Ремонт гильзы цилиндров двигателя автомобиля камаз

Ремонт гильзы цилиндров двигателя автомобиля камаз

Гильзы цилиндров двигателей КамАЗ съемные. После установки гильз цилиндров в блок между стенками гнезд цилиндров и внутренними стенками блока цилиндров образуется водяная рубашка, поэтому гильзы цилиндров называются мокрыми. От гильз цилиндров ЯМЭ-238 они отличаются диаметром цилиндра (КамАЗ-740 — 120 мм; ЯМЭ-238 — 130 мм) и массой (гильза цилиндров КамАЗ-740 имеет массу 5 кг, ЯМЭ-238 — 8 кг).

Рис. 29. Приспособление для центровки и закрепления гильзы на столе расточного станка конструкции Е. А. Алешкина:
1 — стол станка; 2 — опорная плита приспособления; 3 — приспособление; 4.5 — нижний и верхний пояса зажима гильзы цилиндров; 6 — резец; 7 — шпиндельная головка; 8 — шпиндель; 9 — ножка индикаторного приспособления совмещения оси гильзы цилиндров с осью шпинделя; 10—индикатор приспособления; 11—верхний посадочный поясок; 12 — гильза цилиндров; 13 — нижний посадочный поясок приспособления; 14 — стяжной винт

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Гильзы цилиндров КамАЗ-740 тонкостенные. Толщина их стенок 13,5 мм. Они отлиты из специального высокопрочного чугуна и, как показал анализ результатов эксплуатации, отличаются высокой износостойкостью.

В связи с тем, что Камское объединение по производству большегрузных машин не выпускает пор.шни ремонтного размера, при ремонте двигателей изношенные гильзы цилиндров выбраковываются, что ведет к нерациональному расходу металла. На многих ремонтных предприятиях успешно применяется восстановление изношенных гильз цилиндров двигателей КамАЗ-740 пластиниро-ванием.

Основные операции технологического процесса восстановления гильз цилиндров пластинированием следующие:
– подготовка гильз цилиндров под облицовку пластинами;
– изготовление пластин;
– облицовка внутренней поверхности гильз цилиндров пластинами;
– обработка гильз цилиндров после облицовки.

Подготовка гильз цилиндров под облицовку пластинами заключается в их расточке под запрессовку свернутых пластин. Расточка гильз цилиндров производится эльборовым резцом на алмазно-расточном станке модели 278J1 в специальном приспособлении, показанном на рис. 29. Способ восстановления гильз цилиндров стал возможен только благодаря применению для расточки гильз резцов из эльбора, так как обработка внутренней поверхности высокопрочного чугуна гильзы обычными резцами с твердосплавными пластинами ВК-3 затруднена.

Режимы резания при обработке гильз эльборовым и резцами следующие: скорость резания v — 70— 90 мм/мин; подача s — 0,03 мм/об; глубина резания tp — 0,015— 0,2 мм. При подаче 0,03 мм/об обеспечивается шероховатость поверхности Ra 0,16—0,32 мкм.

Затраты времени на растачивание отверстий гильз цилиндров двигателя КамАЗ-740 следующие: основное технологическое время — 12,2 мин; вспомогательное время — 1,2 мин; организационно-техническое — 0,4 мин; время перерывов — 0,2 мин; штучное время — 15 мин.

Рис. 30. Гильза цилиндра КамАЗ-740, восстановленная пластинированием под номинальный размер:
а — общий вид восстановленной гильзы цилиндра; б — геометрические размеры восстановленной гильзы цилиндра; Д\, Дг, Т — посадочные поверхности гильзы цилиндров; 1 — гильза цилиндров; 2 — верхний пояс, изготовленный из пластины; 3 — нижний пояс

Сущность изготовления пластин состоит в подборе стальной ленты для резки ее на мерные пластины, выборе толщины пластин, определении натяга и усилия запрессовки, определении длины пластин, раскрое стальной ленты на мерные куски, резке стальной ленты на мерные пластины и шлифовании кромок пластин.

Для изготовления пластин применяется холоднокатаная лента из углеродистой стали марок У8А и У10А. Геометрические размеры пластин в зависимости от технологического диаметра цилиндров после их расточки представлены в табл. 20.

Удерживаются пластины на внутренней поверхности гильзы цилиндров за счет сил трения, возникающих вследствие их напряженного состояния.

