Ремонт гбц умз 417 своими руками

UAZ 2206 проект Бухлобус › Logbook › Переборка УМЗ 4178

Итак, перебрав, наконец, свой двигатель решил написать обо всех нюансах данного мероприятия. Так как провел в поиске информации немало часов, надеюсь информация поможет кому-нибудь ускорить процесс и не делать лишних ошибок и покупок.
Начнем с того что открыв капот и увидев под ним знакомый образ карбюраторного движка радоваться рано. Вскрытие и подробный экскурс внутрь показал что только внешне они все одинаковые, а что находится внутри знает только владелец. Да и то, не всегда.)))
Так как под капотом моего бухлобуса был УМЗ 417, расскажу на примере этого мотора. С одной стороны самый распространенный, а с другой хрен на него чего найдешь. НО обо всем по порядку. Фото будут как мои так и взяты из интернета для наглядности.
ЦПГ.
Вроде все просто. На данном моторе установлены мокрые гильзы и поршни диаметром 92мм. Вскрытие показало что гильзы могут сидеть на стандартной уазовской широкой резинке или же, внимание, вообще без какого-либо уплотнения. С чем это связано никто не знает, но факт остается фактом и такие блоки попадались. Отличие от волговских гильз (402 мотор) как раз посадкой, на волге либо медное кольцо снизу, либо тонкое резиновое.

Установка гильз может и затруднить, так как резинки новые и при осаживании выталкивают гильзу обратно. В данном моторе гильзы базируются по верхнему поясу, поэтому вставляем гильзы без резинок и смотрим зазоры. Если все в норме, то обмазав герметиком резинки (можно и не мазать, но мне так спокойней) осаживаем гильзы уже на место на сколько это возможно. У нас они торчали порядка 0,1-0,2 мм. Далее берем прокладку ГБЦ (у нас к тому времени уже была от 402 мотора) и притягиваем постепенно ГБЦ. Оставляем так на сутки. На следующий день сняли ГБЦ и пролили блок. Все герметично. Через старые пальцы и шайбы зажали гильзы и продолжили сборку.

С поршнями все гораздо проще. На всех на них выбит номер 414. все они перекачевали со старичка УМЗ 414.
Кольца. Как оказалось большая проблема найти кольца с наборным маслосъемным кольцом. Но в одном магазине все же удалось. NRP.

Почему именно наборные, лично я считаю что они более надежные и менее требовательны к обкатке, а учитывая условия работы УАЗа.
Теперь о выборе в магазине. Точить гильзы или же менять дело выбора каждого конкретного мотора. Могу сказать одно. Все хвалят Костромские комплекты Поршневая Особого Назначения (ПОН), также есть более модный вариант black edition. Лично я себе купил поршневую комплектом УМЗ, внутри я обнаружил как раз костромские поршни black edition. Разница в цене 1,5-2 раза. Смысла платить больше я не вижу.

Собирая не перепутайте крышки шатунов, могут не подходить и зажимать, выступ на крышке, надпись на шатуне и надпись на поршне смотрят вперед. Ну и замки вкладышей само собой получаются с одной стороны.

Коленвал.
Тут писать особо нечего, у кого сальник, у кого набивка, обратить внимание хочу лишь на пробки. Их придется выкручивать для чистки. В магазине могут попасться пластиковые, так вот их не стоит брать ни при каких обстоятельствах. Они выкручиваются. Об этом в красках расскажет товарищ mee70
Вскрывая крышки коленвала 2 и 3 одинаковые, поэтому их нужно пометить. Замки вкладышей с одной стороны!
Распредвал.
Так вышло что и распредвал нам тоже пришлось покупать новый. На просторах сети все говорят о том что они могут быть чугунными или стальными. Так вот стальные это очень и очень старый вариант и найти двигатель со стальным РВ довольно непросто. На 417 мотор завод ставит РВ с цифрами 4216. При установке шестерни ее придется несколько раз снимать и одевать обратно. Как мы не пытались все померить. сразу не получилось. Есть такая деталь как втулка РВ, она обеспечивает зазор между шестерней и крепящим фланцем, Так вот подобрать даже из нового не получится, замеры и притирка на ровной поверхности.

