- Завершена реставрация церкви Преображения Господня в Кижах
- Завершена реставрация Преображенской церкви на острове Кижи
- О форуме
- Без гвоздей и без гостей
- Почему затянулась реставрация Преображенской церкви Кижского погоста
- Директор музея-заповедника «Кижи» о судьбе памятников деревянного зодчества
- В Кижах завершена 11-летняя реставрация церкви Преображения Господня
- Венец творения
- Будем ставить коронку!
- По курицам и потокам
- Небеса обетованные
- «Единый»
Завершена реставрация церкви Преображения Господня в Кижах
Внутри уже собран иконостас с 105 иконами, считающийся крупнейшим памятником иконописи на Русском Севере
Церковь Преображения Господня в Кижах. Фото: Минкультуры России
В церкви Преображения Господня, которая в составе Кижского погоста входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, завершены многолетние реставрационные работы. Как сообщает Минкультуры РФ, сейчас 22-главый деревянный храм полностью освобожден от лесов и первые посетители смогут зайти внутрь с открытием летнего сезона. Пока же в церкви завершается воссоздание интерьера. В частности, уже собран иконостас с 105 иконами, шириной более 24 м и высотой 7 м.
Церковь Преображения Господня в Кижах. Фото: Минкультуры России
В ведомстве напомнили, что восстановительные работы шли по не имеющей аналогов в мире технологии поэтапной переборки сруба. Вся почти 40-метровая конструкция весом 600 т была вывешена на смонтированном внутри металлическом каркасе, разделена на ярусы и последовательно реставрировалась снизу вверх. В результате удалось сохранить более 60% исторического материала (всего же церковь сложена из 3 тыс. бревен и сотни тысяч элементов).
Иконостас Преображенской церкви. Фото: Музей-заповедник «Кижи»
Планируется, что 19 августа 2020 года, в престольный праздник Преображенской церкви, здесь пройдет первое с 1937 года богослужение.
Источник
Завершена реставрация Преображенской церкви на острове Кижи
СЫКТЫВКАР, 13 марта. /ТАСС/. Специалисты завершили многолетнюю реставрацию церкви Преображения Господня на острове Кижи. Памятник является доминантой Кижского погоста, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом рассказала ТАСС заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Ольга Жаринова в кулуарах походящего в Сыктывкаре Третьего Северного культурного форума.
«Мы уже завершили реставрацию. Церковь Преображения Господня отреставрирована. Готовимся ее открывать этим летом. Надеемся, что с 1 июня 2020 года церковь примет своих первых посетителей. На 1 июня назначено официальное открытие. В церкви уже установлен иконостас — самый крупный в мире и очень красивый, 105 икон», — рассказала замдиректора музея.
«Сейчас идут завершающие работы по интерьеру, расставляем внутреннее убранство. Снег сойдет, и мы готовимся к приему туристов», — добавила она.
Музей особо готовится к проведению традиционной службы, освящению отреставрированного храма. Она пройдет в престольный праздник храма — 19 августа. «Мы ждем в этот день президента России Владимира Путина, очень надеемся, что он сможет приехать. Ждем министра культуры России Ольгу Любимову, патриарха Кирилла. Надеемся, что 19 августа проведет службу патриарх. Переговоры ведутся, уже получено от патриарха предварительное согласие. Церковь была закрыта на протяжении более 30 лет, и вот сейчас открываем ее заново. Готовимся и очень волнуемся», — сказала представитель музея-заповедника.
Поэтапное восстановление Преображенской церкви Кижского погоста началось в 2009 году. На это было направлено 508 млн рублей. За 10 лет специалисты отреставрировали 742 бревна из 2550 элементов, составляющих храм. Важным этапом реставрации стала работа над 16 деревянными главками, на которых заменили 34 тысячи лемешин — традиционных черепиц из осины. Особый интерес представляет иконостас конца XVII — начала XVIII века, он сохранился целиком.
Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. В составе архитектурной коллекции музея 82 памятника. Основу составляет ансамбль Кижского погоста с церковью Преображения Господня, которую венчают 22 главы.
О форуме
Северный культурный форум организован Минкультуры Российской Федерации, правительством Республики Коми и Российским фондом культуры. Он задуман как площадка для открытого диалога экспертов в сфере культуры, туризма, образования и науки. На форуме ведется обсуждение актуальных вопросов развития сотрудничества северных территорий. Мероприятие предоставляет пространство для реализации значимых творческих проектов.
