Ремонт фасада дома по гарантии

О гарантийном сроке на МКД и праве УО действовать от имени жителей

Организациям, управляющим новостройками, нередко приходится спорить с застройщиком об обязанности последнего проводить ремонт дома и сетей в период гарантийного срока на МКД. В июле ВС РФ, разрешая очередной такой спор, сделал важные замечания относительно даты начала течения гарантии и права УО выступать от лица собственников по таким вопросам. Читайте подробности.

УО представляет интересы собственников в рамках исполнения своих обязательств

В рамках дела № А40-217303/2016 о банкротстве застройщика в суд обратилась организация, в 2015 году приступившая к управлению одним из построенных компанией-банкротом многоквартирных домов в Москве.

При приёмке МКД в управление УО обнаружила многочисленные нарушения при строительстве и существенные недостатки, приведшие к ухудшению качества объекта. Жители дома направляли застройщику претензии с требованием об устранении выявленных недостатков, но он на них не отреагировал. В связи с этим УО обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов к компании-банкроту своего требования в размере 57,5 млн рублей.

Суд первой инстанции назначил строительно-техническую экспертизу дома. Эксперты установили, что качество выполненных работ по строительству не соответствует требованиям технических и градостроительных регламентов, проектной документации:

  • на вентилируемом фасаде нет герметичности примыкания элементов фасада из-за разрушения либо отсутствия уплотнительных резиновых прокладок;
  • нарушено производство работ по теплоизоляции фасада из-за отсутствия неразрывности слоя теплоизоляции;
  • нет теплоизоляционного слоя и герметичности стыков элементов системы вентиляции;
  • нет системы уравнивания потенциалов систем ХВС и ГВС;
  • засорены трубопроводы систем ХВС и ГВС;
  • нарушена гидроизоляция подземных этажей здания.

Суд первой инстанции, а за ним апелляционный и кассационный, признали требования УО обоснованными, поскольку претензии участниками строительства в адрес застройщика о наличии недостатков выполненных работ были заявлены в пределах гарантийного срока.

Срок суды исчисляли с момента ввода жилого дома в эксплуатацию. При этом обоснованность претензий к компании была подтверждена результатами экспертизы, которая и оценила стоимость устранения недостатков в 57,5 млн рублей.

Суды признали правомерными требования УО и отклонили возражения об отсутствии у неё полномочий действовать в интересах собственников квартир. Согласно п. 3.1.30 договора управления, компания должна представлять интересы собственников, делает она это в рамках исполнения своих обязательств. При этом в случае, если недостатки не будут устранены, провести ремонт дома должна будет именно УО и за свой счёт. Поэтому 57,5 млн рублей были включены в реестр требований кредиторов к застройщику.

Претензии к застройщику необходимо подать в течение гарантийного срока на МКД

Застройщик обратился в Верховный суд РФ, который рассмотрел два вопроса:

  1. Действительно ли УО могла выступать в суде от имени собственников помещений в МКД.

ВС РФ отметил, что отсутствие в доме ТСЖ не должно приводить к утрате гражданско-правовым сообществом, объединяющим собственников, права на предъявление исков, связанных с общим имуществом. При этом заявление подобного рода исков всеми собственниками затруднительно и не отвечает требованиям процессуальной экономии. Потенциальные издержки, которые будут сопровождать предъявление группового иска, могут быть несоразмерными объёму имущественных благ, полученных в результате восстановления нарушенного права.

Читайте также:  Ремонт комнаты укладка ламината

Поэтому наиболее рациональным в условиях отсутствия ТСЖ является предоставление возможности заявлять подобные иски через представителя – управляющую организацию. В связи с этим выводы судов о наличии у УО полномочий действовать в интересах собственников помещений являются правомерными.

2. Поданы ли требования к застройщику в период течения гарантийного срока на новый МКД и его элементы.

Положениями ч. ч. 5, 5.1 ст. 7 № 214-ФЗ предусмотрено, что гарантийный срок на объект долевого строительства составляет пять лет, на технологическое и инженерное оборудование – три года. По общему правилу он исчисляется с момента передачи участнику долевого строительства объекта, являвшегося предметом договора, например, квартиры. При этом в отношении технологического и инженерного оборудования срок исчисляется со дня подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства.

Между правовыми режимами этого оборудования и другого общедомового имущества нет разницы. Поэтому ВС РФ отметил, что по отношению к иному общедомовому имуществу, находящемуся в общей долевой собственности, гарантийный срок тоже начинается со дня подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства и составляет пять лет.

Этого предыдущие суды не учли и ошибочно сослались на регулирование отношений из договора подряда – на гл. 37 ГК РФ. Необходимо же было применить нормы Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ и положения гл. 30 ГК РФ. Суды неправильно определили дату начала гарантийного срока – с даты выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Не установили день подписания первого документа о передаче МКД, как это нужно было сделать в соответствии со ст. 7 № 214-ФЗ.

