Ремонт генератора ямз 236

Электрооборудование

На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 до июля 1968 г . устанавливались генераторы постоянного тока: экранированный Г-107Б и не-экранированный Г-105Б. С июля 1968 г . двигатели комплектовались генераторами переменного тока Г-270А, а с марта 1971 г .— генераторами переменного тока Г-271.

Генераторы постоянного тока

Генераторы Г-105Б и Г-107Б одинаковы по конструкции и имеют одну техническую характеристику. Проверку работы генератора можно производить непосредственно на двигателе или на специальном контрольно-испытательном стенде. К генератору нужно подсоединить амперметр, вольтметр и реостат, как показано на схеме (рис. 93, а), и проверить соответствие параметров генератора технической характеристике. Для проверки генератора, работающего в режиме электродвигателя, необходимо включить приборы по схеме, указанной на рис. 93, б. Генератор при работе на холостом ходу в режиме электродвигателя должен потреблять ток не более 7,2 А при напряжении на клеммах 24 В. Если при проверке работы генератора обнаружены значительные отклонения от технической характеристики, следует найти причину и отремонтировать генератор. Разборка. Прежде всего очищают генератор от грязи, масла, протирают сухой салфеткой, вывертывают стяжкой винт, снимают защитную ленту 3 (рис. 94), вывертывают винты крепления наконечников щеточных проводов, приподнимают крюком рычажки щеток и извлекают щетки. Если щетки пригодны для дальнейшей эксплуатации, необходимо их пометить, чтобы при последующей сборке установить в свои щеткодержатели. Отвернув гайку 10 крепления шкива генератора, специальным съемником снимают шкив 9 и вынимают из паза вала якоря шпонку.

Расшплинтовав и вывернув винты крепления крышки 19, снимают крышку с прокладкой, отвертывают гайку 18, снимают шайбу, вывертывают стяжные болты и снимают крышку / генератора. Для удобства снятия крышки на ней против отверстий под стяжные болты выполнены щели для отверток. Затем извлекают якорь 6 в сборе с крышкой 8, спрессовывают крышку 8 с вала якоря и разбирают крышки 1 и 8.

После разборки генератора металлические детали промывают в керосине или бензине, а детали, имеющие изоляцию, протирают салфеткой, слегка смоченной бензином. Якорь и корпус после чистки необходимо просушить. Якорь генератора заменяют при наличии межвиткового замыкания, обрыва секций, замыкания обмотки на массу и невозможности устранения неисправностей без перемотки якоря. Определение межвиткового замыкания производится на индукционном аппарате ППЯ-5. При проворачивании якоря на индукционном аппарате и прикосновении стальной пластины последовательно к отдельным секциям якоря дребезжание пластины укажет на секцию с корот-козамкнутыми витками.

Замыкание на массу проверяется подключением витков якоря через лампочку к сети переменного тока (рис. 95). Определение обрыва или межвиткового замыкания, а также выявление замкнутой на массу секции производится пропусканием тока от аккумуляторной батареи через обмотку якоря и замером напряжения на коллекторных пластинах чувствительным милливольтметром. Если коллектор имеет значительную выработку или биение рабочей поверхности более 0,05 мм относительно опорных шеек вала, его необходимо проточить. После проточки специальным шабером следует выбрать изоляцию между пластинами коллектора на глубину 0,8 мм по всей ширине (рис. 96), затем коллектор шлифуют мелкой стеклянной шкуркой, а щетки притирают к коллектору.

Катушки возбуждения в сборе с корпусом проверяют на отсутствие обрыва обмотки, замыкания обмотки или выводной клеммы на корпус и на отсутствие межвиткового замыкания. Для проверки обмотки на отсутствие обрыва необходимо конец обмотки отсоединить от щеткодержателей и соединить его и клемму Ш с контрольной лампой. При отсутствии обрыва лампа должна гореть. Для проверки обмотки возбуждения и выводной клеммы на отсутствие замыкания на корпус необходимо наконечники контрольнон лампы соединить с клеммой Ш и корпусом генератора (см. рис. 97). При отсутствии замыкания лампа гореть не должна. Необходимо следить, чтобы во время проверки наконечник провода обмотки, отсоединенный от щеткодержателей, не касался корпуса генератора.

