Ремонт гражданско воздушного судна

Ремонт гражданско воздушного судна

ГОСТ Р 57907-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА АВИАЦИОННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ

Ремонт по техническому состоянию. Общие требования

Air transport. Civil aviation. Repair on a technical condition. General requirements

Дата введения 2018-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Значительная часть гражданской авиационной техники спроектирована или переведена на эксплуатацию по техническому состоянию, не предполагающую выполнения плановых регламентированных капитальных и средних ремонтов по трактовке ГОСТ 18322.

Настоящий стандарт устанавливает порядок выполнения ремонта авиационной техники, эксплуатируемой по техническому состоянию, в случаях, когда восстановление ее летной годности требует выполнения ремонтных работ, не предусмотренных действующей эксплуатационной документацией.

Стандарт разработан с учетом международной практики и позволяет существенно повысить эффективность применения стратегии эксплуатации по техническому состоянию гражданской авиатехники.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на гражданскую авиационную технику (воздушные суда и их комплектующие изделия) и устанавливает порядок выполнения ремонта авиационной техники, эксплуатируемой по техническому состоянию.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ 27692 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание формуляров

ГОСТ 27693 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

гражданская авиационная техника: Самолеты, вертолеты, другие воздушные суда и их компоненты, используемые в гражданской авиации в установленном законодательством порядке.

3.1.2 дело ремонта изделия: Комплект производственно-контрольной документации, заполненной и оформленной в установленном порядке.

комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем.

Примечание — В настоящем стандарте под термином «комплектующее изделие» понимается любой установленный на воздушном судне, авиационном двигателе и воздушном винте механизм, прибор, оборудование, а также модуль авиационных двигателей.

3.1.4 летная годность: Свойство образца авиационной техники, определяемое применимыми требованиями, реализованными в его конструкции и характеристиках, позволяющих обеспечить безопасный полет в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.

регламентированный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый независимо от технического состояния объекта в момент начала ремонта, в объеме и с периодичностью, установленными в документации.

предотказное состояние: Работоспособное состояние изделия, при котором его определяющий(ие) параметр(ы) имеет(ют) значение, находящееся в поле упреждающего допуска, устанавливаемого в эксплуатационной или ремонтной документации, или при котором имеет место контролируемый отказ допустимого числа элементов, составляющих внутренний резерв работоспособности изделия.

[ОСТ 1 02776-2001*, пункт 3.4]

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

3.1.7 производственно-контрольная документация: Документация, содержащая сведения о состоянии изделия до ремонта, способах и объемах выполненных работ и результатах контроля.

ремонт по техническому состоянию: Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью, установленной в документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием объекта.

техническая эксплуатация по состоянию: Эксплуатация, при которой замена изделия при всех видах (формах) ТОиР для его восстановления или списания производится только при отказе изделия или достижении им предотказного состояния.

Читайте также:  Ремонт натяжителя цепи ниссан

[ОСТ 1 02776-2001, пункт 3.3]

техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в каждый момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

удостоверяющий документ: Документ, выпущенный на конкретный экземпляр изделия авиационной техники, подтверждающий его соответствие утвержденной конструкторской документации и содержащий характеристики, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии и другие сведения, определяемые видом документа.

3.1.12 эксплуатант: Физическое или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта [1].

АД — авиационный двигатель;

ВС — воздушное судно;

ДЛГ — директива летной годности;

КИ — комплектующее изделие;

ППР — (наработка) после последнего ремонта;

РТС — ремонт по техническому состоянию;

СНЭ — (наработка) с начала эксплуатации;

ТД — техническая документация;

СБ — сервисный бюллетень;

ТОиР — техническое обслуживание и ремонт;

ЭД — эксплуатационная документация.

4 Ремонт по техническому состоянию воздушных судов

4.1 В типовом случае ремонт воздушного судна, эксплуатируемого по техническому состоянию, производится силами эксплуатанта с привлечением, при необходимости, других компетентных организаций по технологии, изложенной в действующей ЭД (Руководство по поиску и устранению отказов и повреждений, Руководство по ремонту конструкции планера, см. ГОСТ 18675).

4.2 Если данные Руководства в составе ЭД на ВС не предусмотрены или если в них отсутствует технология устранения обнаруженного повреждения (дефекта), лицо, юридически ответственное за поддержание летной годности ВС, производит оценку технико-экономической целесообразности восстановления его летной годности и принимает решение о списании ВС или выполнении ремонта.

4.3 В случае принятия решения о выполнении ремонта ВС указанное ответственное лицо заключает с разработчиком ВС договор, по которому разработчик обязуется отработать и согласовать с заказчиком ремонта Перечень работ, подлежащих выполнению на данном экземпляре ВС, разработать и утвердить соответствующий комплект технической документации, включая, при необходимости, программы послеремонтных наземных и летных испытаний и дополнения к ЭД, предложить исполнителей ремонта, определить источники получения авиационно-технического имущества и технически обоснованные сроки выполнения работ.

