К62
Механизм фартука расположен в корпусе, привернутом к каретке суппорта (рис. 14). От ходового вала через ряд передач вращается червячное колесо 3. Вращение с вала I передается зубчатыми колесами валов II и III. На этих валах установлены муфты 2, 11, 4 и 10 с торцовыми зубьями, которыми включается перемещение суппорта в одном из четырех направлений. Продольное движение суппорта осуществляется реечным колесом 1, а поперечное — винтом (на рис. 14 не показан), вращающимся от зубчатого колеса 5. Рукоятка 8 служит для управления маточной гайкой 7 ходового винта 6. Валом с кулачками 9 блокируется ходовой винт и ходовой вал, чтобы нельзя было включить подачу суппорта от них одновременно.
Назначение и область применения токарно-винторезного станка по металлу
Токарный станок 1К62 — универсальный и используется для чистовых, получистовых токарных задач. Им нарезают левые и правые резьбы: метрические, дюймовые.
Используется для обработки закаленных заготовок, потому что шпиндель обеспечивает жесткость аппарата. На нём высококачественно режут твердосплавным инструментом из-за большого диапазона скоростей 1К62.
Аппарат — лобовой и на нем обрабатывают короткие заготовки, большого диаметра. На аппарате обрабатывают пологие конуса, потому что его задняя балка может смещаться.
Основные разновидности и расшифровка модификаций
Первый 1К62 был выпущен на и прошел длинный путь, множество модификаций.
Основными разновидностями были: 1К625, 1К620, 1К62Б. У модификаций имеются расшифровки, каждая цифра и буква имеет значение:
- Цифра 1 означает, что станок токарный.
- Буква К говорит о поколении аппарата.
- Цифра 6 показывает, что станок токарно-винторезный.
- Цифра 2 говорит о высоте центров.
- Цифры 25 на конце — максимальный диаметр заготовки над суппортом.
- Цифры 20 — высота центров над станиной.
- Буква Б — значение изменения основной модели.
Так выглядят основные модификации, их расшифровки 1К62.
Технические характеристики
Основными техническими характеристиками выделяют:
- Диаметр обработки над суппортом — двести мм.
- Расстояние между центрами составляет тысячу мм.
- Мощность электродвигателя — 10 квт
- Масса станка — 3035 кг.
- Поперечное смещение корпуса примерно пятнадцать мм.
Основные параметры
Основными параметрами называют: расстояние между центрами, которое составляет тысячу миллиметров, вес станка в две тонны.
Пределы оборотов шпинделя в прямом направлении доходят до 2 тыс. оборотов в минуту, в обратном направлении до 1900 оборотов в минуту. Диаметр патрона — 250 миллиметров.
Шпиндель
Шпиндель — вал, имеющий правые, левые обороты вращения. Шпиндель устанавливается для фиксации инструментов, а также заготовок. Следовательно, к нему крепится зажимный патрон или другие элементы. Это зависит от аппарата.
Суппорт и подачи
Суппорт предназначен для перемещения, закрепленного в резцедержателе резца, вдоль, поперек оси шпинделя. Он состоит из трех основных узлов — каретки, поперечных салазок, резцовых салазок суппорта. В технической литературе они могут называться по-другому.
Коробка подач служит для переключения скорости вращения ходового винта, вала, то есть для выбора скорости подачи резца вдоль оси шпинделя. Внутри коробки обычно расположен редуктор.
Редуктор сделан из зубчатых передач, которые переключаются. На входной вал подач поступает крутящий момент от шпинделя. Перед этим он проходит через гитару.
Резцовые салазки
Резцовые салазки — одни из основных узлов суппорта. Их устанавливают под углом к осевой линии центров станка. Обработка конуса происходит при ручном перемещении резцовых салазок. Этот способ позволяет обрабатывать внутренние, наружные конуса с любыми углами уклонов.