Зазор 0,1-0,2мм по мануалу.
Прокладки.
Вроде мелочь, но найти набор подходящий для двигателя полностью невозможно. Выход: набираем сами.
Первое это нужно определиться какой блок. Конкретней какая помпа. Старого образца крепится на ГБЦ и совмещена с термостатом. Нового разделена и имеет номера 421.

Как поступили мы: маленький набор паранитовых прокладок для 421 мотора, около 50 рублей, отличия от 417 набора наличием прокладки под помпу

Прокладка ГБЦ отдельно именно для 417 мотора, как оказалось тоже не везде найдешь. 402 перекрывает отверстия рубашки, а 24 с треугольными вырезами, слаба и ее быстро прорывает. (Возможно совпадение, но у нас именно так). Прокладки клапанной крышки и поддона, что можно о них сказасть. Спорили старики о пробке и резинопробке. 21 век на дворе, забудьте о наборных прокладках, они ссутся, силиконовые от 4216 мотора.

Читайте также:  Ремонт системы электроснабжения сро

Ну и отдельно прокладки крышек толкателей. Все прокладки (Кроме ГБЦ) находятся в отделах для волги и газели. Сальники и набивки тут уже каждый на свой вкус.
Теперь самое интересное ГБЦ.
Независимо от того какой у вас мотор ГБЦ может стоять любая. Самая современная 421 или еще с квадратными окнами 414.
Начну по порядку.
Первое что у вас спрашивают в магазине это форма окон. Если впуск круглый варианты сужаются 421, 402, 417.
Дальше они отличаются только диаметром клапанов: 417 впуск 47мм, выпуск 36мм!
402 и 421 впуск 47мм, выпуск 39мм! Во всех магазинах и на сайте ЧАМЗ комплекты клапанов на 417 голову идут с выпуском 39. Поэтому при замене покупать придется отдельно впуск от 402 мотора, благо есть почти везде и выпуск от двигателей ГАЗ 24, ГАЗ 53 и ГАЗ 66, с размерностью 9х36мм. Встречал наборы на мотор газ24, но там впускные клапана 44мм, сто тоже нам не подходит.

Направляющие втулки клапанов. На волговских нет стопорных колец на 4 втулках, а диаметр идентичен. можно найти именно на 417 мотор, при запрессовке выпуск не до кольца, в противном случае клапан упрется во втулку если седла сильно просажены. И если менять втулки, то тут уже не обойтись без развертки и шарошек. Седла придется подгонять.

Пружины.
В мире все эти ГБЦ попадаются двух видов как с одной пружиной на клапан, так и с двумя. Раз полезли перебирать ГБЦ обращаем на них внимание. В нашем случае было по одной пружине и рассухаривались они руками. Поиски по магазинам результатов не дали, зато был куплен комплект от 402 головы тарелки и по две пружины на клапан. Думаю это оптимальное решение.

Так же при ремонте не надо жадничать и купите рассухариватель и оправки для колпачков и втулок, все вместе это меньше 300 рублей, зато как упрощает процесс. Высота ГБЦ измеряется от нижней плоскости до плоскости клапанной крышки и составляет 94.6мм под 92 бензин и 98 по 76. соответственно и штанги толкателей под 92 бензин 283 мм, под 76- 287мм соответственно, но это же УАЗ, в своем, например, я не обнаружил ни одной штанги таких размеров, все были около 285. А если менять то есть смысл на нового образца все от того же 4216 мотора.

И последнее по ГБЦ есть в ней такая деталь как водораспределительная трубка, она же сабля. Так вот необходима та деталь только на двигателях с помпой на ГБЦ, в остальных случаях она удаляется.

Ну и немного об очистке двигателя. Как ни странно лучшего результата добились при помощи бытовой химии. Шуманит и струя воды. Даже бензин не берет эту копоть.
Надеюсь кому-нибудь это будет полезным!