Обмотки возбуждения на отсутствие межвитковых замыканий следует проверить при помощи омметра (лучше всего на приборе ППЯ-5). Обшее сопротивление соединенных последовательно четырех катушек должно быть 17,48—19,32 Ом.

Если в результате проверки обнаружится обрыв обмотки, замыкание на корпус или межвитковое замыкание, нужно убедиться, где находится неисправность. При невозможности устранить повреждение

без перемотки катушки заменяют. Для снятия неисправных катушек с корпуса генератора необходимо сделать метки на полюсах и корпусе генератора с тем, чтобы при сборке устанавливать полюсы на места, откуда они были сняты; при помощи прессотвертки вывернуть винты, крепящие полюсы к корпусу и снять полюсы; снять катушки с полюсов.

Установка новых катушек на полюсы должна быть свободной, без применения значительных усилий во избежание повреждения обмотки. Установка полюсов в корпус должна производиться по меткам. Головки винтов после затяжки закернивают с двух сторон. Щетки заменяются, если имеются трещины, сколы и другие механические повреждения, отсутствуют щеточные провода, если высота щетки в результате износа менее 17 мм , а поверхность щетки насыщена маслом. Перед установкой новых щеток их следует притереть к коллектору. Притирка выполняется па специальном приспособлении, состоящем из крышек генератора, укрепленных на панели. Для притирки нужно проволочным крючком оттянуть рычаг щеткодержателя и между щеткой и коллектором ввести полоску мелкой стеклянной бумаги абразивной стороной к щетке. Затем, отпустив щетку, протаскивают полоску против направления рабочего вращения якоря до тех пор, пока щетка не будет прилегать к коллектору. При движении по направлению вращения щетку следует приподнимать.

Читайте также:  Ремонт двигателя урала мотоцикла

Изолированные щеткодержатели проверяют при помощи контрольной лампы на отсутствие замыкания на крышку со стороны коллектора.

При исправной изоляции лампа гореть не должна. Неисправную изоляцию или крышку в сборе заменяют. Щетки в щеткодержателях должны передвигаться легко, без заедания. Шарикоподшипники не должны иметь заметного люфта. Радиальный люфт в шарикоподшипниках допускается не более 0,1 мм . Изношенные шарикоподшипники заменяют новыми.

объема закладывают свежую консистентную смазку ЛЗ-158 (ВТУ ТНЗ № 100—61) пли соответствующую ей по свойствам. На вал якоря со стороны шкива надевают упорную чашку и запрессовывают до упора подшипник в сборе с крышкой. Якорь в сборе с крышкой вставляют в корпус генератора и собирают крышку со стороны коллектора с фланцами, сальником и шарикоподшипниками. Сальник должен быть промыт и пропитай маслом, шарикоподшипник на 2/3 объема заполнен консистентной смазкой. Установив в корпус генератора крышку со стороны коллектора, стягивают крышки с корпусом стяжными болтами, проверяют легкость вращения якоря, затягивают и зашплпнтовывают гайку крепления подшипника со стороны коллектора. На вал со стороны привода устанавливают шпонку, напрессовывают шкив генератора, надежно затягивают гайку крепления, устанавливают прокладку и фланец крышки со стороны коллектора. Затем вставляют щетки в щеткодержатели, привертывают к щеткодержателям наконечники щеточных канатиков и обмотки возбуждения и динамометром проверяют давление пружин на щетки. Во время проверки под щетку подкладывают полоску бумаги и, постепенно оттягивают динамометр, пытаются протянуть полоску. В момент, когда полоска бумаги начнет двигаться, отмечают показания динамометра. Прижимное усилие щеточных пружин должно быть 650—1300 гс. Установив защитную ленту, генератор обкатывают на стенде в течение 5—10 мин без нагрузки при 2000 об/мнп После обкатки на холостом ходу генератор должен проработать под нагрузкой 5 мин. Нагружать генератор следует постепенно, начиная с 0 до номинального значения тока. По окончании обкатки проверяют техническую характеристику генератора.