Верховный суд РФ указал на ещё одну существенную ошибку. Суды определили, что срок гарантии на дом составляет пять лет, но не приняли во внимание, что ряд недостатков, указанных в экспертном заключении, относится к инженерному и технологическому оборудованию. Для такого оборудования гарантийный срок меньше – три года (ч. 5.1 ст. 7 № 214-ФЗ).

Помимо этого предыдущие инстанции не проверили, когда на самом деле были выявлены все недочёты в общедомовом имуществе. Исходя из этого ВС РФ отменил все принятые ранее решения и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На заметку

Вот основные моменты, которые нужно учитывать управляющим организациям перед обращением в суд с иском к застройщику:

  1. Управляющая компания должна представлять интересы собственников МКД в судах для исполнения своих обязательств.
  2. Чтобы суды признали правомерность требований УО к застройщику, ей необходимо сделать экспертизу, которая оценит стоимость устранения недостатков.
  3. Претензии к застройщику подаются в период действия гарантийного срока. Главная задача для УО и судов – правильно его установить.
  4. Гарантийный срок на объект долевого строительства – пять лет, на технологическое и инженерное оборудование – три года.
  5. Срок гарантии исчисляется с момента передачи участнику долевого строительства объекта, являвшегося предметом договора.
  6. В отношении технологического и инженерного оборудования гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства.
  7. Для иного общедомового имущества, находящегося в общей долевой собственности, гарантийный срок начинается со дня подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства и составляет пять лет.

Источник

Ремонт фасада многоквартирного дома: рассмотрим в общих чертах

При возникновении разрушений на фасаде дома у жильцов возникает законный вопрос, кто должен выполнять ремонт и кто его оплатит. Эта статья поможет разобраться, когда возникает необходимость в капитальном восстановлении фасада, что входит в ремонт фасада многоквартирного дома.
Осуществление ремонтных и восстановительных работ регламентируют строительные правила СНИП, и решения местных исполнительных органов.

Читайте также:  Использование материнского капитала ремонт квартиры

Кто отвечает за состояние фасада МКД

Как указано в п.1 ст.158 ЖК РФ, владелец квартиры обязан нести расходы на содержание помещения, которое ему принадлежит, поддерживать оптимальное состояние общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности. Для этого он ежемесячно вносит фиксированную плату. Это правило также распространяется на владельцев нежилых помещений в доме.

Если компания управляет имуществом МКД на основании договора, она несет ответственность за надлежащее содержание фасада. Что касается того, кто ремонтирует фасад, если в доме ТСЖ, как правило, жильцы обращаются за услугами к подрядчику.

В контексте данной темы полезно выяснить, в чем заключаются права и обязанности ТСЖ.

Чтобы инициировать действия УК, нужно отправить обращение на имя директора организации. В письме следует аргументировать необходимость благоустройства наружных элементов здания.

Множество нормативно-правовых актов разной юридической силы регламентируют права и обязанности собственников квартир и управляющей компании.

Организационные мероприятия по выполнению капитального ремонта перечислены в Федеральном законе № 271-ФЗ в ЖК РФ от . Согласно этому документу, в субъектах РФ предусмотрены разные способы финансирования работ по капремонту.

Также следует принимать во внимание положения следующих нормативно-правовых актов:

  1. Ст.166-174 ЖК. В них указаны общие требования относительно проведения капитального ремонта в МКД.
  2. Гражданский кодекс (ст.210 о бремени содержания имущества).
  3. Градостроительный кодекс.
  4. Постановление Правительства № 615 от .

Перечисленные документы призваны урегулировать взаимодействие между собственниками квартир и региональными властями. Так, в постановлении Правительства № 615 указано, какие работы входят в капремонт, определены обязательства и ответственность за их выполнение.

На территориальные власти возложены организаторские и контролирующие функции. Владельцы же обязаны собрать средства на оплату работ.

Общие сведения

Ремонт преимущественно направлен на восстановление первоначальных характеристик объекта недвижимости и улучшение его внешнего вида.

Капремонт фасада можно разделить на три стадии:

  1. Подготовительные работы. В их рамках осуществляется демонтаж старого покрытия, удаление грибковых образований, а также загрязнений с поверхности. Производится обработка швов, а также устранение трещин и повторная штукатурка.
  2. Отделочные работы. Сюда входит нанесение нового слоя отделочного покрытия, например, камня, краски, плитки или декоративной штукатурки. На этой стадии можно осуществить установку вентилируемого фасада.
  3. Замена или восстановление функциональных элементов. Если имеется необходимость, проводятся работы по восстановлению козырьков, перегородок, стеклопакетов, водостоков, а также прочих составляющих фасада объекта недвижимости.

