Снятие ГБЦ Таврия
Причин для снятия ГБЦ может быть очень много, особенно если у автомобиля большой пробег и с двигателем никто давно ничего не делал. В нашем случае у автомобиля появился очень большой расход масла и сильные перебои в работе двигателя. Было принято решение делать капитальный ремонт мотора. В данном фотоотчеты мы покажем только как на ЗАЗ-1102 «Таврия» снять ГБЦ.
На данном автомобиле, также как и на многих отечественных автомобилях, процесс разборки двигателя намного проще чем в современных иномарках. Под капотом мало проводов и патрубков, нет электроники. Весь процесс по снятию ГБЦ занимает времени не больше часа.
Как снимается ГБЦ на Таврии
- Отключаем минусовую клемму с АКБ.
- Убираем из под капота запасное колесо, освобождая доступ к двигателю.
- Сливаем охлаждающую жидкость с радиатора и двигателя.
- Отсоединяем все шланги, троса и провода от впускного коллектора, карбюратора и трамблера.
- Отсоединяем остальные шланги и провода от ГБЦ.
- Разбираем механизм ГРМ.
- Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.
- Снимаем клапанную крышку.
- Откручиваем болты крепления ГБЦ.
- Снимаем ГБЦ.
Необходимые инструменты
- Домкрат или подъемник;
- Ключи (желательно иметь набор с головками и воротком) на 7мм, 8мм, 10мм, 12мм, 13мм, 14мм и 17мм;
- Отвертки «+» и «-«;
- Битка-шестигранник на 10мм;
- Емкость для охлаждающей жидкости.
Далее в нашем фотоотчете более детальная инструкция:
Начинаем работу по снятию ГБЦ на автомобиле ЗАЗ 1102
Первым делом нам необходимо снять минусовую клемму с аккумулятора. Для этого мы используем рожково-накидной ключ на 10мм.
Для лучшего доступа к левой стороне двигателя необходимо снять запасное колесо. Оно крепится одной гайкой под ключ на 17мм.
Далее будем сливать охлаждающую жидкость с радиатора и двигателя. Поэтому нам необходимо открыть крышку расширительного бачка, чтобы убрать давление в системе охлаждение.
Откручиваем сливную пробку радиатора указанном стрелкой на фото. Сливная пробка находится со стороны генератора.
Предварительно подставив снизу автомобиля специальную емкость для охлаждающей жидкости.
Далее будем сливать антифриз из блока двигателя. Пробка на двигателе находится между стартером и генератором. Откручиваем с помощью ключа на 14мм. Удобно использовать большую трещетку и головку.
Стрелкой указано точное местонахождение сливной пробки двигателя.
Ключом на 10мм откручиваем три гайки крепление крышки корпуса воздушного фильтра. Снимаем крышку.
Ключом на 8мм откручиваем гайки крепление корпуса воздушного фильтра к карбюратору и снимаем его. Откручивать удобно торцевым ключом или головкой с трещоткой.
Теперь у нас появился свободный доступ к карбюратору. Отсоединяем от него трос газа и подсоса. Отсоединяем пружину акселератора.
Также от карбюратора нам необходимо отсоединить шланг обратки топлива, шланг вакуумного корректора, шланг подогрева карбюратора и провод от электромагнитного клапана.
Отверткой или головка на 7мм откручиваем хомут патрубка печки и снимаем патрубок.
Отсоединяем этот же патрубок с другой стороны от двигателя.
Отсоединяем высоковольтный провод от катушки зажигания.
Отсоединяем от распределителя зажигания шланг вакуумного корректора и электро разъем с датчика холла.
Снимаем со свечей зажигания высоковольтные провода.
Отверткой под «+» откручиваем два болта крепления крышки распределителя зажигания и снимаем ее вместе с проводами.
Теперь приступаем к разбору газораспределительного механизма. Для снятия защитного кожуха ГРМ нам необходимо открутить два болта крепления. Используем ключ на 10мм.
Выставляем двигатель по меткам, прокручивая за приподнятое колесо на включенной пятой передачи КПП.
Ключом на 14мм откручиваем болт крепления шкива распредвала.
Маленькой трещоткой с головкой на 12мм приоткручиваем два болта крепления натяжного ролика ремня ГРМ. Снимаем ремень и шкив распредвала.
Ключом на 10мм откручиваем два болта крепления внутреннего защитного кожуха механизма ГРМ.
Теперь начинаем отсоединять все шланги и провода с левой стороны двигателя. Отсоединяем патрубки водяного охлаждения, указанные стрелками. И отсоединяем шланг подачи топлива на топливный насос.
И не забываем отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости. Поводок прикручен с помощью обычного болтика под отвертку «+».