Источник

Ремонт и подключение генератора на грузовых автомобилях МАЗ

Блок монтажный МАЗ — БСК-4

В системе электрооборудования современных автомобилей МАЗ-6430 применяется монтажный блок предохранителей и реле (блок бортовой системы) марки БСК-4 (ТАИС.468322.003) производства Минского завода ОАО “МПОВТ”. В конструкции монтажного блока для крепления электронных компонентов, реле и предохранителей используется многослойная, печатная плата. При коротких замыканиях в электропроводке автомобиля и токопроводящих жгутах происходит выход блока из строя. Так-же может применятся аналог БСК-4 с наименованием БКА-4.

Ремонт монтажного блока БСК-4 при дефектах в многослойной печатной плате производится нашими специалистами. При невозможности ремонта, требуется замена. Чтобы избежать выхода из строя монтажного блока БСК-4 нужно следить в первую очередь за соответствием номиналов предохранителей, а так-же состоянием электропроводки грузового автомобиля.

Автоэлектрика (электрика) и электроника автомобиля МАЗ имеет свои особенности, недостатки и достоинства, и эти особенности надо учитывать при эксплуатации грузовой машины МАЗ. Мастер, специализирующийся на ремонте автоэлектрики МАЗ имеет большой опыт работы по ремонту автоэлектрики (электрики) и знает слабые места в электрике автомобилей марки МАЗ. Навыки и опыт очень важны в работе хорошего грузового автоэлектрика (электрика) на выезде, чтобы минимизировать финансовые потери заказчика из-за простоя.

Неисправности

Поломки ГУ могут быть как в электрической, так и в механической части. Признаками дефектов являются отсутствие зарядного тока при работе двигателя автомобиля или падение напряжения в момент включения большой нагрузки. В первом случае неисправность чаще всего связана с отсутствием тока возбуждения или выходом из строя регулятора напряжения, а во втором — с пробуксовкой приводного ремня.

Все дефекты устраняемые, кроме тех, которые связаны с повреждением обмоток статора и ротора. В этом случае необходима агрегатная замена механизма.

Ремонт

Для устранения неисправностей ГУ необходимо демонтировать со штатного места. Выявить неисправность можно только разобрав устройство. В результате должно получиться 2 половины: первая, состоящая из передней крышки со шкивом и якорем, вторая — из задней крышки и статора. Для проведения проверок и замеров обмотку статора отсоединяют от выпрямительного блока. Катушки проверяют на целостность и пробой на корпус.

Использование контрольных ламп на 220 В запрещено по требованиям безопасности. Аналогично проверяется обмотка возбуждения. Поврежденные элементы подлежат замене.

При проверке выпрямителя прозванивают все диоды в прямом и обратном направлении. Дефектные детали выпаиваются и заменяются исправными. Обязательной проверкой является тестирование работоспособности регулятора напряжения, который часто называют «шоколадка». Для этой цели используется контрольная лампа на 24 В. Этими действиями проверяется целостность цепи подачи тока возбуждения на обмотку ротора.

Обслуживание

Уход за генератором должен быть регулярным. В связи с тем что его демонтаж связан с дополнительными сопутствующими работами, во время нормальной эксплуатации ограничиваются периодическим наружным осмотром. При этом следят за тем, чтобы на корпус ГУ не попадала вода, а соединительные провода не касались вращающихся частей. Проводники с поврежденной изоляцией должны быть заменены или заизолированы. Уход за подшипниковыми узлами, контроль износа и замену щеток совмещают с ремонтом во время полной разборки ГУ.

Читайте также:  Ремонт пгу для камаза

Устройство и принцип работы

Как известно, основное предназначение генераторного устройства заключается в преобразовании механической энергии в электрическую. Благодаря этому узел восстанавливает емкость аккумуляторной батареи, а также позволяет питать все . Генераторное устройство находится в передней части силового агрегата и приводится в движение коленвалом.