Обработка гильз цилиндров после облицовки заключается в том, что гильзы цилиндров хонингуются на хонинговаль-ном станке для того, чтобы снять заусеницы, которые могут образоваться при запрессовке пластин. При этом на поверхность пластины наносятся риски хонинговальными брусками для улучшения смазки внутренних поверхностей гильз цилиндров. Время хонингования составляет 1—2 мин.

После обработки восстановленные гильзы цилиндров должны отвечать следующим техническим условиям: – шероховатость поверхности должна быть 0,16 мкм; овальность и конусность внут-ренней поверхности цилиндра не должна превышать 0,025 мм.

Гильза цилиндров двигателя КамАЗ-740, восстановленная под номинальный размер пластинированием и ее геометрические размеры представлены на рис. 30.

Читайте также:  Оказание услуг по ремонту автомобилей юридическим лицами

Экономический эффект восстановления гильз цилиндров двигателей КамАЗ-740 облицовкой внутренней поверхности стальными пластинами составляет 8 р. 20 к. на одну гильзу и дает при ремонте одного комплекта гильз экономию металла около 80 кг.

Источник

Строение автомобиля

На двигателях автомобиля КАМАЗ установлены съемные гильзы цилиндров. Когда гильза цилиндров установлена, то между внутренними стенками блока цилиндров и гильзами образуется пространство, которое называется рубашкой охлаждения двигателя – такие гильзы называются мокрыми гильзами цилиндров. Гильзы цилиндров КАМАЗ-740 имеют диаметр 120 мм, и массу 5 кг.

Гильзы цилиндров КамАЗ-740 выполнены тонкостенными (толщина стенок гильзы цилиндра составляет 13,5 мм.). Отливаются гильзы цилиндров КАМАЗ из сверхпрочного чугуна, что придает детали высокую износостойкость.

К сожалению, Камский завод по производству грузовых автомобилей не производит поршней ремонтных размеров, поэтому при ремонте двигателя изношенные гильзы цилиндров просто выбраковываются. Правда существует много ремонтных предприятий, где восстанавливают и ремонтируют гильзы цилиндров КАМАЗ, что существенно экономит расход металла. Для восстановления гильз цилиндров двигателя применяют метод пластинирования.

Восстановление гильз цилиндров КАМАЗ пластинированием:

  • подготовка гильз цилиндров под облицовку пластинами;
  • изготовление пластин;
  • облицовка внутренней поверхности гильз цилиндров пластинами;
  • обработка гильз цилиндров после облицовки.

Подготовка гильз цилиндров КАМАЗ под облицовку пластинами.

Подготовка гильз цилиндров КАМАЗ под облицовку пластинами подразумевает расточку гильзы под запрессовку пластин. Расточка гильз цилиндров проводится с помощью эльборового резца на специальном алмазно-расточном станке. Расточка гильзы цилиндров другими резцами будет очень трудоемка и нецелесообразна.

Режимы резания при обработке гильз КАМАЗ эльборовыми резцами:

  • Скорость резания 70-90 мм/мин;
  • Подача 0,03 мм/об;
  • Глубина резания 0,015-0,2 мм.

При подаче 0,03 мм/об. обеспечивается шероховатость поверхности Ra 0,16—0,32 мкм.

Гильза цилиндра КАМАЗ.


1 – бурт; 2 – сухая вставка; 3 – сменная мокрая гильза.

Источник

Как ремонтировать автомобиль

Замена гильз и деталей шатунно-поршневой группы двигателя КАМАЗ

Как ремонтировать шатунно-поршневую группу КАМАЗ-740?

Наша задача освоить приемы разборочно-сборочных работ и основы комплектации деталей при замене изношенного гильзо-поршневого комплекта.

Содержание работы:

1 Выполнение необходимых разборочных работ применительно к деталям гильзо-поршневого комплекта.

2. Комплектование деталей гильзо-поршневой группы с учетом требований ТУ на сборку.

3. Выполнение сборочных работ при установке гильзо-поршневого комплекта на двигатель.

Как узнать, что надо

менять поршневые кольца?

Комплект гильз цилиндров и деталей шатунно-поршневой группы на двигателе КамАЗ-740 заменяют в условиях автомастерской без снятия двигателя с автомобиля в объеме работ текущего ремонта.