Источник

Как снять головку блока цилиндров на 417 двигателе

Концерн УАЗ входит в число легенд российской автомобильной промышленности. При вполне доступной стоимости, машины данной марки надежны и полностью приспособлены к отечественным эксплуатационным реалиям. Модельный ряд компании постоянно расширяется, например, не так давно появился УАЗ Патриот – внедорожник, полностью отвечающий современным требованиям относительно комфорта и электронного оснащения. Эта модификация часто комплектуется иностранными запчастями, в числе которых коробки передач, раздатки и даже двигатели. Модифицированная головка блока цилиндров УАЗ превосходит по надежности деталь, использующуюся 10 или даже 20 лет назад. Приобрести ее предлагает наша .

Как снять головку блока цилиндров на 417 двигателе

Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки между головкой и блоком цилиндров, а также для ремонта
Подготавливаем автомобиль для выполнения задания

Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя

Снимаем промежуточный рычаг с тягами управления карбюратора

Отсоединяем шланг вакуумного усилителя тормозов

Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора

Отсоединяем шланг от крана отопителя

Вынимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания

Снимаем ремень привода со шкива насоса гидравлического усилителя тормозов

С помощью ключа на 13 откручиваем гайку заднего крепления кронштейна насоса ГУР

Ключом на 17 откручиваем две гайки переднего крепления

Снимаем кронштейн вместе с насосом

Отсоединяем наконечник провода от датчика указателя температуры и сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости

Снимаем верхний шланг радиатора

Отсоединяем шланги от корпуса термостата

Снимаем ось коромысел и вынимаем штанги толкателей

С помощью головки на 17, в последовательности обратной затяжке, равномерно откручиваем гайки крепления головки блока цилиндров

Снимаем со шпилек кронштейн крепления корпуса воздушного фильтра

Снимаем монтажную проушину

Снимаем головку блока цилиндров

Вынимаем прокладку головки блока цилиндров и тщательно прочищаем ее

С помощью линейки и щупа проверяем плоскостность головки блока. Прикладываем линейку к плоскости головки в двух направлениях по диагоналям

Зазор при измерении должен составлять не более 0,1 мм

Если зазор превышает этот размер, то ее нужно шлифовать, либо заменить

При установке головки нужно ставить новую прокладку, натерев ее с обеих сторон графитовым порошком

Резьбу шпилек нужно смазать графитной смазкой или ШРУС-4

Затягиваем головку согласно рисунку. Момент затяжки 9-9,4 кгсм

ГБЦ под 92 бензин

Емкость и шланг для слива ОЖ

Перевод мотора УМЗ-4178 для работы на бензине АИ-92. Для более эффективного использования высокооктанового бензина АИ-92 в моторах рассчитанных на применение бензинов АИ76\80 необходимо поднять степень сжатия.

Это можно сделать несколькими путями: — Заменить поршни и\или шатуны — Уменьшить высоту ГБЦ Наиболее простой путь – уменьшение высоты ГБЦ. Стандартная высота 98мм для АИ-76\80, для АИ-92 – 94,5мм.

Читайте также:  Смирнова фонд капитального ремонта

В данном материале я не буду подробно рассматривать моменты демонтажа навесного оборудования двигателя – это можно посмотреть в руководстве по ремонту и эксплуатации. Так же данный материал применим к моторам УМЗ-421, ЗМЗ-24\402\410. Следует помнить, что у моторов ЗМЗ и старого УМЗ-417 по-другому расположена помпа.

Для демонтажа\установки ГБЦ понадобится стандартный набор шоферского инструмента, динамометрический ключ, ветошь, растворитель, металлическая щетка. Из деталей нужны будут прокладка коллектора, прокладка ГБЦ, прокладка клапанной крышки, прокладка приемной трубы. Другие штанги толкателей – для бензина АИ-93 (каталожный номер 54-1007175). Другие прокладки – в зависимости от того, что было демонтировано. Я советую использовать металлизированную прокладку коллектора или с нанесенным заводским слоем высокотемпературного герметика. Прокладку ГБЦ тоже лучше приобрести с заводским слоем герметика.