Подробнее об основных элементах и принципе действия:

  1. Роторный механизм. Этот элемент представляет собой вал с установленной обмоткой возбуждения. Обе половины данной обмотки находятся в противоположных полюсных половинах узла. Роторный механизм приводится в движение благодаря ременной передаче привода.
  2. Контактные кольца используются для запитки обмотки.
  3. Статорный механизм — состоит из обмотки и сердечника. Этот элемент предназначен для выработки тока переменного значения. Выработанный механизмом ток через кольца подается дальше по электроцепи.
  4. Для того, чтобы выработанный ток возбуждения успешно попал на кольца, используются щетки. Эти элементы, как показывает практика, зачастую выходят из строя по причине износа.
  5. Выпрямительный блок. Этот компонент предназначен для преобразования переменного напряжения. Конструктивно данное устройство состоит из пластин с установленными диодными элементами. В зависимости от распиновки агрегата, схема подключения автомобильного генераторного устройства может включать в себя отдельную пару диодов обмотки. В данном случае напряжение не сможет проходить через аккумуляторную батарею при заглушенном моторе.
  6. Реле регулятора. Этот элемент предназначен для поддержания определенного уровня напряжения в бортовой сети в нормированных пределах. Реле регулятора напрямую влияет на частоту, а также продолжительность сигналов тока. Непосредственно сам регулятор конструктивно включает в себя контроллеры, а также исполнительные компоненты. Их назначение заключается в определении времени, на протяжении которого обмотка должна быть подключена к сети. Если реле регулятора по каким-то причинам выходит из строя, пропадает стабилизация поступающего напряжения на аккумуляторную батарею.
  7. Корпус устройства, в котором расположены основные детали и компоненты агрегата. Сам корпус обычно выполнен из алюминия, поэтому его вес относительно небольшой. Корпус установки позволяет оперативно рассеять тепло, в результате чего температурный режим не доходит до критической отметки. Также корпус является немагнитным (автор видео о принципе действия устройства — Михаил Нестеров).

Необходимость ухода за КПП

Способствует продлению ресурса скоростной коробки – своевременное ее обслуживание. В частности, автовладелец должен следить за эффективностью работы шестеренок, рычага управления, контролировать уровень залитого в автомобильную систему МАЗ масла.

В случае необходимости ремонта коробки передач на МАЗ, необходимо демонтировать из штатного места коробку передач. Устройство должно быть визуально осмотрено на предмет внешних деформаций. Велика вероятность того, что именно это является причиной того, что КПП «не слушается» команд водителя. Если деформаций нет, можно приступать к разбору на составляющие КПП.

Если схема КПП МАЗ дала сбой, то станут проявляться следующие признаки:

  • не срабатывают некоторые передачи, например, 4 и 5;
  • отмечается затруднение ручного переключения.

Для промывки КПП требуется около 3-х литров специального масла. Ремонт КПП МАЗ может заключаться в восстановлении мостов, мойке, дефектации коробки. Также, ремонту подлежат картер и крышка.

Это интересно: Ремонт и подключение генератора на грузовых автомобилях МАЗ

Модификации

На основе бортового грузовика производились несколько модификаций:

  • шасси 5335, предназначенное под установку различных надстроек;
  • длиннобазный вариант грузового автомобиля 53352, отличавшийся установкой дизеля ЯМЗ-238Е и модернизированной трансмиссией;
  • северный вариант 533501, оснащенный двойным остеклением и улучшенной теплоизоляцией кабины;
  • мелкосерийный грузовик 516Б с дополнительной подкатной осью с гидравлическим приводом подъема и 8-цлиндровым турбодизелем ЯМЗ-238Н;
  • версия самосвала 5549 с 1-сторонней разгрузкой;
  • седельный тягач модели 5429;
  • версия тягача 5430, оснащенная гидравлическим приводом для самосвального полуприцепа;
  • специальная модификация седельного тягача 504В2, поставлявшаяся по заказу «Совтрансавто»;
  • лесовоз МАЗ-509А с колесной формулой 4*4.

