Запись должна быть интересна всем, у кого с завода установлен генератор Magneti Marelli (63321611) с током на выходе 65А
Этот генератор устанавливался на множество моделей множества марок, помимо Фиата. Поэтому всё описанное касается не только Fiat Bravo и родственных с ним Brava & Marea.
Итак, предпосылкой к ремонту было наглядно скачущее напряжение на холостом ходу (очень хорошо видно по мерцающему свету от ламп снаружи и внутри). Первым делом решили заменить регулятор напряжения в сборе с щёточным узлом. Заменой стал UTM (Re 4121A). Замену делал лёжа под машиной, что настоятельно не рекомендую, т. к. крайне не удобно). На подъёмнике гена легко выходит через колёсную нишу, и менять его на снятом гене гораздо приятнее. Так вот, щётки были стёрты, но вместе с собой они забрали кольца коллектора на роторе.
Сделав поспешный шаг, заказали ротор в сборе KRAUF (AVE0674), уже после чего я узнал о возможности замены одного лишь коллектора.
К слову, в интернете надыбал сайт, очень полезный в плане поиска информации об аналоговых запчастях и соответствии их деталям оригинальных генераторов ( www.altstar.kiev.ua/index…pp=%D6%C10000255&det=&rt= ) Поспешность обусловлена тем, что часами спустя я безо всяких надежд спросил у гуголя, бывают ли коллекторные кольца на генератор Fiat Bravo. Но спросил я плохо, поэтому гуголь подтвердил отсутствие надежд, пока я не повторил вопрос с номером Magneti Marelli (63321611). И тут я и узнал об универсальности применения этого коллектора в совокупе со всем генератором). Таким образом был приобретён коллектор Ika (120890)
Помимо того, также приобретены подшипники NSK (B1799DDW8CG16E, со стороны ремня, размер 52*17*17) и FAG (60032RSR, в жопной части, размер 35*17*10). Немного протупив, я сперва в слепую приобрёл FAG 6003, он без пыльников, со старого подшипника переставить было нельзя, т. к. там пыльники немного иные.
Имея на руках коллектор и подшипники, началась переборка.
Заменив коллектор (отпаяв концы обмотки и *!ни в коем случае не провтыкав полярность, т. к. каждое из двух колец коллектора соответствует только одному концу обмотки на роторе!*, развалив коллектор на части, напрессовав новый коллектор и запаяв концы обмотки на коллекторе), я получил старый ротор с новыми кольцами и даже не подозревал, что ненужный ротор, находящийся в пути, на самом деле не такой уж и ненужный). И вот, в чём оказалась соль: когда я варварски сбивал и ломал коллектор, я погнул ось ротора ровно в том месте, где находится коллектор, и даже не знал об этом… Сюрприз ждал, когда на собранном генераторе, вращая в руках ротор, я обнаружил, что коллектор гуляет из стороны в сторону примерно на миллиметр, что недопустимо. Как раз на руках уже был новый ротор.
Именно он и был внедрён внутрь генератора. Пара моментов по ротору Krauf и всем остальным, которые предлагаются в качестве аналогов к оригинальному ротору. В технической информации ко всем без исключения аналогам указан ток 85А, хотя на корпусе гены написано 65А. В то же время все каталоги твердят, что эти роторы взаимозаменяемы. Я в электрике детсадовец, поэтому вопрос возможных последствий такого несоответствия меня беспокоил. Статистика мнений показала где-то 70-80% за нормальную работу генератора с таким ротором. ПО ФАКТУ я подтверждаю, что работа генератора с этим ротором полностью номинальна. Берите) Второй момент: ротор довольно красивый, я бы даже себе на полку в рамку поставил, если бы не пригодился в ремонте). Да и качество визуально на уровне. Но при установке таки пришлось подогнуть пару лопастей крыльчатки воздушного охлаждения, т. к. цепляли внутри за корпус.
Итого, прошло 2-3 месяца, дай Бог всё хорошо, напряжение в сети неизменно 14,4В вне зависимости от количества включённых электроприблуд, которыми машина оснащена)
Источник
Автомобильные Форумы POKATILI.RU
Форумы Добровольного Общества Взаимного Обеспечения на Дорогах
Доброго здравия, уважаемые коллеги по цеху! Цель сабжа показать,что не так страшен генератор, как его малюют и ежели имеются руки, растущие откедова требовается и информативная поддержка в лице нашего форума и мануальной документации, то ремонт его вполне можно выполнить собственными силами. Итак, что имеем в наличии: двигло HCS 1.3, стоящий на нём генератор Magneti-Marelli А 127-70(70 Ампер) G4X2A, произведен в U.K. В отличии от Вадима(у него стоял ММ 127-50(50 Ампер), у меня претензий к выдаваемым параметрам(уже выкладывал) генератора не было. Что сподвигло на ремонт? При хорошей нагрузке стал позванивать задний подшипник(чаще всего на любых генераторах разбивается именно он) и просадка напруги в импульсном режиме(в такт бумп-ст магнитолы) – а это к бабушке не ходи, стершиеся щётки регулятора напряжения.
