80 Granta
Снятие и разборка головки блока цилиндров
Головку блока цилиндров снимаем для ее ремонта или замены, замены уплотнительной прокладки головки, при демонтаже ШПГ, а также при полной разборке двигателя.
Работу выполняем на эстакаде или смотровой канаве.
Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Снять головку блока цилиндров можно двумя способами: в сборе с впускной трубой, топливной рампой и катколлектором системы выпуска отработавших газов или предварительно демонтировав эти детали. Показываем второй способ снятия головки блока цилиндров.
Демонтируем впускную трубу (см. «Снятие впускной трубы») и катколлектор (см. «Снятие катколлектора»).
Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания (см. «Проверка состояния и замена свечей зажигания»).
Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. «Регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов газораспределительного механизма»).
Снимаем заднюю крышку привода ГРМ (см. «Замена сальника распределительного вала»).
Отсоединяем колодки жгута проводов от датчиков температуры охлаждающей жидкости (см. «Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости») и сигнализатора недостаточного давления масла (см. «Замена датчика сигнализатора недостаточного давления масла»).
Головкой «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечника «массового» провода к корпусу термостата системы охлаждения…
…и снимаем наконечник провода со шпильки.
Высокой головкой «на 13» отворачиваем две гайки креплении корпуса термостата…
…и снимаем корпус термостата со шпилек головки блока цилиндров, не отсоединяя от патрубков корпуса и крышки термостата шланги системы охлаждения.
Соединение корпуса термостата с головкой блока цилиндров уплотняется прокладкой.
Головкой Е-14 отворачиваем десять винтов крепления головки блока цилиндров.
Вынимаем винты с шайбами.
Снимаем головку блока цилиндров.
При демонтаже головки блока цилиндров в сборе с впускной трубой, топливной рампой и катколлектором снимаем ресивер (см. «Снятие ресивера») и датчики концентрации кислорода (см. «Снятие датчиков концентрации кислорода»); отсоединяем от трубки топливной рампы наконечник шланга подвода топлива, а от колодки жгута проводов форсунок – колодку жгута проводов системы управления двигателем (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»); отсоединяем фланец трубы дополнительного глушителя от фланца катколлектора (см. «Снятие дополнительного глушителя»).
Другие операции по демонтажу головки блока цилиндров аналогичны операциям при снятии головки без впускной трубы, топливной рампы и катколлектора.
Вынув винты крепления головки блока цилиндров…
…максимально приподнимаем головку в сборе с впускной трубой и катколлектором (снимать головку следует с помощником)…
…и, наклонив, выводим ее из моторного отсека вперед.
Снимаем прокладку головки блока цилиндров.
При необходимости разборки головки блока цилиндров для ее ремонта или замены демонтируем топливную рампу с форсунками, впускную трубу, катколлектор и распределительный вал.
Помечаем толкатели клапанов (чтобы при последующей сборке они были установлены на прежние места)…
…и вынимаем толкатели в сборе с регулировочными шайбами из гнезд головки блока цилиндров.
Перед снятием клапанов…
…чертилкой по металлу наносим метки на их тарелки.
При разборке клапанного механизма подкладываем под тарелку рассухариваемого клапана упор (деревянный брусок).
Рассухариваем клапан и снимаем тарелку пружины, наружную и внутреннюю пружины, опорную шайбу (см. «Замена маслоотражательных колпачков клапанов»).
Вынимаем клапан из направляющей втулки.
Аналогично демонтируем другие клапаны. Снимаем маслоотражательные колпачки с направляющих втулок клапанов. Очищаем клапаны от нагара, осматриваем клапаны и их седла в головке блока цилиндров. На тарелке клапана не должно быть трещин, а его стержень не должен иметь деформации. На рабочих фасках клапана и седла не допускается наличие сильного износа и повреждений: глубоких рисок, раковин, следов прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске клапана и седла можно вывести притиркой клапана к седлу. Для грубой оценки зазора между стержнем клапана и его направляющей втулкой в головке блока цилиндров вставляем клапан в отверстие втулки не до конца (не доведя тарелку клапана до седла на расстояние около 10 мм). Покачиваем клапан за тарелку в радиальном направлении. При ощущении значительного люфта (больше 0,15 мм) в соединении заменяем клапан новым. Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, то необходимо заменить направляющую втулку (на специализированном сервисе). Дефектные клапаны заменяем новыми. При значительном повреждении седла клапана в головке блока цилиндров следует устранить дефекты шлифованием в специализированном сервисе или заменить головку блока цилиндров. Перед сборкой головки блока цилиндров металлической щеткой удаляем нагар с поверхности камер сгорания. Промываем головку блока цилиндров керосином и продуваем ее каналы сжатым воздухом.