Чем отличается капитальный ремонт от текущего

Отличительные особенности капитального и косметического ремонта представлены в таблице:

Вид ремонта Особенности
Капитальный Отличается большим объемом работ, включает в себя:

· полностью удаляют с поверхности старое покрытие;

· очищают поверхность от ржавчины, грибковых поражений, солевых пятен, пыли, и т. д.;

· заделка трещин, грунтовка фасада;

· выполняют утепление стен, герметизацию стыков;

· нанесение защитно-декоративного покрытия в виде штукатурки, плитки, камня, и др.;

· иногда выполняют полную замену окон, дверей, отливов, водосточных труб и др. элементов здания.

Работы при капитальном ремонте здания направлены на полное восстановление или придание нового облика дому.

Косметический Способствует поддержанию здания в хорошем состоянии. Включает в себя:
  • очистка поверхности от старого покрытия, пятен ржавчины, плесени;
  • заделка трещин, герметизация швов;
  • грунтовка и покраска.

Не только обновляется внешний вид, но и защищаются конструкции от разрушения в течении эксплуатации.

Работы по реставрации фасада различаются, в зависимости от степени его разрушения. Нормативными документами устанавливается межремонтный интервал для проведения текущего ремонта 5 лет, для капитального — 10 лет.

Когда необходим капитальный ремонт фасада

В большинстве случаев разрушения фасада заметны невооруженным глазом, но полноценный визуальный осмотр проводит комиссия с участием специалистов, сотрудников УК и жителей МКД. Если речь идет о капитальном ремонте, привлекаются представители регионального оператора. Для выявления скрытых недостатков нужны инструментальные исследования.

Явные признаки, которые свидетельствуют о необходимости восстановления фасада:

  • штукатурный слой поврежден или опадает на площади более 30%;
  • между блоками/панелями видны швы;
  • трескается утеплительный слой;
  • деформированы водосточные желоба;
  • осадки скапливаются на наружной стене.

В случае обнаружения вышеперечисленных признаков нужно как можно скорее начинать ремонтные работы.

Узнайте подробнее о том, какой спектр работ включается в капитальный ремонт многоквартирных домов.

Как действовать, если капремонт нужен раньше?

Если собственники сочтут, что какие-то конструктивы подлежат немедленному восстановлению, то можно, не дожидаясь запланированной даты, приступать, но тут возникает большой вопрос с финансированием. Придется на эти внеплановые работы собрать дополнительные взносы сверх тех, которые утверждены как обязательные (ст. 189 ЖК). Корректировка оплат будет обязательно проведена, так что на определенное время жильцов, потратившихся на дополнительный ремонт, от внесения взносов освободят.

Кроме средств, нужна также проектно-сметная документация, а еще кто-то должен этим заниматься вплотную. За решением этих проблем следует обратиться в свою управляющую компанию, которая от имени жильцов работает с местными властями и Региональным оператором.

Орган местной администрации на основании подписанного между ним и оператором договора поручает последнему изготовление проекта и организацию проведения экспертизы. В соответствии с графиком производства работ в сроки, оговоренные в этом графике и в договоре, выполняются работы по капремонту общего имущества жильцов.

Полезные советы о проектно-сметной документации смотрите на видео ниже:

Как определяется необходимость проведения капитального ремонта фасада

Основной документ, который служит причиной начала капитального ремонта фасада многоквартирного дома официальное заключение спецкомиссии.

Её участниками являются:

  • господрядчик;
  • уполномоченный работник управляющей организации (орган власти);
  • активные члены из числа собственников, назначенные на общем собрании.

После проверки и анализа всех разрушений, комиссия принимает решение – нужен ли капитальный ремонт или допустимо ограничиться лишь поверхностным восстановлением. Данное решение не основывается лишь на собственных убеждениях, а должно соответствовать нормативным документам.

Капремонт многоквартирного дома проводиться с разрешения комиссии

Так, капитальный ремонт проводится в том случае, если:

  • износился утеплитель или нарушены швы между плитами, что влияет на проникновение влаги на несущую стену;
  • 35% внешних стен содержит разрушение внешней облицовки;
  • нарушена система водостока.

Согласно результатам обследования внешних стен, комиссия выносит на обсуждение, какие капитальные работы нужно осуществить в зависимости от характера и степени разрушений.

Исполнитель капитального ремонта

Восстановлением фасада в рамках капительного ремонта занимается подрядчик, которого также называют региональным оператором. Организация не должна быть коммерческой. Фирму создают местные органы государственной власти с целью реализации программы проведения ремонтов, в соответствии с ФЗ от N 255).

Оператор не обязан выполнять работы самостоятельно. Он может лишь координировать их, контролировать оплату, качество и сроки.

Подрядчика можно выбрать и голосованием собственников, но им должна быть аккрадитованная фирма, обладающая разрешениями и допусками к проведению специальных видов работ.

Источник

Читайте также:  Без ремонт квартира сниму павшинской пойме
Оцените статью