В рамках Северного культурного форума в Сыктывкаре организованы два десятка экспертных площадок, открытых лекториев, фокус-семинаров по различным темам: от сохранения нематериального культурного наследия Севера до развития регионального кино. По сравнению с прошлым число участников увеличилось вдвое — с 300 до более 600 человек из 37 регионов и пяти стран.
Официальным партнером форума выступает Санкт-Петербургский международный культурный форум. Впервые в Сыктывкаре проходит серия открытых лекториев проекта «Культура 2.0», посетить которые может любой желающий.
Источник
Без гвоздей и без гостей
На острове Кижи после многолетней реставрации открылся для посещения храм Преображения Господня — шедевр русского деревянного зодчества, построенный в 1714 году, памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, место туристического паломничества. Его закрыли еще в 1980 году, когда постройке грозило обрушение. Восстановление затянулось на десятилетия не только из-за масштаба работ, но и потому, что со столь сложной инженерной задачей реставраторы прежде не сталкивались — многие конструктивные решения изобретались по ходу работ. Об итоге этих работ рассказывает Игорь Гребельников.
Слава ансамбля Кижского погоста такова, что даже последние сорок лет, когда Преображенская церковь была закрыта и обнесена реставрационными лесами (а то и выглядела совершенно сюрреалистично, будучи подвешенной частями на металлическом каркасе), Кижская гавань исправно заполнялась огромными теплоходами. В доковидном 2019 году Кижи приняли рекордное количество посетителей — 230 тыс., почти половину которых составили иностранцы.
То ли еще будет, особенно после открытия границ и снятия прочих ограничений: теперь можно увидеть еще и интерьер Преображенского храма. Четыре ряда великолепного резного золоченого иконостаса, раскинувшегося помимо алтарной преграды еще и на боковые грани осьмерика, более ста икон (в основном XVIII века, но есть и более ранние, из предшествовавшего этому храма, сгоревшего от удара молнии), а еще расписное «небо», замыкавшее округлый потолок. Последнее, правда, пока можно увидеть только виртуально, с помощью дополненной реальности: 16 расписных клиньев «неба» погибли в период Великой Отечественной — ими топил печь сторож склада в Петрозаводске.
За созданием Преображенской церкви не стоит громкого имени архитектора — есть лишь легенда о плотнике Несторе, построившем ее и со словами «николи не было, николи не будет» забросившем топор в озеро. Мало того, фактически это улучшенная версия другого храма — Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Их родство налицо, судя по фотографиям, хотя анхимовская церковь сгорела в 1963 году. Да и в архитектурном плане Преображенская церковь только кажется вычурной, на деле же все куда как рационально: это пирамида из восьмериков, к которым по четырем сторонам пристроены прямоугольные «прирубы», из-за чего здание в плане приобретает крестообразную форму (а заодно и становится просторнее). Но 22 луковичные главки, которыми увенчан храм, придают ему удивительно величавое и радостное настроение — здесь нет той избыточности, крикливости, фальши, которые могут раздражать в простонародных вариациях барокко, под очевидным влиянием которого посреди Кижей возникла эта чудо-церковь.
И, в отличие от каменных построек, в случае с деревянной архитектурой свежеоконченные реставрационные работы все-таки производят впечатление более комфортное: тут и запахи дерева, и, главное, вид обновленных 22 главок Преображенской церкви, покрытых лемехом — стругаными осиновыми дощечками. На них невольно оборачиваешься из любой точки — все из-за перламутрового отлива, будто растворяющего их в небе. А с колокольни, где оказываешься с куполами вровень, к этому перламутру добавляется золотистый оттенок. Онежские плотники, в начале XVIII века покрывавшие купола лемехами, знали это свойство свежеструганой осины переливаться золотом и серебром. В отличие от скандинавских соседей, они не морили дощечки, а позволяли им постепенно выгореть на солнце, чтобы лет через тридцать-сорок их пришлось снова менять — так, чтобы каждое поколение застало купола золотистыми.