Сборку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Устанавливаем новые маслоотражательные колпачки на направляющие втулки клапанов. Перед установкой клапанов наносим на их стержни моторное масло. Очищаем привалочную поверхность блока цилиндров от загрязнений и масла. Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров под винты крепления головки масло и охлаждающую жидкость.
Проверяем состояние двух центрирующих втулок головки блока, установленных в отверстиях блока цилиндров.
Втулки не должны быть деформированы. Устанавливаем новую прокладку и головку блока цилиндров. Винты крепления головки блока цилиндров затягиваем в указанной последовательности в три приема: – первый прием – затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м); – второй прием – доворот винтов на 90°; – третий прием – доворот винтов на 90°.
Последовательность затяжки винтов крепления головки блока цилиндров.
Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 95,0 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.
Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
Источник
Разборка головки блока цилиндров Lada Granta
Инструменты (для 8-клапанных двигателей):
- Отвертка крестовая средняя
- Отвертка плоская средняя
- Шестигранный ключ на 5 мм
- Плоскогубцы
- Ключ трещоточный
- Удлинитель
- Головка на 8 мм
- Высокая головка на 10 мм
- Высокая головка на 13 мм
- Головка на 21 мм или свечной ключ
- Головка Torx Е14
- Головка Torx T30
- Гаечный ключ рожковый на 10 мм
- Гаечный ключ рожковый на 13 мм
- Гаечный ключ рожковый на 17 мм — 2 шт.
- Гаечный ключ рожковый на 19 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 10 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 15 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 17 мм
- Гаечный ключ накидной изогнутый на 8 мм
- Динамометрический ключ
- Вороток под торцевую насадку
- Насадка на вороток на 17 мм
- Специальный ключ для поворота натяжного ролика (или съемник стопорных колец)
- Ключ для фиксации шкива распредвала (или удлинитель под торцевую насадку на вороток)
- Универсальный съемник (при необходимости)
- Приспособление для сжатия пружин клапанов
- Приспособление для снятия маслосъемных колпачков (или плоскогубцы)
- Оправка для установки маслосъемных колпачков (или двенадцатигранная головка)
- Инструментальная головка
- Домкрат винтовой
- Балонный ключ
- Отвертка плоская большая
- Нож (или скребок)
- Щетка металлическая
- Зубило
- Молоток средний
- Воронка
- Штангенциркуль
- Приспособление для регулировки клапанов
- Пинцет
- Набор плоских щупов
- Микрометр
- Нутромер
- Маркер
- Компрессор
- Пневмопистолет для обдувки
Инструменты (для 16-клапанных двигателей):
- Гаечный ключ рожковый на 10 мм
- Гаечный ключ рожковый на 13 мм
- Гаечный ключ рожковый на 17 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 13 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 15 мм
- Ключ трещоточный
- Удлинитель
- Головка на 8 мм
- Высокая головка на 10 мм
- Головка на 13 мм
- Высокая головка на 16 мм или свечной ключ
- Головка Torx Е8
- Головка Torx E14
- Головка Torx T30
- Шестигранный ключ на 5 мм
- Вороток под торцевую насадку
- Насадка шестигранная на вороток на 10 мм
- Насадка на вороток на 17 мм
- Отвертка крестовая средняя
- Отвертка плоская средняя
- Отвертка плоская малая
- Динамометрический ключ
- Домкрат винтовой
- Балонный ключ
- Специальный ключ для поворота натяжного ролика (или съемник стопорных колец)
- Ключ для фиксации шкива распредвала
- Приспособление для сжатия пружин клапанов
- Приспособление для снятия маслосъемных колпачков (или плоскогубцы)
- Оправка для установки маслосъемных колпачков (или двенадцатигранная головка)
- Воронка
- Нож (или скребок)
- Щетка металлическая
- Плоскогубцы
- Зубило
- Молоток средний
- Линейка
- Набор плоских щупов
- Магнит
- Штангенциркуль
- Приспособление для регулировки клапанов
- Пинцет
- Микрометр
- Компрессор
- Пневмопистолет для обдувки
Детали и расходники (для 8-клапанных двигателей):
- Башмак — 2 шт.
- Охлаждающая жидкость
- Моторное масло
- Емкость техническая — 2 шт.