Задняя бабка
Бабка — узел, который используется во многих металлорежущих станках. Бабка точно поддерживает, перемещает деталь относительно инструмента, который ее режет. Обычно она находится, крепится на станине. Различают три функции:
У задней, у узла есть конусное отверстие для установки центра. Центр поддерживает заготовку и используется для закрепления инструмента.
Конструкция основных узлов токарно-винторезного станка 1К62
Передняя бабка
График оборотов токарно-винторезного станка 1к62
Передняя (или шпиндельная) бабка станка представляет из себя герметичный ящик из литого чугуна, установленный на левой стороне станины.
Основное место в шпиндельной бабке занимает механическая ступенчатая коробка скоростей и шпиндель — высокоточный вал, установленный на прецизионных роликовых подшипниках.
На входной вал передней бабки поступает вращение от привода главного движения, который состоит:
- асинхронного электродвигателя трехфазного тока с частотой вращения nдв = 1450 об/мин
- клиноременной передачи с передаточным отношением 142/154 (отношение диаметров шкива двигателя (Ø 142 мм) и шкива коробки скоростей (Ø 254 мм)
От входного вала (который называется еще фрикционным валом, т.к. на нем установлены 2-е фрикционные муфты) через зубчатые колеса коробки скоростей движение передается на шпиндель, а от шпинделя на привод механизма подач.
В зависимости от вариантов включения зубчатых колес в коробке скоростей можно получить 24 и 12 ступеней прямых оборотов вращения шпинделя (12,5..2000 об/мин) и 12 ступеней обратных оборотов вращения шпинделя (19..1900 об/мин).
Включение прямого или обратного вращения шпинделя осуществляется с помощью фрикционных муфт Мф1 и Мф2.
Передняя бабка условно разделена на несколько частей (см.кинематическую схему):
- Фрикционный (входной) вал — фрикционный вал состоит из: двойной фрикционной муфты Мф1 с неподвижным двойным блоком (z=51, z=56), шестерни (z=50) и неподвижного блока реверса (z=24, z=36);
- Коробка скоростей — вал II с подвижным двойным блоком (Б1), вал III с подвижным тройным блоком (Б2);
- Перебор — вал IV с подвижными двойными блоками (Б3, Б4, Б5);
- Узел тормоза — ленточный тормоз на валу III;
- Шпиндель — с подвижным двойным блоком (Б5) включающем перебор и шестерней z=60 для передачи вращения на привод подач;
- Узел привода подач:
- Звено увеличения шага резьбы— блок Б6, обеспечивает увеличение выходной скорости по отношению к скорости шпинделя;
- Механизм реверса 2-х скоростной — блок Б7 служит для изменения направления движения суппорта.
Настройка скорости вращения шпинделя
Управление скоростью вращения шпинделя станка осуществляется 2-я рукоятками, расположенными на передней стенке шпиндельной бабки.
- Левая рукоятка (1) — управляет подвижным двойным блоком Б1 и подвижным тройным блоком Б2 коробки скоростей. Рукоятка имеет 6 положений: 630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000 — частота вращения шпинделя при выключенном переборе;
- Правая рукоятка (2) — управляет подвижными двойными блоками (Б3, Б4, Б5) перебора и имеет 4 положения. Блок Б5 включает перебор, что добавляет дополнительно еще 18 частот вращения шпинделя.
При прямом направлении вращении шпинделя в результате переключения блоков может быть настроено 24 частоты вращения в диапазоне 12,5..2000 об/мин (частота 630 об/мин повторяется).
При обратном (левом) направлении вращении шпинделя может быть настроено 12 частот вращения в диапазоне 19..2420 об/мин.
Таблички с указателями положения рукояток токарно-винторезного станка 1к62
Торможение и реверсирование направления вращения шпинделя
Торможением и направлением вращения шпинделя управляет двойная фрикционная муфта (Мф1), которая находится на входном фрикционном) валу (I) коробки скоростей.
