Ремонт главной передачи паз

Ремонт главной передачи паз

Коробка передач производства ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ» – механическая, пятиступенчатая, синхронизированная, с центральным рычагом управления, с прямой или повышающей пятой передачей

Рычаг коробки передач соединяется тягой с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя.

Устройство коробки передач и её привода показано на рис. 1 и рис. 2

На автобус могут устанавливаться коробки передач следующих моделей: СААЗ-3206, СААЗ-320670, СААЗ-132А2, СААЗ-132М3.

Новое семейство коробок передач СААЗ-136 имеет повышенный ресурс и следующие отличия от СААЗ-3206:

— все шестерни на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках;

— шестерни промежуточного вала имеют бесшпоночную посадку на вал за счет натяга;

— промежуточный вал установлен на конические подшипники, затяжка которых регулируется специальной гайкой;

— на СААЗ-136М установлены муфтовые синхронизаторы на всех передачах, на СААЗ-136А установлены пальчиковые синхронизаторы со стальными конусными кольцами напыленными молибденом;

— установлен бесконтактный датчик спидометра.

Для лучшего использования эксплуатационных свойств рекомендуется применять на пригородных маршрутах автобусы с коробками передач с ускоряющей 5-й передачей, а на городских маршрутах автобусы с коробками передач с прямой 5-й передачей.

Для заправки маслом имеется заливная резьбовая пробка в правой стенке картера 19. Для слива масла предназначено сливное отверстие в левой стенке картера, внизу, закрываемое магнитной резьбовой пробкой.

Центрирование коробки производится по фланцу крышки первичного вала 20.

Переключение передач производится рычагом механизма управления в крышке 4 (рис. 1) коробки передач через тягу 5 (рис. 2) и рычаг переключения передач 2 на рабочем месте водителя.

При затруднительном включении передач рекомендуется выполнить регулировку привода изменением длины тяги 5 посредством поворота вилки 9 тяги переключения передач.

При обслуживании коробки передач проверяется её крепление к картеру сцепления, крепление деталей самой коробки передач к картеру; заменяется и поддерживается нормальный уровень масла согласно карте смазки.

При смене масла нужно очистить магнит сливной пробки и сапун. Засорение сапуна может вызвать появление течи масла из-за повышения давления в картере.

При смене масла, а также при ремонте коробки передач не допускать попадания в неё загрязнений, которые могут вызвать заедание шестерен.

Возможные неисправности коробки передач и методы устранения

Затрудненное включение всех передач

— Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать свободный ход педали сцепления

Включение передач с ударом и скрежетом

а) износ конусных колец синхронизаторов

б) износ блокирующих фасок пальцев и каретки

Самовыключение передач на ходу

а) неполное включение передачи из-за неисправности механизма переключения

Заменить изношенные детали

в) ослабление крепления вилок и головок

Передачи не включаются

— Поломка пальцев и фиксаторов синхронизаторов

Повышенный шум при работе коробки передач

а) ослабление крепежных деталей

б) износ и поломка зубьев шестерен

Заменить изношенные детали

Течь масла из коробки передач

а) износ или потеря эластичности манжет

б) повышенное давление в картере коробки

в) нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям

Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки

Источник

Ремонт главной передачи паз

Автобусы комплектуется задними мостами производства ООО «Рязань Автоагрегат» (сокр.»РАА») или ОАО «КААЗ»

Устройство мостов не имеет существенных отличий.

При обслуживании заднего моста проверяется уровень масла в картере и производится замена масла, проверяется крепления фланцев полуосей, картера редуктора, муфты подшипников ведущей шестерни, гайки фланца ведущей шестерни, очищается сапун, проверяется герметичность уплотнений моста, проверяется регулировка подшипников ступиц колес.

Заливка масла в картер моста производится через заливное отверстие 15 (рис. 1).

Масло заливается до появления течи:

— из контрольного отверстия в задней крышке картера (для моста «РАА»);

— из наливного отверстия (для моста «КААЗ»).

Сливается отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие при снятой пробке заливного отверстия.