- Прокладка впускного коллектора и катколлектора (при необходимости)
- Кольцо болта заглушки ГБЦ (при необходимости)
- Прокладка заглушки ГБЦ (при необходимости)
- Прокладка крышки головки блока (при необходимости)
- Прокладка головки блока
- Болты крепления головки блока (при необходимости)
- Уплотнительные прокладки патрубков модуля впуска (при необходимости)
- Уплотнительная прокладка дополнительного глушителя
- Сальник распределительного вала (при необходимости)
- Регулировочные шайбы (при необходимости)
- Отрезок трубы диаметром 25 мм и длиной 100 мм (для запрессовки сальника)
- Прокладка в соединении корпуса термостата с головкой блока цилиндров
- Клапана (при необходимости)
- Головка блока цилиндров (при необходимости)
- Аэрозольная смазка типа WD-40 или аналогичная
- Герметик
- Наждачная бумага (мелкозернистая)
- Графитная смазка
- Керосин
- Ветошь
Детали и расходники (для 16-клапанных двигателей):
- Башмак — 2 шт.
- Охлаждающая жидкость
- Моторное масло
- Емкость техническая — 2 шт.
- Комплект уплотнителей ресивера и дроссельной заслонки (при необходимости)
- Прокладка головки блока цилиндров
- Комплект болтов крепления головки блока цилиндров (при необходимости)
- Прокладка дроссельного узла (при необходимости)
- Герметик-прокладка типа LOCTITE 5910
- Герметик типа LOCTITE 574
- Растворитель типа 646
- Регулировочные шайбы (при необходимости)
- Аэрозольная смазка типа WD-40 или аналогичная
- Уплотнительная прокладка дополнительного глушителя
- Сальники распредвалов (при необходимости)
- Прокладка катколлектора (при необходимости)
- Прокладка в соединении корпуса термостата с головкой блока цилиндров
- Клапана (при необходимости)
- Головка блока цилиндров (при необходимости)
- Наждачная бумага (мелкозернистая)
- Графитовая смазка
- Керосин
- Ветошь
Примечания:
Головку блока цилиндров снимайте для ее ремонта или замены, замены уплотнительной прокладки головки, при демонтаже ШПГ, а также при полной разборке двигателя. Работу выполняйте на эстакаде или смотровой канаве.
1. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя, как написано здесь (8-клапанные двигатели) или здесь (16-клапанные двигатели).
2. Демонтируйте впускной коллектор и катколлектор. Как это сделать, смотрите здесь (для 8-клапанных двигателей) или здесь и здесь (для 16-клапанных двигателей).
3. Снимите головку блока, как написано здесь (для 8-клапанных двигателей) или здесь (для 16-клапанных двигателей).
4. Снимите распределительные валы, как написано здесь (для 8-клапанных двигателей) или здесь (для 16-клапанных двигателей).
5. Снимите толкатели клапанов, как написано здесь (для 8-клапанных двигателей) или здесь (для 16-клапанных двигателей).
6. Снимите термостат, как описано здесь.
7. Разберите клапанные механизмы, как описано здесь.
8. Очистите клапаны от нагара металлической щеткой, осмотрите клапаны и их седла в головке блока цилиндров.
Примечание:
На тарелке клапана не должно быть трещин, а его стержень не должен иметь деформации. На рабочих фасках клапана и седла не допускается наличие сильного износа и повреждений: глубоких рисок, раковин, следов прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске клапана и седла можно вывести притиркой клапана к седлу.
Для грубой оценки зазора между стержнем клапана и его направляющей втулкой в головке блока цилиндров вставьте клапан в отверстие втулки не до конца (не доведя тарелку клапана до седла на расстояние около 10 мм). Покачайте клапан за тарелку в радиальном направлении. При ощущении значительного люфта (больше 0,15 мм) в соединении замените клапан новым. Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, то необходимо заменить направляющую втулку (на специализированном сервисе). Дефектные клапаны замените новыми. При значительном повреждении седла клапана в головке блока цилиндров следует устранить дефекты шлифованием в специализированном сервисе или заменить головку блока цилиндров.
9. Перед сборкой головки блока цилиндров, металлической щеткой удалите нагар с поверхности камер сгорания.
10. Промойте головку блока цилиндров керосином и продуйте ее каналы сжатым воздухом.
11. Сборку и установку головки блока цилиндров проводите в обратной последовательности.
В статье не хватает:
- Фото инструмента
- Фото деталей и расходников
Источник