Все версии грузовиков с приводом на задний мост максимально унифицированы по конструкции и предназначены для движения по дорогам, рассчитанным на осевую нагрузку 10 т. Версия с приводом на все колеса оснащается передним мостом и элементами трансмиссии.

Устройство

Между промежуточным и вторичным валом сбоку установлена ось с парой роликовых подшипников и шестеренкой заднего хода. Передний зубчатый элемент агрегирует с аналогом первой скорости при помощи дополнительного вала, а задняя шестерня зацепляется посредством активации задней передачи.

На полуприцепе МАЗ фронтальная часть вторичного вала смонтирована на роликовом подшипнике, а задний элемент установлен в ванне шарикоподшипника. На выступающей части имеется шестеренка привода спидометра, сзади деталь защищена крышкой, в которой находятся сальник и привод скоростемера. На шлицевой задней части вала установлен механизм переключения первой и задней передачи. Стоит отметить, что данная шестерня оснащена прямыми зубцами.

Схема переключения передач МАЗ, устройство, ремонт, характеристики

Вряд ли кто-то станет спорить, что для понимания принцип и последовательность работы коробки передач значительно легче, чем та же

, но и здесь предостаточно своих нюансов, которое непосвященному могут показаться «темным лесом».

И загнать его такие дебри измышлений, что впору вызывать «03», хотя есть большие сомнения, что приехавшие специалисты смогут хоть чем-то помочь, если, конечно, у кого-нибудь из них не стоит в гараже детище Минского Автозавода. Хотя и тогда нет гарантии, что вам попадется владелец именно того типа КПП, что загнал вас в столь плачевное состояние. А чтобы не попадать в подобные ситуации стоит знать «ху из кто», то есть, для каких моделей МАЗ, какие коробки являются нормой. Допустим, вас интересует, или вы даже являетесь обладателем одной из следующих моделей – 5551, 5337, 53371, 54331, 5431. В таком случае поздравляем! Дело в том, что на этих автомобилях в базовой комплектации ставят коробку ЯМЗ 236П, а это означает, что схема переключения передач МАЗ данного типа описывается очень просто – пяти ступенчатая.

Читайте также:  Quickstop advance поплавковый клапан ремонт

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич

Другое дело, если речь идет о МАЗах 64229-ой и 54323-ей модели , на которые устанавливают КПП хоть и ЯМЗ, но уже 238А. а такая коробка является гибридом обычной четырех ступенчатой коробки с двухступенчатым мультипликатором. Фактически, такое сочетание делает коробку передач восьми ступенчатой, где в низшем диапазоне мультипликатора работают передачи с первой по четвертую плюс задний ход, а при переключении мультипликатора в высший диапазон «появляются» передачи с пятой по восьмую. В отдельную категорию стоит выделить автомобили минского производства, но с импортными КПП, которые были переделаны под используемые отечественные двигатели. Чаще всего, при подобной модификации используются два типа коробок, и в результате схема переключения передач МАЗ соответствует либо 9-тиступенчатой ZF Ecomid 9S1310, либо 16-тиступенчатой ZF 16S1650. Использование подобных коробок гарантирует владельцам некоторые преимущества. И в то же время накладывает на них некоторые обязательства – правила технического обслуживания такой коробки переключения должны соблюдаться неукоснительно. Хотя стоит заметить, что ненадлежащий уход и эксплуатация наших «двужильных» КПП тоже дело обязательное, и если эти нормы не соблюдать, то очень скоро схемы переключения вас будут интересовать куда меньше инструкций по ремонту коробки.