Почему затянулась реставрация Преображенской церкви Кижского погоста
Слава удивительной постройки 1714 года, выполненной одним топором, без единого гвоздя, прогремела на весь мир в оттепельном 1959-м. Тогда после десятилетней реставрации храм открылся, можно сказать, в первозданном виде. Дело в том, что начиная с 1870-х годов постройка неоднократно поновлялась: стены были обшиты деревянным «сайдингом» снаружи и изнутри, а купола заменены на металлические — так казалось современнее.
Сам храм был при этом закрыт в 1937 году, тогда же расстрелян и его последний священник. И хотя в 1939 году кижские строения включили в список общесоюзных памятников, руки до них не дошли — помешала война. Во время оккупации Заонежья финскими войсками иконостас и иконы были вывезены в Финляндию, где их отреставрировали и даже подготовили к выставке в Хельсинки (которая, впрочем, не открылась, хотя уже был напечатан каталог). После капитуляции Финляндии вывезенные иконы были возвращены, заново отреставрированы и возвращены в 1959 году в храм.
Директор музея-заповедника «Кижи» о судьбе памятников деревянного зодчества
Участие финнов в сбережении заонежских памятников архитектуры и иконописи — отдельный поразительный сюжет. С одной стороны, ужасы оккупации, а с другой — исключительное по охвату обследование всех заонежских церквей, за которое взялся 23-летний магистр истории искусств Ларс Петтерссон. Итогом его двухлетней работы с 1942 по 1944 год стал внушительный том «Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья»: лишь в прошлом году эта книга, ставшая исключительным источником знаний о памятниках Восточной Карелии, была переведена и издана у нас (“Ъ” писал о ней 6 октября 2020 года). Во многом по рисункам, описаниям и фотографиям Петтерссона восстанавливались и будут восстанавливаться эти памятники, включая «небо» Преображенской церкви, погибшее в Петрозаводске.
Еще в конце 1960-х годов, оценив масштабы деформации сруба и проседаний, а также количество прогнивших бревен, реставраторы отказались от варианта полной переборки строения. Решено было укрепить его внутренним металлическим каркасом, приподнять верхние части сруба, нижние разобрать, отреставрировать или заменить и установить на бетонном фундаменте.
Сотрудники музея-заповедника отстояли возможность сохранения памятника, а включение его в 1990 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО стало дополнительной «охранной грамотой».
Но лишь в проекте 2000 года были точно определены семь «технологических реставрационных поясов», каждый из которых впоследствии отделялся от сруба, поднимался и вывешивался для дальнейшего демонтажа и реставрации. На острове был оборудован плотницкий цех, дендрологи исследовали бревна сруба и нашли в карельских лесах сосны, максимально приближенные к ним по возрасту, а каждое бревно, поддающееся сохранению, восстанавливали. В итоге пояс за поясом реставрация основного объема здания завершилась лишь в 2019 году. Купола были покрыты более чем 35 тыс. вручную вырубленных осиновых лемешин. Тогда же приступили к восстановлению внутреннего убранства, от драматургии которого — в ней соединилась простота деревянного сруба с изысками барочного иконостаса и мастерски написанных икон — теперь тоже захватывает дух. А ближайшие торжества по случаю открытия храма намечены на 19 августа: в праздник Преображения Господня состоится торжественный чин освящения храма и пройдет первая с 1937 года служба.
Источник
В Кижах завершена 11-летняя реставрация церкви Преображения Господня
22-главая церковь Преображения Господня на острове Кижи откроется после масштабной 11-летней реставрации. 19 августа 2020 года, в престольный праздник Преображенской церкви, здесь пройдет первое с 1937 года богослужение.
Иконостас Преображенской церкви — один из крупнейших памятников древнерусской иконописи XVIII века на Русском Севере. Уникальный храм был признан аварийным и закрыт для посетителей в 1980 году.
В 1990 году Кижский погост включили в тройку первых объектов в России Списка всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с Московским Кремлем и историческим центром Санкт-Петербурга. В 2009 году началась его реставрация.
Специально для объекта была создана не имеющая аналогов в мире технология поэтапной переборки сруба. Храм разделили на семь реставрационных поясов, каждый из которых можно было изъять из сруба, не потревожив остальные.
В ходе реставрации стояла задача максимально избежать утрат исторического материала. По итогу доля замены исторического материала составила 36%. По поручению ЮНЕСКО реставрацию ежегодно контролировали эксперты Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИККРОМ).