4.4 В зависимости от технического состояния ВС ремонт может быть организован на аэродроме посадки, на аэродроме базирования, на базе разработчика, изготовителя или выбранной организации по ТОиР.

4.5 В состав ремонтной бригады могут быть включены подготовленные специалисты разработчика ВС, изготовителя ВС, организации по ТОиР и эксплуатанта.

4.6 В процессе ремонта Перечень работ может корректироваться разработчиком с учетом информации, получаемой от исполнителя ремонта. Все изменения также должны быть согласованы с заказчиком ремонта.

4.7 По результатам ремонтных работ исполнитель ремонта оформляет Дело ремонта изделия с обязательным включением в него окончательной редакции детализированного Перечня работ и полного комплекта производственно-контрольной документации, подтверждающей полноту и качество выполнения ремонта.

4.8 Оригинал Дела ремонта изделия остается у исполнителя ремонта и хранится до списания ВС.

4.9 После окончания ремонта руководитель ремонтной бригады организует оформление формуляра ВС в соответствии с ГОСТ 27692. В разделе 3 «Индивидуальные особенности» указываются особенности ВС, если они появились в процессе ремонта. В разделе 15 «Ремонт» делается запись «Ремонт по техническому состоянию в объеме Перечня XXX». Вместе с удостоверяющей документацией отремонтированного ВС заказчику ремонта передается копия окончательной редакции детализированного Перечня работ, а также копии отдельных частей Дела ремонта изделия, если это предусмотрено договором на ремонт, и, при необходимости, дополнения к ЭД, отражающие особенности поддержания летной годности отремонтированного ВС.

4.10 Допуск к эксплуатации прошедшего ремонт ВС осуществляют Авиационные власти государства-эксплуатанта в установленном порядке.

5 Ремонт по техническому состоянию авиационных двигателей

5.1 Значительная часть авиационных двигателей, эксплуатируемых по техническому состоянию, имеет модульную конструкцию, что позволяет эксплуатанту производить замену отдельных неисправных модулей по технологии, изложенной в эксплуатационной документации.

5.2 В этом случае в ремонт направляется только неисправный модуль, ремонт которого выполняется по процедурам раздела 6 настоящего стандарта.

Источник

Ремонт гражданско воздушного судна

ГОСТ Р 53863-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Air transport. Maintenance and repair system of aviation equipment. Terms and definitions

Дата введения 2011-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 г. N 240-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Читайте также:  Требования безопасности при ремонте экскаватора

Введение

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения».

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.

Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым шрифтом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации.

Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ

2 Термины и определения

1 система технического обслуживания и ремонта авиационной техники; система ТО и Р: Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий авиационной техники, входящих в эту систему.

2 техническое обслуживание авиационной техники; ТО AT: Комплекс работ или работа по поддержанию работоспособности или исправности изделия авиационной техники при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

3 ремонт авиационной техники; ремонт AT: Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники и (или) восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

4 изделие авиационной техники; изделие AT: Единица промышленной продукции авиационной техники, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.

Примечание — Примерами изделий авиационной техники являются самолеты, вертолеты и их составные части, двигатели, тренажеры, оборудование и снаряжение, радиотехнические и другие средства, а также комплектующие изделия и технические средства, обеспечивающие их эксплуатацию.

5 воздушное судно; ВС: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

6 исправное воздушное судно; исправное ВС: Комплектное воздушное судно, имеющее остаток ресурса и срока службы, на котором выполнены установленные работы технического обслуживания, устранены последствия повреждений и отказов в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

7 воздушное судно, готовое к полету; ВС, готовое к полету: Исправное воздушное судно, подготовленное к полету и снаряженное в соответствии с заданием на полет, с оформленной установленной документацией.

8 переоборудование воздушного судна; переоборудованное ВС: Комплекс работ по изменению конструкции воздушного судна одного варианта в другой в целях изменения его назначения в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

9 объект технического обслуживания и (или) ремонта; объект ТО и (или) Р: Изделие авиационной техники, обладающее потребностью в определенных работах технического обслуживания и (или) ремонта и приспособленностью к выполнению этих работ.

10 технологичность конструкции изделия авиационной техники; технологичность AT: Совокупность свойств конструкции изделия авиационной техники, определяющих ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, техническом обслуживании и ремонте для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ.

11 эксплуатационная технологичность изделия авиационной техники; эксплуатационная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению работ технологического обслуживания.

12 ремонтная технологичность изделия авиационной техники; ремонтная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению при техническом обслуживании (ремонте) работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности.