Фрикционная реверсивная муфта токарно-винторезного станка 1к62
Фрикционная муфта состоит из 2-х нажимных фрикционных муфт — левой и правой и имеет 3-и положения:
- Левая муфта нажата — вращается блок прямого хода (2), шпиндель вращается в прямом (правом) направлении;
- Нейтральное положение — зубчатые колеса (2,6) не вращаются, включен ленточный тормоз, шпиндель не вращается;
- Правая муфта нажата — вращается колесо обратного хода (6), шпиндель вращается в обратном (левом) направлении.
Общая конструкция и принцип работы
В конструкции привычно для экспертов расположены регулирующие органы, использована простая схема управления. Модель состоит из узлов:
- станина;
- передняя, задняя тумбы;
- передняя бабка;
- зажимной патрон;
- задняя бабка;
- резцедержатель;
- фартук с механикой подачи суппорта;
- ходовой вал;
- коробка подач.
Конструкция рассчитана на высокую выносливость к вибрации, жесткость. Основой являются тумбы, а для повышения их жесткости используют вертикальные ребра на стенках.
В левой части агрегата имеется передняя бабка, внутри нее коробка передач, шпиндель с патроном. С правой стороны задняя бабка. Суппорт может смещаться в разные стороны за счёт фартука.
Электрооборудование токарно-винторезного станка 1К62
Электрическая схема станка 1к62
Электрооборудование станка предназначено для подключения к трехфазной сети переменного тока с глухозаземленным или изолированным нейтральным проводом.
- силовая 3-х фазная сеть
380 В, 50 Гц, (220 В по особому заказу); цепь управления
127 В; цепь местного освещения
В левой нише задней стороны станины — установлен конечный выключатель для ограничения холостого хода главного привода. Для освещения рабочего места имеется светильник, смонтированный на каретке станка.
В рукоятке фартука встроен конечный выключатель для управления электродвигателем быстрого перемещения каретки и суппорта. На каретке установлена кнопочная станция для пуска «I» и остановки «0» главного привода.
Электрическая аппаратура токарно-винторезного станка 1К62
Электрическая аппаратура, расположенная в нише станка: 1, Магнитный пускатель, для управления электродвигателем главного привода, изготовленный заводом НВА. Катушка пускателя — на напряжение 220 или 380 В, в зависимости от напряжения сети заказчика.
- ДГ — Электродвигатель главного привода АО2-51-4, исполнение М301, трехфазный короткозамкнутый, мощностью 7,5/ 10 кВт, 1450 об/мин, 220/З80 В
- ДБХ — Электродвигатель быстрых ходов АОЛ2—12—4, исполнение М301, трехфазный короткозамкнутый, мощностью 0,6 или 0,8 кВт, 1350 об/мин
- ДГП* — Электродвигатель гидропривода А0Л2-22-6, исполнение Ф2, трехфазный короткозамкнутый, мощностью 1,1 кВт, 950 об/мин
- ДО — Электронасос СОЖ типа ПА-22 производительностью 22 л/мин, 0,125 кВт
- ВП-1 — Переключатель ПКВ63-3-12-1 (или ВП-60М, исполнение 2)
- ВП-2 — Переключатель охлаждения ПКВ10-1-12-1 (или ВП3-10, исполнение 2)
- ВП-3 — Переключатель освещения ПКВ10-1-1-1 без кожуха, нереверсивный (или ВП3-10, исполнение 2)
- КГ — Пускатель магнитный главного двигателя ПМЕ-211 с катушкой 127 В, 50 Гц
- КБХ — Пускатель магнитный холостых ходов ПМЕ-111 с катушкой 127 В, 50 Гц
- РВ — Реле времени пневматическое ограничителя холостого хода РВП 2111 127/50
- ТП — Трансформатор понижающий цепи управления и освещения однофазный ТБС2-0,16 (исп. 1-380-127-36)
- РТГ — Реле тепловое главного двигателя ТРН-25(20)
- РТГП* — Реле тепловое двигателя гидропривода ТРН-10(2,5)