Что потребуется для разборки: набор накидных и рожковых ключей, набор головок от 5,5 до 10, паяльник мощностью 60-100Вт. А также листок бумаги(лучше не один) и ручка, чтобы в процессе разборки сразу записывать и зарисовывать месторасположение гаечек и болтиков, коих в данном генераторе предостаточное количество. При первой разборке у меня осталась одна лишняя гаечка , пришлось поломать голову в течение изрядного количества времени 😕 при выявлении её местоположения на генераторе. А также яма или подъемник, из которых эту процедуру будет выполнить легче. Впрочем, второй раз я скидывал генератор сверху – у 1.3 места под капотом предостаточно, недаром говорят – 1,3 мечта механика.
Процесс съёма генератора с двигла: 1. Отключаем массу на аккумуляторе. 2. Накидной на 13 – откручиваем верхний болт регулировочной скобы натяжения ремня генератора. 3. 2 ключа на 13(накидной и рожковый) – откручиваем гайки 2-х нижних креплений генератора. Болты пока не вынимаем! 4. Двигаем генератор к двиглу(мне потребовалась монтировка), ослабляем ремень генератора и снимаем его со шкивов. 5. Накидной на 13 – откручиваем гайку на стартере и снимаем “+” провод генератора с клеммы стартера. 6. Рассоединяем и снимаем(защелка!) разъем голубого провода(идёт на приборку – лампочка генератора) генератора в нижнем левом углу кожуха радиатора. 7. Перекусываем бокорезами крепёжные хомуты проводки генератора на подрамнике радиатора. 8. Поддерживая генератор рукой, вынимаем(может случиться – выбиваем) нижние крепежные болты и снимаем генератор с двигла вместе с его проводкой.
Генератор переносим на свободный(воизбежание потерь его комплектующих, коих в предостаточном кол-ве) операционный стол. Очищаем генератор щеткой от грязи, очень желательно продуть затем его сжатым воздухом. Процесс разборки: 1.Головка на 8 – откручиваем 3 гайки жаростойкого экрана генератора и снимаем его. 2.Головка на 10 – откручиваем гайку и снимаем “+” провод генератора. 3.Снимаем клемму голубого провода, всю проводку откладываем в сторону. 4.Головка на 5,5 – откручиваем 3 крепежных болта регулятора напряжения и аккуратно снимаем его. Отсоединяем от него клемму с желтым проводом(от диодов обмотки возбуждения диодного моста). Откладываем регулятор пока в сторону. 5.Ключ на 8 – откручиваем 2 крепежных гайки задней крышки генератора. 6.Ключ на 10 – откручиваем стойку и по совместительству крепеж конденсатора(такая маленькая черная коробочка). Отсоединяем клемму черного провода конденсатора от “+” диодного моста и снимаем конденсатор. 7.Ключ на 8 – откручиваем 3-ю крепежную гайку задней крышки генератора. 8.Головку на 10 – откручиваем гайку клеммы «W»(вывод для дизельного тахометра) и снимаем изоляционную прокладку. 9.Ключ на 10 – откручиваем гайку «+» диодного моста. 10.Ключ на 7 – откручиваем гайку контактного болта голубого провода. 11.Головка на 5,5 – откручиваем крепежный саморез изоляционной накладки «+» провода и снимаем её. 12.Головка на 5,5 – откручиваем крепежный саморез контактного места массы задней крышки генератора и «-» пластины диодного моста. 13.Снимаем заднюю крышку генератора(может придется чуть постукивать медным молотком по диаметру крышки) и лицезреем диодный мост, который держится на 3-х выводах обмотки статора. Затем крышку. Ба, подшипник то в задней крышке сухой , ещё б он не звенел. Откладываем крышку в сторону до лучших времён. 14.Аккуратно паяльником поочередно отпаиваем(вакуумный отсос припоя будет не лишним) обмотки от клемм диодного моста и снимаем его, т.к. он нам будет мешать. Очень неплохо было бы полностью снять ротор с генератора. Для этого надо снять шкив с вала, а это у меня не получилось. 🙁 Сразу шкив не пошел – а тащить далее съемником побоялся сломать шкив.
