Ремонт гидромуфты вентилятора ямз 240

Ремонт гидромуфты вентилятора ямз 240

Вентилятор приводится через гидродинамическую муфту, которая включает и выключает вентилятор, а также гасит инерционные нагрузки в приводе, возникающие при резком изменении числа оборотов коленчатого вала.

Корпус-кронштейн гидродинамической муфты закреплен на переднем торце двигателя четырьмя болтами. К корпусу-кронштейну на фланце крепится корпус подшипников гидромуфты. Чаши корпуса-кронштейна и корпуса подшипников образуют полость, в которой вращаются рабочие колеса гидромуфты: ведущее (насосное) колесо и ведомое (турбинное). Ведущее колесо напрессовано на конец полого ведущего вала гидромуфты и прикреплено болтами к фланцу вала. Ведущий вал установлен на двух шарикоподшипниках, расположенных в корпусе подшипников. На противоположном конце ведущего вала напрессована ступица ведущего шкива, закрепленная гайкой. На ступице шестью болтами закреплен ведущий шкив и гидромуфты. Масляная полость корпуса подшипников в месте выхода ведущего вала уплотнена резиновой манжетой. Внутри полого ведущего вала расположен ведомый вал гидромуфты, опирающийся на шарикоподшипники. На один из концов вала напрессована ступица вентилятора , на другой — ступица с прикрепленным к ней болтами ведомым колесом. Крепление ступиц на валу осуществлено гайками. Уплотнение ведомого вала осуществляется резиновой манжетой, работающей по втулке.

Ведомый вал имеет центральное сверление, через которое подводится масло. Масло выходит через радиальные сверления в ведомом валу в зоне расположения переходной втулки, несущей разрезные уплотнительные кольца. Далее масло проходит через сверления во втулке, попадает в радиальные сверления в ведущем валу и затем через радиальные сверления ведущего колеса— в межлопаточные каналы ведущего колеса.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Зазор между торцами рабочих колес закрыт по окружности штампованным кожухом, напрессованным и развальцованным на ведущее колесо. Слив масла из рабочих полостей колес происходит через одно радиальное отверстие в кожухе.

Масло в ведомый вал подводится через торцовый уп-тотнитель, расположенный во фланце и прижатый к торцу вала пружиной. Масло из гидромуфты сливается в поддон через трубку.

Источник

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Обслуживание и ремонт системы охлаждения ЯМЗ-240

От работы системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность, надежность, срок службы и другие показатели дизеля ЯМЗ-240. Для обеспечения нормальной ее работы проводят планово-предупредительное техническое обслуживание в следующем объеме.

При ЕТО проверяют уровень жидкости в системе, контролируют исправность сальниковых уплотнений крыльчатки водяного насоса и гидромуфты, проверяют на слух работу гидромуфты.

При ТО-1 проверяют гидромуфты привода вентилятора на двигателе ЯМЗ-240Б, а также показания указателя температуры охлаждающей жидкости на прогретом дизеле.

При СТО проверяют исправность термостатов и при необходимости очищают систему от накипи и других осадков.

Уровень охлаждающей жидкости проверяют и доводят до уровня 60 мм от верхней плоскости заливной горловины расширительного бака. При работе не допускают понижения уровня ниже 100 мм.

Если уровень жидкости понизился вследствие подтеканий ее, то после устранения неисправности систему дозаправляют антифризом Тосол А-40. При отсутствии подтекания уровень жидкости повышают добавлением дистиллированной воды.

При СТО проверяют плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 1,078-1,085 г/см3 при 20 С. При необходимости повышения плотности добавляют антифриз Тосол А. Охлаждающую жидкость заменяют один раз в два года.

Если в качестве охлаждающей жидкости используют воду, то во избежание загрязнения системы накипью и другими осадками ее следует заполнять мягкой водой, регулярно промывать чистой водой с помощью промывочного пистолета и возможно реже заменять воду. При первой возможности воду в системе необходимо заменить на Тосол А-40.

Состояние сальниковых уплотнений проверяют с целью повышения срока службы ремней привода. При неисправности сальника водяного насоса охлаждающая жидкость подтекает через дренажное отверстие на корпусе насоса.

При износе резиновых манжет гидромуфты вытекающее масло попадает на ручьи шкива, что ведет к преждевременному выходу из строя ремней привода.

Состояние гидромуфты привода вентилятора проверяют на слух. При нормальной работе гидромуфты не должны прослушиваться посторонние шумы и стуки.

