Ремонт гарантийных автомобилей по осаго

ВС запретил страховщикам ремонтировать гарантийные машины где попало

Верховный суд РФ включил в обзор судебной практики по потребительским спорам дело об отказе страховой компании отремонтировать гарантийный автомобиль у официального дилера. По общему правилу страховое возмещение в виде ремонта должно обеспечивать сохранение гарантии на застрахованное транспортное средство, указал ВС РФ.

В 2016 году житель столицы Станислав Карачун обратился в страховую компанию МСК, чтобы оформить страховой случай по КАСКО. Причиной стали механические повреждения принадлежащего ему кроссовера Nissan Murano. Автомобиль был на гарантии. Страховщик выдал направление на ремонт у официального дилера Genser. А на замену лобового стекла — в автосервис «Каргласс». Там автовладельцу предложили установить стекло китайского производства. Карачун не согласился. Он написал в страховую компанию заявление о замене сервисного центра на дилерский, ссылаясь на то, что установка неоригинальных комплектующих приведет к потере гарантии. Однако в этой просьбе ему было отказано. Письменная претензия также осталась без удовлетворения.

Карачун обратился в Басманный суд Москвы с иском о возложении на страховщика обязанности произвести ремонт у официального дилера с применением оригинальной запчасти, взыскании морального вреда в 40 тыс. рублей и расходов на оплату услуг представителя в 30 тыс. рублей. Ответчиком стала страховая компания «ВТБ Страхование», к которой в ходе реорганизации была присоединена МСК.

Суд отказал в удовлетворении иска, указав, что сторонами договора страхования согласована выплата страхового возмещения в виде ремонта на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) по выбору страховщика, в том числе и на СТОА, не являющейся официальным дилером. Мосгорсуд оставил это решение в силе.

Карачун подал кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала, что судебные постановления по делу были вынесены с нарушением норм материального права.

Было установлено, что согласно гарантийному сертификату, полученному истцом при покупке автомобиля, гарантия производителя не распространяется на недостатки, вызванные использованием неоригинальных запасных частей, аксессуаров, проведением периодического технического обслуживания или ремонтом, выполненным не у официального дилера.

При рассмотрении данного дела суду, применяя правила толкования договора, предусмотренные ст. 431 ГК РФ, надлежало установить, содержит ли заключенный сторонами договор страхования условие о том, что восстановительный ремонт автомобиля не обеспечивает сохранение на него гарантии, указала коллегия ВС РФ. При этом также следовало иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей на исполнителя возложена обязанность предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге, обеспечивающую возможность свободного и правильного выбора услуги потребителем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения относительно правил и условий ее эффективного использования.

ВС РФ направил дело на пересмотр в апелляционную инстанцию.

Мосгорсуд частично удовлетворил требования истца. ООО СК «ВТБ Страхование» обязали заменить лобовое стекло на оригинальное. Кроме того, в пользу Карачуна взыскали компенсацию морального вреда, потребительский штраф и расходы на представителя. Всего 45 тыс. рублей.

Принимая во внимание, что автомобиль истца был на гарантийном обслуживании, его требование по направлению транспортного средства на ремонт к официальному дилеру нельзя признать неправомерным, в связи с чем действия ответчика по отказу в предоставлении страхового возмещения в том объеме, в котором требует действующее законодательство, обоснованным признать нельзя, указала коллегия.

Источник

Гарантия на ремонт по ОСАГО и что делать при гарантийном случае?

  1. Общий срок гарантии на ремонт по ОСАГО составляет 1 год на лакокрасочные и кузовные работы и полгода на остальные.
  2. Но этот срок может быть больше по инициативе страховой компании. Хотя, на практике 2021 года такого по понятным причинам практически не бывает.
  3. При этом, гарантия на сами комплектующие и детали может быть своя – её устанавливает их производитель.
  4. При обнаруженном некачественном ремонте следует писать претензию, на которую страховая обязана отреагировать в течение 5 дней.
Читайте также:  Эстакада для ремонта автомобилей это

Верховный суд в своё время прямо указал, что восстановление автомобиля после ДТП по ОСАГО должно быть выполнено таким образом, чтобы его состояние было такое же, как было до аварии. Это справедливо и закономерно. Логично и то, что ремонт должен быть выполнен качественно. Поэтому законодатели в обязательном порядке предусмотрели гарантийные обязательства страховой компании перед потерпевшим в аварии после восстановительного ремонта. О том, какие сроки такой гарантии в автогражданке в 2021 года, как она работает, что делать и куда обращаться, если вы обнаружили слезшую краску или другие недостатки, выясним в этой статье.

