- Течь масла из-под головки блока цилиндров: возможные поломки и их устранение. Как снять головку блока цилиндров? Замена прокладок ГБЦ
- Суть поломки
- Сущность проблемы
- Чем это грозит?
- Воздействие прокладочных дефектов
- Устранение неисправности
- Типы дефектов прокладки
- Как производится замена?
- С чего сделана ГБЦ?
- Установка
- Главные детали ГБЦ
- Затяжка
- И немного о секретах Автора
- Откуда может течь масло в двигателе — диагностика
- Сущность неполадки
- Причины повреждений накладки
- Течь масла сзади двигателя — выработка вала
Течь масла из-под головки блока цилиндров: возможные поломки и их устранение. Как снять головку блока цилиндров? Замена прокладок ГБЦ
Суть поломки
Как мы уже сказали ранее, между головкой и блоком находится уплотнительный элемент.
Он обеспечивает герметичность соединения двух составляющих двигателя. Визуально оценить состояние данной прокладки невозможно. Однако ее неисправность чревата серьезными последствиями. Специалисты выделяют следующие причины замены прокладки головки блока цилиндров ВАЗ:
- Плохо затянутые болты. Обычно это происходит вследствие некачественного ремонта.
- Деформация самой прокладки (к сожалению, никто не застрахован от брака).
Не всегда из-за прокладки появляется течь масла из-под головки блока цилиндров. Причина №2 – это перегрев двигателя. В результате поверхность ГБЦ становится неровной. Даже после замены уплотнительного элемента течь масла из-под головки блока цилиндров не прекращается. Нужно шлифовать ГБЦ либо менять ее на новую. Последний вариант применяется зачастую к головкам, которые имеют трещины. Их отремонтировать никак не получится. Конструкция уже потеряла прочность и герметичность.
Сущность проблемы
Между блоком цилиндров и его головкой (ГБЦ) располагается прокладка, ответственная за герметичность конструкции. Визуально оценить ее состояние не представляется возможным, поэтому масляная протечка является важным показателем нарушения герметичности. Когда из-под ГБЦ течет масло, причин может быть несколько: от недостаточного затягивания болтов до разрушения прокладки или появления трещин на самой головке. При обнаружении повреждения прокладки ее замену целесообразно поручить профессионалам, так как это требует соответствующих навыков.
При протечке масла оно может просачиваться в охлаждающую систему. Факт такого явления легко проверить, заглянув в радиатор или расширительный бачок. Попадание масла проявится масляными пятнами на поверхности охлаждающей жидкости. Масляная утечка опасна тем, что неконтролируемая потеря его объема ухудшает защитные функции и ведет к износу двигателя. Просачивание масла может направиться и в цилиндры. Часто наблюдается замасливание свечей зажигания. В этом случае, можно ожидать повреждения не только прокладки, но и маслосъемных колей или клапанных сальников.
Чем это грозит?
Если пробило прокладку ГБЦ, нужно срочно устранять данную проблему. Иначе газы могут просочиться в систему охлаждения. Внешне это проявляется в белом дыме из выхлопной трубы. Также меняется консистенция охлаждающей жидкости. Она приобретет вид газированной минералки с множеством мелких пузырей. Свечи начинают покрываться маслом. Появляются пропуски зажигания. Сам уровень масла неконтролируемо падает. Если проглядеть его уровень, можно столкнуться с масляным голоданием. Из-за этого детали кривошипно-шатунного механизма будут работать «на сухую». Ресурс КШМ существенно снижается, появляются задиры на стенках цилиндров.
Вдобавок вытекшее масло начинает притягивать дорожную пыль. Она оседает на всех элементах силовой установки. Смыть такой налет будет трудно даже под давлением, с использованием агрессивных химических средств.
Воздействие прокладочных дефектов
Чаще всего течь происходит в местах, где установлены прокладки
Дефекты прокладок ГБЦ имеют тенденцию проявляться вытеканием масла, охлаждающего состава или отработанных газов. Протечка охлаждающей жидкости может произойти на наружную поверхность конструкции; в камеру сгорания или в масляную систему. Отработавшая газовая смесь может проникать из одной камеры в последующую через поврежденную перегородку, в охлаждающую систему. Масляная утечка обнаруживается по следам на внешней поверхности, в охлаждающей жидкости или по характерным признакам попадания внутрь цилиндра.
Верный признак нарушения герметичности – проникновение газов под окантовкой камеры сгорания. Показателем такого повреждения становятся следы почернения на металле окантовки или на соприкасающихся участках прокладки. Материал прокладки в месте попадания перегретых газов подвергается активной термической деструкции, что и вызывает его разрушение. При этом равномерное потемнение по всей поверхности не указывает на разрушительное воздействие.
Устранение неисправности
Что делать, если идет течь масла из-под головки блока цилиндров? Выход из данной ситуации только один. Это замена прокладки ГБЦ. Стоимость ее может быть разной. Для автомобилей ВАЗ новая прокладка стоит порядка 400-500 рублей. Цена изделия для иномарок начинается от 700 рублей и выше, в зависимости от конфигурации двигателя. Стоимость услуги замены – порядка полутора тысяч рублей. Операция требует демонтажа многих навесных элементов. Но при желании повторить данную процедуру можно своими руками. Ниже мы опишем процесс замены прокладки головки блока.