Для заднего моста производства ООО «РязаньАвтоагрегат» при проведении первого ТО-1 и первого ТО-2 рекомендуется проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей шестерни главной передачи. Момент затяжки гайки должен быть равен (350. 440) Нм.

Подшипники главной передачи, боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен отрегулированы на заводе и, как правило, не требуют регулировок в эксплуатации.

Их регулировка нужна при замене каких-либо деталей или при большом износе подшипников и требует особой тщательности. Неправильная регулировка приводит к ускоренному износу шестерен главной передачи.

Увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, получившийся вследствие износа зубьев, уменьшать регулировкой недопустимо, так как это приведет к нарушению взаимного положения приработавшихся поверхностей зубьев и станет причиной повышенного шума или поломки зубьев.

В эксплуатации изменять положение регулировочного винта 1 не рекомендуется.

Регулировку необходимо производить лишь в случае ослабления гайки. Для этого регулировочный винт 1 (мост «КААЗ») нужно завернуть до отказа, затем отвернуть его на 1/6 оборота и законтрить гайкой.

Периодически следует промывать и продувать сжатым воздухом сапун моста. При засорении сапуна может повыситься давление в картере моста и появиться течь масла через манжеты и фланцевые соединения.

Читайте также:  Ремонт компрессора воздушного поршневого remeza

Регулировать подшипники ступиц передних и задних колес следует только при увеличении осевого зазора в подшипниках более 0,15 мм или в случае нагрева ступицы из-за чрезмерной затяжки гайки подшипников.

Регулировка затяжки подшипников ступиц задних колес («РАА»):

  1. Поднять колесо домкратом и убедиться, что тормозные колодки не задевают при вращении колеса за барабан.

  1. Отвернуть гайки 2 (рис. 2) крепления полуоси, снять конические втулки и вынуть полуось.

Для снятия полуоси ввернуть болты М12 в два специальных отверстия 12.

  1. Отвернуть контргайку 3 и снять замочную шайбу 4.
  2. Поворачивая колесо в обоих направлениях, затянуть гайку 5 моментом (60-80) Нм.
  3. Отвернуть гайку 5 на (1/4-1/3) оборота до совпадения штифта гайки с одним из отверстий в замочной шайбе 4.
  4. Затянуть контргайку 3 моментом затяжки (250-300) Нм.

При правильной регулировке колесо должно вращаться равномерно и свободно в обоих направлениях.

Регулировка затяжки подшипников ступиц задних колес («КААЗ»):

  1. Поднять домкратом задний мост так, чтобы шины не касались пола.

  1. Вынуть полуось 16 (рис. 3), ослабив контргайку и ввернув болт-съёмник 4.
  2. Отвернуть контргайку 7, снять стопорную шайбу 8 и, ослабив гайку 6 крепления подшипников на (1/3-1/2) оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае тугого вращения колеса устранить причину (задевание тормозных колодок, заедание сальника и т.п.).
  3. Затянуть гайку 6 крепления подшипника ключом с воротком длиной (350. 400) мм усилием руки до тугого вращения колеса на подшипниках.

Затянутое таким образом колесо после толчка рукой должно сейчас же остановиться.

  1. Отпустить гайку 6 крепления подшипников на 1/8 оборота.
  2. Установить стопорную шайбу 8 и убедиться, что стопорный штифт 5 вошел в одну из прорезей шайбы 8.

Если штифт не входит в прорезь, провернуть гайку в ту или другую сторону для того, чтобы штифт вошел в ближайшую прорезь стопорной шайбы.

  1. Навернуть и затянуть контргайку 7. При правильной затяжке колесо должно свободно вращаться без заметного осевого люфта.
  2. Вставить полуось 23, установить пружинные шайбы и затянуть гайки шпилек 9 крепления полуоси.

Смазка подшипников ступиц задних колес автобусов ПАЗ-32053-07 с мостом производства ОАО «КААЗ» производится трансмиссионным маслом, поступающим из картера заднего моста по кожухам полуосей.

При смене масла в заднем мосту наполнение полости ступиц производить поднятием правого и левого колеса поочередно на высоту не менее 200 мм.

