Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров
Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, установленного на автомобиле, снимите ее . В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов и их направляющих втулок, в замене или шлифовке седел клапанов. Причем для выполнения работ, связанных с ремонтом направляющих втулок клапанов и седел, требуются специальные инструменты и оборудование, поэтому эти работы нужно выполнять в специализированном сервисе. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 17», свечной ключ, намагниченная отвертка (или пинцет) для снятия сухарей клапанных пружин, приспособление для сжатия клапанных пружин.
1. Выверните все свечи зажигания
Процедура разборки, ремонта и сборки головки блока цилиндров показана на примере двигателей K7J и К7М. Разборку, ремонт и сборку головки блока цилиндров двигателя К4М проводите аналогично. Разница заключается только в отстутствии на двигателе К4М оси коромысел и в наличии двух распределительных валов .
2. Отверните три гайки крепления и снимите термоэкран выпускного коллектора.
3. Отвернув остальные гайки крепления выпускного коллектора, снимите коллектор и установленную под ним прокладку .
4. Выверните четыре верхних болта крепления впускной трубы к головке блока, отверните три нижние гайки и снимите впускную трубу вместе с дроссельным узлом и топливной рампой . Снимите уплотнительные прокладки впускной трубы.
Уплотнительные прокладки впускной трубы заменяйте новыми при каждой разборке соединения.
7. При необходимости снимите с оси фиксаторы коромысел.
7. Отжав фиксаторы, отсоедините колодки жгута проводов от форсунок.
8. . отдатчика положения дроссельной заслонки.
10. . датчика температуры охлаждающей жидкости.
11. . датчика температуры всасываемого воздуха.
13. Разъедините колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода.
14. . и выведите жгут из держателя на двигателе.
15. На стороне двигателя, обращенной к щиту передка, отверните гайку крепления распорки к впускной трубе, выверните болт ее крепления к блоку цилиндров.
17. Выведите моторный жгут из держателей на впускной трубе сзади.
19. Отстегнув отверткой верхние держатели моторного жгута спереди.
23. Извлеките жгут из среднего верхнего держателя на впускной трубе.
25. Снимите с шарового пальца промежуточного рычага наконечник троса привода дроссельной заслонки.
26. . извлеките трос из отверстия кронштейна и отведите в сторону.
27. Отсоедините от впускной трубы шланг продувки адсорбера.
28. Отсоедините от топливной рампы топливопровод
29. Отсоедините от впускной трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления.
30. Ослабьте хомуты крепления трех шлангов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвиньте хомуты по шлангам.
31. . и отсоедините шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров.
32. Извлеките шланги отопителя из держателей на кронштейне.
33. Выверните болт крепления «массового» провода.
35. Выверните болт крепления кронштейна насоса гидроусилителя рулевого управления к головке блока.
36. Снимите крышку головки блока цилиндров
34. . и отсоедините провод.
37. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров.
Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и затем установите на прежние места.
38. . окончательно выверните болты крепления головки, выньте их.
39. . и снимите установленные под болтами шайбы.
40. Снимите головку блока цилиндров в сборе с впускной трубой, дроссельным узлом и выпускным коллектором.
Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
42. Очистите привапочные поверхности головки и блока.
43. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.
44. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
— удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;
— обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;
— замените болты новыми;
— смажьте болты моторным маслом;
41. . затем снимите ее прокладку.
— затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа:
I этап (предварительная осадка прокладки) — затяните болты моментом 20 Н-м (2 кгс-м), после чего доверните на угол 100°±6°. Подождите 3 мин;
II этап — ослабьте болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м (2 кгс-м) и доверните на угол 110°±6°;
III этап — ослабьте болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м (2 кгс-м) и доверните на угол 110°±6°;
IV этап — ослабьте болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м (2 кгс-м) и доверните на угол 110°±6°.
45. Установите все снятые детали и узлы, кроме крышки головки блока цилиндров и воздушного фильтра, в порядке, обратном снятию.
46. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма и ремня привода вспомогательных агрегатов
47. Поверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов
48. Установите крышку головки блока цилиндров .
49. Установите воздушный фильтр
50. Залейте охлаждающую жидкость
Для замены прокладки головки блока цилиндров двигателя К4М выполните следующее.
Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма, шкивов распределительного вала , крышки головки блока цилиндров , а также ключ «на 13», торцовая головка TORX Е14, динамометрический ключ, пассатижи.
1. Снизьте давление в системе питания .
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя
4. Снимите ремень привода газораспределительного механизма
5. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора
6. Отсоедините колодки жгута проводов:
-датчиков положения дроссельной заслонки, абсолютного давления, температуры охлаждающей жидкости, температуры всасываемого воздуха, концентрации кислорода;
— регулятора холостого хода;
Перечисленные в п. 6 операции описаны
7. Снимите воздушный фильтр
8. Выньте моторный жгут проводов из держателей на двигателе и отведите в сторону.
9. Снимите катушки зажигания
10. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки от дроссельного узла
11. . извлеките трос из кронштейна ресивера и отведите в сторону.
14. Выверните семь болтов крепления ресивера к крышке головки блока цилиндров.
12. Отсоедините от впускной трубы шланг продувки адсорбера.
13. Отсоедините от топливной рампы топливопровод
16. Отсоедините от впускной трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления.
15. . и снимите ресивер.
17. Ослабьте хомуты крепления трех шлангов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвиньте хомуты по шлангам.
18. . и отсоедините шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров.
19. Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и отведите насос в сторону
20. Снимите защиту топливной рампы
21. Снимите крышку головки блока цилиндров 22. Снимите распределительные валы (см
23. Выверните торцовой головкой TORX Е14 десять болтов крепления головки блока цилиндров и выньте болты (рис. 5.9).
Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное их использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и затем установите на прежние места.
24. Снимите головку блока цилиндров в сборе с выпускным коллектором.
Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
25. Снимите прокладку.
26. Очистите привалочные поверхности головки и блока.
27. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.
28. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
— удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;
— обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;
— замените болты новыми;
— смажьте болты моторным маслом;
— затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке (рис. 5.10) в два этапа:
I этап (предварительная осадка прокладки) — затяните болты моментом 20 Н-м (2 кгс-м);
II этап — доверните болты на угол 240°±6°.
На фото показан пример доворачивания болта головки блока цилиндров на определенный угол.
29. Установите все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
При установке ресивера затяните болты крепления моментом 9 Н-м (последовательность затяжки показана на фото).
30. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма и ремня привода вспомогательных агрегатов
Источник