Стоит обратить внимание на то, что такая переделка имеет смысл если мотор находится в исправном состоянии – компрессия не менее 8 кг\см2. В противном случае целесообразнее совместить работы с ГБЦ с капитальным ремонтом мотора.

Разборка ГБЦ

Снимаем головку блока цилиндров, как уже описывалось выше

Снимаем впускной трубопровод и выпускной коллектор, как описано в статье «Как снять впускной и выпускной коллектор двигателя»

С помощью ключа на 13 откручиваем две гайки крепления корпуса термостата

Снимаем корпус термостата

Ключом на 24 откручиваем кран отопителя

Снимаем кран отопителя

Откручиваем четыре болта ключом на 12 крепления задней крышки головки блока

Снимаем крышку с прокладкой

Рассухариваем клапана и снимаем маслоотражательные колпачки

Вынимаем клапана из направляющей втулки

Притирка клапанов

Притираем клапана при их замене или установке в новую головку блока цилиндров

На фаску клапана наносим притирочную пасту и устанавливаем в соответствующую втулку головки

Закрепляем на ножке клапана приспособление для притирки и, прижимая клапан к седлу, поворачиваем его в обе стороны

Притирку продолжаем до тех пор, пока уплотняющая фаска клапана полностью по всей ширине и длине не станет матовой и чистой

Также должна выглядеть фаска на седле клапана

Стираем ветошью с клапана и седла остатки пасты

Плюсы и минусы

К недостаткам можно отнести навесное оборудование – сложная конструкция двухкамерного карбюратора и низкий ресурс крыльчатки помпы, выполненной из полимерного материала. Из-за использования асбестовой прокладки ГБЦ антифриз часто проникает в цилиндры. От сильных вибраций самопроизвольно откручиваются гайки крепления ГБЦ и крышки, происходят протечки масла.

Именно поэтому в мануал заложены операции ТО по периодической протяжке гаек, регулировке зазора клапанов своими руками.

С другой стороны, плюсами конструкции ДВС 417 и всех его модификаций являются:

  • надежная, хоть и морально устаревшая, система газораспределения;
  • высокая надежность и эксплуатационный ресурс;
  • снижение расходов владельца при использовании бензина с низким октановым числом;
  • самостоятельный капремонт и механическая форсировка.

К сожалению, тюнинг способен добавить мощности в пределах 30 л. с. без установки турбины.

Нюансы ремонта двигателя УАЗ 417 своими руками

Легендарный ульяновский завод

Ульяновский автомобильный завод выпустил немало транспортных средств, которые навсегда вошли в историю отечественного автомобилестроения. “Буханки”, патриоты, “бобики” – большинство машин предназначены для служб газовой, скорой медицинской помощи, полиции, ОМОН и др. УАЗ Патриот сейчас популярен как полноприводный внедорожник, способный преодолеть любые преграды. Завод выпустил из-под своего крыла немало микроавтобусов, небольших грузовиков и легковых машин с полным приводом.

Моторы этих автомобилей отличаются мощностью, силой и надежностью. Главной причиной их поломки обычно служит большой возраст уазиков. В самых распространенных моделях УАЗ 3303 установлен мотор 417. Для того чтобы провести ремонт двигателя УАЗ 417 своими руками или его переборку, не следует дожидаться полного износа всех деталей. Первыми признаками скорой поломки могут быть следующие:

  • сильно увеличился расход масла;
  • мотор задымил;
  • значительно повысился расход топлива;
  • мощность двигателя упала;
  • мотор издает различные подозрительные звуки: стуки, скрипы и шумы.

У каждой машины УАЗ свой движок. Для двигателя УАЗ 469 сначала была создана модификация УМЗ-451МИ, позже усовершенствованная до двигателя УМЗ 417.