Схема переключения

1 236-1702060-А2 Шток вилки переключения 1-ой передачи и заднего хода 2 236-1702014 Прокладка крышки 3 236-1702015-Б2 Крышка верхняя 4 236-1702129 Предохранитель включения 1-ой передачи и заднего хода 4 236-1702129 Предохранитель включения 1-ой передачи и заднего хода 5 236-1702127-А Пружина предохранителя 6 236-1702132 Стакан пружины 7 236-1702087 Штифт замка штоков вилок 8 316172-П29 Пробка 9 200-1702083 Шарик 10 236-1702122 Прокладка опоры рычага 11 216258-П29 Шпилька 12 252136-П2 Шайба 10 пружинная 12 252136-П2 Шайба 10 пружинная 12 252136-П2 Шайба 10 пружинная 13 250513-П29 Гайка 14 236-1702126 Ось поводка 15 236-1702125 Поводок переключения 1-ой передачи и заднего хода 16 252137-П2 Шайба пружинная 17 250615-П29 Гайка 18 236-1702170-А Сапун 19 262522-П2 Пробка 20 236-1702025 Винт установочный 20 236-1702025 Винт установочный 20 236-1702025 Винт установочный 21 236-1702225-Б Рычаг переключения передач 22 260311-П15 Заглушка 23 260310-П15 Заглушка 23 260310-П15 Заглушка 23 260310-П15 Заглушка 24 236-1702213 Втулка 25 236-1702129 Предохранитель включения 1-ой передачи и заднего хода 26 236-1702106 Пружина 26 236-1702106 Пружина 26 236-1702106 Пружина 27 236-1702215 Болт 28 236-1702209-Б3 Картер 29 236-1702206-Б3 Картер механизма дистанционного переключения передач в сборе 30 236-1702235 Стакан пружины фиксатора 31 252161-П2 Шайба 32 236-1702100 Шарик-фиксатор 32 236-1702100 Шарик-фиксатор 33 236-1702229-А Головка штока вилки 34 312534-П2 Шайба замковая 35 310213-П29 Болт 36 201499-П29 Болт 10-6gх30 37 316121-П29 Пробка К 1/4″ 38 236-1702216 Кольцо уплотнительное 39 236-1702227 Шток вилки продольной тяги переключения передач 40 236-1702024 Вилка переключения 1-ой передачи и заднего хода 41 236-1702221 Валик 42 314040-П2 Шпонка 43 236-1702222 Рычаг переключения передач 44 236-1702241 Прокладка 45 236-1702240 Крышка картера механизма дистан-ционного переключения передач 46 252135-П2 Шайба пружинная 47 201454-П29 Болт М8х16 48 236-1702027 Вилка переключения 2-ой и 3-ей передач 49 236-1702053 Головка штока вилки переключения 1-ой передачи и заднего хода 50 236-1702028 Головка штока вилки переключения 2-ой и 3-ей передач 51 236-1702033 Вилка переключения 4-ой и 5-ой передач 52 236-1702064 Шток вилки переключения 2-ой и 3-ей передач 53 236-1702074 Шток вилки переключения 4-ой и 5-ой передач Ссылка на эту страницу: http://www.kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=6&mark=14&model=46&group=82

Модели генераторов для МТЗ-82

В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:

  1. На технике выпуска до конца II квартала 1975 г. использовался агрегат модификации Г304-Д1, оборудованный реле-регулятором РР362-Б. Генератор отличается расположением коммутационных клемм на задней части корпуса.
  2. Со второй половины 1975 г. (по некоторым данным — с начала 1976 г.) стал использоваться узел модели Г306, работавший в паре с регулятором напряжения РР362-Б.
  3. В 80-е гг. стал использоваться агрегат модификации Г309, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным ресурсом деталей. На части машин применялся 700-ваттный генератор Г464, который был вытеснен изделием Г964 (и его модификациями), имеющим мощность 1000 Вт.
  4. С начала 2000-х гг. был внедрен узел модели АТ 1150.04.1 (или аналог с заводским номером 9695.3701-1), имеющий увеличенную на 11% отдачу и усовершенствованный корректор напряжения. На тракторах с кондиционером и дизельным мотором Д-245 используется агрегат 9702.3701, способный вырабатывать ток до 100 А (мощность составляет 1400 Вт).

Источник

Оцените статью