На остановленном дизеле вентилятор должен свободно и бесшумно вращаться. При этом не должно быть больших радиальных и осевых свободных перемещений вала вентилятора.

Натяжение ремней

Их необходимо предохранять от масла и топлива. Так как наибольшая вытяжка ремней происходит в течение первых 60 м/ч, то их натяжение в этот период следует проверять часто.

Натяжение ремней проверяют нажатием на середину самой длинной ветви усилием 40 Н, замеряя при этом наибольший прогиб ремня.

Натяжение ремней привода вентилятора ЯМЗ-240 регулируют натяжным устройством. Перед регулированием отворачивают контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива — на пол-оборота и гайку болта-натяжителя — на два оборота. Вращением болта по ходу часовой стрелки регулируют натяжение ремня.

После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси моментом 120-150 Нм, а гайку болта-натяжителя моментом 10-20 Нм. Во избежание поломки механизма натяжения запрещается подтягивать ремни вращением гайки болта-натяжителя.

Читайте также:  Мастер классы по ремонту мебели

Натяжение ремней привода генератора и компрессора регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления.

Перед регулированием ослабляют затяжку болтов крепления передней и задней лап генератора, болта крепления генератора к планке и болта крепления планки генератора. После регулирования затягивают болты,

Подшипники натяжных устройств приводных ремней смазывают моторным маслом М10Г2 (летом) или М8Г2 (зимой). На дизеле ЯМЗ-240Б масло заливают через отверстие на переднем торце шкива до уровня отверстия.

Работу термостатов и дистанционных термометров ЯМЗ-240 проверяют в такой последовательности:

— Открывают краны на правом водяном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.

— Выворачивают датчики температуры охлаждающей жидкости и сигнальной лампы. Охлаждающая жидкость дизеля + 100 С из правого водяного коллектора дизеля. Закрывают отверстия заглушками.

— Выворачивают болты термостатных коробок, ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.

— Опускают датчики, термостаты и эталонный термометр в ванну с регулируемым подогревом. Соединяют корпуса датчиков с системой электрооборудования трактора и нажимают на кнопку масса. При температуре 373К (100С) должна гореть контрольная лампа Охлаждающая жидкость
дизеля +100С. Разница в показаниях рабочих и эталонного термометров не должна превышать пять градусов.

— Охлаждая воду, наблюдают за показаниями рабочих и эталонного термометров и действием клапанов термостатов. Клапаны должны начинать открываться при температуре 341-345К (68-72С) и полностью открыться при 351-355 К (78-82 С). При отклонениях от указанных пределов приборы заменяют.

— Нажимают на кнопку масса, отсоединяют от электрооборудования датчики термометров и устанавливают их на свои места.

— Размещают термостаты в коробках и присоединяют к ним патрубки.

— Заправляют систему охлаждения жидкостью, пускают дизель и проверяют, нет ли подтекания рабочей жидкости.

Термостаты можно проверить, не снимая их с дизеля. Для этого пускают дизель, выворачивают пробку расширительного бака и наблюдают за циркуляцией охлаждающей жидкости. При прогреве системы до температуры 341-345К охлаждающая жидкость не должна циркулировать через радиатор.

Накипь из системы охлаждения ЯМЗ-240 удаляют с помощью одного из следующих способов.

Раствор, для приготовления которого в 1 л воды растворяют 20 г технического трилона Б, заливают в систему охлаждения и после 6-7 ч работы дизеля заменяют свежим. Систему промывают в течение 4-5 сут. После удаления накипи систему заполняют чистой водой с содержанием 2 г трилона в 1 л воды.

Приготовляют содовый раствор, растворяя в 10 л воды 100 г бельевой соды и 50 г керосина или 75 г каустической соды и 25 г керосина.

Систему охлаждения заправляют одним из указанных растворов и после 10-12 ч работы дизеля сливают его, затем систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.

Систему охлаждения заправляют 6%-ным раствором молочной кислоты, нагретым до 303-313К (30-40С). После прекращения выделения из системы углекислоты раствор сливают, систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.

Систему охлаждения заправляют 5-10%-ным водным раствором карбоновых и аминокислот (спиртовой барды) и после работы (в конце смены) раствор сливают, а систему заправляют чистой водой.