Сразу разбор полетов, что не понравилось в конструкции: 1.Масса с минусовой пластины диодного моста идет на регулятор через заднюю крышку гены. А это сопротивление окислов(которые были там в наличии ) 2-х контактных переходов+сопротивление самой задней крышки. Непорядочек, контакт тут нужен хороший постоянно, непременно надо будет кинуть проволочный поводок от минусовой пластины к регулятору напряжения. 2. В задней крышке применен хитрый игольчатый подшипник, внутренней обоймой которого является непосредственно сам вал ротора. Значит, если ему пиндык, то менять только таким, поставить вместо него обычный подшипник с проточкой вала в ней просто не хватает места.
Делаем внешний осмотр обмоток – повреждений изоляции обмоток не обнаружено, потемневшей изоляции на отдельных витках не имеется. Сразу мерим цифровиком(предел Омы) сопротивление отмоток статора – 3 по 0,1 Ома, одинаково, в пределах нормы. Переключаем предел на мОмы и звоним обмотки на корпус статора(хоть так,один хрен нет низковольтного мегера) – бесконечность, чисто! Осматриваем ротор, осмотр обмоток траблов не выявляет. А вот на одном контактном колечке есть выработка от щётки! Опять цифровик в руки – мерим сопротивление обмоток ротора(щупы на кольца ротора) – 2,8 Ома, обрыва нет. Теперь на корпус ротора(один щуп на кольце, другой на корпусе) — бесконечность, чисто! Теперь переходим к устранению выработки на 1 контактном кольце ротора. Лучше всего это делать на токарном станке, зажав в патроне вал ротора. Данный вариант у меня не проходил, поэтому я зажал корпус генератора в тисках и сделал что-то типа привода на шкив из дрели и зажатого в её патроне резинового вала с металлическим сердечником(применяется при шлифовке). Обороты на дрели выставил регулятором небольшие и придерживая другой конец вращающегося вала ротора рукой, надфилем убрал выработку на кольце, отполировав его потом наждачкой. Затем отполировал наждачкой и второе кольцо.
Настал черёд задней крышки, вернее её подшипника. В моём случае выработки на валу ротора не было, поэтому я решил подшипник не менять, а просто отмыть его. А если б даже и решил менять, то это бы была плёвая затея. Поиск подшипника в инете выдал: подшипник устаревший и снят с производства. 🙁 Выпрессовывать подшипник не стал, ввиду его нежной конструкции и боязни его заломать(второго то нет!).Итак, моем сначала крышку в керосине или бензине, заткнув подшипник тряпкой. Продуваем сжатым воздухом. Затем моем этим же сам подшипник. Затем продуваем его. Опять моем, опять продуваем. И так до тех пор, пока из-за иголок не перестанет вылетать засохшая смазка. Перестала. Набиваем подшипник смазкой, вращая его пальцем. Я использовал литол. Внимание! Смазки нужно не большое количество, в противном случае избытки его полетят на ближайшую щетку 🙁 , что ни есть гуд. При второй разборке генератора я воочию этому убедился – на верхнем кольце и щетке была смазка.