Теперь снизу автомобиля нам необходимо с помощью ключа на 13мм открутить четыре гайки крепления приёмной трубы к выпускному коллектору. Гайки удобно откручивать с помощью трещотки, нескольких удлинителей и головки.
Откручиваем пять болтов крепления клапанной крышки. Используем головки на 12мм и 13мм, трещотку и удлинитель.
Снимаем клапанную крышку. На фото видно насколько грязный двигатель внутри.
Шестигранной биткой на 10мм откручиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров.
Снимаем ГБЦ и осматриваем состояние блока цилиндров.
На столе осматриваем ГБЦ и начинаем подготавливать ее к предстоящему ремонту, предварительно промыв.
Источник
Ремонт ГБЦ ЗАЗ 1102 Таврия
Причин для ремонта ГБЦ есть много:
- Повышенный расход масла во время работы двигателя.
- Стук распредвала.
- Потеря компрессии двигателя из-за прогоревшего клапана.
- Прогнивание каналов охлаждения из-за некачественного антифриза.
- Искривление ГБЦ из-за перегрева двигателя.
Выше описаны основные причины необходимости ремонта ГБЦ. Так же бывает когда производят замену прокладки ГБЦ и головка уже лежит на столе, и чтобы лишний раз не лазить в двигатель сразу делают диагностику и ремонт головки. В нашем случае автомобиль приехал из-за очень большого расхода масла. После осмотра двигателя на внешние подтеки было принято решение снимать и ремонтировать ГБЦ.
Какие детали необходимы при ремонте ГБЦ
- Клапана АМЗ — впуск 2451007010-10
- Клапана АМЗ — выпуск 2451007012-10
- Распредвал Таврия, Славута. ЗАЗ АП245-1006010
- Ось рокеров в сборе с коромыслами Таврия Сенс 245-1007101
- Сальники клапанов (маслосъемные колпачки) и сальник распредвала
Сальники клапанов
Производитель | Артикул | Средняя цена, руб. |
VICTOR REINZ | 702583700 | 28 |
GOETZE | 5030667050 | 30 |
ELRING | 553190 | 48 |
Сальник распредвала
Производитель | Артикул | Средняя цена, руб. |
CORTECO | 12011455B | 81 |
VICTOR REINZ | 812108710 | 174 |
ELRING | 59790 | 215 |
Необходимые для работы инструменты
- Ключи на 10мм, 12мм и 13мм;
- Свечной ключ на 21мм;
- Отвертки «+» и «-«;
- Молоток;
- Корректор канцелярский;
- Дрель;
- Гибкий магнит JTC 3639;
- Съемник для рассухарки клапанов HOREX HZ251012;
- Съемник сальников клапанов TOPTUL JDAT0109;
- Набор шарошек;
- Ключ-квадрат 9мм;
- Паста для притирки клапанов;
- Химия для мойки деталей ГБЦ.
Как произвести ремонт ГБЦ ЗАЗ-1102
- Снимаем коллектора и всё навесное со снятой головки блока цилиндров.
- Ослабляем нажим клапанов и вытаскиваем ось рокеров вместе с рокерами.
- Вытаскиваем с ГБЦ распредвал.
- Рассухариваем клапана.
- Метим и вытаскиваем клапана на стол.
- Осматриваем и дефектуем разобранные детали.
- Вымываем ГБЦ и все не меняемые детали.
- После мойки и приобретения новых запчастей начинаем производить сборку ГБЦ.
- Притираем клапана и при необходимости шарошим сёдла клапанов.
- Устанавливаем клапана, сальники клапанов, пружинки.
-
- Засухариваем клапана.
- Устанавливаем распредвал, ось коромысел и рокера.
- Цепляем обратно всё снятое навесное.
Далее в нашем фотоотчете более детальная инструкция.
Начинаем производить разбор ГБЦ автомобиля Таврия для дальнейшего ремонта. Первым делом будем откручивать распределитель зажигания. Для этого необходимо поставить метку напротив бегунка, когда распредвал находится в метке. Чтобы при обратной сборке не возникло проблем с выставлением зажигания.
Ключом на 13мм откручиваем три болта крепления корпуса распределителя зажигания.
Откручиваем шланг подачи топлива от насоса к карбюратору.
Откручиваем две гайки крепления топливного насоса. Используем ключ на 13мм.
Ключом на 12мм откручиваем семь гаек крепления впускного и выпускного коллекторов.
И ещё откручиваем две гайки крепления впускного коллектора используя рожковый ключ на 12мм.
Теперь когда всё навесное с ГБЦ снято, приступим к разбору внутренности головки. Откручиваем фиксирующий винт оси коромысел, используя обычную плоскую отвертку.