Ремонт системы охлаждения двигателя ЯМЗ-240Б

Ремень привода компрессора заменяют в такой последовательности:

— Отворачивают контргайку и гайку крепления оси шкива натяжного устройства на один оборот, а гайку болта-натяжителя на два оборота.

— Вращением болта-натяжителя против хода часовой стрелки ослабляют натяжение ремня и снимают его со шкивов.

— Заводят новый ремень в канавки шкивов и, вращая болт-натяжитель по ходу часовой стрелки, регулируют натяжение ремня.

— После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси шкива моментом 120-150 Нм, а гайку болта-натяжителя моментом 10-20 Нм.

— Если значения моментов затяжки превышают указанные, то возможно перемещение оси шкива и нарушение результатов проведенного регулирования.

Ремень привода генератора ЯМЗ-240 заменяют в такой последовательности:

— Ослабляют затяжку болтов крепления генератора.

— Заменяют ремень, регулируют его натяжение и затягивают болты.

Ремни привода шкива гидромуфты на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности:

— Отворачивают на один-два оборота контргайку и гайку крепления оси шкива и гайку болта-натяжителя.

— Выводят ремни из канавок шкивов сначала натяжного устройства и коленчатого вала, а потом гидромуфты и снимают их с трактора без демонтажа крыльчатки вентилятора.

— Устанавливают новые ремни и регулируют их натяжение, после чего затягивают гайки и контргайки натяжного устройства.

Термосиловой датчик включателя гидромуфты заменяют следующим образом:

— Открывают кран на котле предпускового обогрева и сливают 7. 10 л охлаждающей жидкости в чистую тару.

— Вывертывают штуцера из корпуса включателя и снимают уплотнительные шайбы.

— Вывертывают болты из коробки водяного коллектора и извлекают корпус включателя.

— Отворачивают концевую гайку включателя, вынимают термосиловой датчик и регулировочные шайбы.

— Включатель с новым термосиловым датчиком собирают в последовательности, обратной разборке.

Читайте также:  Стенд для ремонта задвижек

После установки включателя в водяную трубу в систему охлаждения заливают слитые ранее 7- 10 л жидкости, пускают дизель и прогревают его до нормального теплового состояния.

При необходимости более раннего включения гидромуфты переставляют регулировочные шайбы из-под торца корпуса под торец гайки крепления датчика.

Термостаты заменяют, выполняя операции в следующем порядке:

— Открывают краник на правом водосборном коллекторе двигателя и кран на котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.

— Вывертывают болты из коробок водосборного коллектора.

— Ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.

— Извлекают неисправные термостаты и устанавливают новые.

Собирают систему в обратной последовательности, после чего заливают в нее слитую ранее жидкость.

Водяной насос на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют следующим образом:

— Вывертывают болты и отсоединяют уплотняющий патрубок от насоса.

— Ослабляют ленты хомутов и сдвигают шланг с патрубка корпуса насоса.

— Вывертывают болты и снимают насос.

— Сборку проводят в последовательности, обратной разборке.

Гидромуфту привода вентилятора дизеля ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности:

— Снимают блок радиаторов.

— Вывертывают четыре болта и снимают крыльчатку вентилятора.

— Ослабляют натяжение и снимают ремни со шкивов.

— Отсоединяют электропровода от генератора и снимают его с корпуса гидромуфты.

— Отсоединяют трубки подвода и отвода воды, масла и воздуха от компрессора и снимают компрессор с корпуса гидромуфты.

— Вывертывают болты и снимают проставку компрессора.

— Отсоединяют от гидромуфты трубки подвода и слива масла.

— Вывертывают четыре болта и снимают с передней крышки дизеля гидромуфту привода вентилятора в сборе.

Новую гидромуфту устанавливают в последовательности, обратной снятию.

Источник

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Система охлаждения ЯМЗ-240

Система охлаждения предназначена для отвода тепла от нагруженных деталей и поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя.

На дизеле ЯМЗ-240НМ2 применена жидкостная циркуляционная система охлаждения закрытого типа.

Основные ее части: водяной насос 26 (рис. 36); рубашки охлаждения блока и головок цилиндров; расширительный бак 13; радиатор; вентилятор 12 с автоматически управляемой гидромуфтой 19 привода и включателем 18 гидромуфты; дистанционный термометр.

Водяной насос ЯМЗ-240 (рис. 37) центробежного типа с шестеренным приводом от коленчатого вала через промежуточную шестерню. Валик 10 насоса установлен на двух шарикоподшипниках, полость которых уплотнена манжетой 18.