УАЗ 3303 – автомобиль повышенной проходимости. Во время преодоления различного рода препятствий больше всего перегружается двигатель. Приобрести запчасти на эту машину легко, причем как новые, так и б/у.

Поршни и гильзы разрушаются из-за частого перегрева двигателя при езде по бездорожью. Многие обладатели УАЗ 3303 меняют весь мотор, а не подвергают его ремонту. Если автовладелец берется за ремонт двигателя своими руками, он должен понимать, что для этого требуется некоторый опыт.

Технические характеристики

Как говорилось ранее, двигатель 417 на УАЗ от Ульяновского моторного завода был практически одинаковым с ЗМЗ 402. Если быть точнее, основная конструкция была скопирована, а УМЗ лишь внёс некоторые косметические поправки.

Для улучшения работы на УАЗах и адаптации мотора были переделаны — маховик, система выпуска и выпускные клапана. На этом оптимизация и модернизация двигателя закончилась.

Рассмотрим, основные технические характеристики 417 двигатель УАЗ:

Наименование Показатель
Производитель УМЗ
Объем 2,5 литра (2445 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Тип ДВС Бензиновый
Система впрыска Карбюратор
Мощность 92 л.с.
Расход топлива 10,6 л/100 км
Диаметр цилиндра 92 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Эконорма Евро-4

Кроме оригинального мотора, мир увидел несколько модификаций:

  1. УМЗ 417.10 — основной мотор, степень сжатия 7 под 76 бензин. Мощность 92 л.с. Соответствие экологическим требования Евро-1. Предназначен для автомобилей УАЗ.
  2. УМЗ 4175.10 — аналог УМЗ 417.10. Степень сжатия 8.2 под 92 бензин. Мощность 98 л.с. Используется на автомобилях Газель.
  3. УМЗ 4178.10 — аналог УМЗ 417.10, коллектор под двухкамерный карбюратор. Используется на автомобилях УАЗ.
  4. УМЗ 4178.10-10 — аналог УМЗ 4178.10, ГБЦ от УМЗ-421 с увеличенными выпускными клапанами до 39мм. Используется сальник вместо набивки. Помпа на блоке. Мотор применяется на автомобилях УАЗ.
Читайте также:  Капитальный ремонт общедомовое имущество

Переборка мотора УАЗ своими руками

Реанимировать двигатель, вернуть ему первоначальную резвость и послушность поможет смена непригодных запчастей или их реставрация. Все запчасти должны быть соответствующего размера. В магазинах представлен разнообразный выбор поршней, поршневых колец, седел клапанов впускных и выпускных, вставок шатунных подшипников коленчатого вала. Размер детали можно уточнить у продавцов-консультантов.

Переборка уазовского мотора

На износ двигателя значительно влияет ухудшение смазки трущихся поверхностей, которое зависит от увеличения или уменьшения зазоров. Для переборки мотора своими руками сначала необходимо его демонтировать. Это делается следующим образом:

  • слить антифриз и масло из поддона;
  • отделить воздухозаборный фильтр и отцепить от двигателя трубу глушителя;
  • отсоединить от движка трубки системы охлаждения, масляного радиатора и отопительных приборов;
  • снять радиатор системы охлаждения;
  • отделить от карбюратора тяги привода дроссельной заслонки и воздушной;
  • снять с мотора всю проводку;
  • открутить болты нижних и передних подушек опор.

Теперь снимает двигатель с УАЗ 3303. Для этого на шпильки головки блока устанавливается скоба, специально для этого предназначенная. Мотор нужно подтянуть домкратом и отделить от него коробку передач. Мотор можно снять, подняв его вверх.

Другие действия приведут к тому, что вместе с двигателем придется доставать раздаточную коробку и коробку передач.

Обслуживание

Обслужить двигатель достаточно просто. Так, плановое сервисное обслуживание проводится каждые 15 000 км. В ТО входит замена масла и фильтра. Чтобы заменить масло, придётся выкрутить сливную пробку и дождаться, пока сбежит смазочная жидкость. Затем, пробка закручивается, и масло заливается через заливную горловину. Масляный фильтр меняется, когда в моторе нет масла.