Дошла очередь до отложенного регулятора напряжения, берем штангель и мерим длину щеток: около 5мм, одна щетка чуть длинее. Не удивительно – она чуть подзависла(пыль,грязь,песок) , т.е передвигалась в посадочном месте с подтормаживанием, давление на контактное кольцо оказавыла меньшее, значится и стерлась меньше. Далее личность в мануал – по нему минимальная длина щёток у генератора ММ 5,0мм. Ясен перец, щетки под замену. Выточить щетки можно из любой графитовой (большей по размеру), можно взять от классики Шигулёвские(весьма доступный вариант) и обточить под размер родных. Медно-графитовые щётки лучше не ставить – они жёстче, след-но износ колец будет интенсивнее. Я поставил графитовые 2-х поводковые (от движка постоянного тока ракетного комплекса 60-х годов 8) ), предварительно распилив их вдоль на 2 части и обточив надфилем под требуемые размеры. Работа трудоёмкая и требует аккуратности не накосячить с размерами щетки при обтачивании. Снимаются и меняются щетки так: 1.Высверливаем сверлом диаметром 2,5 место контактной сварки крепежной скобы щетки и вывода пластины с регулятора напряжения. 2.Отгибаем крепежную скобу щетки и вытаскиваем щётку из посадочного места за поводок. Поводок щетки приварен изнутри контактной сваркой к крепежной скобе. 3.Откусываем бокорезами поводок(не потеряйте пружину!), зачищаем надфилем место сварки и сверлим в этом месте отверстие сверлом 1,5, обязательно затем раззенковывая его сверлом большего диаметра. 4.Сняв штангелем размеры щетки, обтачиваем по ним новую. Длину щетки выбираем такой, чтобы она полностью при надавливании уходила в посадочное место. 5.Облуживаем при помощи паяльной кислоты площадку крепежной скобы около места крепления к выводу регулятора напряжения. Обязательно смываем ацетоном остатки кислоты после облуживания! 6.Одеваем на поводок новой щетки пружину и выводим его изнутри в просверленное отверстие и фиксируем зажимом “крокодил”, чтобы щетка не выскочила. Зажав поводок у края пинцетом, облуживаем его при помощи канифоли(кислоту не применять!). Делаем это быстро, чтобы поводок не насосал припоя. 7.Убираем зажим “крокодил”, прижимаем пинцетом поводок к крепежной скобе щетки около облуженного места и припаиваем его. 8.Повторяем те же операции со второй щеткой. 9.Вставляем щетки в посадочное место, ставим крепежную скобу и скрепляем её с контактной пластиной регулятора напряжения при помощи болтика с гаечкой м2,5. 10.Обязательно зачищаем от окислов контактную площадку массы регулятора напряжения. 11.Притираем щетки к кольцам при помощи наждачки.
Осматриваем диодный мост на наличие окислов и плохих паек. Я ничего подозрительного не выявил(а зря,смотреть надо внимательнее ), замер сопротивления p-n перехода у силовых диодов показал значение с разбросом 550-560 Ом в прямом направлении(обратное ессно к Омы), что позволило сделать вывод об их исправности. Диоды обмотки возбуждения(они собраны в один блок) при замере тоже оказались исправны. Всё выглядело благопристойно и беды не предвещало, чем и усыпило мою бдительность. За что я позжее и поплатился…
Итак, всё проверено. Собираем всё очень внимательно в обратном порядке, начиная с припаивания к обмоткам статора диодного моста. Важно не перекосить заднюю крышку и не перетянуть её гайки – вал ротора должен свободно вращаться! Я бы рекомендовал не ставить штатную проводку, она очень часто окисляется и отгнивает в месте контакта на стартере(особенно у кого нет защиты). Хотя, ради справедливости замечу — у меня всё ОК, ни намёка на окислы 8) . Надо купить новый длинный провод того же сечения и бросить его напрямую на аккумулятор. Причем тащить лучше сразу 2 провода: и плюс и массу. Массу лучше взять не с впрессованной втулки в правое крепёжное ухо, а с места крепления гайки задней крышки генератора(около регулятора напряжения).
И вот он заветный момент: ставлю генератор на двигло, натягиваю ремень(упирая рычагом длинной монтировки в генератор) и зажимаю регулировочную скобу болтом. Проверяю по мануалу натяжение ремня – прогиб при надавливании 2мм. Креплю проводку новыми стяжными хомутами, соединяю разъем голубого провода. Накидываю массу на аккум. Включаю зажигание и вижу, что лампочка генератора горит вроде чуть-чуть тусклее 😕 лампочки давления масла. Или кажется? Ладно, разберемся позже(ведь горит же), завожусь – лампочка потухла. Произвожу замеры напряжения тестером: те же. Врубаю дальний и слушаю – никакого звона подшипника, так же нет звона на бумп-ст магнитолы. 😀 Записываю плюсик в свой актив. Просадок напряжения в пиках нагрузки нет. 😀 Душа поёт – работа была проделана не зря. Усё! Глушу двигло. Включаю зажигание и тупо смотрю на лампочку генератора: “А может так оно и было. ” Ведь траблов нет, напруга в норме – уговариваю себя. На дворе лето, солнышко, лепота 😀 – заново снимать и раскидывать генератор из-за смутных подозрений. Опять уговариваю себя, что всё работает как положено, лампочка тухнет, нет причин для беспокойства – ведь всё просмотрел. Ну и в конце-концов уговариваю, хотя где-то глубоко внутренний голос злорадно шепчет , что это мне аукнется…
Так оно и вышло, причем по закону подлости, в самый неподходящий момент. 🙁 Но это уже совсем другая история… To be continue…