Дефектация и ремонт гильз цилиндров двигателя ЗиЛ-130
Реклама от Google |
Доступные действия |
|
|
В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снижаются, вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости металла из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняются при ТО и ремонте. Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлено, прежде всего, неравнопрочностью их деталей и агрегатов. Поэтому в процессе эксплуатации автомобилей проходят на АТО периодическое ТО и при необходимости текущий ремонт, которое осуществляется путем замены отдельных деталей и агрегатов, отказавших в работе. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии.
Гильза цилиндров относится к классу полые стержни. Для двигателя ЗиЛ-130 их изготавливают из серого чугуна марки СЧ 18-36 с твердостью не менее НВ 179-229. Рабочая поверхность гильзы закаливается токами высокой частоты до HRC 42-50. Гильза цилиндров ЗиЛ имеет верхней части малые вставные гильзы, изготовлены из легированного чугуна с твердостью НВ 156-197, изготовлены эти вставки из специального антикоррозионного износостойкого чугуна. Гильзы располагаются в блоке цилиндров, их называют мокрые вставные гильзы. В нижней части гильза уплотняется двумя резиновыми кольцами. Верхний фланец гильзы через прокладку зажат головкой цилиндров. На грузовых автомобилях Зил-130 число цилиндров – 8, диаметр – 100 мм, рабочий объем – 6 литров, степень сжатия – 6,5.
1. Технические условия на дефектацию детали
Цель дефектации разборных деталей является определенное техническое состояние, делящее их на годные и негодные. Результаты дефектации и сортировки используется для определения коэффициента годности деталей.
Дефектацию выполняют внешним осмотром, а так же при помощи инструментов, приспособлений и измерительных приборов.
Износ цилиндров определяют индикаторным нутромером. Диаметр цилиндра замеряют в двух плоскостях (вдоль оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней) и двух поясах: высоте 10-15мм от верхней плоскости блока и ниже на 40-50мм.
Допустимые износы цилиндров, при которых еще целесообразна замена поршневых колец, приведены ниже.
— общий износ цилиндра не более 0,4мм
При большой величине износа цилиндр необходимо растачивать. Трещины и сколы являются выбраковочными признаками.
Дефектация производиться по ремонтным размерам. Так как деталь подвергается большим износам из-за трения, высоких температур, а так же из-за механических повреждений.
Карта дефектации цилиндров
Дефекты | Номинальный размер | Допустимый без ремонтного | Допустимый ремонтный | Заключение |
Сколы и трещины любого размера и расположения. | 1- | 1- | 1- | Браковать |
Износ зеркала гильзы | 124,94 | — | Оставлять при размере >124,94 | |
Износ верхних посадочных поясков | 121,94 | — | Оставлять при размере >121,94 | |
Потеря натяга вставки гильзы | — | — | * | * |
*Допустимый для ремонта: если щуп шириной 10мм и толщиной 0,05 входит в образовавшийся зазор на глубину до 0,15.
Заключение: браковать при условии. Если щуп шириной 10мм и толщиной 0,03мм входит в зазор на глубину 15мм.
Размер | Группа | Диаметр гильзы, мм | |||||||||||||||||||
номинальный |
Наименование дефекта | Способ ремонта | № операции | Наименование и содержание операции | Установочная база | |||
Износ зеркала гильзы | Восстановление под ближайший ремонтный размер | Верхний и нижний посадочные пояски | |||||
Износ верхнего посадочного пояска, нижнего посадочного пояска | Осталивание под ремонтный размер | Плоскость верхней части гильзы. |
При поступлении детали в цех её измеряют и выявляют наличие дефектов, если деталь не подлежит эксплуатации – её бракуют. После дефектации определяют ближайший ремонтный размер, под который необходимо расточить деталь. Далее идет расточка на алмазно-расточном станке, что бы убрать овальности цилиндра, чистовым растачиванием восстанавливают плоскости зеркала. Гильзы хонингуют на хонинговальном станке типа 3Г 833 (3А 833) и доводят до точной формы (по ремонтному размеру). Для того что бы поверхность не была слишком гладкой. Что приводит в процессе эксплуатации к стеканию масла и в дальнейшем к повышенному износу, на ней наносят насечку. Затем деталь отправляют далее на сборку двигателя.
7. Расчет припусков на обработку
Д — внутренний диаметр гильзы
ДГРР — внутренний диаметр гильзы, до которого необходимо расточить. Выбран из таблицы “Ремонтные размеры”
Из них: на хонингование 0,04мм
на расточку 0,11мм
8. План технологических операций
9. Расчет режима обработки и норм времени
I. Расчет режима резанья на вертикальном алмазнорастачном станке.
1.1 Определим число проходов
1.2. Определим подачу
SM – табличные данные подачи – 0,08
К – поправочный коэффициент
1.3Определим скорость резанья
V = VM * K = 100 * 1 = 100 м/мин
VM – табличные данные скорости
1.4. Определим частоту вращения
2. Расчет режима обработки хонингования.