Есть ли гарантия на ремонт по ОСАГО и сколько?

На сегодняшний день действуют 2 нормативных законодательных акта, которые отвечают на наш вопрос прямо и косвенно:

  • Федеральный закон об ОСАГО упоминает гарантию, её сроки и даёт обобщённые правила ремонта,
  • Правила страхования указывают, что делать при обнаружении некачественно выполненного восстановления автомобиля.

Итак, в нашем случае статья 12 ФЗ-40 в своём пункте 15.1 говорит, что минимальный срок гарантии на восстановительный ремонт по ОСАГО не может быть меньше полугода, а на работы по кузову и лакокрасочные услуги – не менее 1 года.

Данный срок может быть и больше, так как закон не устанавливает чётких границ срока гарантии, а только минимальный её период. Конкретный срок, определённый страховщиком или автосервисом конкретно в вашем случае, вы можете посмотреть в акте приёма-передачи автомобиля из СТО, который вам обязаны были выдать на подпись после ремонта.

Однако, в подавляющем большинстве случаев страховщики не будут идти на такие шаги доброй воли, и указанные выше периоды так и останутся по факту минимальными.

Таким образом, в законодательстве 2021 года есть 2 срока:

  • 6 месяцев гарантии на все работы по ремонту или замене агрегатов, узлов, не относящихся к элементам кузова (двигатель, коробка передач, стёкла, фары и фонари, салон автомобиля и прочие элементы),
  • 12 месяцев – на всё, что касается кузова (бамперы, крылья, ремонт крыши, двери, капот, крышка багажника и так далее) и покраски.

Обратите внимание, что в законодательстве речь идёт именно о работах. На заменяемые отдельные элементы гарантию устанавливает уже их производитель, и, как правило, срок её превышает 1 год, хотя и не всегда. Поэтому, если, к примеру, у вас есть претензия по облупившейся краске, то предъявить её вы можете в течение одного года. Однако, если, например, заменённый бампер ни с того, ни с сего «поплыл», то вы всё ещё можете обратиться к страховщику, и тот обязан выяснить срок гарантии на этот элемент и ответить вам на претензию соответствующим образом.

Что делать при выявлении недостатков?

Как мы указали выше, порядок действий при гарантийном случае некачественного ремонта по ОСАГО определяется Правилами страхования, утверждёнными Банком России. Нам требуется всего несколько пунктов из них.

Обратите внимание, что правовые взаимоотношения у вас состоят только со страховщиком. Автосервис, который производил ремонт, исполняет функцию исключительно исполнителя страховщика, и перед вами прямых обязательств и права принятия решения не имеет. То есть возмещает причинённый в ДТП вред именно страховая компания, и только к ней все претензии.

Так, пункт 5.3 во втором абзаце предписывает обязанность направить в адрес страховщика претензию, если вы выявили недостатки ремонта во время гарантийного срока. Есть и прямое указание порядка подачи такого документа, который констатирует пункт 5.1 Правил.

Эту бумагу в распечатанном виде необходимо направить страховщику одним из 2 способов:

  • либо привезти в офис лично с обязательной пометкой о приёме документа и желательно под видеозапись сдачи, где на камеру будет виден текст претензии,
  • либо направить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении и обязательно с описью вложений.

Что дальше?

По результату полученной претензии страховая компания обязана организовать осмотр вашего автомобиля. Делается это по закону в течение 5 дней (пункт 5.3 Правил ОСАГО) – учитываются календарные дни, кроме праздничных нерабочих. То есть обычные суббота и воскресенье включаются в этот срок, а, к примеру, выходные на 1 мая, новогодние каникулы – уже нет. К осмотру, как правило, привлекается представитель автосервиса, в котором вам делали ремонт.