Типы дефектов прокладки
Течь масла из-под ГБЦ чаще всего обусловлена повреждением прокладки. Основными причинами ее разрушения могут стать: разрыв газами; перегрев; протечка охлаждающей жидкости; механические воздействия.
Нарушение целостности газами. Одна из распространенных причин повреждения связана с сильным проникновением отработавшего газового состава между вторым и третьем цилиндрами (при цикле выпуска). Разрушается эластомер прокладки в районе отверстия для прохождения охлаждающего состава. Такое явление порождается следующими причинами: проникновение газов в жидкость для охлаждения из-за плохой затяжки болтов; опускание гильзы цилиндра; деформация элементов; шероховатость поверхности деталей; неправильная регулировка начала подачи топлива.
Как производится замена?
Забегая наперед, отметим, что важным условием в ходе замены является правильная затяжка болтов головки. Только так можно достичь плотного и качественного прилегания поверхности. Иначе целостность прокладки нарушится, и масло будет снова выходить наружу, вместе с выхлопными газами. Момент затяжки у каждого авто индивидуален и указан в инструкции по эксплуатации.
Производится работа по замене прокладки в несколько этапов. Сперва демонтируется все навесное оборудование:
- Катушки зажигания.
- Высоковольтные провода.
- Воздушные патрубки и впускной коллектор.
- Датчики (положения дроссельной заслонки, холостого хода и так далее).
- Шланг вакуумного усилителя.
Перед тем как снять головку блока цилиндров, нужно слить охлаждающую жидкость. Иначе при демонтаже вы зальете ею весь двигатель. Если антифриз свежий, его можно использовать повторно. Главное условие – чистая емкость для слива и прозрачность самой жидкости. Если она потеряла свой цвет (напомним, он может быть красным, синим или желтым) или помутнела, повторному использованию такой продукт не подлежит.
После этого извлекается клапанная крышка. При установке необходимо использовать новую прокладку для нее. Также извлекается ремень ГРМ.
Обратите внимание! Распределительный и коленчатый вал не следует вращать до того момента, как ремень будет обратно установлен.
Как снять головку блока цилиндров? Имейте в виду, что болты ГБЦ могут прикипеть. Чтобы не допустить срыва ключа, максимально очистите грани от грязи и отложений. В противном случае открутить болт не получится. Из-за слизанных граней его можно только высверлить, что крайне сложно и опасно для блока двигателя.
Далее осматривают болты крепления головки. Они не должны быть вытянутыми. Если это так (к примеру, длина болтов на двигателях «Лады Самары» составляет не более 135,5 миллиметра), они меняются на новые. Перед установкой резьбу нужно обработать в масле.
С чего сделана ГБЦ?
Еще недавно все ГБЦ были чугунными. Сейчас на большинство современных двигателей ставят ГБЦ из алюминия. Правда, бывают случаи, когда использование головок с чугуна целесообразнее. К таким случаям принадлежит эксплуатация автомобиля в тяжелых условиях. При высокой температуре чугун деформируется в меньшей степени, чем алюминий. Но даже учитывая такой нюанс, чугунная головка уже почти история. Чтобы решить данный вопрос производители мощных двигателей используют прокладки, изготовлены из специальных веществ. Они выдерживают самые высокие температуры, не деформируясь при этом и обеспечивая герметичность системы.
Установка
После извлечения старой прокладки следует подготовить поверхность. Как это сделать? Поверхность блока мы очищаем от грязи (и остатков старой прокладки, если таковые имеются), тщательно обезжириваем.
То же самое касается участка на головке. Обе привалочные поверхности должны быть предельно сухими и чистыми. Далее монтируется сама прокладка. Важно не допустить ее смещения относительно посадочных отверстий. Отверстие для прохода масла должно находиться между третьим и четвертым цилиндром. На поверхности уплотнительного элемента уже нанесен герметик. Дополнительно мазать ничего не нужно. Далее головка надевается на двигатель и затягивается болтами. Распределительный и коленчатый валы должны находиться в положении верхней мертвой точки (когда клапаны первого цилиндра полностью закрыты).
Главные детали ГБЦ
ГБЦ состоит из съемных и несъемных деталей. К съёмным принадлежат:
- корпус;
- отверстия, в которых нарезана резьба для закручивания свечей зажигания;
- прокладка;
- механизм распределения газа;
- привод газораспределителя;
- крепления коллекторов.
К несъемным элементам ГБЦ принадлежат клапанные седла, функция которых заключается в обеспечении герметичности механизма распределения газа, и втулок, направляющих клапаны. Их впрессовывают «горячим» методом в корпус. Замена таких деталей возможна, но это требует применения специфического оборудования.
Менять их в гараже не рекомендуется, так как возможно изменение геометрии ГБЦ в результате разной степени прогрева. При этом головка не примкнет герметично к блоку, и ГБЦ выйдет из строя в скором времени.