2.1. Определим число двойных ходов головки для снятия всего припуска
b – толщина слоя металла, снимая за двойной ход = 0,002
2.2. Определим длину хода LX и выхода Ld хонинговальной головки:
2.2.1. Найдем длину бруска
L= (0,5 – 0,7)* L = 0,5 * 180,5 = 90,25
2.2.2. Найдем выход хонинговального бруска
2.2.3. Найдем длину хода бруска
2.3. Определим частоту двойного хода
где: LP – длина рабочего хода Lp = Lx + Ld = 150,25 + 30 = 180,25 мм
Lвп – скорость возвратного поступательного движения 10 мм/с
II Расчет норм времени
1. Расчет основного времени на токарные работы:
где: L – длина обрабатываемой поверхности
ℓ1 – величина врезания и пробела резца
ℓ2 – дополнительная длина врезания пробной стружки
h – частота вращения шпинделя
S – подача за один оборот
1.2. Расчет основного времени на хонингование:
где: nn – полное число двойных ходов для снятия всего припуска
а – припуск на сторону
b – толщина слоя металла, снимаемая за 10 двойных ходов
n1 – число двойных ходов в минуту
V – средняя скорость двойного хода
Lx – длина хода хонинговальной головки
2.1 Расчет вспомогательного времени на алмазно-расточном станке
2.2. Расчет вспомогательного времени на хонинговальном станке
3.1 Расчет основного времени на операцию на алмазнорасточном станке
3.2. Расчет основного времени на операцию на хонинговальном станке
4.1.Расчет оперативного времени на алмазнорасточном станке
4.2.Расчет оперативного времени на хонинговальном станке
5.1.Расчет штучного времени на алмазнорасточном станке
5.2.Расчет штучного времени на хонинговальном станке
6.1. Подготовительно заключительное время на алмазнорасточном станке
6.2. Подготовительно заключительное время на хонинговальном станке
на наладку станка и получения инструмента
7.1. Расчет времени на всю партию деталей на алмазно расточном станке
7.2. Расчет времени на всю партию деталей на хонинговальном станке
III Расчет технологической нормы времени
ТПЗ — подготовительно заключительное время
ТОП — оперативное время
10. Выбор оборудования
Оборудование выбирается в зависимости от вида обработки для данной детали и необходимого класса точности. Для данной детали необходимо расточить деталь до класса чистоты 6 производится на горизонтальном алмазнорасточном станке М – 2697 с последующей хонинговальной обработкой до класса чистоты 9-11 на хонинговальном станке М-3А833.
11. Расчет количества ремонтных рабочих, рабочих мест, фонда времени и количества оборудования
1.Определим действительный фонд рабочего времени
no— коэффициент использования оборудования
365 – число рабочих дней в году
104 – число выходных дней в году
dП – число праздничных дней в году
tCM – продолжительность смены
y – число смен работы
из приложения принимаем –
ФНР – 2070часов – номинальный фонд рабочего времени
ФДР – 1820часов – действительный фонд рабочего времени
При односменной рабочей неделе –
ФНО – номинальный годовой фонд времени оборудования
ФРМ – номинальный годовой фонд рабочего времени
2.Расчет годовой трудоемкости.
N – годовая производительная программа
ТН – техническая норма времени
КР – маршрутный коэффициент
3.Расчет потребного оборудования
2
4. Расчет количества рабочих мест
принимаем 1
5.Списочное количество рабочих
принимаем 1
принимаем 1
7. Расчет площади участка
FОБ – суммарная площадь занимаемого оборудования
КП – коэффициент плотности расстановки оборудования
Создание крупных АТО и их специализация, совершенствование технологий и организация производства, резкое повышение качества ремонта и снижение его себестоимости – основные задачи, лежащие перед авторемонтным производством.
Основным источником повышения производительности труда при капитальном ремонте автомобиля и агрегатов является механизация и автоматизация производственных процессов на основе концентрации производства. Важно так же механизировать трудоемкие процессы. Так как это значительно облегчит труд работников и приведет к снижению себестоимости.
Повышение качества ремонта имеет важное значение, так как при этом увеличивается эффективность работы автомобильного транспорта, возрастает количество технически исправных автомобилей, снижаются расходы на ремонт.
Список используемой литературы
1. Справочник технолога машиностроения
2. Справочник авто механика М.А.Рунец
3. Востановление автомобильных деталей, технология и оборудование. В.Е.Конарчук
4. Ремонт автомобилей И.Е. Дюмин
5. Автомобиль – учебник водителя третьего класса В.С. Калисский
6. Экономика, планирование и анализ деятельности АТП. А.П. Анисимов.
Источник