Перед началом разборочно-сборочных работ должны быть опорожнены системы охлаждения двигателя и системы смазывания.

1) Жидкость из системы охлаждения сливают через три краника (5320-8105010, 5320-1305010), открыв крышку расширительного бачка (5320-1304010).

2) Для слива масла необходимо вывернуть сливную пробку из поддона картера (870886). После слива ввернуть ее на место вместе с прокладкой (870625). Масло сливать только из прогретого двигателя!

Ремонт автомобиля своими руками

для настоящих автомобилистов,

как ремонтировать двигатель самому

После проведения разборочных работ на рабочем месте для повторного использования остаются следующие сборочные единицы и детали (при условии годности для дальнейшей эксплуатации):

— коллекторы выпускные в сборе (740.1008020);

— фильтр тонкой очистки топлива (740.1117010);

— компрессор пневматического тормоза в сборе (5320-3509015);

— коллектор впускной правый в сборе (740.1115012) с расширительным бачком и трубками (5320-1311010);

— коллектор впускной левый в сборе (740.1115014);

— стойки коромысел с коромыслами в сборе (740.1007091-10, 740.1007140);

— штанги толкателей в сборе (740.1007176);

— болты головок цилиндров (740.1003016-02);

— головки цилиндров с клапанами в сборе (740.1003010-11);

— крышки головок цилиндров (740.1003264-21);

— форсунки в сборе (33.1112010);

— скобы крепления форсунок (740.1009010);

— картер масляный в сборе. (740.1009010);

— картер масляный в сборе с шестерней ведомой привода насоса масляного (740.10110101-02), трубкой всасывающей (740.1011398) и трубкой подводной клапана системы смазывания (740.1011538).

Указанные сборочные единицы и отдельные детали должны быть тщательно очищены, вымыты и подвергнуты дефектации. Детали, непригодные к дальнейшей эксплуатации, необходимо заменить новыми или восстановленными.

Все прокладки, снятые при разборке двигателя, независимо от их состояния, подлежат замене новыми прокладками. Допускается отжиг медных шайб уплотнения топливных трубопроводов. Все снимаемые при разработке нормали (болты, гайки, шайбы и др.) сортируют по типам и размерам и хранят в соответствующих ячейках сборника нормалей. Не допускаются к сборке болты и гайки с изношенными или помятыми гранями, а также имеющие повреждение более двух ниток резьбы.

Читайте также:  Дефектный акт образец ремонт автомобиля

В процессе разборочно-сборочных работ рекомендуется применять гайковерты (пневматические или электрические). При недостаточном крутящем моменте гайковерта для трогания с места (или нормированного момента затяжки) болта, гайки следует применять динамометрический ключ с торцовыми головками.

Последовательность проведения работ

по капитальному ремонту двигателя

Для проведения сборочных работ дополнительно к повторно используемым рабочее место должно быть обеспечено следующими сборочными единицами и деталями:

— гильза цилиндра (740.1002021) — 8 шт.;

— кольцо уплотнительное гильзы (740.1002024) — 16 шт.;

— кольцо уплотнительное верхнее гильзы (740.1002031) — 8 шт.;

— поршень с шатуном и кольцами в сборе (740.1004010-10) — 8 шт.;

— вкладыш нижней головки шатуна (740 1004058 «или 740.1004058Р)- 16 шт.;

— прокладка заднего фланца трубки клапана (740.1011091) — 1 шт.;

— прокладка (740Л 009040) — 1 шт.;

— прокладка головки цилиндра (740.1003213) — 8 шт.;

— прокладка уплотнительная головки цилиндра(740Л003213-11) -8 шт.;

— прокладка крышки головки цилиндра (740.1003270-10) — 8 шт.;

— прокладка фланца водяной трубы (740.1303268) — 8 шт.;

— прокладка впускного коллектора (740.1115026) — 8 шт.;

— прокладка соединительного патрубка (740 1115036-01) — 2 шт.;

— прокладка корпуса компрессора (740.3509403-10) — 1 шт.;

— прокладка патрубка (740.1008050) — 8 шт.;

— прокладка (864420) — 2 шт.

При установке поршней в гильзы цилиндров необходимо проверить соответствие поршня по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндра (индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы). Поршни с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы (КЭ 20).