- РТО — Реле тепловое насоса охлаждения ТРН-10А(0,32)
- КВ — Выключатель путевой конечный типа ВПК-2111
- О — Кнопка «Стоп» типа КЕ011 исполнение 17
- 1 — Кнопка «Пуск» типа КЕ011 исполнение 19
- БХ — Выключатель путевой конечный (кнопка «Быстрый ход») типа ВПК-2010
- РШ* — Розетка штепсельная РШ5-10 для подключения двигателя гидропривода
- ЛМО — Лампа накаливания МО36-25 для местного освещения
- ПП-1 — Предохранитель типа ПРС-6-П (или ПДС-1) с плавкой вставкой на 6А
- ПП-2* — Предохранитель типа ПРС-6-П с плавкой вставкой на 6А
- ПП-3 — Предохранитель типа ПРС-6-П с плавкой вставкой на 6А
- ПП-4 — Предохранитель типа ПРС-6-П с плавкой вставкой на 6А
- А — Амперметр нагрузки двигателя главного движения типа Э42,1
Электрооборудование гидравлики (ДГП, РТГП, РШ) устанавливается на станках с гидроприводом.
Цепь управления — сечением 1,5 мм²
Цепь главного двигателя — сечением 4 мм²
Цепь электродвигателей — сечением 1,5 мм²
Работа электросхемы токарно-винторезного станка 1К62
Перед началом работы станка необходимо подключить его электрическую часть к цеховой сети посредством пакетного выключателя ВП-1.
Пуск главного электродвигателя осуществляется нажатием кнопки «Пуск», которая замыкает цепь питания магнитной катушки пускателя КН (3—4). Катушка под влиянием проходящего по ней тока притягивает сердечник якоря и замыкает механически связанные с ним главные контакты и блок-контакты. При этом главные контакты КГ подключают главный электродвигатель ДГ к сети, а питание катушки контактора осуществляется через замкнувшийся блок-контакт КГ (2—3), что исключает дальнейшее нажатие кнопки «Пуск».
Останов главного электродвигателя осуществляется нажатием кнопки «Стоп», которая размыкает цепь катушки пускателя КГ* (3—4), вследствие чего сердечник якоря отпадает, размыкая нем контакты пускателя.
Пуск электронасоса производится поворотом рукоятки пакетного выключателя ВП-2 в положение «Белая точка» (включено), что возможно только после пуска главного электродвигателя.
Останов электронасоса достигается поворотом рукоятки пакетного выключателя ВП-2 в положение «Красная точка» (отключено). Кроме того, останов электронасоса происходит одновременно с остановом электродвигателя главного привода при нажатии кнопки «Стоп».
Местное освещение включается поворотом рукоятки пакетного выключателя ВП-3 в положение «Белая точка» (включено). При этом через трансформатор местного освещения ТПО лампа получает питание. Выключение местного освещения осуществляется поворотом рукоятки пакетного выключателя ВП-3 в положение «Красная точка» (отключено).
Защита электродвигателей от перегрузок производится тепловыми реле, соответственно включенными в две фазы цепи главного электродвигателя и электронасоса.
Нормально-замкнутые блок-контакты теплового реле РТГ (главного электродвигателя) и РТО (электронасоса) включены последовательно в цепь катушки пускателя главного контактора КГ. При срабатывании тепловых реле от нормально-закрытых блок-контактов РТГ или РТО размыкаются и рвут цепь питания катушки контактора КГ (3—4), вследствие чего электродвигатели ДГ и ДО останавливаются. Возврат блок-контактов реле в нормально-замкнутое положение осуществляется нажимом соответствующих кнопок возврата тепловых реле по истечении 2 минут с момента срабатывания реле, чтобы могла остыть биметаллическая пластина. Кнопки находятся на крышке ниши, расположенной сзади станка, в станине под передней бабкой.