С помощью ключа-квадрата откручиваем пробку оси коромысел спереди ГБЦ.
Теперь чтобы без проблем вытащить ось коромысел и рокера нам необходимо ослабить все регулировочные винты. С помощью ключа на 12мм отпускаем все гайки на винтах рокеров и с помощью простой отвертки максимально скручиваем регулировочные винты, ослабляя нажим на пружины клапанов.
С помощью гибкого магнита вытаскиваем пятаки клапанов.
В одном положение распредвала не все пятачки возможно вытащить. Для этого с помощью ключа-квадрата проворачиваем распредвал в нужное положение и вытаскиваем остальные пятаки.
Теперь когда коромысла ничем не зажаты, устанавливаем наставку на ось коромысел в отверстие вместо выкрученной заглушки и выбиваем ось.
Сняв ось и коромысла можем вытаскивать распредвал.
Теперь приступаем к рассухариванию клапанов. Рассухаривать клапана будем с помощью специального съёмника HOREX HZ251012.
Сдавив пружину съемником, с помощью гибкого магнита, аккуратно вытаскиваем сухарики.
Снимаем пружины клапанов, сальники клапанов и нижние упорные шайбы.
Переворачиваем головку и подписываем клапана. Теперь клапана можно вытащить из ГБЦ.
С помощью свечного ключа 21 выкручиваем свечи зажигания.
Теперь, когда ГБЦ полностью разобрана, приступаем к осмотру и дефектовке деталей ГБЦ.
На кулачках распредвала образовалась выработка, заметная невооруженным взглядом.
А на одном кулачке даже появились разрушение металла. Такой распредвал недопустимо устанавливать обратно.
Ось коромысел изношена не сильно, такую ось можно ещё использовать.
Клапана также имеет большую выработку по рабочей поверхности, поэтому их мы тоже будем менять.
Ну и рокера без сомнений будем менять, так как они имеют тоже большую выработку на рабочей поверхности.
Ещё раз пересматриваем все снятые детали. Всё что ещё будем устанавливать, готовим к мойке.
Ключом на 13мм откручиваем четыре гайки крепления карбюратора к впускному коллектору. Карбюратор заматываем в тряпку или пакет, а коллектор отправляем в мойку.
Тщательно перемалываем все детали двигателя.
Также необходимо разобрать клапанную крышку, открутив шесть болтов под ключ на 10мм. И тоже хорошенько всё перемыть.
Теперь, когда у нас есть все новые детали и чистые старые, мы будем производить ремонт и сборку ГБЦ. Начинаем притирать новые клапана. Наносим на рабочую поверхность клапана притирочную пасту.
Зажимаем клапан в патрон дрели и начинаем притирать.
Прокручивая клапан дрелью нам необходимо периодически прижимать клапан к седлу и отжимать. Прижим клапана во время кручения должен быть не постоянный.
После притирки первого клапана мы видим, что седло клапана требует подгонки шарошкой. Ширина притертой поверхности клапана должна составлять 1-1,5мм, а у нас гораздо больше.
Для подгонки сёдел мы используем такие вот шарошки.
В нашем случае пришлось прошарошить только внутреннюю часть седла. Шарошить необходимо плавно, без рывков, с равномерным нажимом.
После подгонки сёдел, притираем все клапана, подписывая каждый клапан с какого цилиндра.
После окончательной притирки клапанов нам необходимо снова помыть ГБЦ и можно приступать к сборке. Также во время чистки головки были обнаружены неровности на плоскости ГБЦ и пришлось производить шлифовку плоскости. Теперь устанавливаем притертые клапана на свои места.
Одеваем на клапана сальники, смазывая их маслом.
С помощью удлиненной головки на 12мм и молотка простукиваем и садим на место сальники клапанов. По измененному звуку во время простукивания станет понятно когда сальник уже сел на место.
Устанавливаем нижние упорные шайбы и пружины клапанов. На данном двигателе на каждый клапан ставится по две пружины (большая и маленькая).
Рокера продавались вместе с осью, поэтому под замену попала и ось коромысел.
Устанавливаем в ГБЦ новый распредвал, смазывая шейки моторным маслом.
Устанавливаем новую ось коромысел и новые рокера, смазывая маслом ось, и предварительно ослабив регулировки роверов.
Когда ось на месте, закручиваем стопорный винт распредвала и заглушку. Устанавливаем пятачки на клапана и слегка поджимаем их регулировочными винтами рокеров.
Устанавливаем новый сальник распредвала.
Устанавливаем прокладку коллекторов. Рекомендуем промазать прокладку герметиком с двух сторон.
Устанавливаем коллектора и всё остальное навесное снятое при разборе ГБЦ. Головка готова для установки на блок двигателя.
Источник