На сегодняшний день собран аутентичный иконостас, насчитывающий 105 икон, и завершается воссоздание интерьера храма. Летом 2020 года церковь будет готова принять первых посетителей, которые увидят иконостас на его историческом месте — в главном храме заповедного острова.
Источник
Венец творения
Будем ставить коронку!
В этот храм, вот уже 40 лет закрытый для всех, кроме сотрудников музея, входишь через массивные деревянные двери. Под ногами пол из широких досок, по словам сопровождающего нас директора учебно-методического центра Музея-заповедника «Кижи» Александра Любимцева — исторический, разобранный в 1980-х, когда сюда, спасая храм, ставили каркас. Стены — крепкие бревна («300 лет в стенах и срублены были уже столетними», — говорит Любимцев).
— Тут все поехало уже в XVIII веке. Начали проседать полы, балки пошли из гнезд, стены накренились.
300 лет назад мастера не изучали сопромат и не делали чертежей — поэтического чувства у них было явно больше, чем опыта. Храму, поставленному на фундаменте из валунов, даже не скрепленных раствором (так принято было на деревянных церквах), не помогали многочисленные ремонты, капитальные и косметические. Но уже в наши дни помогли мастерство и скрупулезность российских реставраторов.
. Еще до начала переборки венцов стало ясно, что состояние многих элементов сруба катастрофическое, надо бороться за каждое бревно. Делать это под открытым дождливым карельским небом было сложно — и дирекция музея добилось постройки настоящего завода для реставрации.
Его сборочный цех способен принять в себя большой дом — вроде дома крестьянина Серых, стоящего сейчас за спиной Андрея Ковальчука, директора «Плотницкого центра» Кижей. Старинные бревна, собранные в венцы, в некоторых вставки — свежая светлая древесина. Во время работы над бревнами «Преображенки» с каждой их деталью, с каждым стыком, которых тут множество, разбирались отдельно, все осматривалось консилиумом специалистов, смотрели степень деформации, повреждения гнилью и жуками, решалось, стоит ли чинить бревно и выдержит ли отреставрированный элемент нагрузку. Реставрировать — это значит в том числе ставить на поврежденный участок ту самую вставку-коронку. Материал для деревянной стоматологии подбирается вплоть до совпадения рисунка и числа колец. Дерево еще не один месяц высушивают.
Сам Бог велел этому храму стать лабораторией по реставрации деревянных памятников. Причем международной: в 2017 году, когда переборка венцов шла еще полным ходом, в Кижи, впервые в России, приехали за опытом учащиеся курсов ИККРОМ — Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей при ЮНЕСКО. А в прошлом году вышла книга Ковальчука «Реставрация элементов исторических деревянных памятников» — на русском и английском.
В ней описана методика, не позволившая превратить Преображенский храм в новодел: крепко стоящая на новом бетонном фундаменте преображенная церковь на 70 процентов состоит из сохранившихся или отреставрированных бревен. И только 30 процентов уложенного легкомысленными мастерами XVIII века пришлось заменять.
По курицам и потокам
На Кижах куда ни посмотри — увидишь либо деревянный памятник, либо гладь Онеги. Водитель автобуса, везущего нас к Кижскому погосту, Владимир Гарамов живет в Ямках, на севере острова, и каждое утро видит из окна деревянный настил, идущий от дома к воде, моторку у причала, на ней он в свободные дни рыбачит. На острове Владимир живет круглый год, возит с севера на юг гостей заповедника, рабочих, экскурсоводов.
. Но вот и первый памятник — дом Ошевнева, терем с арочными балконами, резными наличниками и ставнями по фасадам.
— Видите — «курица» крепится клиньями на слегах, сверху охлупень закрепляется нагелями. И «курица» держит поток, в который и упирается тес. Это способ «по курицам и потокам», — гид Рита Гашкова сыплет терминами.
«Курица» — это еловый крюк, поток — выдолбленное бревно, охлупень — бревно, сверху прижимающее скаты, нагель — деревянный гвоздь. Все вместе — схема устройства крыши тех самых домов, которые «без единого гвоздя». Рита говорила на языке мастеров, оценив состав группы.
— Там много мужиков — им всегда интересно, как строили, из чего, каким инструментом, что в какие пазы идет. Женщины отзываются на хозяйственные темы.