Читайте также:  Как перевести водителя слесарем по ремонту автомобилей

По окончании осмотра составляет соответствующий акт, который обязательно вручается вам на подпись и в котором указывается конкретное решение по результату:

  • если недостаток в срок гарантии признан гарантийным случаем, и его возможно устранить, то вам выдают новое направление на ремонт,
  • если устранить его невозможно, но признаны недоработки сервиса, то вам выплатят деньгами сумму, которая требуется по расчёту страховой по ОСАГО для восстановления этого недостатка,
  • последний вариант – это если недостатки не будут обнаружены, то есть страховщик и СТО сделают вывод, что всё сделано качественно, и откажут в возмещении.

В последнем случае оспорить такое решение вполне возможно, но уже придётся обращаться к финансовому уполномоченному и далее в суд.

Источник

Ремонт у официального дилера по ОСАГО: как добиться направления и что делать при отказе?

  1. На сегодняшний день в законодательстве такого понятия как «слететь с гарантии» нет – даже при ремонте не у официального дилера гарантийного автомобиля.
  2. Если у страховщика есть действующие договоры с ОД, а вашему автомобилю менее 2 лет, то вам обязаны выдать только направление к дилеру.
  3. В противном же случае есть шансы получить такое направление, но только при удовлетворении последнему условию с возрастом машины.

Обслуживание и ремонт автомобиля исключительно в дилерских центрах – вопрос гарантии. Многие автолюбители считают, что можно слететь с гарантийного срока, если поехать в другой автосервис. Но что делать, если страховая компания по ОСАГО отказывает в направлении к официальному дилеру и отправляет в свою сомнительную СТО? Как добиться ремонта у «официалов» или получить выплату в 2021 году, если у страховщика нет заключённых договоров с ними? Давайте выяснять!

Ремонт не у «официалов» – слетаем с гарантии: это правда?

Нет. Это миф, рождённый, пожалуй, самими авторизованными дилерскими центрами в угоду привязки к себе клиентов после покупки ими автомобиля. И дело тут не столько в том, что дилер просто не узнает, если вы по направлению на ремонт от страховой восстановите машину в другом сервисе. Дело именно в том, что «официалы» просто лукавят, и закон на вашей стороне.

Но какой закон? Конечно же, О защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП)! Просто приведём несколько важных фактов:

  1. В ЗоЗПП вообще нет такого понятия, как «слететь с гарантии» – данный закон оперирует терминами «срок службы» и «гарантийный срок» – в течение последнего продавец обязан за свой счёт устранить недостатки товара (автомобиля в нашем случае) и организовать оценку его качества,
  2. официальный дилер отвечает за недостатки транспортного средства в течение гарантийного срока, и на него ложится бремя доказывания, если такие недостатки возникли по вине водителя,
  3. дилер не имеет права обуславливать гарантию какими-либо дополнительными платными услугами, в том числе проведением ТО в своих стенах.

Из этих 3 пунктов можно сделать простой вывод: в любом случае, где бы вы ни ремонтировали автомобиль, при обращении по гарантии в будущем официальный дилер обязан доказать тот факт, что та или иная поломка возникла в результате некачественного ремонта, а такого понятия, как «автоматически слететь с гарантии» не существует, и это незаконно.

Итак, теперь мы выяснили, что даже если вы согласитесь на направление на ремонт от страховой и отремонтируете свою машину после ДТП не у официального дилера, то автоматически слететь с гарантии вы не сможете.

Но что делать, если мы принципиально не хотим ремонтироваться не у официалов, не доверяем автосервису по направлению?

Как получить выплату вместо направления по ОСАГО?

Если для вас не принципиально, и вы при отсутствии у страховщика договоров с дилерами по вашей марке и модели автомобиля согласны на выплату, то законодательство 2021 года даёт вам возможность её получить, но с одним важным условием.