Затяжка
Что касается затяжки, она производится в четыре этапа. Рассмотрим технологию на примере двигателя «Лады Самары» второго поколения. Сперва болты затягиваются с усилием в 20 Нм. Далее усилие возрастает до 70-85 Нм. На третьем этапе болты доворачивают на 90 градусов, на четвёртом – еще на столько же. После этого замену прокладки можно считать почти завершенной. Теперь вы знаете, что делать, если возникает течь масла из-под головки блока цилиндров.
Остается лишь собрать все навесное оборудование, залить антифриз и производить пробный запуск. В ходе сборки рекомендуется проверить и зазор между клапанами. Затяжка болтов производится динамометрическим ключом.
И немного о секретах Автора
Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби — рыбалка.
Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.
Откуда может течь масло в двигателе — диагностика
Про подтеки под авто мы уже говорили. Еще один способ вовремя обнаружить проблему — регулярно отслеживать уровень моторной жидкости. Опытные автовладельцы советуют проверять и то, и другое каждый раз перед началом эксплуатации машины. Также обращайте внимание на соответствующий индикатор приборной панели. Если вы являетесь владельцем современного автомобиля и привыкли на начальном этапе самостоятельно искать источник проблемы, обзаведитесь специальным сканером. Такое устройство позволяет производить чтение данных, осуществлять их сброс, анализировать информацию с датчиков и настраивать бортовой компьютер.
Сущность неполадки
Промеж цилиндрового блока и его головки находится накладка, которая предназначена для обеспечения герметичности. Оценить ее состояние визуальным образом нельзя. Причины того, что из-под головки БЦ течет масло, могут быть самыми разными: недостаточно затянутые болты, деформированная накладка, потрескавшаяся головка. Заметив деформацию накладки, необходимо обращаться к специалистам.
Прокладка ГБЦ играет важную роль
Утекая, смазка попадает в охладительный комплекс. Такую утечку возможно обнаружить, посмотрев в радиатор либо расширительный бак. Протечка масляной жидкости грозит тем, что количество автомасла уменьшается, следовательно, детали автомобиля не смазываются должным образом, быстро изнашиваются. Утекшая смазка может попасть в цилиндровый блок, замаслить свечи зажигания. В таком случае повредится не только накладка, но и сальники клапанов.
Причины повреждений накладки
- Газы. Отработанные газы попадают в участок между 2-ым и 3-им цилиндром. Прокладочный эластомер деформируется в области отверстия для прохождения охладителя. Подобная неполадка может быть обусловлена следующим: слабо затянутые болты; опустившаяся цилиндровая гильза; деформированные детали; шероховатая поверхность запчастей; неправильно отрегулированное начало впуска горючего.
- Расслоился участок отверстия для толкателя. Это может быть обусловлено: высокими нагрузками на мотор; неверным монтажом гильзового выступа; неровной поверхностью головки цилиндрового блока.
- Перегревание. Термоперегрев накладки является причиной того, что уплотнители разрываются. Перегрев может произойти из-за небольшого октанового индекса горючего, повышенного уровня сжатия, неверно отрегулированных свечей. Обычно перегревание приводит к тому, что прокладочный материал вспучивается около отверстий для прохождения антифриза.
Утечка автомасла считается довольно существенной неполадкой. Выявив ее, нужно немедленно принять меры по ее исправлению. Все процедуры лучше всего осуществлять в автосервисах. В особенности это актуально, если вы, например, хрупкая девушка на шпильках. Не стоит трогать силовой агрегат и, тем более, демонтировать его. Это может довести до полной поломки транспортного средства. Понадобится проводить капитальный ремонт, который стоит очень дорого. Проще сразу заплатить специалистам за устранение протечки масляной жидкости. Так вы затратите намного меньше собственных денежных средств. Главное – не игнорируйте неисправность. Мелкая неполадка может с большой вероятностью превратиться в серьезную поломку, делающую эксплуатацию транспортного средства невозможной.
Очень неприятный момент, знакомый многим автомобилистам – это когда подтекает масло из-под ГБЦ. Многие, особенно начинающие, автовладельцы не обращают на это внимание, особенно, если подтекает всего пара капель. Тем не менее, если пустить все это дело на самотек, то безобидные «пара» капель вскоре превратятся в ручеек, а спустя некоторое время масла в двигателе и вообще не останется.
Течь масла сзади двигателя — выработка вала
С такой поломкой легко не справиться, так как она возникает из-за естественного образования канавки в сальнике, проделанной валом. Здесь без разбора двигателя не обойтись, так как нужно менять весь валовый элемент. При обращении в хороший автосервис его специалисты обязательно предложат почистить систему от накопленных в ней газов. Необходимо устранить вентиляционный засор.
Найти СТО можно на агрегаторе Uremont.com , где для автовладельцев предусмотрены:
- онлайн-бланк заявки на проведение работ;
- интерактивная карта с адресами техцентров-партнеров;
- чат с профессионалами (в том числе консультация автоэксперта);
- отзывы и оценки пользователей;
- тематические статьи и пр.
Источник