Но вот мы возле плотника, показывающего очередной группе, как рубить лемех, частичку, покрывающую купола Преображенского собора.
— Какой гвоздь лучше — кованый или береза? — спрашивает девушка с красным рюкзачком.
— Дерево к дереву лучше, — отвечает Евгений, чья работа в музее, кроме просвещения туристов, — делать реплики с подлинной утвари. — И такого крепежа на срок службы лемеха хватало.
— Хороший турист пошел. Внимателен на всем маршруте, к месту задает вопросы, — говорит Арина, преподаватель английского, 15-й сезон приезжающая сюда работать гидом. — Раньше порхали с ветки на ветку, а сейчас могут поддержать беседу на тему, с которой ты начал экскурсию.
Особенно если открыть им калитку. Которая требует восьмерки — ржаной муки, воды, простокваши или кефира, соли, молока, масла, сметаны и начинки. Вепсянке Аше (она же Аня), чтобы выпечь калитку, большего не надо. Мужчине хватает двух-трех таких карельских ватрушек с кашей или картошкой — больше не съесть что высоким гостям (которых всегда заводят в Анину горницу), что обычным туристам. Хотя я бы не отказался.
Южный край острова встречает тургруппы благовестом с часовни Михаила Архангела.
Звонарь Игорь Хуттер приехал сюда 30 лет назад. Все местные колокола в 30-х отправили на переплавку. Звонящие сейчас под руками Хуттера благовестник, альты и тенора нашлись в конце 80-х в деревне недалеко от погоста. Хуттер сам отмывал их от солидола и развешивал на часовне, первой из открывшихся тут в 1991-м. Сегодня на острове и вокруг него девять звонниц, собранных Игорем. Десятки остальных — на материке.
Небеса обетованные
Бывших парижан не бывает. Их легко узнать и на Кижах: элегантная сумка на плече, зонт на длинной ручке, плащ через руку.
Отец Николай Озолин родился в 1967-м в столице Франции, рос в 12-м квартале в районе Porte de Vincennes в семье священника Николая Озолина и иконописицы Елизаветы Озолиной. Всю юность провел, по его словам, среди иконных досок, красок и левкаса (грунт, наносимый на доску перед росписью). Отец преподавал иконопочитание, мать расписывала храмы по всей Европе.
И поэтому, когда молодого священника в начале 90-х поставили настоятелем Патриаршего подворья на Кижах, его привлекли здесь и к музейной работе — консультантом по иконописи.
Отец Николай и сегодня, вернувшись со служения во Франции, работает в заповеднике, организует возвращение и воссоздание икон.
— Обратите внимание на царских врат, — чуть неточно говорящий по-русски коренной парижанин подводит к резному позолоченному чуду, закрывающему вход в алтарь. Иконостас XVIII века в конце 2019 года вернулся из запасников, где хранился, пока храм был в разобранном состоянии, и из четырех икон с евангелистами на царских вратах осталась одна. Остальные недавно дописали студенты факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета. Их же работы — в притворе и в соседнем храме Покрова.
Пока мы беседовали, священник все посматривал в «небо». Историческое «небо», деревянный потолок храма Преображения на Кижах, расписанный ангелами и святыми, утрачено. Задача отца Николая — создать новое.
Татьяна Незвицкая, заместитель директора музея-заповедника «Кижи»:
Храм Преображения сейчас готовится к итоговой приемке, после нее мы поставим клирос, повесим иконы и будем ждать туристов и гостей. Сроки открытия зависят от ситуации с коронавирусом.
Самое сложное позади, теперь надо поддерживать храм в нынешнем состоянии, продлевать ему жизнь — постоянно мониторить, следить за температурой и влажностью, отслеживать деформации, протечки, заниматься их профилактикой, не забывать о противопожарной безопасности. Скучать не придется, просто начался новый этап работы.
«Единый»
Это слово написано рядом с гвоздем, забитым в столб, переходящий в крест в самом верхнем куполе Преображенского собора.
Это шутка реставраторов. В храме, построенном, по легенде, «без единого гвоздя», гвоздей больше, чем в любом деревянном храме России. Каждая из 30 тысяч осиновых дощечек-«чешуек», прикрывающих его главки, прибита как минимум на два гвоздя. Но если эти гвозди вынуть — лемеха отлетят, а храм будет стоять и без гвоздей.
Источник