Читайте также:  Главный механик по ремонту автомобилей

Вы можете получить выплату вместо направления на ремонт, если у страховой компании не заключён ни один договор с «официалами» по вашему автомобилю при его (авто) возрасте не более 2 лет.

Дело в том, что натуральное возмещение в ОСАГО – это обязательный и приоритетный вид возмещения ущерба, нежели выплата. То есть это даже не желание страховой компании, а обязанность. Но есть в законе и исключения из этой обязанности, когда страховщик должен только произвести выплату деньгами.

И одним из таких исключений является возраст автомобиля не старше 2 лет с даты производства. Об этом нам говорит пункт 15.2 статьи 12 Федерального закона Об ОСАГО.

Обратите внимание, речь идёт именно о 2 годах с даты выпуска, а не продажи вам машины.

Но значительный минус получения денег вместо направления на ремонт к официальному дилеру является то, что выплата по ОСАГО считается с учётом износа, а при ремонте страховщик обязан организовать новыми деталями восстановление автомобиля до состояния, которое было до ДТП. Следовательно, при выборе вами выплаты денег и далее ремонта своими силами у дилера с большой долей вероятности этих денег от страховой не хватит. Поэтому далее мы рассмотрим возможность понуждения страховщика организовать ремонт.

Как добиться ремонта у дилера?

Если вы всё же хотите получить исключительно ремонт у ОД, то следует иметь в виду, что это будет невозможно сделать законным способом в 2 случаях:

  • вашему автомобилю более 2 лет – тогда страховщик по ОСАГО имеет полное право направить вас в неофициальную СТО,
  • у страховой организации нет заключённых договоров с вашими дилерами.

И наоборот, при соблюдении этих 2 условий есть законный шанс получить направление на ремонт именно к официальному дилеру.

Но есть небольшой шанс отремонтироваться в ОД, даже если у страховой нет договора на ремонт у них. Дело в том, что по факту страховые компании могут перечислить денежные средства по реквизитам дилера. Но будьте готовы, что воевать в этом случае придётся всеми силами.

Но затрудняет возможность добиться ремонта в дилерском центре новый закон о финансовом уполномоченном – это ещё одно звено в нашей цепочке, которая может привести нас к поставленной цели.

Таким образом, правильный по закону 2021 года порядок должен нижеследующий.

  1. В первую очередь, вам необходимо подать заявление о страховом возмещении, где указать требование о выдаче направлении на ремонт с уточнением, что вашему авто менее 2 лет, и вам требуется ремонт исключительно в сервисе официального дилера вашей модели автомобиля, как того требует закон Об ОСАГО. Такое заявление можно подать в электронной форме в личном кабинете на сайте вашего страховщика (возможность подачи должна быть предусмотрена страховыми компаниями по закону).
  2. Далее вам следует получить карту клиента официального дилера – все реквизиты организации.
  3. После того, как вы получите отказ в первичном заявлении (1 пункт выше), направьте повторное заявление с выбранным вами дилерским СТО и полученными на предыдущем шаге реквизитами. Отказ на первом шаге вы получите с большой долей вероятности, если у страховщика нет договора с ОД, и, наоборот, с низкой долей вероятности, если такой договор заключен.
  4. Если на этом шаге вы также получите отказ (а при отсутствии действующих договоров шансы этого высокие), вам нужно обратиться к финансовому уполномоченному. Это можно сделать через личный кабинет на официальном сайте финомбудсмена и другие онлайн-сервисы.
  5. Дополнительно на этом шаге можно подать жалобу через официальный сайт Центробанка о незаконных действиях страховой и попросить выдать по этой жалобе предписание по организации ремонта.
  6. Только после рассмотрения финуполномоченным заявления можно подавать в суд на страховую. Но на данном этапе шансы выиграть дело уже снижаются. Дело в том, что при требовании в исковом заявлении организации ремонта, страховая сошлётся на невозможность этого (при отсутствии действующего договора с дилером по ОСАГО), и вы получите только выплату деньгами либо понуждение суда о проведении ремонта уже не в официальном дилерском центре.

Источник

Оцените статью