Не следует добавлять другие масла в ступицы задних колес.

Смазка подшипников ступиц задних колес автобусов ПАЗ-4234 с мостом производства ОАО «КААЗ» производится консистентной смазкой Литол-24.

Смазка подшипников ступиц задних колес («РАА») выполняется, в зависимости от конструкции ступицы, в двух вариантах:

— со смазыванием подшипников консистентной смазкой;

— со смазыванием маслом, применяемым для редуктора заднего моста.

Внешне различить ступицы можно по наличию или отсутствию пробки 6.

Если пробки нет, то подшипники следует смазывать консистентной смазкой.

При наличии пробки применяют то же масло, что и для главной передачи. В этом случае для замены масла следует поднять домкратом колесо, отвернуть пробку 6, повернуть колесо отверстием вниз и слить масло.

Повернуть колесо отверстием вверх и залить 0,6 л масла.

Для замены смазки подшипников ступиц передних и задних колес, в случае применения консистентной смазки, ступицы следует снять. Ступицы следует снимать осторожно, чтобы не повредить манжету 9.

Подшипники тщательно промыть и заложить смазку между роликами и сепараторами равномерно по всей полости подшипников, а также нанести тонкий слой смазки на внутреннюю поверхность манжеты.

Возможные неисправности заднего моста и методы устранения неисправностей

Повышенный шум

— Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи

— Износ или задиры зубьев шестерен

Заменить неисправные детали

— Нарушение регулировки или износ подшипников

Отрегулировать или заменить неисправные детали

Большой угловой люфт ведущей шестерни

— Износ шлиц полуосей

Заменить неисправные детали

— Износ зубьев шестерен

Заменить неисправные детали

— Нарушение регулировки или износ подшипников

Отрегулировать или заменить неисправные детали

Течь масла

— Износ сальников, ослабление затяжки или засорение сапуна

Заменить неисправные детали, затянуть болты, очистить сапун

Источник

Ремонт главной передачи и диференциала

Основными дефектами деталей главной передачи и диференциала являются:

  1. поломка зубьев, износ или неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи;
  2. износ подшипников и мест их посадки, а также увеличенный осевой зазор;
  3. износ шеек крестовины и торцевых поверхностей сателлитов и полуосевых шестерен;
  4. износ шлицев и шпоночного соединения полуосей;
  5. разработка сальников и износ мест их посадки.

Разборка главной передачи и диференциала

Для разборки одинарной главной передачи автомобиля ГАЗ-51 необходимо:

  1. отвернуть гайки шпилек крепления фланцев полуосей и вынуть полуоси 11;
  2. отвернуть болты крепления двух половин картера, разъединить их и вынуть диференциал в сборе;
  3. отвернуть болты крепления крышки 28 и гнезда 4 подшипников ведущей шестерни главной передачи и вынуть из картера ведущую шестерню вместе с фланцем 1 и гнездом с подшипниками 5;
  4. расшплинтовать и отвернуть гайку 30 крепления фланца, снять фланец, сальник 3, крышку подшипников 28, упорное кольцо, гнездо с подшипником и регулировочные прокладки 27;
  5. снять роликовый конический подшипник с вала 2 ведущей шестерни, снять стопорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник 7 с конца ведущей шестерни;
  6. расшплинтовать и вывернуть болты, соединяющие две половины чашки диференциала 14, разъединить чашку, вынуть крестовину с опорными шайбами 24 сателлитов 8 и полуосевые шестерни 19 также с опорными бронзовыми шайбами 22.
Читайте также:  Отчетный период по капитальному ремонту

Для разборки двойной главной передачи автомобиля ЗИС-150 необходимо:

  1. отвернуть болты фланцев полуосей и вынуть полуоси 1;
  2. отвернуть заднюю крышку картера;
  3. отвернуть стопорные пластинки регулировочных гаек 2 и б и вывернуть гайки;