Также в техническое обслуживание входит проверка всех систем, отсутствие подтёков масла и неисправностей. Каждые 30 000 км необходимо проводить регулировку клапанов, а каждые 20 000 км делается замена воздушного фильтрующего элемента.

Согласно рекомендации завода изготовителя каждое 2-е ТО стоит проводить переборку и настройку карбюратора.

Особенности ремонта блока цилиндров УАЗ 3303

Блок цилиндров – самая простая составляющая двигателя. Проблемы в его работе возникают из-за износа составляющих. Следовательно, нужно просто заменить старые стертые детали на новые или отремонтированные их.

Гильзы чаще остальных деталей нуждаются в замене. Стертой деталь можно считать тогда, когда щель между юбкой и гильзой увеличивается до 1/3 мм. Высота выступа гильзы в блоке цилиндров должна быть не больше 0,05 мм и не меньше 0,005 мм. Если выступ слишком мал, то антифриз обязательно окажется в камере сгорания, что станет результатом поломки. Величина гильзы измеряется без учета уплотнительного кольца. Гильзы в блоке цилиндров фиксируются шайбами и втулками. Слишком расточенные гильзы лучше заменить новыми.

Причиной поломки блока цилиндров может быть деформация поверхности примыкания к блоку, полное истирание направляющих втулок клапанов и седел. Искажение плоскости головки не должно превышать 0,5 мм. В ином случае головку нужно полировать.

Состояние поршневых колец следует контролировать. Лучше каждые 80 тыс. км автопробега их менять. На каждом поршне установлены 2 компрессионных кольца и 1 маслосъемное. Благодаря проточкам на внутренней поверхности кольца избыточное масло при поднятии поршня вверх выводится из системы.

Когда в замене нуждаются только кольца, но не сам поршень, из кольцевых рубчиков в его головке поршня нужно вычистить нагар. Это важно делать бережно, чтобы избежать повреждения боковых стенок. Сверлом в 3 мм можно убрать нагар из маслоотводящих отверстий. Скоростной режим не должен превышать 50 км/ч в течение первых 1000 км.

Когда канавка верхнего поршневого кольца или юбка поршня истерта, следует провести замену самого поршня. Новые детали, которые будут устанавливаться в цилиндры, должны быть номинального размера. Наилучший вариант – когда новый набор поршней большего размера, это позволит ликвидировать зазор с не полностью изношенным цилиндром. Поршни сортируются по внешнему диаметру юбки. Размер можно узнать на дне поршня.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Проектировался мотор УМЗ 417 специально для Ульяновского автозавода, поэтому использовался в машинах УАЗ:

  • 3151 – внедорожник;
  • 3303 – грузовик полноприводный;
  • 3741 – фургон цельнометаллический 4х4;
  • 2206 – 8 – 11 местный микроавтобус;
  • 3962 – санитарный и реанимационный автомобиль;
  • 3909 – Фермер вагонного типа;
  • 39094 – Фермер грузовик;
  • ДИСА-1912 Заслон – бронемобиль для инкассаторов.

УАЗ 39094 Фермер

Мотор был создан чуть позже переименования УАЗ 469 в 3151, а УАЗ 452 в 3741, поэтому стоит только в модернизированных «Бобиках» и «Таблетках» – «Буханках». Характеристики двигателя позволяли применить его в качестве силового привода всех выпускавшихся на тот момент моделей УАЗ.

Общие сведения

Мотор пришел на замену двигателю модели 414 и базировался на многих узлах и деталях этого силового агрегата. Идентичными являются порядка 90 % деталей.

Основные изменения коснулись системы фильтрации масла, головки блока и карбюратора. Проведенные мероприятия позволили довести параметры мощности УМЗ-417 до 92 сил. Помимо этого, введение полноценной очистки масла позволило заметно повысить ресурс силового агрегата, причем мотор сохранил полную взаимозаменяемость со старым двигателем.

Источник

Оцените статью