После проведения сборочных работ регулируют зазоры между клапанами и коромыслами, заправляют двигатель свежим моторным маслом, охлаждающей жидкостью и обеспечивают поступление топлива к форсункам. Производят запуск двигателя.

Двигатель должен работать устойчиво, без перебоев, стуков и посторонних шумов. После прогрева двигателя проверяют герметичность соединений. В соединениях не должно быть следов подтекания охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива. Прорыва газа через прокладки не допускается.

1 — съемник, 2 — опора, 3 — гильза цилиндра.

Оборудование, оснастка и инструмент:

Обработку деталей под ремонтный размер

проводят во время

капитального ремонтаа двигателя

1. Стенд лабораторный для крепления двигателя КамАЗ-740.

2. Верстак слесарный с тисками слесарными ГОСТ 4045-75.

3. Линейка измерительная с пределом измерения 300 мм (линейка — 300 ГОСТ 427-75).

4. Штангенциркуль ШЦ-П-250-0,05 ГОСТ 166-89.

5. Микрометр МК-125-1 ГОСТ 6507-78

6. Щуп № 2 ГОСТ 882-75.

7. Ключ динамометрический с предельным крутящим моментом 240Н*м.

8. Набор торцовых головок ГОСТ 25788-83.

9. Отвертка 175×0,7 ГОСТ 24437-80.

10. Плоскогубцы ГОСТ 7236-86.

11. Ломик для поворота коленчатого вала.

12. Приспособление специальное инерционное для снятия крышки шатуна.

13. Съемник специальный для снятия гильз.

14. Приспособление специальное для запрессовывания гильз цилиндров.

15. Обойма для установки поршня в гильзу цилиндра.

Порядок выполнения работы по замене гильз цилиндров и шатунно-поршневой группы двигателя КАМАЗ-740

ремонта головки блока цилиндров.

Как ремонтировать головку блока

1. Повторить все разборочные операции по ремонту головки блока цилиндров.

2. Вывернуть 22 болта крепления картера масляного к блоку и шесть гаек. Снять болты, гайки и 28 шайб пружинных. Снять масляный картер (740 1009010) и прокладку (740.1009040).

3. Вывернуть болт крепления трубки всасывающей масляного насоса, два болта крепления к блоку трубки подводной клапана системы смазки, три болта крепления масляного насоса к блоку. Снять болты с пружинными шайбами. Снять масляный насос в сборе с ведомой шестерней привода масляного насоса (740.10110101-02) всасывающей трубкой (740.1011398) и подводной трубкой клапана системы смазывания (740.1011538), прокладкой заднего фланца трубки клапана (740.1011091). Уложить на верстак, предохранив от попадания пыли и грязи.

4. Установить 1-ю шатунную шейку коленчатого вала в нижнее крайнее положение. Отвернуть четыре гайки болтов крепления крышек шатунов 1-го и 5-го цилиндров, снять крышки с вкладышами (740.1004055, 740.1004058)7 вынуть вкладыши, уложить крышки на верстак.

Вытолкнуть поршни с шатунами в сборе из 1-го и 5-го цилиндров. Установить соответственно крышки 1-го и 5-го шатунов на шатуны (разукомплектование шатунов и крышек не допускается). Убедиться в правильности постановки клейм спаренности на шатуне и его крышке. Совместить обе части шатуна по клеймам, установить болты и навернуть гайки без затяжки. Уложить поршни с шатунами и кольцами в сборе на верстак.

Последовательно проворачивая коленчатый ват на 90°, установить в нижнее крайнее положение 3-ю. 4-ю и 2-ю шатунные шейки и повторить демонтаж поршней с шатунами 3-го и 7-го, 4-го и 8-го, 2-го и 6-го цилиндров.

5. Распрессовать последовательно гильзы правого и левого ряда блока цилиндров (740.1002021) в сборе с уплотнительным кольцом (740.1002031). Вынуть из кольцевых проточек блока два уплотнительных кольца (740.1002024) в каждом цилиндре (КЭ 35).

Как ремонтировать блок цилиндров двигателя?