Разборка главной передачи и диференциала

Рис. Главная передача и диференциал автомобиля ГАЗ-51:
1 — фланец ведущей шестерни; 2 — вал ведущей шестерни; 3 — сальник; 4 — гнездо подшипников; 5 — роликовые конические подшипники; 6 — картер заднего моста; 7 — роликовый подшипник; 8 — сателлит; 9 — сапун; 10 — сальник; 11 — полуось; 12 — кожух полуоси; 13 — трубопровод тормозов; 14 — чашка диференциала; 15 — сливная пробка; 16 — прокладка; 17 — ведомая шестерня; 18 — чашка диференциала; 19 — шестерня полуоси; 20 — подшипник диференциала; 21 — маслоотражатель; 22 — опорная бронзовая шайба шестерни полуоси; 23 — крестовина диференциала; 24 — опорная шайба сателлита; 25 — опорная пластина; 26 — прокладки регулировки подшипников ведущей шестерни; 27 — прокладки регулировки зацепления шестерен главной передачи; 28 — крышка подшипников; 29 — грязеотражатель; 30 — гайка фланца.

Для разборки одинарной главной передачи автомобиля ГАЗ-51 необходимо:

  1. отвернуть гайки шпилек крепления фланцев полуосей и вынуть полуоси 11;
  2. отвернуть болты крепления двух половин картера, разъединить их и вынуть диференциал в сборе;
  3. отвернуть болты крепления крышки 28 и гнезда 4 подшипников ведущей шестерни главной передачи и вынуть из картера ведущую шестерню вместе с фланцем 1 и гнездом с подшипниками 5;
  4. расшплинтовать и отвернуть гайку 30 крепления фланца, снять фланец, сальник 3, крышку подшипников 28, упорное кольцо, гнездо с подшипником и регулировочные прокладки 27;
  5. снять роликовый конический подшипник с вала 2 ведущей шестерни, снять стопорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник 7 с конца ведущей шестерни;
  6. расшплинтовать и вывернуть болты, соединяющие две половины чашки диференциала 14, разъединить чашку, вынуть крестовину с опорными шайбами 24 сателлитов 8 и полуосевые шестерни 19 также с опорными бронзовыми шайбами 22.

Рис. Главная передача и диференциал автомобиля ЗИС-150:
1 — полуось; 2 и 6 — гайки регулировки подшипников диференциала; 3 — крышка подшипника; 4 — чашка диференциала; 5 — ведомая цилиндрическая шестерня; 7 — крышки подшипников промежуточного вала; 8 — прокладки подшипников промежуточного вала и зацепления конических шестерен; 9 — прокладки регулировки зацепления конических шестерен; 10 — стакан ведущей шестерни; 11 — распорная втулка; 12 — прокладки крышки подшипника; 13 — крышка подшипника; 14 — фланец; 15—сальники; 16 — регулировочные шайбы подшипников ведущей шестерни; 17 — промежуточный вал.

Для разборки двойной главной передачи автомобиля ЗИС-150 необходимо:

  1. отвернуть болты фланцев полуосей и вынуть полуоси 1;
  2. отвернуть заднюю крышку картера;
  3. отвернуть стопорные пластинки регулировочных гаек 2 и 6 и вывернуть гайки;
  4. расшплинтовав и отвернув гайки, снять крышки подшипников 3 чашки диференциала 4 и вынуть диференциал в сборе;
  5. отвернуть стакан 10 и снять его в сборе с ведущей шестерней;
  6. отъединить картер главной передачи, отвернуть крышки 7 подшипников промежуточного вала 17 и вынуть его из картера.

Ремонт чашки диференциала

Дефектами чашки диференциала являются:

  1. износ мест посадки подшипников;
  2. износ отверстий под шейки крестовины сателлитов;
  3. износ отверстий под шейки шестерен полуосей.

Изношенные места посадки подшипников чашки диференциала восстанавливают хромированием с последующим шлифованием под требуемый размер, а также наплавкой металла путем сварки. Наплавку следует вести с подогревом во избежание коробления чашки. Если чашка диференциала изготовлена из стали, то можно применить также холодную раздачу посадочных мест подшипников.