Нулевая защита электродвигателей осуществляется катушкой контактора КГ, которая при понижении напряжения до 50—60% отключает оба электродвигателя от сети.
Защита от коротких замыканий производится плавкими предохранителями. Главный электродвигатель защищен предохранителями, устанавливаемыми самим заказчиком, цепь управления — предохранителями ПП-1, а цепь электронасоса — предохранителями ЛЛ-2.
Заземление станка осуществляется согласно правилам и нормам техники безопасности. Для этого с торца станины со стороны передней бабки, в нижней ее части, имеется специальный болт с табличкой: «Болт заземления», к которому следует присоединять заземляющий провод.
Фото и описание устройства
Только что, была рассмотрена общая конструкция аппарата, а сейчас вместе с картинками будут подробно описаны устройства агрегата, их свойства, особенности, значения в механизме.
Общий вид
На данной картинке можно любоваться общим видом токарно-винторезного аппарата. Сразу же видны узлы, различные приборы, рассмотренные ранее.
Вес составляет более двух тонн, а мощность двигателя доходит до десяти кВт. На следующей картинке виден более подробный чертеж, где указаны узлы, их местоположение.
Чертеж
Это — общий чертеж конструкции. На нем указаны все основные узлы. Они будут очень скоро рассмотрены по одиночке. В левом верхнем углу располагается бабка передняя, в левом нижнем углу коробка передач и моторная установка.
Справа от бабки передней виден патрон, а справа от патрона находится ограждение, каретка. Под цифрами 12, 13 в середине — переключение, фартук.
Справа сверху — суппорт, механизм отключения рукоятки, охлаждение, бабка задняя, электрооборудование, станина.
Расположение органов управления
На снимке — все органы управления, их местоположение. Всего — двадцать два органа. От самых простых до очень сложных в управлении, изучении.
Ими управляются все механизмы, за счет них агрегат работает, выполняет задачи. Они не будут рассматриваться, однако, чтобы работать со станком их необходимо знать для избежание происшествий.
Кинематическая схема
На фото расположена кинематическая схема, то есть условное изображение агрегата, которое показывает связь между элементами механизма, передающими движение. Схема помогает лучше разобраться в устройстве конструкции, правильно чинить ее, производить верные подсчеты.
Каждый элемент на схеме имеет свое обозначение. Обозначения надо учить, чтобы понимать схему. Вал обозначается прямой линией, ходовые винты — волнистой линией и так далее.
Шпиндельная бабка
Ранее рассматривалась задняя, а есть еще шпиндельная. Лучше всего она видна на картинке выше. Конструкция представляет из себя узел шлифовальных станков.
Он состоит из несущего шпинделя, который сообщает вращательное движение шлифовальному кругу. Цель механизма — разместить шпиндель, механизмы его привода.
Коробка подач
Коробка подач закреплена на станине ниже передней бабки, внутри коробки находится механизм передачи вращения от шпинделя к ходовому валу и ходовому винту, а также механизм для регулирования частот вращения ходового винта и ходового вала с целью получения различного шага резьбы и различных подач.
В коробке подач находится также обгонная муфта, позволяющая включать ускоренный ход суппорта от отдельного электродвигателя без выключения цепи нормальных подач. Обгонная муфта (рис. 187) состоит из ведущей обоймы 3 и ведомого диска 1 с вырезами, в которых располагаются шарики 2. При вращении обоймы шарики заклиниваются в вырезах и вращение от обоймы передается на диск, таким образом валы XV и XVI (см. рис. 176) связываются между собой. При вращении ходового вала XVI от отдельного электродвигателя ускоренного
Коробка подач получает движение от выходного вала передней бабки через сменные зубчатые колеса приклона.
Механизм коробки подач позволяет получить все предусмотренные ГОСТом виды резьб и необходимые подачи.
Через ходовой винт с шагом 12 мм (без звена увеличения шага) можно получить следующие резьбы:
- метрические с шагом от 1 до 12 мм;
- дюймовые с 24 до 2 ниток на 1″;
- модульные от 0,5 до 3 модулей;
- питчевые с 96 до 1 питча.