13 контролепригодность изделия авиационной техники; контролепригодность AT: Свойство изделия авиационной техники, характеризующее его приспособленность к проведению работ по контролю технического состояния заданными средствами в заданных условиях.

14 техническое состояние изделия авиационной техники; техническое состояние AT: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств изделия авиационной техники, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

Примечание — Видами технического состояния являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д.

15 исправное состояние изделия авиационной техники; исправность AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором оно соответствует всем требованиям технической и эксплуатационной или ремонтной документации.

16 предельное состояние изделия авиационной техники; предельное состояние AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

17 критерий предельного состояния изделия авиационной техники; критерий предельного состояния AT: Признак или совокупность признаков предельного состояния изделия авиационной техники, установленные в эксплуатационной или ремонтной документации.

Читайте также:  Ремонт форд фокус прейскурант

Примечание — В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же изделия могут быть установлены два и более критериев предельного состояния.

18 техническое диагностирование авиационной техники; техническое диагностирование AT: Процесс определения технического состояния объекта диагностирования авиационной техники с определенной точностью.

1 Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта(ов).

2 При диагностировании следует различать рабочие воздействия, которые поступают на изделие при его функционировании, и тестовые воздействия на объект, которые подаются на изделие только для целей диагностирования.

19 диагностический параметр изделия авиационной техники; диагностический параметр AT: Признак или параметр объекта диагностирования авиационной техники, используемый в установленном порядке для определения технического состояния изделия.

Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

20 технологическое обслуживание авиационной техники; технологическое обслуживание AT: Комплекс работ по подготовке изделия авиационной техники к использованию по назначению, хранению, транспортированию и приведению его в исходное состояние после этих процессов, не связанных с поддержанием надежности изделия.

21 метод технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники; метод ТО и (или) Р AT: Совокупность технологических и организационных правил выполнения работ технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники.

22 техническая эксплуатация авиационной техники; техническая эксплуатация AT: Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия авиационной техники.

23 нормальная эксплуатация авиационной техники; нормальная эксплуатация AT: Эксплуатация изделий авиационной техники в соответствии с действующей эксплуатационной документацией.

24 подконтрольная эксплуатация авиационной техники; подконтрольная эксплуатация AT: Эксплуатация в целях получения дополнительной информации об авиационной технике.

25 реальная эксплуатация авиационной техники; реальная эксплуатация AT: Эксплуатация авиационной техники в сложившихся в эксплуатирующей организации условиях.

периодичность технического обслуживания (ремонта); периодичность ТО (Р): Интервал времени или наработки между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Примечание — Под видом технического обслуживания (ремонта) понимают техническое обслуживание (ремонт), выделяемое (выделяемый) по одному из признаков: этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации и т.д.

27 наработка изделия авиационной техники; наработка AT: Продолжительность или объем работы изделия авиационной техники.

Примечание — Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).

28 цикл технического обслуживания авиационной техники; цикл ТО AT: Наименьший повторяющийся интервал времени или наработки изделия авиационной техники, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания.

29 назначенный ресурс изделия авиационной техники; назначенный ресурс AT: Суммарная наработка изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

30 назначенный срок службы изделия авиационной техники; назначенный срок службы AT: Суммарная календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

31 временный назначенный ресурс изделия авиационной техники; временный назначенный ресурс AT: Часть назначенного ресурса изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией.

32 временный назначенный срок службы изделия авиационной техники; временный назначенный срок службы AT: Часть назначенного срока службы изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией.

33 межремонтный ресурс изделия авиационной техники; межремонтный ресурс AT: Установленная в нормативно-технической документации наработка изделия авиационной техники между смежными ремонтами.

34 межремонтный срок службы изделия авиационной техники; межремонтный срок службы AT: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники между смежными ремонтами.

35 послеремонтная гарантийная наработка изделия авиационной техники; послеремонтная гарантийная наработка AT: Наработка изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации.

36 послеремонтный гарантийный срок службы изделия авиационной техники; послеремонтный гарантийный срок службы AT: Календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации.

37 ресурс изделия авиационной техники до первого ремонта; ресурс AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации наработка изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта.

38 срок службы изделия авиационной техники до первого ремонта; срок службы AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта.

39 работа по техническому обслуживанию или ремонту изделия авиационной техники; работа ТО или Р: Технологически завершенный комплекс операций технического обслуживания или ремонта, выполняемый на изделии авиационной техники.

40 объем технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; объем ТО или Р: Совокупность работ технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники и (или) трудоемкость их выполнения.

41 режим технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; режим ТО или Р: Условия выполнения технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники, включающие перечень и периодичность выполнения работ и, при необходимости, значения эксплуатационных характеристик применяемых средств.

Источник

Оцените статью