Ремонт гбц рено сандеро

Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров

Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, установленного на автомобиле, снимите ее . В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов и их направляющих втулок, в замене или шлифовке седел клапанов. Причем для выполнения работ, связанных с ремонтом направляющих втулок клапанов и седел, требуются специальные инструменты и оборудование, поэтому эти работы нужно выполнять в специализированном сервисе. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 17», свечной ключ, намагниченная отвертка (или пинцет) для снятия сухарей клапанных пружин, приспособление для сжатия клапанных пружин.

1. Выверните все свечи зажигания

Процедура разборки, ремонта и сборки головки блока цилиндров показана на примере двигателей K7J и К7М. Разборку, ремонт и сборку головки блока цилиндров двигателя К4М проводите аналогично. Разница заключается только в отстутствии на двигателе К4М оси коромысел и в наличии двух распределительных валов .

2. Отверните три гайки крепления и снимите термоэкран выпускного коллектора.

3. Отвернув остальные гайки крепления выпускного коллектора, снимите коллектор и установленную под ним прокладку .

4. Выверните четыре верхних болта крепления впускной трубы к головке блока, отверните три нижние гайки и снимите впускную трубу вместе с дроссельным узлом и топливной рампой . Снимите уплотнительные прокладки впускной трубы.

Уплотнительные прокладки впускной трубы заменяйте новыми при каждой разборке соединения.

7. При необходимости снимите с оси фиксаторы коромысел.

8. . и коромысла клапанов.

Если не предполагается замена коромысел клапанов, их оси и распределительного вала, не снимайте коромысла с оси, чтобы при сборке установить их на прежние места.

5. Выверните три болта крепления и снимите термостат .

6. Снимите ось коромысел клапанов в сборе с коромыслами и распределительный вал .

9. Осмотрите коромысла клапанов. Замените коромысло при сильном, отчетливо видимом износе поверхности В, контактирующей с кулачком распределительного вала. Проверьте чистоту отверстия Б для подвода смазки к кулачку распределительного вала. Проверьте состояние головки регулировочного болта А и, если на ней есть явные следы износа.

12. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, сожмите пружины, снимите сухари, тарелки пружин, пружины и извлеките клапаны из направляющих втулок.

После длительной эксплуатации на верхнем торце клапана может образоваться заусенец грибообразной формы. Перед извлечением клапана из направляющей втулки удалите этот заусенец надфилем. Категорически запрещается выбивать клапан из направляющей втулки молотком через оправку без удаления заусенца, так как при этом неизбежно будет повреждена внутренняя поверхность втулки.

10. . отверните контргайку болта.

11. . и выверните болт из коромысла.

На двигателе К4М проверьте износ гидротолкателей клапанов, при необходимости замените их новыми.

13. Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Эти отложения можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.

14. Очистите от нагара камеры сгорания и выпускные каналы. Удаляйте нагар круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Предварительно размочите нагар керосином. Соблюдайте осторожность: избегайте вдыхать пыль, образующуюся при чистке камер сгорания. Для предотвращения образования пыли периодически смачивайте нагар керосином.

15. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.

16. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.

Запрещается очищать привалочную поверхность головки металлическими щетками или наждачной бумагой. Пользуйтесь лопаткой из твердого дерева или пластмассы, предварительно размягчив остатки прокладки растворителем.

17. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.

18. Проверьте с помощью щупа и металлической линейки, установленной на ребро, плоскостность поверхности прилегания головки к блоку в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,05 мм, замените головку.

19. Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и выпускного коллектора.

20. Проверьте наличие деформации фланцев крепления впускной трубы и выпускного коллектора, деформированную головку замените.

21. Поврежденные резьбовые отверстия отремонтируйте прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).

22. Определите износ направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки и диаметр стержня клапана и по разности этих размеров определив зазор. Предельно допустимый зазор при износе для впускных клапанов составляет 0,10 мм, для выпускных -0,15 мм.

23. Если зазор остается больше предель но допустимого значения и при установке новых клапанов, замените направляющие втулки. Заменяйте направляющие втулки в специализированной мастерской, располагающей соответствующими инструментами и оборудованием.

24. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и других дефектов. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов

25. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифовкой. Седла необходимо шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование. Если не удается устранить значительные дефекты седел шлифовкой, замените седла.

26. Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня 1 (рис. 5.13) клапана и трещины на его тарелке 2 не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска 3. Допускается шлифовка рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием). После шлифовки толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,5 мм для впускных клапанов и не менее 1,0 мм — для выпускных. Незначительные риски, и царапины на фаске можно вывести притиркой клапана к седлу

5.13. Клапан: 1 — стержень; 2 — тарелка; 3 — фаска; 4 — проточка

Чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками.

27. Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски (например, берлинской лазури), вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.

28. Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.

29. Маслосъемные колпачки замените независимо от их состояния.

30. Осмотрите пружины клапанов. Трещины и снижение упругости пружин не допускаются. Могут быть установлены пружины одного из двух типов. Номинальная длина пружины первого типа в свободном состоянии (46,5±2) мм, второго типа — (46,64±2) мм. Длина с полностью сжатыми витками соответственно 26,0 и 23,63 мм. Пружины, длина которых в свободном состоянии меньше предельно допустимого значения, а также искривленные пружины (отклонение оси пружины от вертикали в свободном состоянии более 4°) и с трещинами замените.

31. Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.

32. Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров в последовательности, обратной снятию.

33. Прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы и выпускного коллектора всегда заменяйте новыми, так как снятые с двигателя даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения.

Источник

Замена прокладки головки блока цилиндров

5. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора

При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие коробления головки блока из-за перегрева.

Для замены прокладки головки блока цилиндров двигателей K7J и К7М выполните следующее.

Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма, шкива распределительного вала крышки головки блока цилиндров а также ключ «на 13», торцовая головка TORX Е14, динамометрический ключ, пассатижи.

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

4. Снимите со шкива распределительного вала ремень привода газораспределительного механизма

6. Снимите воздушный фильтр

9. . датчика абсолютного давления.

7. Отжав фиксаторы, отсоедините колодки жгута проводов от форсунок.

8. . отдатчика положения дроссельной заслонки.

10. . датчика температуры охлаждающей жидкости.

11. . датчика температуры всасываемого воздуха.

12. . и регулятора холостого хода.

13. Разъедините колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода.

14. . и выведите жгут из держателя на двигателе.

15. На стороне двигателя, обращенной к щиту передка, отверните гайку крепления распорки к впускной трубе, выверните болт ее крепления к блоку цилиндров.

16. . и снимите распорку.

17. Выведите моторный жгут из держателей на впускной трубе сзади.

21. . извлеките жгут из переднего.

19. Отстегнув отверткой верхние держатели моторного жгута спереди.

23. Извлеките жгут из среднего верхнего держателя на впускной трубе.

22. . и заднего держателей.

24. . и отведите его в сторону.

25. Снимите с шарового пальца промежуточного рычага наконечник троса привода дроссельной заслонки.

26. . извлеките трос из отверстия кронштейна и отведите в сторону.

27. Отсоедините от впускной трубы шланг продувки адсорбера.

28. Отсоедините от топливной рампы топливопровод

29. Отсоедините от впускной трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления.

30. Ослабьте хомуты крепления трех шлангов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвиньте хомуты по шлангам.

31. . и отсоедините шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров.

32. Извлеките шланги отопителя из держателей на кронштейне.

33. Выверните болт крепления «массового» провода.

35. Выверните болт крепления кронштейна насоса гидроусилителя рулевого управления к головке блока.

36. Снимите крышку головки блока цилиндров

34. . и отсоедините провод.

37. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров.

Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и затем установите на прежние места.

38. . окончательно выверните болты крепления головки, выньте их.

39. . и снимите установленные под болтами шайбы.

40. Снимите головку блока цилиндров в сборе с впускной трубой, дроссельным узлом и выпускным коллектором.

Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.

42. Очистите привапочные поверхности головки и блока.

43. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.

44. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

— удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;

— обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;

— замените болты новыми;

— смажьте болты моторным маслом;

41. . затем снимите ее прокладку.

— затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа:

I этап (предварительная осадка прокладки) — затяните болты моментом 20 Н-м (2 кгс-м), после чего доверните на угол 100°±6°. Подождите 3 мин;

II этап — ослабьте болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м (2 кгс-м) и доверните на угол 110°±6°;

III этап — ослабьте болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м (2 кгс-м) и доверните на угол 110°±6°;

IV этап — ослабьте болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м (2 кгс-м) и доверните на угол 110°±6°.

45. Установите все снятые детали и узлы, кроме крышки головки блока цилиндров и воздушного фильтра, в порядке, обратном снятию.

46. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма и ремня привода вспомогательных агрегатов

47. Поверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов

48. Установите крышку головки блока цилиндров .

49. Установите воздушный фильтр

50. Залейте охлаждающую жидкость

Для замены прокладки головки блока цилиндров двигателя К4М выполните следующее.

Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма, шкивов распределительного вала , крышки головки блока цилиндров , а также ключ «на 13», торцовая головка TORX Е14, динамометрический ключ, пассатижи.

1. Снизьте давление в системе питания .

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя

4. Снимите ремень привода газораспределительного механизма

5. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора

6. Отсоедините колодки жгута проводов:

-датчиков положения дроссельной заслонки, абсолютного давления, температуры охлаждающей жидкости, температуры всасываемого воздуха, концентрации кислорода;

— регулятора холостого хода;

Перечисленные в п. 6 операции описаны

7. Снимите воздушный фильтр

8. Выньте моторный жгут проводов из держателей на двигателе и отведите в сторону.

9. Снимите катушки зажигания

10. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки от дроссельного узла

11. . извлеките трос из кронштейна ресивера и отведите в сторону.

14. Выверните семь болтов крепления ресивера к крышке головки блока цилиндров.

12. Отсоедините от впускной трубы шланг продувки адсорбера.

13. Отсоедините от топливной рампы топливопровод

16. Отсоедините от впускной трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления.

15. . и снимите ресивер.

17. Ослабьте хомуты крепления трех шлангов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвиньте хомуты по шлангам.

18. . и отсоедините шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров.

19. Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и отведите насос в сторону

20. Снимите защиту топливной рампы

21. Снимите крышку головки блока цилиндров 22. Снимите распределительные валы (см

23. Выверните торцовой головкой TORX Е14 десять болтов крепления головки блока цилиндров и выньте болты (рис. 5.9).

Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное их использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и затем установите на прежние места.

Рис. 5.9. Болты крепления головки блока цилиндров

24. Снимите головку блока цилиндров в сборе с выпускным коллектором.

Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.

25. Снимите прокладку.

26. Очистите привалочные поверхности головки и блока.

27. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.

28. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

— удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;

— обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;

— замените болты новыми;

— смажьте болты моторным маслом;

— затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке (рис. 5.10) в два этапа:

I этап (предварительная осадка прокладки) — затяните болты моментом 20 Н-м (2 кгс-м);

II этап — доверните болты на угол 240°±6°.

На фото показан пример доворачивания болта головки блока цилиндров на определенный угол.

29. Установите все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.

При установке ресивера затяните болты крепления моментом 9 Н-м (последовательность затяжки показана на фото).

30. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма и ремня привода вспомогательных агрегатов

Источник

Читайте также:  Ремонт бензиновых двигателей руководства
Оцените статью