Кинематическая схема коробки подач
Кинематическая схема коробки подач токарно-винторезного станка 1к62
Привод подач включает в себя следующие цепи и узлы (см.кинематическую схему):
- Звено увеличения шага резьбы — двойной блок Б6 в шпиндельной бабке, обеспечивает увеличение выходной частоты вращения по отношению к частоте вращения шпинделя в соотношении: 1:2, 1:8, 1:32
- Механизм реверса 2-х скоростной — тройной блок Б7 в шпиндельной бабке, служит для изменение направления движения суппорта при одном и том же направлении вращении шпинделя. Осуществляется подкючением промежуточной шестерни — трензеля;
- Гитара сменных колес — включает сменные шестерни K, L, M, N. Служит для сравнительно редкой перенастройки чисел оборотов;
- Коробка подач — коробка подач получает движение от шпиндельной бабки через гитару и задаёт различные скорости вращения ходового вала и ходового винта;
- Механизм подач фартука — преобразует вращение ходового вала или ходового винта в поступательное движение суппорта продольное или поперечное.
Механизм Нортона коробки подач токарно-винторезного станка 1К62
Механизм Нортона коробки подач токарного станка 1к62
Назначение коробки подач — изменять скорости вращения ходового винта и ходового вала, чем достигается перемещение суппорта с выбранной скоростью в продольном и поперечном направлениях.
Вал 14 в подшипниках 15 коробки подач получает вращение от зубчатых колес гитары; вместе с ним вращается и имеет возможность перемещаться вдоль него зубчатое колесо 11 с рычагом 10. На одном конце рычага 10 вращается (на оси) зубчатое колесо 12, сопряженное с зубчатым колесом 11, а на другом — рукоятка 9, с помощью которой рычаг 10 перемещается вдоль вала 14 и может занимать любое из десяти положений (по числу зубчатых колес в механизме 1 Нортона). В каждом из таких положений рычаг 10 поворачивается и удерживается штифтом 9, который входит в соответствующие отверстия на передней стенке 7 коробки подач. При этом зубчатое колесо 12 входит в зацепление с соответствующим зубчатым колесом 13 механизма 1, в результате чего устанавливается выбранное число оборотов вала 2. Вместе с валом 2 вращается зубчатое колесо 3, которое можно перемещать вдоль него рукояткой. При перемещении вправо зубчатое колесо 3 посредством кулачковой муфты 4 соединяется с ходовым винтом 5 и передает ему вращательное движение, а при перемещении влево — входит в зацепление с зубчатым колесом 8 и передает вращательное движение ходовому валу 6.
Коробка подач закреплена на станине ниже передней бабки, имеет несколько валов, на которых установлены: ступенчатый блок механизма Нортона 3 (рис. 12), блоки зубчатых колес 6 и 13 и переключаемые муфты 1, 2, 4, 5, 7, 5, 14, 15. В правом положении муфты 7 получает вращение ходовой винт 9, а в левом ее положении (как показано на рисунке) через муфту обгона 11—12 вращается ходовой вал 10.
Чертеж коробки подач токарно-винторезного станка 1К62
Правила эксплуатации и ухода
Для агрегата есть правила ухода за ним, чтобы он не ломался, был всегда готов к эксплуатации. Оборудование надо регулярно осматривать, проверять на наличие повреждений.
Работа двигателя определяется по звуку. После запуска прислушайтесь. Если нет посторонних звуков, масло подается, то двигатель исправен. Если же посторонние звуки есть, надо разобрать механизм, узнать причину.
Аккуратно надо следить за предохранительным щитком, удержанием заготовки. Даже при малой неисправности надо прекратить работу, отнести детали в ремонт.
Временами чистить трубы, оборудование, менять резцы, чтобы нагрузка на движок была меньше.
Источник