Восстановление блока цилиндров заваркой,

способ заделки трещины блока цилиндров эпоксидкой

6. Произвести комплектацию новых и восстановленных деталей для обеспечения установки гильзо-поршневого комплекта на двигатель:

— гильза цилиндра (740.1002021) — 8 шт.;

— кольцо уплотнительное гильзы (740.1002024) — 16 шт.;

— кольцо уплотнительное гильзы верхнее (740.1002031) — 8 шт.,

— поршень с шатуном и кольцами в сборе (740.1004010-10) — 8 шт.,

— вкладыш нижней головки шатуна (740.1004058 или 740.1004058Р)

7. Зачистить от забоин и ржавчины и протереть посадочные пояски в блоке цилиндров Смазать посадочные пояски в блоке и у гильзы моторным маслом, применяемым для смазывания двигателя. Установить в кольцевые проточки блока два уплотнительных кольца (740 1002024); и под бурт гильзы — уплотнительное верхнее кольцо (740.1002031) При установке колец не допускать их скручивания. Запрессовать последовательно восемь гильз в блок цилиндров.

8. Установить 1-ю шатунную шейку коленчатого вала в нижнее крайнее положение. Протереть и смазать моторным маслом гильзы 1-го и 5-го цилиндров и 1-ю шатунную шейку коленчатого вала.

Отвернуть гайки, крепящие крышки шатунов 1-го и 5-го цилиндров, снять крышки. Установить вкладыши нижней головки шатуна (740.1004058 или 740.1004058Р) в постели крышки и стержня шатуна. Обеспечить соответствие размеров вкладышей размерам шатунных шеек коленчатого вала.

9. Установить смежные поршневые кольца на поршнях 1-го и 5-го цилиндров замками в противоположные стороны. Вставить последовательно поршень 1-го и 5-го цилиндров в сборе с шатуном и кольцами в гильзы соответствующего цилиндра (выточки под клапаны на днище поршня должны быть смещены в сторону развала блока цилиндров). Выбить на днище поршня и на торце гильзы соответствующие номера цилиндров (КЭ 40).

10. Установить нижние головки 1-го и 5-го шатунов на 1-ю шатунную шейку коленчатого вала. Установить соответствующие крышки шатунов (клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми) на болты шатунов и навернуть гайки. Окончательную затяжку гаек произвести динамометрическим ключом, момент затяжки 120-130 Н*м, что соответствует удлинению стержня болта на 0,25-0,27 мм. Контролировать удлинение. Контролировать зазор между торцами нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала Суммарная величина должна быть не менее 0,15 мм.

Установить в нижнее крайнее положение, последовательно проворачивая коленчатый вал на 90°, 3-ю, 4-ю и 2-ю шатунные шейки и повторить установку деталей шатунно-поршневой группы для 3-го и 7-го, 4-го и 8-го, 2-го и 6-го цилиндров.

Проверить свободу проворачивания коленчатого вала.

11. Обеспечить комплектацию новых и работоспособных деталей для обеспечения установки масляного насоса и масляного картера в сборе на двигатель:

— насос масляный с шестерней в сборе (740.1011010-02) — 1 шт.;

— трубка всасывающая масляного насоса (740.1011398) — 1 шт.;

— трубка подводная клапана системы смазывания (740.1011538) -1 шт.

— прокладка заднего фланца трубки клапана (740.1011091) — 1 ш

— картер масляный в сборе (740.1009010) — 1 шт.;

— прокладка (740 1009040) — 1 шт.

12. Нанести на поверхность прокладки заднего фланца трубки клапана (740.1011091) тонкий слой уплотнительной пасты, установить прокладку и подводную трубку клапана системы смазывания (740.1011538-02) вместе с масляным насосом (740.1011010-02) и всасывающей трубкой (740.1011398). Ввернуть три болта крепления масляного насоса, два болта крепления подводной трубки и болт крепления всасывающей трубки, надев предварительно пружинные шайбы. Окончательную затяжку болтов произвести динамометрическим ключом, момент затяжки 25-30 Н*м.

13. Нанести на поверхность прокладки масляного картера (740.1009040) тонкий слой уплотнительной пасты, установив прокладку нашесть шпилек. Установить масляный картер (740.1009010), навернуть шесть гаек и ввернуть 22 болта, предварительно надеть на болты и шпильки пружинные шайбы. Окончательную затяжку болтов и гаек произвести динамометрическим ключом с моментом 15-17 Н*м.

1 — обойма, 2 — поршень, 3 — гильза цилиндра.

14. Повторить комплектацию и сборочные операции по замене головки цилиндра (работа 1).

Источник

Читайте также:  Ремонт подшипника генератора автомобиля
Оцените статью