Для этого через отверстие чашки прогоняют под прессом конусную оправку, обильно смазанную маслом. После раздачи шейки протачивают на токарном станке. При износе отверстий, предназначенных для шеек крестовины, эти отверстия развертывают под увеличенный размер шеек, которые предварительно хромируют, чтобы получить тугую посадку при собранной чашке диференциала. Изношенные отверстия под шейки шестерен полуосей растачивают на станке, а для получения нормальной посадки шеек полуосевых шестерен поверхность шеек хромируют. Отверстия восстанавливают также путем растачивания отверстий с последующей запрессовкой втулок из материала, соответствующего материалу чашки. После запрессовки втулки обрабатывают под размер шеек полуосевых шестерен с расчетом получения необходимого зазора.

Ремонт крестовины сателлитов

При работе шейки крестовины сателлитов сильно изнашиваются в местах посадки.

Для восстановления посадочных мест сателлитовых шестерен отверстия последних шлифуют или развертывают до получения правильной геометрической формы, а шейки крестовины наращивают хромированием и шлифуют иод размер отверстий сателлитов.

При невозможности применить хромирование шейки крестовины шлифуют или протачивают резцом (предварительно произведя отжиг шеек), а затем на них напрессовывают стальные цементованные втулки и шлифуют их под размер отверстий сателлитов. Более сложным способом восстановления шеек крестовины является наплавка на них металла сваркой с последующей механической обработкой и цементацией.

Ремонт шестерен, валов и полуосей

Изношенные и выкрошенные зубья шестерен ремонтируют способами, указанными в заметке «Ремонт коробки передач». Изношенные торцевые поверхности полуосевых шестерен и сателлитов протачивают или шлифуют с последующей установкой новых шайб, воспринимающих осевую нагрузку. При этом зазор между шлифованной торцевой стороной полуосевых шестерен и внутренней поверхностью чашки должен быть 0,5—0,8 мм.

Читайте также:  Ремонт пылесоса ilife v55 pro

Зазор проверяют щупом через окна чашки диференциала. Разница в зазорах при измерении во всех окнах не должна превышать 0,1 мм.

Изношенные места посадки подшипников на валу ведущей шестерни и на промежуточном валу главной передачи восстанавливают хромированием или протачиванием с последующей напрессовкой стальных втулок. Смятые шлицы полуосей и вала ведущей шестерни (при отсутствии скручивания) ремонтируют, наплавляя металл сваркой, затем шлицы фрезеруют и термически обрабатывают.

При срыве резьбы на конце вала ведущей шестерни или на конце полуоси (автомобили ГАЗ-MM и М-20 «Победа») резьбу срезают путем протачивания на станке, затем наплавляют металл, протачивают под требуемый размер и нарезают новую резьбу номинального размера.

Сборка и регулировка главной передачи и диференциала

Сборку одинарной главной передачи и диференциала (автомобиль ГАЗ-51) производят в следующем порядке:

  1. В гнездо подшипников запрессовывают наружные кольца подшипников ведущей шестерни главной передачи с натягом до 0,08 мм.
  2. Напрессовывают один роликовый конический подшипник на шейку вала вплотную к ведущей шестерне, надевают распорную втулку, регулировочные прокладки 26, гнездо подшипников, другой роликовый конический подшипник, упорное кольцо, фланец 1 карданного шарнира и завертывают гайку 30 фланца вала до отказа. При затягивании гайки провертывают ведущую шестерню за фланец, что обеспечивает правильное положение роликов в своих кольцах. После затяжки гайки проверяют динамометром момент вращения, который должен быть в пределах 14—18,5 кгм. При отсутствии динамометра затяжку подшипников проверяют повертывая шестерню за фланец. При этом шестерня должна проворачиваться от небольшого усилия руки и иметь осевой зазор (качку) не более 0,04 мм, что проверяют индикатором. Если осевой зазор больше, то удаляют одну-две регулировочные прокладки, если затяжка слишком туга, то добавляют прокладки. После окончательной затяжки подшипников на гайке и торце вала наносят риски.
  3. Отвертывают гайку, снимают фланец, надевают крышку подшипников 28 с сальником 3 и устанавливают фланец; затем затягивают гайку до совмещения нанесенных рисок и зашплинтовывают.
  4. Напрессовывают на конец ведущей шестерни роликовый цилиндрический подшипник 7 и устанавливают стопорное кольцо.
  5. Напрессовывают на шейки чашки диференциала роликовые конические подшипники 20.
  6. В левую половину чашки диференциала устанавливают опорную бронзовую шайбу, полуосевую шестерню, крестовину в сборе с опорными шайбами и сателлитами, вторую полуосевую шестерню с опорной шайбой и правую половину чашки диференциала так, чтобы имеющиеся метки на обеих половинах совпали.
  7. Стягивают болтами обе половины чашки и зашплинтовывают болты общей проволокой.
  8. Устанавливают столько регулировочных прокладок 27, сколько их было снято при разборке с гнезда подшипников ведущей шестерни, вставляют ведущую шестерню в картер заднего моста и завертывают болты.
  9. Устанавливают маслоотражатели 21 и сальники 10 в кожухи полуосей со стороны картера главной передачи и запрессовывают наружные кольца подшипников 20 чашки диференциала.
  10. Устанавливают в картер чашку диференциала 14 в сборе; в разъеме картера ставят прокладку 16 толщиной 0,20—0,25 мм (после затяжки болтов толщина прокладки должна быть 0,15 мм, что обеспечивает нормальный зазор в зацеплении шестерен), и завертывают болты картера.
  11. Проверяют зазор в зацеплении шестерен, который должен соответствовать угловому перемещению фланца ведущей шестерни на 0,3—0,9 мм, при измерении перемещения индикатором на диаметре расположения отверстий фланца. Величину этого зазора регулируют изменением толщины прокладок 27 между картером и гнездом подшипников ведущей шестерни. Для снятия или добавления прокладок отвертывают гайку вала ведущей шестерни, снимают фланец, крышку с сальником, упорное кольцо и гнездо подшипников. После изменения числа прокладок снова собирают и проверяют зазор.
  12. Вставляют полуоси 11 и завертывают гайки крепления их фланцев.

Сборку двойной главной передачи и диференциала (ЗИС-150) выполняют в следующем порядке:

  1. Напрессовывают роликовые конические подшипники на шейки промежуточного вала главной передачи от зазора 0,05 мм до натяга 0,015 мм, запрессовывают наружные кольца подшипников в крышки, устанавливают вал в картер главной передачи и привертывают крышки к картеру с регулировочными стальными прокладками. Добавляя или удаляя прокладки, регулируют затяжку подшипников так, чтобы осевое смещение вала не превышало 0,1 мм (проверяется по индикатору). При этом вал должен легко вращаться от руки.
  2. В стакан ведущей конической шестерни Запрессовывают наружные кольца роликовых конических подшипников.
  3. Напрессовывают на вал ведущей шестерни роликовый конический подшипник до упора, вставляют шестерню в стакан, надевают на вал распорную втулку и две регулировочные стальные шайбы (толщина шайб в мм: 2,0—2,02; 2,05—2,07; 2,15— 2,17; 2,25—2,27; 2,35—2,37; 2,45—2,47; 2,55—2,57; 2,6—2,62). Напрессовывают передний роликовый конический подшипник, надевают упорную шайбу, привертывают к стакану крышку подшипника с сальниками, на шлицы вала надевают фланец карданного шарнира, ставят шайбу и затягивают до отказа гайку.
  4. Проверяют правильность затяжки подшипников вращением вала шестерни за фланец. При этом вал должен легко вращаться (вращающий момент не более 25—35 кгсм) и не иметь осевого зазора более 0,05—0,1 мм. Правильная затяжка подшипников достигается изменением толщины регулировочных шайб или их шлифованием.
  5. Привертывают стакан в сборе с ведущей шестерней и с регулировочными стальными прокладками (толщина прокладок в мм: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0) к картеру главной передачи.

Рис. Отпечатки на зубьях при различном зацеплении шестерен.

Источник

Оцените статью