По концам валика размещены крыльчатка 7 и шестерня 24 привода. На уступ валика
напрессована втулка 17.

Между крыльчаткой и кольцом 16 корпуса расположены упорное кольцо 15, манжета 11 и пружина 14. Полированные поверхности втулки 17 и кольца 16 образуют подвижное уплотнение, препятствующее попаданию воды в полость подшипников.

Резиновая манжета 11 снабжена двумя латунными обоймами, предохраняющими ее от деформации при вращении.

Вода, просачивающаяся через зазор между втулкой и валиком водяного насоса, сливается
через дренажное отверстие в корпусе. Подшипники насоса смазываются разбрызгиванием из смазочной системы дизеля.

Расширительный бак предназначен для обеспечения расширения охлаждающей жидкости при нагревании и сбора выделившихся из нее воздуха и пара. В него вмонтированы коллектор 16 (см. рис. 36), пробка 15 заливной горловины и паровоздушный клапан 14.

Расширительный бак установлен на двух кронштейнах радиатора с амортизаторами. Каждый амортизатор состоит из резиновой втулки, двух резиновых колец и четырех стальных шайб.

Гидросистема автоматического управления вентилятором предназначена для поддержания оптимального теплового состояния двс ЯМЗ-240М2.

Она состоит из гидромуфты, закрепленной на переднем торце блок-картера, включателя гидромуфты, установленного в правом водосборном коллекторе дизеля, вентилятора и трубопроводов. Схема системы и гидромуфты показана на рисунке 39.

Гидромуфта предназначена для управления вентилятором и гашения инерционных нагрузок в приводе, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Она состоит из неподвижных (корпус-кронштейн 19, фланец 26, уплотнительная втулка 27, пружина 25, корпус 17 с наружными обоймами шарикоподшипников 13 и 15 и манжетой 3), ведущих (шкив 12, ступица 4, вал 14, насосное колесо 16 с кожухом 20) и ведомых (турбинное колесо 21, ступица 22, вал 8, уплотнительная втулка 1 с тремя уплотнительными кольцами и ступица 11) частей.

Ведущие части муфты приводятся во вращение ременным приводом от шкива коленчатого вала. Рабочие колеса имеют различное число лопаток (насосное — 36, турбинное — 34) для предотвращения резонансных вибраций.

В ведомом валу 8 выполнены центральное и радиальные сверления для прохода масла, которое к валу поступает через торцовую уплотнительную втулку 27, установленную во фланце 26 и прижатую пружиной 25 к валу 5.

Масло из рабочих полостей колес сливается через одно радиальное отверстие в кожухе 20 в полость, образованную корпусом-кронштейном 19 и корпусом 17, и далее по трубопроводу в поддон 31 дизеля. К ступице 11 прикреплена крыльчатка вентилятора.

Шкив гидромуфты ЯМЗ-240 соединен четырьмя клиновыми ремнями с ведущим шкивом, установленным на носке коленчатого вала. Пятый ручей шкива гидромуфты используют для привода генератора и пневмокомпрессора.

Читайте также:  Где узнать сроки капитального ремонта

Натяжное устройство ремней привода вентилятора установлено на корпусе-кронштейне
гидромуфты и представляет собой перемещающийся по направляющим с помощью винта и гайки четырех-ручьевой шкив.

Включатель гидромуфты золотникового типа состоит из корпуса 40 (см. рис. 39), крышки 38, золотника 41, возвратной пружины 37, регулировочных шайб 35, гайки 34 и термосилового датчика 33. К корпусу 40 штуцерами присоединены подводящая и отводящая масляные трубки.

Принцип действия системы охлаждения. При работе дизеля крыльчатка насоса 26 (см. рис. 36) засасывает охлаждающую жидкость из нижнего бака 8 радиатора и нагнетает ее в рубашки и полости охлаждения цилиндров и их головок.

Нагнетаемая жидкость собирается в выходных коллекторах (трубах) и направляется через коллектор 16 расширительного бака в верхний бак 11 радиатора.

Далее охлаждающая жидкость по трубкам сердцевины 10 радиатора возвращается в нижний бак 5, охлаждаясь потоком воздуха, создаваемым крыльчаткой 12 вентилятора.

Режимы работы системы охлаждения ЯМЗ-240

Прогрев дизеля до 348-353К (75-80С)

В выключателе гидромуфты золотник 41 (см. рис. 39) и шток термосилового датчика 33 под действием возвратной пружины 37 занимает нижнее положение.

Правое сверление в корпусе 40, соединенное с подводящим маслопроводом, перекрыто золотником, и масло не поступает в гидромуфту.

Вследствие этого крыльчатка вентилятора не вращается, жидкость в радиаторе не охлаждается, а температура ее в системе по мере работы дизеля повышается.

Паровоздушный клапан закрыт, и система изолирована от окружающей среды, что способствует уменьшению потерь охлаждающей жидкости от испарения и выкипания и позволяет увеличить скорость циркуляции без опасности кавитации жидкости. На этом режиме уровень жидкости в расширительном баке постоянен.

Поддерживание оптимального теплового состояния дизеля (353-373К, или 80-100С)

На этом режиме охлаждающая жидкость, увеличиваясь в объеме вследствие интенсивного нагревания, перетекает в расширительный бак, где накапливаются воздух и пар.

Периодически открывается паровоздушный клапан, и пар поступает в окружающую среду.

Во включателе гидромуфты шток термосилового датчика 33 (см. рис. 39) выдвигается и перемещает золотник 41 в положение, при котором сообщаются подводящая и отводящая полости в корпусе 40.

Масло подается нагнетающей секцией масляного насоса 32 к корпусу включателя и через каналы в золотнике поступает к фланцу 26 гидромуфты, а затем по каналам ведомого 8 и ведущего 14 валов — на лопатки ведущего колеса 16.

Под действием центробежных сил масло отбрасывается на ведомое колесо, вращая его в том же направлении, что и ведущее.

Пройдя между лопатками ведомого колеса, масло снова попадает на лопатки ведущего. Таким образом, крутящий момент от одного колеса к другому передается через масляную среду.

Крутящий момент от ведомого колеса 21 передается через вал 8 и ступицу 11 крыльчатке вентилятора, создающей при вращении воздушный поток через радиатор. Благодаря этому температура охлаждающей жидкости поддерживается в оптимальном интервале.

Проскальзывание ведомого колеса относительно ведущего вследствие разности их частот вращения увеличивается при уменьшении частоты вращения ведущего колеса и уменьшается до 2 % при ее увеличении до максимального значения холостого хода.

Вследствие проскальзывания колес обеспечивается плавность разгона, а также постепенность возрастания нагрузки на вентилятор и гашения резких колебаний. Выделяемая при проскальзывании теплота отводится протекающим через муфту маслом.

Остановка и охлаждение дизеля ЯМЗ-240НМ2

На этом режиме гидромуфта не работает. Вентилятор при отключении некоторое время продолжает вращаться (ведет) за счет инерционного момента ведущих деталей и затем полностью останавливается.

С этого момента времени через радиатор перестает протягиваться воздух, и уменьшается интенсивность охлаждения дизеля.

При остановленном двигателе ЯМЗ-240М2 температура охлаждающей жидкости постепенно понижается до температуры окружающего воздуха. Объем охлаждающей жидкости уменьшается, а пары ее конденсируются.

В системе создается разрежение, вследствие которого охлаждающая жидкость из расширительного бака засасывается в радиатор.

При снижении давления в баке наружный воздух открывает паровоздушный клапан и проникает в бак, что предотвращает разрушение сборочных единиц системы.

Для системе охлаждения ЯМЗ-240 характерны следующие особенности: тепловое
состояние дизеля регулируется автоматически с помощью термостатов и вручную с помощью матерчатой шторки; при работе дизеля вентилятор системы постоянно включен; в период разогрева дизеля в радиаторе нет принудительной циркуляции охлаждающей жидкости; водяной насос имеет ременный привод и ниппель для соединения с перепускной трубкой термостатов; расширительный бак — однополостной, не имеет конденсационного контура и включен в систему последовательно; вентилятор имеет шестеренный привод и упругую муфту.

Система регулирования теплового состояния дизеля. На выходе охлаждающей жидкости из рубашек охлаждения в коллекторах установлены термостаты, предназначенные для автоматического регулирования теплового состояния дизеля.

При температуре охлаждающей жидкости в системе ниже 343К (70С) термостаты направляют весь поток жидкости по перепускной трубе к насосу, минуя радиатор. При температуре выше 358К (85С) вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор.

В интервале температур 343-358К (70-85С) поток охлаждающей жидкости делится на два потока, один из которых проходит через водяной радиатор, а другой — через перепускную трубу.

Источник

Оцените статью